пїњ

јктуальные проблемы ситуационного моделировани€ в судебно-экспертной де€тельности

(јминев ‘. √.) ("Ёксперт-криминалист", 2013, N 3) “екст документа

ј “”јЋ№Ќџ≈ ѕ–ќЅЋ≈ћџ —»“”ј÷»ќЌЌќ√ќ ћќƒ≈Ћ»–ќ¬јЌ»я ¬ —”ƒ≈ЅЌќ-Ё —ѕ≈–“Ќќ… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“» <*>

‘. √. јћ»Ќ≈¬

јминев ‘арит √изарович, директор ”фимского центра судебных экспертиз, доцент кафедры криминалистики »нститута права Ѕашкирского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент.

¬ статье рассматриваютс€ современные возможности ситуационных экспертиз, а также проблемы их назначени€. ѕоказаны значение интеграции знаний и пути решени€ проблем ситуационного моделировани€ в судебно-экспертной де€тельности.

 лючевые слова: ситуационное моделирование, экспертна€ ситуаци€, интеграционное исследование, судебный эксперт.

The article considers contemporary possibilities of situational expert evaluations and problems of commission thereof; shows the significance of integration of knowledge and the ways of solution of problems of situational simulation in judicial-expert activity.

Key words: situational simulation, expert situation, integrational research, judicial expert.

ѕовышение эффективности судебно-экспертного обеспечени€ правоохранительной де€тельности возможно как в ходе непрерывного развити€ современных научно-технических средств и методов, повышени€ уровн€ профессиональной подготовки сотрудников, использующих в своей работе эти средства (следователей, дознавателей, оперативных работников, судей, сотрудников судебно-экспертных учреждений), так и в результате внедрени€ современных положений теории судебной экспертизы и криминалистики в практику. ќдним из важных направлений в этой де€тельности €вл€етс€ реализаци€ концепции ситуационного подхода в правоприменительной де€тельности, в частности ситуационное моделирование в судебно-экспертной де€тельности. ќбщеизвестно, судебные экспертизы провод€тс€ в услови€х определенных экспертных ситуаций, знание которых позвол€ет успешно решать задачи конкретного исследовани€. Ёкспертна€ ситуаци€ в криминалистике рассматриваетс€ как система факторов, служащих основанием дл€ выдвижени€ наиболее веро€тных экспертных версий, выбора методов их проверки, планировани€ исследовани€ <1>. ƒругими словами, экспертна€ ситуаци€ - это совокупность сложившихс€ на определенный момент экспертного исследовани€ обсто€тельств, на основе которых определ€етс€ программа де€тельности эксперта дл€ решени€ экспертной задачи. —ледует полностью согласитьс€ с мнением о том, что наиболее оптимальным средством познани€ и выработки путей решени€ экспертных (как и всех криминалистических) ситуаций €вл€етс€ ситуационное моделирование - метод исследовани€ ситуаций, включающий в себ€ построение модели реальной ситуации и проведение с ней различного рода мысленных экспериментов (прогнозирование направлений ее развити€ и (или) "проигрывание" на ней предполагаемых решений по управлению ситуацией с целью выбора оптимального) <2>. -------------------------------- <1> Ѕелкин –. —.  риминалистическа€ энциклопеди€. ћ., 1997. —. 265. <2> ¬олчецка€ “. —.  риминалистическа€ ситуалоги€: ћонографи€ / ѕод ред. проф. Ќ. ѕ. яблокова.  алининград, 1997. —. 154.

