пїњ

ѕроверки законности правовых актов органов местного самоуправлени€

(¬инокуров ј.)

("«аконность", N 9, 1998)

“екст документа

ѕ–ќ¬≈– » «ј ќЌЌќ—“» ѕ–ј¬ќ¬џ’ ј “ќ¬

ќ–√јЌќ¬ ћ≈—“Ќќ√ќ —јћќ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я

ј. ¬»Ќќ ”–ќ¬

ј. ¬инокуров, прокурор управлени€ по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов √енеральной прокуратуры –‘.

 онституци€ –‘ устанавливает, что местное самоуправление осуществл€етс€ гражданами путем референдума, выборов, других форм пр€мого волеизъ€влени€ через выборные и другие органы местного самоуправлени€. ѕрин€тый в развитие конституционных норм ‘едеральный закон "ќб общих принципах организации местного самоуправлени€ в –оссийской ‘едерации" от 28 августа 1995 г. определ€ет роль местного самоуправлени€ в осуществлении народовласти€, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправлени€, устанавливает общие принципы его организации.

¬ части, не противоречащей  онституции –оссии и позже прин€тым законодательным актам, действует «акон –‘ "ќ местном самоуправлении в –оссийской ‘едерации" от 6 июл€ 1991 г. ‘едеральный закон "ќ финансовых основах местного самоуправлени€ в –оссийской ‘едерации" от 25 сент€бр€ 1997 г. регулирует вопросы формировани€ и исполнени€ бюджетов муниципальных образований. ѕор€док проведени€ выборов, в том числе в органы местного самоуправлени€, и референдумов регулирует ‘едеральный закон "ќб основных гаранти€х избирательных прав и права на участие в референдуме граждан –оссийской ‘едерации" от 19 сент€бр€ 1997 г. ‘едеральный закон "ќб основах муниципальной службы в –оссийской ‘едерации" от 8 €нвар€ 1998 г. закрепл€ет основы правового статуса муниципальных служащих, дает классификацию муниципальных должностей и перечисл€ет ограничени€, св€занные с такой службой.

 роме того, отдельные полномочи€ органов местного самоуправлени€ закреплены в «аконе –‘ "ќ закрытом административно - территориальном образовании" от 14 июл€ 1992 г., ‘едеральном законе "ќб обеспечении конституционных прав граждан –оссийской ‘едерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправлени€" от 26 но€бр€ 1996 г. —оответствующие правовые нормы, определ€ющие круг полномочий органов местного самоуправлени€, содержатс€ также в «аконах "ќ праве граждан –оссийской ‘едерации на свободу передвижений, выбор места пребывани€ и жительства в пределах –оссийской ‘едерации", "ќ зан€тости населени€ в –оссийской ‘едерации", "ќ приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в –оссийской ‘едерации" и др.

јнализ норм законодательства о местном самоуправлении позвол€ет сделать вывод, что муниципальные органы обладают достаточно широким кругом полномочий в основных сферах жизни (экономической, бюджетно - финансовой, социальной, культурной, обеспечени€ законности и правопор€дка) и имеют немалые возможности вли€ть на ситуацию в таких област€х, как: планирование, строительство, транспорт, св€зь, жилищное хоз€йство, торговл€, управление муниципальной собственностью, использование и охрана земель, водных, лесных и других природных ресурсов на подведомственной им территории.

ѕрактика прокурорского надзора свидетельствует, что правотворческий процесс муниципальных органов нередко сопровождаетс€ нарушени€ми примен€емых законов, которые зачастую выражаютс€ в превышении полномочий. “ак, только за последние два года прокурорами вы€влено почти 50 тыс. незаконных правовых актов органов местного самоуправлени€, причем более 90% приходитс€ на исполнительные органы. —ледует отметить, что, принима€ незаконные акты, муниципальные органы нарушают права и свободы многих граждан, проживающих или наход€щихс€ на территори€х соответствующих образований, права и законные интересы юридических лиц.

