пїњ

Ѕесплатный доступ к правосудию: преграды на пути

( олоколов Ќ.) ("Ё∆-ёрист", 2012, N 20) “екст документа

Ѕ≈—ѕЋј“Ќџ… ƒќ—“”ѕ   ѕ–ј¬ќ—”ƒ»ё: ѕ–≈√–јƒџ Ќј ѕ”“»

Ќ.  ќЋќ ќЋќ¬

Ќикита  олоколов, доктор юридических наук, профессор кафедры судебной власти и организации правосуди€ Ќ»”-¬ЎЁ, г. ћосква.

‘едеральный закон от 21.11.2011 N 324-‘« "ќ бесплатной юридической помощи в –оссийской ‘едерации" не содержит подробного регламента организации ее оказани€ негосударственными структурами. Ќеудивительно, что лица, вознамерившиес€ организовать оказание такой помощи без государственной поддержки, столкнулись с административными преградами.

ѕредприниматель хотела организовать негосударственный центр бесплатной правовой помощи на территории –еспублики Ѕашкортостан (причем совершенно бескорыстно), но оказалось, что сделать это сейчас совершенно невозможно технически. » как это сделать, никто не знает. —огласно ст. 25 «акона N 324-‘« "негосударственный центр бесплатной юридической помощи и его учредители в течение дес€ти дней со дн€ его создани€ направл€ют в территориальный орган уполномоченного федерального органа исполнительной власти уведомление, в котором должны содержатьс€ следующие сведени€ о негосударственном центре бесплатной юридической помощи...". Ќо дело в том, что в насто€щее врем€ нет такого уполномоченного органа. ј в ”правлении ћинюста –оссии по –еспублике Ѕашкортостан неуверенно говор€т: "Ќу направл€йте нам". —огласно ч. 2 ст. 25 «акона N 324-‘« "в случае если негосударственный центр бесплатной юридической помощи создаетс€ в качестве юридического лица, пор€док его создани€ и де€тельности регламентируетс€ ‘едеральным законом от 12 €нвар€ 1996 года N 7-‘« "ќ некоммерческих организаци€х" и ‘едеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-‘« "ќ государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с особенност€ми, установленными насто€щим ‘едеральным законом". “аким образом, получаетс€, что бесплатный юридический центр может создаватьс€ не только в форме юридического лица, а прибыль получать он может, только если это не противоречит основной - бесплатной (некоммерческой) - де€тельности.  ак быть? ѕроблемы эти далеко не новы. ¬ажнейша€ из них - нежелание авторов «акона N 324-‘« вы€снить, кто именно и, главное, за счет каких средств будет оказывать бесплатную юридическую помощь населению. —овершенно очевидно, что де€тельность организации не может приносить одни лишь убытки, ибо, прежде чем таковые понести, она должна получить средства, часть из которых в соответствии с уставом может позволить потратить и на бесплатную юридическую помощь.  ак видим, така€ помощь, если это не блажь мецената, должна иметь весьма прочную финансовую и организационную основу. ќ возможных формах организации мы писали в статье "Ѕесплатна€ юридическа€ помощь: инновации неизбежны" (Ё∆-ёрист. 2011. N 19). ќчевидно и то, что дл€ того, чтобы запустить механизм негосударственной бесплатной юридической помощи, изначально следует набрать положительный опыт по формированию системы организаций, специализирующихс€ на данном виде правозащитной де€тельности. ¬ услови€х отсутстви€ такого опыта максимум, что могли сделать авторы «акона N 324-‘«, - это отослать будущих альтруистов к вышеназванным «аконам N 7-‘« и 129-‘«. Ќо, как все общее по своей природе, эти законы лишены искомых частных регламентов. ¬прочем, определенный опыт оказани€ бесплатной юридической помощи некоммерческими организаци€ми в –оссии есть <1>. -------------------------------- <1> Ѕесплатна€ юридическа€ помощь и обеспечение доступа к правосудию в –оссии. ћ.: Ћигал—тадис. –”: консалтинг и коммуникации, 2010; ƒоступ к правосудию и субсидируема€ юридическа€ помощь: анализ международного и российского опыта: —борник материалов. ћ.: ¬ариант, 2010.

Ќазвание документа пїњ