пїњ

«аконодательство в области обеспечени€ безопасности туризма

(ѕисаревский ≈. Ћ.) ("“уризм: право и экономика", 2006, N 3) “екст документа

«ј ќЌќƒј“≈Ћ№—“¬ќ ¬ ќЅЋј—“» ќЅ≈—ѕ≈„≈Ќ»я Ѕ≈«ќѕј—Ќќ—“» “”–»«ћј

≈. Ћ. ѕ»—ј–≈¬— »…

ѕисаревский ≈. Ћ., кандидат юридических наук, заместитель ѕредседател€ правлени€ јссоциации юристов –оссии, г. ћосква.

1. Ѕезопасность туризма

¬ ст. 14 ‘едерального закона от 24 но€бр€ 1996 г. N 132-‘« "ќб основах туристской де€тельности в –оссийской ‘едерации" (далее - «акон о туристской де€тельности) под безопасностью туризма понимаетс€ лична€ безопасность туристов, сохранность »’ »ћ”ў≈—“¬ј » Ќ≈ЌјЌ≈—≈Ќ»≈ ”ў≈–Ѕј ќ –”∆јёў≈… ѕ–»–ќƒЌќ… —–≈ƒ≈ ѕ–» —ќ¬≈–Ў≈Ќ»» ѕ”“≈Ў≈—“¬»… (выделено авт. - ≈. ѕ.). ѕо нашему мнению, категори€ "безопасность туризма" более многогранна, чем указано в ‘едеральном законе. ≈е можно рассматривать как минимум в двух значени€х. ¬ узком смысле безопасность туризма включает в себ€ личную безопасность туристов, а также сохранность их имущества. ¬ широком значении безопасность туризма - это защищенность жизненно важных интересов участников туристского процесса (самоде€тельных туристов, потребителей услуг туристской индустрии, предпринимателей туристской индустрии, работников туристской индустрии, социальных общностей (население туристских территорий (районов) и т. д.)) от внутренних и внешних угроз безопасности, а также защищенность окружающей среды от негативных факторов, обусловленных развитием туризма. Ќа основе анализа ст. 13 «акона –оссийской ‘едерации от 5 марта 1992 г. N 2446-1 "ќ безопасности" (далее - «акон о безопасности) можно прийти к выводу, что безопасность туризма нар€ду с государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической безопасностью, охраной здоровь€ населени€, прогнозировани€, предотвращени€ чрезвычайных ситуаций и преодолени€ их последствий, обеспечени€ стабильности и правопор€дка может €вл€тьс€ одним из видов безопасности. ”читыва€ комплексность туристской сферы, безопасность туризма включает в себ€ элементы практически всех иных видов безопасности. ќтметим также, что вопросы различных видов безопасности учитываютс€ при разработке основных направлений стратегии обеспечени€ безопасности –оссийской ‘едерации и организации подготовки федеральных программ ее обеспечени€ (ст. 15 «акона о безопасности).

2. ѕон€тие законодательства в области обеспечени€ безопасности туризма

«аконодательство в области обеспечени€ безопасности туризма ("законодательство о безопасности туризма") €вл€етс€ составной частью законодательства о туристской де€тельности, а также законодательства в области обеспечени€ безопасности. ¬ соответствии со ст. 2 «акона о туристской де€тельности и ст. 6 «акона о безопасности правовое регулирование отношений в области безопасности туризма относитс€ к совместному ведению –оссийской ‘едерации и субъектов –оссийской ‘едерации. «аконодательство –оссийской ‘едерации в области обеспечени€ безопасности туризма можно рассматривать как в узком, так и в широком смысле. ¬ узком смысле оно состоит из п€ти правовых актов (источников) законодательства о туристской де€тельности федерального уровн€: ‘едерального закона "ќб основах туристской де€тельности в –оссийской ‘едерации"; ѕостановлени€ ѕравительства –оссийской ‘едерации "ќ лицензировании туроператорской де€тельности и турагентской де€тельности"; ѕостановлени€ ѕравительства –оссийской ‘едерации от 31 декабр€ 2004 г. N 901 "ќб утверждении ѕоложени€ о ‘едеральном агентстве по туризму"; ѕостановлени€ ѕравительства –оссийской ‘едерации от 24 €нвар€ 1998 г. N 83 "ќ специализированных службах по обеспечению безопасности туристов"; ѕостановлени€ √осударственной ƒумы ‘едерального —обрани€ –оссийской ‘едерации от 12 €нвар€ 2005 г. N 1424-IV √ƒ "ќб обращении √осударственной ƒумы ‘едерального —обрани€ –оссийской ‘едерации "  ѕравительству –оссийской ‘едерации о мерах по защите прав и законных интересов российских граждан в услови€х чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера за пределами территории –оссийской ‘едерации".  роме того, к законодательству о безопасности туризма в узком смысле относ€тс€ также законы и иные нормативные правовые акты субъектов –оссийской ‘едерации, регламентирующие исключительно вопросы безопасности туризма. ¬ широком смысле - законодательство в области обеспечени€ безопасности туризма включает в себ€ значительный массив нормативных правовых актов в области обеспечени€ безопасности общего характера, в которых содержатс€ отдельные правовые нормы и в области безопасности туризма.

