пїњ

ќсобенности залога прав на земли сектора энергетики “аджикистана

(Ўамилова ћ. —.) ("Ёнергетическое право", 2009, N 2) “екст документа

ќ—ќЅ≈ЌЌќ—“» «јЋќ√ј ѕ–ј¬ Ќј «≈ћЋ» —≈ “ќ–ј ЁЌ≈–√≈“» » “јƒ∆» »—“јЌј

ћ. —. Ўјћ»Ћќ¬ј

Ўамилова ћ. —., соискатель »нститута государства и права јкадемии наук –еспублики “аджикистан.

»нститут залога прав на землю в “аджикистане с точки зрени€ законодательного закреплени€ нельз€ рассматривать в качестве нового €влени€, однако с точки зрени€ реализации данного института на практике данный институт €вл€етс€ весьма новым и еще практически не изученным. ¬первые возможность залога прав на землю предусматривалась самой первой редакцией √ражданского кодекса –еспублики “аджикистан (1999 г.). ¬ последующем, начина€ с 2006 г., данна€ возможность также стала рассматриватьс€ и земельным законодательством “аджикистана, в частности «емельным кодексом –еспублики “аджикистан. ќднако до прин€ти€ «акона –еспублики “аджикистан "ќб ипотеке" (2008 г.) данна€ возможность на практике реализовыватьс€ не могла, поскольку не было механизма ее имплементации. ѕо большому счету, с прин€тием данного «акона ситуаци€ во многом не улучшилась, поскольку, несмотр€ на то что данный «акон предусматривает отдельную главу, посв€щенную особенност€м залога прав на землю, многие вопросы механизма его имплементации остались законодательно не разрешенными. Ѕолее детально некоторые вопросы будут рассмотрены в рамках насто€щей статьи. Ќеобходимость в наличии законодательно закрепленного механизма залога прав на землю обусловливаетс€ р€дом весьма веских и серьезных причин. ќсновной причиной необходимости наличи€ вышеназванного механизма €вл€етс€ особый правовой статус земли и прав на нее. ¬ “аджикистане земл€ €вл€етс€ исключительной собственностью государства и предоставл€етс€ гражданам и юридическим лицам только в пользование на определенный срок, в пожизненное наследственное пользование, бессрочно. »сход€ из этого оборотоспособность прав на землю ставилась всегда под сомнение ввиду наличи€ различного рода рисков у залогодержател€. Ќесомненно, эффективно развитие рынка земли может осуществл€тьс€ только при наличии права собственности на землю, что обусловливаетс€ большим объемом прав по отношению к земле, чем предоставл€емые в насто€щий момент ограниченные права, которых можно лишить в любой момент. ¬ рамках института залога права на землю необходимо было предусмотреть эффективные меры защиты прав и интересов залогодержател€ в случае, если государство как собственник земли посчитает нужным изъ€тие ее из пользовани€.  онечно, государство не может безо вс€кого основани€ изъ€ть землю из пользовани€, поскольку «емельным кодексом четко определены основани€ подобного изъ€ти€. ќднако «акон "ќб ипотеке" призван был сделать залог прав на землю весьма привлекательным механизмом дл€ залогодержател€ как потенциального инвестора и предусмотреть об€занность залогодател€ заменить предмет ипотеки в случа€х изъ€ти€ иным равноценным имуществом либо исполнить об€зательства по требованию залогодержател€ досрочно. јнализ «акона показал, что подобных норм в части описани€ особенностей залога прав на землю он не предусматривает. —рочность права пользовани€ - это еще один вопрос, необходимый дл€ раскрыти€ в рамках вопроса определени€ оборотоспособности права на землю, поскольку он также играет немаловажную роль при рассмотрении возможных мер защиты интересов залогодержател€. Ќесмотр€ на то что земл€ предоставл€етс€ в бессрочное и пожизненно наследуемое пользование, оно не застраховано от риска его прекращени€ не по воле землепользовател€. «акон "ќб ипотеке" предусматривает норму, в соответствии с которой залогодатель несет риск случайной гибели в случае утраты либо повреждени€ заложенного имущества, и в случае если эта утрата или повреждение произошли не по его вине, а заложенное имущество существенно ухудшилось, залогодержатель вправе потребовать досрочного исполнени€ об€зательства. «акон "ќб ипотеке" не предусматривает один из общих принципов залога, предусматриваемых √ражданском кодексом, согласно которому следует, что, если право собственности на предмет залога или право хоз€йственного ведени€ в отношении его прекращено (т. е. утрачено) по основани€м, установленным законом, залогодатель вправе в разумный срок восстановить предмет залога или заменить его другим равноценным имуществом, если договором не предусмотрено иное <1>. -------------------------------- <1> √ражданский кодекс –еспублики “аджикистан от 30 июн€ 1999 г. (часть 1). —т. 374 // јхбори ћаджлиси ќли –еспублики “аджикистан. 1999. N 6.

