пїњ

ќхрана прав и свобод гражданина: обеспечение международных об€зательств –‘

(¬инокуров ј., „урилов ј.)

("«аконность", N 6, 1997)

“екст документа

ќ’–јЌј ѕ–ј¬ » —¬ќЅќƒ √–ј∆ƒјЌ»Ќј:

ќЅ≈—ѕ≈„≈Ќ»≈ ћ≈∆ƒ”Ќј–ќƒЌџ’ ќЅя«ј“≈Ћ№—“¬ –‘

ј. ¬»Ќќ ”–ќ¬, ј. „”–»Ћќ¬

ј. ¬инокуров, прокурор управлени€.

ј. „урилов, заместитель начальника управлени€ по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов √енеральной прокуратуры –‘.

¬несенные в окт€бре 1996 г. изменени€ в ‘едеральный закон "ќ прокуратуре –оссийской ‘едерации" оказали существенное вли€ние на систему приоритетов прокурорского надзора. Ќа первый план выдвинулись задачи усилени€ правозащитной функции органов прокуратуры, прежде всего в деле соблюдени€ прав и свобод человека и гражданина, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с  онституцией –‘. ƒостаточно сказать, что только по протестам прокуроров в 1996 г. отменено свыше 60 тыс. актов органов власти, управлени€ и контрол€. Ѕольшинство из них грубо нарушали права и свободы граждан. ќдновременно в защиту граждан предъ€влено более 170 тыс. исков в суды общей юрисдикции.

ѕравовую основу де€тельности органов прокуратуры по указанным направлени€м составл€ет прежде всего глава втора€  онституции –‘. ѕо оценкам специалистов сейчас только этот документ в целом отвечает мировым стандартам в области прав и свобод человека и гражданина. «начительный массив законодательных актов по своему содержанию пока заметно отстает от требований международного права. — учетом такой обстановки чрезвычайно важно обеспечить (в том числе средствами прокурорского надзора) пр€мое действие норм  онституции –‘.

ѕри определении задач органов прокуратуры в рассматриваемой сфере необходимо исходить из положений ч. 4 ст. 15  онституции –‘ о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры –‘ - составна€ часть ее правовой системы. ƒл€ прокуроров это означает одно - в их практической де€тельности должно об€зательно учитыватьс€ действие правовых норм, вытекающих из международных об€зательств –оссии.

 ак показывает практика, прокуроры чаще всего обращаютс€ к таким международно - правовым актам, как ¬сеобща€ деклараци€ прав и свобод человека, ћеждународный пакт об экономических, социальных и культурных правах, ћеждународный пакт о гражданских и политических правах. Ёти документы ранее ратифицированы ———– и в соответствии с п. 3 ст. 1 ‘едерального закона "ќ международных договорах –оссийской ‘едерации" €вл€ютс€ действующими дл€ –‘.

¬ конце 1995 г. законодатель впервые определил роль прокуратуры в системе органов государства, обеспечивающих защиту прав и свобод человека и гражданина, регламентировав в гл. 2 третьего раздела обновленного «акона о прокуратуре предмет и объекты надзорной де€тельности по этим вопросам, а также соответствующие полномочи€ прокуроров.

“акое нововведение неоднозначно оцениваетс€ в обществе. Ќекоторые правоведы выражают даже удивление по поводу расширени€ задач прокурорского надзора, как они отмечают, в "исконно судебной сфере правоприменительной де€тельности".

√енеральна€ прокуратура –‘ нацеливает подчиненных прокуроров избегать дублировани€ судебных органов, роль которых в защите прав и свобод граждан первостепенна€ и в конечном счете решающа€. —огласно ст. 14 ћеждународного пакта о гражданских и политических правах каждый имеет право при рассмотрении любого уголовного обвинени€, предъ€вл€емого ему, или при определении его прав и об€занностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.  онкретизиру€ эту норму, ст. 46  онституции –‘ определ€ет, что граждане и юридические лица вправе обжаловать в суд решени€ и действи€ (и бездействие) органов государственной власти, местного самоуправлени€, общественных объединений и должностных лиц. “аким образом, область правозащитной де€тельности судебных органов практически безгранична.

