пїњ

–егистраци€ недвижимости: разрешение арбитражными судами споров, возникающих из административных правоотношений

(ћатеенков ј. ¬., ћихольска€ ¬. ¬.) ("ёрист", N 9, 2001) “екст документа

–≈√»—“–ј÷»я Ќ≈ƒ¬»∆»ћќ—“»: –ј«–≈Ў≈Ќ»≈ ј–Ѕ»“–ј∆Ќџћ» —”ƒјћ» —ѕќ–ќ¬, ¬ќ«Ќ» јёў»’ »« јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќџ’ ѕ–ј¬ќќ“ЌќЎ≈Ќ»…

ј. ¬. ћј“≈≈Ќ ќ¬, ¬. ¬. ћ»’ќЋ№— јя

ћатеенков ј. ¬., судь€ јрбитражного суда ћосковской области.

ћихольска€ ¬. ¬., аспирантка кафедры административного права ћ√ёј.

¬ насто€щее врем€ отсутствует официальна€ точка зрени€ на разрешение судами споров, возникающих из административных правоотношений, в ходе применени€ ‘едерального закона –‘ "ќ государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - «акон о регистрации прав) <*>. ¬ статье предприн€та попытка рассмотреть правовую сторону проблемы разрешени€ арбитражными судами споров, возникающих из административных правоотношений, и проанализирована судебна€ практика. -------------------------------- <*> —« –‘. 1997. N 30. —т. 3594.

 онституци€ –‘ <*> устанавливает, что решени€ и действи€ (или бездействи€) органов государственной власти могут быть обжалованы в суде, а также то, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в суде по установленным правилам подсудности. -------------------------------- <*>  онституци€ –оссийской ‘едерации, прин€та всенародным голосованием 12.12.1993.

–азбирательство дел, возникающих из управленческих (административных) правоотношений по за€влени€м заинтересованных лиц, в арбитражных судах производитс€ в исковой форме. ¬ соответствии с п. 2 ст. 22 јрбитражного процессуального кодекса –оссийской ‘едерации (далее - јѕ  –‘) <*> к спорам, возникающим из административных правоотношений в сфере действи€ «акона о регистрации прав, арбитражному суду подведомственны споры: -------------------------------- <*> —« –‘. 1995. N 18. —т. 1589.

- о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправлени€ и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающим права и законные интересы организаций и граждан; - об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонени€ от государственной регистрации в установленный срок организации или гражданина и в других случа€х, когда така€ регистраци€ предусмотрена законом. —убъектами, имеющими право обращени€ с исковыми за€влени€ми в арбитражный суд по экономическим спорам, вытекающим из административных правоотношений, могут быть: - юридические лица или граждане-предприниматели в случае отказа или уклонени€ от государственной регистрации их прав на недвижимое имущество и сделок с ним; - государственные органы, органы местного самоуправлени€ и прокурор в защиту государственных и общественных интересов. –азрешение споров, возникающих из административных отношений, - это способ судебной проверки законности и обоснованности решений административных органов и должностных лиц. —пор считаетс€ административным, если предмет, составл€ющий существо спора, €вл€етс€ вопросом административного права. ¬ делах, возникающих из административных правоотношений, суд разрешает спор о праве, но не гражданском, а административном. Ќаличие спора свидетельствует о предположительном или действительном нарушении органами, осуществл€ющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, субъективных прав организаций и граждан-предпринимателей или о создании помех в осуществлении этих прав. ¬ юридической литературе такие споры нос€т название административно-правовых споров, это - споры о праве административном <*>. -------------------------------- <*> —м.: јдминистративное право / ѕод ред. ё. ћ.  озлова, Ћ. Ћ. ѕопова. ћ.: ёристъ, 1999. —. 405 - 406.

