пїњ

—убъекты конституционной об€занности сохран€ть природу и окружающую среду, бережно относитьс€ к природным богатствам

(¬елиева ƒ. —.) (" онституционное и муниципальное право", 2009, N 18) “екст документа

—”ЅЏ≈ “џ  ќЌ—“»“”÷»ќЌЌќ… ќЅя«јЌЌќ—“» —ќ’–јЌя“№ ѕ–»–ќƒ” » ќ –”∆јёў”ё —–≈ƒ”, Ѕ≈–≈∆Ќќ ќ“Ќќ—»“№—я   ѕ–»–ќƒЌџћ Ѕќ√ј“—“¬јћ <*>

ƒ. —. ¬≈Ћ»≈¬ј

¬елиева ƒ. —., доцент ѕоволжской академии государственной службы им. ѕ. ј. —толыпина, кандидат юридических наук (г. —аратов).

¬ статье рассматриваетс€ проблема определени€ субъектного состава конституционной об€занности по охране окружающей среды. јвтор относит к ним не только физических лиц ("каждый"), но и предпри€ти€, учреждени€ и организации, чь€ де€тельность оказывает (или может оказывать) негативное вли€ние на окружающую среду. ¬ работе обосновываетс€ мысль о том, что к субъектам данной конституционной об€занности следует относить и публично-правовые образовани€, в частности –оссийское государство в целом.  лючевые слова: конституционна€ об€занность; охрана окружающей среды; об€занности природопользователей; право каждого на благопри€тную окружающую среду; конституционные функции –оссийского государства по охране окружающей среды.

The problem of definition of the subject composition of the constitutional obligation on nature conservation is considered. The author attributes to the subjects not only physical persons ("everybody") but also enterprises, establishments and organizations that have (or may have) a negative effect on the environment by their activity. The idea that public-legal establishments, in particular the Russian State as a whole, should be referred to the subjects of the obligation is substantiated in the work. Key words: constitutional obligation; environment conservation; natural resources users' obligations; everybody's right to favorable environment; constitutional functions of the Russian State on environment conservation.

ѕри буквальном толковании ст. 58  онституции –‘ носител€ми об€занности по охране окружающей среды €вл€ютс€ граждане –‘, иностранные граждане и лица без гражданства, т. е. исключительно физические лица. ќднако, как нам представл€етс€, такое положение дел не совсем оправданно. “ермин "каждый" в нашем случае можно трактовать и более широко. — окружающей средой, природой взаимодействуют все: в быту, на отдыхе, в качестве туриста, работника, в св€зи с профессиональной де€тельностью и т. д. —оответственно об€занность сохран€ть природу и окружающую среду, бережно относитьс€ к природным богатствам распростран€етс€ на всех без исключени€ граждан. Ќо прежде всего носител€ми данной об€занности выступают граждане, чь€ трудова€ де€тельность св€зана с негативным воздействием на окружающую среду. “акое воздействие возможно в силу, например, осуществлени€ предпринимательской де€тельности. —ледует отметить, что среди ученых нет единства мнений относительно определени€ субъектов конституционной об€занности сохран€ть природу и окружающую среду, бережно относитьс€ к природным богатствам. “ак, например, ¬. ѕ. Ѕасик к субъектам об€занности в области охраны природы относит только граждан –‘, иностранцев и лиц без гражданства. ѕричем, по его мнению, данна€ об€занность €вл€етс€ составл€ющей любого правового статуса вышеперечисленных лиц, т. е. €вл€етс€ об€занностью безусловной и всеобщей <1>. ј. ¬. ‘окин экологические об€занности человека и гражданина определ€ет как вид и меру должного и необходимого поведени€ гражданина, иностранного гражданина, бипатрида и апатрида, определ€емого через систему предписаний, стимулов и запретов в цел€х обеспечени€ благопри€тного качества окружающей среды в интересах насто€щего и будущего поколений людей <2>. —ледовательно, в качестве субъектов данной об€занности выдел€ютс€ только физические лица. -------------------------------- <1> Ѕасик ¬. ѕ. ќб€занности граждан –‘ и иностранцев. ћ.: »зд-во ћоск. ун-та, 2003. —. 9. <2> ‘окин ј. ¬. Ёкологические права и об€занности человека и гражданина (теоретико-правовой аспект): јвтореф. дис. ... к. ю.н. ¬олгоград, 2006. —. 19 - 20.