”читыва€ это, √енеральный прокурор –‘ в отраслевом приказе "ќб организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" от 22 ма€ 1996 г. N 30 относит прокурорский надзор за законностью правовых актов органов местного самоуправлени€ к числу приоритетных направлений надзорной де€тельности прокуратуры и нацеливает подчиненных прокуроров на периодические проверки независимо от наличи€ сведений о нарушении законов.

¬ажнейшими элементами организации прокурорского надзора €вл€ютс€ сбор информации об издании актов, противоречащих законам, ее анализ и планирование работы.

ѕолучению необходимой информации в наибольшей мере способствует поддержание прокурорами разнообразных деловых контактов с руководител€ми и представительных, и исполнительных органов муниципальных образований всех уровней, председател€ми посто€нных комиссий, депутатами, должностными лицами, в том числе юристами, администрации; участие в работе сессий и заседаний этих органов; предварительное ознакомление с проектами решений, постановлений и других актов; систематическое проведение проверок законности актов. Ќеобходимо также организовывать личный прием граждан и разного рода встречи прокурора с жител€ми, посещать собрани€ и сходы граждан.

≈мкими источниками информации о прин€тии (издании) органами представительной и исполнительной власти незаконных актов €вл€ютс€: жалобы и за€влени€, поступающие в органы прокуратуры от населени€; сообщени€ средств массовой информации (периодическа€ печать, радио, телевидение); обращени€ в прокуратуру руководителей или владельцев предпри€тий, учреждений и организаций, фермеров, предпринимателей и других лиц. —ведени€ о прин€тии незаконных актов органами местного самоуправлени€ можно получить также в суде общей юрисдикции, а порою и в арбитражном суде, куда обращаютс€ граждане - предприниматели и юридические лица с исками о признании недействительными незаконных решений этих органов, ущемл€ющих их права и законные интересы.

¬ отличие от проверок исполнени€ соответствующих законов, которые провод€тс€ только по сигналам о нарушении законов, проверки законности актов органов местного самоуправлени€ должны, как уже отмечалось, осуществл€тьс€ независимо от наличи€ сигналов. Ёто позвол€ет прокурорам заранее предусматривать основной объем работы и осуществл€ть надзор в плановом пор€дке, провод€ проверки систематически. ќднако приоритет следует отдавать проверкам в св€зи с поступившими сведени€ми об издании незаконных актов.

ћожет быть рекомендована следующа€ схема де€тельности территориальных прокуроров по предупреждению издани€ незаконных актов и вы€влению прин€тых (изданных) незаконных актов:

предварительное изучение и правова€ оценка проектов решений и постановлений представительного органа, главы муниципального образовани€;

участие прокурора или другого прокурорского работника в заседани€х сессий представительного органа, заседани€х (совещани€х) муниципальной администрации;

ознакомление с поступившими в прокуратуру копи€ми прин€тых (изданных) представительным органом, главой муниципального образовани€ решений и постановлений;

истребование в прокуратуру дл€ изучени€ и правовой оценки из представительных и исполнительных органов правовых актов и, в случае необходимости, других документов, послуживших основой их издани€;

проведение проверок законности актов в органах местного самоуправлени€;

поручение проведени€ проверок законности актов вышесто€щим органам представительной и исполнительной власти.

¬ последнее врем€ во многих регионах установилась практика предварительного направлени€ органами местного самоуправлени€ в органы прокуратуры проектов решений и постановлений, касающихс€ наиболее важных вопросов жизни и де€тельности регионов, в особенности охраны прав и свобод граждан, развити€ социально - экономической сферы, приватизации муниципальных предпри€тий, использовани€ земельного фонда и иных природных ресурсов, охраны правопор€дка. ќднако следует отметить, что законом не установлена об€занность муниципального органа направл€ть проекты нормативных актов, поэтому прокурорам необходимо решать такие вопросы по взаимной договоренности с руководител€ми этих органов.