¬ исковых за€влени€х, возникающих из административных отношений, также возникают юридические споры о праве, но они затрагивают права и охран€емые законом интересы юридических лиц и граждан-предпринимателей. ¬ исковом за€влении истец должен квалифицировать действи€ (или бездействи€) учреждений юстиции по регистрации прав как нарушение его прав и интересов и за€вл€ть в суде требование об их защите. ¬ ходе рассмотрени€ искового за€влени€ судь€ должен проверить законность и обоснованность управленческого акта и с учетом этого разрешить спор о праве. ѕри удовлетворении иска это будет означать защиту нарушенных прав или интересов, а при отказе - подтверждение правильности прин€того органом, осуществл€ющим государственную регистрацию прав, решени€. јрбитражный суд, рассматрива€ дело о признании незаконным отказа в государственной регистрации, при удовлетворении требовани€ в резолютивной части решени€ об€зывает соответствующий орган совершить такую регистрацию (п. 2 ст. 132 јѕ  –‘). ёридические лица и граждане-предприниматели могут обжаловать в арбитражный суд такие действи€ и решени€, как, например, отказ либо уклонение учреждени€ юстиции по регистрации прав о государственной регистрации (п. 5 ст. 2 «акона о регистрации прав); отказ в выдаче информации о зарегистрированных правах (п. 2 ст. 7 «акона о регистрации прав); отказ в исправлении технической ошибки (п. 2 ст. 21 «акона о регистрации прав); нарушение сроков регистрации, выдачи информации и исправлени€ технической ошибки. ”становлен также и пор€док такого обжаловани€ - в арбитражный суд. —удебна€ практика показывает, что в основе своей спорные ситуации не отличаютс€ разнообразием. ¬ арбитражный суд обратились два юридических лица с исковым за€влением об обжаловании отказа в государственной регистрации договора купли-продажи предпри€ти€ - имущественного комплекса и перехода права собственности. ќснованием дл€ отказа в государственной регистрации договора послужило то, что предмет договора (имущественный комплекс) €вл€лс€ предметом спора между одним из истцов и другим юридическим лицом. —удом первой инстанции отказ в государственной регистрации был признан незаконным, а учреждение юстиции об€зывалось произвести такую регистрацию. ѕри этом судом правильно было отмечено, что факт наличи€ спора не может €вл€тьс€ основанием дл€ отказа в государственной регистрации. »счерпывающий перечень оснований дл€ отказа в государственной регистрации прав приведен в ст. 20 «акона о государственной регистрации прав, и данное основание в нем не содержитс€. ¬ апелл€ционной инстанции было отмечено, что требовани€ апелл€ционной жалобы €вл€ютс€ необоснованными, суд первой инстанции рассматривал не требовани€, св€занные со спором о собственности, а требовани€ о защите прав на фиксацию соглашени€ о купле-продаже согласно соответствующих документов. «ащита гражданских прав согласно ст. 12 √  –‘ <*> осуществл€етс€ в том числе путем признани€ права, признани€ сделки недействительной и т. п. -------------------------------- <*> —« –‘. 1994. N 32. —т. 3301.

