пїњ

–оль и место социально-педагогической виктимологии в процессе подготовки специалистов с высшим юридическим образованием

(”тков ѕ. ё.) ("ёридическое образование и наука", 2007, N 1) “екст документа

–ќЋ№ » ћ≈—“ќ —ќ÷»јЋ№Ќќ-ѕ≈ƒј√ќ√»„≈— ќ… ¬» “»ћќЋќ√»» ¬ ѕ–ќ÷≈——≈ ѕќƒ√ќ“ќ¬ » —ѕ≈÷»јЋ»—“ќ¬ — ¬џ—Ў»ћ ё–»ƒ»„≈— »ћ ќЅ–ј«ќ¬јЌ»≈ћ

ѕ. ё. ”“ ќ¬

”тков ѕ. ё., кандидат педагогических наук, доцент, зам. директора по учебной и научной работе ћурманского института экономики —анкт-ѕетербургской академии управлени€ и экономики.

¬иктимологи€ в буквальном смысле означает "учение о жертве". —оциально-педагогическа€ виктимологи€ - это наука, изучающа€ поведение детей - жертв преступлений, а также направлени€ работы по предупреждению преступлений и оказанию помощи пострадавшим несовершеннолетним.  ак справедливо отмечает –ивман ƒ. ¬. <1>, виктимологи€ - наука междисциплинарна€. ≈е предмет лежит в сфере интереса юристов, педагогов, психологов, врачей и других специалистов. -------------------------------- <1> –ивман ƒ. ¬.  риминальна€ виктимологи€. —ѕб.: ѕитер, 2002.

Ёта наука возникла как направление в криминологии. Ќо со временем представлени€ о виктимологии вышли за пределы одной какой-либо дисциплины, что совершенно естественно. ¬едь первые люди, к которым обращаетс€ ребенок - жертва преступлени€, - это родители или классный руководитель в школе. » только затем к решению проблемы привлекаютс€ другие специалисты. ѕравда, необходимо отметить, что с введением в образовательных учреждени€х школьных участковых (сегодн€ их в –оссии около 2000 человек) должна изменитьс€ система профилактики правонарушений несовершеннолетних. ѕо данным ”полномоченного по правам человека при ѕрезиденте –оссийской ‘едерации, в нашей стране ежегодно примерно 38000 детей уход€т из семей в св€зи с жестоким обращением родителей. —огласно данным јналитического центра √осударственной ƒумы –оссийской ‘едерации в семь€х совершаетс€ 30 - 40% всех т€жких насильственных преступлений. 70% всех жертв т€жких насильственных пос€гательств, совершенных в семь€х, - это женщины и дети. Ёта категори€ населени€ составл€ет ежегодно примерно 38% всех убитых на почве нездоровых семейных отношений. ¬ ћурманской области (по данным ”¬ƒ) за последние шесть лет привлечено к уголовной ответственности по ст. 156 ”  –‘ 29 человек.  оличество родителей, привлеченных к административной ответственности за неисполнение об€занностей по воспитанию своих детей, - 13048 человек. ѕодготовлено материалов на лишение родительских прав - 1831 человек. «а указанный период лишено родительских прав - 1369 человек. ѕоставлено на учет родителей, не исполн€ющих об€занности по воспитанию детей, - 2823 человека. ѕо данным заведующего сектором по делам несовершеннолетних ѕравительства ћурманской области, в 2000 году при проведении дес€тидневной акции "«ащити мен€", направленной на вы€вление фактов жестокого обращени€ с детьми, было вы€влено 189 фактов насили€ над детьми в семье. ”казанные данные свидетельствуют о том, что современным юристам необходимы знани€, умени€ и навыки социально-педагогического виктимолога. —ложно однозначно определить место социально-педагогической виктимологии в процессе подготовки специалистов с высшим юридическим образованием, так как в этой науке присутствуют, на наш взгл€д, различные аспекты, внесение и уточнение которых должно (или может быть) произойти в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта высшего профессионального образовани€. Ќам эти аспекты вид€тс€ следующими. ѕсихологический: насилие как результат негативного личного жизненного опыта, психологические травмы, полученные в детстве; алкоголизм, наркотизаци€ и психопатологии родителей. Ќа основании этого мы можем говорить о деструктивном вли€нии на личность. –ебенок имеет специфические психосоматические характеристики или особенности поведени€, побуждающие родителей к плохому обращению с ним или уходу за ним; родители воспринимают ребенка как имеющего отклонени€ или трудного, что вызывает риск плохого обращени€, причем неважно, имеютс€ действительно эти особенности у ребенка или нет. —оциологический: социокультурна€ обусловленность, т. е. насилие €вл€етс€ стереотипом семейных отношений, воспитанным с детства, прин€тым в данной группе населени€; воздействие социальных факторов (социально-экономическое положение семьи, безработица, плохие жилищные услови€) в качестве возбудител€ стресса, ведущего к плохому обращению с ребенком. ѕедагогический: родители недостаточно информированы в вопросах, касающихс€ прав ребенка; избиение детей €вл€етс€ дл€ родителей делом внутрисемейным; родители не умеют адекватно воздействовать на детей в силу отсутстви€ достаточных знаний, умений в сфере общени€ и воспитани€ несовершеннолетних; женщина более ориентирована на применение психологического давлени€, в то врем€ как мужчины чаще примен€ют физическое наказание; примен€емые родител€ми средства воздействи€ плохо согласуютс€ с цел€ми воспитани€ и далеко не всегда способствуют формированию у детей желаемых родител€ми качеств <2>. -------------------------------- <2> Ўапиро Ѕ. ё., —идоренкова “. ј., Ћиборакина ћ. ». и др. —оциальные работники за безопасность в семье: ”чебное издание. ћ.: «јќ "–едакционно-издательский комплекс –усанова", 1999.

