пїњ

ёридическа€ наука и ее логика

(„ернобель √. “.) ("∆урнал российского права", 2006, N 4) “екст документа

ё–»ƒ»„≈— јя Ќј” ј » ≈≈ Ћќ√» ј <*>

√. “. „≈–ЌќЅ≈Ћ№

„ернобель √. “., кандидат юридических наук.

»м€ ¬ладимира ћихайловича —ырых широко известно научной общественности, занимающейс€ теоретическим исследованием правоведческих проблем. Ќа ниве отечественного правоведени€ ученого называют главным методологом. ≈го работам присущи глубина теоретического видени€, опора на реальную, а не воображаемую фактуру, уважительное отношение к конструктивному историческому и теоретическому прошлому, последовательность научных убеждений и концептуальна€ преданность им, отсутствие философской мистики, нонконформистское отношение к €влени€м политико-правовой действительности, пон€тийно-терминологическа€ культура научного €зыка, подкупающее стилевое своеобразие авторской мысли. ¬. ћ. —ырых лишен отталкивающего преклонени€ перед авторитетами (локальными и общепризнанными), любит аргументированно поспорить (без наклеивани€ оскорбл€ющих €рлыков, постыдной ругани), что зар€жает его работы особой полемической энергетикой, не дающей теоретической мысли "спать", порождающей интересные научные обобщени€. Ёто хорошее качество. Ѕез критического запала нет подлинной науки. "—поры и разногласи€ неизбежны, пока умы и души не удалось еще никаким цензорам и опекунам наполнить одним содержанием" <*>. ¬елика роль правовых споров в формировании общественного мнени€, правосознани€, национального склада мыслей. -------------------------------- <*> јдамович √. ќдиночество и свобода. —ѕб., 2002. —. 197.