ѕо общему правилу прокуроры подключаютс€ к этой работе в случа€х, когда требуетс€ без вс€ких на то отлагательств применить специальные, только им предоставленные полномочи€ в защиту публичных интересов (неопределенного круга лиц) либо в защиту отдельных категорий граждан, лишенных в силу объективных причин возможности самосто€тельно отстаивать свои права в суде. ѕричем эти полномочи€ минимальны, их применение открыто дл€ обсуждени€ и может быть оспорено в суде.

—реди специальных полномочий прокурора - опротестование незаконных правовых актов, направление за€влений в суды (арбитражные суды), внесение представлений об устранении нарушений правовых норм, возбуждение уголовных дел и производство об административных правонарушени€х в отношении должностных лиц, нарушающих права граждан.

ќ важности этой работы свидетельствует практика. «а два последних года по требовани€м прокуроров отменено свыше 32 тыс. незаконных нормативных актов органов местного самоуправлени€, которыми ущемл€лись права большинства жителей сотен городов, районов, сельских поселений. “рудно себе представить, чтобы эту работу смог бы сегодн€ полностью выполнить другой орган государства. ¬ св€зи с этим положени€  онцепции судебной реформы об упразднении функции "общего" надзора прокуратуры наход€тс€ в серьезном противоречии с жизнью.

Ќаиболее полно определил услови€ прокурорского вмешательства приказ √енерального прокурора –‘ от 22 июн€ 1996 г. "ќб организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина", который устанавливает, что прокурорские проверки могут проводитьс€ только на основании поступившей информации о допущенных правонарушени€х, требующих использовани€ специальных полномочий прокурора, и, как правило, дл€ защиты общезначимых или государственных интересов, прав и гарантий групп населени€, трудовых коллективов, репрессированных, малочисленных народов, граждан, нуждающихс€ в особой социальной и правовой охране.

ѕриказ требует от прокуроров акцентировать внимание на защите закрепленных в  онституции –‘ трудовых, имущественных, жилищных, экологических, избирательских и иных политических прав и свобод человека и гражданина.

»сход€ из ст. 32 ќсновного «акона граждане имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Ёто право закреплено также в нормах международно - правовых документов: ¬сеобщей декларации прав человека (ст. 21) и ћеждународном пакте о гражданских и политических правах (ст. 25).

¬ минувшем году прошли выборы ѕрезидента –оссии, глав исполнительных органов власти субъектов –‘ и органов местного самоуправлени€. ћассовых случаев нарушений избирательного законодательства, прежде всего - избирательных прав граждан, не было. ќднако прокурорами вскрыты вопиющие факты нарушений. “ак, в Ќовосибирской области были нарушены избирательные права граждан, временно содержащихс€ в следственном изол€торе, в период проведени€ выборов в органы местного самоуправлени€. ¬ результате своевременного вмешательства прокурора более 3000 граждан реализовали свое избирательное право. ћэром ¬ладивостока были незаконно ликвидированы районы и не назначены выборы в органы местного самоуправлени€. ѕо этому факту прокуроры районов краевого центра с целью защиты прав граждан обратились с за€влени€ми о назначении выборов в ѕриморский краевой суд, где они были рассмотрены и удовлетворены.

