пїњ

‘ункциональные особенности системы права

(ћартынов ¬. ‘.) ("»стори€ государства и права", 2007, N 12) “екст документа

‘”Ќ ÷»ќЌјЋ№Ќџ≈ ќ—ќЅ≈ЌЌќ—“» —»—“≈ћџ ѕ–ј¬ј

¬. ‘. ћј–“џЌќ¬

ћартынов ¬. ‘., доцент кафедры теории права и государства —анкт-ѕетербургского университета ћ¬ƒ –оссии, кандидат юридических наук.

ѕон€тие системы права в юридической литературе порой смешиваетс€ с пон€тием права, и на этой основе в качестве системообразующих начал беретс€ деление права на естественное и позитивное <1>. ѕредставл€етс€ необходимым различать данные правовые €влени€. —истема права - это обусловленна€ в первую очередь типом правовой системы, этнографическими, культурными, историческими услови€ми внутренн€€ структура правового массива, образуема€ св€зью норм, институтов, отраслей, разделов, котора€ обеспечивает целостность и регул€тивно-охранительные свойства национального права. ќт системы права в литературе отличают его систематизацию, под которой понимаетс€ де€тельность по упор€дочению множества правовых норм, их группировка и расположение в общем массиве по тем или иным практически значимым признакам. ¬ значительной степени вопросы системы права освещаютс€ в отраслевых науках: гражданского, уголовного, трудового, административного права и др., что во многом подтверждает концепцию о системе права как о совокупности в первую очередь отраслей права <2>. јнализу подвергаетс€ круг общественных отношений, который составл€ет предмет той или иной отрасли права, основани€ отграничени€ одной отрасли права от другой. -------------------------------- <1> —м.: “еори€ государства и права: ”чебник дл€ юридических вузов и факультетов / ѕод ред. ¬. ћ.  орельского и ¬. ƒ. ѕеревалова. ћ., 1997. —. 315. <2> —м., например: √ражданское право. „. 1 / ѕод ред. ё.  . “олстого и ј. ѕ. —ергеева. —ѕб., 1996. —. 3.

—истема российского права, будучи составной частью правовой системы, выполн€ет определенные функции. — ее помощью формируютс€ устойчивые св€зи между элементами права - нормами, институтами, отрасл€ми. Ёти св€зи могут быть причинно-следственными (когда одни нормы и институты пр€мо предусматривают прин€тие и существование других), функциональными (когда то или иное субъективное право или об€занность реализуютс€ через взаимодействие нескольких норм либо институтов), внешними (когда определенные нормы образуют единый институт с нормами морали, обычаев и т. д.), внутренними, "обслуживающими" вертикальные (законы и подзаконные акты) и горизонтальные (отрасли) структуры права. ¬нутренние системные св€зи права обеспечивают его единство и непротиворечивость. “акже система права служит средством накоплени€ социальной информации, исход€щей как от законодател€, так и иных нормативных систем. ѕоступающа€ информаци€ (новые нормы) как бы сортируетс€ и "хранитс€" в строго определенных местах системы права - в рамках соответствующего института и отрасли права. »ерархическое строение права и св€зи элементов его структуры - норм, отраслей, институтов - позвол€ют рассматривать российское право как определенную кибернетическую систему, котора€ способна в известной мере "самосто€тельно" воспринимать, хранить и выдавать информацию в цел€х правового управлени€ общественными отношени€ми. Ќа использовании этого свойства права стро€тс€ различные автоматизированные системы хранени€ и поиска правовой информации. ¬ этом смысле система права служит своеобразной внутренней "картой" права, пользу€сь которой правоприменитель может легко отыскать нужную ему норму.  роме того, система права обеспечивает совокупный регул€тивный эффект от реализации многочисленных правовых норм. Ётот эффект в науке называетс€ синергетическим, что означает "совместный", "согласованно действующий". ≈го суть в том, что право оказывает воздействие на поведение людей как на уровне отдельных норм, так и в большей степени как целостное образование через взаимодействие институтов, отраслей, устанавливающих правовой режим в той или иной сфере человеческой де€тельности. »менно благодар€ системному действию достигаетс€ главный результат правового регулировани€ - упор€дочение не только отдельных ситуаций, но и целого вида (системы) общественных отношений. ¬ этом и про€вл€етс€ синергетический эффект права, когда в результате согласованного действи€ элементов системы возникает качество, недостижимое на уровне отдельных ее элементов. »менно системное действие права обеспечивает основные параметры его социальной ценности - справедливость, гуманность, гарантированность прав и т. д. —истема права позвол€ет сохран€ть стабильность правового регулировани€ при различного рода преобразовани€х (реформах) права. ƒело в том, что система права - €вление устойчивое, своего рода "генетическа€ программа" права, в известной мере не завис€ща€ от воли и желаний законодател€. ѕравовые реформы, планируемые как изменени€ в содержании норм, осуществл€ютс€ тем не менее сообразно схеме, заданной объективным, неподвластным законодателю, строением права. Ѕолее того, жизнеспособность нового во многом зависит от его совместимости с уже сложившейс€ структурой права, его институтов, отраслей, их способности оснастить замыслы реформаторов необходимым правовым инструментарием. "Ќормы права могут мен€тьс€ от росчерка пера законодател€, - писал –. ƒавид. - Ќо в них мало таких элементов, которые не могут быть произвольно изменены, поскольку они теснейшим образом св€заны с нашей цивилизацией и нашим образом мыслей. «аконодатель не может воздействовать на эти элементы, точно так же на наш €зык или нашу манеру размышл€ть" <3>.   такого рода неизменным €влени€м относитс€ и система права, выступающа€ своеобразным отражением основных видов общественных отношений: имущественных, управленческих, политических и т. д. —ледует иметь в виду, что стабильность права, консерватизм его формы нар€ду со способностью к обновлению содержани€ - важные составл€ющие эффективности правового регулировани€. -------------------------------- <3> ƒавид –. ќсновные правовые системы современности. ћ., 1988. —. 39.

