пїњ

ќсобенности законодательного обеспечени€ противодействи€ коррупции в субъектах –‘ (на примере «абайкальского кра€, –еспублики Ѕур€ти€, »ркутской области)

(∆укова ј. —.) ("√осударственна€ власть и местное самоуправление", 2013, N 10) “екст документа

ќ—ќЅ≈ЌЌќ—“» «ј ќЌќƒј“≈Ћ№Ќќ√ќ ќЅ≈—ѕ≈„≈Ќ»я ѕ–ќ“»¬ќƒ≈…—“¬»я  ќ––”ѕ÷»» ¬ —”ЅЏ≈ “ј’ –‘ (Ќј ѕ–»ћ≈–≈ «јЅј… јЋ№— ќ√ќ  –јя, –≈—ѕ”ЅЋ» » Ѕ”–я“»я, »– ”“— ќ… ќЅЋј—“») <*>

ј. —. ∆” ќ¬ј

∆укова јлександра —ергеевна, аспирантка кафедры уголовного права и уголовного процесса ‘√Ѕќ” ¬ѕќ "«абайкальский государственный университет".

¬ статье даетс€ анализ нормативно-правового регулировани€ коррупционных про€влений на примере таких субъектов –‘, как «абайкальский край, –еспублика Ѕур€ти€, »ркутска€ область. јвтор приходит к выводу о том, что значительный объем меропри€тий, направленных на профилактику и противодействие коррупции, реализован, но существует объективна€ необходимость в доработке и совершенствовании мер, направленных на противодействие коррупции в государстве.

 лючевые слова: государство, местное самоуправление, муниципальные образовани€, полномочи€, коррупци€, нормативно-правовое регулирование, противодействие коррупции, профилактика преступности.

The article analyses normative-law regulation of corrupt practices as exemplified by the Zabaykalsky krai, the Republic of Buriatia, the Irkutsk Region. The author makes a conclusion that the considerable volume of measures aimed at prophylactics and counteraction of corruption is implemented but there is an objective necessity to adapt and improve the measures aimed at counteraction of corruption in the state.

Key words: state, local self-government, municipal formations, powers, corruption, normative-law regulation, counteraction of corruption, prophylactics of crime.

