пїњ

ќтдельные правовые аспекты регулировани€ де€тельности в сфере недропользовани€

(јбдуллоев –. –.) ("Ёнергетическое право", 2009, N 2) “екст документа

ќ“ƒ≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ј¬ќ¬џ≈ ј—ѕ≈ “џ –≈√”Ћ»–ќ¬јЌ»я ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“» ¬ —‘≈–≈ Ќ≈ƒ–ќѕќЋ№«ќ¬јЌ»я

–. –. јЅƒ”ЋЋќ≈¬

јбдуллоев –. –., заместитель директора ѕредставительства «јќ "«арубежнефтегаз" в –еспублике “аджикистан по правовой работе.

Ќедропользование €вл€етс€ одним из приоритетных видов де€тельности в современных услови€х –еспублики “аджикистан. –азвитие данного вида де€тельности в республике, привлечение инвестиций в сферу недропользовани€, расширение территорий дл€ потенциального недропользовани€ нар€ду с развитием гидроэнергетики и создани€ современной транспортно-коммуникационной инфраструктуры €вл€ютс€ важнейшей задачей государства. ¬ услови€х, когда таджикское государство испытывает серьезный дефицит финансовых средств, оно нуждаетс€ в притоке инвестиций в данную отрасль. —пособность же государства привлекать частные инвестиции зависит в том числе от способности своевременного совершенствовани€ нормативной правовой базы в сфере недропользовани€. јнализ нормативных правовых актов –еспублики “аджикистан показывает, что существующие нормы, регулирующие де€тельность субъектов недропользовани€, не в полной мере способствуют привлечению инвестиций в отрасль. Ёто особенно касаетс€ лицензировани€ и налогообложени€ де€тельности недропользователей, таможенных правил и процедур в отношении ввозимых ими материалов и оборудовани€, правил осуществлени€ трудовой де€тельности иностранными сотрудниками недропользователей с иностранным участием на территории –еспублики “аджикистан, процедуры регистрации геологических работ и т. д. ¬ рамках насто€щей статьи вы€влены и показаны наиболее €вные противоречи€ в отдельных нормативных правовых актах, существующие в них правовые пробелы и коллизии, вли€ющие негативно на инвестиционный климат в сфере недропользовани€, а также пути их решени€. ѕри этом существующие проблемы показаны на примере организации де€тельности в сфере недропользовани€, создани€ субъекта недропользовани€, получени€ лицензии, заключени€ контракта на недропользование и регистрации геологических работ. —огласно ст. 7 «акона –еспублики “аджикистан "ќ недрах" недра предоставл€ютс€ в пользование дл€: 1) геологического изучени€; 2) добычи полезных ископаемых, в том числе использовани€ отходов горнодобывающего и св€занных с ним перерабатывающих производств; 3) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не св€занных с добычей полезных ископаемых, в том числе сооружений дл€ подземного хранени€ нефти, газа и других веществ и материалов, а также дл€ захоронени€ вредных веществ, отходов промышленного сброса сточных вод; 4) образовани€ особо охран€емых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные, учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, пам€тники природы, пещеры и другие подземные полости); 5) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов <1>. -------------------------------- <1> «акон –еспублики “аджикистан от 20 июл€ 1994 г. N 983 "ќ недрах" // јхбори ћаджлиси ќли –еспублики “аджикистан. 1994. N 15 - 16. —т. 35.

ѕринима€ во внимание то, что существуют различные виды и формы недропользовани€, в том числе и не св€занные с добычей полезных ископаемых, в рамках предмета данной статьи освещены вопросы, св€занные с недропользованием на стадии геологического изучени€ нефтегазоперспективных площадей частными коммерческими юридическими лицами. Ѕазовым нормативным правовым актом, определ€ющим основные пон€ти€ в сфере недропользовани€, виды пользовани€ недрами, требовани€ по рациональному использованию и охране недр, государственному регулированию отношений в сфере недропользовани€ и т. д., €вл€етс€ «акон –еспублики “аджикистан "ќ недрах". Ќедропользование €вл€етс€ лицензируемым видом де€тельности. ѕор€док лицензировани€ недропользовани€ определ€етс€ «аконом –еспублики “аджикистан "ќ лицензировании отдельных видов де€тельности" <2>. -------------------------------- <2> «акон –еспублики “аджикистан от 17 ма€ 2004 г. N 37 "ќ лицензировании отдельных видов де€тельности" // јхбори ћаджлиси ќли –еспублики “аджикистан. 2004. N 5. —т. 348.