“аким образом, предусмотренный в «аконе "ќб ипотеке" механизм частично устран€ет проблемы оборотоспособности права на землю, а также частично защищает интересы как залогодател€, так и залогодержател€ в рамках этого вопроса. ƒругой причиной, однако, уже устраненной «аконом "ќб ипотеке", по которой механизм залога прав на землю весьма необходим, €вл€лась неопределенность статуса земли как объекта гражданского оборота. ƒанна€ проблема имела место уже с прин€тием первой редакции √ражданского кодекса –еспублики “аджикистан, который не рассматривал землю в качестве недвижимого имущества, но указывал, что неотъемлемым признаком недвижимого имущества €вл€етс€ его непосредственна€ св€зь с землей. Ќеопределенность статуса земли во многом играла свою негативную роль в ограниченности ее оборотоспособности, а также в развитии рынка земли. Ќормы и требовани€ законодательства в целом, примен€емые к недвижимому имуществу, не могли однозначно примен€тьс€ к земле. Ќовеллой «акона "ќб ипотеке" стало внесение €сности непосредственно в статус земли и отнесение ее к недвижимому имуществу. Ќасколько это легитимно - вопрос, конечно же, остаетс€ открытым, однако первый шаг по направлению признани€ земли недвижимым имуществом на законодательном уровне уже сделан, и это уже неплохо. ≈ще одной немаловажной причиной, затрудн€ющей реализацию возможности предоставлени€ права на землю в залог и €вл€ющейс€ чуть ли не ключевой в наличии механизма реализации залога прав на землю, €вл€етс€ отсутствие законодательно закрепленного механизма продажи права на землю, равно как и имущественных прав в целом. «емельный кодекс в отношении права на землю предусматривает возможность совершени€ двух видов сделок - предоставлени€ права на землю в аренду и в залог. «емельный кодекс как основной акт, регулирующий отношени€ в области землепользовани€, не предусматривает возможности купли либо продажи права на землю.  онечно же, в ракурсе того, что данна€ возможность не закрепл€етс€ «емельным кодексом, говорить о купле либо продаже права на землю весьма затруднительно, хот€ в рамках института залога прав на землю вопрос реализации права на землю в случае неисполнени€ об€зательств €вл€етс€ ключевым и должен быть все же урегулирован. ѕредполагалось, что было бы намного логичнее, если бы проблема купли-продажи права на землю была отрегулирована и решена в «аконе "ќб ипотеке", поскольку именно он содержит в себе нормы, определ€ющие вопросы залога самого права на землю, а также предусматривает, что в случае неисполнени€ об€зательства право на землю реализуетс€ с публичных торгов <2>. ќднако данный «акон не оправдал возложенные на него надежды, но есть еще один этап, на котором данный вопрос должен быть решен и рассмотрен весьма детально. Ётим этапом €вл€етс€ разработка и прин€тие ѕоложени€ об особенност€х залога права землепользовани€, который, ко всему прочему, должен также разрешить и иные вопросы, не отрегулированные законом. -------------------------------- <2> «акон –еспублики “аджикистан от 20 марта 2008 г. "ќб ипотеке". —т. 48 // јхбори ћаджлиси ќли –“. 2008. N 3. —т. 185.