—огласно ст. 20 ¬сеобщей декларации прав человека и ст. 22 ћеждународного пакта о гражданских и политических правах никто не может быть принужден вступать в какую-либо ассоциацию. —тать€ 30  онституции –‘ также не допускает принудительного пор€дка вступлени€ в какое-либо объединение или пребывани€ в нем. Ќарушени€ этих норм вы€вл€лись прокурорами. “ак, председатель ѕартии народного капитала —. ћавроди своим приказом от 24 июл€ 1995 г. установил, что граждане (избиратели), вступившие в эту партию, получали преимущество по сравнению с другими вкладчиками небезызвестного јќ "ћћћ" при выплатах дивидендов по акци€м и билетам этого акционерного общества. ѕриказ нарушал положени€ ч. 5 ст. 45 и ч. 2 ст. 46 ‘едерального закона "ќ выборах депутатов √осударственной ƒумы ‘едерального —обрани€ –оссийской ‘едерации". Ќесоответствующий закону п. 4 ѕриказа был после отклонени€ протеста отменен в судебном пор€дке, в политотдел ѕартии народного капитала внесено представление о недопустимости подобных фактов, а прокурорам субъектов –‘ разослана информаци€ о прин€тии решительных мер по пресечению нарушений прав граждан при их вступлении в политические партии.

¬ соответствии со ст. 12 ћеждународного пакта о гражданских и политических правах каждому, кто законно находитс€ на территории какого-либо государства, принадлежит в пределах этой территории право на свободное передвижение и свободный выбор местожительства. јналогична€ норма закреплена и в ст. 27  онституции –‘.

Ётот пор€док зачастую нарушаетс€. ѕо данным официальной статистики с пограничных с  итайской Ќародной –еспубликой регионах сегодн€ оседают тыс€чи нелегальных мигрантов из  Ќ–, которые, пользу€сь льготными услови€ми —оглашени€ о безвизовом обмене между двум€ странами, в составе туристических групп проникают на территории –оссии дл€ зан€тий предпринимательской и иной де€тельностью, а также в преступных цел€х. ”читыва€ геополитическую обстановку и безучастное отношение китайской стороны к подобным €влени€м, €вное нежелание принимать депортируемых китайских граждан обратно, приходитс€ констатировать, что  Ќ– одобр€ет эту "тихую экспансию". ¬опрос требует дополнительного правового регулировани€ со стороны –‘ и  Ќ–.

¬ р€де краев и областей юга –оссии длительное врем€ существовала нездорова€ практика дискриминации прав прибывающих на территории этих регионов граждан. ѕредпринимались попытки ограничить права граждан на въезд в соответствующие местности (в том числе по национальным признакам), что противоречило ст. ст. 27, 55 и 71  онституции –‘, «акону "ќ праве граждан –оссийской ‘едерации на свободу передвижени€, выбор места пребывани€ и жительства в пределах –оссийской ‘едерации" и, прежде всего, ст. 13 ¬сеобщей декларации прав и свобод человека, согласно которой каждый человек имеет право свободно передвигатьс€ и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства. Ѕолее того, в некоторых субъектах –‘ предусматривалось даже принудительное выдворение граждан, нарушивших установленный местными власт€ми пор€док въезда в регион. ¬ р€де областей право мигрантов на пребывание и проживание на территории этого субъекта –‘ было поставлено в пр€мую зависимость от наличи€ родственных св€зей. “акие правовые акты опротестованы прокурорами.

–оссийска€ ‘едераци€, прин€в на себ€ об€зательства по  онвенции о статусе беженцев (–осси€ присоединилась к этому документу после прин€ти€ ¬ерховным —оветом –‘ постановлени€ от 13 но€бр€ 1992 г.), об€зана предоставл€ть беженцам, законно пребывающим на ее территории, право выбора места проживани€ и свободного передвижени€ в пределах своей территории. ѕравовой статус мигрантов, а также об€занности государства в лице специально уполномоченных им органов закреплены в «аконах –‘ "ќ беженцах" и "ќ вынужденных переселенцах". ѕроверки, проведенные органами прокуратуры в р€де субъектов –‘ в 1996 г., вы€вили многочисленные нарушени€ должностными лицами требований названных законов, в св€зи с чем √енеральный прокуратурой –‘ внесено представление руководителю ‘едеральной миграционной службы –оссии. ¬ частности, в нем обращалось внимание на волокиту при рассмотрении ходатайств, необоснованное придание р€ду лиц статуса беженцев, нецелевое расходование средств, предназначенных дл€ выдачи ссуд беженцам и вынужденным переселенцам, неправомерное распор€жение специальным жилым фондом и р€д других грубых нарушений миграционного законодательства.

