пїњ

ѕрокурорский надзор за исполнением законов о защите интересов государства и общества

(Ўамшина ќ. √.)

("ѕрокурор", 2012, N 4)

“екст документа

ѕ–ќ ”–ќ–— »… Ќјƒ«ќ– «ј »—ѕќЋЌ≈Ќ»≈ћ «ј ќЌќ¬ ќ «јў»“≈

»Ќ“≈–≈—ќ¬ √ќ—”ƒј–—“¬ј » ќЅў≈—“¬ј

ќ. √. ЎјћЎ»Ќј

Ўамшина ќ. √., начальник управлени€ по надзору за исполнением законов о защите интересов государства и общества √лавного управлени€ по надзору за исполнением федерального законодательства √енеральной прокуратуры –оссийской ‘едерации.

ѕриказом √енерального прокурора –оссийской ‘едерации ё. я. „айки 11 марта 2012 г. создано управление по надзору за исполнением законов о защите интересов государства и общества.

—оздание управлени€ обусловлено новыми задачами, поставленными перед органами прокуратуры в рамках проводимого руководством страны курса на укрепление государственности, развитие институтов гражданского общества, расширение сфер хоз€йственной и финансовой де€тельности, непосредственно затрагивающих права и свободы граждан.

¬ состав управлени€ вошли отделы: по надзору за исполнением законов в сфере обеспечени€ правопор€дка, защиты интересов государства и общества; по надзору за исполнением законов о промышленной и дорожной безопасности и по надзору за исполнением законов в экологической сфере.

— учетом широты и разноплановости выполн€емых вход€щими в состав управлени€ отделами задач остановимс€ вкратце на основных направлени€х работы каждого из них.

¬ современных услови€х важнейшими задачами органов прокуратуры €вл€ютс€ восстановление и защита социальных прав граждан. ¬ св€зи с этим отделом по надзору за исполнением законов в сфере обеспечени€ правопор€дка, защиты интересов государства и общества √лавного управлени€ по надзору за исполнением федерального законодательства √енеральной прокуратуры –оссийской ‘едерации особое внимание удел€етс€ надзору за исполнением законодательства в сфере здравоохранени€, лекарственного, пенсионного обеспечени€, образовани€, социального страховани€.

¬ св€зи с нарушени€ми прав граждан учреждени€ми здравоохранени€, страховыми медицинскими организаци€ми, территориальными фондами об€зательного медицинского страховани€ при реализации вступившего в силу с 1 €нвар€ 2011 г. ‘едерального закона "ќб об€зательном медицинском страховании в –оссийской ‘едерации" подн€та проблема об€зательного медицинского страховани€. ќтделом совместно со специалистами –осфиннадзора и ‘ј— –оссии проведены проверки в ‘едеральном фонде об€зательного медицинского страховани€ (‘ќћ—) исполнени€ законодательства об об€зательном медицинском страховании граждан, бюджетного законодательства при расходовании средств ‘онда, о размещении заказов дл€ государственных и собственных нужд ‘онда.

 ак показала проверка, в нарушение ст. 34 Ѕюджетного кодекса –оссийской ‘едерации ‘ќћ— заключались и оплачивались государственные контракты на исполнение работ, относ€щихс€ к должностным об€занност€м его работников.  роме того, сотрудники ‘онда, входившие в состав конкурсной комиссии по проведению открытых конкурсов на право заключени€ госконтрактов на оказание услуг по повышению квалификации кадров, принимали участие в исполнении таких контрактов в интересах образовательных учреждений, победивших в конкурсах.

‘едеральный фонд об€зательного медицинского страховани€ не обеспечил должный контроль за соблюдением подведомственными фондами, а также страховыми медицинскими организаци€ми и медицинскими организаци€ми нормативных правовых актов по вопросам об€зательного медицинского страховани€ и целевым использованием ими бюджетных средств, не организовал информирование застрахованных граждан об изготовленных полисах через единый портал госуслуг в сети »нтернет.

—убъектами –оссийской ‘едерации и территориальными фондами об€зательного медицинского страховани€ в 2011 г. не выполнены в полном объеме услови€ о софинансировании программ. Ѕюджетами 17 субъектов –оссийской ‘едерации на их софинансирование было предусмотрено лишь 40 - 50% от утвержденной программами суммы, а законами о бюджетах –еспублик »нгушети€ и  алмыки€ такие средства не предусматривались.

–азмер средств, направленных на указанные цели территориальными фондами об€зательного медицинского страховани€ 18 субъектов –оссийской ‘едерации, составл€л всего 30 - 50% от суммы, утвержденной программами. ѕри этом бюджетом территориального фонда медицинского страховани€  абардино-Ѕалкарской –еспублики такие средства совсем не предусмотрены.

