пїњ

ѕредставители власти в коммерческих и некоммерческих организаци€х?

(Ўнитенков ј. ¬.) ("Ѕезопасность бизнеса", 2006, N 3) “екст документа

ѕ–≈ƒ—“ј¬»“≈Ћ» ¬Ћј—“» ¬  ќћћ≈–„≈— »’ » Ќ≈ ќћћ≈–„≈— »’ ќ–√јЌ»«ј÷»я’?

ј. ¬. ЎЌ»“≈Ќ ќ¬

ј. ¬. Ўнитенков, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии ќренбургского института ћосковской государственной юридической академии.

ѕо ”  –‘ функции представител€ власти могут выполн€ть только должностные лица в государственных органах, органах местного самоуправлени€, государственных и муниципальных учреждени€х, ¬ооруженных —илах –‘, других войсках и воинских формировани€х –‘ (примечание 1 к ст. 285). ќднако анализ некоторых действующих нормативно-правовых актов позвол€ет привести примеры, когда такими функци€ми надел€ютс€ служащие коммерческих и некоммерческих организаций. ¬ соответствии со ст. 1 ‘едерального закона –‘ от 14 апрел€ 1999 г. "ќ ведомственной охране" она представл€ет собой "совокупность создаваемых федеральными органами исполнительной власти органов управлени€, сил и средств, предназначенных дл€ защиты охран€емых объектов от противоправных пос€гательств" <*>. ќсновыва€сь на этом, ѕравительство –‘ прин€ло ѕостановление от 12 июл€ 2000 г. N 514 "ќб организации ведомственной охраны", в котором утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, имеющих право создавать ведомственную охрану <**>. “ак, например, в п. 4 ѕоложени€ о ведомственной охране ‘едерального космического агентства, в частности, указываетс€, что ведомственна€ охрана јгентства состоит из органа управлени€ ведомственной охраной; территориальных подразделений ведомственной охраны; подразделений ведомственной охраны, осуществл€ющих охрану предпри€тий и организаций <***>. ѕри этом орган управлени€ €вл€етс€ федеральным государственным унитарным предпри€тием, территориальные подразделени€ - его филиалами, а подразделени€ ведомственной охраны - структурными подразделени€ми территориальных подразделений (п. 5, 6 и 7). јналогичные положени€ прин€ты и другими федеральными органами исполнительной власти. -------------------------------- <*> –оссийска€ газета. 1999. 20 апр. <**> —м.: –оссийска€ газета. 2000. 19 июл€. <***> ”тверждено ѕостановлением ѕравительства –‘ от 9 €нвар€ 2001 г. N 16 (в ред. ѕостановлени€ ѕравительства –‘ от 1 феврал€ 2005 г. N 49) // —обрание законодательства –‘. 2001. N 3. —т. 249.

Ќа основании ст. 11 ‘едерального закона –‘ "ќ ведомственной охране" работники ведомственной охраны надел€ютс€, в частности, правом требовать от работников, должностных лиц охран€емых объектов и других граждан соблюдени€ пропускного и внутриобъектового режимов; производить досмотр транспортных средств при въезде (выезде) на охран€емые объекты и с охран€емых объектов; производить административное задержание и доставление в служебное помещение ведомственной охраны или орган внутренних дел лиц, совершивших преступлени€ или административные правонарушени€ на охран€емых объектах, а также производить личный досмотр, досмотр вещей, изъ€тие вещей и документов, €вл€ющихс€ орудием или непосредственным объектом правонарушени€.  роме того, в ст. 18 подчеркиваетс€, что законные требовани€ работников ведомственной охраны при исполнении ими должностных об€занностей об€зательны дл€ исполнени€ гражданами и должностными лицами. ¬ соответствии с п. 1 ѕостановлени€ ѕравительства –‘ от 11 феврал€ 2005 г. "¬опросы реформировани€ вневедомственной охраны при органах внутренних дел –оссийской ‘едерации" на базе сторожевых и военизированных подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел создано федеральное государственное унитарное предпри€тие "ќхрана", подведомственное ћ¬ƒ –‘ <*>. ¬ ст. 26 ‘едерального закона –‘ "ќ ведомственной охране" указываетс€, что на военизированные и сторожевые подразделени€ распростран€ютс€ положени€ данного «акона. -------------------------------- <*> —м.: –оссийска€ газета. 2005. 17 февр.

