пїњ

јдминистративно-правовое регулирование земельного контрол€ в населенных пунктах

(—улейманова ќ. Ћ.) ("јдминистративное и муниципальное право", 2010, N 4) “екст документа

јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ-ѕ–ј¬ќ¬ќ≈ –≈√”Ћ»–ќ¬јЌ»≈ «≈ћ≈Ћ№Ќќ√ќ  ќЌ“–ќЋя ¬ Ќј—≈Ћ≈ЌЌџ’ ѕ”Ќ “ј’

ќ. Ћ. —”Ћ≈…ћјЌќ¬ј

—улейманова ќльга Ћеонидовна - соискатель ћосковского гуманитарного университета.

¬ статье рассматриваетс€ административно-правовой механизм охраны земель в населенных пунктах, анализируетс€ компетенци€ органов управлени€ в сфере осуществлени€ земельного контрол€.

 лючевые слова: земельный контроль, кадастр, регулирование, административна€ ответственность, населенный пункт, земли поселений.

Administrative and legal regulation of the land control in residential areas O. L. Suleymanova

The article is devoted to the administrative and legal mechanism of protection of lands in residential areas. The author also analyzed the level of competence of administrative bodies in the sphere of the land control.

Key words: land control, cadastre, regulation, administrative responsibility, residential area, community lands.

¬ насто€щее врем€ в –оссийской ‘едерации сформировалась система органов государственной власти, осуществл€ющих государственный контроль по различным направлени€м. ќсобое место в системе государственного контрол€ занимает государственный экологический контроль, а также его специфическа€ разновидность - земельный контроль. ¬. √. јфанасьев отмечает, что контроль €вл€етс€ неотъемлемой составной частью управлени€.  онтроль €вл€етс€ не просто частью целого, каким предстает все управление, но и "работающей" частью каждой в отдельности функции этого управлени€ - процесса, представл€ющего собой сложнейшее €вление, в котором все функции наход€тс€ в диалектическом единстве и взаимодействии, неразрывно св€заны, заход€т друг за друга, накладываютс€, переплетаютс€ <1>. -------------------------------- <1> —м.: јфанасьев ¬. √. Ќаучное управление обществом. ћ., 1973. —. 167.

«емельный контроль в отличие от других видов и направлений государственного экологического контрол€ имеет свои предмет и цели, которые определены в «емельном кодексе –‘, а также иных нормативных правовых актах.  ак отмечаетс€ в научной литературе, "...контроль за использованием и охраной земель представл€ет собой де€тельность уполномоченных законом государственных органов по проверке соблюдени€ собственниками, землевладельцами, землепользовател€ми, арендаторами и иными участниками земельных отношений правового режима земель" <2>. -------------------------------- <2> —м.: ѕлатонов ¬. √осударственный контроль за использованием и охраной земель // ’оз€йство и право. 1993. N 2. —. 48.

«адачей государственного земельного контрол€ €вл€етс€ обеспечение соблюдени€ организаци€ми независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководител€ми, должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использовани€ земель. јдминистративно-правовое регулирование государственного земельного контрол€ определ€етс€: ѕостановлением ѕравительства –‘ от 4 апрел€ 2002 г. "ќб утверждении ѕоложени€ о государственной экспертизе землеустроительной документации" <3>, ѕостановлением ѕравительства –‘ от 28 но€бр€ 2002 г. "ќб утверждении ѕоложени€ об осуществлении государственного мониторинга земель" <4>, ѕостановлением ѕравительства –‘ от 15 но€бр€ 2006 г. "ќ государственном земельном контроле" <5>, ѕостановлением ѕравительства –‘ от 29 декабр€ 2008 г. "ќб утверждении положени€ о контроле за проведением землеустройства" <6>, ѕриказом ‘едерального агентства кадастра объектов недвижимости от 31 декабр€ 2004 г. N ѕ/123 "ќб утверждении форм (бланков) документов, необходимых дл€ осуществлени€ государственного земельного контрол€" <7>, ѕриказом ‘едерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29 июн€ 2007 г. N ѕ/0152 "ќб утверждении технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" <8>, ѕриказом ћинюста –оссии от 27 декабр€ 2007 г. N 254 "ќб утверждении јдминистративного регламента исполнени€ ‘едеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции по государственному земельному контролю" <9> и др. -------------------------------- <3> —м.: —обрание законодательства –‘. 2002. N 15. —т. 1432. <4> —м.: —обрание законодательства –‘. 2002. N 49. —т. 4882. <5> —м.: —обрание законодательства –‘. 2006. N 47. —т. 4919. <6> —м.: —обрание законодательства –‘. 2009. N 2. —т. 246. <7> ƒокумент опубликован не был. <8> ƒокумент опубликован не был. <9> —м.: –оссийска€ газета. 2008. 12 €нвар€.