Ќи одним субъектом –оссийской ‘едерации не выполнены все запланированные на 2011 г. меропри€ти€ по реализации программ, а в 44 субъектах –оссийской ‘едерации полностью не освоены средства, выделенные на внедрение современных информационных технологий в здравоохранение. “ак, в »ркутской области сорван определенный ѕрограммой модернизации здравоохранени€ »ркутской области на 2011 - 2012 гг. срок завершени€ строительства ¬осточно-—ибирского регионального онкологического центра в г. »ркутске, начатого еще в 2002 г. √осударственным заказчиком - ќ√ ” "”правление капитального строительства »ркутской области" принимались и оплачивались фактически не выполненные работы. Ќесмотр€ на то что подр€дчиком не выполнены работы на сумму свыше 70 млн. руб., госзаказчиком меры к взысканию неустойки и пени в размере 17 млн. руб. не прин€ты. ѕрокуратурой »ркутской области материалы проверки по данному факту направлены в следственный орган дл€ решени€ вопроса об уголовном преследовании виновных лиц.

ƒопускаютс€ нарушени€ при поставках медицинского оборудовани€. ѕо причине неисполнени€ либо ненадлежащего исполнени€ поставщиками об€зательств по заключенным департаментом здравоохранени€ ћагаданской области в 2011 г. госконтрактам не поставлено и не введено в эксплуатацию 213 единиц медицинского оборудовани€ на сумму свыше 200 млн. руб. ¬ св€зи с этим прокуратурой области внесены представлени€ губернатору области и руководителю департамента здравоохранени€ администрации ћагаданской области в св€зи с допущенными нарушени€ми бюджетного и гражданского законодательства при проведении капитального ремонта зданий учреждений здравоохранени€ и организации поставок специализированного медицинского оборудовани€.

»мели место случаи незаконного взимани€ с пациентов платы за оказанные медицинские услуги. ѕрокурорами городов јнгарска, Ўелехова,  уйбышевского района г. »ркутска пресечены факты взимани€ платы за оказание медицинской помощи, котора€ должна оказыватьс€ бесплатно. Ќезаконно полученные учреждени€ми здравоохранени€ денежные средства возвращены пациентам.

ѕо результатам проверки ‘едерального фонда об€зательного медицинского страховани€ √енеральной прокуратурой –оссийской ‘едерации внесено представление ѕредседателю ‘онда, а также направлена информаци€ ћинистру здравоохранени€ –оссийской ‘едерации и информационное письмо прокурорам субъектов –оссийской ‘едерации.

ѕоводом дл€ проведени€ проверок нередко станов€тс€ жалобы граждан на ущемление их конституционных прав.   примеру, в текущем году отделом проведена проверка по обращени€м жителей ¬олгоградской области, больных рассе€нным склерозом, не получивших своевременно жизненно необходимый лекарственный препарат "√латирамера ацетат", отпускаемый по рецептам врачей бесплатно.

”становлено, что причиной сложившейс€ ситуации €вилась допущенна€ ћинистерством здравоохранени€ и социального развити€ –оссийской ‘едерации волокита при организации и проведении аукциона на поставку указанного препарата на 2012 г. ¬ результате в ¬олгоградской области не был сформирован необходимый запас лекарственного препарата "√латирамера ацетат", что не позволило обеспечить лечение 152 жителей области в соответствии с установленным стандартом медицинской помощи.

ѕо итогам проверки √енеральна€ прокуратура –оссийской ‘едерации внесла представление ћинистру здравоохранени€ и социального развити€ –оссийской ‘едерации, которое рассмотрено. ћинистерством прин€ты меры по созданию в ¬олгоградской области необходимого запаса указанного препарата на текущий год и завершению в но€бре 2012 г. процедуры его централизованной закупки на 2013 г.

ћногочисленные обращени€ граждан в органы прокуратуры, ѕенсионный фонд –оссийской ‘едерации, публикации в средствах массовой информации о нарушени€х «акона в де€тельности негосударственных пенсионных фондов, а также прошедшие в р€де субъектов –оссийской ‘едерации акции протеста против действий отдельных фондов по возмещению убытков от инвестировани€ средств пенсионных накоплений за счет застрахованных в фондах граждан стали основанием дл€ организации отделом с участием прокуроров субъектов –оссийской ‘едерации и ‘едеральной службы по финансовым рынкам проверки исполнени€ законодательства о негосударственном пенсионном обеспечении и об€зательном пенсионном страховании в негосударственных пенсионных фондах.

”становлены случаи неправомерного перевода средств пенсионных накоплений граждан из ѕенсионного фонда –оссийской ‘едерации в негосударственный пенсионный фонд (Ќѕ‘) или из одного фонда в другой в отсутствие их волеизъ€влени€. «начительное количество подобных фактов св€зано с незаконным использованием работниками Ќѕ‘ и агентами фондов персональных данных граждан, фальсификацией их подписей на документах, €вл€ющихс€ основанием перевода пенсионных накоплений. ¬ ходе насто€щей проверки по материалам прокуроров возбуждено 19 уголовных дел в —тавропольском крае, ¬ологодской, ¬олгоградской и –остовской област€х.

»мели место факты незаконного зан€ти€ фондами предпринимательской и благотворительной де€тельностью, не св€занной с негосударственным пенсионным обеспечением, об€зательным и профессиональным пенсионным страхованием граждан, €вл€ющимис€ исключительными видами де€тельности Ќѕ‘.