¬ Ќалоговом кодексе –еспублики “аджикистан <3> весь XI раздел посв€щен особенност€м налогообложени€ недропользовани€. -------------------------------- <3> Ќалоговый кодекс –еспублики “аджикистан // јхбори ћаджлиси ќли –еспублики “аджикистан. 2004. N 12. „асть 1. —т. ст. 688, 689.

ѕередача во временную эксплуатацию на определенных услови€х недр с правом добычи полезных ископаемых как объекта концессии осуществл€етс€ в соответствии с «аконом –еспублики “аджикистан "ќ концесси€х" <4>. -------------------------------- <4> «акон –еспублики “аджикистан от 15 ма€ 1997 г. N 430 "ќ концесси€х" // јхбори ћаджлиси ќли –“. 1997. N 10. —т. 125.

¬опросы охраны окружающей природной среды, в том числе и при недропользовании, урегулированы «аконом –еспублики “аджикистан "ќб охране природы" <5> и р€дом других нормативных правовых актов. -------------------------------- <5> «акон –еспублики “аджикистан от 27 декабр€ 1993 г. N 905 "ќб охране природы" // јхбори Ўурои ќли „умхурии “очикистон. 1994. N 2. —т. 36.

Ќедропользование на услови€х раздела продукции определ€етс€ «аконом –еспублики “аджикистан "ќ соглашени€х о разделе продукции" <6>. -------------------------------- <6> «акон –еспублики “аджикистан "ќ соглашени€х о разделе продукции" // јхбори ћаджлиси ќли –“ 2007. N 3. —т. 171.

ѕользование земельным участком, предоставленным дл€ разработки месторождени€, осуществл€етс€ в соответствии с «емельным кодексом –еспублики “аджикистан <7>. -------------------------------- <7> «емельный кодекс –еспублики “аджикистан // јхбори ћаджлиси ќли –еспублики “аджикистан. 1996. N 23. —т. 351.

ѕомимо названных, многие другие нормативные правовые акты –еспублики “аджикистан содержат нормы, так или иначе касающиес€ регулировани€ недропользовани€. –егистраци€ субъектов недропользовани€ осуществл€етс€ в соответствии с «аконом –еспублики “аджикистан "ќ государственной регистрации юридического лица" <8>. ќрганизационно-правовые формы субъектов недропользовани€ определ€ютс€ √ражданским кодексом –еспублики “аджикистан <9>, «аконами –еспублики “аджикистан "ќб обществах с ограниченной ответственностью" <10>, "ќб акционерных обществах" <11>, "ќ государственных предпри€ти€х" <12> и т. д. -------------------------------- <8> «акон –еспублики “аджикистан от 22 апрел€ 2003 г. N 5 "ќ государственной регистрации юридического лица" // јхбори ћаджлиси ќли –“. 2003. N 4. —т. 135. <9> √ражданский кодекс –еспублики “аджикистан // јхбори ћаджлиси ќли –еспублики “аджикистан. 1999. N 6. <10> «акон –еспублики “аджикистан от 10 ма€ 2002 г. N 53 "ќб обществах с ограниченной ответственностью" // јхбори ћаджлиси ќли –еспублики “аджикистан. 2002. N 4. „. 2. —т. 314. <11> «акон –еспублики “аджикистан от 5 марта 2007 г. "ќб акционерных обществах" // јхбори ћаджлиси ќли –еспублики “аджикистан. 2007. N 3. —т. 170. <12> «акон –еспублики “аджикистан от 28 феврал€ 2004 г. N 10 "ќ государственных предпри€ти€х" // јхбори ћаджлиси ќли –еспублики “аджикистан. 2004. N 2. —т. 42.