3.  лассификаци€ источников законодательства в области безопасности туризма

»сточники законодательства в области безопасности туризма можно группировать по различным критери€м: по юридической силе (иерархии), по кругу актов, по предмету ведени€, по территории, по предмету регулировани€, по объектам безопасности и др. ѕо юридической силе выдел€ютс€:  онституци€ –оссийской ‘едерации; ‘едеральные конституционные законы ("ќ ѕравительстве –оссийской ‘едерации", "ќ чрезвычайном положении"); ‘едеральные законы («акон о туристской де€тельности, «акон о безопасности); акты ѕрезидента –оссийской ‘едерации ( онцепци€ национальной безопасности –оссийской ‘едерации, ”каз ѕрезидента –оссийской ‘едерации от 2 но€бр€ 1994 г. N 2058 "ќ мерах в случае возникновени€ чрезвычайных ситуаций дл€ де€тельности загранучреждений –оссийской ‘едерации и российских граждан, наход€щихс€ за рубежом", ”каз ѕрезидента –оссийской ‘едерации от 1 апрел€ 1996 г. N 440 "ќ концепции перехода –оссийской ‘едерации к устойчивому развитию"); акты ѕравительства –оссийской ‘едерации (ѕостановлени€ ѕравительства –оссии "ќ лицензировании туроператорской и турагентской де€тельности"; "ќ классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"); акты палат ‘едерального —обрани€ –оссийской ‘едерации (ѕостановлени€ √осударственной ƒумы ‘едерального —обрани€ –оссийской ‘едерации от 12 €нвар€ 2005 г. N 1424-IV √ƒ "ќб обращении √осударственной ƒумы ‘едерального —обрани€ –оссийской ‘едерации "  ѕравительству –оссийской ‘едерации о мерах по защите прав и законных интересов российских граждан в услови€х чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера за пределами территории –оссийской ‘едерации"); акты федеральных органов исполнительной власти (ѕриказ ћинтранса –оссии от 8 €нвар€ 1997 г. N 2 "ѕоложение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами", ѕриказ ћ„— –оссии от 18 июн€ 2003 г. N 313, утвердивший ѕравила пожарной безопасности в –оссийской ‘едерации). ѕо кругу актов выдел€ютс€ законодательные и иные (подзаконные) правовые акты. ѕо предмету ведени€ правовые акты относ€тс€ к федеральному законодательству («акон "ќ защите населени€ и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", «акон "ќ санитарно-эпидемиологическом благополучии населени€") и законодательству субъектов –оссийской ‘едерации (ѕостановление от 8 апрел€ 1998 г. N 260-п губернатора »ркутской области "ќб обеспечении безопасности туристов на территории области"). ѕо территории действи€ правовые акты могут быть национальные («акон "ќ защите прав потребителей") и международные (–уковод€щие принципы ќќЌ дл€ защиты интересов потребителей, ћеждународный пакт об экономических, социальных и культурных правах). ѕо объектам безопасности правовые акты подраздел€ютс€ на акты, регламентирующие общественные отношени€ в сфере безопасности личности («акон "ќ праве граждан –оссийской ‘едерации на свободу передвижени€, выбор места пребывани€ и жительства в пределах территории –оссийской ‘едерации"; «акон "ќб основах охраны труда в –оссийской ‘едерации"), акты в области обеспечени€ безопасности общества («акон "ќб объектах культурного наследи€ (пам€тниках истории и культуры) народов –оссийской ‘едерации", «акон "ќ животном мире"), акты в области безопасности государства («аконы "ќ федеральных органах безопасности", "ќ внешней разведке", "ќ борьбе с терроризмом", "ќ противодействии экстремистской де€тельности", а также комплексные (универсальные) правовые акты («акон о безопасности,  онцепци€ национальной безопасности). ѕо предмету регулировани€ выдел€ютс€ специальные правовые акты в области обеспечени€ безопасности туризма («акон "ќб основах туристской де€тельности в –оссийской ‘едерации"), а также все иные правовые акты в области безопасности, в которых содержатс€ отдельные нормы о безопасности туризма (ѕостановление ѕравительства –оссийской ‘едерации "ќ реализации норм ‘едерального закона "ќ пор€дке выезда из –оссийской ‘едерации и пор€дке въезда в –оссийскую ‘едерацию", утвердившее ѕоложение об оказании помощи по страховым случа€м гражданам –оссийской ‘едерации, наход€щимс€ на территории иностранного государства).

4. ’арактеристика основных источников законодательства в области безопасности туризма

 ратко остановимс€ на основных источниках законодательства в области безопасности туризма. ј. «акон о туристской де€тельности. —огласно «акону о туристской де€тельности государственное регулирование туристской де€тельности нар€ду с прочим осуществл€етс€ путем защиты прав и интересов туристов, обеспечени€ их безопасности, установлени€ правил въезда в –оссийскую ‘едерацию, выезда из –оссийской ‘едерации и пребывани€ на территории –оссийской ‘едерации с учетом интересов развити€ туризма (ст. 4). «акон о туристской де€тельности определ€ет пон€тие "безопасность туризма", устанавливает права и об€занности туристов, туроператоров, турагентов, органов государственной власти, средств массовой информации в области обеспечени€ безопасности туризма (ст. 14 «акона), определ€ет силы и средства обеспечени€ безопасности туризма - специализированные службы по обеспечению безопасности туристов (ст. 15 «акона), устанавливает способы обеспечени€ безопасности туризма - страхование при осуществлении туристской де€тельности (ст. 17 «акона о туристской де€тельности). ‘едеральный закон "ќб основах туристской де€тельности в –оссийской ‘едерации" к основным об€занност€м участников туристского процесса в области обеспечени€ безопасности относит следующие об€занности: 1) об€занности органов государственной власти как субъектов обеспечени€ безопасности <1>: -------------------------------- <*> “ерминологи€ ст. 2 «акона –оссийской ‘едерации "ќ безопасности".

- федерального органа по туризму - информировать туристов, туроператоров и турагентов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывани€ <*>; -------------------------------- <*> √лобальный этический кодекс туризма определ€ет, что данна€ информаци€ должна строго соответствовать серьезности ситуаций и ограничиватьс€ теми географическими зонами, в которых подтверждены проблемы с безопасностью. ƒанные сведени€ не должны наносить неоправданный или несоразмерный ущерб туристской индустрии места временного пребывани€. —одержание возможной информации об угрозе должно предварительно обсуждатьс€ с органами государственной власти субъектов –оссийской ‘едерации и органами местного самоуправлени€, на территории которых возникла чрезвычайна€ ситуаци€.

- специализированных служб по обеспечению безопасности туризма - оказывать необходимую помощь туристам, терп€щим бедствие в пределах территории –оссийской ‘едерации; - –оссийской ‘едерации - в случа€х возникновени€ чрезвычайных ситуаций принимать меры по защите интересов российских туристов за пределами –оссийской ‘едерации, в том числе меры по их эвакуации из страны временного пребывани€; содействовать свободе передвижени€ туристов, обеспечивать их свободный доступ к туристским ресурсам с учетом прин€тых в стране (месте) временного пребывани€ ограничительных мер; содействовать в получении правовой и иных видов неотложной помощи, беспреп€тственного доступа к средствам св€зи; 2) об€занности средств массовой информации (—ћ»): - об€занность государственных —ћ» незамедлительно и безвозмездно предоставл€ть федеральному органу исполнительной власти в сфере туризма возможность публиковать информацию об угрозе безопасности туристов; 3) об€занности туроператоров (турагентов): - создавать необходимые услови€ дл€ обеспечени€ личной безопасности туристов, их потребительских прав и сохранности имущества, беспреп€тственного получени€ неотложной медицинской помощи; - возмещать убытки и компенсировать моральный вред в случае невыполнени€ условий договора с туристом; - предоставл€ть туристам исчерпывающие сведени€ об особенност€х путешествий, а также об опасност€х, с которыми они могут встретитьс€ при совершении путешествий, и осуществить предупредительные меры, направленные на обеспечение безопасности туристов; - предоставл€ть туристам необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну (место) временного пребывани€ и нахождени€ там, об обыча€х местного населени€, о религиозных обр€дах, св€тын€х, пам€тниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, наход€щихс€ под особой охраной, состо€нии окружающей природной среды; - незамедлительно информировать органы исполнительной власти и заинтересованных лиц о чрезвычайных происшестви€х с туристами во врем€ путешестви€, а также о не возвратившихс€ из путешестви€ туристах; - предоставл€ть туристам гарантии оплаты медицинской помощи, если законодательством страны (места) временного пребывани€ установлены требовани€ предоставлени€ таких гарантий (страхование туристов на случай внезапного заболевани€ и от несчастных случаев €вл€етс€ основной формой предоставлени€ таких гарантий); 4) об€занности туристов: - проходить профилактику в соответствии с международными медицинскими требовани€ми в случае совершени€ путешестви€ в страну (место) временного пребывани€, в которой они могут подвергнутьс€ повышенному риску инфекционных заболеваний; - соблюдать законодательство страны (места) временного пребывани€, уважать ее социальное устройство, обычаи, традиции, религиозные веровани€; - сохран€ть окружающую природную среду, бережно относитьс€ к пам€тникам природы, истории и культуры в стране (месте) временного пребывани€; - соблюдать правила въезда в страну (место) временного пребывани€, выезда из страны (места) временного пребывани€ и нахождени€ там, а также в странах транзитного проезда; - соблюдать во врем€ путешестви€ правила личной безопасности.