¬ы€влены случаи использовани€ имущества фондов в интересах их учредителей дл€ целей, не св€занных с пенсионным обеспечением граждан, создани€ Ќѕ‘ различными коммерческими структурами дл€ финансировани€ своей де€тельности за счет средств фондов.

Ќередко активы и средства пенсионных резервов самосто€тельно размещаютс€ фондами в ценные бумаги аффилированных с их учредител€ми хоз€йствующих субъектов.

‘ондами допускались нарушени€ при размещении пенсионных резервов и инвестировании пенсионных накоплений, формируемых дл€ обеспечени€ их платежеспособности перед участниками и застрахованными лицами по договорам негосударственного пенсионного обеспечени€ и об€зательного пенсионного страховани€ соответственно, а также распределени€ доходов от указанной де€тельности.

ѕовсеместно установлены нарушени€ при назначении и выплате фондами средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии, правопреемникам умерших застрахованных лиц.

ћногими фондами нарушались требовани€ закона при распространении, представлении и об€зательном раскрытии Ќѕ‘ информации и требований к ее содержанию.

¬сего по результатам проверки прокурорами вы€влено 770 нарушений закона, внесено 115 представлений об их устранении, опротестовано 2 незаконных правовых акта, направлено 1 за€вление в суд, объ€влено 3 предостережени€ должностным лицам, возбуждено 5 дел об административных правонарушени€х, в органы следстви€ и дознани€ направлено 27 материалов дл€ решени€ вопроса об уголовном преследовании, по материалам прокурорских проверок возбуждено 19 уголовных дел.

¬о многом вы€вленные нарушени€ обусловлены несовершенством действующего законодательства, наличием многочисленных пробелов и коллизий правового регулировани€ де€тельности фондов в сфере негосударственного пенсионного обеспечени€ и об€зательного пенсионного страховани€. ¬ св€зи с этим √енеральна€ прокуратура –оссийской ‘едерации проинформировала ѕравительство –оссийской ‘едерации об итогах проверки и внесла предложени€ по совершенствованию нормативного правового регулировани€ в указанной сфере. ѕредложени€ касаютс€ определени€ об€зательств фондов перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами; установлени€ эффективной системы гарантировани€ сохранности пенсионных накоплений от результатов инвестировани€; совершенствовани€ механизмов контрол€ за де€тельностью Ќѕ‘, в том числе за правомерностью перевода средств пенсионных накоплений из ѕ‘– в Ќѕ‘ или из одного фонда в другой.  роме того, было предложено поручить ‘—‘– –оссии активизировать контроль за де€тельностью фондов в сфере негосударственного пенсионного обеспечени€ и об€зательного пенсионного страховани€; –оскомнадзору - прин€ть действенные меры, направленные на профилактику и пресечение неправомерных действий Ќѕ‘ и их агентов при получении и использовании персональных данных застрахованных лиц.

¬се более актуальной становитс€ проблема защиты "слабой" стороны в кредитных правоотношени€х. ѕовсеместно прокурорами в организаци€х, осуществл€ющих де€тельность по взысканию платы с заемщиков, заключивших договоры потребительского кредитовани€, просроченной задолженности (так называемых коллекторских агентствах), вы€вл€ютс€ факты угрозы жизни и здоровью граждан, их запугивани€, избиени€, вторжени€ в жилище, распространени€ порочащих их сведений. ¬ апреле 2010 г. —вердловским районным судом г.  остромы вынесен приговор по ч. 2 ст. 127 ”  –‘ (незаконное лишение свободы) в отношении работников коллекторского агентства, насильно удерживавших гражданина, имевшего задолженность по кредиту.

Ќезаконно используютс€ коллекторскими агентствами персональные данные граждан. ѕо постановлению прокурора —моленской области такое агентство привлечено к административной ответственности по ст. 13.11  ојѕ –‘ за размещение персональных данных граждан в сети »нтернет. –уководител€м трех коллекторских агентств прокурором „ел€бинской области объ€влены предостережени€ в св€зи с направлением ими гражданам писем с угрозами распространени€ информации об имеющейс€ у них задолженности.

«ачастую подобные агентства в своих названи€х используют наименовани€ органов государственной власти, названи€ "частный судебный пристав", "альтернативный судебный пристав", что вводит граждан в заблуждение относительно их статуса. Ћишь после вмешательства прокуратуры г. ћосквы одно из таких агентств было вынуждено сменить свое название.

¬ отдельных случа€х нарушени€ прав граждан нос€т уголовно наказуемый характер. ¬  ировской области сотрудники коллекторского агентства предлагали гражданам, наход€щимс€ в сложном материальном положении, оформить на себ€ безвозмездные кредиты, обеспечива€ их при этом поддельными документами. ¬сего сотрудниками агентства мошенническим способом были оформлены на граждан кредитные договоры на сумму свыше 30 млн. руб.

¬ большинстве случаев де€тельность коллекторских агентств напр€мую св€зана с неправомерными действи€ми должностных лиц кредитных организаций, направленными на ущемление прав получателей потребительских кредитов.