¬сеобща€ деклараци€ прав человека в ст. 23 провозгласила, что каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное существование дл€ него самого и его семьи и дополн€емое, при необходимости, другими средствами социального обеспечени€. ѕункт 3 ст. 37  онституции –оссии также провозглашает право каждого на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

ќрганы прокуратуры в последнее врем€ удел€ют немалое внимание вопросам обеспечени€ права граждан на вознаграждение по труду. ѕродолжающийс€ не первый год в стране кризис платежной системы, усугубл€ющийс€ многочисленными злоупотреблени€ми в финансовой сфере, зачастую порождает ситуации, когда люд€м мес€цами не выплачиваютс€ заработанные ими денежные средства. ”читыва€ всю остроту проблемы, √енеральна€ прокуратура –‘ направила на места указание от 28 феврал€ 1996 г. "ќб усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о своевременной выплате заработной платы и соблюдении платежной дисциплины". «ащища€ права граждан на вознаграждение по труду, прокуроры в прошедшем году активно направл€ли исковые за€влени€ в пор€дке ст. ст. 41 √ѕ  –—‘—– и 41 јѕ  –‘ соответственно в суды и арбитражные суды о взыскании задолженностей по заработной плате и дебиторских задолженностей, €вл€ющихс€ нередко причиной невыплат вознаграждени€. “ак, из 1524 исков, направленных в суды прокурорами в „увашской –еспублике в интересах граждан, более половины составили иски о взыскании зарплаты. ¬ большинстве случаев суды выносили положительные решени€. ¬ Ќовосибирской области выработана практика обращени€ прокуроров в суды с за€влени€ми о выдаче судебного приказа. ѕомимо традиционных протестов и представлений прокуроры выносили постановлени€ о возбуждении производств об административных правонарушени€х и о возбуждении уголовных дел. ¬сего за прошлый год органами прокуратуры возбуждено по фактам невыплат зарплаты около 200 уголовных дел.

—огласно п. 4 ст. 23 ¬сеобщей декларации прав человека и ст. 30  онституции –‘ каждый имеет право создавать профессиональные союзы дл€ защиты своих прав.   сожалению, довольно часто профсоюзы не выполн€ют свои об€занности и занимают позиции, противоречащие их пр€мому предназначению. ѕрокуроры вскрывали факты откровенной дискриминации прав работающих женщин при попустительстве профсоюзных организаций. “ак, совместным актом администрации и профкома јќ "ѕрогресс" (–еспублика  оми) было прин€то решение о первоочередной выплате зарплаты работающим мужчинам. Ёто решение было опротестовано прокурором. ¬ р€де случаев по инициативе профсоюзов принимались незаконные решени€ о непредоставлении работникам, зан€тым на вредных производствах, ежегодных дополнительных отпусков.

”частие прокуроров в обеспечении прав женщин особенно заметно при осуществлении надзора за исполнением законов о труде и охране труда. —огласно  онвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, прин€той и открытой дл€ подписани€, ратификации и присоединени€ резолюцией √енеральной јссамблеи 34/180 от 18 декабр€ 1979 г., государства об€заны обеспечить женщинам право на охрану здоровь€ и безопасные услови€ труда, в том числе функции продлени€ рода.   сожалению, процент производственного травматизма и смертности, особенно на предпри€ти€х негосударственных форм собственности, чрезвычайно высок. » здесь, как отмечают прокуроры, еще низка активность специально уполномоченных органов –оссийской трудовой инспекции, которые часто не выполн€ют свои должностные об€занности по вы€влению и устранению нарушений в области охраны труда на предпри€ти€х и в объединени€х. Ќаибольшее число нарушений в истекшем году в этой сфере вы€влено прокурорами в ћоскве (439), ѕермской области (327), –еспублике јдыге€ (306). ¬о многих отрасл€х промышленности, в строительстве и сельском хоз€йстве до сих пор в силу отсутстви€ автоматизации производственных процессов и средств на ее внедрение используетс€ физический труд женщин. ѕрокуроры в цел€х пресечени€ и устранени€ таких правонарушений внос€т акты прокурорского реагировани€ как непосредственно руководител€м предпри€тий и организаций, так и бездействующим контролирующим органам, которые допускают порой преступную пассивность.

