пїњ

«аконодательна€ регламентаци€ пон€ти€ культурных ценностей

(Ѕратанов ¬. ¬.) (" ультура: управление, экономика, право", 2007, N 2) “екст документа

«ј ќЌќƒј“≈Ћ№Ќјя –≈√Ћјћ≈Ќ“ј÷»я ѕќЌя“»я  ”Ћ№“”–Ќџ’ ÷≈ЌЌќ—“≈…

¬. ¬. Ѕ–ј“јЌќ¬

Ѕратанов ¬. ¬., начальник √” ћ¬ƒ –оссии по Ќижегородской области, генерал-лейтенант милиции, кандидат юридических наук.

 онцентриру€ в себе многовековой опыт человечества, культурные ценности непосредственно про€вл€ют преобразующую социальную функцию по отношению к человеку, природе и обществу в целом. ¬первые определение культурных ценностей было дано в √аагской конвенции от 14 ма€ 1954 г. "ќ защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта" (———– ратифицировал  онвенцию 4 апрел€ 1957 г.). ¬ ст. 1  онвенции говоритс€ о трех категори€х культурных ценностей: а) это ценности движимые или недвижимые, которые имеют большое значение дл€ культурного наследи€ каждого народа, такие как пам€тники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические месторасположени€, архитектурные ансамбли, которые в качестве таковых представл€ют исторический или художественный интерес, произведени€ искусства, рукописи, книги, другие предметы художественного, исторического или археологического значени€, а также научные коллекции или важные коллекции книг, архивных материалов или репродукций ценностей, указанных выше; б) здани€, главным и действительным назначением которых €вл€етс€ сохранение или экспонирование движимых культурных ценностей, указанных в пункте "а", такие как музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов, а также укрыти€, предназначенные дл€ сохранени€ в случае вооруженного конфликта движимых культурных ценностей, указанных в п. "а"; в) центры, в которых имеетс€ значительное количество культурных ценностей, указанных в п. "а" и п. "б", так называемые центры сосредоточени€ культурных ценностей <1>. -------------------------------- <1> —м.: ћеждународное гуманитарное право в документах. ћ.: »зд. ћосков. независимого ин-та междунар. права, 1996. —. 418 - 419.

»з этого определени€ видно, что пон€тие культурных ценностей сформулировано достаточно широко в цел€х предупреждени€ уничтожени€ или повреждени€ собственно культурных ценностей, каковыми, на наш взгл€д, €вл€ютс€ только предметы, перечисленные в п. "а" ст. 1  онвенции. Ѕолее соответствует цел€м охраны от преступных пос€гательств пон€тие культурных ценностей, даваемое в  онвенции ёЌ≈— ќ от 14 но€бр€ 1970 г. "ќ мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурный ценности" (———– ратифицировал 2 феврал€ 1988 г.). —огласно ст. 1  онвенции культурными ценност€ми считаютс€ "ценности религиозного или светского характера, которые рассматриваютс€ каждым государством как представл€ющие значение дл€ археологии, доисторического периода, истории, литературы, искусства и науки", и далее идет перечень таких ценностей <2>. -------------------------------- <2> —м.: —борник действующих нормативных правовых актов и наиболее значительных работ по проблемам сохранени€ культурных ценностей (по состо€нию на 1 августа 1999 г.). ћ.: ¬Ќ»» ћ¬ƒ –оссии, 2000. —. 47.