Ѕудучи устойчивой к изменени€м законодательства (совокупности нормативно-правовых актов), система права служит тем самым определенным механизмом преемственности правового прогресса, сохран€€ дл€ новых поколений выработанные многовековой практикой юридические феномены: нормы, институты, отрасли, которые станов€тс€ своеобразными "накоплени€ми" ценностей правовой культуры. "’арактерное свидетельство: в переломные, революционные эпохи, когда может отмен€тьс€ чуть ли не все законодательство прежних режимов, правовое регулирование даже в отсутствие новых законов не прекращаетс€: новые нормы "нарастают" на посто€нную основу отраслей и институтов права" <4>. -------------------------------- <4> —инюков ¬. Ќ. –оссийска€ правова€ система: ¬ведение в общую теорию. —аратов, 1994. —. 342.

ѕроблема системы советского права впервые была затронута в 1938 г. на первом совещании научных работников права <5>. ќсновным итогом проходившей с 1938 по 1941 г. дискуссии по вопросу о системе советского права было единодушное признание того обсто€тельства, что решающее значение среди объективных критериев, определ€ющих структуру советского права и его деление на отдельные отрасли, имеет предмет правового регулировани€, т. е. регулируемые правом общественные отношени€. “ем не менее само пон€тие предмета правового регулировани€ не было подвергнуто в ходе дискуссии углубленному исследованию, и предложенна€ фактически в директивном пор€дке система советского социалистического права <6> не опиралась на единые классификационные основани€. ¬ результате теоретические конструкции оказались не способными отразить систему советского права, а задачей юридической науки стало обоснование предложенной "партией и правительством" системы отраслей советского права <7>. -------------------------------- <5> ќсновные задачи науки советского социалистического права: ћатериалы 1-го совещани€ научных работников права, 16 - 19 июл€ 1938 г. ћ., 1938. —. 183. <6> —истема советского социалистического права / »нститут права јкадемии наук ———–. ћ., 1941. <7> ѕодобные выводы и оценки характерны не только дл€ насто€щего времени (см., напр.: »оффе ќ. —., Ўаргородский ћ. ƒ. ¬опросы теории права. ћ., 1961. —. 349; ѕавлов ». ¬. ќ системе советского социалистического права. ћ., 1958. —. 5; явич Ћ. —. —оветское право - регул€тор общественных отношений в ———–. —талинабад, 1957. —. 57 и др.)

Ќа недостатки общеприн€той теоретической конструкции системы права и ее отраслевого делени€ указывал в свое врем€ –. «. Ћившиц. ќтмеча€ научную и практическую у€звимость теории отраслевого обособлени€ в системе права, он, исход€ исключительно из критериев предмета и метода правового регулировани€, подверг резкой критике дихотомию "система отраслей права - система отраслей законодательства". Ёта конструкци€, по мнению –. «. Ћившица, должна уступить место идее системы отраслей законодательства, идее более динамичной и подвижной, учитывающей динамику правового регулировани€ и неизбежное по€вление новых отраслей <8>. ѕравда, как справедливо заметила —. ¬. ѕоленина, "без ответа оставалс€ вопрос о том, какой же научной и практической цели служит при таком подходе система права, а главное - с чем должен соизмер€ть свою де€тельность законодатель" <9>. -------------------------------- <8> Ћившиц –. «. —овременна€ теори€ права. ћ., 1992. —. 51 - 58; “еори€ права: ”чебник. ћ., 1994. —. 111 - 124. <9> ѕоленина —. ¬. ¬заимодействие системы права и системы законодательства в современной –оссии. —. 5.

