пїњ

ѕравовое регулирование административного контрол€ и надзора за иностранными организаци€ми

(Ўугрина ≈. —.) ("јдминистративное и муниципальное право", 2012, N 5) “екст документа

ѕ–ј¬ќ¬ќ≈ –≈√”Ћ»–ќ¬јЌ»≈ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ√ќ  ќЌ“–ќЋя » Ќјƒ«ќ–ј «ј »Ќќ—“–јЌЌџћ» ќ–√јЌ»«ј÷»яћ»

≈. —. Ў”√–»Ќј

Ўугрина ≈катерина —ергеевна, доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права –‘ ћосковской государственной юридической академии им. ќ. ≈.  утафина.

—тать€ посв€щена общей характеристике правовых основ административного контрол€ и надзора. ќсобое внимание удел€етс€ вопросам лицензировани€ отдельных видов де€тельности, особенност€м государственного и муниципального контрол€, государственной регистрации актов, документов, прав, объектов, некоторым особенност€м прокурорского надзора, а также полномочи€м органов полиции по обеспечению законности и правопор€дка.

 лючевые слова: административный контроль, надзор, лицензирование, прокурорский надзор, муниципальный контроль, защита прав, функци€, иностранна€ организаци€, административный барьер.

Legal regulation of administrative control and supervision over the foreign establishments E. S. Shugrina

The article is devoted to the general description of legal grounds for administrative control and supervision. Special attention is paid at the issues of licensing of particular activities, peculiarities of state and municipal control, state registration of documents, rights, facilities and some features of the prosecutor's supervision as well as powers of the police agencies in law and order enforcement.

Key words: administrative control, supervision, prosecutor's supervision, municipal control, licensing, protection of rights, function, foreign establishment, administrative barrier.