ѕо нашему мнению, такой подход никак нельз€ признать обоснованным.   субъектам конституционной об€занности охран€ть окружающую среду следует отнести не только физических, но и юридических лиц. “ак, по мнению ¬.  узнецова, распространение конституционных об€занностей только на физических лиц (человека и гражданина) может иметь далеко идущие отрицательные последстви€, суть которых заключаетс€ в том, что цела€ группа субъектов права (юридические лица) выводитс€ из-под действи€ конституционных норм <3>. ѕодобный подход не только лишал бы юридические лица защиты со стороны конституционных норм, но и освобождал бы их от р€да об€занностей, содержащихс€ в гл. 2  онституции. ¬ частности, при таком подходе на юридических лиц не могли бы распростран€тьс€ предусмотренные ст. 57 и 58  онституции об€занности платить налоги и сборы, сохран€ть природу и окружающую среду, бережно относитьс€ к природным богатствам, что, несомненно, снижало бы уровень правовой охраны р€да полезных и необходимых дл€ нормального существовани€ общества объектов (окружающей среды, природы, государственной казны). -------------------------------- <3> —м.:  узнецов ¬.  онституци€ и права юридических лиц // –оссийска€ юстици€. 1997. N 4.

ѕриведенное мнение касаетс€ недопустимости сугубо формального (через название соответствующей главы  онституции) подхода к определению содержани€ и области применени€ конституционных норм, в частности норм главы о правах и свободах человека и гражданина. ќб этом пишет и —. ј. Ѕоголюбов в статье "ќб€занности природопользователей". ѕри этом он опираетс€ на нормы  онституции –‘, применение которых предполагает исполнение экологических об€занностей предпринимател€ми и должностными лицами: установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развити€ –оссийской ‘едерации (п. "е" ст. 71); обеспечение ѕравительством –‘ проведени€ единой государственной политики в области экологии (п. "в" ст. 114); поощрение де€тельности, способствующей экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (п. 2 ст. 41) <4>. -------------------------------- <4> —м. об этом: Ѕоголюбов —. ј. ќб€занности природопользователей // ѕраво и экономика. 2001. N 8.

јналогична€ точка зрени€ высказана ћ. ћ. Ѕринчуком: "»менно от этой категории граждан зависит возможность обеспечени€ благопри€тного состо€ни€ окружающей среды в процессе прин€ти€ экологически значимых решений, выполнени€ обычных трудовых об€занностей, св€занных с охраной окружающей среды" <5>. ¬ системе субъектов экологического права предпри€тие €вл€етс€, с одной стороны, основным природопользователем, исход€ из масштабов используемых им природных ресурсов, с другой - посто€нным и крупномасштабным источником загр€знени€ окружающей среды <6>. -------------------------------- <5> —м.:  онституци€ –оссийской ‘едерации.  омментарий / ѕод общ. ред. Ѕ. Ќ. “опорнина, ё. ћ. Ѕатурина, –. √. ќрехова. ћ.: ёрид. лит., 1994. —. 295;  онституци€ –оссийской ‘едерации. Ќаучно-практический комментарий. 3-е изд. / ѕод ред. Ѕ. Ќ. “опорнина. ћ.: ёристъ, 2003. —. 420. <6> —м.: Ѕринчук ћ. ћ., —аморукова ќ. ». ѕроизводственный экологический контроль как мера охраны природы // Ёкологическое право. 2007. N 3.

ћы считаем, что норма ст. 58  онституции –‘ распростран€етс€ не только на граждан (в том числе иностранцев и лиц без гражданства), но и на юридические лица, а также на органы государственной власти, органы местного самоуправлени€, их должностных лиц. ”читыва€ позиции р€да авторов о наделении юридических лиц правами и свободами, уместно говорить и об их об€занност€х исход€ из принципа единства прав и об€занностей <7>. ѕрава и об€занности человека и гражданина €вл€ютс€ взаимодействующими компонентами конституционного статуса личности и одинаково важны и необходимы дл€ формировани€ баланса индивидуального и публичного интересов. ѕо мнению Ѕ. —. Ёбзеева, в рамках этого единого статуса конституционные права и об€занности выполн€ют различные функции и выражают либо преимущественные интересы самой личности, либо преимущественные интересы общества или других людей <8>. “ем не менее главное в этом, что об€занности граждан в единстве с их правами, обеспечива€ согласование и сочетание интересов личности и общества, гражданина и государства, формируют тот баланс индивидуального и социального, без которого общество вообще не может существовать. ¬ этом смысле об€занности человека и гражданина, если их рассматривать в широком социальном дискурсе, €вл€ютс€ частью механизма саморегул€ции социума и гарантией от его разрушени€. -------------------------------- <7> —м.: ƒолинска€ ¬. ¬. ќ балансе корпоративных интересов из практики  онституционного —уда –‘ // –оссийска€ юстици€. 2006. N 2; –ывкин  . ј. ёридические лица как носители основных прав: российска€ и европейска€ практика // ∆урнал российского права. 2007. N 11. <8> —м.: Ёбзеев Ѕ. —. Ћичность и государство в –оссии: взаимна€ ответственность и конституционные об€занности. ћ.: Ќорма, 2007. —. 209.