Ѕ. ѕостановление ѕравительства –оссийской ‘едерации от 11 феврал€ 2002 г. N 95 "ќ лицензировании туроператорской и турагентской де€тельности". ѕостановление ѕравительства –оссийской ‘едерации "ќ лицензировании туроператорской и турагентской де€тельности" развивает нормы о безопасности туризма. ¬ частности, к лицензионным требовани€ми и услови€ми при осуществлении туроператорской и турагентской де€тельности ѕостановление относит: доведение в установленном пор€дке до каждого туриста исчерпывающей информации об особенност€х выезда, въезда и пребывани€ в иностранном государстве, о специфике поведени€ во врем€ туристической поездки, в том числе о необходимости уважени€ местных традиций и обычаев, бережном отношении к культурному наследию и окружающей среде и других правилах пребывани€ в каждой конкретной стране; оказание туристических услуг только после заключени€ с клиентом договора, соответствующего требовани€м законодательства –оссийской ‘едерации (пп. "г", "д" п. 4 ѕоложений) <*>. -------------------------------- <*> ¬ соответствии с пп. "б" п. 11 ст. 1 ‘едерального закона от 2 июл€ 2005 г. N 80-‘« "ќ внесении изменений в ‘едеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-‘« "ќ лицензировании отдельных видов де€тельности" лицензирование туроператорской и турагентской де€тельности прекращаетс€ с 1 €нвар€ 2007 г. ѕредполагаетс€, что на смену лицензированию должны прийти иные механизмы государственного регулировани€, а также финансовое обеспечение ответственности лиц, осуществл€ющих туристскую де€тельность (банковска€ гаранти€, страхование ответственности и др.).

¬. ѕостановление ѕравительства –оссийской ‘едерации от 31 декабр€ 2004 г. N 901 "ќ ‘едеральном агентстве по туризму". ¬ ѕостановлении ѕравительства –оссии о ‘едеральном агентстве по туризму к числу его полномочий в области безопасности туризма отнесено информирование в установленном пор€дке туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывани€ (п. 5.3.2).

√. ѕостановление ѕравительства –оссийской ‘едерации от 24 €нвар€ 1998 г. N 83 "ќ специализированных службах по обеспечению безопасности туристов". ѕостановлением ѕравительства –оссийской ‘едерации "ќ специализированных службах по обеспечению безопасности туристов" рекомендовалось органам исполнительной власти субъектов –оссийской ‘едерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма и ћинистерством –оссийской ‘едерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуаци€м и ликвидации последствий стихийных бедствий определить состав сил и средств посто€нной готовности территориальных подсистем единой государственной системы предупреждени€ и ликвидации чрезвычайных ситуаций, используемых при оказании необходимой помощи туристам, терп€щим бедствие в пределах территории соответствующего субъекта –оссийской ‘едерации.

ƒ. ѕостановление √осударственной ƒумы ‘едерального —обрани€ –оссийской ‘едерации от 15 €нвар€ 2005 г. N 1424-IV √ƒ "ќ мерах по защите прав и законных интересов российских граждан за пределами территории –оссийской ‘едерации в услови€х чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". √осударственна€ ƒума ‘едерального —обрани€ –оссийской ‘едерации в св€зи с трагедией 26 декабр€ 2004 г. в ёго-¬осточной јзии (ё¬ј) на своем пленарном заседании 12 €нвар€ 2005 г. прин€ла ѕостановление N 1424-IV √ƒ. ¬ нем указывалось, что трагеди€ в ё¬ј вы€вила р€д проблем на туристском рынке –оссии.   числу таких проблем относ€тс€: - недостаточна€ эффективность взаимодействи€ между органами государственной власти –оссийской ‘едерации, органами государственной власти субъектов –оссийской ‘едерации, субъектами, осуществл€ющими туристскую де€тельность (туроператорами, турагентами), авиаперевозчиками и дипломатическими представительствами иностранных государств, на территори€х которых произошли чрезвычайные ситуации; - нарушение некоторыми субъектами, осуществл€ющими туристскую де€тельность, прав туристов, в первую очередь права на получение необходимой и достоверной информации об услугах по туристическому обслуживанию, об особенност€х и о потенциальных опасност€х путешестви€; - недостаточна€ социальна€ ответственность некоторых субъектов, осуществл€ющих туристскую де€тельность, которые не прин€ли должных мер по предотвращению отправки граждан –оссийской ‘едерации на отдых в государства ёго-¬осточной јзии ("ё¬ј"), пострадавшие от стихийных бедствий, несмотр€ на соответствующие рекомендации ћинистерства иностранных дел –оссийской ‘едерации и ‘едерального агентства по туризму –оссийской ‘едерации. Ќалицо и другие проблемы, решение которых невозможно без совершенствовани€ законодательства –оссийской ‘едерации. —реди них отсутствие: - системы об€зательного страховани€ рисков, св€занных с совершением путешествий гражданами –оссийской ‘едерации за ее пределы, в том числе страховани€ рисков, св€занных с чрезвычайными ситуаци€ми природного и техногенного характера; - института финансового обеспечени€ ответственности субъектов, осуществл€ющих туристскую де€тельность (финансовых гарантий), за нарушение условий договоров, заключаемых с гражданами –оссийской ‘едерации, намеревающимис€ совершить путешествие за ее пределы; - в законодательстве –оссийской ‘едерации о туристской де€тельности норм, предусматривающих возможность одностороннего отказа граждан от исполнени€ договора возмездного оказани€ услуг по туристическому обслуживанию в св€зи с наступлением после его заключени€ обсто€тельств, свидетельствующих о возникновении или возможности возникновени€ соответственно в месте пребывани€ или в месте предполагаемого пребывани€ туристов угрозы безопасности их жизни и здоровь€, опасности причинени€ вреда их имуществу и при этом возможность возмещени€ гражданам стоимости оплаченных, но не оказанных услуг по договору; - четкой процедуры информировани€ граждан –оссийской ‘едерации, органов государственной власти субъектов –оссийской ‘едерации, субъектов, осуществл€ющих туристскую де€тельность, о нежелательности въезда в иностранное государство, в котором возникла чрезвычайна€ ситуаци€. ¬ св€зи с трагедией в ё¬ј в профессиональной среде, а также в федеральных органах государственной власти активно обсуждаютс€ следующие вопросы: а) законодательно закрепить за туроператорами (турагентами) об€занность ведени€ реестров российских туристов, выезжающих за рубеж, а также создать на них единый банк данных; б) установить об€занность туроператоров и турагентов обеспечивать каждого российского гражданина пам€ткой, содержащей координаты российских дипломатических представительств и консульских учреждений в соответствующем государстве, а также краткие рекомендации по действи€м в услови€х чрезвычайных ситуаций, а также в случае возникновени€ иных непредвиденных обсто€тельств, угрожающих безопасности граждан; в) за счет средств федерального бюджета создать целевой фонд оказани€ "адресной помощи" российским гражданам, оказавшимс€ за границей в услови€х чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера. ѕо итогам кризисных событий декабр€ 2004 г. в ёго-¬осточной јзии ћинистерство иностранных дел –оссийской ‘едерации подготовило рекомендации - "ѕолезные советы российским гражданам, выезжающим за рубеж", которые опубликованы на официальном интернет-сайте дипломатического ведомства (www. mid. ru).