¬ системе нормативных правовых актов –еспублики “аджикистан существует и большое количество подзаконных актов, регулирующих де€тельность в сфере недропользовани€. Ќедра согласно ст. 13  онституции –еспублики “аджикистан €вл€ютс€ исключительной собственностью государства, и государство гарантирует эффективное их использование в интересах народа <13>. -------------------------------- <13>  онституци€ –еспублики “аджикистан от 6 но€бр€ 1994 г.

Ќа основании ст. 2 «акона –еспублики “аджикистан "ќ недрах" недра в –еспублике “аджикистан могут предоставл€тьс€ собственником: - определенным государственным органам путем делегировани€ права владени€; - пользовател€м недрами путем передачи права бессрочного или закреплени€ права срочного пользовани€ недрами. —убъектный состав пользователей недрами определен ст. 10 «акона –еспублики “аджикистан "ќ недрах". ѕользовател€ми недрами могут быть государственные, кооперативные, общественные предпри€ти€, учреждени€, организации, субъекты предпринимательской де€тельности независимо от форм собственности и граждане, в том числе юридические лица и граждане других государств, если иное не предусмотрено законодательными актами –еспублики “аджикистан. ѕользовател€ми недрами дл€ добычи радиоактивного сырь€, складировани€ (захоронени€) его отходов могут быть только государственные предпри€ти€. —татьей 12 «акона –еспублики “аджикистан "ќ недрах" право недропользовани€ определено как лицензируемый вид де€тельности. Ћицензирование права недропользовани€ осуществл€етс€ в соответствии с «аконом –еспублики “аджикистан "ќ лицензировании отдельных видов де€тельности" и ѕоложением об особенност€х лицензировани€ отдельных видов де€тельности, утвержденным ѕостановлением ѕравительства –еспублики “аджикистан от 3 апрел€ 2007 г. N 172. “аким образом, дл€ осуществлени€ геологического изучени€ недр коммерческими юридическими лицами, в том числе иностранными, в первую очередь необходимо получение соответствующей лицензии. Ќа основании ст. 7 «акона –еспублики “аджикистан "ќ лицензировании отдельных видов де€тельности" иностранное юридическое лицо - претендент на лицензию должно иметь в –еспублике “аджикистан свой филиал или представительство. Ќаличие данной нормы предопредел€ет об€занность иностранных инвесторов еще до получени€ лицензии создавать свою обособленную структуру на территории –еспублики “аджикистан. ¬месте с тем содержание нормы ст. 7 указанного «акона создает излишний административный барьер дл€ потенциальных иностранных инвесторов. »ностранные инвесторы не очень заинтересованы в открытии своих обособленных структур на территории –еспублики “аджикистан до получени€ лицензии. ѕо той простой причине, что наличие обособленной структуры никак не гарантирует ее получени€. —татьей 18(2) «акона –еспублики “аджикистан "ќ лицензировании отдельных видов де€тельности" предусмотрено, что лицензии на осуществление де€тельности по использованию недр могут выдаватьс€ на конкурсной основе. ѕор€док проведени€ конкурсов определен ѕравилами проведени€ конкурса на право пользовани€ недрами в –еспублике “аджикистан, утвержденными ѕостановлением ѕравительства –еспублики “аджикистан от 15 августа 2008 г. N 400. ≈сли предположить, что на один лицензионный участок будет претендовать более одного иностранного инвестора, то все они до проведени€ конкурса должны открыть свои представительства либо филиалы. —огласно же указанным ѕравилам проведени€ конкурса на право пользовани€ недрами в –еспублике “аджикистан победителем конкурса в итоге будет признаватьс€ одно лицо. ¬ результате на практике возникает ситуаци€, когда открытые до получени€ лицензии представительства либо филиалы иностранных инвесторов станов€тс€ совершено бесполезными. ј если учитывать, что содержание обособленной структуры сопр€жено с финансовыми затратами, а также сложной процедурой ее регистрации и закрыти€, то действующа€ норма не только не способствует привлечению инвестора, но и €вл€етс€ отталкивающим фактором дл€ вложени€ инвестиций. —огласно п. 8 главы 59 ѕоложени€ об особенност€х лицензировани€ отдельных видов де€тельности, утвержденного ѕостановлением ѕравительства –еспублики “аджикистан от 3 