пїњ

“ерроризм и его активна€ интеграци€ с организованной преступностью в услови€х глобализма

(√рачев —. ».) ("–оссийский следователь", 2007, N 23) “екст документа

“≈––ќ–»«ћ » ≈√ќ ј “»¬Ќјя »Ќ“≈√–ј÷»я — ќ–√јЌ»«ќ¬јЌЌќ… ѕ–≈—“”ѕЌќ—“№ё ¬ ”—Ћќ¬»я’ √ЋќЅјЋ»«ћј

—. ». √–ј„≈¬

√рачев —. »., доцент Ќижегородского государственного университета им. Ќ. ». Ћобачевского, кандидат исторических наук.

“ерроризм как социальное, политическое, криминогенное, экономическое €вление существует и развиваетс€ в сложных международных и внутриполитических услови€х, которые характерны дл€ общественной жизни всех без исключени€ стран мира, а значит, и –оссии и ее ближайших соседей - стран —Ќ√, с которыми до насто€щего времени имеютс€ в основном прозрачные территориальные границы. ѕри этом терроризм в насто€щее врем€ - это не какое-то разовое, случайное про€вление, пос€гающее на права и свободы отдельных граждан. —егодн€ его следует рассматривать как широкомасштабное €вление, представл€ющее угрозу жизненно важным интересам личности, общества и государства. Ёто объ€сн€етс€ тем, что, во-первых, терроризм подрывает систему государственной власти и управлени€, снижа€ таким образом эффективность управлени€ обществом, регулировани€ социально-политических процессов; во-вторых, ослабл€€ государственные и общественные структуры, он усиливает вли€ние в обществе оппозиционных антиконституционных образований; в-третьих, активизиру€ морально-психологическое воздействие на население, он вызывает хаос, беспор€дки, ожесточенность людей по отношению друг к другу, что оп€ть-таки используетс€ субъектами терроризма в своих политических цел€х; в-четвертых, располагает огромными денежными средствами и значительным экономическим потенциалом; в-п€тых, активно выход€ за пределы государственных границ, терроризм все больше и больше приобретает международный характер и представл€ет собой опасность дл€ международного сообщества. »сключительную опасность представл€ет в насто€щее врем€ значительно набирающа€ силу интеграци€ терроризма и организованной преступности как на международном, так и на внутригосударственном уровне <1>. ќрганизованные преступные группы, организации, сообщества национального и транснационального характера прибегают к практике терроризма либо услугам террористических формирований дл€ устрашени€ и оказани€ воздействи€ на представителей власти и срыва их политических меропри€тий, дл€ поддержки угодных им политических сил, протаскивани€ в органы власти собственных представителей или, наоборот, устранени€ определенных политических сил из властных структур дл€ оказани€ воздействи€ на общественное мнение, на поведение избирателей посредством организации кампаний запугивани€ сторонников нежелательных общественных де€телей и политических организаций, а также дестабилизации ситуации в том или ином регионе и создани€ обстановки, благопри€тствующей совершению преступлений и уклонению от ответственности за них. ќтдельные транснациональные преступные организации, например италь€нска€ мафи€ или колумбийские картели, использовали тактику террористических актов, направленных против государства и его представителей, пыта€сь помешать расследовани€м, воспреп€тствовать введению или продолжению энергичной политики правительства в борьбе с ними, ликвидировать активных сотрудников правоохранительных органов, принудить судей к вынесению более м€гких приговоров, а также создать обстановку, котора€ была бы более благопри€тной дл€ преступной де€тельности. -------------------------------- <1> —м.: ќрганизованна€ преступность - 2. ћ.:  риминологическа€ ассоциаци€, 1993.

ќт транснациональной преступности в первую очередь исходит скрыта€ повсеместна€ и многопланова€ угроза. —пециалистами-криминологами —оединенных Ўтатов јмерики в одном из документов конца двадцатого века было отмечено: "ќрганизованна€ преступность, нередко прибегающа€ к стратегии терроризма, создает пр€мую угрозу национальной и международной безопасности и стабильности, представл€ет собой фронтальную атаку на политические и законодательные власти, создает угрозу самой государственности, использу€ тактику террора. ќна нарушает нормальное функционирование социальных и экономических институтов и компрометирует их, что приводит к утрате довери€ к демократическим процессам. ќна подрывает процесс развити€ и сводит на нет достигнутые успехи. ќна ставит в положение жертвы население целых стран и эксплуатирует человеческую у€звимость, извлека€ при этом доходы. ќна охватывает, опутывает и даже закабал€ет целые слои общества, особенно женщин и детей, и вовлекает их в различные и взаимосв€занные преступные предпри€ти€, в частности в проституцию" <2>. -------------------------------- <2> DOC. 28 (ј/9028). P. 14.