≈. ¬опросы пользовани€ участками лесного фонда дл€ культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей регламентируютс€ ѕриказом ћинистерства природных ресурсов от 31 августа 2005 г. N 240. ¬ п. 7 ѕриказа говоритс€, что при осуществлении лесопользовани€ в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных цел€х лесопользователь обеспечивает на используемых участках лесного фонда создание благопри€тных условий дл€ нахождени€ граждан путем проведени€ меропри€тий по благоустройству этих участков при условии сохранени€ лесов и природных ландшафтов, соблюдени€ правил пожарной безопасности и санитарных правил в лесах.

∆. ѕравовые акты субъектов –оссийской ‘едерации в области безопасности туризма. ѕонима€ значение надлежащей безопасности дл€ развити€ туризма, органы исполнительной власти некоторых субъектов –оссийской ‘едерации нар€ду с федеральными органами государственной власти осуществл€ют различные меры, направленные на обеспечение безопасности туризма на своей территории. ѕравительство ћосквы распор€жением от 21 апрел€ 2005 г. N 662-–ѕ "ќ мерах по обеспечению безопасности туризма в городе ћоскве" создало  оординационный совет при ѕравительстве ћосквы по вопросам обеспечени€ безопасности в туристско-гостиничном комплексе.  оординационному совету совместно с ”правлением по работе с органами обеспечени€ безопасности ѕравительства ћосквы и ”правлением ѕравительства ћосквы по экономической безопасности города ћосквы было поручено обеспечить взаимодействие с правоохранительными органами, расположенными на территории города ћосквы и других субъектов –оссийской ‘едерации, и координацию их де€тельности с целью решени€ вопросов безопасного пребывани€ в ћоскве иностранных и российских туристов. ќсновными задачами координационного совета €вл€ютс€: - разработка рекомендаций по обеспечению безопасного пребывани€ иностранных и российских туристов в ћоскве дл€ предпри€тий и объектов, вход€щих в туристскую инфраструктуру города ћосквы; - рассмотрение причин и условий, способствующих снижению эффективности работы по обеспечению безопасности туризма в ћоскве; - изучение и использование международного опыта и рекомендаций ¬семирной туристской организации при выработке предложений по безопасности туризма дл€ предпри€тий туристско-гостиничного комплекса города ћосквы; - подготовка к внесению в ѕравительство ћосквы и ћосковскую городскую ƒуму предложений по совершенствованию организационных и правовых механизмов безопасности туризма в ћоскве. √убернатор Ћенинградской области издал распор€жение от 13 окт€бр€ 2003 г. N 527-рг "ќ мерах по совершенствованию обеспечени€ безопасности туристов на территории Ћенинградской области". ¬ ѕостановлении от 8 апрел€ 1998 г. N 260-п губернатора »ркутской области "ќб обеспечении безопасности туристов на территории области" √лавному управлению по делам √ќ и „— области, »ркутской областной поисково-спасательной службе ћ„— –оссии было предложено определить состав сил и средств посто€нной готовности, используемых при оказании необходимой помощи туристам, терп€щим бедствие в пределах области, и предоставить администрации области. ќрганы государственной власти осуществл€ют также обеспечение безопасности при проведенных массовых меропри€тий. “ак, в соответствии с ѕоложением о мерах по обеспечению общественного пор€дка и безопасности участников и зрителей при проведении массовых спортивных, культурно-зрелищных меропри€тий в г. —анкт-ѕетербурге (распор€жение јдминистрации —ѕб от 9 декабр€ 2000 г. N 1284-р) под массовым спортивным меропри€тием понимаетс€ зрелищное спортивное меропри€тие (спартакиада, универсиада, различные матчи, кросс, мото - и велогонки, авторалли и др.), проводимое с привлечением большого количества участников в местах, специально предназначенных дл€ их проведени€, а также вне спортивных объектов. ћассовое культурно-зрелищное меропри€тие - это зрелищное меропри€тие культурного характера (фестиваль, театрализованное представление, карнавал, народное гул€нье, концерты и др.), проводимое с привлечением большого количества участников в спортивных объектах, на близлежащей территории вне объекта или места проведени€ меропри€тий (зона проведени€ меропри€тий). ѕроведение массовых меропри€тий с 23.00 до 7.00 осуществл€етс€ без применени€ пиротехнических средств и шумовых эффектов, за исключением меропри€тий, св€занных с празднованием Ќового года. ¬о врем€ проведени€ массовых меропри€тий не разрешаетс€ торговл€ спиртными напитками на территории спортивных объектов и прилегающих к ним территори€х, а также в иных местах проведени€ массовых меропри€тий. «апрещаетс€ продажа напитков в стекл€нной таре. ќрганизации, провод€щие меропри€ти€, об€заны обеспечить своевременное выполнение работ по восстановлению нарушенного благоустройства территории, прилегающей к местам проведени€ меропри€тий, после их окончани€. ќсновные правила поведени€ посетителей массовых меропри€тий определ€ютс€ п. 2.6 - 2.8 ѕоложени€. ѕравилами поведени€ предусматриваетс€ необходимость соблюдени€ посетител€ми общественного пор€дка, бережное отношение к спортивным объектам, их оборудованию; выполнение требований администрации спортивных объектов и территориальных органов внутренних дел по соблюдению правил поведени€, пожарной безопасности, а также установленного пор€дка входа и выхода на спортивный объект. ѕравилами запрещаетс€ проход на платные меропри€ти€ без билетов или иных документов, дающих право на бесплатный вход; пронос предметов, мешающих проведению меропри€тий или создающих опасность дл€ окружающих; распитие спиртных напитков; курение в запрещенных местах; провоцирование зрителей к беспор€дкам, дезорганизации меропри€ти€; создание опасности при проходе и эвакуации зрителей; повреждение инженерно-технических систем, средств пожаротушени€, расположенных на спортивном объекте и прилегающей территории (п. 4.2 ѕоложени€).

