пїњ

Ѕлагоустройство населенных пунктов как объект надзора

(Ќаумова ё. »., »брагимов ћ. √.)

("«аконность", 2010, N 9)

“екст документа

ЅЋј√ќ”—“–ќ…—“¬ќ Ќј—≈Ћ≈ЌЌџ’ ѕ”Ќ “ќ¬  ј  ќЅЏ≈ “ Ќјƒ«ќ–ј

ё. ». Ќј”ћќ¬ј, ћ. √. »Ѕ–ј√»ћќ¬

Ќаумова ёли€ »вановна, татарский природоохранный межрайонный прокурор.

»брагимов ћарат √асангусейнович, помощник татарского природоохранного межрайонного прокурора.

јвторы дел€тс€ опытом осуществлени€ прокурорского надзора за законностью в сфере организации благоустройства территорий муниципальных образований.

 лючевые слова: благоустройство, надзор, муниципальное образование, снегоотвал, нормативное регулирование.

Development of settlements as an object of supervision

Yu. I. Naumova, M. G. Ibragimov

The authors share their experience of prosecutorial supervision over legality in organization of development of territories of municipal units.

Key words: development, supervision, municipal unit, snow disposal, regulatory control.

ћестное самоуправление в –оссийской ‘едерации представл€ет собой форму осуществлени€ народом своей власти, самосто€тельное и под свою ответственность решение населением вопросов местного значени€ исход€ из их интересов и с учетом исторических и местных традиций. ќдин из наиболее важных вопросов дл€ поселений, муниципальных районов и городских округов - организаци€ благоустройства их территорий.

¬опросы местного значени€ предполагают непосредственное обеспечение жизнеде€тельности населени€ муниципального образовани€.  руг указанных вопросов исчерпывающим образом определен в ст. ст. 14, 15, 16 ‘« от 6 окт€бр€ 2003 г. "ќб общих принципах организации местного самоуправлени€ в –оссийской ‘едерации". ќдин из них - организаци€ благоустройства территорий муниципальных образований. Ёта важна€ сфера нормотворчества, напр€мую св€занна€ с удобной и комфортной жизнеде€тельностью людей, регламентирующа€ вопросы содержани€ и уборки территорий, мест массового пребывани€ граждан, обеспечени€ чистоты и пор€дка в границах населенных пунктов, по определению нуждаетс€ в четком и €сном нормативном регулировании со стороны муниципальных образований.

—татьей 21 «акона о прокуратуре и п. 2.2 ѕриказа √енерального прокурора –‘ от 2 окт€бр€ 2007 г. N 155 предписываетс€ при осуществлении прокурорского надзора безотлагательно реагировать на все факты прин€ти€ нормативных правовых актов, противоречащих федеральному законодательству, путем применени€ мер прокурорского воздействи€.

¬ рамках реализации отмеченных требований татарской природоохранной межрайонной прокуратурой в первом квартале 2010 г. была проведена проверка законности и обоснованности ѕравил благоустройства муниципальных образований –еспублики “атарстан (далее - ѕравила). ¬ результате вы€вились многочисленные нарушени€ действующего законодательства.

Ќаиболее показательными нарушени€ми при издании ѕравил стали: регламентаци€ вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправлени€, необоснованное вмешательство во внутрихоз€йственную де€тельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в том числе в части проведени€ проверок субъектов предпринимательства.

“ак, ѕравила восьми муниципальных образований (г. г. јзнакаево, јльметьевск, Ћениногорск и др.) содержали запрет на самовольный снос и перестановку торговых киосков, павильонов, гаражей и иных хоз€йственно-бытовых объектов. Ќа граждан, индивидуальных предпринимателей и юридические лица возлагались необоснованные об€занности по содержанию и уборке территорий за пределами земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или иного пользовани€, объектов уличного освещени€, урн, табличек и т. п. ƒоходило даже до того, что запрещалось движение по городу на загр€зненном автотранспорте.

