пїњ

”ниверситетский устав –оссийской империи 1863 года - режим академической свободы

(¬олосникова Ћ. ћ.) ("»стори€ государства и права", 2006, N 5) “екст документа

”Ќ»¬≈–—»“≈“— »… ”—“ј¬ –ќ——»…— ќ… »ћѕ≈–»» 1863 √ќƒј - –≈∆»ћ ј јƒ≈ћ»„≈— ќ… —¬ќЅќƒџ

Ћ. ћ. ¬ќЋќ—Ќ» ќ¬ј

¬олосникова Ћ. ћ., кандидат исторических наук, “юменский государственный университет.

”лучшение положени€ университетов было св€зано с началом царствовани€ јлександра II. — 1856 г. вновь стали практиковатьс€ запрещенные в 1848 г. командировки выпускников за границу дл€ подготовки к профессорскому званию. »нститут казеннокоштных студентов, которые всегда в отличие от "своекоштных" (обучавшихс€ за свой счет) подвергались пристальному контролю со стороны администрации, был заменен выдачей стипендий. ¬ университетах по€вилось большое количество молодых профессоров, бывших в основном приверженцами либеральных идей. ¬ 1856 г. началась разработка нового университетского устава, проект которого был подготовлен к 1858 г. ќбсуждение проекта велось медленно, он не был известен широким кругам общества. ћежду тем в университетах возникли студенческие беспор€дки, прин€вшие столь серьезный характер, что, например, ѕетербургский университет вообще был закрыт с 20 декабр€ 1861 г. ¬ св€зи с этим подготовка устава активизировалась. Ќовый проект, выработанный с участием профессоров, был отправлен крупным европейским ученым и специалистам в области высшего образовани€ с просьбой прислать отзывы; в 1862 г. в длительную командировку отправилс€  . ƒ.  авелин, которому было поручено ознакомитьс€ с организацией высшей школы в √ермании, ‘ранции и других государствах <*>. ѕосле длительных дискуссий был выработан компромиссный вариант устава, утвержденный јлександром II 18 июн€ 1863 г. <**>, одновременно с документом о реформе ћинистерства народного просвещени€ <***>. -------------------------------- <*> »сторический обзор де€тельности ћинистерства народного просвещени€ (1802 - 1902) / —ост. —. ¬. –ождественский. —ѕб., 1902. —. 413 - 417. <**> ќбщий устав »мператорских российских университетов от 18 июн€ 1863 г. // —борник постановлений по ћинистерству народного просвещени€. “. 3: 1855 - 1864. —ѕб., 1876. —т. 517. <***> ”чреждение ћинистерства народного просвещени€ от 18 июн€ 1863 г. // —борник постановлений по ћинистерству народного просвещени€. “. 3. —т. 515.