¬ соответствии со ст. 7 «акона о прокуратуре прокурор района (города), его заместители либо по их поручению другие прокурорские работники вправе присутствовать на заседани€х представительных и исполнительных органов муниципальных образований и их комиссий, структурных подразделений. ѕри обсуждении проектов (в особенности тех нормативных актов, которые рассчитаны на длительное применение и распростран€ющих свое действие на всех или многих граждан, проживающих в границах соответствующей административно - территориальной единицы) прокурор об€зан высказать свои замечани€ и мнение о законности принимаемого акта. ≈сли усматриваютс€ какие-либо противоречи€ действующему законодательству, иные недостатки проекта акта, на это следует обратить внимание представительного органа, главы муниципального образовани€, назвать конкретный закон, который может быть нарушен, напомнить о вредных последстви€х, которые могут наступить, и объ€снить, что в случае прин€ти€ акта в таком виде на него будет принесен протест либо направлено в суд за€вление о признании его недействительным.

ѕолучает распространение практика включени€ органов прокуратуры в число об€зательных адресатов, которым направл€ютс€ правовые акты представительных и исполнительных органов муниципальных образований. Ёто позвол€ет прокурорам своевременно знакомитьс€ с прин€тыми актами и реагировать на те из них, которые не соответствуют законам.

¬ соответствии с установившимс€ пор€дком копии актов, прин€тых нижесто€щими представительными и исполнительными органами, направл€ютс€ в вышесто€щие представительные и исполнительные органы. ¬ св€зи с этим прокуроры имеют возможность проводить проверки по копи€м этих актов. “ак могут провер€тьс€ решени€, прин€тые поселковыми, сельскими органами самоуправлени€, поступившими в районные органы местного самоуправлени€, а постановлени€, изданные главами поселковых и сельских администраций (образований), - по копи€м, поступившим в районную администрацию.

ќднако предпочтение следует отдавать проверкам законности правовых актов по месту их прин€ти€ или издани€, как наиболее эффективному способу, обеспечивающему полноту вы€влени€ нарушений закона. ƒело в том, что без ознакомлени€ с материалами, послужившими основанием прин€ти€ акта, не всегда можно сделать правильный вывод о его законности, а эти материалы, как правило, наход€тс€ по месту издани€ акта.

ѕодготовка к проверке обычно включает такие элементы:

1. ќзнакомление с материалами ранее проведенных проверок законности актов, изданных данным органом местного самоуправлени€. ѕри этом прокурору следует восстановить в пам€ти, какие нарушени€ законов были допущены ранее при издании актов, нарушени€ каких законов встречались наиболее часто, отменены ли незаконные акты, устранены ли нарушени€ и восстановлены ли нарушенные права, свободы и интересы как физических, так и юридических лиц.  опии протестов и представлений, ответов на них руководителей представительного или исполнительного органа, а также копии решений судов о признании актов недействительными во врем€ проверки желательно иметь при себе.

2. “щательное изучение законов и иных нормативных актов, регулирующих де€тельность органа местного самоуправлени€, где предстоит проводить проверку.

3. »зучение законов, наиболее часто примен€емых при издании актов. —лабое знание прокурорами этого законодательства нередко приводит к тому, что отдельные незаконные решени€, постановлени€, распор€жени€ и иные акты остаютс€ невы€вленными. ѕримен€емые провер€емым органом законы и иные акты прокурора целесообразно иметь при себе во врем€ проверок. ¬озникающие сомнени€ относительно законности актов в этом случае он может разрешить в ходе проверки на месте.

4. ќзнакомление с руковод€щими указани€ми √енерального прокурора –‘, прокуроров субъектов ‘едерации в части предмета проверки, а также ознакомление с имеющимис€ в прокуратуре методическими разработками, рекомендаци€ми (пособи€ми).