апрел€ 2007 г. N 172, в соответствии с лицензией недра передаютс€ в пользование в виде участков, представл€ющих собой геометризированные блоки недр, фиксируемые горным или геологическим отводом. ¬месте с тем в насто€щее врем€ специальные нормы, регламентирующие пор€док составлени€ геологического отвода, не существуют. ƒанное обсто€тельство часто становитс€ причиной несовпадени€ границ выдаваемых геологических отводов ожидани€м инвестора. ќтсутствие четких правил и инструкций определени€ границ газонефтеперспективных площадей приводит к тому, что исполнительный орган в сфере лицензировани€ геологического изучени€ недр может необоснованно сужать границы нефтегазоперспективных площадей, что, в свою очередь, не позволит инвестору охватить нужную дл€ него территорию дл€ геологического изучени€ недр. ¬ свою очередь, описываема€ ситуаци€ может привести к тому, что инвестор не сможет получить необходимые данные объекта изучени€. —огласно законодательству дл€ начала геологоразведочной де€тельности после прохождени€ всех организационных процедур учреждением хоз€йствующего субъекта и получени€ лицензии на недропользование необходимо заключить контракт на недропользование и зарегистрировать геологические работы. ѕосле получени€ лицензии на право пользовани€ недрами недропользователь должен подать в компетентный орган по заключению контрактов за€вку с приложением документов, определенных в ѕор€дке заключени€ контрактов на недропользование, утвержденном ѕостановлением ѕравительства –еспублики “аджикистан от 30 декабр€ 2001 г. N 594 "ќб утверждении ѕор€дка заключени€ контрактов на недропользование". —огласно ѕостановлению ѕравительства –еспублики “аджикистан от 16 июн€ 2001 г. N 277 "ќ заключении контрактов на недропользование" функции компетентного органа по заключению контрактов на недропользование при разработке месторождений полезных ископаемых возложены на √лавное геологическое управление при ѕравительстве –еспублики “аджикистан. ¬ соответствии с ч. 1 указанного ѕор€дка в контракте на недропользование определ€етс€ налоговый режим недропользовател€. “акже на основании ст. 272 Ќалогового кодекса –еспублики “аджикистан в контракте на недропользование устанавливаетс€ пор€док исчислени€ и уплаты специальных платежей недропользователей, включающих в себ€ бонусы (подписной, коммерческого обнаружени€, добычи) и ро€лти. ѕодписной бонус в соответствии с ѕор€дком исчислени€ бонусов, утвержденным ѕостановлением ѕравительства –еспублики “аджикистан от 30 декабр€ 2000 г. N 513, €вл€етс€ разовым фиксированным платежом недропользовател€ за право осуществлени€ де€тельности по недропользованию и уплачиваетс€ при заключении контракта в установленном правовыми актами –еспублики “аджикистан пор€дке. —тартовые размеры подписных бонусов определ€ютс€ компетентным органом, в том числе по услови€м проведени€ тендера, и могут составл€ть до 10% от сметной стоимости объекта исследовани€ недр. —метна€ стоимость объекта исследовани€ недр при осуществлении геологоразведочной де€тельности не может быть определена детально в самом ее начале, поскольку геологоразведочна€ де€тельность включает в себ€ несколько этапов, в том числе осуществление геофизических работ, бурение поисковой и разведочных скважины. Ќедропользователь при планировании геологоразведочной де€тельности определ€ет все этапы, в основном по принципу возможности прекращени€ реализации каждого последующего этапа по результатам предыдущего этапа. —оответственно на каждый этап составл€етс€ проект геологической работы, который содержит сметную стоимость данного этапа. ¬озникает вопрос, как определить сметную стоимость всех предполагаемых работ в услови€х, когда определение стоимости последующих работ зависит от предыдущих. ќчевидно, что недропользователь при подписании контракта на недропользование должен уплатить подписной бонус от сметной стоимости только первого этапа работ. Ќа практике же, несмотр€ на этапность работ по геологическому изучению недр, соответствующие органы требуют оплаты подписного бонуса от общей суммы планируемых инвестиций в геологоразведку сразу по всем этапам работ. ƒанное обсто€тельство вызывает разногласи€ по вопросу