“ем самым грубо игнорировались требовани€ ст. ст. 209 и 210 √ , на основании которых собственник вправе совершать в отношении принадлежащего ему имущества по своему усмотрению любые действи€, за исключением тех, которые противоречат закону и нарушают права и охран€емые законом интересы других лиц. ѕри этом брем€ по содержанию территории, наход€щейс€ в муниципальной собственности, должен нести собственник. “ем более что на содержание муниципального имущества специально выдел€ютс€ средства из местного бюджета.

¬ нарушение п. 1 ст. 421 √ , гарантирующего свободу заключени€ договора, в ѕравилах благоустройства г. ≈лабуги содержалось положение о возложении на руководителей хоз€йствующих субъектов об€зательств по заключению договоров на вывоз твердых бытовых отходов не позднее чем за два мес€ца до начала года. ¬ тех же ѕравилах, в нарушение ст. 10 ‘« от 26 декабр€ 2008 г. "ќ защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контрол€ (надзора) и муниципального контрол€", необоснованно устанавливались дополнительные основани€ дл€ проведени€ внеплановых проверок субъектов предпринимательства, не было положени€ о необходимости согласовани€ подобного рода проверок с органами прокуратуры.

ѕунктом 3.3 ѕравил ѕол€нского сельского поселени€ –ыбно-—лободского муниципального района –“ предусматривалс€ отстрел собак на улицах и в общественных местах сельского поселени€, хот€ ст. 20.13  ојѕ вообще запрещает стрельбу из оружи€ в населенных пунктах.

 роме того, практически во всех ѕравилах были установлены коррупциогенные факторы. ƒокументы изобиловали такими формулировками, как "в соответствии с требовани€ми", "без согласовани€ в установленном пор€дке", "без согласовани€ с уполномоченным органом", "без получени€ соответствующего разрешени€" и т. п. “ака€ не€сность требуемых процедур и согласований создавала широкие пределы усмотрени€ дл€ правоприменител€, что, в свою очередь, могло привести к коррупционным про€влени€м. Ќаиболее распространенный характер это носило в ѕравилах г. г. јльметьевска, Ћениногорска, јзнакаево, а также ¬ысокогорского муниципального района.

¬ отдельных случа€х встречались грубые стилистические неточности. ѕорой доходило до ошибок при нумерации пунктов и подпунктов. ¬ отдельных нормативных документах стилистические неточности затрудн€ли, а порой и вовсе делали невозможным понимание смысла формулируемых предложений.

¬ общей сложности по результатам проверки природоохранной прокуратурой в представительные органы муниципальных образований –“ было принесено 12 протестов, которые удовлетворены в полном объеме. ¬ отдельных случа€х, когда нарушени€ закона носили наиболее распространенный характер, рассмотрение протестов производилось с участием прокурора.

¬ сферу организации благоустройства помимо прочего входит и размещение снегоотвалов в зимнее врем€. — наступлением холодов в прокуратуру всегда поступают обращени€ от граждан по вопросу законности размещени€ снежных свалок. ѕорой неграмотное согласование муниципальными органами мест размещени€ снегоотвалов приводит к непредсказуемым последстви€м, а в некоторых случа€х и к созданию чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь угрозу дл€ жизни и здоровь€ людей.

ќдно из подобных обращений поступило в татарскую природоохранную межрайонную прокуратуру от жителей п. —алмачи г.  азани. √раждане жаловались на нарушение гарантированного каждому ст. 42  онституции –‘ права на благопри€тную окружающую среду, выражавшеес€ в систематическом (более четырех лет) затоплении их домов во врем€ весеннего та€ни€ снега. —итуаци€ осложн€лась еще и тем, что поселок расположен в низинной местности, а снегоотвал находитс€ на возвышении. ¬ отдельных случа€х дело доходило даже до плавающих диванов, кроватей и прочих предметов бытового обихода.

