пїњ

ќб основани€х проведени€ оперативно-розыскных меропри€тий судебного санкционировани€

(Ѕатурин —. —.) ("–оссийский следователь", 2013, N 15) “екст документа

ќЅ ќ—Ќќ¬јЌ»я’ ѕ–ќ¬≈ƒ≈Ќ»я ќѕ≈–ј“»¬Ќќ-–ќ«џ— Ќџ’ ћ≈–ќѕ–»я“»… —”ƒ≈ЅЌќ√ќ —јЌ ÷»ќЌ»–ќ¬јЌ»я <*>

—. —. Ѕј“”–»Ќ

Ѕатурин —ергей —ергеевич, старший лейтенант полиции, адъюнкт ƒальневосточного юридического института (ƒ¬ё») ћ¬ƒ –оссии.

¬ статье анализируютс€ такие процессуальные основани€ дл€ проведени€ оперативно-розыскных меропри€тий судебного санкционировани€, как наличие возбужденного уголовного дела и поручение следовател€. јвтор разъ€сн€ет значимость и различи€ каждого из обозначенных оснований дл€ проведени€ оперативно-розыскных меропри€тий, а также важность у€снени€ сущности каждого из оснований (уголовного дела и поручени€ следовател€) дл€ правоприменител€.

 лючевые слова: наличие возбужденного уголовного дела, поручение следовател€, основани€ дл€ проведени€ оперативно-розыскных меропри€тий.

The article analyses such procedural grounds for carrying out of operative-search measures of judicial sanctioning as availability of the initiated criminal case and the commission of an investigator. The author explains significance and differences of each of the noted grounds for carrying out of operative-search measures as well as importance of understanding of the essence of each of them (the criminal case and the commission of an investigator) for a legal practitioner.

Key words: availability of the initiated criminal case, commission of an investigator, grounds for carrying out of operative-search measures.

