пїњ

Ќекоторые проблемы учреждени€ органами местного самоуправлени€ печатных средств массовой информации

(ѕотапова —. ¬.) ("√осударственна€ власть и местное самоуправление", 2006, N 5) ("ѕравовые вопросы св€зи", 2006, N 1) “екст документа

Ќ≈ ќ“ќ–џ≈ ѕ–ќЅЋ≈ћџ ”„–≈∆ƒ≈Ќ»я ќ–√јЌјћ» ћ≈—“Ќќ√ќ —јћќ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я ѕ≈„ј“Ќџ’ —–≈ƒ—“¬ ћј——ќ¬ќ… »Ќ‘ќ–ћј÷»»

—. ¬. ѕќ“јѕќ¬ј

ѕотапова —. ¬., консультант ”правлени€ по вопросам законодательства и правовой экспертизы јдминистрации √лавы –еспублики ћордови€, доцент кафедры государственного и административного права ћордовского государственного университета им. Ќ. ѕ. ќгарева, кандидат юридических наук.

—огласно п. 7 ч. 1 ст. 17 ‘едерального закона от 6 окт€бр€ 2003 г. N 131-‘« "ќб общих принципах организации местного самоуправлени€ в –оссийской ‘едерации" <*> к полномочи€м органов местного самоуправлени€ по решению вопросов местного значени€ относитс€ учреждение печатного средства массовой информации дл€ опубликовани€ муниципальных правовых актов, иной официальной информации. -------------------------------- <*> —обрание законодательства –оссийской ‘едерации. 2003. N 40. —т. 3822; 2004. N 25. —т. 2484; N 33. —т. 3368; 2005. N 1 (ч. 1). —т. 9; ст. 12; ст. 17; ст. 25; N 17. —т. 1480; N 27. —т. 2708; N 30 (ч. 1). —т. 3104; ст. 3108; N 42. —т. 4216.

Ќа сегодн€шний день в большинстве муниципальных образований поселенческого уровн€ печатные средства массовой информации не учреждены, несмотр€ на право органов местного самоуправлени€ в соответствии с вышеназванным ‘едеральным законом от 6 окт€бр€ 2003 г. N 131-‘« и «аконом –оссийской ‘едерации от 27 декабр€ 1991 г. N 2124-1 "ќ средствах массовой информации" <*>. ѕричем согласно ст. 12 «акона –‘ "ќ средствах массовой информации" регистраци€ средств массовой информации, учреждаемых органами местного самоуправлени€ исключительно дл€ издани€ их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов, не требуетс€. -------------------------------- <*> ¬едомости —ъезда народных депутатов –оссийской ‘едерации и ¬ерховного —овета –оссийской ‘едерации. 1992. N 7. —т. 300; —обрание законодательства –оссийской ‘едерации. 1995. N 3. —т. 169; N 30. —т. 2870; 1998. N 10. —т. 1143; 2000. N 26. —т. 2737; N 32. —т. 3333; 2001. N 32. —т. 3315; 2002. N 12. —т. 1093; N 30. —т. 3029; 2003. N 27 (ч. 2). —т. 2708; N 50. —т. 4855; 2004. N 27. —т. 2711; N 35. —т. 3607; N 45. —т. 4377; 2005. N 30 (ч. 1). —т. 3104.

Ќесомненно, данна€ норма существенно "облегчает" процесс учреждени€ средств массовой информации, создаваемых органами местного самоуправлени€, но в силу отсутстви€ необходимых материальных ресурсов и финансовых средств далеко не все органы местного самоуправлени€ поселенческого уровн€ учреждают свои средства массовой информации. ќтсутствие у органов местного самоуправлени€ печатного средства массовой информации дл€ опубликовани€ муниципальных правовых актов, иной официальной информации порождает целый каскад проблем. ¬о-первых, не соблюдаютс€ требовани€ ‘едерального закона от 6 окт€бр€ 2003 г. "ќб общих принципах организации местного самоуправлени€ в –оссийской ‘едерации", который закрепл€ет именно опубликование определенной информации. Ќапример, должны быть опубликованы услови€ конкурса на замещение должности главы местной администрации, сведени€ о дате, времени и месте его проведени€, проект контракта не позднее чем за 20 дней до дн€ проведени€ конкурса (ч. 5 ст. 37). ¬о-вторых, невозможно будет соблюсти требовани€ ст. 24, 28, 31, 32, 46 √радостроительного кодекса –оссийской ‘едерации <*>. ¬ соответствии с данными стать€ми  одекса об€зательному опубликованию подлежат: проект генерального плана, заключение публичных слушаний по данному плану и генеральный план поселени€, утверждаемый представительным органом поселени€; сообщение главы местной администрации поселени€, городского округа о прин€тии решени€ о подготовке проекта правил землепользовани€ и застройки, правила землепользовани€ и застройки, заключение о результатах публичных слушаний по данному вопросу; документаци€ по планировке территории поселени€, решение о подготовке документации по планировке территории, принимаемое органом местного самоуправлени€ поселени€. ”казанные документы подлежат опубликованию в пор€дке, установленном дл€ официального опубликовани€ муниципальных правовых актов, иной официальной информации. -------------------------------- <*> —обрание законодательства –оссийской ‘едерации. 2005. N 1 (ч. 1). —т. 16; N 30 (ч. II). —т. 3128.

