пїњ

Ётапы формировани€ института государственной тайны в различные периоды развити€ –оссийского государства

( орсун –. ¬.) ("јдминистративное право и процесс", 2007, N 2) “екст документа

Ё“јѕџ ‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»я »Ќ—“»“”“ј √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќ… “ј…Ќџ ¬ –ј«Ћ»„Ќџ≈ ѕ≈–»ќƒџ –ј«¬»“»я –ќ——»…— ќ√ќ √ќ—”ƒј–—“¬ј

–. ¬.  ќ–—”Ќ

 орсун –. ¬., аспирант ћ»‘».

√осударственна€ тайна €вл€етс€ одним из существенных элементов в механизме властвовани€ и выполн€ет не только утилитарную функцию защиты определенных категорий сведений от распространени€, но и имеет политический оттенок, т. к. €вл€етс€ непременным атрибутом реализации государственно-властных полномочий. ѕо мнению автора, столь существенную роль в механизме государства государственна€ тайна в истории нашей страны занимала не всегда. ѕока в умах подданных государ€ доминировала иде€ о том, что царска€ власть "от Ѕога дарована", а сам государь полагал себ€ самодержцем, который не подотчетен никому, кроме собственной персоны, государственный аппарат был неразвитым, отсутствовал смысл дл€ властител€ отгораживать себ€ от подданных плотной завесой тайны.   сожалению, исторические исследовани€ содержат мало достоверной информации о том, как на ранних этапах развити€ –оссийского государства была организована система защиты государственных секретов, поэтому воспользуемс€ дл€ краткого исторического экскурса анализами развити€ одного из об€зательных спутников тайны - шифров.  ак отмечает “. ј. —оболева, по€вление в –оссии первых специалистов-тайнописчиков, наход€щихс€ на государственной службе, следует отнести к 1549 г. - к моменту образовани€ ѕосольского приказа, осуществл€вшего общее руководство внешней политикой страны <1>. ≈сли исходить из простой логической посылки, что тайнопись примен€етс€ дл€ защиты секретной информации, а дипломати€ всегда довлеет к приватности, то развитие дипломатических шифров пр€мо свидетельствует о наличии государственных секретов в данной сфере государственной де€тельности уже в тот период. -------------------------------- <1> —оболева “. ј. »стори€ шифровального дела в –оссии. ћ., 2002. —. 43.

”сложнение общественной жизни, по€вление оппозиционно настроенных к самодержцу и правительству групп в элите российского общества привело к необходимости по€влени€ политического сыска, ведени€ агентурной работы в среде двор€нства и тем самым по€влени€ целого блока полицейских секретов. –оссийска€ полици€ и корпус жандармов принимали активное участие и в контрразведывательной де€тельности, равно как ведомство иностранных дел - в разведывательной. ћожно также с высокой степенью веро€тности говорить о том, что развитие системы государственной тайны в любой стране, в т. ч. и в –оссии, самым непосредственным образом св€зано с развитием разведки, совершенствованием ее форм и методов. ѕо мере вы€влени€ устремлений разведки к определенным видам информации становитс€ очевидным, что именно ее необходимо защищать, что указывает на необходимость придани€ таким сведени€м статуса государственной тайны. »сход€ из вышеизложенного, можно указать на следующие сферы государственной де€тельности в –оссийской империи, в которых наибольшим образом концентрируютс€ сведени€, воспринимаемые в качестве государственной тайны: - дипломати€; - разведка (политическа€ и военна€); - оборона и вооруженные силы; - политическа€ полици€. »менно в этих област€х, по всей видимости, в –оссийской империи и концентрировалось наибольшее количество защищаемой информации. ќднако, по мнению —. „ертопруда <2>, единой нормативно определенной системы защиты такой информации в период до 1917 г. в –оссии не было.  аждое из ведомств имело свою систему нормативного регулировани€ обеспечени€ защиты информации, котора€ базировалась на примитивных инструкци€х, на основе которых определ€лись критерии отнесени€ информации к государственной тайне и устанавливались меры защиты. -------------------------------- <2> „ертопруд —. // infonunter@omen. ru.