√овор€ о возможности предоставлени€ права на землю в залог, необходимо установить те категории земель, в отношении которых право на землю в залог законом допускаетс€, поскольку нецелесообразным было бы предоставл€ть подобную возможность в отношении всех категорий имеющихс€ в “аджикистане земель. —овременное земельное законодательство “аджикистана, включа€ и нормы «акона "ќб ипотеке" в части регулировани€ особенности залога прав на землю, ограничивает категорию земель, права на которые возможно предоставл€ть в залог. —огласно ст. 45 «акона "ќб ипотеке" залог права землепользовани€ не допускаетс€ по отношению к земельным участкам следующих категорий и видов: - земель государственного резерва; - земель государственного водного фонда; - земель государственного лесного фонда; - земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначени€; - земель общего пользовани€; - земель, предоставленных дл€ нужд обороны. “аким образом, права на земли сельскохоз€йственного назначени€, земли промышленности, транспорта, св€зи и иного назначени€ не выведены и не ограничены законом в обороте и могут предоставл€тьс€ в залог. ѕредметом рассмотрени€ насто€щей статьи €вл€ютс€ только земли, относ€щиес€ и обеспечивающие энергетический сектор “аджикистана. ¬ –еспублике “аджикистан «емельный кодекс не предусматривает в себе такой категории земель, как земли энергетики, а соответственно, вы€вление данных земель возможно только на основе анализа пон€ти€ "энергетика", привод€щегос€ в «аконе "ќб энергетике". »сход€ из пон€ти€ энергетики, которое предусматриваетс€ ст. 2 «акона "ќб энергетике", земли энергетики должны использоватьс€ дл€ разведки, добычи, производства, преобразовани€, транспортировки, хранени€, передачи, распределени€ и потреблени€ энергоресурсов и энергии. Ѕольшинству вышеперечисленных требований отвечают земли электропередачи и земли промышленности по переработке полезных ископаемых, вход€щие в состав земель промышленности. ќднако, предполагаю, данный перечень не €вл€етс€ исчерпывающим. ѕравовой режим выделенных выше земель, несмотр€ на принадлежность к одному сектору промышленности (энергетики), отличаетс€ ввиду отличи€ целевого предназначени€ этих земель, которое обусловлено наличием разных энергоресурсов. ѕравила использовани€ данных земель, помимо земельного законодательства, устанавливаютс€ также и специальным законодательством, регулирующим отношени€ о функционировании данных отраслей <3>. -------------------------------- <3> «емельное право: ”чебник / ѕод ред. —. ј. Ѕоголюбова. ћ.: “  ¬елби; »зд-во "ѕроспект", 2004. —. 277.

ѕользовател€ми данного вида земель €вл€ютс€ юридические лица либо их обособленные подразделени€ (филиалы), которые представлены государственными и негосударственными предпри€ти€ми, учреждени€ми и организаци€ми. –ассматриваемые виды земель, как правило, предоставл€ютс€ в бессрочное землепользование, а в случае предоставлени€ иностранным лицам - на срок от 3 до 50 лет. ѕравовой режим земель электропередачи определ€етс€ «емельным кодексом, поскольку иного законодательства в области электроснабжени€ в “аджикистане не имеетс€. —огласно ст. 86 «емельного кодекса земл€ми электропередачи считаютс€ земли, предоставленные предпри€ти€м, учреждени€м и организаци€м дл€ целей: - эксплуатации линий электропередачи; - электропередачи; - под здани€, сооружени€ и другие устройства. «емельный кодекс не предусматривает отдельной статьи, предусматривающей и определ€ющей правовой режим земель электропередачи. «емли электропередачи рассматриваютс€ вкупе с земл€ми св€зи и радиофикации. ѕомимо этого, земельное законодательство, а в частности «емельный кодекс как основной акт, возглавл€ющий эту отрасль законодательства, не раскрывает состава земель, предназначенных дл€ эксплуатации линий электропередачи. Ѕыло бы легче определитьс€ с составом этих земель, если бы законодательство “аджикистана в области энергетики предусматривало и раскрывало в себе пон€ти€ "эксплуатаци€ линий электропередачи", "электропередача", "линии электропередач" либо определ€ло цель самой эксплуатации. ќднако «акон "ќб энергетике" не предусматривает в себе ни одной нормы, раскрывающей вышеуказанные пон€ти€. —огласно общеприн€тому определению электропередача - это совокупность электрических установок и устройств, обеспечивающих передачу электрической энергии на рассто€ние. ¬ состав электропередачи вход€т понижающие и повышающие трансформаторы, воздушные и (или) кабельные линии электропередачи (ЋЁѕ), высоковольтные выключатели, аппаратура защиты и противоаварийной автоматики <4>. -------------------------------- <4> Ёлектрические системы / ѕод ред. ¬. ј. ¬еникова. “. 3. ћ., 1972.

