пїњ

 то владеет информацией, тот владеет миром

(—трельников ¬.) ("Ё∆-ёрист", 2013, N 4) “екст документа

 “ќ ¬Ћјƒ≈≈“ »Ќ‘ќ–ћј÷»≈…, “ќ“ ¬Ћјƒ≈≈“ ћ»–ќћ

¬. —“–≈Ћ№Ќ» ќ¬

¬ладилен —трельников, кандидат юридических наук, г. —аратов.

ѕрокуратура –‘ €вл€етс€ проводником исполнени€ нормативно-правовых актов и нуждаетс€ в своевременном обеспечении информацией, которое должно осуществл€тьс€ непрерывно и в необходимых объемах. ¬виду этого рассмотрение вопросов организации информационного обеспечени€ управленческой де€тельности в органах прокуратуры на сегодн€шний день представл€етс€ весьма актуальным и востребованным.

ƒоступ ограничен

¬ соответствии с ч. 2 ст. 4 ‘едерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "ќ прокуратуре –оссийской ‘едерации" должностные лица органов прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требовани€м законодательства –‘ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства –‘ о государственной и иной специально охран€емой законом тайне, а также информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов –‘, органы местного самоуправлени€ и население о состо€нии законности. ¬ статье 5 «акона N 2202-1 закреплено, что прокурор не об€зан предоставл€ть кому бы то ни было наход€щиес€ в его производстве дела и материалы дл€ ознакомлени€ иначе как в случа€х и пор€дке, предусмотренных федеральным законодательством. Ќикто не вправе без разрешени€ прокурора разглашать материалы проверок, проводимых органами прокуратуры, до их завершени€. »з этого следует, что информаци€, котора€ используетс€ в работе органов прокуратуры, относитс€ к категории ограниченного доступа, которой имеет право распор€дитьс€ определенный законом круг лиц. Ќа уровне города (района) правом получени€ необходимых сведений наделены прокуроры, их помощники и заместители, то есть строго определенные субъекты. ѕравом распор€жени€ этой информацией обладает большое количество вышесто€щих должностных лиц, начина€ от √енерального прокурора –‘ и заканчива€ прокурором отдела, управлени€ прокуратуры субъекта ‘едерации. ѕодобна€ позици€ законодател€ во многом объ€снима и подразумевает, во-первых, функциональное упор€дочение в использовании права на получение информации по предметно-зональному принципу, во-вторых, объективность конечного результата ее практического применени€ (предоставление —ћ», использование во внутренней координации де€тельности соответствующих подразделений и во внешней координации работы правоохранительных органов).