¬опреки требовани€м «акона –оссийской ‘едерации "ќ защите прав потребителей" лишь после оформлени€ кредита граждане получали информацию о необходимости уплаты большей суммы, чем оговаривалось изначально. Ѕанками в одностороннем пор€дке измен€лись услови€, тарифы, процентные ставки по кредиту.  роме того, указанные организации взимали р€д комиссий, значительно увеличивающих конечную сумму выплат, не информиру€ об этом заемщиков.

¬ итоге заемщик оказываетс€ не в состо€нии выплатить сумму долга, а банк, действу€ исключительно в своих коммерческих интересах, продает кредитные портфели коллекторским агентствам, незаконно передава€ при этом сведени€ о гражданах третьим лицам. “ак, в св€зи с незаконной передачей персональных данных граждан коллекторским агентствам кредитна€ организаци€ по постановлению прокуратуры г. ћосквы привлечена к административной ответственности по ст. 13.11  ојѕ –‘. јналогичные факты вы€влены прокурорами –еспублик Ѕашкортостан,  оми, Ѕелгородской, ¬олгоградской, »ркутской,  ировской, Ќовосибирской, –остовской, —аратовской областей, јлтайского,  раснодарского, ѕермского краев.

¬сего по результатам проверок де€тельности коллекторских агентств и кредитных организаций прокурорами вскрыто более 3,5 тыс. нарушений закона, внесено 967 представлений, объ€влено 33 предостережени€, предъ€влено 654 иска, по постановлени€м прокуроров к административной ответственности привлечено 645 должностных и юридических лиц. ѕо материалам прокурорских проверок возбуждено 55 уголовных дел.

ќ состо€нии законности в рассматриваемой сфере проинформирован ѕредседатель ѕравительства –оссийской ‘едерации. ћинистру экономического развити€ –оссийской ‘едерации направлена информаци€ с конкретными правовыми предложени€ми по доработке проекта ‘едерального закона "ќ де€тельности по взысканию просроченной задолженности физических лиц", соответствующие поручени€ направлены руководител€м –оспотребнадзора и –оскомнадзора. ѕрокурорам субъектов –оссийской ‘едерации указано на необходимость усилени€ надзора за соблюдением прав граждан в сфере потребительского кредитовани€.

ѕо поручению √енерального прокурора –оссийской ‘едерации отделом проведена проверка сведений, изложенных в статье депутата √осударственной ƒумы ‘едерального —обрани€ –оссийской ‘едерации ј. ≈. ’инштейна "ƒыр€ва€ кубышка ћ¬ƒ. Ќовый коррупционный скандал в "обновленной" полиции", в ходе которой вы€влены нарушени€ федерального законодательства при реализации социальных программ в ћ¬ƒ –оссии.

¬опреки требовани€м ‘едерального закона "ќ полиции" с целью привлечени€ финансовых средств дл€ реализации благотворительной социальной программы "—оциальна€ работа с детьми из семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных об€занностей, и сотрудников, ставших инвалидами вследствие военной травмы, на 2011 - 2013 годы" ћ¬ƒ –оссии обращалось за помощью к коммерческим организаци€м. «а 2011 г. на счета ‘√” "÷ентр социальных программ ћинистерства внутренних дел –оссийской ‘едерации" и Ќѕ "”правление в реализации социально-экономических программ ÷—ѕ ћ¬ƒ –оссии" от этих организаций поступило около 28 млн. руб.

¬ центре социальных программ комисси€ по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг дл€ государственных нужд не создавалась, социальные программы в течение длительного времени реализовывались на основании договоров, заключенных без проведени€ торгов в установленном законом пор€дке; контроль за поступлением и расходованием денежных средств со стороны ћинистерства отсутствовал.

ѕо итогам проверки √енеральной прокуратурой –оссийской ‘едерации ћинистру внутренних дел –оссийской ‘едерации внесено представление. ѕо результатам его рассмотрени€ нарушени€ устранены.

‘ормирование глобальной сети »нтернет диктует столь же глобальную задачу создани€ безопасного интернет-пространства. ѕроведенное отделом обобщение практики прокурорского надзора показало, что все более широко информационно-телекоммуникационна€ сеть »нтернет используетс€ дл€ размещени€ запрещенной или ограниченной к распространению информации, это потребовало от органов прокуратуры адекватного противодействи€.

ѕовсеместно в ходе прокурорских проверок вы€влены факты размещени€ в сети »нтернет информации, содержащей пропаганду нацизма, насили€, жестокости, детской проституции и порнографии.

¬ 23 субъектах –оссийской ‘едерации прокурорами пресечено распространение в сети »нтернет сведений о наркотических веществах, в том числе запрещенных курительных смесей, возможности их приобретени€, рекомендаци€х по изготовлению и использованию.

ѕристальное внимание удел€етс€ прокурорами вопросам защиты детей от информации в сети »нтернет, нанос€щей вред их здоровью, репутации и нравственному развитию. ѕрактически во всех регионах –оссии установлено, что в компьютерных клубах, библиотеках, образовательных учреждени€х отсутствуют системы контентной фильтрации либо они не обеспечивают полной защиты от доступа к информации, не св€занной с образовательной де€тельностью, что приводит к бесконтрольному использованию детьми сайтов со сценами насили€ и жестокости, порнографией и рекламой наркотиков.