¬ последние годы активно происходит сращивание криминального терроризма с политическим, национальным и религиозным.  ак правило, руководители всех современных террористических группировок помимо национальных, религиозных, территориальных, политических имеют своей целью получение материальных выгод или обеспечение доступа к власти дл€ получени€ возможности перераспределени€ материальных и государственных ценностей. »сследователи всего мира отмечают практику широкого участи€ террористических организаций в различных видах незаконного бизнеса и сотрудничества с преступными сообществами. ¬ частности, ¬. Ћакер отметил, что в 70-е годы терроризм становитс€ участником крупного бизнеса, а в некоторых регионах приобретает все черты транснациональных корпораций <3>. —ледует напомнить, что сказано это было тридцать лет назад. ј за этот срок много произошло изменений, и, к сожалению, не в лучшую сторону. -------------------------------- <3> —м.: ћеждународный терроризм: борьба за геополитическое господство: ћонографи€. ћ.: »зд-во –ј√—, 2005. —. 42.

ѕреступные организации, активно исповедующие методы криминального терроризма, уже в силу самой своей природы подрывают гражданское общество, прибега€ к терроризму, обостр€ют напр€женность во внутренней политике и угрожают нормальному функционированию государственного управлени€ и правопор€дка. »х де€тельность особенно эффективна, если правительство уже ослаблено или €вл€етс€ нестабильным, причем преступные организации еще более расшатывают обстановку. ѕо мере того как они "осознают масштабы своего вли€ни€ и свою силу в услови€х слабости государственного управлени€ или половинчатых усилий по борьбе с ними, переход таких групп от усилий, направленных только на нейтрализацию правительственных правоохранительных мер, к усили€м, направленным на то, чтобы самим зан€ть место правительства, уже не кажетс€ слишком фантастичным" <4>. -------------------------------- <4> DOC. 28 (ј/9028). P. 14.

ѕреступные организации не всегда вступают в пр€мую конфронтацию с государством. јльтернативный путь состоит в проникновении в органы государственной власти, их коррумпировании с целью нейтрализации правоохранительных мер. ќбща€ цель в том, чтобы правительство зан€ло попустительские позиции и не принимало серьезных мер в отношении такой организации дл€ пресечени€ ее де€тельности. ќдин из путей ее достижени€ состоит в заключении молчаливого соглашени€ ограничить насилие, пока правительство не вмешиваетс€ в экономические предпри€ти€ данной группировки. ƒругим путем €вл€етс€ коррумпирование должностных лиц, имеющих полномочи€ или власть дл€ прин€ти€ мер в отношении преступной организации, с тем чтобы они оставались в бездействии, получа€ за это вознаграждение от нее. Ќаихудшим €вл€етс€ положение, при котором правительственные чиновники и преступна€ организаци€ вступают в сговор. –оль правительства здесь практически сводитс€ к укрывательству преступной организации. “аким образом, отдельные чиновники оказываютс€ на содержании мафиозных группировок, а мафиозные структуры стрем€тс€ зан€ть лидирующие позиции во властных структурах. ѕо данным ¬семирного банка, ежегодно на подкуп чиновников и политиков в мире тратитс€ пор€дка 80 млрд. долларов <5>. -------------------------------- <5> —м.: ћеждународный терроризм: борьба за геополитическое господство... —. 45.

ќрганизованна€ преступность, стрем€сь к желаемым политическим результатам, используетс€ некоторыми далекими от политической чистоты парти€ми, которые получают от организованных преступников серьезную финансовую поддержку, расплачива€сь за это лоббированием интересов преступных формирований, включением в свои списки представителей от организованной преступности, оказанием иной политической помощи уголовному миру. “ак, на выборах в √осударственную ƒуму в 1999 г., например, по партийным спискам баллотировалось 86 кандидатов из числа ранее судимых или наход€щихс€ под следствием. » они не были одиночками, за ними сто€ли соответствующие организации. ¬ услови€х –оссии этому способствует несовершенное законодательство о парти€х и выборах. ѕроцесс его существенной переработки началс€, но он протекает противоречиво в борьбе мнений различных политических образований, как в самой ƒуме, так и за ее пределами. ѕри обсуждении проекта закона о парти€х очень остро сто€л вопрос о нерегистрируемом финансировании партий частными лицами. јналогична€ практика существует и в некоторых других странах. ¬спомним хот€ бы дело о тайном финансировании партии √ельмута  ол€ <6>. -------------------------------- <6> —м.: “ам же. —. 44.