ѕравова€ регламентаци€ оснований проведени€ оперативно-розыскных меропри€тий, отвечающа€ требовани€м как теории, так и практики, - это состо€ние, при котором обеспечиваютс€ и соблюдаютс€ конституционные права граждан, которые государство в лице своих правоохранительных органов гарантирует защищать и ограничивать только на предусмотренных законом возможност€х. Ќа наш взгл€д, в насто€щее врем€ основани€ проведени€ оперативно-розыскных меропри€тий не учитывают реалии практической де€тельности органов, осуществл€ющих оперативно-розыскную де€тельность, и не отвечают требовани€м практики. ¬ ч. 1 ст. 7 ‘« "ќб оперативно-розыскной де€тельности –‘" указано такое основание проведени€ оперативно-розыскных меропри€тий, как "наличие возбужденного уголовного дела". «аконодатель не зр€ выделил его в качестве первого основани€, т. к. факт прин€ти€ решени€ следователем (дознавателем) о возбуждении уголовного дела автоматически возлагает на него и органы, осуществл€ющие оперативно-розыскную де€тельность, задачу по раскрытию конкретного преступлени€ в соответствии с действующим законодательством. ¬ соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 8 ‘« "ќб ќ–ƒ" проведение оперативно-розыскных меропри€тий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сет€м электрической и почтовой св€зи, а также на неприкосновенность жилища, допускаетс€ на основании судебного решени€ и при наличии информации о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное де€ние, по которому производство предварительного следстви€ об€зательно. ѕроще говор€, уголовное дело, наход€щеес€ в производстве у следовател€, позвол€ет осуществл€ть негласную оперативно-розыскную де€тельность, предпочтительно оперативно-розыскные меропри€ти€, ограничивающие конституционные права граждан, поскольку "именно эти меропри€ти€ обеспечивают возможность вы€влени€ и познани€ тщательно скрываемых от правоохранительных органов криминальных процессов, а также сведений, которые невозможно вы€вить с помощью гласных уголовно-процессуальных мер" <1>. ≈сли же запретить или даже существенно ограничить возможности правоохранительных органов в сфере оперативно-розыскной де€тельности, сложитс€ парадоксальна€ ситуаци€: государство не может ограничить права и свободы преступника, который, в свою очередь, нарушил права и свободы потерпевшего, гарантированные ему конституцией этого самого государства <2>. Ќа практике сложилась ситуаци€, что осуществл€ть оперативно-розыскные меропри€ти€, ограничивающие конституционные права граждан, возможно лишь в рамках уголовного дела, по которому производство предварительного следстви€ об€зательно, либо в рамках дела оперативного учета дл€ оперативной разработки объекта заинтересованности правоохранительных органов без наличи€ уголовного дела. ¬ отдельных случа€х соответствующее дело оперативного учета заводитс€ по факту нераскрытого т€жкого или особо т€жкого преступлени€ в течение дес€ти суток с момента возбуждени€ уголовного дела дл€ проведени€ всего комплекса оперативно-розыскных меропри€тий, в том числе тех, осуществление которых регламентируетс€ ведомственными приказами ћ¬ƒ –оссии. Ќа основании вышеизложенного и с учетом анализа ‘« "ќб ќ–ƒ" можно с уверенностью констатировать, что уголовное дело охватывает практически половину всех оснований и условий проведени€ оперативно-розыскных меропри€тий, соответственно, оно €вл€етс€ необходимым и незаменимым процессуальным основанием дл€ большей части негласной оперативно-розыскной де€тельности. ќднако отдельные авторы полагают, что наличие возбужденного уголовного дела не может повлечь, а фактически и не влечет прин€ти€ решени€ о проведении оперативно-розыскных меропри€тий, т. к. оперативный сотрудник не возбуждает уголовные дела и не об€зан знать о возбуждении какого-либо уголовного дела, поэтому п. 1 ч. 1 ст. 7 ‘« об ќ–ƒ необходимо исключить <3>. ƒанна€ точка зрени€, как нам представл€етс€, абсолютно несосто€тельна и не выдерживает какой-либо критики по следующим причинам. ¬о-первых, оперативник, как сотрудник органа дознани€, участвует в предварительной проверке сообщени€ о преступлении, по итогам которой следователем (дознавателем) принимаетс€ процессуальное решение о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела. ѕоэтому он не может не знать о возбуждении уголовного дела, поскольку уже на этой стадии уголовного судопроизводства он сам заинтересован в сборе доказательств, которые помогут раскрыть преступление. ƒаже в св€зи с неустановлением преступника в ходе первоначальных оперативно-розыскных меропри€тий их результаты учитываютс€ при проведении всего комплекса меропри€тий уже в рамках возбужденного уголовного дела. “аким образом, оперативные подразделени€ осуществл€ют оперативное сопровождение от момента поступлени€ сообщени€ о преступлении до вынесени€ следователем (дознавателем) обвинительного заключени€ (акта). ¬о-вторых, в случае необнаружени€ совершившего преступление лица по уголовному делу оно априори €вл€етс€ основанием проведени€ оперативно-розыскных меропри€тий, поскольку