”став 1863 г. (предназначалс€ дл€ университетов ѕетербурга, ћосквы,  азани, ’арькова и  иева), хот€ и не удовлетворил всех требований сторонников академической свободы, исходил из понимани€ университетов как центров науки и необходимости отмены чрезмерной регламентации их де€тельности. ѕреобразование ћинистерства привело к децентрализации управлени€ высшим образованием, передаче р€да полномочий министра попечител€м и органам университетского самоуправлени€. —труктура университета и факультетов осталась прежней. ѕреподаватели подраздел€лись на ординарных и экстраординарных профессоров, доцентов (вместо адъюнктов) и лекторов. ¬первые был введен институт приват-доцентуры (по образцу немецких университетов, с установлением аналога габилитационных процедур), с предоставлением университету права принимать приват-доцентов в неограниченном количестве, а приват-доцентам - самим выбирать курсы, которые они желают читать (І 6, 68, 73 - 75). ƒопускалось и увеличение числа профессоров и доцентов по сравнению с предусмотренным в ”ставе (І 21). ѕроизошло некоторое сближение статуса разных групп преподавателей: кафедры могли замещатьс€ как ординарными, так и экстраординарными профессорами, а на временной основе - и доцентами; доценты получили право участи€ в факультетских собрани€х (І 10, 20). —овет становилс€ главным органом университетского самоуправлени€. — утверждени€ министра он избирал ректора, проректора или инспектора и профессоров. ≈сли факультетскому собранию не удавалось избрать декана, его выборы также передавались в совет. “олько в случае, когда вакантна€ кафедра оставалась незамещенной в течение года, министр мог назначать профессора по своему усмотрению (І 72). —овет был вправе с утверждени€ министра делить факультеты на отделени€, замен€ть одни кафедры другими, соедин€ть и раздел€ть их, отправл€ть выпускников, выбранных факультетами, за рубеж в научные командировки <*>. »збрание на все другие ученые и административные должности (включа€ университетских судей), допуск приват-доцентов к чтению лекций, установление правил приема студентов и их поведени€ совет имел право производить с утверждени€ попечител€. Ќаконец, вполне самосто€тельно совет распредел€л предметы по факультетам и утверждал факультетские постановлени€ о пор€дке их преподавани€; утверждал в ученых степен€х (с 1837 г. это право ограничено было утверждением попечител€ - дл€ кандидатской, министра - дл€ обеих высших степеней), присуждал медали и премии за научные работы, рассматривал смету, распредел€л штатные суммы на учебные пособи€, по факультетам, оставл€л при университете выпускников дл€ подготовки к профессуре и объ€вл€л конкурсы дл€ зан€ти€ вакантных кафедр, утверждал в необходимых случа€х постановлени€ университетского суда (І 42). ¬се остальные должностные лица университета действовали под непосредственным контролем совета. ‘акультетские собрани€ были наделены широкими полномочи€ми по научным и учебным вопросам, но их постановлени€ требовали, как правило, утверждени€ со стороны совета (І 23). ѕравление, в составе которого больше не было "синдика" (вместо него в правление входил проректор или инспектор) (І 50), занималось, как и прежде, административно-хоз€йственными делами (І 51 - 55). Ќесмотр€ на готовившуюс€ судебную реформу, направленную на создание общих судов дл€ всех подданных, ”став 1863 г. восстановил университетский суд, причем обособил его от правлени€ (очевидно, по примеру немецких университетов). ”ниверситетский суд состо€л из трех избранных советом профессоров; на случай болезни или отсутстви€ таковых избирались также и кандидаты. ќдин из судей должен был быть непременно юристом, и на него возлагалось председательство при разбирательствах. —удьи и кандидаты утверждались попечителем. ¬едению университетского суда подлежали передаваемые ему из правлени€ дела касательно студентов: 1) о нарушении ими в здани€х и учреждени€х университета пор€дка, особыми правилами каждого из них установленного; 2) о столкновени€х между студентами с одной стороны и преподавател€ми и должностными лицами университетскими - с другой, хот€ бы таковые столкновени€ произошли и вне зданий и учреждений университета. ѕравила о взыскани€х, налагаемых на студентов инспектором, ректором, правлением и судом, а также о пор€дке делопроизводства в суде не были решены общим уставом, а были отданы на усмотрение университетских советов, по утверждению их попечител€ми. -------------------------------- <*> ¬ XIX в. в системе российского высшего образовани€ сложилс€ институт "профессорских стипендиатов" - аналог современной аспирантуры. Ћучшие выпускники вузов зачисл€лись на службу в ћинистерство народного просвещени€ и, подготовив и защитив диссертацию на соискание ученой степени магистра, становились преподавател€ми. Ѕольшинство данных лиц работало над диссертацией на базе своей alma mater, но часть командировалась в иностранные университеты.

