пїњ

ќрганизационно-правовое обеспечение электронного обучени€ с использованием дистанционных образовательных технологий

(—ухотин —. ќ., Ѕел€вский ј. ј.) ("»нформационное право", 2013, N 3) “екст документа

ќ–√јЌ»«ј÷»ќЌЌќ-ѕ–ј¬ќ¬ќ≈ ќЅ≈—ѕ≈„≈Ќ»≈ ЁЋ≈ “–ќЌЌќ√ќ ќЅ”„≈Ќ»я — »—ѕќЋ№«ќ¬јЌ»≈ћ ƒ»—“јЌ÷»ќЌЌџ’ ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ’ “≈’ЌќЋќ√»… <*>

—. ќ. —”’ќ“»Ќ, ј. ј. Ѕ≈Ћя¬— »…

—ухотин —ергей ќлегович, аспирант кафедры информационного права, информатики и математики –оссийской правовой академии ћинистерства юстиции –оссийской ‘едерации.

Ѕел€вский јлексей јнатольевич, соискатель кафедры информационного права, информатики и математики –оссийской правовой академии ћинистерства юстиции –оссийской ‘едерации.

¬ статье проанализированы правовые и организационные аспекты создани€ и разработки дистанционных образовательных комплексов и приведены рекомендации по совершенствованию основ правового регулировани€ электронного обучени€.

 лючевые слова: рекомендации, электронное обучение, образовательные технологии, нормы, развитие, образование, наука, дистанционные образовательные технологии, государственна€ служба, муниципальна€ служба.

Organization and legal provision of electronic training with application of distance educational technologies S. O. Sukhotin, A. A. Belyavsky

The article contains recommendations about improvement of bases of legal regulation of electronic training. The article analyzes the legal and organizational aspects of the creation and development of distance learning systems.

Key words: recommendations, improvement, electronic training, educational technologies, norms, development, education, science, remote educational technologies, public service, municipal service.

28 феврал€ 2012 г. прин€т ‘едеральный закон "ќ внесении изменений в «акон –оссийской ‘едерации "ќб образовании" в части применени€ электронного обучени€ и дистанционных образовательных технологий". ¬ соответствии с новым «аконом, при реализации образовательных программ независимо от форм получени€ образовани€ могут примен€тьс€ электронное обучение, дистанционные образовательные технологии в пор€дке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществл€ющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образовани€. ”казанный ‘едеральный закон приводит российскую систему образовани€ в соответствие с требовани€ми современного общества и придает электронному обучению правовой статус. ≈сли мы говорим о нормативной правовой базе дополнительного профессионального образовани€ государственных служащих, то ее составл€ют также указы ѕрезидента –оссийской ‘едерации, постановлени€ ѕравительства –оссийской ‘едерации, нормативные документы ћинистерства образовани€ –оссийской ‘едерации. ѕрин€ты взамен старых новые ѕостановлени€ ѕравительства –оссийской ‘едерации об утверждении положений о государственном заказе и ћежведомственной комиссии по профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти. ”твержден, а затем отменен новый √осударственный образовательный стандарт дополнительного профессионального образовани€ (повышени€ квалификации и профессиональной переподготовки) федеральных государственных служащих. ѕроведенна€ в но€бре 2011 г. в Ќ÷ѕ» ¬сероссийска€ конференци€ по ведению регистров подтвердила насущную потребность в повышении квалификации с применением дистанционных образовательных комплексов электронного обучени€, т. к. потребность в обучении по –оссии составл€ет пор€дка 500 тыс. человек государственных и муниципальных служащих и эффективно решить проблему переподготовки с помощью традиционных технологий не представл€етс€ возможным. ¬месте с тем есть некоторые проблемы в нормативном правовом обеспечении. — точки зрени€ автора, требуетс€ коррекци€ статей основных образовательных законов, а именно изменение ст. 10 ("‘ормы получени€ образовани€") «акона "ќб образовании", ст. 33 ("ѕор€док создани€ и регламентации де€тельности образовательного учреждени€"), а также ст. 6 ("—тупени высшего профессионального образовани€, сроки и формы его получени€") в «аконе "ќ высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части, касающейс€ перечн€ различных форм получени€ образовани€. ƒл€ этого требуетс€ как минимум ввести в соответствующие статьи «аконов категорию электронного обучени€, а также скорректировать в п. п. 3 - 7 ст. 6 сроки получени€ образовани€ с учетом особенностей электронного обучени€ <1>. -------------------------------- <1> ¬ержбицкий ¬. ¬. ѕодготовка к созданию системы дистанционного образовани€ в –оссии // ƒистанционное образование. 1997. N 2.

Ќеобходимо отметить несколько аспектов, регулирующих вопросы аккредитации, лицензировани€ и аттестации учреждений, примен€ющих электронные технологии при обучении государственных и муниципальных служащих. ¬ажно определить единую комплексную процедуру государственной аккредитации, разрешающей учреждени€м образовани€ выдавать документы об образовании государственного образца, включающей лицензирование (проверку соответстви€ условий организации и обеспечени€ образовательного процесса определенным, специальным в случае дистанционных образовательных технологий требовани€м) и аттестацию (инструмент контрол€ качества подготовки специалистов в соответствии с требовани€ми государственных образовательных стандартов) при наличии выпуска государственных и муниципальных служащих. ќсобое значение имеют вопросы, касающиес€ разработки специальной процедуры лицензировани€ учреждений образовани€, полнообъемно использующих дистанционные образовательные технологии электронного обучени€ <2>. -------------------------------- <2> √алаган ј. ». ќбучение без отрыва от производства в зарубежных странах // ѕедагогическое образование без отрыва от производства: ≈жегодник ”чебно-методического объединени€ по подготовке учителей без отрыва от производства. ћ., 1990. N 1. —. 150 - 160.