ƒети, испытывающие жестокое отношение со стороны взрослых, как правило, выпадают из процесса социализации. ” них также нарушаютс€ механизмы адаптации. “акие несовершеннолетние начинают унижать других, эксплуатировать окружающий социум. ƒети, растущие в психологически нездоровой, напр€женной обстановке, нередко стрем€тс€ изолироватьс€ от общества, испытывают куда большие трудности в образовательном учреждении по сравнению со своими сверстниками. ќни плохо контролируют свое поведение и эмоции, у них преобладает неадекватна€ самооценка <3>. -------------------------------- <3> Ѕаева ». ј. ѕсихологическа€ безопасность в образовании: ћонографи€. —ѕб.: —оюз, 2002.

“аких детей в большей степени ожидают трудности психологического характера по достижении юношеского и зрелого статуса. ќни чаще станов€тс€ наркоманами, алкоголиками, насильниками, самоубийцами, отсюда - правонарушител€ми и преступниками. Ѕольшинство программ по профилактике жестокого отношени€ к дет€м, к сожалению, ориентированы на работу постфактум, то есть на реабилитацию детей, уже ставших жертвами насили€. ѕроблемным €вл€етс€ создание программ, способствующих предупреждению жестокости, в реализации которых будущие специалисты с высшим юридическим образованием должны играть значимую роль. Ќам думаетс€, что такие программы должны строитьс€ на следующих принципах: 1. ќсознание значимости проблемы субъектами социально-правового процесса. 2. Ўирокое применение диагностического материала (в соответствии с компетенцией юриста, педагога, психолога, социального работника) в де€тельности, помогающего однозначно определить качество детско-родительских отношений. 3. јктивное включение обучающихс€ и воспитанников во внутриобразовательную среду, основанную на демократическом укладе. 4. ќбеспечение эффективного контрол€ за обучающимис€ и воспитанниками во врем€ образовательного процесса. 5. –азработка и исполнение правил, направленных против жестокого обращени€, каждой общностью детей. 6. Ўирокое информирование родителей и детей об ответственности за жестокое обращение. ќсобую тревогу у юристов, педагогов, врачей, психологов и социальных работников вызывает сексуальное насилие детей. «ащитить ребенка от пос€гательств такого рода можно несколькими методами: ликвидаци€ источника опасности (удаление насильника из дома, удаление ребенка из дома, оставление ребенка дома с соблюдением предосторожностей), уголовное разбирательство, помощь ребенку в виде консультации, защита на будущее и другие. «начительное место в подготовке юриста должно зан€ть не только формирование операционной системы работы с виктимными детьми (то есть совокупности знаний, умений, навыков, образцов поведени€), но и общей психологической культуры, так как современные родители воспитывают детей, исход€ из собственных стереотипных представлений, а не из объективных закономерностей окружающей действительности, подчас не понима€, когда ребенку действительно угрожает опасность.

Ќазвание документа пїњ