пїњ

Ќекоторые аспекты противодействи€ криминальной экономике

(јмбросьев —. ¬.) ("–оссийский следователь", 2006, N 6) “екст документа

Ќ≈ ќ“ќ–џ≈ ј—ѕ≈ “џ ѕ–ќ“»¬ќƒ≈…—“¬»я  –»ћ»ЌјЋ№Ќќ… Ё ќЌќћ» ≈

—. ¬. јћЅ–ќ—№≈¬

јмбросьев —. ¬., адъюнкт јкадемии экономической безопасности ћ¬ƒ –оссии.

ќдной из наиболее острых проблем, создающих угрозу экономической безопасности –оссии, по-прежнему остаетс€ криминализаци€ экономики.  лючевым элементом борьбы с криминальной экономикой, на наш взгл€д, €вл€етс€ противодействие экономической преступности и коррупции. «атрагиваема€ проблема €вл€етс€ чрезвычайно острой и актуальной: борьбу с неэффективной коррумпированной бюрократией и экономической преступностью в качестве задач в сфере государственного строительства обозначил в своем послании ѕрезидент –оссийской ‘едерации <*>. -------------------------------- <*> ѕослание ѕрезидента –‘ ‘едеральному —обранию –‘ от 25 апрел€ 2005 г.

ѕолагаем, что базовым плацдармом существовани€ криминальной экономики, основным преп€тствием борьбы с ней €вл€етс€ коррупци€. ¬ данной статье будут затронуты лишь некоторые из существующих проблем противодействи€ экономической преступности и коррупции. ƒл€ обозначени€ актуальности рассматриваемой проблемы приведем некоторую статистику. ћеждународна€ организаци€ Transparency International 15 но€бр€ 2005 г. опубликовала свое исследование, касающеес€ коррупции в различных странах. —огласно выводам организации ситуаци€ в –оссии по сравнению с предыдущим годом ухудшилась - –осси€ зан€ла 126-е место по коррумпированности. ¬ 2004 г. –осси€ находилась на 90-м месте. ¬ 2005 г. в группу с –оссией вошли јлбани€, Ќигер и —ьерра-Ћеоне. ћенее коррумпированными по сравнению с –оссией признаны, например, Ѕуркина-‘асо, ”ганда и јфганистан.  ак говоритс€ в выводах организации, нар€ду с –оссией ситуаци€ с коррупцией ухудшилась в  анаде, »рландии,  оста-–ике, √абоне, Ќепале, ѕапуа - Ќовой √винее, —ейшелах, Ўри-Ћанке, —уринаме, “ринидаде и “обаго и в ”ругвае. ”лучшени€ же наблюдаютс€ в Ёстонии, ‘ранции, √онконге, японии, »ордании,  азахстане, Ќигерии, “айване,  атаре и “урции. ¬озглавл€ют рейтинг »сланди€, ‘инл€нди€ и Ќова€ «еланди€. —Ўј наход€тс€ на 17-м месте. —амыми коррумпированными признаны Ѕангладеш и „ад (158-е место), а также √аити, ћь€нма и “уркмени€ (155-е место). ¬сего исследование проведено дл€ 159 стран. ¬ свою очередь эксперты ≈вропейского банка реконструкции и развити€ смогли даже выделить основные типы вз€точников. ѕо их мнению, это налоговые инспектора, судьи, сотрудники правоохранительных органов, пожарные и строительные инспектора, чиновники, распредел€ющие госконтракты, и работники таможни.   числу наиболее опасных €влений, дестабилизирующих экономическое развитие –оссийской ‘едерации и представл€ющих непосредственную угрозу ее экономической безопасности, можно отнести коррумпирование представителей органов власти и управлени€, банковских и правоохранительных структур.  оррупци€ способствует внедрению в систему общественно-экономических отношений криминальной идеологии, построенной на пренебрежительном воспри€тии закона и интересов личности, общества и государства. Ўирокое развитие получило вз€точничество как один из источников криминального накоплени€ капитала.  оррупционные св€зи в органах власти и управлени€ служат прикрытием преступных структур. ѕо оценкам экспертов, в коррумпированные отношени€ вовлечено до 40% предпринимателей и практически две трети коммерческих предпри€тий, на вз€тки уходит около 50% доходов организованных преступных структур <*>. ¬ысокий уровень жизни р€да коррумпированных высокопоставленных государственных служащих стимулирует р€довых сотрудников, создает почву дл€ воспри€ти€ ими своей служебной де€тельности как источника личного обогащени€ и власти. -------------------------------- <*> Ёкономическа€ безопасность –оссии: “енденции, методологи€, организаци€.  н. 3 /  оллектив авторов под рук. ¬.  . —енчагова. ћ.: »нститут экономики –јЌ, 2002. —. 99.