¬сего в 2010 - 2011 гг. прокурорами вы€влено более 19 тыс. нарушений закона, св€занных с противоправным распространением информации в сети »нтернет, принесено более 300 протестов, внесено свыше 4 тыс. представлений, по результатам их рассмотрени€ к дисциплинарной ответственности привлечено более 500 лиц, в суды направлено свыше 7 тыс. за€влений, объ€влено более 400 предостережений, по постановлени€м прокуроров к административной ответственности привлечено около 80 лиц.

ѕроводимые управлением по надзору за исполнением законов о защите интересов государства и общества надзорные меропри€ти€ помогут успешному решению сто€щих перед органами государственной власти задач по укреплению демократии, повышению качества и уровн€ жизни граждан и поддержанию общественного согласи€.

Ќазвание документа

»нтервью: "Ѕорьба с преступностью и правонарушени€ми в войсках - это предмет каждодневной де€тельности военных прокуроров" (интервью с военным прокурором ÷ентрального военного округа ≈. ¬. »вановым)

("ѕрокурор", 2012, N 4)

“екст документа

"Ѕќ–№Ѕј — ѕ–≈—“”ѕЌќ—“№ё » ѕ–ј¬ќЌј–”Ў≈Ќ»яћ» ¬ ¬ќ…— ј’ - Ё“ќ

ѕ–≈ƒћ≈“  ј∆ƒќƒЌ≈¬Ќќ… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“» ¬ќ≈ЌЌџ’ ѕ–ќ ”–ќ–ќ¬"

»Ќ“≈–¬№ё — ¬ќ≈ЌЌџћ ѕ–ќ ”–ќ–ќћ ÷≈Ќ“–јЋ№Ќќ√ќ ¬ќ≈ЌЌќ√ќ

ќ –”√ј ≈. ¬. »¬јЌќ¬џћ

¬. ≈. —≈Ћ»¬јЌќ¬

- ≈вгений ¬€чеславович, что представл€ет собой военна€ прокуратура ÷ентрального военного округа, каковы решаемые ею задачи и какие направлени€ де€тельности дл€ ¬ас особенно важны?

- ¬оенна€ прокуратура ÷ентрального военного округа сама€ больша€ из всех военных прокуратур окружного звена. ¬оенные прокуроры гарнизонов осуществл€ют надзор за исполнением законодательства в административных границах 29 субъектов –оссийской ‘едерации, вход€щих в состав ѕриволжского, ”ральского и части —ибирского федеральных округов, а также в местах дислокации российских гарнизонов в ближнем зарубежье - на территории –еспублики “аджикистан и  иргизской –еспублики. Ёто 4,5 тыс€чи километров от ѕензы - на западе до »ркутска - на востоке, 10 тыс€ч километров √осударственной границы –оссийской ‘едерации, что составл€ет почти половину всей общей сухопутной границы –оссии с другими государствами, п€ть часовых по€сов.

–азмах территории требует от руководителей и всех прокурорских работников четкой организации работы, "быстроты реакции" - оперативного реагировани€ на поступающую информацию о нарушени€х закона.

√енеральным прокурором –оссийской ‘едерации ёрием яковлевичем „айкой отмечено: "Ќынешний статус, перечень функций и круг полномочий прокуратуры в целом соответствуют сто€щим перед ней задачам и реали€м современного этапа развити€ российского общества". Ёто в полной мере относитс€ и к военной прокуратуре.

ѕриоритетными направлени€ми де€тельности дл€ нас, как и дл€ всех органов прокуратуры, €вл€ютс€ борьба с преступностью, надзор за соблюдением прав и социальных гарантий военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, членов их семей, защита экономических интересов государства, борьба с правонарушени€ми коррупционной направленности, обеспечение сохранности и поддержание в боеготовом состо€нии вооружени€ и военной техники, противодействие экстремизму и терроризму, вопросы экологической безопасности и исполнени€ природоохранного законодательства.

≈сли говорить €зыком цифр, за 6 мес€цев текущего года по требованию военных прокуроров ÷ентрального военного округа было отменено более 900 незаконных правовых актов командовани€. ¬ интересах государства и граждан за€влено 1200 исков. ¬ результате предприн€тых мер удалось вернуть в казну государства 62 млн. рублей. ѕо материалам надзорных проверок возбуждено более 400 уголовных дел, привлечено к дисциплинарной и административной ответственности 2,3 тыс€чи должностных лиц.

ƒл€ того чтобы добитьс€ в своем деле максимального результата, мы активно взаимодействуем с командованием военного округа, органами безопасности в войсках, военными следственными органами и военными судами и, хочетс€ отметить, находим полное понимание и поддержку.

-  ак часто обращаютс€ за помощью в военную прокуратуру и насколько эффективна ее де€тельность?

-  ак € уже отмечал, вопросы защиты прав граждан были и остаютс€ одной из важнейших задач военной прокуратуры. ”прощенна€ форма обращени€ в органы прокуратуры, сроки их разрешени€, прин€тие действенных мер к нарушител€м закона чаще всего учитываютс€ гражданами во врем€ выбора правозащитного или иного государственного органа при наступлении самых разных жизненных ситуаций. “олько в 2011 г. нами рассмотрено почти 15 тыс€ч обращений. Ѕольша€ часть их касаетс€ сферы так называемых социальных благ: нарушени€ при обеспечении положенными видами довольстви€, увольнении с военной службы и выделении жиль€.