“аким образом, предполагаетс€, что земли, на которых располагаютс€ все вышеперечисленные составл€ющие электропередачи, и вход€т в состав земель эксплуатации линий электропередачи. ѕомимо всего прочего, «емельный кодекс также не предусматривает в себе никаких норм и положений, направленных на охрану земель электропередачи и установление вокруг них охранных зон. Ќа примере «емельного кодекса –оссийской ‘едерации видно, что в отношении земель электропередачи в цел€х обеспечени€ безопасности населени€ и создани€ условий дл€ эксплуатации электрических линий предусматриваетс€ выделение вокруг отдельных категорий предпри€тий зон с особыми услови€ми землепользовани€. «емельные участки в пределах таких зон не изымаютс€ у собственников, владельцев, пользователей, арендаторов, но на них вводитс€ ограниченный режим землепользовани€. —огласно ст. 56 «емельного кодекса –оссийской ‘едерации ограничени€ ввод€тс€ временно или посто€нно и подлежат государственной регистрации в пор€дке, предусмотренном «аконом –оссийской ‘едерации "ќ государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". —ами непосредственно зоны с особыми услови€ми землепользовани€ определ€ютс€ в –оссийской ‘едерации ѕравилами охраны высоковольтных электрических сетей напр€жением свыше 1000 вольт (1984 г.), ѕравилами охраны электрических сетей напр€жением до 1000 вольт (1972 г.), действующими и по насто€щий день. —огласно ѕравилам охраны электрических сетей напр€жением до 1000 вольт зоны с особыми услови€ми землепользовани€ устанавливаютс€ в отношении земель, проход€щих вдоль воздушных линий электропередачи, вдоль подземных кабельных линий электропередачи, вдоль подводных кабельных линий электропередачи. ¬ пределах установленных зон нельз€ осуществл€ть строительные, монтажные, взрывные и поливные работы, производить посадку и вырубку деревьев, устраивать спортивные площадки и площадки дл€ игр, складировать корма, удобрени€, топливо и другие материалы; сбрасывать большие т€жести (свыше 5 т), выливать растворы кислот, щелочей и солей, устраивать вс€кого рода свалки на трассе кабельных линий электропередачи и т. д. <5>. -------------------------------- <5> ѕравила охраны электрических сетей напр€жением до 1000 вольт, утвержденные ѕостановлением —овета ћинистров ———– от 11 сент€бр€ 1972 г. N 667.

¬виду того что «емельный кодекс –еспублики “аджикистан не предусматривает создание подобных охранных зон в отношении земель электропередачи, а равно не ссылаетс€ в этом и на другие правовые акты, предполагаетс€, что подобных меропри€тий в “аджикистане не проводитс€, о чем также свидетельствует отсутствие в доступных официальных источниках нормативных правовых актов “аджикистана рассмотренных выше ѕравил, действующих в –оссийской ‘едерации со времен —оветского —оюза. ѕри этом нельз€ предполагать, что «емельный кодекс вообще не приемлет и не предусматривает в себе института создани€ охранных зон, поскольку согласно ст. 98 «емельного кодекса подобные зоны создаютс€ и устанавливаютс€ в отношении земель водного фонда. “аким образом, законодательство “аджикистана в сфере установлени€ правового режима земель электропередачи не €вл€етс€ совершенным и требует доработок. ¬ отличие от земель электропередачи правовой режим земель промышленности по переработке полезных ископаемых определ€етс€ как земельным законодательством –еспублики “аджикистан, так и законодательством –еспублики “аджикистан в сфере недропользовани€. ќпределенные особенности в правовом режиме указанных земель обусловлены двойной формой эксплуатации природопользовани€: землепользованием и недропользованием, т. е. совместным земельным и горным правовым регулированием. Ќедропользование в этом случае €вл€етс€ основным, ведущим по отношению к землепользованию. Ќеобходимость в земельном участке возникает только в св€зи с тем, что в пользование предоставл€ютс€ недра дл€ тех или иных нужд, т. е. землепользование служит тому, чтобы создать услови€ дл€ осуществлени€ права недропользовани€ <6>. -------------------------------- <6> ≈рофеев Ѕ. ¬. «емельное право: ”чебник дл€ высших юридических учебных заведений. ћ.: ћ÷”ѕЋ, 2005. —. 445.