невозможно лишь уголовно-процессуальными средствами достичь задач российского законодательства в сфере уголовного судопроизводства. ¬ соответствии с ч. 4 ст. 157 ”ѕ  –‘ на орган дознани€ возлагаетс€ об€занность принимать оперативно-розыскные меры дл€ установлени€ лица, совершившего преступление, уведомл€€ следовател€ об их результатах. Ёто правило позвол€ет рассматривать наличие возбужденного уголовного дела в качестве самосто€тельного основани€ проведени€ оперативно-розыскных меропри€тий по любым нераскрытым уголовным делам <4>. ¬-третьих, уголовное дело в отличие от материала проверки сообщени€ о преступлении предоставл€ет следователю (дознавателю) более широкие процессуальные возможности, так же как и оперативникам в выборе и осуществлении оперативно-розыскных меропри€тий, результаты которых отражаютс€ в уголовном деле. ¬ свою очередь, раскрытие преступлений возможно лишь при согласованном проведении следственных действий и оперативно-розыскных меропри€тий. ¬ этой св€зи важное значение приобретает обеспечение следовател€ необходимой оперативно-розыскной информацией, с одной стороны, и наиболее целесообразное и эффективное ее использование в интересах уголовного судопроизводства, особенно при расследовании сложных, замаскированных и многоэпизодных преступлений <5>. “акже и следователь должен обеспечивать оперативного сотрудника информацией, полученной им при проведении следственных действий и иных процессуальных мер, дл€ выбора им и осуществлени€ соответствующих оперативно-розыскных меропри€тий с целью проверки сообщенных ему данных и поиска дополнительных сведений в интересах расследовани€ преступлени€. ≈сли же оперативный сотрудник не преобразовывает результат следственных действий в оперативную информацию путем ее сбора, систематизации и анализа, то, следовательно, этот сотрудник не знает всех обсто€тельств расследуемого уголовного дела, что недопустимо в раскрытии преступлени€ <6>. ¬ св€зи с этим реализаци€ информации, полученной в ходе как уголовно-процессуальной, так и оперативно-розыскной де€тельности, невозможна без тесного взаимодействи€ лиц, их осуществл€ющих. ¬не вс€кого сомнени€, дополнение следственных действий оперативно-розыскными меропри€ти€ми необходимо в первую очередь по преступлени€м, совершенным в услови€х неочевидности, дл€ установлени€ лица, его совершившего, вы€влени€ орудий преступлени€, похищенного имущества и размера причиненного ущерба, обсто€тельств, вли€ющих на степень и характер ответственности, а также дл€ определени€ причин и условий, способствовавших совершению преступлени€, и т. д. ¬ данном случае оперативно-розыскные меропри€ти€ значительно повышают эффективность следственных действий, они направлены на собирание информации по возбужденному уголовному делу <7>, которое €вл€етс€ необходимым и мотивирующим основанием дл€ их проведени€. ¬-четвертых, оперативные сотрудники об€заны раскрывать преступлени€, совершенные в услови€х неочевидности, а дл€ этого им необходимо отслеживать и вести учет возбужденных уголовных дел по территории обслуживани€. Ёто объективно об€зывает органы, осуществл€ющие оперативно-розыскную де€тельность, принимать исчерпывающие меры, направленные на обнаружение преступлений и лиц, их совершивших, быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, установление событи€ преступлени€ и иных обсто€тельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу <8>. -------------------------------- <1> „ечетин ј. ≈. ѕроблемы обеспечени€ прав личности при проведении оперативно-розыскных меропри€тий // јктуальные проблемы уголовного права и правоприменительной практики: ћежвузовский сборник научных трудов / ќтв. ред. —. ƒ. Ќазаров.  расно€рск: —ибирский юридический институт ћ¬ƒ –‘, 2007. —. 68. <2> √усев ¬. ј. —облюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной де€тельности: вопросы теории и практики. ѕрепринт. ’абаровск: ƒальневосточный юридический институт ћ¬ƒ –оссии, 2011. —. 11. <3> √лазунов Ѕ. Ѕ. ќпыт применени€ "закона бережливости" к основани€м проведени€ оперативно-розыскных меропри€тий // ќперативник (сыщик). 2012. N 1. —. 25 - 26. <4> ќсновы оперативно-розыскной де€тельности: ”чебное пособие / ѕод ред. ј. ≈. „ечетина. 3-е изд., доп. и перераб. Ѕарнаул: Ѕарнаульский юридический институт ћ¬ƒ –оссии, 2007. —. 83. <5> ќсипов ƒ. ¬.,  узнецова Ќ. ј. ќрганизаци€ и формы взаимодействи€ органов предварительного следстви€ и дознани€ // ѕроцессуальна€ де€тельность милиции: ћатериалы научно-практической конференции (¬Ќ»» ћ¬ƒ –оссии, но€брь 2005 г.). ћ.: ¬Ќ»» ћ¬ƒ –оссии, 2006. —. 59. <6> ћалышев —. я.   вопросу об оперативной информации в оперативно-розыскной де€тельности органов внутренних дел // ¬естник ”фимского юридического института ћ¬ƒ –оссии. 2011. N 2. —. 69. <7> ќсновы оперативно-розыскной де€тельности органов внутренних дел: ”чебник / ѕод общ. ред. ё. ј. јгафонова, ё. ‘.  ваши. ћ.: ÷ќ – ћ¬ƒ –оссии, 2009. —. 84. <8>  омментарий к ‘едеральному закону "ќб оперативно-розыскной де€тельности" / ¬ступ. ст. ¬. ƒ. «орькина. ћ.: Ќорма, 2006. —. 144.