¬ Ћенинградской области утверждены ѕравила охраны жизни людей на водоемах Ћенинградской области (ѕостановление губернатора Ћенинградской области от 3 июл€ 1998 г. N 200-пг). ѕравила устанавливают услови€ и требовани€, предъ€вл€емые к обеспечению безопасности людей на пл€жах, в купальн€х, плавательных бассейнах и других организованных местах купани€, местах массового отдыха населени€, туризма и спорта на водных объектах (далее - места массового отдыха), на переправах и наплавных мостах. ѕравила также устанавливают требовани€ к пл€жам, меры по обеспечению безопасности населени€ на пл€жах, в других местах массового отдыха на водоемах, меры безопасности при пользовании паромными переправами и наплавными мостами, меры безопасности при пользовании ледовыми переправами, меры безопасности на льду, знаки безопасности на воде и др. ѕредпри€ти€, учреждени€, организации при проведении экскурсий, коллективных выездов на отдых или других массовых меропри€тий на водоемах выдел€ют лиц, ответственных за безопасность людей на воде, общественный пор€док и охрану окружающей среды.

ћеждународные акты и документы ¬семирной туристской организации. «начительное внимание вопросам безопасности туризма уделено в документах ¬семирной туристской организации, в том числе в  одексе туриста, прин€том в 1985 г. вместе с ’артией туризма на VI сессии √енеральной ассамблеи ¬семирной туристской организации, √аагской декларации по туризму (1989), √лобальном этическом кодексе туризма (1999) и других документах. —ледует заметить, что акты ¬семирной туристской организации с точки зрени€ их общеоб€зательности относ€тс€ к нормативным правовым актам весьма условно. Ёто, скорее, рекомендации авторитетной международной организации, €вл€ющейс€ специализированным учреждением ќќЌ, исполнение которых €вл€етс€ доброй волей государств - ее членов. “ем не менее игнорирование данных рекомендаций цивилизованными государствами также не прин€то, как и несоблюдение принципов и норм международного права, которые €вл€ютс€ составной частью правовой системы нашей страны. √аагска€ деклараци€ по туризму определ€ет, что безопасность и защита туристов и уважение их достоинства €вл€ютс€ непременным условием развити€ туризма. ¬ ƒекларации обращаетс€ внимание государств на необходимость прин€ти€ следующих мер в области безопасности туризма: а) меры по упрощению туристских путешествий, поездок и пребываний должны сопровождатьс€ мерами по обеспечению безопасности и защиты туристов и туристских объектов и достоинства туристов; б) необходимо сформировать эффективную политику, направленную на обеспечение безопасности и защиту туристов и туристских объектов, а также уважение достоинства туристов; в) точно определить туристские товары, объекты и оборудование, которые из-за того, что они используютс€ туристами, требуют особого внимани€; г) подготовка соответствующей документации и информации, обеспечение доступа к ней в случае угрозы туристским объектам и/или туристским достопримечательност€м; д) выполнение в соответствии с процедурами, специфичными дл€ систем законодательства в каждой отдельной стране, юридических положений в области защиты туристов, включа€, в частности, правоспособность туристов добиватьс€ эффективной судебной защиты в национальных судах в случае действий, нанос€щих вред им лично или их имуществу, и особенно при таких наиболее опасных актах, как терроризм; е) осуществление сотрудничества государств в рамках ¬“ќ при подготовке программы рекомендуемых мер, регулирующих вопросы безопасности и защиты туристов; ж) все страны - поставщики туристов должны прин€ть более эффективные меры, направленные на равномерное распределение отпусков труд€щихс€ и школьных каникул в течение года, дл€ того чтобы сн€ть остроту негативных последствий €рко выраженного сезонного характера туристского спроса (нехватка мест, задержки в аэропортах, пограничных пунктах и т. д.), а также св€занного с этим отрицательного воздействи€ на зан€тость в области туризма, упрощение туристских формальностей и безопасность (здоровье, эксплуатаци€); з) к террористам необходимо относитьс€ как к любым другим уголовным элементам, и их нужно преследовать и наказывать без применени€ по отношению к ним срока давности; в этом случае ни одна страна не станет дл€ террористов безопасным убежищем. Ѕезопасность туристов и их благополучие, а также поддержание высокого уровн€ качества обслуживани€ в местах туристского назначени€ нельз€ рассматривать в отрыве от других общественных или национальных интересов, в частности принимающей страны, и окружающей среды в целом. ѕри разработке и проведении в жизнь норм безопасности дл€ сферы туризма и защиты туристов интересы тех, кто посещает и принимает, должны быть взаимно гармонизированы. √аагска€ деклараци€ по международному туризму постановила, что в каждом государстве должен быть назначен специализированный центральный орган, которому поручались бы вопросы продвижени€ и проведени€ в жизнь, в качестве составной части национальной политики в области безопасности и защиты туристов, соответствующих превентивных мер дл€ обеспечени€ защиты и безопасности туристов, особенно в районах туристских достопримечательностей и в случае эпидемий и угрозы проведени€ террористических актов, а также серьезных и многочисленных преступлений против туристов и их имущества. ƒл€ упрощени€ и ускорени€ внесудебного разрешени€ споров, возникающих между туристами и физическими или юридическими лицами, должен быть создан соответствующий орган, как, например, служба защиты потребителей или посредник по жалобам, которые имели бы общие или специальные полномочи€ и в которые туристам разрешалось бы обращатьс€ с целью разрешени€ их споров; эти просьбы должны быстро рассматриватьс€, а заинтересованным туристам следует сообщать о результатах. “уристам как минимум должны быть предоставлены следующие конкретные права: a) право туриста, на личность или имущество которого были совершены серьезные пос€гательства, известить свою семью, использу€ при этом наиболее быстрые средства св€зи; b) право туриста на получение в случае необходимости быстрой и надлежащей медицинской помощи, предпочтительнее в рамках национальной системы социального страховани€, если это возможно; c) право туриста, на личность или имущество которого были совершены пос€гательства, без необходимости внесени€ какого-либо залога, требуемого от иностранцев, начать судебное, и в частности уголовное, дело в национальном суде против лиц, совершивших вышеупом€нутые пос€гательства, и получить в случае необходимости юридическую помощь с этой целью. ¬ случае серьезных пос€гательств на туриста, особенно когда он или она пострадали в результате террористических актов, принимающее государство должно быстро предоставить в распор€жение государства, откуда прибыл турист (если это возможно, через дипломатические или консульские представительства), всю необходимую информацию о состо€нии здоровь€ пострадавшего и обсто€тельствах, в которых произошел вышеупом€нутый акт. √лобальный этический кодекс туризма (1999), прин€тый ¬семирной туристской организацией, провозглашает, что государственные власти должны обеспечивать защиту туристов и посетителей и их имущества; они должны удел€ть особое внимание безопасности иностранных туристов, учитыва€ их особую потенциальную у€звимость; они содействуют прин€тию конкретных мер по информации, профилактике, защите, страхованию и помощи, отвечающих их потребност€м. Ќеобходимо строго осуждать и подавл€ть в соответствии со своим соответствующим национальным законодательством покушени€, нападени€, ограблени€ и угрозы, касающиес€ туристов. —о своей стороны туристы и посетители должны еще до выезда старатьс€ ознакомитьс€ с характеристиками стран, которые они намерены посетить; они должны осознавать риски дл€ здоровь€ и безопасности, которые неизбежно св€заны с выездами за пределы своей обычной среды, и вести себ€ таким образом, чтобы свести эти риски к минимуму. ¬о врем€ путешествий туристы и посетители не должны допускать никаких преступных де€ний или действий, которые могут рассматриватьс€ как преступные по законам посещаемой страны, а также поведени€, которое может представл€тьс€ вызывающим или даже оскорбительным дл€ местного населени€ и которое может нанести ущерб местной среде; туристы и посетители не должны участвовать в обороте наркотиков, оружи€, древностей, охран€емых видов фауны и флоры, а также предметов и веществ, которые опасны или запрещены национальным законодательством. —реди документов ¬семирной туристской организации в области безопасности туризма также следует выделить —тратегию в области усилени€ безопасности и дальнейшего упрощени€ формальностей (—тратеги€ S. A.F. E.). ƒанный документ нар€ду с "–екомендованными мерами в области безопасности в туризме", "ћоделью дл€ безопасных турцентров в контексте упрощени€ формальностей", "–екомендаци€ми по ответственному составлению предупреждений дл€ лиц, совершающих поездки", "–уководством по защите и безопасности туристов" и "–уковод€щими принципами дл€ туриндустрии в услови€х кризиса" представл€ет собой пакет документов, направленных на повышение эффективности мер в области безопасности туризма, с одновременным упрощением туристских формальностей. ¬ 1991 г. √енеральна€ ассамбле€ ¬“ќ, отталкива€сь от нескольких предыдущих за€влений по туризму 1980 г., прин€ла –екомендуемые меры по безопасности туризма и предложила государствам осуществл€ть их в соответствии с процедурами, установленными их собственным законодательством и нормативными положени€ми. ¬о избежание искусственного разграничени€ и дл€ обеспечени€ комплексного подхода –екомендуемые меры по безопасности туризма на практике охватывают безопасность и упрощение формальностей, а также вопросы безопасности в узком понимании (например, противопожарные меры, безопасность пищевых продуктов, требовани€ в отношении санитарии и гарантии по охране окружающей среды). ѕосле 1991 г. ќрганизаци€ подготовила несколько аналогичных руковод€щих документов, в том числе руководство по защите и безопасности туристов, а в 2003 г. - –уковод€щие принципы дл€ туриндустрии в услови€х кризиса. ¬ насто€щее врем€ ќрганизаци€ разрабатывает модель дл€ безопасных турцентров в контексте упрощени€ формальностей и некоторые рекомендации по ответственному составлению предупреждений дл€ лиц, совершающих поездки. ¬семирна€ туристска€ организаци€ также имеет в наличии —еть по вопросам защиты и безопасности и целевую группу по туризму дл€ оказани€ странам, турцентрам, персоналу турсектора и потребител€м содействи€ в решении проблем защиты и безопасности в сфере туристской де€тельности.

