пїњ

Ќормативное и индивидуальное правовое регулирование

(–ешетов ё. —.)

("¬естник ѕермского университета", 2013, N 2)

“екст документа

Ќќ–ћј“»¬Ќќ≈ » »Ќƒ»¬»ƒ”јЋ№Ќќ≈ ѕ–ј¬ќ¬ќ≈ –≈√”Ћ»–ќ¬јЌ»≈

ё. —. –≈Ў≈“ќ¬

–ешетов ё. —., доктор юридических наук, профессор, зав. кафедрой теории и истории государства и права,  азанский (ѕриволжский) федеральный университет.

ѕравовое регулирование - категори€ общей теории права, позвол€юща€ пон€ть важные аспекты государственно-правовой действительности. –ешать эту задачу можно по-разному. «десь не может быть единого подхода. ¬ данной статье познание правового регулировани€ базируетс€ на исследовании нормативного и индивидуального правового регулировани€. ѕри этом основное внимание удел€етс€ вопросам их соотношени€.

 лючевые слова: право; индивидуальное правовое регулирование; нормативное правовое регулирование.

Normative and individual legal regulation

Yu. S. Reshetov

Reshetov Yu. S., Kazan (Volga Region) Federal University.

Lawful regulation - category of the general theory of right, which makes it possible to understand the important aspects of state - lawful reality. To solve this problem is possible differently. Here it cannot be unified approach. In this article the knowledge of lawful regulation is based on a study of normative and individual lawful regulation. In this case primary attention is paid to questions of their relationship.

Important aspect of the study of lawful regulation - its connection with the action of right in the time, in the space and in the circle of the persons. Right always acts in the time, in the space and in the circle of the persons.

Lawful regulation must be accomplished taking into account its expediency. By no means always, although it is possible, it is worthwhile to come running to the lawful regulation.

Resolution of a question about interaction of the realization of right with the lawful regulation is hindered. Norma rights, being the means of juridical action on the people, themselves realize through the external and internal forms of regulation and self - regulation of the behavior of people, which present response reaction to the normative - organizational mediation of social relations, which is been the basic direction of lawful action on the behavior of people.

Key words: right; individual lawful regulation; normative lawful regulation.

Ќормативность - один из признаков права. —одержанием права €вл€ютс€ велени€ общего характера, выраженные в виде государственно-властных предписаний. Ќормы права позвол€ют ввести в жизнь людей организованность, упор€доченность, безопасность. ƒостигаетс€ же это, когда право действует. ѕравовое регулирование тесно св€зано с действием права. ћесто правового регулировани€ в механизме действи€ права определ€етс€ социальной ролью права. ѕредназначение права состоит в регулировании общественных отношений. ѕоэтому определ€ющей функцией права €вл€етс€ регул€тивна€. Ёто направление воздействи€ права на сознание и поступки людей отличаетс€ от информационного, воспитательного и ценностно-ориентационного действи€ права. ѕравовое регулирование выступает в качестве специально-юридической составл€ющей механизма действи€ права. “ака€ трактовка правового регулировани€, несомненно, значима. ќднако она не дает ответа на вопрос, из чего складываетс€ правовое регулирование. ќдин из возможных ответов на данный вопрос - выделение в правовом регулировании соответствующей де€тельности и непосредственно св€занных с ней правовых средств.

ѕравовое регулирование складываетс€ из целенаправленных действий людей. ¬ нем нет места дл€ пассивного юридически значимого поведени€, бездействи€. ƒе€тельность, котора€ входит в механизм правового регулировани€, отличаетс€ специальной, юридической направленностью. ѕоэтому ее нельз€ верно пон€ть без учета соответствующих правовых средств - норм права, правовых отношений, нормативных и индивидуальных юридических актов. ¬се они играют свою роль в системе правового регулировани€ общественных отношений.

¬ажный аспект изучени€ правового регулировани€ - его св€зь с действием права во времени, в пространстве и по кругу лиц. ѕраво всегда действует во времени, в пространстве и по кругу лиц. Ёти параметры действи€ права устанавливаютс€ в ходе правотворческой де€тельности, €вл€ющейс€ нормативным правовым регулированием общественных отношений. ƒействие норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц целесообразно соотнести с пределами правового регулировани€. ѕределы правового регулировани€ фиксируют границу юридического воздействи€ на общественные отношени€, отграничивают область правового регулировани€ от социального регулировани€, не €вл€ющегос€ правовым. ƒействие же норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц очерчивает границы их реализации. ѕричем это границы и индивидуального правового регулировани€, которое входит в механизм реализации права. ѕределы правового регулировани€ отражают место и роль юридических средств в системе общего социального регулировани€. ѕричем они определ€ютс€ объективными обсто€тельствами. ≈сть такие общественные отношени€, которые не поддаютс€ внешнему правовому регулированию. —пециальные юридические средства в данном случае не срабатывают.