“аким образом, наличие возбужденного уголовного дела, несомненно, €вл€етс€ самосто€тельным и основополагающим основанием проведени€ любого вида оперативно-розыскных меропри€тий, особенно судебного санкционировани€, поэтому его исключение из перечн€ оснований ‘« "ќб ќ–ƒ" нецелесообразно, поскольку в таком случае существенно ограничатс€ полномочи€ оперативных сотрудников, а также возникнет закономерный вопрос о правомерности действий субъектов, осуществл€ющих оперативно-розыскную де€тельность. “акже уголовное дело €вл€етс€ основанием дл€ истребовани€ каких-либо документов и проведени€ различных проверок и экспертиз, которые, так же как и результаты оперативно-розыскных меропри€тий, имеют неоценимое доказательственное значение в расследовании преступлени€. —ледующим процессуальным основанием проведени€ оперативно-розыскных меропри€тий в соответствии с ч. 3 ст. 7 ‘« "ќб ќ–ƒ" €вл€етс€ поручение следовател€. Ётот процессуальный документ имеет весьма важное значение дл€ проведени€ оперативно-розыскных меропри€тий, особенно ограничивающих конституционные права граждан. ƒополнительным мотивировочным документом к утвержденному постановлению начальника органа, уполномоченного на осуществление оперативно-розыскной де€тельности, €вл€етс€ поручение следовател€, если данное оперативно-розыскное меропри€тие проводитс€ в рамках уголовного дела. Ётот документ судьи, санкционирующие меропри€тие, требуют как необходимое основание дл€ его осуществлени€ в соответствии с ч. 3 ст. 7 ‘« "ќб ќ–ƒ" <9>. ќднако ч. 4 ст. 8 того же «акона закрепл€ет, что прослушивание телефонных и иных переговоров допускаетс€ в отношении лиц, подозреваемых и обвин€емых в совершении преступлений средней т€жести, т€жких или особо т€жких преступлений. ≈сли идет речь о преступлении, то, соответственно, должно быть возбужденное уголовное дело по факту совершени€ уголовно наказуемого общественно опасного де€ни€, т. к. именно в рамках уголовного дела подозреваютс€ и обвин€ютс€ в совершении преступлени€ и даетс€ его уголовно-правова€ квалификаци€.  роме того, п. 1 ч. 2 ст. 8 указывает, что проведение оперативно-розыскных меропри€тий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сет€м электрической и почтовой св€зи, а также на неприкосновенность жилища, допускаетс€ на основании судебного решени€ и при наличии информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного де€ни€, по которому производство предварительного следстви€ об€зательно. ¬ этой норме оп€ть упоминаетс€ о противоправном де€нии, требующем предварительного следстви€, которое осуществл€етс€ только в рамках уголовного дела. —ледовательно, основанием дл€ осуществлени€ оперативно-розыскных меропри€тий €вл€етс€ именно уголовное дело, а не поручение следовател€. ѕоэтому было выдвинуто вполне логичное мнение, что поручение о проведении оперативно-розыскных меропри€тий - это лишь "процессуальна€ форма взаимодействи€ органов, осуществл€ющих уголовное судопроизводство и оперативно-розыскную де€тельность, предусмотренна€ уголовно-процессуальным законодательством" <10>. —оответственно, получение данного процессуального документа необходимо рассматривать в качестве повода, а не собственно основани€ проведени€ оперативно-розыскных меропри€тий. “ак, ј. ≈. „ечетин предлагает выделить в ‘« "ќб ќ–ƒ" отдельную статью под названием "ѕоводы дл€ осуществлени€ оперативно-розыскных меропри€тий", куда относит поручение следовател€ (органа дознани€) <11>. ¬ этом документе должны содержатьс€ фактические основани€ проведени€ оперативно-розыскных меропри€тий в виде сведений, обосновывающих их проведение <12>, т. е. должно быть возбуждено уголовное дело по факту совершени€ общественно опасного уголовно наказуемого де€ни€. “олько наличие уголовного дела, по которому производство предварительного следстви€ об€зательно, позвол€ет осуществл€ть оперативно-розыскные меропри€ти€, ограничивающие конституционные права граждан, а не поручение следовател€. ¬ поручении следовател€ излагаютс€ в требуемом дл€ его выполнени€ объеме обсто€тельства уголовного дела, а также те фактические данные, которые необходимо добыть в ходе оперативно-розыскной де€тельности. ѕоэтому бесспорно то, что раскрытие преступлени€ только уголовно-процессуальными мерами довольно затруднительно, а в некоторых случа€х просто невозможно, что и побуждает следовател€ давать поручение с указанием интересующих его вопросов, требующих разрешени€. -------------------------------- <9> Ѕатурин —. —. Ќекоторые проблемы проведени€ оперативно-розыскных меропри€тий, ограничивающих конституционные права и свободы личности // ќперативник (сыщик). 2011. N 3. —. 42 - 43. <10> ќсновы оперативно-розыскной де€тельности: ”чебное пособие / ѕод ред. ј. ≈. „ечетина. 3-е изд., доп. и перераб. Ѕарнаул: Ѕарнаульский юридический институт ћ¬ƒ –оссии, 2007. —. 85. <11> „ечетин ј. ≈. ѕроект законодательного регулировани€ оперативно-розыскных меропри€тий // ѕолицейское право. 2006. N 4. —. 84. <12>  омментарий к ‘едеральному закону "ќб оперативно-розыскной де€тельности" / ѕод ред. проф. ј. ≈. „ечетина. 12-е изд., перераб. и доп. Ѕарнаул: Ѕарнаульский юридический институт ћ¬ƒ –оссии, 2007. —. 95.