5. —оставление плана проверки, в котором указываетс€, какие акты и за какой период подлежат проверке, с какими иными документами следует ознакомитьс€, с кем побеседовать, на что обратить особое внимание, какие вопросы вы€снить или уточнить.   проведению проверок законности актов специалисты обычно не привлекаютс€, однако это не исключает возможности обращени€ прокурора за консультацией к соответствующим специалистам. ¬ ходе проверки план может корректироватьс€.

ќ предсто€щей проверке следует заблаговременно оповестить председател€ (руководител€) представительного органа, главу муниципального образовани€ либо их заместителей. ќбычно в начале проверки прокурор встречаетс€ с руководителем органа и ставит его в известность относительно характера и объема предсто€щей работы. ∆елательно договоритьс€ с ним о выделении в распор€жение прокурора на врем€ проверки работника провер€емого органа, который бы предоставл€л прокурору необходимые материалы, оказывал помощь в вызове к прокурору сотрудников органа и выполн€л иные просьбы прокурора.

¬ зависимости от характера проверки прокурору по его просьбе предоставл€ютс€: все правовые акты, прин€тые (изданные) за определенный отрезок времени, либо отдельный акт или группа актов, законность которых оспариваетс€, или акты, изданные по определенному вопросу (приватизаци€, местные налоги, охрана окружающей среды и другие), устав муниципального образовани€ (если он прин€т), регламент представительного органа; планы и программы развити€ города, района, поселка, села; протоколы сессий представительного органа и заседаний администрации, заключени€ посто€нных комиссий; дела, журналы, книги, где могут содержатьс€ или регистрироватьс€ правовые акты, в том числе в форме распор€жений, телефонограмм; при необходимости разного рода материалы, послужившие основанием дл€ прин€ти€ (издани€) актов (материалы проверок, административных расследований, ходатайства граждан и юридических лиц и другие); жалобы и за€влени€ граждан, поступившие в представительный орган или муниципальную администрацию. ќбычно акты представительного органа хран€тс€ (подшиваютс€) в одном деле (папке) вместе с протоколами. Ќередко к актам прилагаютс€ материалы, послужившие основанием дл€ их прин€ти€ (издани€). ќб€зательно следует ознакомитьс€ с утвержденным перечнем дел (книг, журналов), ведущихс€ в провер€емом органе.

ѕеред началом проверки прокурор должен поинтересоватьс€, какие меры прин€ты соответствующими руководител€ми (должностными лицами) в св€зи с ранее внесенными протестами или представлени€ми (если они вносились) и в св€зи с решени€ми судов о признании актов недействительными и отменены ли акты, противоречащие законам, восстановлены ли нарушенные права, свободы и законные интересы физических и юридических лиц. ≈сли нарушени€ законов не устранены, в том числе не отменены незаконные акты, то следует установить причину этого, истребовать объ€снени€ у соответствующих должностных лиц.

Ќа незаконность акта могут указывать следующие обсто€тельства:

несоответствие предписаний акта нормам примен€емого закона. ѕо этому признаку прокурорами вы€вл€ютс€ более 90% актов, противоречащих законам;

несоответствие предписаний акта фактическим обсто€тельствам (жизненной ситуации). Ќезаконность акта может быть установлена при ознакомлении прокурора с материалами, на основании которых акт был издан;

подпись акта неправомочным должностным лицом. Ёто может свидетельствовать о превышении его полномочий и, следовательно, о незаконности предписани€. ѕо этому признаку могут вы€вл€тьс€ незаконные акты (приказы, распор€жени€, постановлени€) о привлечении к дисциплинарной и административной ответственности.