оплаты бонуса, приводит к зат€гиванию процесса подписани€ контракта, что, в свою очередь, €вл€етс€ причиной зат€гивани€ сроков начала геологоразведочных работ. Ќа основании вышеуказанного ѕостановлени€ ѕравительства –еспублики “аджикистан от 30 декабр€ 2000 г. N 594 к за€вке на заключение контракта на недропользование необходимо прилагать технорабочий проект дл€ геологического изучени€ недр. ≈сли предположить, что данный документ при подписании контракта на недропользование необходим дл€ определени€ размера подписного бонуса, то в рассматриваемом нормативном правовом акте необходимо было детализировать требовани€ к содержанию технорабочего проекта. јнализ нормативных правовых актов –еспублики “аджикистан показывает, что пон€тие технорабочего проекта в них отсутствует вообще. —облюдение и выполнение вышеперечисленных процедур не €вл€етс€ исчерпывающим дл€ организации геологоразведочной де€тельности. ¬ соответствии со ст. 42 «акона –еспублики “аджикистан "ќ недрах" разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в иных цел€х производ€тс€ в соответствии с существующим законодательством, утвержденными проектами и планами развити€ горных работ, проектами и схемами разработки месторождений нефти, газа и подземных вод, правилами технической эксплуатации, правилами охраны недр, санитарными правилами, экологическими и другими нормативами. ƒл€ начала геологического изучени€ недр необходимы согласование и регистраци€ проектов работ. —огласно ст. 5 «акона –еспублики “аджикистан "ќ недрах" государственна€ экспертиза проектов использовани€ недр, предоставл€емых иностранным недропользовател€м на основе договоров, заключенных в соответствии с законодательством –еспублики “аджикистан, €вл€етс€ компетенцией ѕравительства –еспублики “аджикистан. ќдновременно частью второй ст. 5 «акона определено, что ѕравительство –еспублики “аджикистан может передавать отдельные полномочи€ по регулированию отношений недропользовани€ органам государственной власти √орно-Ѕадахшанской автономной области, областей, городов и районов, а также республиканским государственным органам. Ќа основании п. 4 ѕоложени€ √лавного управлени€ геологии при ѕравительстве –еспублики “аджикистан (√”√) N 617, утвержденного 28 декабр€ 2006 г., ѕравительство уполномочило √”√ согласовывать и вести регистрацию проектов геологоразведочных работ, выполн€емых всеми организаци€ми на территории –еспублики “аджикистан, в √осударственном фонде геологической информации о недрах –еспублики “аджикистан. Ёкспертиза (согласование) и регистраци€ проектов также предусматриваютс€ п. 7 ѕоложени€ о государственном геологическом контроле –еспублики “аджикистан, утвержденного ѕостановлением ѕравительства –еспублики “аджикистан от 16 июл€ 1997 г. N 323. ¬ соответствии с данным ѕоложением √осгортехнадзор осуществл€ет контроль за соответствием направлени€ региональных, геолого-съемочных, поисковых, разведочных и других работ по геологическому изучению недр программам, геологическим задани€м, проектам и иным документам, регламентирующим эти работы, соблюдением примен€емой методики и технологии, установленной стадийности, качеством, комплексностью и эффективностью этих работ. ѕоложением о пор€дке государственного учета и государственной регистрации работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных дл€ добычи полезных ископаемых и в цел€х, не св€занных с их добычей, утвержденным ѕостановлением ѕравительства –еспублики “аджикистан от 2 июн€ 1997 г. N 259, определен механизм и пор€док регистрации проектов геологических работ. ¬ соответствии с данным ѕоложением основным документом, подлежащим регистрации, определен перечень работ по геологическому изучению недр (форма 3-гр). ѕунктом 3 вышеуказанного ѕоложени€ установлено, что производство работ по геологическому изучению недр без государственного учета и государственной регистрации запрещаетс€. ≈сли регистраци€ основного документа перечн€ работ по геологическому изучению недр с юридической точки зрени€ не составл€ет особого труда, поскольку данный перечень разрабатываетс€ в соответствии с утвержденной типовой формой 3-гр, то механизм составлени€ проектов геологических работ €вл€етс€ менее определенным. ѕоскольку проекты геологических работ проход€т регистрацию и экспертизу в компетентном органе, то соответственно должны существовать определенные инструкции, определ€ющие пор€док разработки и содержани€ таких проектов.   