—тратеги€ S. A.F. E. ¬ —тратегии S. A.F. E. рассматриваютс€ вопросы авиационной безопасности и безопасности туризма. ¬ частности, указываетс€, что серьезные нарушени€ безопасности в авиации и туризме не только влекут человеческие трагедии, но и имеют более широкие последстви€ дл€ мировой экономики, и в частности дл€ экономики многих развивающихс€ стран. «начительное большинство актов незаконного вмешательства в функционирование гражданской авиации затрагивает туристов в качестве пассажиров.  роме того, пассажиры авиалиний часто оказываютс€ пр€мой мишенью терактов в стенах туристских объектов и вне аэропортов. ¬ то же врем€ обеспечение быстроты движени€ пассажирского потока через границы и аэропорты имеет важное значение с точки зрени€ как авиации, так и туризма. ѕоэтому ¬“ќ широко поддерживает программы » јќ в области обеспечени€ безопасности и упрощени€ формальностей. ¬ этой св€зи в своей —тратегии S. A.F. E. ¬“ќ особо обратила внимание на необходимость: - обеспечить максимально экономичное претворение в жизнь мер безопасности, чтобы избавить гражданскую авиацию от неоправданного бремени; - обеспечить, насколько это возможно, чтобы меры безопасности не нарушали или не затрудн€ли движение пассажиров, грузов, почты или самолетов; - обеспечить объективную реализацию мер безопасности, исключающую дискриминацию по признаку пола, расы, религии или гражданства; - восстановить доверие общественности к воздушному транспорту и добитьс€ оживлени€ в авиатранспортном секторе. —тратеги€ S. A.F. E. включает в себ€ следующие базовые моменты. 1. ”становление базовых ориентиров с целью обеспечени€ последовательности, актуальности и распространени€ параметров и руковод€щих принципов ¬“ќ в отношении защиты/безопасности/упрощени€ формальностей. 2. Ќаращивание потенциала. — целью создани€ возможностей дл€ установлени€ наилучшей практики во всем мире в области защиты/безопасности/упрощени€ формальностей ¬“ќ: a) разработает целевые учебные/подготовительные модули, нацеленные на достижение базовых ориентиров государствами и отраслью; b) в партнерстве с другими учреждени€ми разработает и профинансирует проекты и оборудование с целью создани€ возможностей дл€ достижени€ базовых ориентиров государствами и отраслью. 3. ќценка результатов де€тельности и формулирование коррективных проектов. ¬ цел€х обеспечени€ установлени€ во всем мире лучшей практики в области упрощенной защиты/безопасности/упрощени€ формальностей ¬“ќ формирует группу экспертов дл€ проведени€ в государствах проверок по базовым ориентирам с упором на наименее развитые страны. 4. ”крепление довери€. ¬ажным и неотъемлемым элементом S. A.F. E. €вл€етс€ посто€нна€ рекламна€ кампани€ и использование веб-сайта ¬“ќ (www. worldtourism. org) с целью укреплени€ довери€ государственных, туристских субъектов и инвесторов к упрощенной безопасности в турцентрах. ѕосле событий 11 сент€бр€ 2001 г. и усиливающейс€ обеспокоенности по поводу потенциальных терактов и вытекающей необходимости укреплени€ безопасности при надлежащем упрощении формальностей вышеуказанные документы перерабатываютс€ в базовые ориентиры, которые могут использоватьс€ при осуществлении во всем мире на более долгосрочной и непрерывной основе стратегии обеспечени€ безопасности в услови€х упрощени€ формальностей. ќбеспечение целостной и высококачественной безопасности требует широкого сотрудничества между различными подразделени€ми правительства и индустрии, на национальном уровне и между соответствующими международными учреждени€ми. „то касаетс€ туризма, то ¬“ќ в качестве специализированного учреждени€ ќќЌ координирует свою де€тельность прежде всего с другими организаци€ми ќќЌ под эгидой  омитета ќќЌ по борьбе с терроризмом (UNCTC) и с другими межправительственными учреждени€ми. ƒанна€ координаци€ включает в себ€ следующие вопросы: - ¬“ќ и UNCTC - взгл€д с позиций туризма; помещение туризма в контекст; вопросы конфиденциальности личной жизни; - ¬“ќ и » јќ - содействие упрощению проездных документов и обеспечению безопасности в аэропортах; понимание стандартов и рекомендуемой практики » јќ (SARPs) и рассмотрение их применени€ в отношении туристских объектов; - ¬“ќ и ICPO-»нтерпол - координаци€/распространение предупреждений об опасности; - ¬“ќ и »ћќ-IMO - содействие упрощению обеспечени€ безопасности в портах, консультации по круизным судам; - ¬“ќ и ќќЌ, Ё ќќЌ≈, OTIF - осуществление конвенций о дорожном транспорте и международных железнодорожных перевозках; - ¬“ќ и ёЌ “јƒ - минимизаци€ отрицательных последствий дл€ сокращени€ нищеты; - ¬“ќ и ёЌ≈— ќ - содействие упрощению обеспечени€ безопасности на объектах культурного и природного наследи€; - ¬“ќ и WCO - содействие упрощению таможенных формальностей, общий подход к борьбе с наркотиками; - ¬“ќ и ¬ќ« - регулирование рекомендаций дл€ лиц, совершающих поездки; управление кризисными ситуаци€ми; осуществление международных санитарных норм; - ¬“ќ и ¬семирный банк, ћ“÷, ѕ–ќќЌ, "Ѕольша€ восьмерка" и т. д. - изыскание/обеспечение ресурсов дл€ наращивани€ потенциала; - ¬“ќ и ¬семирна€ торгова€ организаци€ - предотвращение дискриминации при осуществлении мер безопасности; применение статей XIV, XIVbis √ј“—; об€зательства в отношении потреблени€ за рубежом.