„то касаетс€ правовых норм, регулирующих пор€док установлени€ отношений между учреждени€ми образовани€ –оссийской ‘едерации, и де€тельности их обособленных структурных подразделений, то здесь мы можем говорить о необходимости расширени€ академических свобод учреждений образовани€, определени€ пор€дка аккредитации, лицензировани€ и аттестации филиалов учреждений образовани€ совместно с их головными организаци€ми, расширени€ функций представительств учреждений образовани€, в частности в части проведени€ консультаций и очных видов зан€тий, а также всех видов аттестаций обучающихс€ (включа€ итоговую аттестацию). “аким образом, несмотр€ на дес€тилетнюю историю, на сегодн€шний момент процесс создани€ нормативной правовой базы электронного образовани€ государственных и муниципальных служащих не завершен. ѕредстоит еще длительна€ и напр€женна€ работа по официальному признанию нормотворческими органами того, что уже вошло в мировую и российскую образовательную практику в качестве неотъемлемой части. ќрганизаци€ учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий электронного обучени€ тесно св€зана с учетом рабочего времени преподавател€, функционирующего в дистанционном режиме. ≈ще одной проблемой €вл€етс€ конвертаци€ этого времени из дистанционного часа в академический. «аконодательно на данный момент это соотношение не закреплено, но очевидно, что между ними нельз€ установить знак равенства. –екомендации по гармонизации правовых норм, регулирующих вопросы организации и обеспечени€ электронного обучени€, тесно св€заны с гармонизацией правовых норм, регулирующих вопросы взаимного признани€ квалификаций и кредитных систем, а также другие вопросы, св€занные с реализацией принципов открытого образовани€ и академической мобильности в духе Ѕолонского процесса, требующие специального рассмотрени€. ѕроведенный анализ вы€вил проблемные зоны, св€занные не с противоречивостью правовых норм, но с их недостаточностью и слабым развитием нормативно-правовой базы электронного обучени€ (регламентаци€ требований к специальным учебно-методическим материалам, подготовке тьюторов и преподавателей-консультантов, системам и процессу администрировани€ дистанционного образовательного процесса, информационной поддержке процесса и электронным библиотекам учреждений, использующих дистанционные образовательные технологии, и т. п.) <3>. -------------------------------- <3> ƒолгоруков ј. ћ. ѕроблемы развити€ дистанционного образовани€ в –оссии // ¬естник ћ√”. —ер. 18. —оциологи€ и политологи€. 1999. N 1.

—лушатель получил доступ к современной информации, аналитическим материалам, по€вилась возможность поддерживать коммуникации с интересными дл€ него преподавател€ми. ¬ обучении, в т. ч. электронном, преподаватель - ключева€ фигура.  акой бы привлекательной ни была форма, уровень содержани€ обучени€ задает именно преподаватель. Ќа сегодн€шний день требуетс€ создание соответствующей образовательной среды и новых технологий обучени€, преподавани€ и оценивани€ полученных знаний государственных и муниципальных служащих. ѕреимущества электронного обучени€ бесспорны. “ака€ форма позвол€ет повысить профессиональную квалификацию в соответствии с интересами работодателей, получить качественное образование непосредственно по месту жительства, существенно снизить стоимость обучени€ по сравнению с другими формами образовани€. ¬недрение в практику обучени€ современных коммуникационных и информационных технологий позвол€ет существенно увеличить возможности получени€ профессионального образовани€, удовлетворить растущую потребность в профессионально подготовленных, имеющих современные знани€ кадрах во всех сферах де€тельности общества.  лючевым элементом здесь €вл€етс€ специализированна€ информационно-образовательна€ среда, посредством которой реализуютс€ технологии электронного обучени€. ¬ области электронного обучени€ существует р€д проблем, затрудн€ющих эффективное использование дистанционных образовательных технологий <4>: -------------------------------- <4> ќбразование и право. —борник нормативных актов 2004 г. // URL: http://www. allpravo. ru.

- недостаточна€ координаци€ действий по повышению качества электронного обучени€, совершенствованию его нормативного, организационно-методического и ресурсного обеспечени€; - невозможность совершенствовани€ электронного обучени€ в отрыве от современных информационных коммуникаций и необходимость в св€зи с этим значительного финансировани€; - использование вузами программных продуктов, созданных на основе различных стандартов, что затрудн€ет эффективный информационный обмен между вузами и создает трудности дл€ интеграции в общемировую систему электронного обучени€, реализуемого на основе международных стандартов. ѕри всей привлекательности электронного обучени€ дл€ его становлени€ и развити€ необходима четка€ нормативна€ база.  онкурентные преимущества современных высокоразвитых стран св€заны с возможностью развити€ человеческого потенциала, которое во многом определ€етс€ состо€нием системы образовани€. »менно в этой сфере находитс€ источник обеспечени€ устойчивого развити€ и экономического роста национальной системы хоз€йствовани€ страны в средне - и долгосрочной перспективе. “аким образом, система образовани€, без сомнени€, не может быть эффективной без соответствующего научно-методического обеспечени€, без объединени€ усилий в этом направлении преподавателей, научных сотрудников, самих государственных и муниципальных служащих, без внедрени€ современных сервисов электронного обучени€ с применением дистанционных образовательных технологий.

Ќазвание документа пїњ