¬ ходе изучени€ законности размещени€ снежной свалки было установлено, что она эксплуатировалась с нарушени€ми требований закона. –азмещение снегоотвалов регулируетс€ ѕравилами благоустройства г.  азани, утвержденными решением  азанской городской ƒумы от 18 окт€бр€ 2006 г. N 4-12, в соответствии с п. 3.4.14 которых места расположени€ снежных свалок определ€ютс€ уполномоченным органом и согласовываютс€ с ÷ентральным территориальным управлением ћинистерства экологии и природных ресурсов –“, “ерриториальным управлением –оспотребнадзора по –“. јналогичное положение содержитс€ в п. 4.11 —анѕиЌ 42-128-4690-88 (санитарные правила содержани€ территорий населенных пунктов). ѕри этом снегоотвалы должны быть оборудованы подъездными пут€ми, освещением, бытовыми помещени€ми и ограждением.

—тать€ 1 «емельного кодекса –‘ одним из принципов осуществлени€ землепользовани€ называет приоритет охраны жизни и здоровь€ человека, согласно которому при осуществлении де€тельности по использованию и охране земель должны быть прин€ты такие решени€ и осуществлены такие виды де€тельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат.

“ребовани€ санитарно-эпидемиологического законодательства в части необходимости согласовани€ мест расположени€ снежных свалок грубо нарушала эксплуатирующа€ организаци€ снегоотвала в п. —алмачи - ќќќ "јйнур и  о". Ѕудучи согласованной с ÷“” ћинэкологии –“, снежна€ свалка не была огорожена, мер по согласованию ее с “ерриториальным управлением –оспотребнадзора по –“ не предпринималось. ¬ отношении ќќќ (как юридического лица) и его директора (как должностного) природоохранной прокуратурой в св€зи с нарушением ѕравил благоустройства городских округов возбуждены административные производства по ч. 1 ст. 3.6  ојѕ –“. ќбща€ сумма наложенного взыскани€ составила 30 тыс. руб.

—тать€ 1065 √  говорит о том, что опасность причинени€ вреда в будущем может стать основанием к иску о запрещении де€тельности, создающей такую опасность. — учетом этого, в суд было направлено исковое за€вление к ќќќ "јйнур и  о" о запрещении де€тельности по завозу и складированию снега на снегоотвале в п. —алмачи до устранени€ нарушений. ¬ цел€х обеспечени€ иска, поскольку снежна€ свалка была переполнена и каждый дополнительный завоз снега создавал реальную угрозу дл€ местных жителей, одновременно с иском в суд было представлено за€вление о прин€тии обеспечительных мер в виде запрещени€ ответчику осуществл€ть де€тельность по завозу и складированию снега на снежной свалке до прин€ти€ судом решени€ по существу. «а€вление об обеспечении иска суд удовлетворил, что позволило значительно снизить объем завозимого на свалку снега. ѕри рассмотрении иска по существу требовани€ прокуратуры удовлетворены в полном объеме.

 омплексный анализ законности размещени€ снегоотвалов на территории г.  азани показал, что из 13 санкционированных снежных свалок с органами –оспотребнадзора было согласовано лишь 3. »ными словами, можно заключить, что в большинстве случаев нельз€ было с уверенностью утверждать, что дл€ граждан обеспечена надлежаща€ безопасность снежных свалок.

ѕо результатам проверок горрайпрокурорам –“ были разосланы информационные письма о практике прокурорского надзора в сфере благоустройства населенных пунктов. ќ состо€нии законности при эксплуатации снежных свалок на территории  азани проинформирован исполнительный комитет города.

–езультаты проверки были освещены в средствах массовой информации и вызвали широкий общественный резонанс. ѕоказателем эффективности работы €вл€ютс€ и поступающие положительные отзывы от граждан, благодарных за защиту прокуратурой их нарушенных прав и законных интересов.

Ќазвание документа

пїњ