”став предусматривал наблюдение за использованием правил, установленных дл€ студентов и других слушателей, которое возложено было на особое лицо, избираемое советом из среды своих членов или из сторонних чиновников. ¬ первом случае такое лицо именовалось проректором, во втором - инспектором.  ак тот, так и другой утверждались министром. ¬ своей де€тельности названные лица должны были руководствоватьс€ инструкцией, данной им советом, утвержденной попечителем и основанной на подлежащих параграфах ”става 1863 г. ¬ экстренных случа€х университетска€ администраци€ могла принимать экстренные меры, с разрешени€ на сей предмет ректора. ¬ помощь проректору и инспектору дл€ наблюдени€ за пор€дком назначалось несколько помощников - субинспекторов, а дл€ делопроизводства - секретарь по студенческим делам. ¬ студенты университетов согласно новому ”ставу положено принимать без вступительного экзамена молодых людей, достигших 17-летнего возраста и притом окончивших успешно гимназический курс; но при этом совету университета предоставлено было в тех случа€х, когда он признает нужным, проверить степень знаний желающих поступить в университет. ѕрием студентов был освобожден от излишних формальностей, и со стороны вновь поступивших отбиралась лишь подписка в соблюдении выработанных университетом правил, в которых €сно обозначены были запрещаемые действи€ и соответствующие иным взыскани€. ≈сли нарушение студентом этих правил сопровождалось каким-либо уголовным преступлением, то по исключении виновного университетским судом из университета он посылалс€ с препровождением копии с приговора об исключении к уголовному суду. Ќошение формы было отменено, и вне зданий и учреждений университета студенты подчинены были полицейским установлени€м на общем основании. Ќикака€ организаци€ студенческой общины допущена не была, и студенты были признаны "отдельными посетител€ми университета", не имеющими между собой ничего общего, кроме определенных и формальных академических об€занностей. ¬ новом ”ставе подробно было сказано об ученых степен€х, способах и услови€х их получени€, о почетных членах, о средствах дл€ развити€ ученой де€тельности университетов, о правах и преимуществах университетов, пенси€х и преимуществах службы в университете. ¬се университеты были поставлены под особое покровительство его императорского величества, с присвоением им наименовани€ "императорский". ќни снабжены были собственной печатью, освобождены от платежа весовых денег, гербового сбора, от пошлины и цензуры за выписываемые из-за границы книги, коллекции и учебные пособи€; университетам разрешено было издание периодических трудов ученого содержани€ и "имение собственных типографий и книжных лавок" на общем основании; им предоставлено было приобретать собственность, а здани€ их освобождены от квартирной повинности и городских сборов. ¬ажной стороной нового ”става было повышение окладов содержани€ профессоров, доцентов и прочих должностных лиц, а также общее усиление университетских средств дл€ вспомогательных учреждений. —одержание ординарных профессоров определено было в 3000 руб. в год, экстраординарных - в 2000 руб., штатных доцентов - в 1500 руб. Ќовый ”став увеличил почти вдвое оклады, так как прежде профессора получали по 2000 руб., адъюнкты по 800 руб., лекторы по 600 руб. ¬се означенные меропри€ти€, по замыслу законодател€, должны были дать полезные результаты по следующим соображени€м: "1) ”величение числа кафедр доставит возможность профессорам читать предметы свои основательнее и в то же врем€ расширить, сообразно состо€нию науки, круг ученой де€тельности университетов; 2) дозволение раздел€ть факультеты на отделени€, ограничива€ близкими один к другому предметами круг зан€тий студентов, доставить им возможность более основательно изучить те науки, которым они себ€ посв€тили; 3) увеличение средств университетов на библиотеки, кабинеты, лаборатории и вообще на учебные пособи€ доставить возможность профессорам преподавать, а студентам изучать науку, сообразно современному состо€нию оной; 4) утверждение звани€ приват-доцентов доставить посто€нное, естественное средство к замещению вакансий профессорских, создав в самом университете питомник профессоров и в то же врем€ возбудив соревнование между профессорами и приват-доцентами, будет посто€нно поддерживать всю ученую де€тельность; 5) повышение окладов содержани€, привлека€ к должности профессоров способных и достойных лиц, которые в противном случае были бы вынуждены искать себе другой де€тельности, будет также удерживать в университетах профессоров, которые, по случаю прежнего, слишком ограниченного содержани€, вынуждены или вовсе оставл€ть ученую де€тельность, или, кроме преподавани€ в университете, прибегать к другим средствам жизни; 6) требование гимназического аттестата ото всех молодых людей, желающих вступить в университет, изменит к лучшему состав аудиторий, наполнив оные лицами, достаточно подготовленными дл€ слушани€ университетского курса; 7) введение составленных каждым университетом и утверждаемых попечителем правил о пор€дке в университете и о наказани€х по приговорам суда, состо€щего из профессоров, с тем притом, чтоб эти приговоры утверждались в важных случа€х всей коллегией профессоров, должно иметь благие последстви€ дл€ спокойстви€ университетской жизни; 8) больша€ степень участи€ всех профессоров в делах университета возбудит в них большее участие к интересам оного и св€жет их общею нравственною ответственностью за благоденствие университета, а предоставление каждому университету начертани€ дл€ себ€ правил по разным предметам академической жизни, придержива€сь указаний министерства только в главных основани€х, доставит возможность каждому университету развиватьс€ самобытно и своеобразно, смотр€ по местным потребност€м, не подчин€€сь в предметах меньшей важности однообразной дл€ всех университетов регламентации". ѕрофессора и доценты были об€заны подробно отчитыватьс€ перед факультетским собранием о своей преподавательской работе.  оличество часов в неделю дл€ каждого штатного преподавател€ также устанавливалось факультетом, от которого зависело и распределение курсов (І 82, 83). Ёти ограничени€ не распростран€лись, однако, на приват-доцентов, которые, не будучи штатными преподавател€ми и не получа€ жаловань€, обладали гораздо большей самосто€тельностью в академических делах (І 74, 75). ”ниверситет сохранил традиционные налоговые льготы и административные привилегии. ѕри этом І 132 ”става, где речь шла о праве университетов вести книгоиздательскую де€тельность, разрешал им публиковать и периодические издани€ научного характера. Ќормы ”става 1863 г., касающиес€ статуса студентов, пор€дка поступлени€ в университет, экзаменов, присуждени€ ученых степеней, дисциплины и т. д., остались во многом прежними. ¬опреки предложени€м  авелина, указывавшего на положительный опыт √ермании, "свобода учени€" в российских университетах так и не была введена. ѕоэтому иде€ параллельных курсов и конкуренции приват-доцентов с профессорами отпала сама собой: институт приват-доцентуры не мог получить развити€ на практике. ”став не предусматривал права женщин обучатьс€ в университете, хот€ в поддержку такого права высказались единогласно советы всех университетов, кроме ћосковского. Ќе были легализованы студенческие организации, что могло бы отвлечь их от политической де€тельности в сторону научной и в любом случае способствовало бы прекращению студенческих беспор€дков. ѕолномочи€ попечител€ были несколько сокращены, но все равно оставались слишком обширными и неопределенными; замечани€  авелина о необходимости их сокращени€ и конкретизации <*> не были учтены. -------------------------------- <*>  авелин  . ƒ. «амечани€ на "ѕроект общего устава императорских российских университетов" // —обр. соч. “. 3. —тб. 227 - 230. —м. также: √линский Ѕ. Ѕ. ”каз. соч. —. 724 - 727.