—огласно ст. 82 «емельного кодекса земл€ми промышленности по переработке полезных ископаемых признаютс€ земельные участки, предоставленные в пользование физическим и юридическим лицам дл€ добычи и разработки полезных ископаемых в соответствии с законодательством –еспублики “аджикистан. ¬ качестве дополнени€ «акон "ќ недрах" детализирует состав земель путем разграничени€ их целевого использовани€ в рамках недропользовани€ и предусматривает в их составе следующие земельные участки: - земельные участки дл€ геологического изучени€; - земельные участки дл€ добычи полезных ископаемых, в том числе использовани€ отходов горнодобывающего и св€занных с ним перерабатывающих производств; - земельные участки дл€ строительства и эксплуатации подземных сооружений, не св€занных с добычей полезных ископаемых, в том числе сооружений дл€ подземного хранени€ нефти, газа и других веществ и материалов, а также дл€ захоронени€ вредных веществ, отходов промышленного сброса сточных вод; - земельные участки дл€ образовани€ особо охран€емых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, пам€тники природы, пещеры и другие подземные полости); - земельные участки дл€ сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов. ѕользование землей и пользование недрами тесно св€заны, хот€ их взаимозависимость в разных ситуаци€х неодинакова. ¬ одних случа€х пользование земельным участком €вл€етс€ лишь предпосылкой, необходимым условием дл€ осуществлени€ права недропользовани€. “ак, горнодобывающее предпри€тие не может быть сооружено и нормально функционировать без зан€ти€ определенного земельного участка. ƒанное предпри€тие €вл€етс€ прежде всего пользователем недр. «емлепользование в этом случае по отношению к пользованию недрами хот€ и €вл€етс€ самосто€тельным, но носит как бы подчиненный, вспомогательный характер. ¬ других случа€х пользователь земельного участка может выступать в качестве пользовател€ недр: например, согласно ст. 17 «акона –еспублики “аджикистан "ќ недрах" юридические лица и граждане имеют право использовать дл€ нужд своего хоз€йства имеющиес€ на предоставленном им земельном участке общераспространенные полезные ископаемые без получени€ горного отвода. ¬ этом случае право пользовани€ недрами представл€ет собой, по существу, элемент содержани€ права землепользовани€. –азработка недр и его богатств может дать “аджикистану основные энергетические ресурсы, такие как нефть, уголь, газ. ќднако ключевым энергетическим ресурсом “аджикистана €вл€етс€ вода, поскольку “аджикистан сосредоточивает на своей территории более 53% водных ресурсов всей ÷ентральной јзии и основным источником его электроэнергии €вл€етс€ именно вода. »сход€ из этого, почему бы отдельные земли водного фонда, такие как земли водохранилищ, также не отнести к земл€м, обслуживающим энергетический сектор “аджикистана, в частности к земл€м электропередачи, либо придать этим земл€м смешанный статус, объ€сн€ющийс€ выполнением нескольких задач? ¬едь земли водохранилищ выполн€ют главную роль в получении электроэнергии, поскольку, аккумулиру€ водные ресурсы до нужных объемов, способствуют получению электроэнергии. ƒл€ того чтобы не тер€тьс€ в догадках, какие земли обслуживают энергетическую промышленность “аджикистана, а какие нет, на мой взгл€д, состав этих земель должен быть четко определен в «аконе "ќб энергетике" по примеру того, как ¬одный кодекс определ€ет состав земель водного фонда, к которому причисл€ет также и земли, на которых сооружены гидротехнические установки (ст. 4.1). ¬едь определение этих земель будет играть существенную роль в определении их правового режима, а также в определении оборотоспособности прав на эти земли, поскольку по своей сущности земли, обслуживающие энергетический сектор, относ€тс€ к земл€м промышленности, права на которые возможно передавать в залог. »нститут залога прав на земли промышленности, ввиду того что €вл€етс€ новым правовым институтом и по€вилс€ сравнительно недавно, €вл€етс€ недостаточно урегулированным. ѕомимо вопросов, на которые «акон "ќб ипотеке" так и не дает ответов, в частности купли-продажи права на землю, данный «акон не отражает особенностей залога прав на земли промышленности.   