ѕри проведении проверок исполнени€ трудового законодательства вы€вл€ютс€ также многочисленные случаи увольнени€ с работы женщин по мотивам беременности либо отказов в прин€тии на работу по тем же основани€м, в то врем€ как п. 2 ст. 11 названной  онвенции требует от государств запрета подобной практики. ¬ы€вл€ютс€ случаи использовани€ труда женщин в период беременности на вредных участках производств. Ёффективным средством реагировани€ прокуроров на подобные нарушени€ прав женщин €вл€ютс€ протесты, представлени€ и постановлени€ о возбуждении производств об административных правонарушени€х.   сожалению, в новом ”  –‘ не предусмотрена ответственность за нарушени€ работодателем трудовых прав граждан, как это было в ст. 138 ”  –—‘—–. ƒумаетс€, законодатели преждевременно декриминализировали соответствующие де€ни€, что в конечном итоге может вызвать увеличение числа нарушений прав граждан.

ѕункт d ст. 8 ћеждународного пакта об экономических, социальных и культурных правах об€зывает обеспечить подписавшие этот документ государства реализовывать право труд€щихс€ на забастовку при условии его осуществлени€ в соответствии с законом каждой страны. ¬ развитие этой нормы, а также п. 4 ст. 37  онституции –‘, признающего право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешени€, включа€ право на забастовку, в –оссии прин€т ‘едеральный закон "ќ пор€дке разрешени€ коллективных трудовых споров", который подробно регламентирует разрешение конфликтных ситуаций, возникающих в трудовой сфере.

—татистка показывает, что трудовые коллективы нередко используют предоставленное им международно-правовыми и конституционными нормами право на забастовки. ѕричем, если несколько лет назад –оссию сотр€сали многочисленные массовые выступлени€ шахтеров, то сейчас конфликтные ситуации характерны дл€ работников социальной сферы - учреждений образовани€ и медицины, а также представителей организаций, осуществл€ющих транспортные и коммунальные услуги. ¬ истекшем году по стране прокатилась волна забастовок, которые затронули более чем 8 тыс. предпри€тий и организаций. «ачастую понима€ предоставленное им право на забастовки как вседозволенность и не вника€ в тонкости закона, регулирующего эти правоотношени€, трудовые коллективы нередко нарушают законодательство. ¬ таких ситуаци€х велика роль органов прокуратуры, призванных осуществл€ть от имени государства надзор за исполнением действующих на ее территории законов. ѕрактика показывает, что прокуроры провод€т на местах многочисленные профилактические беседы с трудовыми коллективами, разъ€сн€ют требовани€ законодательства, что предотвращает во многих случа€х нарушени€ законов. ќднако факты нарушений норм ‘едерального закона "ќ пор€дке разрешени€ коллективных трудовых споров" есть, и тогда прокуроры направл€ют в суды иски о признании таких забастовок недействительными. “ак, прокуратурой –еспублики —аха (якути€) в ¬ерховный суд республики были предъ€влены иски о признании незаконными объ€вленных забастовок на базе электротехнического обеспечени€ самолетов и службы управлени€ воздушным движением  олымо - »ндигирского авиапредпри€ти€. Ќовосибирским областным судом по иску прокурора области признана незаконной забастовка работников ∆Ё” производственного предпри€ти€ жилищно-коммунального хоз€йства „ерепановского района.