ѕри определении пон€ти€ культурных ценностей, по нашему мнению, следует исходить из дефиниции, приведенной в «аконе –—‘—– от 15 декабр€ 1978 г. (в ред. от 18 €нвар€ 1985 г.) "ќб охране и использовании пам€тников истории и культуры". Ётим законодательным актом пам€тники культуры определ€ютс€ как "сооружени€, пам€тные места и предметы, св€занные с историческими событи€ми в жизни народа, развити€ общества и государства, произведени€ материального и духовного творчества, представл€ющие художественную или иную культурную ценность" (ст. 1). ќценива€ приведенное определение, на наш взгл€д, имеютс€ основани€ разделить точку зрени€ Ќ. ».  узнецовой и ¬. √. –остопчина, полагающих, что оно не может €вл€тьс€ совершенным, поскольку содержит элементы тавтологии. ¬ частности, речь идет о пам€тниках истории и культуры как таковых. ћежду тем пам€тники истории, в каких бы формах они ни выступали, всегда €вл€ютс€ пам€тниками культуры и автономного содержани€ не имеют, так как соотнос€тс€ как часть к целому. ѕон€тие "пам€тника культуры" охватывает и пон€тие "пам€тника истории". “о же самое отмечаетс€ и при рассмотрении пон€тий "историческа€" и "научна€ ценность". ¬тора€ поглощает первую, так как истори€ €вл€етс€ научной дисциплиной и частью общечеловеческой науки. ≈сли же та или ина€ ценность €вл€етс€ исторической, то она, безусловно, должна выступать в качестве научной категории <3>. ѕоэтому, думаем, совершенно правы названные авторы, счита€, что правильнее определить пон€тие культурных ценностей "как особый вид ценностей, способный удовлетворить научные, духовные и эстетические потребности человека и содержащий в себе научную, мемориальную, этнографическую, художественную и культурную ценность" <4>. -------------------------------- <3>  узнецова Ќ. »., –астопчин ¬. √. ѕон€тие культурных ценностей: Ћекци€. ћ.: ¬Ќ»» ћ¬ƒ –оссии, 1993. —. 4. <4>  узнецова Ќ. »., –астопчин ¬. √. ”каз. соч. —. 4.

ѕо нашему мнению, данное определение из всех имеющихс€ в наибольшей степени отражающее сущность предмета исследовани€, тем не менее также не в полной мере отражает его основные признаки. ќтсутствие адекватного определени€ в значительной степени затрудн€ет не только проведение научных исследований, но и решение чисто практических задач.   пам€тникам культуры по традиции относ€т: природные пам€тники, исторические пам€тники, пам€тники археологии, пам€тники градостроительства и архитектуры, пам€тники искусства, документальные пам€тники.  ак показывает анализ литературных источников, термин "пам€тники культуры" не совсем точно отражает сущность исследуемых объектов. ¬ этой св€зи вполне оправданным представл€етс€ вопрос о соотношении научных и культурных ценностей. ƒело в том, что не вс€кий объект, имеющий научное содержание, представл€ет культурную ценность. Ќаучный объект имеет значение культурной ценности только тогда, когда отвечает требованию историчности, т. е. €вл€етс€ свидетелем прошлого и в определенной мере соответствует аспектам человеческих знаний. ¬ свете изложенного, на наш взгл€д, следует разделить точку зрени€, согласно которой "правомерно употребление выражени€ "историческа€ и художественна€ ценность", а отнюдь не "пам€тники истории и культуры" <5>. -------------------------------- <5>  узнецова Ќ. »., –астопчин ¬. √. ”каз. соч. —. 6.

 ультурными ценност€ми следует считать объекты, имеющие этнографическую ценность, а также различные предметы культуры, быта, жизнеде€тельности различных этнических групп и т. п.  ультурные ценности могут иметь мемориальную ценность. Ёто предметы, св€занные с каким-либо имеющим значение событием, €влением, выдающейс€ личностью и сохран€ющие о них сведени€, пам€ть (пам€тники, документы, фотографии, бытовые вещи и т. д.). ќсобый тип культурных ценностей образуют художественные ценности - предметы, характеризующиес€ высокими художественными достоинствами исполнени€ <6>. -------------------------------- <6> ’удожественна€ ценность представл€ет собой наиболее сложную категорию. ¬ основном это произведени€ изобразительного искусства, которые составл€ют живопись, скульптура и архитектура. ќднако не вс€кое произведение живописи, скульптуры и тем более архитектуры может быть отнесено к пон€тию культурной ценности. ’удожественность предполагает не только высокую степень исполнени€, но и в значительной мере творческую индивидуальность автора произведени€, котора€ €вл€етс€ единственным в своем роде, то есть исключает вс€кую массовость. ¬ажным признаком признани€ художественного издели€ культурной ценностью следует считать оригинальность произведени€. ќднако при этом необходимо оговоритьс€, что фактор оригинальности может быть распространен до определенных пределов. (ѕодробно об этом см.:  узнецова Ќ. »., –астопчин ¬. √. ”каз. соч. —. 6, 7, 8).