—ила того или иного теоретического отрицани€ в исследовани€х ¬. ћ. —ырых, как правило, равна силе его теоретического утверждени€. –аботы его упреждают излишнюю специализацию в правоведческом мышлении и, в сущности, закладывают теоретические основы общего учени€ о правовых ценност€х в системе общественных отношений, которое пока что находитс€ в эмбриональном состо€нии. ѕри исследовании любых правовых проблем ¬. ћ. —ырых преследует две главные цели: практическа€ польза решени€ проблемы и предвидение будущего. — этой точки зрени€ фундаментальный труд ¬. ћ. —ырых "Ћогические основани€ общей теории права" (не подвергавшийс€ еще критическому анализу) заслуживает особого внимани€. ¬первые предприн€та попытка теоретически раскрыть сложную системно-целостную взаимосв€зь таких компонентов общей теории права, как предмет и объект, философские и эмпирические основани€, теори€ и метод, образующие логическую структуру общей теории права. Ўирокий мыслительный "разбег" автора, затрагивающий массу проблемных вопросов, не позвол€ет в краткой рецензии дать оценку всем теоретическим наблюдени€м, положени€м, выводам, содержащимс€ в работе. ’отелось бы выделить следующие ценностно-значимые, на наш взгл€д, аспекты. 1. ќтстаива€ идею объективного познани€ права как основополагающего регул€тора общественных отношений, исследу€ закономерности развити€ и функционировани€ общей теории права, автор, руководству€сь диалектико-материалистическим методом, соедин€ющим в себе чувственное и рациональное, анализ и синтез, реальный практический опыт и здравое научное умозрение, всеохватно раскрыл специфику общественных закономерностей, детерминирующих правовое бытие, его пор€док и стандарты. ѕри этом справедливо отмечаетс€, что невежественное, фаталистическое преклонение перед обозначенным методом, неумение правильно пользоватьс€ им в конкретных исследовани€х не способствовали в прошлом укреплению его научного авторитета, успешному развитию отечественного правоведени€, порождали вс€ческие квазинаучные хитросплетени€. "¬ научном познании, - подчеркивает автор, - диалектический (и исторический) материализм выполн€ет мировоззренческую, аксиологическую, теоретическую, методологическую и эвристическую функции" (т. I, с. 187). –оль юридической науки заключаетс€ в том, что посредством всей системы ее абстракций осуществл€етс€ логический переход от единичного к особенному и от него ко всеобщему, постига€ при этом сущность €влений, закономерностей общественной жизни. ¬ерно освещаетс€ значение субъективного фактора в детерминации правовых отношений, разнообразных и сложных по своему генезису и функциональному характеру, развивающихс€ по спирали, неоднозначно. ¬ частности, если законы природы неподвластны произволу власть имущих, выказывают, про€вл€ют себ€ стабильно, безотказно, безошибочно, то закономерности правовых отношений, как и закономерности любых иных общественных отношений, напротив, часто дают функциональные "сбои" из-за ошибочного или произвольного обращени€ с ними. “ак, в качестве закономерного выдаетс€ порой то, что никак не св€зано с объективной необходимостью (к которой, как известно, сводитс€ вс€ прескриптивна€ значимость правовых нормативов, их всеобщность и об€зательность) и что, соответственно, ведет к серьезным неполадкам в системе государственного управлени€, социальна€ эффективность, конструктивна€ результативность которого предопределены реальными (а не мнимыми) закономерност€ми общественного развити€. 2. ¬ работе убедительно раскрыты логические закономерности становлени€, функционировани€ и развити€ права как регул€тивного феномена. ќбщественный процесс - это логический процесс. ¬с€ка€ нормальна€ человеческа€ жизнь развиваетс€ по законам логики. «аконы логики - это законы реальной, а не виртуальной жизни; они имеют всеобщий характер, действуют во всех сферах человеческого быти€. ќсобо значимы эти законы в системе правовых отношений. «нание логики, умение оперировать логическим знанием €вл€ютс€ краеугольным камнем правового мышлени€, показателем его профессиональной глубины. ¬ правовых отношени€х нечто материальное или духовное приобретает определенные ценностные черты лишь тогда, когда тем или иным субъектом этих отношений логически осознаетс€ его социальна€ важность, практическа€ жизненна€ значимость. ¬ырабатыва€, руководству€сь правовой логикой, определенную ценностную ориентацию, то есть выдел€€ в системе €влений действительности полезное, благостное, субъект правовых отношений получает возможность результативно действовать в соответствии со своими потребност€ми, интересами.  ажда€ эпоха человеческой истории имеет свою правовую парадигму, выдел€ющую главенствующее значение тех или иных теоретико-логических постулатов, концептов в их соотношении, взаимосв€зи, взаимозависимости в соответствии с нормативно-правовыми идеалами, выработанными научной мыслью, практическим опытом. Ћогика обеспечивает последовательный мотивационный и смысловой строй законодательного, иного нормативно-правового акта, рационализирует его содержательную структуру, способствует его стабильному, эффективному функционированию. ¬ цивилизованном обществе вс€ система правовых отношений всегда рассматриваетс€ и оцениваетс€ сквозь призму правовой логики, котора€ в своей ипостаси есть сама€ практична€ логика, диктуема€ реальными жизненными потребност€ми, интересами, а не теми или иными амбици€ми власть имущих. Ќе вс€кий нормативно-правовой акт легитимен с правовой точки зрени€. "ѕрипомните, - писал в XIX в. полузабытый ныне выдающийс€ русский критик ƒ. ». ѕисарев, - историю отвлеченных законодательных теорий, которые втискивались в жизнь народа по воле отдельного лица; что сделалось с этими теори€ми? »х выкидывал народ из своей жизни, или он их проглатывал и перерабатывал так, что гола€ теори€ становилась неузнаваемою" <*>. ¬с€ка€ произвольна€ перестройка социальных отношений всегда чревата резкими и решительными переворотами. -------------------------------- <*> ѕисарев ƒ. ». ѕолное собрание сочинений и писем в двенадцати томах. “. 4. ћ.: Ќаука, 2001. —. 209, 213.

 расной нитью в работе ¬. ћ. —ырых проходит мысль о том, что логика правового идеала и логика реальной правовой действительности - не одно и то же. ¬ остром полемическом ключе этот укор обращен как в прошлое, так и в насто€щее российской действительности, оплаченные судьбой миллионов р€довых тружеников. 3. ¬торой том рецензируемого труда ¬. ћ. —ырых ("Ћогика правового исследовани€") воспринимаетс€ как методологическое ноу-хау диссертационных исследований, что так актуально дл€ нашей современности, заполненной возрастанием интереса к ученым степен€м. Ќаука - это организованное знание. ѕсихическое состо€ние вс€кого начинающего соискател€ ученой степени автор сравнивает с состо€нием случайного посетител€ симфонического концерта. "Ќо если посетитель концерта симфонической музыки свою некомпетентность вполне может скрыть неистовыми аплодисментами и даже криками "браво", то соискатель этим ограничитьс€ не может. ќн об€зан как можно быстрее сменить свою недостаточную компетентность глубокими знани€ми, а также необходимыми навыками и умени€ми" (т. 2, с. 12). јвтор, в силу своих возможностей, решил оказать действенную методологическую помощь соискател€м ученых степеней по юридическим наукам. ¬ нашей юридической литературе така€ помощь, обобщающа€ многовековой опыт творческой научной де€тельности, предприн€та впервые. ¬ авторском изложении материал настолько колоритен, что читаетс€ как занимательный роман.

Ќазвание документа пїњ