ѕравовое регулирование нужно осуществл€ть с учетом его целесообразности. ќтнюдь не всегда, хот€, возможно, и стоит, нужно прибегать к правовому регулированию. »сторический опыт свидетельствует, что чрезмерна€ правова€ "заорганизованность" поступков людей приводит к отрицательным результатам. «десь действовать нужно продуманно и взвешенно. ¬ пределах правового регулировани€ отражаетс€ сложное взаимодействие юридических инструментов с экономическими, социальными, политическими, духовными, семейными и иными обсто€тельствами. Ёто об€зательно нужно учитывать в правовой политике государства. ¬опрос же о действии норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц во многом предстает как сугубо юридический. “ак, одна из правовых аксиом гласит - закон обратной силы не имеет. Ќе трудно обнаружить св€зь этой аксиомы с действием норм права во времени.

Ќормативное и индивидуальное правовое регулирование может быть как односторонне-властным, вертикальным, так и договорным, горизонтальным. ќблада€ относительной самосто€тельностью, эти виды правового регулировани€ не исключают, а дополн€ют друг друга. ѕервое св€зано с пр€мым властным регулированием общественных отношений. ¬заимообусловленность функционировани€ государственной, муниципальной власти и права воплощаетс€ здесь довольно последовательно. ќдносторонне-властное, вертикальное правовое регулирование сопровождаетс€ изданием нормативных и индивидуальных (правоприменительных) актов. ѕри этом процесс создани€ таких юридических актов облекаетс€ в особые правотворческие и правоприменительные отношени€. јвтономное, горизонтальное правовое регулирование осуществл€етс€ на базе соглашений. —убъекты, наход€щиес€ в автономном положении друг к другу и заключающие разного рода нормативные и индивидуальные правовые договоры, регулируют не только собственное поведение, но и устанавливают взаимные права и об€занности. ѕричем осуществление правовых договоров отличаетс€ от реализации нормативных и индивидуальных актов. ¬оплощение в жизнь правовых договоров может, в частности, порождать особую де€тельность по обеспечению выполнени€ прин€тых сторонами об€зательств. “еори€ международного права немало внимани€ удел€ет имплементации норм международного права. » в этом нет ничего особенного. ¬едь это проблема полной реализации прин€тых государствами в соответствии с международным правом об€зательств.

јнализ нормативного и индивидуального правового регулировани€ предполагает освещение вопроса о месте правового регулировани€ в системе общественных отношений, у€снение диалектики сфер жизни общества и правового регулировани€. ј дл€ этого нужно рассмотреть предмет правового регулировани€. ѕредметом правового регулировани€ €вл€етс€ то, на что оно направлено. ѕоэтому можно предположить, что предмет находитс€ вне правового регулировани€, отделен от него. ќднако такой вывод можно прин€ть применительно к общественным отношени€м, которые в ходе правового регулировани€ лишь станов€тс€ правовыми, остава€сь фактически экономическими, семейными, управленческими, трудовыми и т. д. »ное происходит с общественными отношени€ми (налоговыми, пенсионными, процессуальными и др.), которые не существуют без права. ѕорождаемые государственно-правовой действительностью, эти отношени€ предстают как чисто юридические. ¬ данном случае правовое регулирование осуществл€етс€ изнутри. ѕри этом индивидуальное (правоприменительное) правовое регулирование здесь становитс€ более распространенным, сложным, требующим правового профессионализма. ¬се это позвол€ет пон€ть, каким образом юридическа€ де€тельность становитс€ относительно самосто€тельным видом человеческой де€тельности, вы€вить ее место в системе общественных отношений.

ѕри познании нормативного и индивидуального правового регулировани€ важно соотнести правовое регулирование с реализацией права. –еализаци€ прав и об€занностей нередко рассматриваетс€ в качестве элемента, стадии правового регулировани€ [5, с. 439; 10, с. 626]. ¬ соответствии с другим мнением сводить реализацию права к элементу правового регулировани€ будет ошибкой, так как этот механизм в целом и есть реализаци€ права [9, с. 250]. ј это побуждает рассмотреть названную проблему, конкретизировать наши представлени€ о соотношении правового регулировани€ и правореализации, нормативного и индивидуального правового регулировани€.