ќдной из самых важных и актуальных тем дл€ –оссии €вл€етс€ коррупци€. ≈сли раньше коррупци€ воспринималась как некий второстепенный и криминальный элемент общественной жизни, то сейчас она в очень большой степени становитс€ сутью не только общественной жизни, но и государственной политики. Ёта тема уже многие годы не сходит со страниц средств массовой информации практически всех крупных стран мира.  оррупционные схемы действуют даже на территории стран с давно сложившимис€ демократическими традици€ми, отлично налаженной судебной системой, стабильно работающим в правовом поле бизнесом. –осси€, к сожалению, также входит в список государств с высоким уровнем коррупции. ¬ нашей стране прин€т целый р€д нормативных актов по противодействию коррупции. ќсновным законодательным достижением €вл€етс€ ‘едеральный закон от 25.12.2008 N 273-‘« "ќ противодействии коррупции" <1>. ¬ основу определени€ "противодействие коррупции" законодатель вложил де€тельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов –оссийской ‘едерации, органов местного самоуправлени€, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по вы€влению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по вы€влению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений <2>. ƒалее, ”казом ѕрезидента –оссийской ‘едерации утверждены меры по противодействию коррупции, а в 2011 г. утверждено ѕоложение о пор€дке рассмотрени€ президиумом —овета при ѕрезиденте –оссийской ‘едерации по противодействию коррупции вопросов, касающихс€ соблюдени€ требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих государственные должности –оссийской ‘едерации и отдельные должности федеральной государственной службы, и урегулировани€ конфликта интересов, а также некоторых обращений граждан <3>, <4>. “акже при ѕрезиденте создан одноименный —овет, образован —ледственный комитет, действует практика антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов <5>. ѕо словам главы комитета √осдумы –оссийской ‘едерации по безопасности ¬ладимира ¬асильева, в 2012 г. будет сформирована нова€ судебна€ инстанци€, котора€ будет пересматривать судебные решени€ <6>. -------------------------------- <1> ќ противодействии коррупции: ‘едеральный закон от 25.12.2008 N 273-‘« // ѕарламентска€ газета. N 90. 2008. <2> “ам же. <3> ќ мерах по противодействию коррупции: ”каз ѕрезидента –оссийской ‘едерации от 19.05.2008 N 815 (в ред. от 04.11.2010) // –оссийска€ газета. N 108. 2008. <4> "ќ некоторых вопросах организации де€тельности президиума —овета при ѕрезиденте –оссийской ‘едерации по противодействию коррупции" (вместе с "ѕоложением о пор€дке рассмотрени€ президиумом —овета при ѕрезиденте –оссийской ‘едерации по противодействию коррупции вопросов, касающихс€ соблюдени€ требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих государственные должности –оссийской ‘едерации и отдельные должности федеральной государственной службы, и урегулировани€ конфликта интересов, а также некоторых обращений граждан"): ”каз ѕрезидента –оссийской ‘едерации от 25.02.2011 N 233 // —« –‘. 2011. N 9. —т. 1223. <5> –оссинска€ ≈. –. јнтикоррупционна€ экспертиза нормативно-правовых актов и их проектов / ћ. —. јзаров, ¬. ¬. јстанин, ». —. Ѕарзилова. ћ.: ѕроспект, 2010. —. 4. <6> ќфициальный сайт партии "≈дина€ –осси€". URL: http://er. ru/index. shtml (дата обращени€: 01.10.2012).

  числу нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов –‘ в сфере противодействи€ коррупции следует отнести акты субъектов –‘, регулирующие вопросы противодействи€ коррупции (указы, законы), а также иные акты, издаваемые дл€ выполнени€ первоочередных мер (в части, касающейс€ прин€ти€ планов противодействи€ коррупции) в соответствии с п. 5 разд. IV Ќационального плана противодействи€ коррупции. ќхарактеризуем законодательное обеспечение противодействи€ коррупционным про€влени€м в рассматриваемых субъектах –оссийской ‘едерации: 1) –еспублика Ѕур€ти€: ”каз ѕрезидента –еспублики Ѕур€ти€ от 7 но€бр€ 2008 г. N 361 "ќб утверждении республиканского плана противодействи€ коррупции"; ѕостановление Ќародного ’урала –еспублики Ѕур€ти€ от 30 сент€бр€ 2008 г. N 549-IV "ќ комиссии Ќародного ’урала –еспублики Ѕур€ти€ по противодействию коррупции"; 2) «абайкальский край: «акон «абайкальского кра€ от 4 июл€ 2008 г. N 18-««  (в ред. от 24.12.2008) "ќ противодействии коррупции в «абайкальском крае"; ѕостановление «аконодательного собрани€ «абайкальского кра€ от 24 декабр€ 2008 г. N 191 "ќб образовании комиссии по законодательному обеспечению противодействи€ коррупции «аконодательного собрани€ «абайкальского кра€"; 3) »ркутска€ область: ѕостановление губернатора »ркутской области от 19 феврал€ 2008 г. N 51-п "ќ координационном совете при губернаторе »ркутской области по борьбе с коррупцией"; ѕостановление главы јдминистрации ”сть-ќрдынского Ѕур€тского автономного округа от 4 апрел€ 2007 г. N 132-п (в ред. от 22.05.2007) "ќ противодействии коррупции" (см.: ѕанорама округа. 2007. N 67 - 69, 13 апрел€); ѕостановление јдминистрации »ркутской области от 24 сент€бр€ 2008 г. N 270-па "ќ пор€дке осуществлени€ антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов »ркутской области и их проектов"; ѕриказ јдминистрации губернатора »ркутской области от 27 августа 2007 г. N 325-пр "ќ комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих »ркутской области и урегулированию конфликта интересов в јдминистрации губернатора »ркутской области". —ледует отметить, что в некоторых из 83 субъектов –оссийской ‘едерации нет нормативно-правовой основы противодействи€ коррупции, а именно в –еспубликах јлтай, »нгушети€;  арачаево-„еркесской –еспублике; –остовской области; Ќенецком автономном округе; ≈врейской автономной области. –ассмотрение сводной информации позвол€ет обнаружить, что не во всех регионах имеетс€ комплексный подход к формированию системы антикоррупционного законодательства с позиции наличи€ законов о противодействии коррупции, правовых актов организационного характера (программ или планов противодействи€ коррупции), правовых актов о создании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов государственных служащих, замещающих должности гражданской службы в государственном органе субъекта –‘ <7>. „то касаетс€ таких субъектов, как «абайкальский край, –еспублика Ѕур€ти€, »ркутска€ область, то нельз€ сказать, что нормативна€ основа противодействи€ коррупционному "злу" отсутствует, но все принимаемые меры со временем перестают быть эффективными, поскольку участники коррупционных процессов очень быстро умеют переориентироватьс€ и "запускать" новые коррупционные схемы. -------------------------------- <7> јстанин ¬. ¬. Ќаучно-практический комментарий к ‘едеральному закону от 25 декабр€ 2008 г. N 273-‘« "ќ противодействии коррупции" (постатейный). —ѕб.: »здательство –. јсланова "ёридический центр "ѕресс", 2009.