¬-третьих, отсутствие в муниципальных образовани€х печатных средств массовой информации сделает невозможным вступление в силу актов представительных органов местного самоуправлени€ о введении местных налогов. —огласно же ст. 15 Ќалогового кодекса –оссийской ‘едерации <*> к местным налогам относ€тс€ земельный налог и налог на имущество физических лиц. ѕри установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований определ€ютс€ в пор€дке и пределах, которые предусмотрены Ќалоговым кодексом –оссийской ‘едерации, следующие элементы налогообложени€: налоговые ставки, пор€док и сроки уплаты налогов. ¬ пор€дке и пределах, которые предусмотрены  одексом, могут устанавливатьс€ также налоговые льготы, основани€ и пор€док их применени€. Ќормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов и городских округов в соответствии с гл. 26.3 Ќалогового кодекса –оссийской ‘едерации определ€етс€ пор€док введени€ в действие системы налогообложени€ в виде единого налога на вмененный доход дл€ отдельных видов де€тельности на соответствующей территории, виды предпринимательской де€тельности, в отношении которых вводитс€ данный налог. -------------------------------- <*> —обрание законодательства –оссийской ‘едерации. 1998. N 31. —т. 3824; 1999. N 28. —т. 3487; 2000. N 2. —т. 134; N 32. —т. 3341; 2001. N 3 (ч. 1). —т. 5016; 2002. N 1 (ч. 1). —т. 2; 2003. N 23. —т. 2174; N 27 (ч. 1). —т. 2700; N 28. —т. 2873; N 52 (ч. 1). —т. 5037; 2004. N 27. —т. 2711; N 31. —т. 3231; N 45. —т. 4377.

¬ соответствии с п. 1 ст. 5 указанного  одекса акты представительных органов местного самоуправлени€, ввод€щие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 €нвар€ года, следующего за годом их прин€ти€, но не ранее одного мес€ца со дн€ их официального опубликовани€. “аким образом, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о местных налогах, о системе налогообложени€ в виде единого налога на вмененный доход дл€ отдельных видов де€тельности, вступившие в силу с 1 €нвар€ 2006 г., должны были быть прин€ты и официально опубликованы до 1 декабр€ 2005 г. ƒумаем, что это требование федерального законодательства было выполнено не во всех муниципальных образовани€х, образованных на территории –оссийской ‘едерации. ¬ случае если на территори€х муниципальных образований не были прин€ты и официально опубликованы нормативные правовые акты о местных налогах, а также нормативные правовые акты представительных органов муниципальных районов, городских округов о системе налогообложени€ в виде единого налога на вмененный доход дл€ отдельных видов де€тельности до 1 декабр€ 2005 г., то на этих территори€х в 2006 г. не будут взиматьс€ соответствующие налоги. ќднако Ќалоговый кодекс –оссийской ‘едерации не содержит требовани€ об об€зательности официального опубликовани€ нормативных правовых актов о налогах представительных органов поселений, муниципальных районов, городских округов в печатных средствах массовой информации, учрежденных в соответствии с ‘едеральным законом от 6 окт€бр€ 2003 г. N 131-‘« органами местного самоуправлени€ соответствующих муниципальных образований дл€ опубликовани€ муниципальных правовых актов или иной официальной информации. ¬ случае если в муниципальном образовании не учреждено свое печатное средство массовой информации дл€ опубликовани€ муниципальных правовых актов или иной официальной информации, представл€етс€ возможным официальное опубликование муниципальных нормативных правовых актов о налогах в печатном средстве массовой информации, учрежденном в соответствующем субъекте –оссийской ‘едерации дл€ официального опубликовани€ правовых актов органов государственной власти этого субъекта –оссийской ‘едерации (иной официальной информации). Ќа указанное обсто€тельство обращено внимание в письме ћинистерства финансов –оссии от 3 августа 2005 г. N 03-06-02-02/57 <*>. -------------------------------- <*> Ёкономика и жизнь. 2005. N 36.