ќсновна€ задача, котора€ стоит перед прокурорами, - добиватьс€ реального восстановлени€ прав граждан.

¬ частности, в середине года мы рассмотрели обращение Ќины  ожем€киной - матери √еро€ –оссийской ‘едерации, удостоенного за свой подвиг столь высокой награды посмертно. — 2000 г. женщина не могла получить в полном размере пенсию по случаю потери кормильца. ѕо данному факту военный прокурор ”ль€новского гарнизона подготовил соответствующее исковое за€вление и отсто€л в суде за€вленное требование о выплате матери √еро€ всех положенных сумм. Ѕолее того, суд об€зал военного комиссара впредь осуществл€ть все необходимые начислени€ с учетом текущих перерасчетов.

ƒругой пример. ¬ военную прокуратуру “оцкого гарнизона обратилась √алина јлабужева. ≈е сын ¬ладимир в 1999 г. пропал без вести в ходе боевых действий в „ечне. ќдиннадцать лет женщина собирала сведени€ о его судьбе. ѕри содействии офицеров военной прокуратуры “оцкого гарнизона были исполнены тыс€чи запросов, довелось опросить не одну сотню людей. » однажды пришло подтверждение - вроде нашли им€ парн€ в списках погибших... «атем вы€снилось, что в искомой и вы€вленной фамили€х одна буква не совпадает. Ќо и фамили€ без вести пропавшего - не ординарна€: вдруг допущена опечатка? ѕоэтому была проведена экспертиза ƒЌ . ѕо ее итогам вынесено экспертное заключение: военнослужащий, захороненный на воинском кладбище в ѕодмосковье, - это сын √алины јлабужевой.

ћожет быть, в рамках государства эта работа и остаетс€ незамеченной, но если вот так, по крупицам, мы и в дальнейшем будем помогать люд€м, то уже работаем не зр€.

¬сего же в 2011 г. офицерами прокуратуры ÷¬ќ были восстановлены права более 75 тыс€ч военнослужащих и членов их семей.

 онечно, больша€ часть обращений поступает в военную прокуратуру ÷¬ќ от военнослужащих, проход€щих в насто€щее врем€ военную службу, и членов их семей, и их из года в год не становитс€ меньше. «а 6 мес€цев 2012 г. в военной прокуратуре ÷ентрального военного округа рассмотрено уже более 6 тыс€ч обращений, что свидетельствует о доверии к военным прокурорам, в то же врем€ накладывает дополнительную ответственность на них. Ќи одно за€вление мы не оставл€ем без должного внимани€. ѕри наличии оснований реагируем, т. е. добиваемс€ реального восстановлени€ нарушенных прав за€вителей, в том числе через суд. ¬ текущем году военными прокурорами уже восстановлены права 45 тыс€ч военнослужащих и членов их семей.

- ќднако дл€ сотрудников военной прокуратуры в сфере приоритета все же остаютс€ вопросы из "обоймы" войсковой жизнеде€тельности.  акие из них беспоко€т сегодн€ представителей командовани€ ÷ентрального военного округа, военной прокуратуры больше всего?

- Ѕорьба с преступностью и правонарушени€ми в войсках - это предмет каждодневной де€тельности военных прокуроров. Ќе могу не сказать, что в результате работы, проведенной в тесном взаимодействии с командованием, органами безопасности, в войсках уровень преступности в поднадзорных войсках за 6 мес€цев 2012 г. снизилс€ на 18 процентов. Ѕезусловно, это отрадный факт, но в то же врем€ оснований дл€ самоуспокоенности нет. ¬ первую очередь мен€ беспокоит совершение преступлений офицерами.

–аньше любое допущенное офицером противоправное действо воспринималось как что-то из р€да вон выход€щее. “еперь, к сожалению, приходитс€ констатировать, что в т€желые "дев€ностые годы" многие традиции русского и советского офицерского корпуса были утрачены. ƒл€ их возрождени€ потребуетс€ много усилий как в воспитательном, так и в прокурорском плане.

¬ первую очередь это преступлени€ коррупционной направленности. — пагубной идеологией "золотого тельца" вести борьбу достаточно сложно.   сожалению, таким корыстным де€ни€м, как служебные злоупотреблени€, мошенничество и вз€точничество, подвержены не только р€довые представители офицерского корпуса, но и высшего командного состава. “ак, в 2011 г. за махинации с квартирами был осужден заместитель начальника управлени€ ћ„— –оссии по –еспублике “атарстан генерал-майор ¬ладимир Ќасонов. √осударственный обвинитель добилс€ возвращени€ в фонд государства незаконно полученной Ќасоновым трехкомнатной квартиры... ¬озбуждено уголовное дело в отношении начальника отдела капитального строительства ”ральского командовани€ внутренних войск ћ¬ƒ –‘ полковника ќлега √етманского, который за вз€тку в один миллион рублей подписал документы, содержавшие ложные сведени€ об объемах и сметной стоимости €кобы выполненных коммерческой организацией работ по строительству жилых домов дл€ военнослужащих. ”щерб от такой "де€тельности" превысил 80 млн. рублей.