Ќапример, в ¬оенном ведомстве –оссийской империи в начале XX в. действовала »нструкци€ дл€ хранени€ секретных сведений и ведени€ секретной переписки, состо€вша€ из следующих разделов: "ќ секретных сведени€х", "ќ лицах, коим довер€ютс€ секретные сведени€", "ќ хранении секретных сведений и переписки", "ќ ведении и движении секретной переписки", "ќ сведени€х, не подлежащих оглашению", "ќ пор€дке применени€ насто€щей инструкции". ¬с€ информаци€, относ€ща€с€ к государственной тайне в ¬оенном ведомстве, подраздел€лась на три категории: - весьма секретные сведени€; - секретные; - секретные сведени€ частного характера.  атегори€ "весьма секретные сведени€" в целом имела следующий системный признак: важные тайны, разглашение которых может принести существенный вред государству.  атегори€ "секретные сведени€" определена по отношению к весьма секретным методом исключени€, т. е. как заключающие тайны меньшей важности.   категории "секретные сведени€ частного характера" были отнесены: переписка по наградным представлени€м, аттестаци€м и другие сведени€, почему-либо не подлежащие оглашению. јнализ вышеуказанного перечн€ сведений, подлежащих засекречиванию, позвол€ет сделать несколько выводов. 1. —овокупность содержащихс€ в нем данных свидетельствует о том, что это перечень информации, подлежащей засекречиванию по сухопутным войскам на мирное врем€. ќтсюда следует, что арми€ и флот имели разные перечни. 2. ¬ отношении сведений наибольшей степени важности (весьма секретные) можно сделать однозначный вывод о том, что они €вл€ютс€ государственной тайной, так как в их общем описании присутствует такой признак, как вред государству. »менно данный признак €вл€етс€ самым значимым признаком государственной тайны. 3.  руг сведений, относимых к весьма секретным, довольно скромен. ќбъ€снение этому, по мнению автора, следующее: а) вооружение сухопутных войск того времени было по меркам сегодн€шнего дн€ примитивным, поэтому сведени€ о вооружении и военной технике вр€д ли следовало засекречивать вообще; б) у ¬ооруженных —ил –оссии того периода отсутствовала наступательна€ доктрина, в силу чего перспективные планы (стратегические и оперативные) превентивных ударов не разрабатывались (а именно они €вл€ютс€ наиболее секретными); в) наличие в числе засекречиваемых сведений описани€ пограничных районов, позиций дл€ первой встречи, а также крепостей свидетельствует о том, что основной акцент делалс€ на позиционную оборону с использованием долговременных опорных пунктов с целью максимально затруднить продвижение противника в глубь территории страны; г) отнесение к категории весьма секретных сведений средств шифровани€ свидетельствует об осознании военным ведомством важности защиты линий военной св€зи от несанкционированного доступа и перехвата информации. 2. јнализ второго раздела перечн€ показывает следующее: а) разработчики перечн€ отдавали себе отчет в том, что сведени€, составл€ющие государственную тайну в военной области, имеют тенденцию к увеличению степени важности в зависимости от интеграции, поэтому в цел€х защиты наиболее важной информации подлежат засекречиванию сведени€ более мелкого масштаба, на основании обобщени€ которых возможно смоделировать, в частности, общие мобилизационные планы; б) дислокации соединений и частей по расписанию мирного времени в тот период придавалось меньшее значение, чем сведени€м о мобилизационном развертывании, поэтому подлежала засекречиванию лишь обща€ дислокаци€ сухопутных войск, и то в режиме средней степени секретности; в) динамика передислокации, перевооружени€, по€влени€ новых формирований представл€ла лишь временный секрет (видимо, в силу того, что иностранцы имели возможность более или менее свободного передвижени€ по территории страны, а действительные наименовани€ частей и соединений не засекречивались); отсюда следует, что потенциальному противнику был a priori известен численный состав армии по штатам мирного времени; г) вызывает некоторое недоумение низкий гриф секретности относительно сведений о разведустремлени€х противника и контрразведывательной де€тельности в отношении иностранных разведслужб - видимо, этой информации в тот период придавалс€ статус временной секретности (на период собственно операции), а формы и методы контрразведывательной де€тельности не засекречивались; д) засекречивание регистрационных журналов секретной переписки, по мнению автора, носит позитивный характер, т. к. свидетельствует об осознании факта получени€ ценных дл€ противника сведений из анализа движени€ секретной документации между различными корреспондентами в вооруженных силах. 3. ¬ отношении секретных сведений частного характера засекречивание здесь, по мнению автора, ставилось в зависимость от приватности тех поступков, реализаци€ которых ставилась в заслугу награждаемым. ћожно также утверждать, что така€ практика имела довольно длительную историю. “ак, в работе “. ј. —оболевой приводитс€ письмо графа  . ¬. Ќессельроде разработчику отечественных средств шифровани€ барону ѕ. Ћ. Ўиллингу, имеющее гриф "—екретно" и датированное 23 марта 1830 г., в котором он сообщает о поощрении его и р€да помощников от имени императора за разработку новых шифров <3>. -------------------------------- <3> —оболева “. ј. ”каз. соч. —. 207.