¬ ходе проверок законности актов в любом представительном и исполнительном органе муниципальных образований, включа€ и органы территориального общественного самоуправлени€, прокурор обычно вы€сн€ет такие вопросы:

правомочен ли был провер€емый орган издавать акт по данному вопросу и не входит ли решение этого вопроса в компетенцию другого вышесто€щего или нижесто€щего представительного или исполнительного органа. »ными словами, не нарушена ли органом его законна€ компетенци€, не вышел ли он за ее пределы. ѕредмет ведени€ органов местного самоуправлени€ закреплен в ст. ст. 6, 15 ‘едерального закона "ќб общих принципах организации местного самоуправлени€ в –оссийской ‘едерации";

не допущено ли в акте нарушение материального права по существу, т. е. не противоречат ли его предписани€ нормам соответствующего закона - как федерального, так и субъекта ‘едерации;

не ограничивает ли акт права и свободы граждан, права и законные интересы предпри€тий, учреждений, организаций и других органов (государственных, муниципальных, негосударственных, предпринимателей, а также общественных объединений) и не содержит ли он запреты на разрешаемые законом действи€ (свободу передвижени€, выбор места пребывани€ и жительства и другие);

не устанавливаютс€ ли актом об€занности граждан и юридических лиц, не предусмотренные  онституцией и законами –‘,  онституцией (уставом) и законами субъекта ‘едерации, а также уставом муниципального образовани€;

не содержит ли акт разрешени€ запрещаемых законом действий;

соответствует ли содержание акта фактическим обсто€тельствам (жизненной ситуации). ƒело в том, что внешне акт может выгл€деть вполне законным, в действительности не соответству€ фактическим обсто€тельствам;

нет ли в акте сведений о совершении преступлений и других правонарушений;

содержат ли акты представительного органа, главы муниципального образовани€ указание на финансовые, материально - технические и организационные средства, необходимые дл€ обеспечени€ их выполнени€;

не противоречит ли правовой акт ранее прин€тым тем же органом актам;

соблюден ли пор€док прин€ти€ или издани€ акта;

содержит ли акт необходимые реквизиты: номер, дату прин€ти€, подписи и другие;

указаны ли сроки вступлени€ в силу решений, постановлений и иных актов. ≈сли срок вступлени€ в действие акта не определен, то он обычно действует с момента его обнародовани€ (опубликовани€) или доведени€ до сведени€ населени€ в иной форме.

ѕроверки в органах представительной власти районного и городского уровней (ƒумах, —оветах, ћуниципальных советах, ”правах, «емских собрани€х, —обрани€х выборных представителей и других). ѕрокурорам необходимо учитывать в ходе проверок, что в соответствии со ст. 15 ‘едерального закона "ќб общих принципах организации местного самоуправлени€ в –оссийской ‘едерации" в исключительном ведении представительных органов местного самоуправлени€ наход€тс€:

1) прин€тие общеоб€зательных правил по предмету ведени€ муниципального образовани€, предусмотренных его уставом;

2) утверждение местного бюджета и отчет об его исполнении;

3) прин€тие планов и программ развити€ муниципального образовани€, утверждение отчетов об их исполнении;

4) установление местных налогов и сборов;

5) установление пор€дка управлени€ и распор€жени€ муниципальной собственностью;

6) контроль за де€тельностью органов местного самоуправлени€ и их должностных лиц, предусмотренных уставом муниципального образовани€.

¬ св€зи с тем, что полномочи€ представительных органов утверждаютс€ уставами муниципальных образований, проверку в этом органе целесообразно начать с ознакомлени€ с названным уставом, если он прин€т, и дать ему оценку с точки зрени€ соответстви€ действующему законодательству. ѕрин€тый непосредственно населением или представительным органом устав района (города) должен закрепл€ть: систему органов представительной и исполнительной власти, пор€док их формировани€, полномочи€ и сроки их исполнени€; пор€док прин€ти€ и вступлени€ в силу нормативных актов местного самоуправлени€; формы, пор€док и гарантии непосредственного участи€ населени€ в решении вопросов местного значени€; границы и состав территории муниципального образовани€; основани€ и виды ответственности органов местного самоуправлени€ и их должностных лиц и другие вопросы.