 оррумпирование работников государственных органов создает парадоксальную ситуацию, когда при резком росте экономической и прочей преступности правоохранительные органы не в состо€нии обеспечить неотвратимость юридической ответственности за совершенные преступлени€. –оссийска€ юридическа€ энциклопеди€ определ€ет коррупцию как использование государственными служащими и представител€ми органов государственной власти занимаемого ими положени€, служебных прав и властных полномочий дл€ незаконного обогащени€, получени€ материальных и иных благ и преимуществ как в личных, так и в групповых интересах <*>. -------------------------------- <*> –оссийска€ юридическа€ энциклопеди€. ћ.: »здательский дом "»Ќ‘–ј-ћ", 1999. —. 474.

  наиболее типичным про€влени€м коррупции относ€т: подкуп чиновников и общественно-политических де€телей, вз€точничество за законное и незаконное предоставление благ и преимуществ, протекционизм - выдвижение работников по признакам родства, земл€чества, личной преданности и при€тельских отношений. ¬ уголовном законе –оссии нет состава преступлени€, именуемого коррупцией, но есть р€д составов, которые охватываютс€ пон€тием коррупции: получение и дача вз€тки (ст. 290, 291 ”  –‘), злоупотребление должностными полномочи€ми (ст. 285 ”  –‘), незаконное участие в предпринимательской де€тельности (ст. 289 ”  –‘), служебный подлог (ст. 292 ”  –‘). ¬ свою очередь международно-правовые нормы противодействи€ коррупции государственных служащих содержатс€ в  онвенции —овета ≈вропы об уголовной ответственности за коррупцию (—трасбург, 27 €нвар€ 1999 г.),  онвенции —овета ≈вропы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (—трасбург, 4 но€бр€ 1999 г.), –уководстве ќќЌ "ѕрактические меры по борьбе с коррупцией", в которых подчеркиваетс€, что коррупци€ угрожает верховенству закона, демократии и правам человека, подрывает принципы надлежащего государственного управлени€, равенства и социальной справедливости, преп€тствует конкуренции, затрудн€ет экономическое развитие и угрожает стабильности демократических институтов и моральным усто€м общества. ¬ данных нормативно-правовых актах стороны определ€ют юридическое содержание коррупции и признают ее уголовным правонарушением, а также предусматривают полное возмещение причиненного в результате коррупции ущерба. Ќа наш взгл€д, бюрократи€ порождает коррупцию прежде всего в сфере публичных услуг, оказываемых госвластью в лице государственных служащих гражданам. ≈е масштабы завис€т не только от уровн€ официальных заработков чиновников (вз€тки возможны всегда, но при зарплате ниже определенного уровн€ они станов€тс€ "закономерными"), но и от того, в какой мере общество это позвол€ет, в какой степени оно миритс€ с коррупцией, предпочита€ вз€ткодательство борьбе с этим злом, что зачастую сопр€жено с немалым риском дл€ бизнеса, собственного спокойстви€ и т. д. Ёффективные инструменты противодействи€ коррупции (это демонстрирует западный опыт) - демократи€, институты гражданского общества. —окращение государственного вмешательства в экономику, минимизаци€ "административных барьеров" выступают важным условием ограничени€ коррупции. ѕрименительно к организации госслужбы ключевое значение в борьбе с коррупцией имеют три фактора. ѕервый - четка€, максимально формализованна€ регламентаци€ служебных действий, в идеале исключающа€ фактор административного усмотрени€. ” госаппарата немало функций, выполнение которых требует творческого подхода к прин€тию ответственных решений. ќднако их необходимо сосредоточить в минимальном количестве органов и возложить на немногочисленных высококлассных специалистов, оплачиваемых на уровне менеджеров крупных корпораций, де€тельность которых должна посто€нно находитьс€ в фокусе общественного внимани€. ќсновной же массе чиновничества следует действовать в режиме не более чем двух-трех дес€тков типовых ситуаций и процедур. ќтклонение от стандарта: невыдача нужной справки или неразрешение в установленное врем€ должно повлечь за собой санкции. ¬торой - прозрачность функционировани€ государственной службы. Ћюба€ информаци€, которой располагают служащие, за исключением той, что официально признана конфиденциальной, должна быть открытой дл€ общественности. “ретий - эффективное стимулирование служебной де€тельности. јнтикоррупционный эффект дает не столько размер заработка сам по себе, сколько его ув€зка с результативностью работы государственного аппарата <*>. -------------------------------- <*> √осударственна€ служба или бюрократи€? // „еловек и труд. 2003. N 1. —. 28 - 29.