ѕомимо вышеуказанных категорий сведений, рассматриваемой »нструкцией выдел€етс€ категори€ "сведени€, не подлежащие оглашению".   ним относ€тс€: сведени€ о численности, составе, вооружении, расположении и передвижении войск, о летних сборах частей, о сборах запасных и ратников ополчени€, об увольнении в запас, о перемещении военных грузов, об устройстве военных складов и т. п. Ќа основании этого можно сделать вывод о том, что уже в тот период существовало закрепленное в нормативных актах пон€тие сведений ограниченного распространени€, которое затем в процессе эволюции данных отношений в советский период трансформировалось в институт служебной тайны. ¬торой раздел рассматриваемой »нструкции устанавливает нормы, касающиес€ пор€дка допуска лиц к работе с секретными сведени€ми. ≈динственным системным критерием ограничени€ в доступе к сведени€м, составл€ющим государственную тайну, в вооруженных силах €вл€лось иноверное (т. е. нехристианское) вероисповедание. ¬ услови€х православи€ как официально признанной государством религии и консолидации основной части российского общества по религиозному признаку такой подход представл€етс€ вполне объ€снимым.  ак следует из норм гл. 7 ќсновных государственных законов 1905 г., помимо собственно лиц православного вероисповедани€, выделились христиане иностранного вероисповедани€ и иноверцы. ≈сли следовать данному делению в качестве основани€, то ограничени€ в допуске к сведени€м, составл€ющим государственную тайну, в ¬ооруженных —илах –оссии начала XX в. касались лиц иудейского, мусульманского, буддистского вероисповедани€, а также €зычников. ≈сли говорить об особенност€х секретного делопроизводства, то уже в тот период открытое делопроизводство велось отдельно от секретного, однако допускалась при необходимости совместна€ подшивка документов в дела, которым устанавливались услови€ хранени€ по высшему грифу подшитых в них документов. ”становление высшей степени секретности €вл€лось прерогативой командира части или начальника штаба. ѕри этом сведени€, которым была установлена степень секретности "весьма секретно", должны были документироватьс€ собственноручно начальником или иным офицером, ведущим секретную переписку, привлечение дл€ этих целей писарей допускалось только в качестве исключени€ под наблюдением ответственного лица с изыманием у них по окончании работы всех секретных документов и черновиков. ѕодвод€ итог анализу данного акта, автор констатирует, что глубина нормативной проработанности отношений в области отнесени€ сведений к государственной тайне и иным категори€м информации ограниченного распространени€ была крайне низкой. ¬ данный период даже отдаленно нельз€ говорить о наличии какого-то целостного правового механизма защиты информации, составл€ющей государственную тайну, который впоследствии получил название "режим секретности". ’от€ некоторые элементы данного режима на пон€тийном уровне все же просматривались. “ак, в ”ложении о наказани€х (ст. 256) <4> налагалс€ запрет на сообщение иностранным державам или опубликование планов укрепленных мест, гаваней, портов, а в ст. 112 ”головного уложени€ <5> устанавливалась уголовна€ ответственность за сн€тие или составление плана, чертежа, рисунка установленного района или его эспланады (т. е. незастроенного пространства между крепостными стенами и ближайшими городскими постройками, облегчавшего оборону в случае нападени€ противника) <6>. -------------------------------- <4> —вод законов уголовных. —ѕб., 1915. —. 78. <5> “ам же. —. 670. <6> —ловарь иностранных слов. ћ., 1984. —. 593.