¬ результате ситуационного моделировани€ экспертного исследовани€ объектов, св€занных с расследуемым событием, можно установить: свойства и состо€ние использованных при совершении преступлений материальных объектов и действовавших при этом лиц; свойства и услови€ формировани€ факторов обстановки событи€ преступлени€ (пространственных, временных, ситуационных); механизм возникновени€ и протекани€ отдельных этапов, процессов преступлени€ и их взаимодействие между собой и различного рода объектами. јнализ экспертной практики показывает, что дл€ успешного применени€ ситуационного моделировани€ в судебно-экспертной де€тельности необходимо решить р€д проблем. 1. »меетс€ насто€тельна€ необходимость ознакомлени€ сотрудников судебно-экспертных учреждений с теоретическими основами ситуационного моделировани€: видами моделировани€ (материальное, мысленное, логико-математическое и кибернетическое, информационно-компьютерное; моделирование преступника, механизма преступлени€, экспертного исследовани€ и т. д.); компонентами процесса моделировани€ (субъект моделировани€; задача, решаема€ субъектом; объект и способ моделировани€ и т. д.), этапами ситуационного моделировани€ (постановка проблемы; построение модели ситуации; абстрагирование от несущественных дл€ исследовани€ обсто€тельств; диагностика ситуации; учет динамических факторов; определение р€да возможных альтернативных решений по управлению ситуацией; "проигрывание" решений на модели и выбор оптимального) и т. д. Ёксперты должны быть ознакомлены с трудами ученых, занимавшихс€ исследованием криминалистических ситуаций, ситуационного (в том числе экспертного) моделировани€, - –. —. Ѕелкина, “. —. ¬олчецкой, ». ‘. √ерасимова, √. ј. √устова, Ћ. я. ƒрапкина и др. 2. Ќеобходимо добитьс€ максимального "насыщени€" сотрудников судебно-экспертных учреждений актуальной информацией справочно-вспомогательного характера (современными информационно-поисковыми системами, справочными автоматизированными картотеками, коллекци€ми и др.) дл€ создани€ наиболее достоверных информационных моделей. Ѕольшие надежды в информационном обеспечении ситуационного моделировани€ в судебно-экспертной де€тельности на сегодн€шний день возлагаютс€ на интегрированную систему криминалистической регистрации, котора€ развиваетс€ за счет комплексного применени€ информационных, телекоммуникационных и геоинформационных технологий, технологий искусственного интеллекта и защиты информации в рамках целевой программы "—оздание единой информационно-телекоммуникационной системы (≈»“ —) органов внутренних дел". 3. ƒл€ эффективного ситуационного моделировани€ у экспертов и специалистов-криминалистов, участвующих в качестве специалистов в следственных действи€х, необходимо выработать навыки криминалистического мышлени€, что поможет путем анализа множества информационных полей, обнаруженных и исследованных на местах происшестви€, в ходе обысков и других следственных действий, представить органам следстви€ модель преступника и преступного событи€. 4. —итуационное моделирование в судебно-экспертной де€тельности предполагает проведение ситуационных экспертиз. ¬ ситуационной экспертизе устанавливаетс€ комплекс различных признаков, объектов частных ситуаций, из которых складываетс€ целостна€ картина всего исследуемого событи€; установление механизма данного событи€ требует производства различных судебных экспертиз. Ёто подчеркивает интегральный характер ситуационной экспертизы <3>. -------------------------------- <3> ћайлис Ќ. ѕ. ќ функци€х общей теории судебной экспертизы и о ситуационной экспертизе // ¬естник криминалистики. ¬ып. 1(29). 2009. —. 9.

5. ≈ще одной проблемой, котора€ не позвол€ет успешно решить предыдущую и максимально использовать возможности экспертного ситуационного моделировани€, €вл€етс€ низкий уровень работы специалистов-криминалистов на местах происшествий по изъ€тию следов различных информационных полей: в среднем с одного места происшестви€ изымаютс€ два-три вида, а чаще - один вид следов (по –оссийской ‘едерации в среднем 1,2 - 1,4 вида следов). ƒл€ ситуационного моделировани€ это крайне мало. ¬ сочетании с низким качеством самих следов (когда многие из них признаютс€ непригодными дл€ идентификации) этот недостаток блокирует выдачу интегрированной поисковой диагностической информации, котора€ ориентирована на распознавание, различение и определение состо€ни€, свойств, событи€, €влени€. ќбнаружение, изъ€тие и исследование большого количества видов следов позволило бы составить полную картину - модель преступника и механизма преступлени€. ¬озможности моделировани€ по комплексу следов велики. Ёто видно по перечню установлени€ комплекса свойств в результате высококвалифицированного исследовани€ даже одного вида следов - следов рук. “ак, по следам рук можно: а) установить особенности руки, оставившей след (например, отсутствие пальцев, наличие шрама); б) приблизительно определить возраст человека, оставившего след (по количеству папилл€рных линий, умещающихс€ на отрезке папилл€рного узора 0,5 см (12 - 13 линий - дети в возрасте 8 - 12 лет; 10 - 12 - подростки; 7 - 9 - взрослые люди); в) определить некоторые элементы механизма совершени€ преступлени€ (например, каким образом человек держал оружие). ¬ св€зи с тем что кора головного мозга и эпидермис ладонной поверхности кистей рук человека образовались из одного зародышевого листа, по типу папилл€рного узора на ногтевых фалангах пальцев рук и р€ду других признаков можно определить генетически заложенные умственные способности, энергетический потенциал, психические и другие свойства человека. «а счет ƒЌ -анализа по потожировым следам человека можно провести р€д идентификационных и диагностических исследований: а) идентификацию человека по составу вещества потожирового следа (ѕ∆—); б) определить пол человека; в) установить возраст человека; г) решить вопрос о давности образовани€ потожирового следа; д) вы€вить некоторые патологические особенности и состо€ни€ человека (например, хронические заболевани€ кожного покрова, нервно-психические расстройства, употребление психоактивных веществ); е) обнаружить следы парфюмерных изделий в ѕ∆— человека. ≈сли к результатам исследовани€ данного вида следов прибавить результаты исследовани€ следов перчаток и обуви, следов орудий взлома, микроволокон, лакокрасочного покрыти€, волос, крови, частиц растений и множества других, - то в итоге проведени€ ситуационных экспертиз получались бы полноценные модели преступника (включа€ его анатомические, функциональные, интеллектуальные, социальные признаки) и механизма преступлени€. ѕоэтому в качестве специалистов-криминалистов дл€ участи€ в осмотрах мест происшествий должны быть отобраны судебные эксперты с опытом практической работы в должности не менее двух лет, имеющие право производства криминалистических экспертиз. ѕричем привлечение к этой де€тельности экспертов р€да специальностей нецелесообразно, так как квалифицированные эксперты-почерковеды, химики и некоторые иные специалисты не отвечают требовани€м, которые необходимы дл€ работы на местах происшествий <4>. ƒл€ качественного проведени€ сложных осмотров обширных мест происшествий с последующим проведением ситуационных экспертиз лучше всего создавать группы из разнопрофильных опытных специалистов, имеющих навыки работы со следами преступлени€. -------------------------------- <4> ¬олынский ј. ‘.  онцептуальные основы технико-криминалистического обеспечени€ раскрыти€ и расследовани€ преступлений: јвтореф. дис. ... д-ра юрид. наук. ћ., 1999. —. 35.