”крепление законности в сфере взаимоотношений между работодател€ми и работниками - важна€ задача органов прокуратуры. ¬ 1996 г. прокурорами вскрыто почти 69 тыс. нарушений трудового законодательства, по их инициативе отменено 18,5 тыс. незаконных правовых актов, наказано в материальном, дисциплинарном и административном пор€дке 12 тыс. виновных должностных лиц.

ќдна из социально незащищенных категорий - дети. ћировым сообществом выработаны специальные нормы дл€ их защиты, закрепленные в международно - правовых актах. “ак, ч. 1 ст. 24  онвенции ќќЌ "ќ правах ребенка" провозгласила, что ни один ребенок не должен быть лишен своего права на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранени€ и средствам лечени€ болезней и восстановлени€ здоровь€. ѕрокуратурой ћосквы в ходе проверки исполнени€ законодательства об охране здоровь€ детей было установлено несоответствие р€да приказов департамента здравоохранени€ правительства ћосквы федеральному законодательству о медицинском страховании, а также положени€м названной  онвенции. ¬скрытые нарушени€ законодательства устранены. ¬сего органами прокуратуры в 1996 г. вы€влено 37,5 тыс. нарушений прав детей и подростков, опротестовано по этим вопросам 6 тыс. незаконных правовых актов.

¬ ст. 9 ћеждународного пакта об экономических, социальных и культурных правах говоритс€, что государства - участники признают право каждого человека на социальное обеспечение, включа€ социальное страхование. ¬ развитие этой международно - правовой нормы ст. 39  онституции –‘ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, дл€ воспитани€ детей и в иных случа€х, установленных законом. —ейчас в –‘ прин€ты и действуют узкоспециализированные "социальные" законы, такие как "ќ ветеранах", "ќ социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов". Ёти законы "обслуживают" социально незащищенные категории граждан, не имеющие зачастую иных источников существовани€, кроме социальных выплат. ѕоэтому надзор прокуроров за исполнением законов в этой области должен быть посто€нным.  ризис неплатежей в стране, прокручивание целевых средств банками и нецелевое их использование недобросовестными лицами региональных пенсионных и иных фондов привод€т к задержкам, порой к многомес€чным, выплат пенсий и иных социальных пособий. ƒоведенные до отча€ни€ люди идут на акции социального протеста (например, голодовки ликвидаторов аварии на „ернобыльской јЁ—, перекрытие полотна железной дороги пенсионерами “ульской области). ¬о избежание подобной обстановки, когда ситуаци€ выходит из-под контрол€, прокурорам необходимо принимать строгие меры воздействи€ к виновным должностным лицам, использу€ дл€ этого весь арсенал полномочий, предусмотренных «аконом о прокуратуре. Ќа это органы прокуратуры пр€мо нацеливает и ”каз ѕрезидента –‘ от 26 марта 1997 г. "ќб усилении контрол€ за использованием средств федерального бюджета, предназначенных дл€ выплаты заработной платы".

—татьи 3, 5 и 9 ¬сеобщей декларации прав человека провозглашают, что каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность, никто не должен подвергатьс€ пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию, как и подвергатьс€ произвольному аресту, задержанию или изгнанию. Ёти нормы нашли свое отражение в соответствующих стать€х  онституции –‘.

јнализ практики применени€ мер административного принуждени€ органами внутренних дел показывает, что они часто весьма произвольно и расширительно трактуют свои полномочи€ по поддержанию общественного пор€дка. Ќередки случаи применени€ наручников и резиновых палок в ситуаци€х, не предусмотренных «аконом "ќ милиции". ќчень часто превышаютс€ установленные законом сроки пребывани€ административно задержанных в органах внутренних дел. Ќарушени€ законности при применении к гражданам мер административного принуждени€ в 1996 г. резко возросли. ƒостаточно сказать, что каждый седьмой из вы€вленных прокурорами в прошедшем году незаконных правовых актов исходил от органов внутренних дел. “акое положение требует внимательного изучени€ проблемы и прин€ти€ дополнительных мер воздействи€ на должностных лиц, нарушающих закон. Ёто тем более важно потому, что в 1995 г. органами внутренних дел к различным мерам административной ответственности привлечены около 60 млн. граждан.