¬ советский период ситуаци€ с защитой государственной тайны неизбежно должна была изменитьс€, причем самым кардинальным образом. —оветска€ –осси€ изначально позиционировала себ€ как государство, наход€щеес€ во вражеском окружении. ѕомимо этого укрепление большевистского политического режима, получившего название "диктатура пролетариата", требовало активной борьбы с действительными и мнимыми врагами внутри страны. ¬ 1921 г. был утвержден первый общегосударственный перечень сведений, составл€ющих государственную тайну и не подлежащих распространению. ¬ нем сведени€ делились на две группы: военного и экономического характера. ѕостановлением —Ќ  ———– от 24 апрел€ 1926 г. был введен в действие ѕеречень сведений, €вл€ющихс€ по своему содержанию специально охран€емой государственной тайной. ¬ данном акте категории информации уже были разделены на три группы: сведени€ военного характера, сведени€ экономического характера и сведени€ иного характера. ¬се сведени€ по степени важности делились на три категории: совершенно секретные, секретные и не подлежащие оглашению. ¬ том же году был прин€т целый пакет нормативных актов, предопределивших дальнейшее развитие обеспечени€ защиты государственной тайны в ———–. ¬ конце 20-х годов XX в. была также проведена унификаци€ состава режимно-секретных органов и установлена стандартизованна€ номенклатура должностей в них. ¬ центральных аппаратах ¬ысшего совета народного хоз€йства и р€да наиболее крупных народных комиссариатов были созданы секретные отделы, в остальных - секретные части или секретные отделени€ <7>. -------------------------------- <7> „ертопруд —. «арождение и становление системы защиты государственной тайны в —оветском —оюзе 1918 - 1930 гг. // infohunder@omen. ru.

 ак можно отметить, уже в 20-е годы XX в. в нашей стране была сформирована принципиально нова€ система защиты государственной тайны, котора€ была выведена на общегосударственный уровень и стала основой дл€ формировани€ впоследствии административно-правового режима, получившего название "режим секретности". ќднако мы здесь можем говорить только о внешней оболочке, т. е. о наборе правовых средств, с помощью которых защищалась информаци€, составл€юща€ государственную тайну, но не о содержательной части самих сведений. ѕеречни сведений, относимых к государственной тайне, которые до определенного периода (по данным, имеющимс€ у автора, - до конца 50-х годов XX в.) публиковались открыто, в том числе в качестве постатейных материалов к уголовным кодексам, были довольно слабым ориентиром в действительном потоке информации, котора€ реально засекречивалась. ќсновополагающий принцип режима секретности - каждый должен знать только то, что ему необходимо знать в силу исполн€емых об€занностей, - в масштабах нашей огромной страны применительно к науке и изобретательству €вилс€ существенным тормозом в научно-техническом прогрессе. ≈го реализаци€ затруднила обмен новейшими научными сведени€ми между творческими коллективами, привела к дублированию в тематике научных исследований, что, в свою очередь, увеличило объем финансовых затрат на единицу конечной научной "продукции". –езультат - отставание в научно-техническом прогрессе, причем отставание системное, глобальное. ¬о второй половине 30-х годов XX в. в стране началась насто€ща€ истери€ по поводу обеспечени€ сохранности секретной информации. ¬ этот период российской истории уже не различали государственную и партийную тайны, партийные учетные документы приравнивались к государственным секретам. ѕостепенно стало нарождатьс€ (в особенности это про€вилось с начала 80-х годов XX в.) более взвешенное отношение к государственным секретам. ¬ насто€щее врем€ отношени€, св€занные с государственной тайной, четко определены в «аконе "ќ государственной тайне". ”казаны исчерпывающий перечень информации, относимой к данной категории, критерии засекречивани€, а также сроки и услови€ рассекречивани€ сведений.  орпоративные секреты больше не отождествл€ют с государственными, а возможность утечки информации сведена к минимуму. “аким образом, можно утверждать, что в современной –оссии административно-правовой институт государственной тайны соответствует основным принципам демократии, на которых основано государственное устройство –оссийской ‘едерации.

Ќазвание документа пїњ