6. ” специалиста-криминалиста, призванного проводить ситуалогические интеграционные исследовани€ вещной обстановки места происшестви€ с предварительным исследованием обнаруженных следов и последующим установлением свойств преступника, должен быть более высокий уровень подготовки по основам традиционных криминалистических экспертиз и по навыкам обнаружени€, фиксации, изъ€ти€ следов преступника, а также по использованию компьютерных технологий, чем у эксперта, производ€щего экспертизы в кабинете. ѕоэтому необходимо обеспечить качественную профессиональную подготовку специалиста-криминалиста с последующим регул€рным повышением квалификации в специализированном учебном заведении. —оглаша€сь с тезисом ≈. –. –оссинской об изучении юристами всех специализаций раздела " риминалистическа€ техника" с использованием специально разработанных компьютерных тренажеров <5>, следует добавить, что дл€ подготовки судебных экспертов, производ€щих ситуационные экспертизы на месте происшестви€, крайне необходимо проведение зан€тий не только на вышеназванных тренажерах, но и на криминалистических полигонах, оснащенных современными системами видеозаписи, фиксации, смены следовой обстановки и другим высокотехнологичным, в том числе мультимедийным, оборудованием. -------------------------------- <5> —м.: –оссинска€ ≈. –. —овременные проблемы криминалистической дидактики //  римiналiстика XXI столiтт€: ћатерiали мiжнар. наук.-практ. конф., 25 - 26 листоп. 2010 р. ’арьков, 2010. —. 798.

7. —ложные нестандартные задачи при проведении ситуационного моделировани€ в судебной экспертизе, к сожалению, не всегда решаютс€ успешно. » одной из причин €вл€етс€ отсутствие у исполнител€ (эксперта) творческого подхода к исследованию. ƒл€ устранени€ этого недостатка необходимо провести колоссальную работу: во-первых, обеспечить тщательный отбор кандидатов в судебные эксперты (преимущество отдава€ лицам с творческим потенциалом); во-вторых, пересмотреть р€д инструкций и наставлений по производству судебных экспертиз в системе правоохранительных органов в сторону об€зательного исполнени€ требований о необходимости творческого решени€ нестандартных задач как в ходе проведени€ судебных экспертиз, так и при участии в следственных действи€х и т. п. 8. —итуационное моделирование в судебно-экспертной де€тельности использовалось бы чаще и эффективнее, если бы эксперты знакомились с оценкой результатов реализации этого моделировани€. ѕо нашему мнению, самой нагл€дной и доступной формой оценки может €вл€тьс€ привлечение к проверке показаний на месте эксперта, участвовавшего в осмотре этого же места происшестви€ в качестве специалиста. ¬ ходе участи€ в таком следственном действии эксперт сопоставл€ет результаты ситуационного анализа, проведенного им ранее, с обстановкой, обсто€тельствами и действи€ми, которые подозреваемый (обвин€емый, потерпевший или свидетель) воспроизводит на месте событи€. »меютс€ и другие формы оценки ситуационного моделировани€. ≈сли результаты моделировани€ оценены следователем, судьей положительно и подтверждены по ходу расследовани€, следует вывод, что ситуационное моделирование проведено правильно, и эксперт получает подтверждение качества проведенного им экспертного ситуационного моделировани€ и, соответственно, подтверждение своего высокого уровн€ квалификации. ¬ противном случае (ситуационное моделирование не подтверждаетс€ ходом и результатом расследовани€) эксперт должен скорректировать процесс ситуационного моделировани€ и в дальнейшем не допускать просчетов.

Ќазвание документа пїњ