ѕрименительно к нашему государству в цел€х обеспечени€ экономической безопасности целесообразно предложить также следующие административно-правовые меры противодействи€ коррупции: - закрепление в законодательстве четкого определени€ коррупции и системы санкций уголовно-правовой, административно-правовой и дисциплинарной ответственности за нее <*>; -------------------------------- <*> ¬ 2002 г. ѕравительство –оссийской ‘едерации рассмотрело проект федерального закона "ќ противодействии коррупции", внесенный депутатами √осударственной ƒумы ј. √. Ѕаскаевым, ѕ. “. Ѕурдуковым, ¬. ». ¬олковским, ј. ». √уровым, Ќ. ƒ.  овалевым, ј. —.  уликовым, ј. ƒ.  уликовым. ƒанный проект был признан противоречивым и имеющим декларативный характер. ѕравительство –‘ проект не поддержало.

- исключение дублировани€ полномочий в структуре госаппарата, повышение эффективности его работы; - минимизаци€ административных барьеров (бюрократических процедур и правил) в сфере предпринимательской де€тельности; - упор€дочение процедуры взаимодействи€ чиновников с представител€ми бизнеса; - конкурсный подбор и ротаци€ кадров чиновников с аттестацией по результатам их де€тельности. »так, коррупци€ - это цемент, с помощью которого выстраиваетс€ "бастион" криминальной экономики. –ассмотрим структуру всего "бастиона". ¬ составе криминальной экономики могут быть выделены следующие элементы: - незаконные экономические отношени€ в сфере легальной экономической де€тельности (экономическа€ преступность и административные деликты); - скрыта€ экономика - разрешенна€ законом де€тельность, котора€ официально не показываетс€ или приуменьшаетс€ осуществл€ющими ее субъектами в цел€х уклонени€ от уплаты налогов, внесени€ социальных взносов или от выполнени€ определенных законом об€зательств (налоговые правонарушени€ и преступлени€); - сфера нелегального бизнеса, св€занного с производством, реализацией и потреблением разрешенных в гражданском обороте товаров и услуг без лицензии и специального разрешени€ (услуги врачей не имеющих диплома, незаконный оборот лома металлов и т. п.); - сфера нелегального бизнеса, св€занного с производством, реализацией и потреблением запрещенных в гражданском обороте товаров и услуг, при котором имеет место трудовой процесс, а выпускаемые товары и услуги имеют рыночный спрос (оружие, наркотические средства, контрабанда, проституци€ и т. п.); - сфера нелегальной зан€тости; - сфера уголовного промысла, в рамках которой криминальные доходы извлекаютс€ на базе систематического совершени€ традиционных общеуголовных преступлений; - сфера услуг, св€занных с применением или угрозой применени€ насили€ в экономических отношени€х (заказные убийства, терроризм). ÷ель данного вида де€тельности - силовое обеспечение функционировани€ криминальной экономики, подавление конкуренции и социального контрол€ насильственными методами, посредством совершени€ общеуголовных преступлений. –азвитие данной сферы св€зано с коммерциализацией общеуголовной насильственной преступности; - сфера исполнени€ теневых (неформальных) норм, регулирующих сферу криминальной экономической де€тельности; - незаконные экономические отношени€ в сфере политического рынка, политической де€тельности; - незаконные экономические отношени€ в системе государственной и муниципальной службы, св€занные с урегулированием экономических отношений, прин€тием и исполнением экономически значимых решений <*>. -------------------------------- <*> ќрлова ≈. ј., Ўикунова ќ. √. ¬ли€ние теневой экономики на криминогенную ситуацию в –оссии // «аконодательство и экономика. 2002. N 10.

¬ насто€щее врем€ криминальна€ экономика €вл€етс€ составным элементом всей хоз€йственной системы –оссии. ƒл€ примера приведем статистику ћ¬ƒ –оссии за 2005 г. ѕо сравнению с 2004 г. на 8,8% возросло число преступлений экономической направленности, вы€вленных правоохранительными органами. ¬сего вы€влено 437,7 тыс. преступлений данной категории, удельный вес этих преступлений в общем числе зарегистрированных составил 12,3%. ћатериальный ущерб от указанных преступлений (на момент возбуждени€ уголовного дела) составил 1399,6 млрд. руб., что в 5,1 раза (+408,1%) больше аналогичного показател€ прошлого года (275,4 млрд. руб.) <*>. ќстановимс€ на наиболее актуальных тенденци€х развити€ криминальной экономики, требующих особого контрол€ и воздействи€ со стороны правоохранительных органов. -------------------------------- <*> »спользованы материалы сайта http://www. mvdinform. ru

Ўирокое распространение, на наш взгл€д, получили производство и реализаци€ контрафактной продукции. ѕо данным ћ¬ƒ за 2005 г., органами внутренних дел направлено в суд 2195 дел, св€занных с нарушением авторских и смежных прав (ст. 146 ”  –‘), а также 672 дела, св€занных с изготовлением, сбытом поддельных марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответстви€ либо их использовани€ (ч. 2 ст. 327.1 ”  –‘) <*>. -------------------------------- <*> “ам же.