јнализ полномочий, предоставленных сотрудникам ведомственной охраны вообще и сотрудникам ведомственной охраны ‘едерального космического агентства, военизированных и сторожевых подразделений федерального государственного унитарного предпри€ти€ "ќхрана" в частности, позвол€ет утверждать, что при их осуществлении они €вл€ютс€ представител€ми власти (примечание к ст. 318 ”  –‘), поскольку наделены распор€дительными полномочи€ми в отношении лиц, не наход€щихс€ от них в служебной зависимости. ќднако гражданское законодательство относит унитарные предпри€ти€ к числу коммерческих организаций (ч. 1 ст. 113 √  –‘). ѕримечание 1 к ст. 285 ”  исключает возможность осуществлени€ должностным лицом функций представител€ власти в коммерческих организаци€х, а примечание 1 к ст. 201 ”  закрепл€ет за управленцами таких организаций лишь право выполнени€ организационно-распор€дительных или административно-хоз€йственных об€занностей. ƒругой пример.   иным некоммерческим организаци€м, не имеющим основной целью своей де€тельности извлечение прибыли и не распредел€ющим ее между участниками, относ€тс€, в частности профессиональные союзы. ¬ соответствии с ‘едеральным законом –‘ от 19 ма€ 1995 г. "ќб общественных объединени€х" <*> и ‘едеральным законом –‘ от 12 июн€ 1996 г. "ќ профессиональных союзах, их правах и гаранти€х де€тельности" <**> "профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, св€занных общими производственными, профессиональными интересами по роду их де€тельности, создаваемое в цел€х представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов". ¬ гл. 57 “рудового кодекса –‘ указываетс€, что государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществл€ют органы федеральной инспекции труда. ¬ ст. 357 “рудового кодекса оговариваютс€ полномочи€ государственных инспекторов труда. “ак, при осуществлении надзорно-контрольной де€тельности они имеют право, например, беспреп€тственно в любое врем€ суток посещать организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, расследовать несчастные случаи на производстве, предъ€вл€ть работодател€м об€зательные дл€ исполнени€ предписани€ об устранении нарушений трудового законодательства и т. д. јнализ даже этого минимума прав позвол€ет сделать однозначный вывод: государственный инспектор труда при выполнении своих полномочий - должностное лицо (представитель власти). ¬месте с тем профессиональные союзы также имеют право осуществл€ть контроль за соблюдением работодател€ми и их представител€ми трудового законодательства, дл€ чего могут создавать правовые и технические инспекции труда (ст. 370 “рудового кодекса –‘). — этой целью профсоюзные инспекторы труда надел€ютс€ практически такими же полномочи€ми, как и государственные инспекторы. Ќапример, они имеют право беспреп€тственно посещать организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в которых работают члены профсоюза, направл€ть работодател€м представлени€ об устранении вы€вленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, об€зательные дл€ рассмотрени€, и т. д. (ст. 370 “рудового кодекса –‘).  роме того, в ч. 4 ст. 20 ‘едерального закона –‘ "ќ профессиональных союзах, их правах и гаранти€х де€тельности" предусматриваетс€, что при невыполнении требований по устранению нарушений профсоюзные инспекторы по охране труда вправе требовать от работодател€, органа управлени€ организацией, должностного лица приостановлени€ работ впредь до прин€ти€ окончательного решени€ ‘едеральной инспекцией труда. –аботодатель, должностное лицо об€заны незамедлительно выполнить такое требование. -------------------------------- <*> —м.: –оссийска€ газета. 1995. 25 ма€. <**> —м.: —обрание законодательства –‘. 1996. N 3. —т. 148.

ќтсюда, на мой взгл€д, со всей очевидностью следует, что профсоюзный инспектор труда также надел€етс€ функци€ми представител€ власти, т. е. €вл€етс€ должностным лицом, несмотр€ на то, что работает в организации, управленческий персонал которой относитс€ к субъектам преступлений, предусмотренных гл. 23 ”  –оссии.  ак же квалифицировать преступлени€ названных служащих? ќднозначного ответа на этот вопрос ”  –‘ не дает. ѕризнание их должностными лицами или лицами, выполн€ющими управленческие функции в коммерческих и некоммерческих организаци€х, в любом случае будет противоречить ”  –‘. «аконодателю не удалось четко дифференцировать ответственность за преступлени€ против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправлени€ и преступлени€ против интересов службы в коммерческих и иных организаци€х. ћожно предложить несколько вариантов разрешени€ вы€вленного пробела в законодательстве. 1. ѕо моему мнению, должностным лицом целесообразно считать служащего, выполн€ющего функции, указанные в примечании 1 к ст. 285 ” , в любой организации независимо от формы собственности. Ќа мой взгл€д, интересы службы в любой организации одинаковы. ќни заключаютс€ в нормальном (соответствующем законодательству) функционировании организации.  онечно же это потребует исключени€ из ”  –‘ гл. 23. »менно такое решение представл€етс€ наиболее предпочтительным. 2. »сход€ из того что в форме унитарных могут создаватьс€ только государственные и муниципальные предпри€ти€, их управленческий персонал можно отнести к числу должностных лиц, внес€ соответствующие изменени€ в примечани€ 1 к ст. 201 и 285 ”  –‘. ќднако это половинчатое решение, поскольку, как было показано выше, и служащие некоммерческих организаций могут выполн€ть функции представител€ власти.  роме того, по моему мнению, частные охранники тоже могут претендовать на роль представителей власти. 3. ¬ примечании 1 к ст. 285 ”  –‘ можно указать, что функции представител€ власти могут выполн€тьс€ в коммерческих и иных организаци€х.

Ќазвание документа пїњ