¬начале подчеркнем следующее. –ассмотрение норм права и правоотношений в качестве элементов механизма правового регулировани€ не исключило их самосто€тельного исследовани€. ¬ отечественной юриспруденции продолжают разрабатыватьс€ научные представлени€ о правовых нормах и правовых отношени€х. Ќе в меньшей мере нужны самосто€тельные исследовани€ и реализации права. ѕравова€ абстракци€ "осуществление права" имеет самосто€тельное значение. ќна, как отмечал ј. ћ. ¬асильев, имеет свои пон€тийные р€ды. ѕри этом категории "законность", "правоотношение" выступают в пон€тийных р€дах абстракции "осуществление права" как один из моментов ее конкретизации [3, с. 175].

–ешение вопроса о взаимодействии реализации права с правовым регулированием затрудн€етс€ в частности следующим. Ќормы права, €вл€€сь средством юридического воздействи€ на людей, сами реализуютс€ через внешние и внутренние формы регулировани€ и саморегулировани€ поведени€ людей, которые представл€ют ответную реакцию на нормативно-организационное опосредование общественных отношений, €вл€ющеес€ основным направлением правового воздействи€ на поведение людей. ѕри этом формы регулировани€ и саморегулировани€ поведени€ есть различные составл€ющие процессов реализации права. ‘ормируютс€ же и развиваютс€ они под вли€нием не только правовых норм, но и реальных экономических, социальных, политических и духовных условий жизни людей. Ќемаловажно и следующее. ƒействи€ участников реализации права, которые завершаютс€ изданием индивидуальных правовых актов, вход€т в правовое регулирование. ѕоведение же участников реализации правовых норм, которое не получает институционного воплощени€ в виде средств правового воздействи€ и отличаетс€ саморегул€цией, не входит в правовое регулирование.

—оотношение нормативного и индивидуального правового регулировани€ в немалой степени зависит от принципа разделени€ властей. ќбычно выдел€ют законодательную, исполнительную и судебную власти. «аконодательна€ власть принадлежит парламенту, исполнительна€ - правительству, судебна€ - суду. ¬первые принцип разделени€ властей в нашей стране получил конституционное оформление в 1993 году.  онституци€ –оссийской ‘едерации в ст. 10 закрепила: "√осударственна€ власть в –оссийской ‘едерации осуществл€етс€ на основе разделени€ на законодательную, исполнительную и судебную. ќрганы законодательной, исполнительной и судебной власти самосто€тельны". «аконодательна€ де€тельность составл€ет основу правотворчества. ¬ создании и изменении общеоб€зательных правовых велений и заключаетс€ смысл этой де€тельности. «десь уместно отметить, что нормативность €вл€етс€ одним из признаков закона. ќрганы исполнительной власти занимаютс€ подзаконным нормативным и индивидуальным правовым регулированием, а суды - применением норм права. —вой вклад в дело разделени€ власти в –оссии должен внести федерализм. Ёта форма государственного устройства позвол€ет дополн€ть горизонтальное разделение власти ее разделением по вертикали, €вл€етс€ важным фактором отечественной "системы сдержек и противовесов". Ќа основе разделени€ власти по вертикали можно выделить следующие уровни правового регулировани€: федеральный, региональный и местный. Ќа федеральном уровне правовое регулирование осуществл€етс€ ‘едеральным —обранием –‘, ѕрезидентом –‘, ѕравительством –‘, министерствами, федеральными службами, федеральными судами, иными властными федеральными институтами. Ќа региональном уровне правовым регулированием занимаютс€ соответствующие органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Ќа местном уровне этим делом занимаютс€ прежде всего органы местного самоуправлени€, которые не вход€т в систему органов государственной власти. –азделение властей играет важную роль в деле оптимизации нормативного и индивидуального правового регулировани€.

¬ажное значение дл€ характеристики взаимодействи€ правового регулировани€ и реализации права имеет трактовка правоприменительной де€тельности. »ногда ее рассматривают в качестве предпосылки, юридического факта по отношению к использованию, исполнению и соблюдению правовых установлений, формы организации определенного поведени€, а не формы реализации права [8].