¬ св€зи с этим необходимо поинтересоватьс€, нашли ли отражение перечисленные вопросы в уставе. —ледует также вы€снить:

- разграничены ли полномочи€ между представительными и исполнительными органами муниципального образовани€; представительными и исполнительными органами разных уровней (районными, поселковыми и т. д.); органами местного самоуправлени€ и представительными и исполнительными органами субъекта ‘едерации;

- не ущемлены ли права нижесто€щих органов местного самоуправлени€, в частности - органов территориального общественного самоуправлени€;

- не присвоили ли органы местного самоуправлени€ себе права, принадлежащие органам представительной и исполнительной власти субъектов ‘едерации.

ѕодлежат вы€снению также такие вопросы:

- не устанавливаютс€ ли представительным органом не предусмотренные законодательством –‘ налоги, сборы, пошлины;

- не превышает ли этот орган свои полномочи€ при прин€тии решений, устанавливающих административные санкции;

- утвержден ли бюджет района (города) и отчет об исполнении бюджета.

Ќеобходимо убедитьс€, утверждены ли региональные программы трудовой зан€тости населени€ (безработных), расселени€ и обустройства беженцев и вынужденных переселенцев, образован ли целевой земельный фонд дл€ выделени€ беженцам и вынужденным переселенцам.

—ледует также поинтересоватьс€, осуществл€етс€ ли представительным органом контроль за законностью принимаемых решений нижесто€щими (поселковыми, сельскими) представительными органами местного самоуправлени€, провод€тс€ ли соответствующие проверки в названных органах, запрашиваютс€ ли от них в необходимых случа€х прин€тые ими правовые акты и принимаютс€ ли меры дл€ отмены незаконных актов (незаконный акт вправе отменить только тот орган, который его прин€л).

ѕроверки законности актов, изданных главами муниципальных образований районного (городского) уровней. ѕроверке обычно предшествует ознакомление прокурора с положени€ми  онституции или устава, регулирующих де€тельность исполнительных органов этого уровн€. ¬ начале проверки целесообразно ознакомитьс€ со штатным расписанием и сметой расходов на содержание аппарата соответствующей администрации, регламентом администрации, утвержденным ее главой (руководителем), и вы€снить следующие вопросы:

- соответствуют ли эти документы утвержденной представительным органом или предусмотренной уставом района (города) структуре администрации и размерам расходов на ее содержание;

- соблюден ли установленный пор€док назначени€ или выборов главы муниципального образовани€, а также назначени€ руководителей структурных подразделений администрации;

- соблюдено ли требование закона о запрещении руководителю исполнительного органа и другим должностным лицам администрации быть депутатами соответствующего представительного органа;

- реализуетс€ ли главой администрации право на отмену незаконных актов, изданных руководител€ми органов и структурных подразделений администрации;

- осуществл€етс€ ли главой муниципального образовани€ контроль за законностью актов, изданных руководител€ми нижесто€щих исполнительных органов (старостами, управл€ющими и т. п.).

ƒалее прокурор знакомитс€ с постановлени€ми, распор€жени€ми и приказами главы администрации и оценивает их с точки зрени€ соответстви€ законам. ѕри этом особое внимание следует обратить на законность решений глав администрации: касающихс€ расходовани€ бюджетных средств, приватизации муниципальных предпри€тий и других объектов, выделени€ или продажи земельных участков (в том числе под капитальное строительство и на другие цели), приватизации земельных участков, распределени€ жилой площади и иных вопросов использовани€ муниципальной собственности; ввод€щих новые налоги и сборы (пошлины) или измен€ющих их размеры; устанавливающих разного рода ограничени€ (на вывоз продовольстви€ за пределы региона, на въезд в регион беженцев и вынужденных переселенцев и т. д.); санкционирующих (разрешающих) размещение (строительство) на территории района (города) предпри€тий и иных объектов федерального либо субъектного уровн€.