ѕроблема заключаетс€ в том, что большинство следователей не имеют ни малейшего представлени€ о негласных способах получени€ оперативной информации и о ценности процессуальных документов дл€ проведени€ тех или иных оперативно-розыскных меропри€тий, результаты которых играют решающую роль дл€ полноценного и быстрого расследовани€ преступлени€. ƒава€ поручение органу дознани€ в лице оперативного подразделени€ о проведении комплекса оперативно-розыскных меропри€тий, "следователь должен посто€нно контактировать с оперативными сотрудниками, отслеживать вновь получаемую оперативную информацию, сопоставл€€ ее со следственными данными, и учитывать при разработке оперативно-следственной операции" <13>. Ќо на практике следователей интересуют различные справки, рапорты и протоколы допросов, свидетельствующие о проделанной по поручению работе, а не информаци€, полученна€ негласным путем и в силу этого нос€ща€ более объективный характер. Ќо негласна€ информаци€ доказательственной силой не обладает и имеет ориентирующее значение, поэтому она не может использоватьс€ в уголовном процессе. ¬ большинстве случаев такие сведени€ сообщаютс€ следователю в устном пор€дке с разъ€снением способа и объема их использовани€ при проведении следственных мер. —ложившеес€ положение объ€сн€етс€ тем, что большинство следователей и дознавателей не понимают предназначени€ оперативно-розыскной де€тельности, а оперативные сотрудники не осведомлены обо всех нюансах процессуальной де€тельности. -------------------------------- <13> ћазунин я. ћ. “актика использовани€ результатов оперативно-розыскной де€тельности при подготовке и проведении следственных действий по делам об организованной преступной де€тельности // –оссийский следователь. 2004. N 9. —. 6.