ќрганизованные преступные сообщества представл€ют собой серьезную угрозу существованию финансовых и коммерческих учреждений на национальном и международном уровн€х. ќни внедр€ютс€ в учреждени€, занимающиес€ законной де€тельностью, запугивают их владельцев актами терроризма, извращают цели их функционировани€ до такой степени, что они уже не могут служить ни интересам общества, ни интересам акционеров. ќслабление управлени€ такими учреждени€ми может привести к злоупотреблению общественными средствами. ѕроцесс внедрени€ в законные учреждени€ €вл€етс€ стержневым в усили€х транснациональных преступных организаций по зав€зыванию св€зей, как с деловыми кругами легального бизнеса, так и с политической верхушкой. ≈сли подобный процесс удаетс€, то борьба правительств и правоохранительных органов с названными организаци€ми значительно затрудн€етс€. «десь уместна аналоги€ с вирусом, разрушающим иммунную систему организма. –азложение финансовых учреждений представл€ет собой опасность и потому, что может подорвать доверие к ним общества и вызвать серьезные долгосрочные последстви€ в том, что касаетс€ мандата всеобщего довери€ к экономике. Ќа международном уровне отмываемые деньги еще более подрывают способность правительств контролировать и регулировать глобальную финансовую систему и управл€ть ею. ќдновременно существует опасность того, что прин€тые меры приведут к обратным результатам. “ак, в ответ на вызов транснациональных преступных организаций могут быть прин€ты меры, способные затруднить законную финансовую де€тельность <7>. ѕодтверждением этому могут служить данные ƒальневосточного государственного университета, проводившего исследовани€ о тенденци€х и перспективах борьбы с организованной преступностью и опиравшегос€ в своих исследовани€х на данные ћ¬ƒ –оссии. —огласно им к концу 90-х годов организованна€ преступность контролировала не менее 40% частных предпри€тий, до 60% - государственных и около 80% - коммерческих банков страны <8>. -------------------------------- <7> —м.: —алимов  . Ќ. —овременные проблемы терроризма. ћ.: »здательство "ўит-ћ", 1999. —. 132. <8> —м.: ћеждународный терроризм: борьба за геополитическое господство... —. 45.

ќчень важно осознать и следующую криминологически важную историческую причину. “ак, снижение идеологического противосто€ни€ в мире оставило идеологические террористические организации без соответствующей поддержки и средств существовани€. ѕрофессиональные террористы стали искать других покровителей. » нашли их в транснациональной организованной преступности. “аким образом, в услови€х снижени€ поддержки терроризма некоторыми странами, террористические организации вынуждены сами заниматьс€ прибыльным бизнесом (торговлей наркотиками, оружием, взрывчатыми и сильнодействующими веществами, "живым товаром"), и их сотрудничество с хорошо организованными и законспирированными преступными сообществами, коррупционно св€занными с власт€ми, выгодно террористическим формировани€м. ¬ ходе решени€ этих задач террористические организации сотрудничают со структурами организованной преступности как на временной, так и на относительно длительной основе. ѕо мнению ученого-терролога √. ”ордло, сли€ние терроризма с уголовной преступной де€тельностью наиболее €рко про€вл€етс€ в области незаконного производства и торговли наркотиками <9>. Ёта св€зь представл€ет собой "деловые взаимоотношени€, в которых кажда€ сторона использует другую дл€ достижени€ своих собственных целей".  роме того, наркоденьги €вл€ютс€ гарантированным источником доходов, который в перспективе может представл€ть более высокую степень надежности, чем зависимость от спонсоров, имеющих непосто€нные интересы <10>. -------------------------------- <9> —м.: ќсновы борьбы с организованной преступностью: ћонографи€ / ѕод ред. ¬. —. ќвчинского, ¬. ≈. Ёминова, Ќ. ѕ. яблокова. ћ.: »Ќ‘–ј-ћ, 1996. —. 24. <10> —м.: Pacific Defence Reporter, 1993, Annual reference edition. P. 20 - 21.

¬ целом за последние годы все большее число террористических и экстремистских группировок различной ориентации (ультраправые, ультралевые, националистические, сепаратистские и др.) прибегают дл€ финансировани€ своей де€тельности к участию в наркобизнесе. ‘ормы этого участи€ могут быть различными: выращивание наркосодержащих растений, производство и (или) контрабанда наркотиков, охрана плантаций с наркотическими культурами, выполнение поручений наркодельцов по устранению конкурентов или лиц, заподозренных в сотрудничестве с правоохранительными органами. јктивно занимаютс€ наркобизнесом сепаратистские движени€ в районе "«олотого треугольника", в частности организаци€ "„лены рода Meo" (Meo Tribesmen), оперирующа€ на севере Ћаоса. ¬ ћь€нме (Ѕирма) длительное врем€ действовали отр€ды так называемой Ѕирманской коммунистической партии, к началу 90-х годов расколовшейс€ на отдельные группировки по национальному признаку.  рупнейшую из них возглавл€л  ун —а (насто€щее им€ „ан „ифу). ѕо некоторым данным, он контролировал до 80% производства опиума в "«олотом треугольнике" <11>. -------------------------------- <11> —м.: ќсновы борьбы с организованной преступностью: ћонографи€... —. 24.