„то касаетс€ муниципальных образований, то в этой области проблема коррупции стоит очень остро, и борьба с ней должна носить системный характер. ¬ вопросах противодействи€ и профилактики органы местного самоуправлени€ занимают одну из важнейших позиций, т. к. наход€тс€ "ближе" к населению. ѕри анализе пон€ти€ местного самоуправлени€ в центре внимани€ обычно сто€т вопросы "природы" субъекта местного самоуправлени€, вопросы местного значени€, признаков местного самоуправлени€, характеризующих де€тельность населени€ по реализации местного самоуправлени€. ћестное самоуправление определ€етс€ в ‘едеральном законе от 6 окт€бр€ 2003 г. N 131-ќ« "ќб общих принципах местного самоуправлени€ в –оссийской ‘едерации" как форма осуществлени€ народом своей власти, обеспечивающа€ самосто€тельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправлени€ вопросов местного значени€, исход€ из интересов населени€ с учетом исторических и иных местных традиций <8>. ¬ –оссийской ‘едерации созданы и действуют три об€зательных органа местного самоуправлени€: представительный орган, глава муниципального образовани€ и исполнительно-распор€дительный орган (местна€ администраци€, возглавл€ема€ в большинстве муниципальных образований главой муниципального образовани€). -------------------------------- <8> ќб общих принципах организации местного самоуправлени€ в –оссийской ‘едерации: ‘едеральный закон от 6 окт€бр€ 2003 г. N 131-‘« (в ред. от 25 июл€ 2011 г.) // ѕарламентска€ газета. N 186. 2003.

ќднако нар€ду с отдельными органами государственной власти некоторые органы местного самоуправлени€ все более вт€гиваютс€ в коррумпированную систему власти и тем самым €вл€ютс€ не только питательной средой дл€ организованной преступности, но и в р€де мест пытаютс€ даже создать организованные преступные группы в органах местного самоуправлени€. ќрганы власти всех уровней всегда были лакомой приманкой дл€ руководителей организованных преступных групп, особенно экономической направленности, которые пытаютс€ использовать их главным образом в цел€х крупного и незаконного обогащени€. ¬ насто€щее врем€ наиболее опасным симбиозом организованной преступной группы на уровне муниципальных образований €вл€етс€ единство преступных действий уголовных элементов, коррумпированных представителей правоохранительных органов и органов местного самоуправлени€, начина€ с главы муниципального образовани€. Ёто €вление еще не получило глубокого научного исследовани€ и адекватной оценки, поскольку глубоко законспирировано и пытаетс€ всегда быть в тени <9>. -------------------------------- <9> ѕленкин ¬. ј. ѕроблемы противодействи€ коррупции в органах местного самоуправлени€ // Ќаучный вестник ”ральской академии государственной службы. 2010.