“акже невозможно обойти вниманием проблему судебного правоприменени€ оперативно-розыскного законодательства. Ќа наш взгл€д, дл€ судей, санкционирующих проведение оперативно-розыскных меропри€тий, ограничивающих конституционные права граждан, не должно иметь принципиального значени€, прилагают ли оперативные сотрудники поручение следовател€ к постановлению начальника, уполномоченного на осуществление оперативно-розыскной де€тельности, или нет. ¬ поручении следовател€ излагаютс€ в требуемом дл€ его выполнени€ объеме обсто€тельства уголовного дела, а также те фактические данные, которые необходимо добыть в ходе оперативно-розыскной де€тельности <14>. ¬ свою очередь, решение вопроса о том, какие именно меропри€ти€ будут осуществл€ть оперативные сотрудники, - это их прерогатива, не терп€ща€ каких-либо процессуальных указаний, т. к. оперативники лучше всего осведомлены о преимуществах того или иного оперативно-розыскного меропри€ти€ и методах негласной работы. —ледователь вправе ставить только задачу, устанавливать сроки выполнени€ поручений, но не может давать указаний о характере, организации и тактике проводимых в ходе выполнени€ поручени€ оперативно-розыскных меропри€тий <15>. ¬ данном случае поручение €вл€етс€ лишь процессуальным подтверждением факта возбуждени€ уголовного дела, по которому производство предварительного следстви€ об€зательно, т. е. подтверждением наличи€ основани€ дл€ проведени€ оперативно-розыскных меропри€тий, ограничивающих конституционные права граждан, а также достоверности номера телефона объекта заинтересованности правоохранительных органов, в отношении которого будет осуществл€тьс€ меропри€тие. Ќо если данный вопрос решать таким способом, не лучше ли к постановлению начальника прикладывать постановление следовател€ о возбуждении уголовного дела? Ќа наш взгл€д, постановление начальника органа, уполномоченного на осуществление оперативно-розыскной де€тельности, уже €вл€етс€ гарантом того, что имеютс€ все правовые основани€ дл€ проведени€ соответствующих оперативно-розыскных меропри€тий. ¬едь в таком случае руководитель несет персональную ответственность за обоснованность проведени€ этих меропри€тий и правомерность действий своих подчиненных, именно в этом и заключаетс€ ведомственный контроль за оперативно-розыскной де€тельностью. ѕоэтому поручение следовател€ €вл€етс€ лишь мотивирующим поводом, свидетельствующим о его затруднительности или невозможности разрешить какие-либо важные дл€ следстви€ вопросы, а знание судейским корпусом этих важных процессуальных отличий об основани€х проведени€ оперативно-розыскных меропри€тий будет способствовать правильному и объективному рассмотрению материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных меропри€тий, т. е. о возможности и целесообразности их осуществлени€. -------------------------------- <14> ‘едоров ј. ¬., Ўумилов ј. ё. ќсновани€ уголовно-правового характера дл€ проведени€ оперативно-розыскных меропри€тий // ќперативно-розыскна€ де€тельность: ”чебник / ѕод ред.  .  . √ор€инова, ¬. —. ќвчинского, ј. ё. Ўумилова. ћ.: »Ќ‘–ј, 2001. —ери€ "¬ысшее образование". —. 329. <15> “еори€ оперативно-розыскной де€тельности: ”чебник / ѕод ред.  .  . √ор€инова, ¬. —. ќвчинского, √.  . —инилова. ћ.: »Ќ‘–ј, 2006. —. 295.

¬ заключение хотелось бы отметить, что у€снение правоприменителем фактических оснований и поводов проведени€ оперативно-розыскных меропри€тий весьма важно как дл€ возможности осуществлени€ конкретных меропри€тий, так и дл€ использовани€ их результатов на предварительном следствии и в суде с целью усилени€ позиции государственного обвинени€ о совершении преступлени€ конкретным лицом, а также защиты нарушенных конституционных прав потерпевших.

Ќазвание документа пїњ