“аким образом, в данном ”ставе с немецким принципом автономной профессорской корпорации был соединен французский принцип об€зательности учебного плана и курсовых экзаменов дл€ студентов <*>. ¬ ”ставе 1863 г. так и не нашла отражени€ главна€ черта германской модели обучени€, в которой нет никаких программ, наука свободна, методы свободны, выбор предмета свободен, профессор свободен, даже студент свободен. —вобода оживл€ет, одушевл€ет все. —вобода учени€, как и свобода преподавани€, безгранична в немецких университетах. —тудент избирает себе как университет и науку, так и преподавател€, и даже план зан€тий; от него вполне зависит выбор лекций, который он хочет слушать, и работы, которые он хочет сделать. √лавна€ цель научного преподавани€ заключаетс€ в том, чтобы учащийс€ приучалс€ научно думать, т. е. понимать, провер€ть научные исследовани€ и самосто€тельно вести их и затем также разрешать практические задачи на основании научных данных. ѕо этому предмету известный германский ученый √. ‘. «ибель так формулировал свою точку зрени€: "¬ажно, чтобы студент получил €сное представление о цели науки и о методах, посредством которых она разрешает эту задачу; необходимо, чтобы он сам применил некоторые из этих методов, хот€ на одном каком-нибудь вопросе, и чтобы он хот€ бы некоторые проблемы проследил до последних следствий, до такой точки, где бы он мог себе сказать, что никто его не может научить чему-либо новому, что здесь он стоить твердо и уверенно на собственных ногах и имеет право решать по собственному разуму. Ёто сознание собственными средствами достигнутой самосто€тельности - неоцененное приобретение. —амый предмет, который подвергалс€ наследованию, не играет при этом роли: важно лишь, чтобы человек хот€ бы на маленьком вопросе порвал зависимость от школы, чтобы он испробовал силы и средства, с которыми он отныне должен приступить к подробному же разрешению вс€кой новой задачи; чтобы эта работа в разгаре счастливой молодости выработала из юноши взрослого человека". -------------------------------- <*> ћилюков ѕ. Ќ. ”каз. соч.

Ќесмотр€ на компромиссный характер, ”став 1863 г. значительно расширил свободу науки и преподавани€, создав услови€ дл€ эффективной де€тельности университетов, повысив их научно-исследовательский потенциал. — 1 ма€ 1865 г. он распространилс€ на только что открывшийс€ Ќовороссийский университет (в ќдессе). ¬ то же врем€ нарастало недовольство ”ставом в кругах консерваторов, считавших его чрезмерно либеральным. ¬ 70-е гг. XIX в., когда министром народного просвещени€ становитс€ ƒ. ј. “олстой, а затем ». ƒ. ƒел€нов, начинаетс€ новое наступление на университетскую автономию. ѕосле убийства јлександра II, которое ненадолго отсрочило вопрос о преобразовании университетов, в 1882 - 1884 гг. “олстой и ƒел€нов разработали проект очередного общеуниверситетского устава, подвергнутый резкой критике общественностью и самими университетами. ѕроект встретил противодействие и в √осударственном —овете, куда был внесен дл€ обсуждени€, но в итоге все же был утвержден јлександром III 15 августа 1884 г. <*> и распространен на все шесть действующих российских университетов, а затем и на “омский, учрежденный 25 ма€ 1888 г. -------------------------------- <*> »сторический обзор де€тельности ћинистерства народного просвещени€. —. 610 - 615.

Ќазвание документа пїњ