—овременные виды коррумпированного поведени€ должностных лиц ушли далеко за рамки простого подкупа. ѕовсеместное распространение получили криминальный лоббизм, корыстный сговор должностных лиц, инвестирование коммерческих структур за счет бюджета в ущерб интересам государства и граждан, необоснованна€ и убыточна€ дл€ общества передача государственного имущества в управление коммерческим структурам, незаконные внешнеэкономические операции, совмещение государственной службы с участием в коммерческих организаци€х, неправомерное вмешательство в де€тельность правоохранительных органов <10>. ”нификаци€ подходов к противодействию коррупции в общероссийском масштабе требует первоочередного внимани€ со стороны лиц, имеющих полномочи€ по обеспечению государственной антикоррупционной политики. Ќар€ду с этим особое значение приобретает сфера нормотворчества, осуществл€емого муниципальными органами власти. ѕомимо актов органов государственной власти субъектов –‘, в сфере противодействи€ коррупции действуют муниципальные правовые акты. ¬ муниципальных образовани€х решением представительных органов утверждаютс€ и реализуютс€ различные целевые программы по противодействию коррупции, предпринимаютс€ шаги дл€ организации проведени€ экспертизы проектов муниципальных правовых актов. -------------------------------- <10> ¬ласов ». —.,  олесник ј. ј.,  ошаева “. ќ. ѕравовые акты: антикоррупционный анализ: Ќаучно-практическое пособие / ». —. ¬ласов. ћ.: ¬олтерс  лувер, 2010. —. 27.