—амосто€тельной разновидностью культурных ценностей, хот€ и не имеющей широкого распространени€, €вл€ютс€ музейные ценности - определенные предметы, обладающие научными, этнографическими, мемориальными либо художественными и другими значимыми достоинствами и заслуживающие вследствие своей неповторимости, исключительности и особой значимости хранени€ и экспонировани€ в музейных услови€х. –ассматрива€ типологию и основные характеристики культурных ценностей, нельз€ обойти вниманием прикладного значени€ данных исследовательских операций. ¬ частности, перед сотрудниками уголовного розыска, таможенных и других правоохранительных органов нередко встает задача оценить тот или иной предмет с точки зрени€ его принадлежности к категории культурных ценностей.  ак показывает практика, задача эта зачастую оказываетс€ сложной, поскольку не обеспечена соответствующей профессиональной подготовкой кадров оперативных и следственных работников. ¬ практической де€тельности ошибка в определении значени€ предмета, представл€ющего культурную ценность, приводит к негативным последстви€м (затруднени€ в реституции предмета при его хищении, неправильное определение направлений раскрыти€ и расследовани€ преступлений и т. п.). ѕоэтому во избежание ошибок важно дистанцировать пам€тники от всего многообрази€ объектов культурного назначени€, не €вл€ющихс€ культурными ценност€ми. ќбсто€тельства, лежащие в основе прин€ти€ верного решени€, достаточно подробно рассмотрены в литературе <7>. — нашей же точки зрени€, в данном случае дл€ понимани€ сущности культурной ценности важен вопрос о соотношении ценностей культурных с ценност€ми материальными. √лавным доминирующим свойством культурных ценностей €вл€етс€ их духовное начало. ѕоэтому при определении значимости предметов нужно иметь в виду не только материальную оценку, но также их основное назначение - удовлетворение духовных и эстетических потребностей. ќбычно культурна€ ценность совпадает с материальной, обеспеченной денежным эквивалентом <8>. ќднако такое совпадение происходит не всегда. Ќапример, культурной ценностью могут быть предметы, не имеющие материального, физически обусловленного содержани€ (фольклор, произведени€ музыкального, песенного творчества, эпоса и пр.). -------------------------------- <7> —м., например: ѕервушин ¬. ћ. –асследование краж предметов антиквариата. ћ., 1992; ’ирт –. ѕреступлени€, св€занные с торговлей произведени€ми искусства и предметами антиквариата / ѕер. с нем. N 20/205. ћ., 1985; и др. <8> —огласно установленному пор€дку, при оценке произведений искусства, подлежащих охранному учету, в стране примен€етс€ шкала цен, выработанна€ практикой работы закупочных комиссий ћинистерства культуры –оссии, ÷ентральных музеев, антикварных магазинов. ѕри определении материальной стоимости произведений искусства учитываютс€ такие их характеристики, как: врем€ создани€, художественное качество, наличие или отсутствие авторской подписи, сложность техники, размеры, характер материала, особа€ художественна€ или историческа€ уникальность произведени€, а также его сохранность. (ѕодробно об этом см.:  узнецова Ќ. »., –астопчин ¬. √. ”каз. соч. —. 1 - 11.)

¬ у€снении сущности культурных ценностей необходимо рассмотреть их соотношение с предметами антиквариата. ƒанное соотношение характеризуетс€ отношением предметов антиквариата к предметам, имеющим культурную ценность, как частного к общему. ¬ насто€щее врем€ термином "антиквариат" прин€то обозначать все предметы, имеющие старинное происхождение, хот€ изначально под этим пон€тие подразумевались только предметы античности, откуда, собственно, и происходит наименование самого термина. ѕринима€ во внимание сказанное, полагаем справедливым разделить точку зрени€ авторов, считающих, что культурные ценности могут быть определены как "особый вид ценностей, способный в той или иной мере удовлетвор€ть духовные и эстетические потребности человека и одновременно содержащий в себ€ художественную либо научную, мемориальную или иную культурную ценность". ќни могут быть как движимыми, так и недвижимыми объектами.   движимым объектам относ€тс€ предметы, наход€щиес€ в недвижимых объектах или извлеченные из них и способные представл€ть ценность сами по себе.   недвижимым объектам относ€тс€ местности природного, этнического, археологического, исторического и другого научного значени€; архитектурные сооружени€, ансамбли, представл€ющие научную, мемориальную, художественную и иную культурную ценность" <9>. -------------------------------- <9> —м.: √орбачев ¬. √., –астопчин ¬. √., “ищенко ¬. ».  ультурные ценности. ћ., 1994. —. 3.