»зучение практики показывает, что основной ошибкой в определении предмета спора €вл€етс€ рассмотрение в судебном заседании исковых требований об обжаловании действий учреждений юстиции, тогда как на самом деле имеет место гражданско-правовой спор о праве. ¬ случае отказа суды чаще об€зывают учреждени€ юстиции произвести регистрацию, чем признают их действи€ правомерными и перевод€т исковое за€влени€ об обжаловании отказа в государственной регистрации в исковое за€вление о признании права. Ќа практике в процессе судебного разбирательства нередко вы€сн€етс€, что спору о праве нередко предшествует, а также нередко его провоцирует неправомерное поведение самих за€вителей, в частности непредставление необходимых документов при обращении с за€влением о регистрации права собственности или иных вещных прав на недвижимое имущество и сделок с ним. ¬ арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов обратилс€ природоохранный прокурор с исковым за€влением о признании недействительным ѕостановлени€ главы администрации района и недействительной регистрации права бессрочного пользовани€ на земельный участок за организацией. ѕостановление, как указывалось в исковом за€влении, было издано с нарушением природоохранного законодательства и причин€ет ущерб окружающей природной среде. »з материалов дела следует, что спорный участок входит в состав государственного лесного фонда и зан€т лесами первой группы. —удом первой инстанции государственна€ регистраци€ была признана недействительной. јпелл€ционной инстанцией решение суда первой инстанции оставлено без изменени€. ¬ решении указывалось, что в соответствии со ст. ст. 9, 13 «акона о государственной регистрации прав регистрирующий орган об€зан осуществл€ть проверку действительности поданных за€вителем документов и наличие соответствующих прав, проводить правовую экспертизу документов, чего в надлежащем объеме сделано не было. ¬ данном случае основанием дл€ отмены государственной регистрации права послужили искаженные данные органов, ответственных за учет земель, т. е. органов (организаций) по земельным ресурсам и землеустройству (ѕостановление ѕравительства –‘ от 25.08.1992) <*>. »х ответственность наступает в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 31 «акона о регистрации прав за своевременность и точность предоставл€емых данных об объектах недвижимого имущества. ќрганы, осуществл€ющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, производ€т регистрацию на основании «акона и в соответствии со своей компетенцией. ”чреждение юстиции при проведении правовой экспертизы основывалось на том, что ѕостановление главы администрации района не было никем оспорено или признано недействительным в соответствии с законодательством.  роме того, к документам прилагалс€ план земельного участка установленного образца. ѕредставленный кадастровый план земельного участка не содержал сведений о том, что земли относ€тс€ к государственному лесному фонду. “аким образом, не облада€ необходимыми сведени€ми, органы, осуществл€ющие государственную регистрацию прав, считают ѕостановление действительным. —окрытие факта принадлежности земель к лесному фонду послужило основанием дл€ признани€ арбитражным судом государственной регистрации права недействительной. -------------------------------- <*> —јѕѕ –‘. 1992. N 9. —т. 609.

—удебна€ практика, основыва€сь на положени€х ст. 22 јѕ  –‘, идет по пути признани€ регистрации недействительной, хот€ «аконом о государственной регистрации прав не предусмотрено признание ее недействительной, а в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 2 в судебном пор€дке может быть оспорено зарегистрированное право. »спользованный законодателем подход к данной проблеме усложнил правоприменение. “ака€ формулировка «акона о регистрации прав оставл€ет открытым вопрос об обжаловании государственной регистрации как ненормативного акта или действий органов, осуществл€ющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. »нтересным также представл€етс€ вопрос о признании недействительной регистрации прав, основанной на ненормативном акте государственного органа или органа местного самоуправлени€, которые легли в основу проведени€ государственной регистрации права. ѕо действующему јѕ  –‘ суд, рассматривающий дело, без наличи€ в исковых за€влени€х соответствующих требований о признании незаконным ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправлени€, послужившего основанием дл€ государственной регистрации прав, не может рассматривать в судебном заседании вопрос о признании его недействительным или отменить этот акт, такими полномочи€ми он не обладает. ≈стественно, данное положение осложн€ет де€тельность учреждений юстиции по регистрации прав. ѕредставл€етс€ необходимым, чтобы в результате рассмотрени€ спора суды, кроме отмены акта государственной регистрации, признавали бы недействительными и акты государственных органов или органов местного самоуправлени€, €вл€ющиес€ основани€ми проведени€ государственной регистрации. ¬ заключение хотелось бы отметить, что арбитражные суды, разреша€ споры, возникающие из административных правоотношений, в сфере действи€ «акона о регистрации прав, восстанавливают нарушенные права и обеспечивают действенный контроль за соблюдением законности органами, осуществл€ющими государственную регистрацию недвижимости.

Ќазвание документа пїњ