—отрудничество ¬“ќ и » јќ. ќтдельно следует остановитьс€ на перспективном сотрудничестве ¬“ќ и » јќ. ѕо мнению ¬“ќ, в этом контексте могут существовать возможности дл€ сотрудничества и синергизма между двум€ специализированными учреждени€ми в таких област€х, как: - содействие пониманию и реализации стандартов и рекомендуемой практики » јќ; - упрощение/проверка мер контрол€ за въездом (например, требований в отношении виз, метода получени€, стоимости, времени ожидани€; положений о заблаговременной информации о пассажирах, включа€ вопросы конфиденциальности личной жизни); - проверки упрощени€ формальностей в аэропортах; они могли бы включать оценку реализации стандартов и рекомендуемой практики » јќ (которую сама » јќ сегодн€ не провер€ет) при надлежащем акценте на рекомендованные цели оформл€ть всех прибывающих пассажиров в течение 45 минут и завершать об€зательные формальности, установленные дл€ всех убывающих пассажиров в течение 60 минут, а также более широка€ перспектива содействи€ при€тному обслуживанию в аэропортах лиц, совершающих поездки; ¬“ќ уже располагает опытом в этой сфере (включа€, например, проведение в феврале 2003 г. по просьбе ѕравительства »ндонезии всесторонней оценки уровней безопасности и защиты в аэропорту Ѕали Ќгурах –ай); - разработка учебной документации, курсов и семинаров и взаимодействие в этой св€зи, а также изыскание ресурсов дл€ укреплени€ потенциала. ¬“ќ также поддерживает тесное сотрудничество с неправительственными организаци€ми и частным сектором. ¬ сфере авиации в число международных организаций, с которыми будет сотрудничать ¬“ќ в вопросах безопасности и упрощени€ формальностей, вход€т: - ћеждународна€ авиатранспортна€ ассоциаци€ IATA; ѕрограмма упрощени€ оформлени€ пассажиров (Simplifying Passenger Programme - SPT), возглавл€ема€ »ј“ј, в правление которой уже входит » јќ; - √руппа действий по вопросам воздушного транспорта »ј“ј (Air Transport Action Group - ATAG); - ћеждународный совет аэропортов (Airports Council International - ACI); - ћеждународна€ федераци€ туроператоров (IFTO); - ћеждународна€ конфедераци€ студенческого туризма (ISTC); ¬семирна€ федераци€ ассоциации туристических агентств (UFTAA) и ¬семирный совет путешествий и туризма (WTTC).