Ќа основании ”каза ѕрезидента –‘ от 9 марта 2004 г. N 314 "ќ системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" под функци€ми по контролю и надзору понимаютс€: - выдача органами государственной власти, органами местного самоуправлени€, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида де€тельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам; - осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправлени€, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных  онституцией –‘, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеоб€зательных правил поведени€; - регистраци€ актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов. ќсобенности лицензировани€ отдельных видов де€тельности. –аспор€жением ѕравительства –‘ от 10 июн€ 2011 г. N 1021-р утверждена нова€  онцепци€ снижени€ административных барьеров и повышени€ доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 гг. ÷ел€ми  онцепции €вл€ютс€: снижение административных барьеров; повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг. ¬ названной  онцепции констатируетс€, что достигнуты ощутимые результаты в части сокращени€ лицензируемых видов де€тельности.  роме того, оптимизаци€ государственных функций св€зана со стимулированием развити€ саморегулировани€. — 1 €нвар€ 2006 г. 5 видов лицензировани€ заменено об€зательным членством в саморегулируемых организаци€х. ¬сего в –оссийской ‘едерации по состо€нию на апрель 2011 г. создано более 750 саморегулируемых организаций, охватывающих более 20 видов предпринимательской и профессиональной де€тельности, государственную регистрацию которых осуществл€ет 7 федеральных органов исполнительной власти. ѕри этом требование об об€зательном членстве субъектов бизнеса в соответствующих саморегулируемых организаци€х установлено в 8 видах предпринимательской и профессиональной де€тельности. ¬ ‘едеральном законе от 4 ма€ 2011 г. N 99-‘« "ќ лицензировании отдельных видов де€тельности" (ред. от 21 но€бр€ 2011 г.) предусмотрен пор€док определени€ полномочий по лицензированию, осуществл€емых как федеральными органами исполнительной власти, так и органами исполнительной власти субъектов –‘, а также положени€, направленные на упрощение процедур получени€ и переоформлени€ лицензии и на обеспечение защиты прав хоз€йствующих субъектов, открытости и доступности информации лицензирующих органов дл€ граждан и хоз€йствующих субъектов, что позволит сократить масштабы административного вли€ни€ на предпринимательскую де€тельность, св€занного с лицензированием. Ћицензионные требовани€ устанавливаютс€ положени€ми о лицензировании конкретных видов де€тельности, утверждаемыми ѕравительством –‘; перечень видов де€тельности, на которые требуютс€ лицензии, содержитс€ в ст. 12 названного «акона. ¬ перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществлени€ лицензируемого вида де€тельности могут быть включены следующие требовани€: 1) наличие у соискател€ лицензии и лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществлени€ лицензируемого вида де€тельности, технических средств, оборудовани€ и технической документации, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требовани€м и необходимых дл€ выполнени€ работ, оказани€ услуг, составл€ющих лицензируемый вид де€тельности; 2) наличие у соискател€ лицензии и лицензиата работников, заключивших с ними трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей профессиональной подготовкой и (или) имеющих стаж работы, необходимый дл€ осуществлени€ лицензируемого вида де€тельности; 3) наличие у соискател€ лицензии и лицензиата необходимой дл€ осуществлени€ лицензируемого вида де€тельности системы производственного контрол€; 4) соответствие соискател€ лицензии и лицензиата требовани€м, установленным федеральными законами и касающимс€ организационно-правовой формы юридического лица, размера уставного капитала, отсутстви€ задолженности по об€зательствам перед третьими лицами; 5) иные требовани€, установленные федеральными законами, регулирующими осуществление таких видов де€тельности, как оказание услуг св€зи, телевизионное вещание и (или) радиовещание; частна€ детективна€ (сыскна€) де€тельность и частна€ охранна€ де€тельность; образовательна€ де€тельность. –ешение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении принимаетс€ по результатам предварительной проверки в течение п€ти дней и оформл€етс€ приказом (распор€жением) лицензирующего органа. ќсновани€ми отказа в предоставлении лицензии €вл€ютс€: 1) наличие в представленных соискателем лицензии за€влении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации; 2) установленное в ходе проверки несоответствие соискател€ лицензии лицензионным требовани€м; 3) представление соискателем лицензии за€влени€ о предоставлении лицензии на вид де€тельности, если в отношении соискател€ лицензии имеетс€ решение об аннулировании ранее выданной лицензии на такой вид де€тельности. ёридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществл€ть де€тельность, на которую предоставлена лицензи€, на всей территории –‘ со дн€, следующего за днем прин€ти€ решени€ о предоставлении лицензии. Ћицензи€ действует бессрочно. ќсобенности государственного и муниципального контрол€. ¬ ”казе ѕрезидента –‘ от 15.05.2008 N 797 "ќ неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской де€тельности" сформулированы основные направлени€ в области защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контрол€ (надзора) в соответствующих сферах де€тельности: - усиление гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контрол€ (надзора); - проведение планового меропри€ти€ по контролю (в том числе по отдельным видам лицензионного контрол€) в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимател€ каждым органом государственного контрол€ (надзора) не более чем один раз в три года (кроме налогового контрол€); - проведение внеплановых меропри€тий по контролю в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства только в цел€х вы€влени€ нарушений, представл€ющих непосредственную угрозу жизни или здоровью людей, по согласованию с прокурором субъекта –‘; - преимущественно уведомительный пор€док начала предпринимательской де€тельности, сокращение количества разрешительных документов, необходимых дл€ ее осуществлени€, замена (в основном) об€зательной сертификации декларированием производителем качества выпускаемой продукции; - замена лицензировани€ отдельных видов де€тельности об€зательным страхованием ответственности или предоставлением финансовых гарантий; - исключение внепроцессуальных прав органов внутренних дел –‘, касающихс€ проверок де€тельности субъектов малого и среднего предпринимательства, а также возможности составлени€ должностными лицами этих органов протоколов об административных правонарушени€х в области предпринимательской де€тельности; - наделение органов государственной власти субъектов –‘ правом определ€ть пор€док предоставлени€ субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе занимающимс€ социально значимыми видами де€тельности, помещений в аренду на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) за счет специально выделенных дл€ этой цели помещений и (или) пор€док продажи в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства арендуемых ими не менее трех лет помещений с возможностью рассрочки оплаты и без проведени€ аукциона. ¬о исполнение данного ”каза ѕрезидента –‘ был прин€т ‘едеральный закон от 26 декабр€ 2008 г. N 294-‘« "ќ защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контрол€ (надзора) и муниципального контрол€" (ред. от 21 но€бр€ 2011 г.). ¬ св€зи с прин€тием данного «акона были увеличены гарантии защиты прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и введен уведомительный пор€док начала осуществлени€ 20 видов предпринимательской де€тельности, а также были закреплены базовые правовые основы осуществлени€ государственного контрол€ (надзора) и муниципального контрол€. ¬ данном «аконе устанавливаютс€: 1) пор€док организации и проведени€ проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контрол€ (надзора), муниципального контрол€; 2) пор€док взаимодействи€ органов, уполномоченных на осуществление государственного контрол€ (надзора), муниципального контрол€, при организации и проведении проверок; 3) права и об€занности органов, уполномоченных на осуществление государственного контрол€ (надзора), муниципального контрол€, их должностных лиц при проведении проверок; 4) права и об€занности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контрол€ (надзора), муниципального контрол€, меры по защите их прав и законных интересов. ¬ ƒокладе ћинэкономразвити€ –‘ говоритс€ о том, что в ѕоложени€х о федеральных органах исполнительной власти, утвержденных постановлени€ми ѕравительства –‘ и указами ѕрезидента –‘, закреплено более 700 контрольно-надзорных полномочий. Ћидерами максимального количества контрольно-надзорных полномочий, установленных в ѕоложени€х о ведомствах, €вл€ютс€ в основном федеральные службы, наход€щиес€ в ведении ѕравительства –‘, а именно: –остехнадзор - 43; –оссельхознадзор - 32; –остранснадзор - 32; –осздравнадзор <1> - 30; –осохранкультура <2> - 30; ‘ј— –оссии <3> - 28; ‘—“Ё  –оссии <4> - 24; –особоронзаказ <5> - 23; –особрнадзор <6> - 22; –осприроднадзор <7> - 22; ‘—‘– –оссии <8> - 22 <9>.  роме того, 14 федеральных ведомств уполномочено осуществл€ть государственный контроль и надзор за переданными на региональный уровень федеральными полномочи€ми на основании ѕоложений о ведомстве <10>. ¬ ƒокладе ћинэкономразвити€ –‘ представлены следующие данные о доле проверок, проводимых федеральными органами исполнительной власти - лидерами по числу проверок (III квартал 2009 г. - I квартал 2010 г.) <11>. -------------------------------- <1> ‘едеральна€ служба по надзору в сфере здравоохранени€ и социального развити€. <2> ‘едеральна€ служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследи€. <3> ‘едеральна€ антимонопольна€ служба –‘. <4> ‘едеральна€ служба по техническому и экспортному контролю. <5> ‘едеральна€ служба по оборонному заказу. <6> ‘едеральна€ служба по надзору в сфере образовани€ и науки. <7> ‘едеральна€ служба по надзору в сфере природопользовани€. <8> ‘едеральна€ служба по финансовым рынкам –‘. <9> ѕривод€тс€ данные по состо€нию на 1 июл€ 2010 г. <10> ƒоклад "ќ состо€нии системы государственного контрол€ (надзора) и муниципального контрол€ в –оссийской ‘едерации" / ќтветственный за содержание доклада начальник отдела снижени€ административных барьеров в малом и среднем бизнесе ƒепартамента развити€ малого и среднего предпринимательства ≈. ¬.  овтун. ћ., 2010. —. 78 // http://www. gosman. ru/content/result_file. pdf. <11> ƒоклад "ќ состо€нии системы государственного контрол€ (надзора) и муниципального контрол€ в –оссийской ‘едерации" / ќтветственный за содержание доклада начальник отдела снижени€ административных барьеров в малом и среднем бизнесе ƒепартамента развити€ малого и среднего предпринимательства ≈. ¬.  овтун. ћ., 2010. —. 14 // http://www. gosman. ru/content/result_file. pdf.