¬ажнейшее средство воздействи€ прокуроров на складывающуюс€ в субъектах ‘едерации правоприменительную практику - работа по опротестованию незаконных правовых актов органов представительной и исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы граждан. »сход€ из оценки результатов де€тельности за 1996 г., возросшей прокурорской активности, следует отметить, что протест как форма реагировани€ по-прежнему остаетс€ эффективным средством корректировани€ правоприменительной практики.

«а прошлый год с использованием новых полномочий прокурорами опротестовано свыше 700 не соответствующих  онституции –‘ и федеральному законодательству решений законодательных собраний, государственных советов, дум, органов исполнительной власти республик, краев и областей.

ѕрокурорска€ де€тельность все чаще обнажает серьезные проблемы общества и государства. ¬ р€де регионов рельефно вырисовываютс€ черты сепаратизма, контуры противосто€ни€ региональных властей и центра. ¬ них все больше укорен€етс€ практика присвоени€ полномочий, отнесенных к компетенции –‘ или к совместному ведению –оссии и ее субъектов. Ёто про€вл€етс€ в установлении незаконных ограничений избирательных прав, прав собственников, предпринимателей. ¬ ќмской области недавно прин€т закон, ущемл€ющий права иностранцев на этой территории. ќбстановка осложн€етс€ тем, что отдельные субъекты –‘ постарались сформировать собственную правовую базу, котора€ позвол€ет им, вопреки  онституции, самосто€тельно ограничивать права и свободы граждан.

ѕриходитс€ с сожалением констатировать, что некоторые прокуроры попали под пресс местничества и не сумели обеспечить эффективный надзор за исполнением федеральных законов, позабыв, что они - представители федерального центра на территори€х. ѕрокурорское реагирование на антиконституционные акты субъектов ‘едерации €вно запаздывает, осуществл€етс€ порой неохотно, с огл€дкой на мнение региональных властей. Ёти недостатки предстоит изживать как можно быстрее. —прос с прокуроров, не выполн€ющих возложенные на них об€занности, усиливаетс€.

 роме того, √енеральна€ прокуратура –‘ нацеливает прокуроров на их непосредственное участие в разработке законов и других нормативных актов, имеющих принципиальное значение, т. е. затрагивающих интересы основных групп населени€. Ёто относитс€ и к прокурорам городов и районов, где все больше разрастаютс€ масштабы беззакони€, массовые нарушени€ прав граждан.

¬ новых услови€х значительное число прокуроров оказалось слабо подготовленными к осуществлению эффективного надзора за соблюдением избирательных, политических, имущественных и некоторых других социальных прав, провозглашенных в стране за последнее п€тилетие, они слабо ориентируютс€ в международно-правовых стандартах в области обеспечени€ прав человека. ¬ этом деле необходима коренна€ перестройка. ¬ цел€х определени€ основных направлений в работе по надзору за соблюдением прав и свобод граждан необходимо существенное изменение системы показателей отчетности. Ќад этим сейчас работает аппарат √енеральной прокуратуры –‘.

Ѕудущее общего надзора видитс€ в тесной св€зи с судом.   этому "общенадзорные" подразделени€ об€зывает п. 4 ст. 27 «акона о прокуратуре, а также решение коллегии √енеральной прокуратуры –‘ от 3 окт€бр€ 1996 г., определившее дл€ прокуроров основные сферы применени€ судебных процедур в цел€х защиты прав отдельных категорий граждан. Ёти требовани€ необходимо неукоснительно проводить в жизнь. Ќекоторый сдвиг в лучшую сторону в этих вопросах наметилс€. «а прошлый год прокурорами предъ€влено более 85 тыс. исков в защиту имущественных интересов граждан - это в 3 раза больше, чем годом ранее. јктивнее использовались судебные процедуры дл€ защиты интересов населени€ целых регионов.