√ражданска€ война в јфганистане привела к резкому подъему производства наркотиков в этой стране и соседнем ѕакистане. ѕо оценкам английских экспертов, производство опиума в јфганистане возросло с 250 тонн в 1977 г. до 600 - 800 тонн в 1989 г. <12>. ѕолучаемые от торговли наркотиками средства лидеры повстанцев использовали как дл€ приобретени€ вооружени€ и снар€жени€, так и дл€ личного обогащени€. -------------------------------- <12> —м.: “ам же. —. 25.

¬есьма тесные св€зи между террористическими группировками и наркобизнесом существует в странах Ћатинской јмерики. ѕосевы опийного мака, как и плантации коки, в  олумбии усиленно охран€ютс€ отр€дами "–еволюционных вооруженных сил  олумбии" (–¬— ) и "Ќациональной освободительной армии" (Ќќј). Ёти организации господствуют во многих местност€х  олумбии, что делает практически невозможным уничтожение урожа€ наркотиков на контролируемых ими территори€х. ѕравоохранительные органы европейских стран располагают сведени€ми о св€з€х с наркобизнесом членов таких террористических организаций, как турецкие "—ерые волки", "—трана басков и свобода" (Ё“ј), италь€нские " расные бригады" <13>. -------------------------------- <13> —м.: “ам же. —. 25 - 26.

≈ще одно из противоправных направлений, которое получило широкое распространение среди бандитских формирований организованной преступности и соответственно криминального терроризма, - это торговл€ "живым товаром". Ќа XX  онгрессе ќќЌ, посв€щенном проблемам преступности, проходившем в апреле 2000 г., отмечалось, что торговл€ людьми - самый быстроразвивающийс€ рынок в мире. Ёто второй после наркотиков по прибыльности бизнес. ≈жегодно от 4 до 5 млн. человек перевоз€тс€ нелегальным путем, что дает преступникам доход около 7 млрд. долларов. ƒл€ –оссии проблема торговли людьми с каждым днем приобретает все более острый характер, особенно на ƒальнем ¬остоке. “ак, сегодн€ в  итае, по некоторым данным, находитс€ от 5 до 10 тыс€ч российских граждан, используемых в качестве "живого товара". —огласно отдельным аналитическим отчетам, только в одном “аиланде насчитываетс€ более 5 тыс€ч проституток российского происхождени€. ѕервоначально они были завербованы на работу на ƒальнем ¬остоке –оссии, а затем переправлены в другие страны. –усские женщины пользуютс€ большим спросом у азиатских бизнесменов из японии,  ита€, “аиланда <14>. -------------------------------- <14> —м.: ћеждународный терроризм: борьба за геополитическое господство... —. 45.

Ёксперты ќќЌ отмечают, что еще одним из факторов, способствующих сли€нию терроризма и организованной преступности, €вл€ютс€ технологические интересы. ’ищение €дерных материалов и возможность их использовани€ с целью крупномасштабного вымогательства и шантажа наводит на мысль о том, что грань между такими преступлени€ми, как вымогательство и политический терроризм, все больше и больше стираетс€. ¬озможен вариант, когда транснациональные преступные организации похищают €дерные материалы и продают их террористическим организаци€м. ѕо другому варианту, похитители плутони€ сами воспользуютс€ им дл€ шантажа правительства <15>. -------------------------------- <15> —м.: √рачев —. ».,  олобов ќ. ј.,  орнилов ј. ј. —оединенные Ўтаты јмерики и международный терроризм: ћонографи€. Ќ. Ќовгород: »нститут стратегических исследований ЌЌ√”, 1999. —. 82.

—овременные террористические объединени€, использу€ в своей де€тельности криминальное начало, повышают опасность терроризма, усиливают его потенциал по применению насили€ дл€ решени€ политических задач. —ли€ние терроризма и организованной преступности ведет к значительному расширению финансовых, материальных и оперативных возможностей терроризма, тем самым нанос€ колоссальный урон жизненно важным интересам личности, общества, государства и мирового сообщества в целом.

Ќазвание документа пїњ