ќрган власти  оличество ƒол€ от общего проверок числа проверок

ћинистерство –‘ по делам гражданской обороны, 514042 31,8% чрезвычайным ситуаци€м и ликвидации последствий стихийных бедствий (ћ„— –оссии)

‘едеральна€ служба по надзору в сфере защиты 284911 17,6% прав потребителей и благополучи€ человека (–оспотребнадзор)

‘едеральна€ служба по экологическому, техноло - 189964 11,8% гическому и атомному надзору (–остехнадзор)

‘едеральна€ миграционна€ служба –‘ (‘ћ— –оссии) 145568 9,0%

‘едеральна€ служба по труду и зан€тости 142752 8,8% (–оструд)

‘едеральна€ служба по ветеринарному и фитосани - 71744 4,4% тарному надзору (–оссельхознадзор)

‘едеральна€ служба государственной регистрации, 69924 4,3% кадастра и картографии (–осреестр)

‘едеральна€ служба по надзору в сфере 61252 3,8% транспорта (–остранснадзор)

»ные федеральные органы исполнительной власти 134641 8,3%

Ќа федеральном уровне контрольно-надзорными полномочи€ми надел€ютс€ федеральные службы. "—пектр таких полномочий, равно как и объем самих контрольно-надзорных действий этих органов, весьма обширен. ¬ частности, федеральные службы вправе проводить исследовани€, испытани€, экспертизы, анализ первичной информации, выдавать разрешени€, лицензии, осуществл€ть мониторинг в определенной отрасли, государственную регистрацию прав, объектов и юридических фактов, направл€ть предписани€, об€зательные дл€ исполнени€ физическими и юридическими лицами, органами исполнительной власти и органами местного самоуправлени€, а также зачастую примен€ть меры административного принуждени€, в том числе меры обеспечени€ производства по делам об административных правонарушени€х и административные наказани€" <12>. -------------------------------- <12> —м.: ‘илатова ј. ¬. –егламенты и процедуры в сфере реализации государственного контрол€ (надзора) / ѕод ред. Ќ. ћ.  онина. —аратов, 2009.