ѕрименительно к предмету нашего исследовани€ при определении конкретного перечна€ культурных ценностей целесообразно исходить из положений «акона –‘ от 15 апрел€ 1993 г. N 4804-1 "ќ ввозе и вывозе культурных ценностей". —тать€ 7 данного «акона определ€ет исчерпывающий перечень предметов, представл€ющих культурную ценность, в частности: исторические ценности; предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок; художественные ценности; оригинальные скульптурные произведени€; оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов; художественно оформленные предметы культового назначени€ и т. д. ƒанный перечень культурных ценностей близок к набору этих ценностей в  онвенции ёЌ≈— ќ от 14 но€бр€ 1970 г. —. ѕ. ўерба считает, что дл€ отграничени€ хищени€ предметов, имеющих особую ценность, от иных преступлений наиболее приемлемое определение и описание предметов и документов такого рода дано в ст. 9 «акона –‘ "ќ ввозе и вывозе культурных ценностей" <10>. ¬ этой статье перечисл€ютс€ четыре категории культурных ценностей, не подлежащих вывозу из –оссии. -------------------------------- <10> —м.: ўерба —. ѕ.  валификаци€ преступлений, пос€гающих на предметы или документы, имеющие особую ценность // ”головно-правовые и криминологические проблемы борьбы с преступностью в сфере экономики. ћатериалы расширенного заседани€ ”ченого —овета. ћ.: Ќ»» проблем укреплени€ законности и правопор€дка при √ен. прокуратуре –ќ——»», 2001. —. 77.

¬ывозу из –оссийской ‘едерации не подлежат следующие категории культурных ценностей: движимые предметы, представл€ющие историческую, художественную, научную или иную культурную ценность и отнесенные в соответствии с действующим законодательством к особо ценным объектам культурного наследи€ народов –оссийской ‘едерации, независимо, от времени их создани€; движимые предметы, независимо от времени их создани€, охран€емые государством и внесенные в охранные списки и реестры в пор€дке, установленном законодательством –оссийской ‘едерации; культурные ценности, посто€нно хран€щиес€ в государственных и муниципальных музе€х, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей –оссийской ‘едерации. ѕо решению уполномоченных государственных органов данное правило может быть распространено на иные культурные ценности: музеи, архивы, библиотеки, созданные более 100 лет назад, если иное не предусмотрено насто€щим «аконом. ѕриведенна€ классификаци€ условий составлена на основании обобщени€ результатов опроса оперативных работников органов внутренних дел и построена по принципу ранжира. –езультаты опроса составл€ют соответственно 42,3, 29,4, 25,6 и 13,4% респондентов. ѕоскольку, отвеча€ на данный вопрос анкеты, респонденты были вправе давать не один, а несколько ответов, то итоговые цифры не должны строго соответствовать 100%.  ак уже отмечалось при анализе уголовно-правовой основы борьбы с пос€гательствами на культурные ценности, отграничение этих преступлений от смежных противоправных де€ний осуществл€етс€ именно в соответствии с признаками предмета преступлени€. ƒействительно, в случа€х совершени€ хищений предметов и документов, имеющих особую историческую, научную, художественную и культурную ценность, законодатель безразлично относитс€ даже к способам совершени€ указанных де€ний, определ€€ степень их, общественной опасности исключительно по чертам, присущим предмету преступлени€. ѕоэтому, учитыва€ важность правильной и точной квалификации рассматриваемых преступлений, ¬ерховный —уд –‘ в ѕостановлении ѕленума от 25 апрел€ 1995 г. N 5 "ќ некоторых вопросах применени€ судами законодательства об ответственности за преступлени€ против собственности" (п. 9) разъ€снил, что по делам о хищени€х предметов и документов, имеющих особую научную, культурную и историческую ценность, их особа€ ценность определ€етс€ только на основании заключени€ соответствующего эксперта, с учетом не только их стоимости в денежном выражении, но и значимости дл€ истории, науки, культуры <11>. ѕри этом эксперт должен ответить на вопрос о наличии именно особой ценности исследуемых предметов. ¬ противном случае уголовные дела возвращаютс€ дл€ проведени€ дополнительного расследовани€. -------------------------------- <11> —м.: Ѕюллетень ¬ерховного —уда –‘. 1995. N 8. —. 5.