√осударственный земельный контроль осуществл€ет ‘едеральна€ служба государственной регистрации, кадастра и картографии. “ак, ‘едеральна€ служба государственной регистрации, кадастра и картографии €вл€етс€ федеральным органом исполнительной власти, в числе прочих функций осуществл€ет государственную кадастровою оценку земель, землеустройство, государственный мониторинг земель, а также функции по государственному земельному контролю и др.  роме вышеназванной федеральной службы контрольно-надзорную де€тельность осуществл€ют различные органы исполнительной власти, у каждого из которых сво€ компетенци€ в рассматриваемой сфере.  ак справедливо отмечает ¬. ѕлатонов, "...при независимости специальных органов контрол€ невозможно обойтись без общих согласованных или совместных меропри€тий по охране земель. ќни св€заны с предупреждением правонарушений, экспертизой изменени€ качества почв, консервацией деградированных и загр€зненных земель, участием в работе в различных комисси€х и др. ” каждого органа есть, кроме того, и сво€ компетенци€, свое лицо в общей системе государственного контрол€" <10>. -------------------------------- <10> —м.: ѕлатонов ¬. √осударственный контроль за использованием и охраной земель // ’оз€йство и право. 1993. N 2. —. 48.

‘едеральна€ служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществл€ет контроль за: - выполнением требований земельного законодательства о недопущении самовольного зан€ти€ земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использованием земельных участков без оформленных на них в установленном пор€дке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хоз€йственной де€тельности; - пор€дком переуступки права пользовани€ землей; - выполнением требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению и выполнением об€занностей по приведению земель в состо€ние, пригодное дл€ использовани€ по целевому назначению; - выполнением требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков; - пор€дком предоставлени€ сведений о состо€нии земель; - исполнением предписаний по вопросам соблюдени€ земельного законодательства и устранени€ нарушений в области земельных отношений; - выполнением иных требований земельного законодательства по вопросам использовани€ и охраны земель в пределах установленной сферы де€тельности. ‘едеральна€ служба по надзору в сфере природопользовани€ и ее территориальные органы осуществл€ют контроль за соблюдением: - выполнени€ об€занностей по рекультивации земель после завершени€ разработки месторождений полезных ископаемых (включа€ общераспространенные полезные ископаемые), строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществл€емых дл€ внутрихоз€йственных или собственных надобностей; - выполнени€ требований и об€зательных меропри€тий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состо€ние земель; - выполнени€ требований законодательства –‘ о недопущении использовани€ участков лесного фонда дл€ раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведени€ построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков; - режима использовани€ земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов; - выполнени€ иных требований земельного законодательства по вопросам использовани€ и охраны земель в пределах установленной сферы де€тельности. ‘едеральна€ служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществл€ют на земл€х сельскохоз€йственного назначени€ и земельных участках сельскохоз€йственного использовани€ в составе земель поселений контроль за соблюдением: - выполнени€ в соответствии с ‘едеральным законом "ќ государственном регулировании обеспечени€ плодороди€ земель сельскохоз€йственного назначени€" меропри€тий по сохранению и воспроизводству плодороди€ земель сельскохоз€йственного назначени€, включа€ мелиорированные земли; - выполнени€ требований по предотвращению самовольного сн€ти€, перемещени€ и уничтожени€ плодородного сло€ почвы, а также порчи земель в результате нарушени€ правил обращени€ с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными дл€ здоровь€ людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потреблени€; - выполнени€ иных требований земельного законодательства по вопросам использовани€ и охраны земель в пределах установленной сферы де€тельности. »сход€ из полномочий, установленных законом, а также иными нормативными правовыми актами, уполномоченные должностные лица соответствующих органов исполнительной власти, в компетенцию которых входит охрана земель, вправе привлекать правонарушителей к административной ответственности за совершение административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена следующими стать€ми  ојѕ –оссии: - ст. 7.1  ојѕ –оссии - самовольное зан€тие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном пор€дке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хоз€йственной де€тельности; - ч. 1 ст. 7.2  ојѕ –оссии - уничтожение межевых знаков границ земельных участков; - ст. 7.10  ојѕ –оссии - в части самовольной переуступки права пользовани€ землей, а равно самовольного обмена земельного участка; - ст. 8.5  ојѕ –оссии - в части сокрыти€, умышленного искажени€ или несвоевременного сообщени€ полной и достоверной информации о состо€нии земель; - ст. 8.7  ојѕ –оссии - в части невыполнени€ об€занностей по приведению земель в состо€ние, пригодное дл€ использовани€ по целевому назначению; - ст. 8.8  ојѕ –оссии - в части использовани€ земель не по целевому назначению, неиспользовани€ земельного участка, предназначенного дл€ сельскохоз€йственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных цел€х в течение срока, установленного федеральным законом; - ч. 1 ст. 19.4  ојѕ –оссии - неповиновение законному распор€жению или требованию должностного лица органа, осуществл€ющего государственный надзор (контроль), а равно воспреп€тствование осуществлению этим должностным лицом служебных об€занностей; - ч. 1 ст. 19.5  ојѕ –оссии - невыполнение в установленный срок законного предписани€ (постановлени€, представлени€, решени€) органа (должностного лица), осуществл€ющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства; - ст. 19.6  ојѕ –оссии - неприн€тие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушени€; - ст. 19.7  ојѕ –оссии - непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо дл€ осуществлени€ этим органом (должностным лицом) его законной де€тельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде.

Ќазвание документа пїњ