√осударственна€ регистраци€ актов, документов, прав, объектов. ¬ ст. 2 ‘едерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-‘« "ќ государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (ред. от 03.12.2011) предусматриваетс€, что государственна€ регистраци€ осуществл€етс€ федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган), уполномоченным в пор€дке, установленном  онституцией –‘ и ‘едеральным конституционным законом "ќ ѕравительстве –оссийской ‘едерации". ¬ ѕостановлении ѕравительства –‘ от 30 сент€бр€ 2004 г. N 506 "ќб утверждении ѕоложени€ о ‘едеральной налоговой службе" (ред. от 28 декабр€ 2011 г.) предусматриваетс€, что ‘едеральна€ налогова€ служба –‘ €вл€етс€ уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществл€ющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и кресть€нских (фермерских) хоз€йств. ќрганы налоговой службы формируют и ведут государственные реестры, содержащие, соответственно, сведени€ о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимател€, прекращении физическими лицами де€тельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведени€ о юридических лицах, об индивидуальных предпринимател€х и соответствующие документы. —айт ‘едеральной налоговой службы –‘ расположен по адресу: http://www. nalog. ru/. «начительное количество функций в сфере государственной регистрации возложено на органы юстиции. ѕоложение о ћинистерстве юстиции –‘ утверждено ”казом ѕрезидента –‘ от 13 окт€бр€ 2004 г. N 1313 "¬опросы ћинистерства юстиции –оссийской ‘едерации" (ред. от 15 феврал€ 2012 г.). ќрганы юстиции выполн€ют следующие государственные функции: - предоставление информации о зарегистрированных некоммерческих организаци€х, филиалах и представительствах иностранных некоммерческих неправительственных организаций; - аккредитацию юридических и физических лиц, изъ€вивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов; - ведение государственного реестра независимых экспертов, получивших аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов; - ведение реестра адвокатов иностранных государств, осуществл€ющих адвокатскую де€тельность на территории –оссийской ‘едерации; - ведение реестров адвокатов субъектов –оссийской ‘едерации и выдачу адвокатам удостоверений; - выдачу выписки из реестра адвокатов иностранных государств, осуществл€ющих адвокатскую де€тельность на территории –оссийской ‘едерации; - выдачу выписки из реестра государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихс€ частной практикой; - выдачу лицензии на право нотариальной де€тельности; - прин€тие решений по жалобам на отказ территориального органа в государственной регистрации некоммерческой организации, на уклонение территориального органа от государственной регистрации общественного объединени€, а также на предупреждени€, вынесенные некоммерческой организации территориальным органом; - проставление апостил€ на официальных документах, подлежащих вывозу за границу; - удостоверение подлинности подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов; - внесение сведений о филиалах и представительствах международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций в реестр; - государственную регистрацию символики некоммерческих организаций; - контроль и надзор в сфере государственной регистрации актов гражданского состо€ни€; - прин€тие решений о государственной регистрации некоммерческих организаций. Ѕолее подробную информацию об особенност€х оказани€ соответствующих функций можно найти на портале государственных услуг по адресу: http://www. gosuslugi. ru/ru/stserv/index. php? ssid_4=225&rid=228&tid=2; сайт ћинистерства юстиции –‘ расположен по адресу: http://www. minjust. ru/. Ќа основании ”каза ѕрезидента –‘ от 25 декабр€ 2008 года N 1847 "ќ ‘едеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" на ‘едеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии возложены функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Ѕолее подробную информацию можно найти на сайте ведомства http://www. rosreestr. ru/. ќсобенности прокурорского надзора. ¬ соответствии со ст. 1 ‘едерального закона от 17 €нвар€ 1992 г. N 2202-1 "ќ прокуратуре –оссийской ‘едерации" (ред. от 21 но€бр€ 2011 г.) прокуратура –‘ - едина€ федеральна€ централизованна€ система органов, осуществл€ющих от имени –‘ надзор за соблюдением  онституции –‘ и исполнением законов, действующих на территории –‘. ѕрокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: - по предъ€влении служебного удостоверени€ беспреп€тственно входить на территории и в помещени€ органов власти, иметь доступ к их документам и материалам, провер€ть исполнение законов в св€зи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушени€ закона; - требовать от руководителей и других должностных лиц органов власти представлени€ необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделени€ специалистов дл€ вы€снени€ возникших вопросов; проведени€ проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращени€м, ревизий де€тельности подконтрольных или подведомственных им организаций; - вызывать должностных лиц и граждан дл€ объ€снений по поводу нарушений законов; - возбуждать производство об административном правонарушении, требовать привлечени€ лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, в