¬ р€де районов и городов складываетс€ практика проведени€ совещаний (собраний), организуемых администрацией, дл€ обсуждени€ наиболее важных вопросов социальной, хоз€йственной, культурной жизни региона, состо€ни€ законности и других. ¬ работе таких совещаний и собраний нередко участвуют и прокуроры. ќни могут выходить с инициативой обсуждени€ тех или иных вопросов, касающихс€ укреплени€ законности и правопор€дка в районе или городе. –ешени€ и рекомендации этих совещаний (собраний) нередко служат основой дл€ изданий постановлений и решений главами муниципальных образований.

¬ регионах создаютс€ также консультативные советы и иные совещательные органы из глав нижесто€щих администраций (старост), руководителей структурных подразделений районной (городской) администрации, руководителей р€да органов, как подчиненных администрации, так и самосто€тельных.  онсультативные советы нередко обсуждают проекты важнейших постановлений главы администрации, касающихс€ различных сторон жизни и де€тельности региона. ѕрокурору в ходе проверок следует знакомитьс€ с протоколами совещаний, собраний, коллегий и других форумов, проводимых органами исполнительной власти.

„то касаетс€ проверок законности актов, принимаемых (издаваемых) поселковыми, сельскими органами местного самоуправлени€, то методика их проведени€ не отличаетс€ заметной спецификой от проверок, проводимых в районных (городских) органах местного самоуправлени€.

ѕри проведении проверок в органах территориального самоуправлени€, избранных населением, проживающим на территории поселени€, не €вл€ющегос€ муниципальным образованием, микрорайона, улицы, двора и на другой территории, прокурор знакомитс€ с уставом или положением об этом органе (если таковой имеетс€), с протоколами общих собраний (сходов), конференций граждан и устанавливает, в частности:

соблюден ли пор€док созыва собрани€ (схода) или конференции;

правомочно ли было собрание (сход) или конференци€ решать рассмотренные вопросы;

соблюден ли кворум при выборах органов территориального общественного самоуправлени€ населени€. »збранными в состав этих органов считаютс€ граждане, получившие большинство голосов от числа избирателей (жителей), прин€вших участие в голосовании.

Ќеобходимо иметь в виду, что органы территориального общественного самоуправлени€ населени€ вправе заниматьс€ экономической (хоз€йственной) де€тельностью, но лишь в том случае, если они €вл€ютс€ юридическими лицами, т. е. зарегистрированы в районной или городской администрации.

«наком€сь с решени€ми органа территориального общественного самоуправлени€, прокурор также оценивает их с точки зрени€ соответстви€ законам.

ѕри поступлении сведений о нарушении требований законодательства о проведении местного референдума, в особенности когда оспариваютс€ результаты голосовани€, прокурору следует провести соответствующую проверку.

ѕроверка законности актов органов местного самоуправлени€ заканчиваетс€ разбором ее результатов с руководител€ми представительного органа, администрации или органа территориального общественного самоуправлени€. Ќа разбор могут быть также приглашены юристы, руководители структурных подразделений. ѕри этом основное внимание удел€етс€ анализу причин прин€ти€ или издани€ незаконных актов и рассмотрению основных путей их устранени€.

ѕо результатам проверки законности актов составл€етс€ справка или докладна€ записка, в которых отмечаетс€: какие акты проверены и за какой период времени (с указанием даты их издани€ и номеров); какие материалы изучены; кака€ еще выполнена работа и какие вы€влены нарушени€.   справке или докладной записке прилагаютс€ копии вы€вленных незаконных актов, объ€снени€ виновных лиц и, при необходимости, другие документы.