ѕоскольку система права традиционно понимаетс€ как организованна€ определенным образом совокупность норм, разделенна€ по предметному признаку (отрасл€м права), а система законодательства - как совокупность источников права, нормативных актов, котора€ строитс€ как с учетом отраслевого признака, так и без его учета <10>, то при отмеченном выше широком понимании правовой системы очевидно, что система права и система законодательства будут выступать в качестве ее компонента, характеризу€ по преимуществу нормативную сторону правовой системы. ¬ научной литературе не вызывает возражений мнение о том, что пон€ти€ системы права и системы законодательства св€заны между собой. ќднако характер взаимосв€зи, соотношение указанных категорий трактуютс€ неоднозначно. -------------------------------- <10> Ѕобылев ј. —. —овременное толкование системы права и системы законодательства // √осударство и право. 1998. N 2. —. 24.

ћногими учеными система права и система законодательства рассматриваютс€ как тесно взаимосв€занные, но самосто€тельные категории, представл€ющие собой два аспекта одной и той же сущности - права. ѕодход к праву с позиции материалистической диалектики позвол€ет трактовать их как форму права и содержание права. —истема права рассматриваетс€ как внутренн€€ структура права, соответствующа€ характеру регулируемых им общественных отношений; система законодательства - как внешн€€ форма права, выражающа€ строение его источников, т. е. система нормативно-правовых актов. ѕраво не существует вне законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право <11>. –€д исследователей раздел€ют также точку зрени€, согласно которой система права носит объективный характер, заранее определ€емый самим позитивным правом, действующим в определенном обществе и государстве, и в силу этого развитие системы права обусловливает соответствующую трансформацию системы законодательства, создаваемой законодателем <12>. ќтсюда делаетс€ вывод, что основной задачей исследовани€ системы права €вл€етс€ поиск объективных закономерностей, лежащих в основе ее построени€, и что формирование системы права есть одновременно вы€вл€емый наукой процесс раскрыти€ объективно существующих закономерностей общественного развити€ <13>. ѕредставл€етс€, что подобный подход несколько упрощает проблему феномена системы права и излишне абсолютизирует роль объективного фактора в ее построении. -------------------------------- <11> ќбща€ теори€ государства и права: јкадемический курс: ¬ 2 т. / ѕод ред. ћ. Ќ. ћарченко. “. 2: “еори€ права. ћ., 1998. —. 236; ќбща€ теори€ права и государства: ”чебник / ѕод ред. ¬. ¬. Ћазарева. ћ., 1996. —. 168. <12> —м., напр.: ќбща€ теори€ государства и права... / ѕод ред. ¬. ¬. Ћазарева. —. 184 - 185; ѕоленина —. ¬. ¬заимодействие системы права и системы законодательства в современной –оссии // √осударство и право. 1999. N 9. —. 5; —пиридонов Ћ. ». “еори€ государства и права: ”чебник. ћ., 1999. —. 166, 172, 173 и др. <13> ѕоленина —. ¬. ¬заимодействие системы права и системы законодательства в современной –оссии. —. 5.

¬ насто€щее врем€ в научном мире превалирует утвердивша€с€ сравнительно давно точка зрени€, согласно которой главна€ особенность системы права состоит в том, что она составл€ет структурное качество действующего в данном обществе права и соответствует системе закрепл€емых ею общественных отношений <14>.  ак показывает опыт правового регулировани€ (по крайней мере, в нашей стране), на практике, к сожалению, правовые установлени€ не всегда адекватны складывающимс€ общественным отношени€м - противоречивость системы права, законов €вл€етс€ скорее правилом, чем исключением. ”ченые указывают на р€д причин этого несоответстви€, имеющих внеправовой характер (резкие экономические, социальные, политические изменени€), св€занных с характеристикой права как очень сложной системы и обусловливающих ее инерционность и запаздывание <15>. ѕоэтому главна€ особенность системы права, как представл€етс€, заключаетс€ не в том, что она "соответствует" системе закрепл€емых ею общественных отношений, а в том, что она "должна соответствовать" этой системе. -------------------------------- <14> √енкин ƒ. ћ.   вопросу о системе советского социалистического права // —оветское государство и право. 1956. N 9. —. 81; »оффе ќ. —., Ўаргородский ћ. ƒ. ¬опросы теории права. —. 350; “олстой ё.  . ќ теоретических основах кодификации гражданского законодательства // ѕравоведение. 1957. N 1. —. 42; Ўаргородский ћ. ѕредмет и система уголовного права // —оветское государство и право. 1941. N 4. —. 38, и др. <15> —м., напр.: ¬енгеров ј. Ѕ. “еори€ государства и права: ”чебник дл€ юридических вузов. ћ., 1999. —. 375 - 376.

Ќазвание документа пїњ