том числе принимать меры к тому, чтобы лица, совершившие преступление, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом; - рассматривать и провер€ть за€влени€, жалобы и иные сообщени€ о нарушении прав и свобод человека и гражданина; - разъ€сн€ть пострадавшим пор€док защиты их прав и свобод; - принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба. ‘ормами прокурорского реагировани€ €вл€ютс€ (ст. ст. 23 - 25.1, 28 «акона): протест прокурора; представление прокурора; постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении; предостережение о недопустимости нарушени€ закона. “ребовани€ прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Ќеисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от €вки по его вызову влекут за собой установленную законом ответственность: в ст. 17.7  одекса –‘ об административных правонарушени€х (далее -  ојѕ –‘) от 30 декабр€ 2001 г. N 195-‘« (ред. от 1 марта 2012 г.) установлена административна€ ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом в виде административного штрафа в размере от одной тыс€чи до одной тыс€чи п€тисот рублей дл€ граждан и от двух тыс€ч до трех тыс€ч рублей дл€ должностных лиц. ¬ ст. 27 ‘едерального закона "ќ прокуратуре в –‘" предусматриваетс€ об€занность органов прокуратуры защищать нарушенные права и законодательно охран€емые интересы граждан в форме обращени€ в суд с за€влением. ¬ соответствии со ст. 45 √ѕ  –‘ прокурор вправе обратитьс€ в суд с за€влением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов –‘, субъектов –‘, муниципальных образований. «а€вление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состо€нию здоровь€, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратитьс€ в суд. ѕолномочи€ органов полиции по обеспечению законности и правопор€дка. ¬ соответствии с ‘едеральным законом от 7 феврал€ 2011 г. N 3-‘« "ќ полиции" (ред. от 6 декабр€ 2011 г.) "полици€ предназначена дл€ защиты жизни, здоровь€, прав и свобод граждан –‘, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), дл€ противодействи€ преступности, охраны общественного пор€дка, собственности и дл€ обеспечени€ общественной безопасности. ѕолици€ €вл€етс€ составной частью ћинистерства внутренних дел –‘. ¬ состав полиции могут входить подразделени€, организации и службы, создаваемые дл€ выполнени€ возложенных на полицию об€занностей. ƒе€тельность полиции осуществл€етс€ по следующим основным направлени€м: 1) защита личности, общества, государства от противоправных пос€гательств; 2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; 3) вы€вление и раскрытие преступлений, производство дознани€ по уголовным делам; 4) розыск лиц; 5) производство по делам об административных правонарушени€х, исполнение административных наказаний; 6) обеспечение правопор€дка в общественных местах; 7) обеспечение безопасности дорожного движени€; 8) контроль за соблюдением законодательства –‘ в области оборота оружи€; 9) контроль за соблюдением законодательства –‘ в области частной детективной (сыскной) и охранной де€тельности; 10) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе; 11) государственна€ защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц; 12) осуществление экспертно-криминалистической де€тельности. ѕо решению ѕрезидента –‘ сотрудники полиции могут участвовать в де€тельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности. ѕрава и об€занности полиции довольно подробно изложены в ст. ст. 12 - 13 «акона. —ледует подчеркнуть, что перечень об€занностей полиции устанавливаетс€ только ‘едеральным законом "ќ полиции" и возложение на полицию иных об€занностей может быть осуществлено только путем внесени€ в него изменений. ѕрава полиции максимально конкретизированы. »сключены некоторые нормы, не имеющие четкого юридического содержани€ и позвол€ющие произвольно (без необходимых оснований, должной процедуры и соблюдени€ определенных сроков) ограничивать права граждан и организаций, а также касающиес€ несвойственных полиции функций в сфере контрольной и надзорной де€тельности. ѕор€док реализации возложенных на полицию об€занностей и предоставленных ей прав, если он не урегулирован федеральными законами, нормативными правовыми актами ѕрезидента –‘ или ѕравительства –‘, определ€етс€ федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. —ледует обратить внимание, что сотрудники полиции обладают правом примен€ть такие меры государственного принуждени€, как задержание, вхождение (проникновение) в жилые и иные помещени€, на земельные участки и территории; оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов; формирование и ведение банков данных о гражданах. ¬ «аконе определены исчерпывающий перечень лиц, в отношении которых полици€ может примен€ть задержание, а также основани€ такого задержани€. ¬ ‘едеральном законе "ќ полиции" установлены услови€ и пор€док применени€ физической силы, специальных средств и огнестрельного оружи€, а также особенности их применени€, в частности особенности применени€ специальных средств и оружи€ в составе подразделени€ (группы) и в услови€х массового скоплени€ людей, основани€ и услови€ применени€ оружи€ ограниченного поражени€.  роме того, устанавливаютс€ гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции.