» конечно же, нельз€ не вспомнить целую череду уголовных дел в отношении должностных лиц, обложивших своих подчиненных ежемес€чной данью. √еографи€ преступлений и круг должностных лиц, их совершивших, довольно широки. ќт —ызрани и —амары на западе до јбакана и јлейска на востоке. ќт командира бригады и учебного центра до начальника госпитал€ и помощника командира по финансово-экономической работе.

Ќе далее как в марте 2012 г. за незаконный сбор с военнослужащих части денежных средств в сумме около 3 млн. рублей, выплаченных в соответствии с ѕриказом ћинобороны –‘ N 1010, осужден командир воинской части полковник  индеев.

¬ целом в текущем году прокуратурой округа было учтено 140 преступлений коррупционной направленности. ѕо итогам расследований осуждено более 40 должностных лиц.

Ќекоторые из них поражают своим цинизмом. „етверка сибирских "предпринимателей" превратила в бизнес людскую пам€ть. –аботники военкомата и «јќ "¬оенно-мемориальна€ компани€" собирали сведени€ о смерти ветеранов ¬еликой ќтечественной войны, ветеранов военной службы, фальсифицировали документы о €кобы оказанных ритуальных услугах и за три года похитили более 5 млн. рублей.

¬ свое врем€ јлександр ѕушкин отметил, что "неуважение к предкам есть первый признак безнравственности". ¬ отношении установленных де€ний подследственных € бы высказалс€ жестче. Ёто - кощунство, глумление над людской пам€тью. » подобное де€ние тем более должно быть соответственно наказано.

- Ќасколько разнообразны схемы хищений в войсках?  акие нарушени€ чаще всего здесь фиксируютс€?

- ≈ще ќстап Ѕендер в знаменитом "«олотом теленке" говорил, что ему известно 400 относительно честных способов отъема денег. ѕримерно настолько же разнообразна фантази€ нечистых на руку должностных лиц и схем хищений в войсках. ¬ основном это неправомерное использование бюджетных средств, нарушени€ при проведении аукционов, оплата реально не выполненных работ, значительное завышение цен на продукцию военного назначени€ и т. д.

¬ частности, по "недосмотру" должностных лиц военного представительства, отвечающих за прием изготовленной продукции на одном из производственных объединений на ”рале, от государственного контракта стоимостью свыше 1,5 млрд. рублей предприимчивым бизнесменам удалось "отщипнуть" ни много ни мало около 100 млн. рублей, чем был нанесен ущерб казне –оссийской ‘едерации.

Ќе счита€сь со служебным долгом, отдельные "дельцы" крадут государственное имущество, за сохранность которого отвечают.

Ќадзорными меропри€ти€ми, проведенными военной прокуратурой —амарского гарнизона, было вы€влено, что в 2011 г. прапорщик одной из воинских авиационных частей похитил три авиадвигател€ общей стоимостью свыше 3,5 млн. рублей. ”головное дело по названному факту направлено дл€ рассмотрени€ в суд.

ќ хищении было известно непосредственному его начальнику, однако за "небольшое вознаграждение" он закрыл на преступление глаза. “ака€ сиюминутна€ выгода оборачиваетс€ суровым наказанием дл€ военнослужащих и позором дл€ родных и близких.

- ¬ прошлом году ѕрезидент –оссийской ‘едерации поручил √енеральной прокуратуре –оссийской ‘едерации проверить достоверность представленных чиновниками деклараций о доходах и имуществе. ѕроводитс€ ли така€ же работа в военной прокуратуре ÷ентрального военного округа?  акое количество нарушений вы€влено?

- Ѕезусловно, така€ работа проводитс€ и военными прокурорами ÷ентрального военного округа. “олько за 6 мес€цев 2012 г. надзорными средствами в войсках округа вы€влено 75 нарушений против государственной службы, в то врем€ как их число за 2011 г. превысило цифру 250. Ќарушени€ закона допустили в том числе и старшие офицеры.

- ћожно привести примеры?

- ѕожалуйста. ¬ 2011 г. один из командиров воинских частей ÷ентрального военного округа решил не обнародовать сведени€ о доходах своей супруги, котора€ имела валютный счет в одном из коммерческих банков –оссии на сумму свыше 100 тыс€ч американских долларов. ¬ насто€щее врем€ офицер уволен с военной службы.

¬оеннослужащий одного из областных управлений ћ„— –оссии "забыл" указать сведени€ об объектах недвижимости, наход€щихс€ у членов его семьи в собственности.

» таких примеров, поверьте, немало.

- ¬ минувшем и в нынешнем году в общественном обсуждении довольно часто муссировалс€ вопрос о проход€щем в войсках процессе утилизации устаревших боеприпасов. ќсобый импульс данной теме перманентно придавали чрезвычайные ситуации, случавшиес€ на армейских складах.