ѕравоприменению (властному индивидуальному правовому регулированию) присущи черты, отличающие его от таких форм реализации права, как использование, исполнение и соблюдение права. ѕрименение права не стоит в одном р€ду с ними. Ќо это не означает, что правоприменение не есть форма правореализующей де€тельности. ѕрименение права принимает пр€мое, непосредственное участие в созидании системных свойств реализации права. »менно его взаимодействие с использованием, исполнением и соблюдением правовых норм создает механизм реализации права, порождает качественные особенности, которые присущи ему как целому. –ассуждени€ о том, что применение права - это лишь предпосылка, форма организации, а не сама реализаци€ права, трудно прин€ть и по следующим основани€м. —реди правовых норм есть и такие, реализаци€ которых заключаетс€ в их применении. —реди них следует назвать нормы, которые стимулируют социально активное поведение. ѕоощрительные правовые нормы вообще не осуществл€ютс€ помимо их применени€. –еализаци€ же некоторых из них полностью состоит в их применении. ѕрименением права завершаетс€ правореализаци€ при властном признании соответствующим органом наличи€ или отсутстви€ определенных юридических фактов, при назначении конкретного лица на определенную должность, а также при применении некоторых процессуально-правовых норм. “акое наблюдаетс€ и при реализации определенных правовых санкций. “ак, наложение административного взыскани€ в виде предупреждени€, дисциплинарного - в виде выговора не влекут за собой иных действий по осуществлению норм права, на основе которых по€вились названные акты. ¬сем этим актам присуще нечто общее. ќни не предусматривают каких-либо вариантов дл€ последующей реализации примененных правовых норм. ƒанными актами устанавливаетс€ определенное правовое состо€ние физических лиц, констатируетс€ наличие или отсутствие определенного юридического факта. Ёти акты непосредственно ориентированы на личность. ¬ них даетс€ государственно-властна€ оценка де€тельности личности в прошлом. “ака€ оценка пр€мо сказываетс€ на правовом состо€нии человека. ќна проистекает из необходимости обеспечить оптимальное сочетание интересов личности и государства, разрешить возникающие между ними противоречи€.

Ѕудучи непосредственной реализацией одних норм права, данные акты реализации права одновременно выступают в качестве необходимого средства, актуализирующего де€тельность по реализации иных норм права. — этими актами сопр€жено движение разнообразных поступков, играющих видную роль в механизме правореализации. ј это, в свою очередь, позвол€ет расценить такие акты в качестве особой составл€ющей правоприменительных, индивидуальных правовых актов.

ѕравоприменительную де€тельность нельз€ правильно пон€ть без учета реализации права. ѕрименение права есть специфическа€ форма реализации права. ѕон€тие "реализаци€ права" по своему объему шире пон€ти€ "применение права".

ѕрименение права предстает в качестве правомерной де€тельности соответствующих субъектов, которые осуществл€ют индивидуальное правовое регулирование. Ёто позвол€ет вы€снить, как, каким образом стимулируетс€, направл€етс€, организуетс€, обеспечиваетс€ правомерное поведение участников реализации права. «десь даетс€ правовое обоснование поведени€ определенных субъектов правореализации, задаетс€ направленность их действий и осуществл€етс€ внешний контроль над ними.

ѕон€ть подлинный характер де€тельности, представл€ющей собой индивидуальное правовое регулирование, отвлека€сь от правоотношений, нельз€. »ндивидуальное правовое регулирование взаимодействует с разными правоотношени€ми: регул€тивными и охранительными, вертикальными и горизонтальными, договорными и правоприменительными. –аскрытие особенностей правоприменительных правоотношений позвол€ет отграничить их от правоотношений, существование которых св€зано с индивидуально-договорным правовым регулированием. «десь правоотношени€ возникают между субъектами, положение которых отличаетс€ их юридическим равенством, автономией. Ёто горизонтальные правоотношени€. ”правомоченное лицо в таких случа€х не обладает властью, а об€занный субъект не подчинен управомоченному и св€зан лишь его правом.

ѕри характеристике правового регулировани€ нужно учитывать свойства и виды правовых норм. “радиционно нормы права понимают как правила поведени€. Ќо есть и иное мнение. »сходные нормы права (нормы - принципы, дефинитивные нормы права) не рассматривают в качестве правил поведени€. ќтличаетс€ и их структура. ¬ них не обнаруживаютс€ гипотезы, диспозиции и санкции. ј это сказываетс€ на правовом регулировании общественных отношений, реализации этих видов правовых норм. “ак, нормы права, €вл€ющиес€ правилами поведени€, знают индивидуальное правовое регулирование, св€занное с реализацией как диспозиций, так и правовых санкций. Ёто разные уровни индивидуального правового регулировани€. ѕри этом осуществление санкций правовых норм всегда сопр€жено с их применением, чего нельз€ сказать о реализации диспозиций правовых норм, котора€ отнюдь не всегда предполагает их применение.