5. ѕерспективы совершенствовани€ законодательства в области безопасности туризма

¬ √аагской декларации межпарламентской конференции по туризму 1989 г. говоритс€, что безопасность туристов и защита в области туризма в целом в стране или в месте туристского назначени€ св€заны с большим количеством правил и постановлений, которые должны выполн€тьс€ не только туристской администрацией, но и целым р€дом других административных органов, работающих в различных экономических и социальных секторах (финансы, здравоохранение, охрана окружающей среды, развитие территорий, энергетика, зан€тость и т. п.), и прежде всего частным сектором. Ќенадлежащее исполнение существующих законов и подзаконных актов, а также их фрагментарный характер создают серьезные проблемы, дл€ решени€ которых требуетс€ энергичный подход к вопросу о безопасности в туризме на глобальной и систематической основе со стороны всех тех, кто занимаетс€ вопросами туризма. ќсновные направлени€ совершенствовани€ законодательства в области обеспечени€ безопасности туризма, на наш взгл€д, могут включать в себ€ следующие положени€: - разработка концепции правового обеспечени€ безопасности туризма; - оценка эффективности применени€ действующих законодательных и иных нормативных правовых актов в туристской сфере (анализ правоприменительной практики) и выработку программы их совершенствовани€; - определение правового статуса всех субъектов отношений в области безопасности туризма и установление их ответственности за несоблюдение законодательства –оссийской ‘едерации в данной сфере; - развитие правовой базы формировани€ в –оссийской ‘едерации специализированных региональных структур обеспечени€ безопасности туризма; - внесение изменений и дополнений в законодательство –оссийской ‘едерации, регулирующее отношени€ в области обеспечени€ безопасности туризма, в цел€х создани€ и совершенствовани€ системы обеспечени€ безопасности туризма, устранени€ внутренних противоречий в федеральном законодательстве, противоречий, св€занных с международными соглашени€ми, к которым присоединилась –оссийска€ ‘едераци€, и противоречий между федеральными законодательными актами и законодательными актами субъектов –оссийской ‘едерации, а также в цел€х конкретизации правовых норм, устанавливающих ответственность за правонарушени€ в области обеспечени€ безопасности туризма; - законодательное разграничение полномочий в области обеспечени€ безопасности туризма между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов –оссийской ‘едерации, определение целей, задач и механизмов участи€ в этой де€тельности общественных объединений, организаций и граждан, объединений предпринимателей; - согласованное прин€тие законодательных и иных мер, направленных на устранение насили€ и преступности в сфере туризма, а также охрана окружающей среды, культурного наследи€ и культурных ценностей народов –оссии; - разработка нормативных правовых актов, определ€ющих организацию следстви€ и процедуру судебного разбирательства по фактам противоправных действий в сфере туризма, в особенности совершенных в отношении туристов, а также пор€док ликвидации последствий этих противоправных действий; - совершенствование правового регулировани€ отношений в области обеспечени€ безопасности туризма, включа€ механизмы реализации основных прав граждан в сфере туризма, а также правовых норм, касающихс€ взаимодействи€ государства, муниципалитетов, предпринимательства, объединений туристов, населени€ туристских территорий (районов) в области обеспечени€ безопасности туризма; - совершенствование правового регулировани€ отношений в рамках регламентации и осуществлени€ мер личной безопасности туристов, в том числе в услови€х чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; установление особенностей безопасности видов туризма, в которых участвуют большие группы туристов (конгресс-туры и пэкидж-туры); - повышение эффективности защиты прав туристов как потребителей, в том числе посредством совершенствовани€ правового регулировани€ договоров в сфере туризма, пор€дка их заключени€, исполнени€ и прекращени€, регламентации юридической ответственности предпринимателей за нарушени€ договоров в сфере туризма; - формирование эффективной инфраструктуры досудебного разрешени€ споров между туристами и субъектами туристской индустрии; - упрощение доступа к судебной и иной правовой защите иностранных туристов, наход€щихс€ на территории –оссийской ‘едерации, в случае причинени€ вреда их здоровью и имуществу, в особенности в результате террористических актов и других преступных пос€гательств; - формирование эффективной инфраструктуры досудебного разрешени€ споров между туристами и субъектами туристической индустрии; - упрощение доступа к судебной защите иностранных туристов в –оссийской ‘едерации в случае причинени€ вреда их здоровью и имуществу на ее территории, особенно в результате террористических актов и других преступных пос€гательств; - эффективное правовое регулирование туристских договоров, в частности вопросов финансового обеспечени€ ответственности лиц, осуществл€ющих туристскую де€тельность, а также ответственности за нарушение ими своих договорных об€зательств, повлекших причинение вреда жизни, здоровью или имуществу туристов; - четкую правовую регламентацию поведени€ всех участников туристского процесса в услови€х чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

6. ѕеречень специальных правовых актов в области безопасности туризма

6.1. ћеждународные акты: ћанильска€ деклараци€ по мировому туризму от 10 окт€бр€ 1980 г.; –езолюци€ шестой √енеральной ассамблеи ¬семирной туристской организации (¬“ќ) (—офи€), которой были прин€ты ’арти€ туризма и  одекс туриста от 26 сент€бр€ 1985 г.; √аагска€ деклараци€ межпарламентской конференции по туризму (10 - 14 апрел€ 1989 г., √аага); –езолюци€ дев€той √енеральной ассамблеи ¬“ќ (Ѕуэнос-јйрес), касающа€с€ упрощени€ поездок, а также безопасности и защиты туристов от 4 окт€бр€ 1991 г.; –езолюци€ одиннадцатой √енеральной ассамблеи ¬“ќ ( аир) от 22 окт€бр€ 1995 г. о предотвращении организованного секс-туризма; —токгольмска€ деклараци€ от 28 августа 1996 г. по борьбе с сексуальной эксплуатацией детей в коммерческих цел€х; ћанильска€ деклараци€ по социальному воздействию туризма от 22 ма€ 1997 г.; —еульска€ деклараци€ "ћир и туризм" (прин€та на 14-й √енеральной ассамблее ¬семирной туристской организации 27 сент€бр€, г. —еул, ёжна€  оре€); »нициатива "√руппы восьми" по безопасному и упрощенному пор€дку международных поездок" (SAFTI) (—и-јйленд, 11 июн€ 2004 г.). 6.2. ‘едеральные законы: ‘едеральный закон от 24 но€бр€ 1996 г. N 132-‘« "ќб основах туристской де€тельности в –оссийской ‘едерации". 6.3. ѕодзаконные акты: ѕостановление ѕравительства –оссийской ‘едерации от 24 €нвар€ 1998 г. N 83 "ќ специализированных службах по обеспечению безопасности туристов"; ѕостановление √осударственной ƒумы ‘едерального —обрани€ –оссийской ‘едерации от 15 €нвар€ 2005 г. N 1424-IV √ƒ "ќ мерах по защите прав и законных интересов российских граждан за пределами территории –оссийской ‘едерации в услови€х чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". 6.4. «аконодательство субъектов –оссийской ‘едерации: ѕостановление губернатора »ркутской области от 8 апрел€ 1998 г. N 260-п "ќб обеспечении безопасности туристов на территории области"; ѕостановление ѕравительства ћосквы от 4 августа 1998 г. N 600, утвердившее московские городские строительные нормы "√остиницы" (ћ√—Ќ 4.16-98); распор€жение √убернатора Ћенинградской области от 13 окт€бр€ 2003 г. N 527-рг "ќ мерах по совершенствованию обеспечени€ безопасности туристов на территории Ћенинградской области"; распор€жение «аместител€ ћэра в ѕравительстве ћосквы от 8 декабр€ 2004 г. N 296-–«ћ "ќб усилении противопожарной защиты гостиниц"; распор€жение ѕравительства ћосквы от 21 апрел€ 2005 г. N 662-–ѕ "ќ мерах по обеспечению безопасности туризма в городе ћоскве" и др.

Ќазвание документа пїњ