- ќт данной темы, к сожалению, нам уйти бы не удалось. ¬ конце 90-х на территорию —ибири и ”рала были вывезены тыс€чи тонн боеприпасов из воинских частей, выводимых из ¬осточной ≈вропы. Ќа сегодн€шний день истек как срок их хранени€, так и морально устарели арсеналы, где они хранились. — арсеналами надо было что-то делать. » однозначное решение было прин€то ¬ерховным √лавнокомандующим: просроченное - утилизировать. ƒругое дело, как это решение воплощалось в жизнь.

Ќа прот€жении 2011 г. прокуратура округа вела контроль за процессом уничтожени€ боеприпасов. ѕо вы€вл€вшимс€ нарушени€м принимались меры оперативного реагировани€, вплоть до обращени€ в суд. ¬ особых случа€х на проблемных участках приостанавливались все работы как по транспортировке, так и по утилизации боеприпасов до момента полного устранени€ нарушений. ќднако, как вы знаете, в ходе столь опасного вида де€тельности трагедий избежать не удалось. ѕо фактам „ѕ был возбужден целый р€д уголовных дел. Ќекоторые из виновных в трагеди€х лиц уже понесли заслуженное наказание. Ќо основное - не в этом. √лавное, извлечь поучительные уроки из случившегос€. Ѕолее того, настроить командиров, ответственных за процесс утилизации мин и снар€дов, прокуроров, контролирующих на местах этапы уничтожени€ взрывчатых веществ, на дальнейшую работу в данном направлении. ¬едь начатый процесс утилизации продолжаетс€ и в 2012 г. ј это значит, что на местах следует организовать еще более тесное взаимодействие с региональными и территориальными органами власти. Ќадо вести эффективную разъ€снительную работу среди гражданского населени€. —ледует активнее привлекать к процессам обеспечени€ этапов уничтожени€ боеприпасов представителей ћ¬ƒ и ћ„—. », повторюсь, в об€зательном пор€дке добиватьс€ от командовани€ частей, задействованных в утилизации, безусловного исполнени€ всех определенных нормами и положени€ми мер безопасности. Ќа эти направлени€ в профессиональной де€тельности сегодн€ уже сориентированы все военные прокуроры ÷ентрального военного округа. ¬ частности, данный вопрос рассмотрен в декабре 2011 г. в ходе координационного совещани€, прошедшего в ≈катеринбурге.

ќ важности проблемы свидетельствует тот факт, что по нашей инициативе обсуждение данного вопроса вынесено на рассмотрение совещани€ при ѕолномочном представителе ѕрезидента –оссийской ‘едерации в ”ральском федеральном округе в апреле текущего года. ¬ работе совещани€, проведенного в режиме видеоконференции, прин€ли участие губернаторы, главы администраций, руководители правоохранительных органов, ћ„—, прокуроры гарнизонного звена ”ральского региона, на территории которых расположены полигоны по утилизации боеприпасов.

- ≈вгений ¬€чеславович, в ÷ентральном военном округе ¬ас знают как непримиримого поборника надзорной работы за соблюдением законности и правопор€дка в период проведени€ призывных кампаний. »звестны ¬аши три "компонента" успешного осуществлени€ процесса призыва граждан на военную службу... „то это за составл€ющие?

- ¬ "призывном" вопросе € разделил бы де€тельность военной прокуратуры на три части, отметив, что состо€ние боеготовности, воинской дисциплины и правопор€дка в част€х округа напр€мую зависит от того, как в целом справ€тс€ с задачей призывные комиссии и насколько качественно ими будет произведен отбор молодых людей по призыву. ¬ этой св€зи, во-первых, в каждой военной прокуратуре гарнизона в период призыва работают консультационные центры, куда граждане могут обратитьс€ за разъ€снени€ми, консультаци€ми или с жалобами на действи€ должностных лиц военных комиссариатов.  роме того, на местах силами военных прокуроров провод€тс€ системные проверки де€тельности военных комиссариатов по вопросам организации призыва. “ак, в частности, в преддверии и в период весеннего призыва военными прокурорами на территории ”ральского федерального округа было проведено свыше 150 проверок. ”странено 450 нарушений закона.

¬о-вторых, под жесткий контроль вз€т вопрос обеспечени€ гарантированных прав молодых людей в период пребывани€ на сборных пунктах: речь идет о размещении призывников, организации их питани€, соблюдении иных положенных норм довольстви€, а также о своевременной отправке сформированных команд в войска.

¬-третьих, насущной, к сожалению, остаетс€ тема борьбы с коррупционными про€влени€ми в военных комиссариатах. ”вы, но такие факты еще есть. ≈сли в течение 2011 г. в отношении должностных лиц военных комиссариатов было возбуждено 49 уголовных дел о корыстных злоупотреблени€х, то только за 6 мес€цев 2012 г. - уже 48. ќднако хочетс€ отметить, что в нашем деле главное - не наказать, а предостеречь наделенных определенными полномочи€ми лиц от совершени€ противозаконных действий. „то мы, собственно, и делаем изо дн€ в день.

»нтервью подготовил начальник

организационно-аналитического отдела военной

прокуратуры ÷ентрального военного округа

полковник юстиции ¬. ≈.—еливанов

Ќазвание документа

пїњ