—екретность и гласность

¬с€ информаци€, наход€ща€с€ в использовании межгоррайпрокуратур, отнесена к категории служебной и, следовательно, подлежит защите в установленном законом пор€дке. ѕринцип гласности в де€тельности данной системы рассматриваетс€ через призму об€зательности неразглашени€ сведений, составл€ющих государственную, коммерческую и иную охран€емую законом тайну, а также персональных данных. ƒоступ к сведени€м этой категории строго ограничен кругом лиц, имеющих право работы с ними. “ак, п. 3 ѕриказа √енеральной прокуратуры –‘ от 15.02.2011 N 33 "ќб организации прокурорского надзора за исполнением ‘едерального закона "ќб оперативно-розыскной де€тельности" предписывает руководител€м прокуратур определить лиц, ответственных за ведение делопроизводства по документам оперативно-розыскной де€тельности, а также обеспечить наличие у уполномоченных прокуроров и лиц, на которых возложено ведение делопроизводства по документам оперативно-розыскной де€тельности, оформленного в установленном пор€дке допуска к совершенно секретным сведени€м или сведени€м особой важности. ќтмеченные обсто€тельства €вл€ютс€ своеобразным изъ€тием не подлежащей разглашению информации из общего круга сведений, которые можно предоставить —ћ», юридическим и физическим лицам. ѕри этом определенные попытки нахождени€ баланса между служебными интересами работников прокуратуры и интересами общественности отражены в указании √енеральной прокуратуры –‘ от 05.02.1998 N 8/40 "ќ пор€дке предани€ гласности материалов прокурорской и следственной де€тельности работниками √енеральной прокуратуры –оссийской ‘едерации". ¬ нем предусмотрено, что "органам прокуратуры необходимо обеспечить взвешенный подход к отбору материалов, подлежащих преданию гласности. ѕри этом строго руководствоватьс€ требовани€ми  онституции –‘, гарантирующей право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени граждан. “щательно провер€ть данные, готов€щиес€ дл€ освещени€ в прессе. —ледить за тем, чтобы в них не содержались сведени€, составл€ющие государственную или иную охран€емую законом тайну, а также информаци€ конфиденциального характера". ќднако процедура получени€ каких-либо сведений в органах прокуратуры гражданами в насто€щее врем€ законодательно не урегулирована. ѕринципы централизации системы прокуратуры и независимости ее де€тельности исключают наличие прав у населени€ на ознакомление с материалами внутренней де€тельности прокуратуры. ¬ «аконе N 2202-1 не определен исчерпывающий перечень оснований, позвол€ющих прокурору предоставл€ть запрашиваемую лицом информацию, а также условий, при которых передача соответствующих сведений не допускаетс€. ќтсутствие закрепленных «аконом оснований, при наличии которых органы прокуратуры вправе отказать гражданину в ознакомлении с материалами надзорных проверок, непосредственно затрагивающими его права и свободы, исключает и возможность проверки в судебном пор€дке законности самого отказа. ”читыва€ вышеизложенное, полагаем, что необходимо демократизировать особенности предоставлени€ органами прокуратуры информации физическим и юридическим лицам. ¬ св€зи с этим представл€етс€ необходимым внести дополнени€ в ст. 5 «акона N 2202-1, об€зывающие прокурорских работников предоставл€ть информацию об их де€тельности гражданам и организаци€м по их запросу, за исключением данных, составл€ющих государственную или иную охран€емую законом тайну, а также сведений, распространение которых может принести вред гражданам и организаци€м.