ѕрименение санкций правовых норм св€зано с конфликтными формами взаимодействи€ людей. ¬ ходе реализации юрисдикционно-процессуальных правил конфликтные взаимоотношени€ перевод€тс€ в такие рамки, которые позвол€ют на гуманистически-демократической основе примен€ть государственное принуждение.

Ѕиблиографический список

1. јлексеев —. —. »збранное: Ќаука права. ќбщесоциальные проблемы. ѕублицистика. ћ.: —татут, 2003. 480 с.

2. јлексеев —. —. “еори€ права. ћ., 1982. “. 2. 360 с.

3. ¬асильев ј. ћ. ѕравовые категории. ћетодологические аспекты разработки системы теории права. ћ.: ёрид. лит., 1976. 264 с.

4. ¬заимодействие политики и права / Ћ. “. Ѕакулина, ». √. √орбачев, ƒ. Ќ. √оршунов и др.; Ќауч. ред. ё. —. –ешетов.  азань: »зд-во  азан. гос. ун-та, 2009. 204 с.

5. Ћазарев ¬. ¬., Ћипень —. ¬. “еори€ государства и права: ”чебник дл€ вузов. ћ.: —парк, 2004. 528 с.

6. ќсновные характеристики российской правовой действительности / Ћ. “. Ѕакулина, –. √. ¬алиев, ƒ. Ќ. √оршунов и др.; Ќауч. ред. ё. —. –ешетов.  азань: »зд-во  азан. гос. ун-та, 2010. 172 с.

7. ѕравовое регулирование и правореализаци€ / Ћ. “. Ѕакулина, ». √. √орбачев, ƒ. Ќ. √оршунов и др.; Ќауч. ред. ё. —. –ешетов.  азань: »зд-во  азан. гос. ун-та, 2008. 164 с.

8. –абинович ѕ. ћ. ќбщетеоретические вопросы реализации советского права // ¬естник Ћьвов. ун-та. 1983. ¬ып. 22. —. 8 - 10.

9. –а€нов ‘. ћ. ѕроблемы теории государства и права (юриспруденции). ћ.: ѕраво и государство, 2003. 304 с.

 онсультантѕлюс: примечание.

”чебник Ќ. ». ћатузова, ј. ¬. ћалько "“еори€ государства и права" включен в информационный банк согласно публикации - ёристъ, 2004.

10. “еори€ государства и права:  урс лекций / ѕод ред. Ќ. ». ћатузова и ј. ¬. ћалько. ћ., 1997. 672 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Alekseev S. S. Izbrannoe: Nauka prava. Obshhesocial'nye problemy. Publicistika. M.: Statut, 2003. 480 s.

2. Alekseev S. S. Teorija prava. M., 1982. T. 2. 360 s.

3. Vasil'ev A. M. Pravovye kategorii. Metodologicheskie aspekty razrabotki sistemy teorii prava. M.: Jurid. lit., 1976. 264 s.

4. Vzaimodejstvie politiki i prava / L. T. Bakulina, I. G. Gorbachev, D. N. Gorshunov i dr.; Nauch. red. Ju. S. Reshetov. Kazan': Izd-vo Kazan. gos. un-ta, 2009. 204 s.

5. Lazarev V. V., Lipen' S. V. Teorija gosudarstva i prava: Uchebnik dlja vuzov. M.: Spark, 2004. 528 s.

6. Osnovnye harakteristiki rossijskoj pravovoj dejstvitel'nosti / L. T. Bakulina, R. G. Valiev, D. N. Gorshunov i dr.; Nauch. red. Ju. S. Reshetov. Kazan': Izd-vo Kazan. gos. un-ta, 2010. 172 s.

7. Pravovoe regulirovanie i pravorealizacija / L. T. Bakulina, I. G. Gorbachev, D. N. Gorshunov i dr.; Nauch. red. Ju. S. Reshetov. Kazan': Izd-vo Kazan. gos. un-ta, 2008. 164 s.

8. Rabinovich P. M. Obshheteoreticheskie voprosy realizacii sovetskogo prava // Vestnik L'vov. un-ta. 1983. Vyp. 22. S. 8 - 10.

9. Rajanov F. M. Problemy teorii gosudarstva i prava (jurisprudencii). M.: Pravo i gosudarstvo, 2003. 304 s.

 онсультантѕлюс: примечание.

”чебник Ќ. ». ћатузова, ј. ¬. ћалько "“еори€ государства и права" включен в информационный банк согласно публикации - ёристъ, 2004.

10. Teorija gosudarstva i prava: Kurs lekcij / Pod red. N. I. Matuzova i A. V. Mal'ko. M., 1997. 672 s.

Ќазвание документа

пїњ