сожалению, анализ доступной нормативно-правовой базы, в том числе содержащийс€ в реестре нормативных правовых актов ћинистерства юстиции –еспублики “аджикистан, показывает, что указанные инструкции и положени€ отсутствуют. ¬месте с тем известно, что еще с советских времен существуют инструкции, определ€ющие механизм, пор€док разработки проектов геологических работ, в том числе и их содержани€. »нструкци€ по сейсморазведке от 1986 г., инструкци€ по составлению проектов и смет на геологоразведочные работы от 1985 г., инструкци€ по планированию геологоразведочных работ от 1974 г., утвержденные ћинистерством геологии ———–, и т. д. €вл€ютс€ тому примером. ќсновна€ проблема, св€занна€ с указанными инструкци€ми и другими подобными актами, заключаетс€ в том, что к ним доступ субъектов недропользовани€ €вл€етс€ ограниченным. Ёти нормативные правовые акты, как и множество других внутриведомственных актов, отсутствуют в официальных источниках правовой информации –еспублики “аджикистан. ќтсутствие инициатив, направленных на улучшение ситуации с доступностью нормативной правовой базы, в конечном итоге создает ситуацию, когда инвесторы затрудн€ютс€ в разработке проектов работ, отвечающих всем правовым требовани€м, что, в свою очередь, также вли€ет на зат€гивание работ. ѕродолжа€ развивать тему в части налогообложени€ недропользовани€ в период геологоразведочных работ, нельз€ обойти и другую существующую проблему. ¬ зависимости от выбора вида ведени€ работ в сфере геологоразведочной де€тельности отличаетс€ и система налогообложени€ данного вида де€тельности. √еологоразведочна€ де€тельность на услови€х —оглашени€ о разделе продукции (далее - —–ѕ) освобождена от многих основных налогов, примен€емых в отношении коммерческих юридических лиц. ќсуществление геологоразведочной де€тельности посредством —–ѕ, котора€ не предусматривает выделение компенсационной продукции, предоставл€ет недропользователю в том числе и освобождение от уплаты налогов на недропользование. ¬месте с тем осуществление геологоразведочной де€тельности на общих услови€х не дает возможности использовани€ налоговых преференций. ј таких недропользователей в республике более 95%. ѕолучаетс€, что обычные недропользователи наход€тс€ в более у€звимом и неравном положении, чем субъекты, осуществл€ющие де€тельность в соответствии с —–ѕ. —–ѕ как один из видов осуществлени€ недропользовани€ возник относительно недавно и стал примен€тьс€ на территории –еспублики “аджикистан с 2008 г. «аконодательство о —–ѕ не предусмотрело возможности и механизма перевода де€тельности недропользователей, действовавших до 2008 г., на услови€ —–ѕ, что также невольно €вл€етс€ причиной ограничени€ конкурентности в сфере недропользовани€. ¬ случае осуществлени€ геологоразведочной де€тельности без наличи€ —–ѕ недропользователю не предоставл€ютс€ аналогичные налоговые и таможенные преференции, несмотр€ на то что объем, состав, а также результаты работ как в первом, так и во втором случае, по сути дела, не отличаютс€ друг от друга. √еологоразведочна€ де€тельность €вл€етс€ рискованным видом капиталовложени€ дл€ инвестора, поскольку ее результаты не всегда подтверждают наличие месторождени€ на площади изучени€. ќднако дл€ государства результаты проведени€ геологоразведочных работ всегда имели и будут иметь ценность. ƒаже если в результате такой де€тельности не подтвердитс€ наличие месторождени€ полезных ископаемых, государство получит необходимый объем информации об изученности участка недр, подвергшегос€ геологическому изучению. ƒанное обсто€тельство также необходимо принимать во внимание при решении вопроса освобождени€ геологоразведочной де€тельности от основных налогов, характерных при осуществлении коммерческой де€тельности. ќтсутствие четких концепций и программ в направлении реформировани€ законодательства в сфере недропользовани€, отсутствие конструктивных инициатив, направленных на создание