Ѕиблиографический список

1. ‘илатова ј. ¬. –егламенты и процедуры в сфере реализации государственного контрол€ (надзора) / ѕод ред. Ќ. ћ.  онина. —аратов: Ќаучна€ книга, 2009. 2. „есноков ј. ¬., Ўугрина ≈. —.  омментарий к ‘едеральному закону "ќ защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контрол€ (надзора) и муниципального контрол€" (постатейный). ћ., 2011.

References (transliteration)

1. Filatova A. V. Reglamenty i protsedury v sfere realizatsii gosudarstvennogo kontrolya (nadzora) / Pod red. N. M. Konina. Saratov: Nauchnaya kniga, 2009. 2. Chesnokov A. V., Shugrina E. S. Kommentariy k Federal'nomu zakonu "O zashchite prav yuridicheskikh lits i individual'nykh predprinimateley pri osushchestvlenii gosudarstvennogo kontrolya (nadzora) i munitsipal'nogo kontrolya" (postateynyy). M., 2011.

Ќазвание документа ¬опрос: ќрганизаци€ имеет филиалы и недвижимое имущество в “юменской и ќмской област€х. ќна получила предложение от кадастрового инженера, имеющего статус индивидуального предпринимател€, произвести в период с 1 по 31 июл€ 2012 г. подготовку документов, необходимых дл€ осуществлени€ государственного учета недвижимого имущества в данных област€х. ¬праве ли кадастровый инженер производить такие работы в этот период? (ѕодготовлен дл€ системы  онсультантѕлюс, 2012) “екст документа

ѕодготовлен дл€ системы  онсультантѕлюс

¬опрос: ќрганизаци€ имеет филиалы и недвижимое имущество в “юменской и ќмской област€х. ќна получила предложение от кадастрового инженера, имеющего статус индивидуального предпринимател€, произвести в период с 1 по 31 июл€ 2012 г. подготовку документов, необходимых дл€ осуществлени€ государственного учета недвижимого имущества в данных област€х. ¬праве ли кадастровый инженер производить такие работы в этот период?

ќтвет: ¬ период с 1 по 31 июл€ 2012 г. кадастровый инженер, имеющий статус индивидуального предпринимател€, вправе подготовить такие документы только дл€ недвижимости, наход€щейс€ в “юменской области.

ќбоснование: ƒо 1 €нвар€ 2013 г. установлен переходный период применени€ ‘едерального закона от 24.07.2007 N 221-‘« "ќ государственном кадастре недвижимости" (далее - «акон N 221-‘«) к отношени€м, возникающим в св€зи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее - переходный период). ќб этом говоритс€ в ч. 1 ст. 43 указанного «акона. —огласно ч. 2.1 ст. 43 «акона N 221-‘« в переходный период государственный учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществл€етс€ в пор€дке, установленном на день вступлени€ в силу насто€щего «акона нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществлени€ государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда. ”казанный пор€док осуществлени€ в переходный период государственного учета таких объектов действует, если иной пор€док не установлен в соответствии с ч. 2.2 ст. 43 «акона N 221-‘«. Ётой нормой зафиксировано следующее положение. ќрганом нормативно-правового регулировани€ в сфере кадастровых отношений устанавливаетс€ пор€док осуществлени€ государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период. ѕодготовку документов, необходимых дл€ осуществлени€ государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в пор€дке осуществлени€ такого учета в переходный период, провод€т организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, кадастровые инженеры в соответствии с правилами, установленными данным пор€дком (ч. 2.2 ст. 44 «акона N 221-‘«). —огласно ч. 1 ст. 31 «акона N 221-‘« кадастровый инженер может осуществл€ть свою кадастровую де€тельность: - в качестве индивидуального предпринимател€; - в качестве работника юрлица на основании трудового договора с таким юрлицом. ѕриказом ћинэкономразвити€ –оссии от 14.10.2011 N 577 (далее - ѕриказ N 577) утвержден ѕор€док осуществлени€ государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применени€ ‘едерального закона "ќ государственном кадастре недвижимости" к отношени€м, возникающим в св€зи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее - ѕор€док). ¬ соответствии с п. 2 ѕриказа N 577 ѕор€док вводитс€ в действие на территории –оссии в течение 2012 г. поэтапно: 1 €нвар€ (в частности, в “юменской области), 1 апрел€, 1 сент€бр€ (в частности, в ќмской области). “аким образом, в период с 1 по 31 июл€ 2012 г. кадастровый инженер, имеющий статус индивидуального предпринимател€, вправе подготовить необходимые дл€ осуществлени€ государственного учета документы только дл€ недвижимого имущества, наход€щегос€ в “юменской области.

Ќ. Ѕ.“ихонова Ёксперт  онсультантѕлюс ѕодписано в печать 25.05.2012

Ќазвание документа ¬опрос: ќрганизаци€ намерена заключить договор на выполнение кадастровых работ с геодезической организацией, в которой работают кадастровые инженеры.  акие документы, подтверждающие возможность физлиц выступать в качестве кадастровых инженеров, необходимо запросить перед заключением договора с геодезической организацией? (ѕодготовлен дл€ системы  онсультантѕлюс, 2012) “екст документа

ѕодготовлен дл€ системы  онсультантѕлюс

¬опрос: ќрганизаци€ намерена заключить договор на выполнение кадастровых работ с геодезической организацией, в которой работают кадастровые инженеры.  акие документы, подтверждающие возможность физлиц выступать в качестве кадастровых инженеров, необходимо запросить перед заключением договора с геодезической организацией?