— учетом вышеизложенного имеетс€ необходимость: 1) в прин€тии правовых актов о противодействии коррупции в муниципальных образовани€х, в частности на муниципальной службе; 2) в организации и реализации работы институтов общественного и парламентского контрол€ за соблюдением законодательства о противодействии коррупции на местном уровне; 3) в утверждении и реализации региональных программ противодействи€ коррупции на местном уровне; 4) в размещении сведений о доходах, имуществе и об€зательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности –оссийской ‘едерации, федеральных государственных служащих и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов –оссийской ‘едерации и предоставлении этих сведений общероссийским средствам массовой информации дл€ опубликовани€; 5) в повышении эффективности функционировани€ системы контрол€ доходов должностных лиц муниципалитетов и членов их семей; 6) в совершенствовании организации органов местного самоуправлени€ и осуществлени€ функций муниципального управлени€ (определение полномочий по исполнению муниципального управлени€, а также функций муниципального контрол€; вы€вление структурных подразделений и должностных лиц, несущих коррупционные риски; оптимизаци€ управлени€ в данной сфере; формирование реестра муниципальных услуг; подготовка и утверждение административных регламентов структурных подразделений; пор€док взаимодействи€ в сфере оказани€ бюджетных и муниципальных услуг; подготовка методических рекомендаций по анализу функций органов местного самоуправлени€ поселений; совершенствование практики работы контрольных органов администрации района; участие в работе коллегиальных органов администрации представителей общественности и бизнеса; ведение регул€рного приема граждан должностными лицами администрации; совершенствование работы с обращени€ми граждан, поступившими по телефону "гор€чей линии", в интернет-приемную, в письменном и устном виде); 7) в совершенствовании кадровой политики (организаци€ замещени€ муниципальных должностей муниципальной службы; формирование кадрового резерва муниципальных служащих на конкурсной основе; разработка и утверждение должностных регламентов; обеспечение мотивации муниципальных служащих к добросовестному исполнению должностных об€занностей и соблюдению антикоррупционного законодательства –‘; проведение проверок соблюдени€ муниципальными служащими запретов и ограничений, установленных законодательством; прин€тие мер по предотвращению конфликта интересов; разработка и внедрение принципов служебного поведени€ муниципальных служащих); 8) в совершенствовании нормативно-правового регулировани€ муниципального управлени€ (разработка и внедрение стандартов качества и регламентов оказани€ муниципальных услуг; проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов органов местного самоуправлени€); 9) в повышении уровн€ информированности граждан о де€тельности органов местного самоуправлени€ и мерах антикоррупционного воздействи€ (обеспечение прав граждан на информацию о де€тельности органов местного самоуправлени€; представление достоверной информации о системе органов местного самоуправлени€ и муниципальных нормативных правовых актах на официальном сайте администрации; опубликование официального сборника нормативных правовых актов района; издание печатных материалов о де€тельности органов местного самоуправлени€ района; осуществление антикоррупционной пропаганды и правового воспитани€; проведение опроса населени€ по распространенности коррупционных про€влений в органах местного самоуправлени€; проведение семинаров с субъектами малого предпринимательства по вопросам антикоррупционной направленности); 10) в совершенствовании механизма распор€жени€ муниципальным имуществом и бюджетными средствами (регламентаци€ использовани€ муниципального имущества с целью снижени€ коррупционных рисков; увеличение доли муниципальных контрактов, заключенных путем проведени€ запроса котировок и торгов; увеличение доли муниципального имущества, переданного путем проведени€ торгов по продаже имущества или права на заключение договора аренды; внедрение в практику муниципальных предпри€тий и учреждений заключени€ договоров путем проведени€ торгов); 11) в организационных мерах (организаци€ де€тельности рабочей группы по снижению коррупционных рисков в администрации района; подготовка и реализаци€ планов меропри€тий по снижению коррупционных рисков; мониторинг выполнени€ плана меропри€тий).

Ћитература

1. јстанин ¬. ¬. Ќаучно-практический комментарий к ‘едеральному закону от 25 декабр€ 2008 г. N 273-‘« "ќ противодействии коррупции" (постатейный). —ѕб.: »здательство –. јсланова "ёридический центр "ѕресс", 2009. 2. ¬ласов ». —.,  олесник ј. ј.,  ошаева “. ќ. ѕравовые акты: антикоррупционный анализ: Ќаучно-практическое пособие / ». —. ¬ласов. ћ.: ¬олтерс  лувер, 2010. —. 27. 3. ќфициальный сайт партии "≈дина€ –осси€". URL: http://er. ru/index. shtml (дата обращени€: 01.10.2012). 4. ќб общих принципах организации местного самоуправлени€ в –оссийской ‘едерации: ‘едеральный закон от 6 окт€бр€ 2003 г. N 131-‘« (в ред. от 25 июл€ 2011 г.) // ѕарламентска€ газета. N 186. 2003. 5. ѕленкин ¬. ј. ѕроблемы противодействи€ коррупции в органах местного самоуправлени€ // Ќаучный вестник ”ральской академии государственной службы. 2010. 6. –оссинска€ ≈. –. јнтикоррупционна€ экспертиза нормативно-правовых актов и их проектов / ћ. —. јзаров, ¬. ¬. јстанин, ». —. Ѕарзилова. ћ.: ѕроспект, 2010. —. 4. 7. ”каз ѕрезидента –оссийской ‘едерации от 19.05.2008 N 815 (в ред. от 04.11.2010) // –оссийска€ газета. N 108. 2008. 8. ”каз ѕрезидента –оссийской ‘едерации от 25.02.2011 N 233 // —« –‘. 2011. N 9. —т. 1223. 9. ‘едеральный закон от 25.12.2008 N 273-‘« // ѕарламентска€ газета. N 90. 2008.

Ќазвание документа пїњ