¬месте с тем полагаем, что опубликование нормативных правовых актов о налогах представительных органов поселений, муниципальных районов, городских округов в печатных средствах массовой информации, учрежденных в самих муниципальных образовани€х, представл€етс€ предпочтительным не только с точки зрени€ практической целесообразности, но и с точки зрени€ соблюдени€ законности. ѕоследнее обсто€тельство чрезвычайно важно ввиду того, что в отличие от ‘едерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-‘« ‘едеральный закон от 6 окт€бр€ 2003 г. N 131-‘« "ќб общих принципах организации местного самоуправлени€ в –оссийской ‘едерации" об€зывает органы местного самоуправлени€ учреждать свои печатные средства массовой информации дл€ опубликовани€ муниципальных правовых актов, иной официально информации, что следует из буквального толковани€ его п. 7 ч. 1 ст. 17. ќтсутствие в большинстве муниципальных образований, в первую очередь поселенческого уровн€, печатных средств массовой информации св€зано не в последнюю очередь с причинами материального, финансового, организационного характера. ќпределенным решением этой проблемы может стать опыт –еспублики ћордови€, где в муниципальных образовани€х поселенческого уровн€ печатные средства массовой информации учреждаютс€ представительными органами муниципального образовани€ - —оветами депутатов. ¬виду пон€тных проблем финансового характера редакцией данных средств массовой информации выступает администраци€ соответствующего муниципального образовани€, а главным редактором - глава администрации муниципального образовани€, назначаемый по результатам конкурса по контракту. ¬ муниципальных образовани€х, имеющих статус сельского поселени€, в которых уставом муниципального образовани€ предусмотрено формирование исполнительно-распор€дительного органа, возглавл€емого главой муниципального образовани€, исполн€ющим полномочи€ председател€ представительного органа муниципального образовани€, редактором газеты €вл€етс€ глава сельского поселени€. ¬ решени€х —оветов депутатов муниципальных образований указано, что печатное средство массовой информации учреждаетс€ дл€ издани€ официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов, а выпуск газет осуществл€етс€ по мере необходимости. –аспространение газеты осуществл€етс€ путем раздачи экземпл€ров жител€м муниципального образовани€ на основании письменных за€влений, поданных в администрацию. ѕредусмотрено также направление экземпл€ров газеты в библиотеку муниципального образовани€, прокуратуру соответствующего района и в ќјќ "√арант - ћордови€" (дл€ помещени€ текстов муниципальных правовых актов в справочно-правовую систему). –ешением —овета депутатов администрации муниципального образовани€ поручено предусмотреть при формировании местного бюджета средства на издание печатного средства массовой информации. Ќа основании ст. 20 «акона –оссийской ‘едерации "ќ средствах массовой информации", если редакци€ состоит менее чем из дес€ти человек, ее отношени€ с учредителем, включа€ вопросы взаимных прав и об€занностей учредител€, редакции, главного редактора, пор€дка назначени€ главного редактора, основани€ и пор€док прекращени€ и приостановлени€ де€тельности средства массовой информации и другие, могут определ€тьс€ замен€ющим устав договором между учредителем и редакцией (главным редактором). ѕоэтому представительный орган муниципального образовани€, €вл€ющийс€ учредителем печатного средства массовой информации, должен заключить с администрацией муниципального образовани€, выступающей в качестве редакции данного средства массовой информации, договор, предметом которого €вл€етс€ де€тельность по изданию газеты. ѕолагаем, что учредитель может быть наделен правом приостановлени€ или прекращени€ выпуска газеты в случае нарушени€ редакцией законодательства –оссийской ‘едерации и договора между учредителем и редакцией, правом об€зать редакцию бесплатно и в согласованные сроки опубликовать в газете муниципальные правовые акты, официальные сообщени€ и материалы. –едакци€ имеет право самосто€тельно получать информацию, самосто€тельно распредел€ть печатную площадь.  руг об€занностей учредител€ (представительного органа муниципального образовани€) может быть определен следующим образом: - в пределах своей компетенции оказывать содействие редакции в обеспечении помещением и оргтехникой дл€ издани€ газеты; - устанавливать предельные размеры ассигнований из районного бюджета дл€ целей финансировани€ выпуска газеты; - определ€ть сроки издани€ газеты; - предоставл€ть редакции необходимую информацию. –едакци€ (администраци€ муниципального образовани€) об€зана: - обеспечивать своевременный (по требованию учредител€) выход газеты; - организовывать редакционно-издательскую де€тельность; - распростран€ть газету путем раздачи жител€м муниципального образовани€ на основании письменных за€влений, поданных в администрацию соответствующего муниципального образовани€; - направл€ть экземпл€ры газеты в библиотеку муниципального района (городского округа или поселени€), прокуратуру соответствующего района, ќјќ "√арант - ћордови€"; - бесплатно и в согласованные сроки публиковать решени€ и иные муниципальные правовые акты, официальные сообщени€ и материалы, предоставленные учредителем или от его имени. ѕолагаем, что предложенный вариант решени€ проблемы, который нашел практическое воплощение в муниципальных образовани€х поселенческого уровн€ в –еспублике ћордови€, может быть применен в других субъектах –‘ с тем, чтобы норма ‘едерального закона "ќб общих принципах организации местного самоуправлени€ в –оссийской ‘едерации", относ€ща€ к полномочи€м органов местного самоуправлени€ по решению вопросов местного значени€ учреждение печатного средства массовой информации дл€ опубликовани€ муниципальных правовых актов, иной официальной информации, нашла реальное практическое воплощение. ¬ажность разрешени€ обозначенной проблемы заключаетс€ также в соблюдении на муниципальном уровне ч. 3 ст. 15  онституции –оссийской ‘едерации <*>, согласно которой нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и об€занности человека и гражданина, примен€ютс€ в том случае, если они официально опубликованы дл€ всеобщего сведени€. -------------------------------- <*> –оссийска€ газета. 1993. 25 дек.

Ќазвание документа пїњ