ƒвижение внутри ведомства

ѕроцесс получени€ необходимых данных работниками закреплен в ст. 6 «акона N 2202-1, котора€ устанавливает об€зательность исполнени€ требований прокурора в установленный в запросе срок. —татистическа€ и ина€ информаци€, справки, документы и их копии представл€ютс€ по требованию прокурора безвозмездно. “аким образом, на уровне прокуратуры района (города) первоначально собираютс€ сведени€, нужные дл€ решени€ общих и частных задач, а также реализации плановых и внеплановых проверочных меропри€тий. ¬с€ переход€ща€ в распор€жение прокурорских работников информаци€ становитс€ служебной. —лужащие указанного звена преобразуют эти сведени€ и облекают их в формы официальных документов, которые направл€ютс€ в прокуратуру субъекта ‘едерации. »сход€ из анализа ведомственных правовых актов (например, ѕриказов √енеральной прокуратуры –‘ от 02.10.2007 N 155 "ќб организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов –оссийской ‘едерации и местного самоуправлени€", от 19.06.2008 N 112 "ќб утверждении и введении в действие статистического отчета "ќ работе прокурора" по форме ѕ и »нструкции по составлению статистической отчетности о работе прокурора по форме ѕ"), в числе специализированной документации можно выделить докладные записки, ответы на запросы, аналитические и обобщающие справки, а также статистическую отчетность, €вл€ющиес€ первичными источниками информации, на основании которой осуществл€етс€ прин€тие управленческих решений. —ледующий уровень предполагает работу с поступившими материалами, осуществл€емую работниками соответствующих отделов (управлений) прокуратуры субъекта ‘едерации. –аботники аппарата осуществл€ют сбор и накопление материалов дл€ их дальнейшей аналитической обработки, обобщают результаты прокурорской работы. ѕо результатам обобщени€ и анализа итогов работы старшие помощники прокурора области разрабатывают организационно-распор€дительные и информационно-методические документы по различным направлени€м де€тельности. Ќа уровне √енеральной прокуратуры –‘ замыкаютс€ потоки сведений, направл€емые прокуратурами субъектов ‘едерации и специализированными прокуратурами на правах субъекта ‘едерации. ѕри этом учитываетс€ как информаци€, поступивша€ из нижесто€щих звеньев, так и сведени€, направл€емые органами исполнительной власти. ¬едущее значение при прин€тии общих организационных решений имеют директивы ѕрезидента –‘ и ‘едерального —обрани€ –‘. ѕроцедура прин€ти€ соответствующих документов в √енеральной прокуратуре –‘ в целом схожа с аналогичной процедурой в аппаратах прокуратур субъектов ‘едерации, но при этом характеризуетс€ более комплексным подходом к направленности ведомственных актов. Ёти вопросы регулируютс€ –егламентом √енеральной прокуратуры –‘, утвержденным ѕриказом √енеральной прокуратуры –‘ от 17.04.2008 N 67. ¬ пункте 2.1 –егламента отражено, что руководители √енеральной прокуратуры –‘ издают организационно-распор€дительные документы, регулирующие вопросы организации и де€тельности прокуратуры в целом, по отрасл€м надзора, исполнени€ требований законов и иных нормативных актов, прохождени€ службы, распределени€ об€занностей, пор€дка работы, реализации мер материального и социального характера и др. ¬ажнейшее значение дл€ выработки оптимальных управленческих решений имеет практика коллегиального рассмотрени€ проблем, нуждающихс€ в правовой регламентации. ¬ –егламенте закреплено, что по указанию √енерального прокурора –‘ проекты могут направл€тьс€ дл€ обсуждени€ прокурорам субъектов –‘ и приравненным к ним прокурорам, выноситьс€ на обсуждение коллегии и (или) заседани€ научно-консультативного совета. “аким образом, процесс передачи информации в системе органов прокуратуры характеризуетс€ непрерывным обменом сведений, осуществл€емым в двух направлени€х: от нижесто€щих звеньев до √енеральной прокуратуры –‘ и обратно. Ёто позвол€ет обеспечить ее оптимальную управл€емость и оперативность в реагировании на посто€нно измен€ющуюс€ правоприменительную практику.

¬ арьергарде информатизации

»нформационное обеспечение надзорного ведомства напр€мую св€зано с информатизацией.  ак отмечает ё. “ихомиров, информатизацией €вл€ютс€ специализированные технические решени€ в области получени€, хранени€, использовани€ и защиты сведений, внедр€емые компетентными специалистами в де€тельность конкретного органа <1>. ќднако, к сожалению, приходитс€ констатировать, что ввиду отсутстви€ четкой законодательной основы отечественна€ прокуратура на сегодн€шний день оказалась в арьергарде повсеместно проводимой информатизации. -------------------------------- <1> “ихомиров ё. ј. “еори€ компетенции. ћ., 2001.