¬ заключение хотелось бы заострить внимание на одном немаловажном обсто€тельстве, с которым приходитс€ повседневно сталкиватьс€ территориальным прокурорам. –ечь идет о ст. 51 ‘едерального закона "ќб общих принципах организации местного самоуправлени€ в –оссийской ‘едерации", котора€ надел€ет прокуроров полномочи€ми по осуществлению надзора за исполнением уставов муниципальных образований органами местного самоуправлени€ и должностными лицами местного самоуправлени€. ѕредставл€етс€, что эта норма небезупречна, поскольку ст. 129  онституции –‘ делегирует право определ€ть рамки прокурорского вмешательства исключительно «акону о прокуратуре, ст. 1 которого говорит только о надзоре за исполнением действующих на территории –оссии законов, включа€ законодательные акты субъектов ‘едерации, а также за соответствием законам издаваемых органами местного самоуправлени€ правовых актов. ƒумаетс€, что законодатель об€зан устранить эту коллизию.

Ќазвание документа

¬опрос: Ќаша организаци€ (агентство недвижимости) заключило договор аренды офисного помещени€ на срок 11 мес€цев. ÷ентр лицензировани€ риэлторской де€тельности требует, чтобы этот договор был зарегистрирован в регистрационной палате города, иначе €кобы он не имеет силы. ѕравомерны ли эти требовани€?

("Ѕизнес-адвокат", 1998, N 15)

“екст документа

¬опрос: Ќаша организаци€ (агентство недвижимости) заключило договор аренды офисного помещени€ на срок 11 мес€цев. ÷ентр лицензировани€ риэлторской де€тельности требует, чтобы этот договор был зарегистрирован в регистрационной палате города, иначе €кобы он не имеет силы. ѕравомерны ли эти требовани€?

ћосковска€ обл.

ќтвет:   сожалению, на этот вопрос в насто€щее врем€ дать однозначный ответ затруднительно. ƒело в том, что п. 2 ст. 609 √  –‘ ввел правило о государственной регистрации договора аренды недвижимости, если иное не установлено законом. —огласно п. 1 ст. 130 √  –‘ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относ€тс€ земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно св€зано с землей, т. е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждени€, здани€, сооружени€. »з этого определени€ следует, что жилые и нежилые помещени€ также должны рассматриватьс€ как недвижимость, поскольку перемещение их "без несоразмерного ущерба их назначению" произвести нельз€. Ќежилые помещени€ названы среди недвижимого имущества и в ст. 1 ‘едерального закона "ќ государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21 июл€ 1997 года N 122-‘«.

ѕ. 2 ст. 651 √  –‘ в пор€дке исключени€ из общего правила, установленного нормой п. 2 ст. 609  одекса, предусматривает необходимость регистрации договора аренды здани€ или сооружени€ только в том случае, если он заключен на срок не менее одного года. ¬от именно эта формулировка, а точнее отсутствие в ней пр€мого упоминани€ таких объектов аренды, как часть здани€, сооружени€ или отдельных помещений, и дает основание различным государственным органам, а также отдельным ученым настаивать на необходимости государственной регистрации подобных договоров независимо от срока, на который они заключаютс€.

ѕри этом, правда, не учитываетс€, что общеприн€тым €вл€етс€ деление зданий на помещени€, имеющие самосто€тельный выход и вход в места общего пользовани€ здани€, дома или на улицу. Ёта техническа€ возможность имеет и юридическое значение - выделенна€ часть здани€ (отдельное помещение или комплекс таких помещений) может быть предметом самосто€тельного договора купли-продажи или аренды. », по логике, правовой режим части здани€ не может быть более жестким, чем правовой режим целого здани€. ¬ этой св€зи многие специалисты пр€мо указывают, что договоры аренды нежилых помещений подлежат государственной регистрации, если заключены на срок не менее года.

«аметим, что в этом вопросе пока не сложилось и определенной судебной практики.

—. ƒедиков

—. Ћиповенко

ј. –уднев

Ќазвание документа

пїњ