ќтвет: ¬ рассматриваемом случае организаци€ вправе: - запросить в геодезической организации квалификационный аттестат кадастрового инженера; - проверить наличие сведений о кадастровом инженере в государственном реестре кадастровых инженеров, размещенном на официальном сайте ‘едеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии; - запросить в геодезической организации или в ‘едеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии выписку из государственного реестра кадастровых инженеров.

ќбоснование:  адастровую де€тельность вправе осуществл€ть физлицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера. ƒанна€ норма закреплена ч. 1 ст. 29 ‘едерального закона от 24.07.2007 N 221-‘« "ќ государственном кадастре недвижимости" (далее - «акон N 221-‘«). √осударственный реестр кадастровых инженеров (далее - –еестр) ведетс€ органом кадастрового учета (ч. 1 ст. 30 «акона N 221-‘«). —огласно ч. 2 той же статьи в –еестр внос€тс€ следующие сведени€ о кадастровых инженерах: - ‘. ».ќ.; - дата и место рождени€; - номер контактного телефона, почтовый адрес и адрес электронной почты дл€ св€зи; - данные паспорта гражданина –‘; - дата выдачи квалификационного аттестата и его идентификационный номер; - дата и основание аннулировани€ квалификационного аттестата. –еестр подлежит размещению на официальном интернет-сайте органа кадастрового учета (ч. 9 ст. 30 «акона N 221-‘«). Ёто положение уточн€етс€ в п. 3 ѕор€дка ведени€ государственного реестра кадастровых инженеров (утв. ѕриказом ћинэкономразвити€ –оссии от 20.09.2010 N 444). —огласно данной норме, –еестр размещаетс€ на официальном интернет-сайте ‘едеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - официальный сайт). ѕри этом пользовательский интерфейс такого сайта должен позвол€ть любому пользователю сайта осуществл€ть поиск сведений в –еестре по любым заданным параметрам. —одержащиес€ в –еестре сведени€ €вл€ютс€ общедоступными и предоставл€ютс€ по запросам любых заинтересованных лиц в пор€дке, установленном органом нормативно-правового регулировани€ в сфере кадастровых отношений. ѕредоставл€ютс€ такие сведени€ в срок не более п€ти рабочих дней со дн€ поступлени€ соответствующего запроса (ч. 8 ст. 30 «акона N 221-‘«). ¬ соответствии с п. 12 ѕор€дка предоставлени€ сведений о кадастровом инженере, содержащихс€ в государственном реестре кадастровых инженеров, утвержденного ѕриказом ћинэкономразвити€ –‘ от 20.09.2010 N 444 (далее - ѕор€док), содержащиес€ в данном –еестре сведени€ предоставл€ютс€ в виде: - выписки из –еестра (приложение N 1 к ѕор€дку); - справки об изменении сведений, внесенных в –еестр (приложение N 2 к ѕор€дку). —огласно п. 19 ѕор€дка сведени€ о кадастровом инженере, содержащиес€ в –еестре и предоставленные на основании запроса в виде соответствующего документа, независимо от способа предоставлени€ €вл€ютс€ действительными на дату подписани€ такого документа. “аким образом, дл€ подтверждени€ возможности физлиц выступать в качестве кадастровых инженеров организаци€ вправе: - запросить в геодезической организации квалификационный аттестат кадастрового инженера; - проверить наличие сведений о кадастровом инженере в государственном реестре кадастровых инженеров, размещенном на официальном интернет-сайте ‘едеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии; - запросить в геодезической организации или в ‘едеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии выписку из государственного реестра кадастровых инженеров.

Ќ. Ѕ.“ихонова Ёксперт  онсультантѕлюс ѕодписано в печать 25.05.2012

Ќазвание документа пїњ