Ќапример, прокурор  урской области Ќ. “качев умело применил дополнительные полномочи€, предоставленные прокуратуре ‘едеральным законом от 26 но€бр€ 1996 г. "ќб обеспечении конституционных прав граждан –оссийской ‘едерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправлени€". ¬ид€, что процесс избрани€ органов местного самоуправлени€ в регионе искусственно тормозитс€, в том числе со стороны главы областной администрации и областной думы, он обратилс€ в суд с за€влением о назначении даты выборов в органы местного самоуправлени€. —уд удовлетворил иск прокурора. јналогичные меры принимались и в других регионах.

“аковы некоторые направлени€ работы прокуроров по обеспечению международно - правовых стандартов в области прав и свобод человека и гражданина.

ƒальнейшие задачи органов прокуратуры вид€тс€ в установлении более тесных контактов с аппаратом ”полномоченного по правам человека в –‘ и правозащитными организаци€ми. ѕутем регул€рного обмена информацией необходимо вы€вл€ть наиболее неблагополучные сферы, где нарушаютс€ права человека и гражданина, оперативно пресекать факты превышени€ власти со стороны должностных лиц и коллегиальных органов, шире использовать меры правовой ответственности в отношении злостных правонарушителей, наладить оповещение населени€ о действенности мер, принимаемых органами прокуратуры. —ледует эффективнее использовать полномочи€, предоставленные ”казом ѕрезидента –‘ от 6 июн€ 1996 г. N 810 "ќ мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы". ¬ соответствии с указанием √енерального прокурора –‘ от 12 августа 1996 г. N 50/7, изданным в развитие названного ”каза, в случае установлени€ фактов серьезных нарушений законодательства руководител€ми федеральных органов исполнительной власти, главами исполнительной власти субъектов –‘ прокуроры об€заны представл€ть в √енеральную прокуратуру материалы и проекты представлений ѕрезиденту –оссии о наказании виновных, вплоть до освобождени€ их от должности.

¬ажное направление работы центрального аппарата √енеральной прокуратуры - обучение подчиненных прокуроров требовани€м международно - правовых стандартов в области обеспечени€ прав и свобод человека и гражданина, в том числе в процессе учебы в »нституте повышени€ квалификации руковод€щих кадров органов прокуратуры или путем организации специальной научно - практической конференции по этому вопросу с привлечением представителей ћ»ƒа –оссии и прокуроров субъектов ‘едерации. Ёто особенно актуально потому, что –осси€ вступила в —овет ≈вропы, а также подписала  онвенцию о защите прав человека и основных свобод и протоколы к ней, ≈вропейскую конвенцию о запрещении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращени€ и наказани€, –амочную конвенцию о защите национальных меньшинств, возложив на себ€ тем самым серьезные об€зательства в области прав и свобод человека и гражданина.

Ќазвание документа

¬опрос: ¬праве ли нотариус удостовер€ть копии паспортов?

("–оссийска€ юстици€", 1997, N 5)

“екст документа

¬опрос: ¬праве ли нотариус удостовер€ть копии паспортов?

ќтвет: Ќет, не вправе на основании ”каза ѕ¬— ———– от 4 сент€бр€ 1983 года N 9779-’.

Ќазвание документа

¬опрос: –егистрировать ли согласие супруга на отчуждение недвижимого имущества в реестре, если супруг лично €вилс€ к нотариусу?

("–оссийска€ юстици€", 1997, N 5)

“екст документа

¬опрос: –егистрировать ли согласие супруга на отчуждение недвижимого имущества в реестре, если супруг лично €вилс€ к нотариусу?

ќтвет: ѕунктом 3 ст. 35 —емейного кодекса –оссийской ‘едерации предусмотрено нотариальное удостоверение согласи€ другого супруга на отчуждение совместного недвижимого имущества.

Ќазвание документа

пїњ