благопри€тных условий дл€ привлечени€ инвестиций, в частности иностранных, не стимулируют развитие данного бизнеса в –еспублике “аджикистан в ближайшей перспективе. ¬ случае если будет разрабатыватьс€ концепци€, направленна€ на совершенствование законодательной базы, улучшение бизнес-среды в сфере недропользовани€, привлечение инвестиций, было бы целесообразным учесть в ее содержании вышеперечисленные проблемы, а также пути их решени€. –ешение же этих проблем вкратце можно определить следующим образом. ѕосредством внесени€ изменени€ в ст. 7 «акона –еспублики “аджикистан "ќ лицензировании отдельных видов де€тельности" исключить требовани€ об об€зательности наличи€ у иностранного инвестора - претендента на лицензию представительства либо филиала в –еспублике “аджикистан, по крайне мере в период до получени€ лицензии. Ќеобходимо разработать и прин€ть нормативный правовой акт, регламентирующий пор€док составлени€ геологического отвода. ѕри этом рекомендуетс€ предусмотреть на нормативном уровне возможность самому инвестору определить потенциальные границы геологического отвода. ¬ зависимости от того, будет ли предлагаемый геологический отвод затрагивать интересы других недропользователей, осуществл€ющих де€тельность в граничащих территори€х, лицензирующий орган будет принимать положительное либо отрицательное решение об утверждении предлагаемых границ геологического отвода. ѕересмотреть об€занность недропользовател€ заключать контракт на недропользование, поскольку в услови€х, когда законодательством –“ предусмотрено, что все налоговые вопросы должны регулироватьс€ в рамках исключительно Ќалогового кодекса и принимаемых на основании Ќалогового кодекса –еспублики “аджикистан нормативных правовых актах, правовое положение контракта между государством и хоз€йствующим субъектом, определ€ющим налоговый режим, €вл€етс€ не€сным, более того, нелегитимным. јнализ типового контракта на недропользование, утвержденного ѕостановлением ѕравительства –еспублики “аджикистан от 30 декабр€ 2001 г. N 594, показывает, что его содержание дублирует нормы Ќалогового кодекса –еспублики “аджикистан. „то касаетс€ налогов на недропользование, то необходимо предельные и конкретные размеры установить в рамках Ќалогового кодекса –еспублики “аджикистан. ќдновременно путем внесени€ изменений в Ќалоговый кодекс –еспублики “аджикистан необходимо предусмотреть отмену подписного бонуса, взимаемого при осуществлении геологического изучени€ недр, поскольку на данной стадии недропользование €вл€етс€ неприбыльным и существует за счет инвестиций (затрат) хоз€йствующих субъектов. Ќеобходимы разработка, прин€тие и обновление всех руковод€щих документов, определ€ющих пор€док разработки и утверждени€ проектов геологических работ. Ќа сегодн€шний день если даже существуют специальные руковод€щие в данном направлении инструкции и положени€, то они в основном прин€ты в союзные времена и нуждаютс€ в приведении их в соответствие с действующей системой законодательства.  роме того, данные акты, если даже и существуют, то на территории –еспублики “аджикистан доступ к ним очень ограничен, что противоречит принципу гласности правотворческих органов и доступности, определенному «аконом –“ "ќ нормативных правовых актах".   сожалению, специальные акты, они в основном ведомственные, €вл€ютс€ недоступными в любом из существующих носителей официальной правовой информации. ќсновным способом решени€ данной проблемы может стать проведение инвентаризации нормативных правовых актов в сфере недропользовани€, прин€тых в союзные времена и не утративших свою юридическую силу, а также ведомственных актов. ѕосредством анализа всех вы€вленных нормативных правовых актов необходимо будет отменить ненужные и дублирующие акты либо привести часть из них в соответствие с действующим законодательством –еспублики “аджикистан. ¬ышеуказанные первоочередные меры реформировани€ нормативно-правовой базы –еспублики “аджикистан будут способствовать привлечению инвестиций в отрасль и соответственно развитию экономики, трудоустройству населени€, а в конечном итоге будут способствовать достижению энергетической безопасности государства.

Ќазвание документа пїњ