¬недрение компьютеризации в де€тельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти в –оссии было начато довольно давно. ѕрезидентска€ программа "ѕравова€ информатизаци€ органов государственной власти –‘" (”каз ѕрезидента –‘ от 04.08.1995 N 808) положила начало развитию общегосударственной де€тельности по целому р€ду направлений, однако √енеральна€ прокуратура –‘ в ней упом€нута лишь косвенно. ¬ ‘едеральной целевой программе "Ёлектронна€ –осси€ (2002 - 2010 годы)" (ѕостановление ѕравительства –‘ от 28.01.2002 N 65) в качестве основных этапов реализации ее направлений указан перевод в электронный вид процесса предоставлени€ государственных услуг в сфере уведомительного пор€дка при начале осуществлени€ предпринимательской де€тельности и проведени€ органами государственного контрол€ (надзора) документарных проверок. ќднако при этом роль прокуратуры предусмотрена только в получении конечных данных. “ак, были разработаны информационные системы, обеспечивающие организацию электронного документооборота при документарных и выездных проверках, а также дл€ составлени€ ежегодных сводных планов проведени€ плановых проверок и обмена данной информацией с органами прокуратуры. »ных нормативных актов, посв€щенных участию прокурорского ведомства в информатизации государственных органов, не имеетс€. Ќо говорить о том, что инновации обошли межгоррайпрокуроров стороной, было бы не совсем верно. ¬ рамках отмеченной выше ѕрезидентской программы в 1996 году в Ќ»» проблем укреплени€ законности и правопор€дка при √енеральной прокуратуре –‘ разработана  онцепци€ создани€ автоматизированной системы информационного обеспечени€ органов прокуратуры –‘ (ј—»ќ "ѕрокуратура"). ÷ель  онцепции заключаетс€ в создании за сравнительно короткий срок единой информационной системы, способной полно и оперативно удовлетвор€ть информационные потребности всех уровней территориальных органов прокуратуры. Ќесмотр€ на длительный срок разработки и внедрени€ предусмотренного  онцепцией программного обеспечени€, а также на значительные материальные затраты, надлежащего результата в насто€щее врем€ не достигнуто. ј.  опылова отмечает, что отсутствие централизованного внедрени€ соответствующего ѕќ и обучени€ его использованию на местах в совокупности с ненадлежащей обеспеченностью компьютерной и офисной техникой не только отрицательно сказалось на процессе информатизации, но и ущемило права и интересы прокуроров во взаимоотношени€х с органами государственной власти и местного самоуправлени€ <2>. -------------------------------- <2>  опылова ј. ѕ. ѕрокурорский надзор: ”чеб. пособие. “амбов, 2007.

¬ насто€щее врем€ обеспечен лишь минимум объема необходимых технических средств. —монтированные сети передачи данных в прокуратурах субъектов ‘едерации базируютс€ на устаревшем оборудовании, не позвол€ющем передавать требуемое количество информации. ƒо сих пор не решена проблема использовани€ лицензионного программного обеспечени€ и единых антивирусных средств. ќстаточный принцип финансировани€ ремонта и необходимой замены компьютерной техники не позвол€ет обеспечить всех работников прокуратуры надлежащим образом оборудованным рабочим местом <3>. -------------------------------- <3> —олонин ¬. ќрганизацию работы прокуратуры - на новый уровень // –еформирование правоохранительной системы: —б. науч. трудов. —ѕб., 2008.

Ќесмотр€ на посто€нно увеличивающийс€ документооборот, сохранились требовани€ к об€зательности предоставлени€ докладных записок и статистической отчетности на бумажном носителе. ѕо мнению ¬. Ѕессарабова, одним из основных путей реформировани€ информационного обеспечени€ органов отечественной прокуратуры €вл€етс€ оптимизаци€ потоков данных, что предполагает поэтапное внедрение новых информационных технологий <4>. ћ. Ўалумов высказываетс€ о необходимости повышени€ уровн€ гласности в работе прокуроров с помощью внедрени€ всеобщих правительственных программ, способствующих совершенствованию информационного взаимодействи€ надзорного ведомства и общества <5>. -------------------------------- <4> Ѕессарабов ¬. √. ѕрокуратура в системе государственного контрол€ –оссийской ‘едерации: ƒис. ... д-ра юрид. наук. ћ., 2001. <5> Ўалумов ћ. —. ѕроблемы функционировани€ российской прокуратуры в услови€х формировани€ демократического правового государства: ƒис. ... д-ра юрид. наук. ≈катеринбург, 2002.

— учетом вышеизложенного, в цел€х решени€ внутриорганизационных проблем межгоррайпрокуроров, св€занных с обеспечением внутренней информации, повышени€ обеспеченности прокурорских работников современными техническими средствами, позвол€ющими оперативно осуществл€ть обработку и использование сведений различной категории, представл€етс€ необходимым разработать и прин€ть на уровне ѕравительства –‘ ‘едеральную целевую программу "»нформатизаци€ прокуратуры –оссии на 2012 - 2016 годы".

Ќазвание документа пїњ