—ледовательно, "конституционное право на благопри€тную окружающую среду", "конституционна€ об€занность по охране окружающей среды", "охрана окружающей среды" - это звень€ одной цепи. »х реализаци€ требует системного, комплексного подхода. —убъектами правоотношений в данном случае выступают и личность, и общество, и государство. «десь уместно будет отметить, что данна€ позици€ получила признание и в международной практике. ¬ частности, ≈вропейский суд по правам человека в делах ‘адеева против –оссии (2005), Ћед€ева и другие против –оссии (2006) высказал р€д принципиальных позиций, подтверждающих об€занность –оссийского государства в сфере охраны окружающей среды <9>. -------------------------------- <9> ќб этом подробно: ¬елиева ƒ. —. ≈вропейский суд по правам человека подтвердил об€занность государства по охране окружающей среды // –оссийска€ юстици€. 2007. N 12.

—огласно позиции —уда государство в лице соответствующих органов несет ответственность, если последние не принимали эффективных мер по улучшению состо€ни€ окружающей среды, предусмотренных в том числе национальным законодательством. —уд признал, что в "экологических делах" на государства - участников  онвенции могут быть возложены так называемые позитивные об€зательства, т. е. необходимость предпринимать меры по прекращению ситуации, влекущей за собой вред окружающей среде, даже если источником такого вреда €вл€ютс€ действи€ частных лиц, а не самого государства. ‘ормально-юридически конституционные функции –оссийского государства по охране окружающей среды нашли отражение в ќсновном «аконе: поощрение де€тельности, способствующей экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (ст. 41), и установление основ федеральной политики, и федеральные программы экологического развити€ страны (п. "е" ст. 71), и обеспечение ѕравительством –‘ проведени€ единой государственной политики в области экологии (п. 1, "в", ст. 114). —огласно п. "д" ч. 1 ст. 72 вопросы обеспечени€ охраны окружающей среды и экологической безопасности отнесены к конституционным полномочи€м органов государственной власти –‘ и ее субъектов.  онституционные об€занности государства часто формулируютс€ как цели, задачи, основное направление де€тельности государства. Ёто своеобразные социальные об€зательства государства, но, будучи закрепленными в  онституции, они приобретают статус юридических об€занностей. —ледовательно, они нос€т конституционный характер. Ёти об€занности обладают существенной спецификой и не могут рассматриватьс€ в русле традиционных представлений об об€занност€х субъектов права. √осударство, его органы, должностные лица выступают носител€ми политической власти, которой они должны распор€жатьс€ в установленных  онституцией рамках и формах таким образом, чтобы обеспечить реальность, эффективность осуществлени€ прав и свобод граждан, создать дл€ этого материальные, политические, идеологические, организационные и юридические предпосылки и услови€ <10>. -------------------------------- <10> Ёбзеев Ѕ. —. —оветское государство и права человека.  онституционные вопросы / ѕод ред. ». ≈. ‘арбера. —аратов, 1986. —. 71.

Ёкологические об€занности органов публичной власти установлены и в ‘едеральном законе 2002 г. "ќб охране окружающей среды" посредством закреплени€ полномочий органов государственной власти –‘, органов государственной власти субъектов ‘едерации, органов местного самоуправлени€ в сфере отношений, св€занных с охраной окружающей среды. Ќазванный «акон также закрепл€ет не только об€занности граждан в сфере охраны окружающей среды, но и об€занности общественных и иных некоммерческих объединений при осуществлении де€тельности в области охраны окружающей среды по соблюдению требований в области охраны окружающей среды (ч. 2 ст. 12). –€д законов демонстрирует широкий подход к определению субъектов охраны окружающей среды (посредством выполнени€ конституционной об€занности, установленной ст. 58  онституции –‘). Ќапример, ‘едеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-‘« "ќб особо охран€емых природных территори€х" предусматривает участие граждан и юридических лиц в организации, охране и функционировании особо охран€емых природных территорий: "√раждане и юридические лица, включа€ общественные и религиозные объединени€, вправе оказывать содействие государственным органам в осуществлении меропри€тий по организации, охране и функционированию особо охран€емых природных территорий" (ст. 5) <11>. ѕри этом государственные органы учитывают при осуществлении этих меропри€тий предложени€ граждан и общественных объединений. -------------------------------- <11> ‘едеральный закон от 14 марта 1995 г. "ќб особо охран€емых природных территори€х" // —« –‘. 1995. N 12. —т. 1024; 2002. N 1 (ч. 1). —т. 2; 2005. N 1 (часть 1). —т. 25, N 19. —т. 1752; 2006. N 50. —т. 5279; 2007. N 13. —т. 1464, N 21. —т. 2455; 2008. N 29 (ч. 1). —т. 3418, N 30 (ч. 2). —т. 3616, N 49. —т. 5742, N 49. —т. 5748; 2009. N 1. —т. 17.

ѕо итогам проведенного исследовани€ можно сделать вывод о "широком" субъектном составе конституционной об€занности об охране окружающей среды, объедин€ющем не только, а может быть, и не столько физических лиц, но и юридических лиц (как субъектов потенциально экологически опасной де€тельности), а также органы государственной власти и местного самоуправлени€ в качестве публично-властной основы обеспечени€ экологической безопасности и права на благопри€тную окружающую среду.

Ќазвание документа пїњ