примеру, множество вопросов возникает при возможности залога прав на земли электропередачи, зан€тые сооружени€ми кабельных (наземных и подземных) и воздушных линий электропередачи, простирающихс€ на тыс€чи километров.  аким образом могут предоставл€тьс€ в залог права на эти земли, законодательно не установлено. ¬о-первых, без наличи€ на них сооружений линий электропередачи отсутствует ценность данного земельного участка, а в случае залога части земельного участка, на котором наход€тс€ подобные сооружени€, без наличи€ соединени€ и св€зи этих сооружений с последующе сто€щими, они также не представл€ют собой никакой ценности. ¬о-вторых, в отношении воздушных линий электропередачи законодательно не определен их статус, ввиду этого, относ€тс€ ли они к недвижимому либо движимому имуществу, неизвестно. ’от€ при залоге прав на землю этот вопрос €вл€етс€ весьма существенным, поскольку «акон "ќб ипотеке" в отношении земель, на которых возведено недвижимое имущество, устанавливает ограничени€ на предоставление прав на подобные земельные участки в залог в том случае, если в залог одновременно не предоставл€етс€ недвижимое имущество. ј вот будут ли линии воздушной электропередачи предоставл€тьс€ в залог, это €вл€етс€ большим, причем больше политическим, чем правовым, вопросом. ќтсюда следует, что земельное законодательство должно было предусмотреть рассматриваемый вопрос до того, как разрешило предоставление права на земли промышленности, которые, в свою очередь, состо€т из земель электропередачи. ≈ще одним вопросом €вл€етс€ и возможность залога прав на земли, которые выделены дл€ целей добычи полезных ископаемых.  ак уже было отмечено выше, земл€ и недра неразрывно св€заны друг с другом. Ѕез наличи€ земельного участка невозможно и недропользование. ѕричем землепользователем и недропользователем должно быть одно и то же лицо. ¬стает вопрос возможности предоставлени€ права на землю в залог без одновременного предоставлени€ в залог также и недр.   тому же встает вопрос возможности предоставлени€ права на землю промышленности по переработке полезных ископаемых в залог, когда существует риск неисполнени€ об€зательств и соответственно риск отчуждени€ права на землю. ¬ данном случае недропользователь сталкиваетс€ с риском потери прав на осуществление недропользовани€. ≈ще очень интересным вопросом €вл€етс€ возможность предоставлени€ в залог права на земли, вход€щие в состав земель промышленности по переработке полезных ископаемых, предназначенные дл€ образовани€ особо охран€емых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, пам€тники природы, пещеры и другие подземные полости). ѕо большому счету передача прав на земли либо на иное имущество косвенно предполагает передачу самой земли, поскольку права от земли неотделимы и составл€ют единое целое, несмотр€ на то что €вл€ютс€ отдельными объектами гражданского оборота. »сход€ из всего вышесказанного, получаетс€, что законодательно права на земли электропередачи и земли промышленности по разработке полезных ископаемых в залог предоставл€тьс€ могут, однако особенности самих земель подобную возможность исключают. “аким образом, законодательно (де-юре) залог прав на землю энергетики и промышленности по переработке полезных ископаемых возможен, а вот де-факто неисполним. Ќадежда на разрешение далеко не всех поставленных в насто€щей статье проблемных вопросов залога прав на земли, вход€щие в состав земель промышленности, возлагаетс€ на ѕоложение о залоге прав на землепользование, которое на сегодн€шний день находитс€ в стадии разработки и уже первые версии которого разосланы заинтересованным министерствам и ведомствам “аджикистана дл€ ознакомлени€ и дачи комментариев. ¬озможно, оно сможет внести €сность в понимание и в приемлемость данного института, восполнит существенные недоработки действующего земельного законодательства, разрешит все сложившиес€ проблемы и сделает данный институт доступным каждому. ¬ противном случае все стремлени€ и попытки внедрени€ института залога прав, а также развити€ рынка земли в “аджикистане оп€ть останутс€ только предприн€тыми попытками и ничем более.

Ќазвание документа пїњ