ѕри всей правильности приведенного законодательного предписани€, на наш взгл€д, нельз€ не отметить, что оно имеет своим следствием необходимость решать вопрос об относимости предмета преступлени€ к особо ценным предметам вс€кий раз и строго индивидуально. ј это уже вплотную подводит нас к проблеме отсутстви€ объективных критериев безусловного отнесени€ тех или иных объектов к числу ценных или особо ценных. —уть данной проблемы состоит в том, что полностью избежать субъективизма в таком деле, как оценка исторических, научных или художественных достоинств того или иного аналогичного объекта, невозможно. ѕринима€ во внимание изложенное, в процессе исследовани€ нами предприн€та попытка разработать примерные критерии, в зависимости от наличи€ (или отсутстви€) которых целесообразно прибегать к проведению экспертизы предметов рассматриваемых преступлений.   их числу, по нашему мнению, в качестве основных могут быть отнесены следующие: старина - предмет был изготовлен более 50 лет назад и €вл€етс€ антиквариатом; уникальность - предмет €вл€етс€ единственным и неповторимым в своем роде предметом, исключительным по своим художественным и другим качествам или ставшим большой редкостью; способ изготовлени€ (ручной); статус пам€тника истории или культуры, охран€емого государством; общероссийска€, федеральна€ или международна€ значимость; повышенна€ потребительска€ стоимость (уровень цен на рынке, высокий спрос). ѕроведенный нами анализ следственной и судебной практики показывает, что с особой осторожностью следует подходить к решению вопроса о научной и культурной ценности предмета и документа.  ак уже отмечалось ранее, не вс€кий объект, имеющий научное содержание, представл€ет культурную ценность, и наоборот. —овершенно очевидно, что научный объект может иметь значение культурной ценности только в том случае, если он отвечает требованию историчности, иначе говор€, €вл€етс€ свидетелем прошлого и в полной мере соответствует интересам различных аспектов человеческих знаний. ќтсюда вывод: установление научной ценности не всегда достаточно дл€ установлени€ культурной ценности объекта. ѕри этом приведенное уточнение не относитс€ к исторической и художественной ценности. »х установление относительно предмета или документа равнозначно установлению культурной ценности в силу того, что пон€ти€ "истори€" и "искусство" охватываютс€ общим дл€ них пон€тием "культура". ¬ упоминавшемс€ выше ѕостановлении ѕленума ¬ерховного —уда –‘ от 25 апрел€ 1995 г. N 5 указываетс€ на об€зательное проведение экспертизы дл€ определени€ особой исторической, научной или культурной ценности предметов и документов в случае их хищени€. ƒанное предписание, на наш взгл€д, безусловно, €вл€етс€ верным, однако охватывающим необоснованно узкий спектр противоправных де€ний. — нашей точки зрени€, аналогичным образом должен быть решен вопрос и в случа€х расследовани€ преступлений о контрабанде культурных ценностей, невозвращении на территорию –оссии предметов художественного, исторического, археологического и культурного наследи€ народов –оссии и зарубежных стран, уничтожении и повреждении пам€тников истории и культуры, природных комплексов и объектов, вз€тых под охрану государством, а также предметов и документов, имеющих историческую или культурную ценность. Ќам представл€етс€, необходимость экспертизы по всем делам названных категорий определ€етс€ особой важностью установлени€ признаков предмета преступлени€ дл€ квалификации по соответствующим стать€м ”  –‘, предусматривающим ответственность за преступлени€, пос€гающие на культурные ценности. «атронута€ нами проблема тесно соприкасаетс€ с проблемой использовани€ специальных познаний, масштабность которой определ€етс€ диапазоном тех противоправных де€ний, при расследовании которых возникает потребность в проведении специальных экспертиз. ¬ этой св€зи достаточно сказать, что, во-первых, исключительно по признакам предмета преступлени€ отграничиваетс€ хищение предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, от похищени€ официальных или важных личных документов (ст. 325 ”  –‘), оружи€, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 226 ”  –‘); во-вторых, на основании только признаков предмета преступлени€ отграничиваетс€ уничтожение или повреждение пам€тников истории и культуры (ст. 243 ”  –‘) от вандализма (ст. 214 ”  –‘), умышленного уничтожени€ или повреждени€ имущества (ст. 167 ”  –‘) и от уничтожени€ или повреждени€ имущества (ст. 168 ”  –‘). ѕо признакам предмета преступлени€ отграничиваетс€ также уничтожение или повреждение пам€тников истории и культуры, природных комплексов или объектов, вз€тых под охрану государства, предметов и документов, имеющих историческую или культурную ценность (ч. 1 ст. 243 ”  –‘), от уничтожени€ или повреждени€ особо ценных объектов и пам€тников общероссийского значени€ (ч. 2 ст. 243 ”  –‘). ѕринима€ во внимание изложенное, представл€етс€ обоснованным выйти с предложением закрепить в ”ѕ  –‘ требование о необходимости проведени€ экспертизы дл€ установлени€ признаков предмета преступлени€ по делам о преступных пос€гательствах на культурные ценности.

Ќазвание документа пїњ