ѕо словам профессора ћосковского государственного университета, президента ÷ентра компьютерной голографии јлександра √ончарского, "что касаетс€ общемировой статистики подделок всех видов товаров, речь идет о 250 - 350 миллиардах долларов в год, не счита€ банкнот и пластиковых карт. Ёто 5 - 7 процентов годового оборота всех стран мира" <*>.  итай и –оссию называют крупнейшими "источниками пиратской продукции". Ёто может стать преп€тствием при вступлении –оссии в ¬“ќ. ѕо мнению группы конгрессменов —Ўј, только по вине –оссии и  ита€ убытки американских правообладателей вследствие нелегального копировани€ материалов, защищенных авторским правом, составили в 2005 г. 4 млрд. дол. -------------------------------- <*> Ќе простое украшение // ¬од€ной знак. 2006. N 1 - 2.

—тановитс€ пон€тно, что силами одних лишь правоохранительных органов данную проблему не решить. ¬ыходом, на наш взгл€д, может стать создание общественных организаций, целью которых будет оказание содействи€ правоохранительным органам по вы€влению и пресечению контрафактной де€тельности. Ќельз€ забывать и о международном сотрудничестве в данной сфере. Ќаиболее частым видом мошенничества с пластиковыми картами €вл€етс€ скиминг-копирование (подделка) данных с магнитной полосы реальной карты, нанесение этих данных на фальшивую карту (от 80 до 90% случаев, св€занных с мошенничеством). ћошенниками используютс€ также украденные либо потер€нные карты, которые они пытаютс€ предъ€вить к оплате в торговых точках, рассчитыва€ на то, что персонал торговой точки не будет тщательно провер€ть данные клиента. Ќо некоторые мошенники с такими карточками предъ€вл€ют еще и фальшивые документы, что представл€ет дополнительную опасность. —огласно статистике в поле зрени€ правоохранительных органов попадает лишь 15% от совершенных преступлений подобного рода. —ерьезную угрозу дл€ социально-экономической стабильности в нашем государстве представл€ет увеличение масштабов нелегальной зан€тости. Ќелегальна€ зан€тость существует везде. ќт нее страдают почти все страны с развитой экономикой. ≈е последстви€ значительны: снижаютс€ налоговые поступлени€, меньше средств поступает в фонды пенсионного и медицинского страховани€, добросовестно работающие предпри€ти€ попадают в кризисные ситуации, поскольку не могут противосто€ть демпинговым ценам на нелегальный труд. "Ћева€" работа очень привлекательна: тот, кто работает нелегально, получает всю зарплату "чистыми". Ќелегальный работник не платит ни налогов, ни взносов в пенсионный, медицинский и другие страховые фонды. “о же самое относитс€ и к тем, кто использует нелегальный труд. “о есть такой бизнес "выгоден" обеим сторонам.  роме всего прочего, нелегальный рынок труда очень тесно св€зан с трудовой миграцией. ѕо оценкам ћ¬ƒ –оссии, ежегодно мигранты вывоз€т из страны пор€дка 12 млрд. дол.  онечно, при этом они еще и внос€т определенный вклад в пресловутое удвоение ¬¬ѕ, работа€, к примеру, на стройке или на рынке. ќднако, по мнению специалистов, польза российской экономике от "заемного трудового ресурса" могла бы быть куда больше, если бы последний еще и делилс€ налогами и активнее участвовал в подъеме отраслей и регионов, где сейчас более всего нужны рабочие руки. ¬ насто€щее врем€ мигранты работают в том же строительстве или в торговле, где в принципе могли бы работать и росси€не, но работодател€м до сих пор дешевле нан€ть человека со стороны, нежели гражданина –оссии <*>. -------------------------------- <*> ѕоток нелегальных мигрантов направ€т на "благо –оссии" // Ќезависимый обозреватель стран содружества. 2004. 13 но€б.

—реди рынков запрещенных товаров и услуг, получивших развитие в насто€щее врем€, можно также отметить нелегальный рынок наркотических средств, оружи€, проституции, порнографии, поддельных ценных бумаг, фальшивой валюты. –ассматрива€ проблему противодействи€ наркоторговле, стоит отметить активное развитие преступной индустрии афганского наркотрафика. ¬ 2003 г. в јфганистане было произведено около 3600 тонн опи€. ¬ 2005 г. его объем возрос, по некоторым подсчетам, до 5400 тонн. Ќарколаборатори€ми произведено свыше 500 тонн героина <*>. -------------------------------- <*> “езисы к выступлению ¬. ѕ. ¬ойтенко / ќфициальный отчет X международного форума "“ехнологии безопасности". —борник материалов / ѕод ред. ».  . ‘илоненко Ќ. ¬. јлександрова. ћ.: ѕ–ќЁ —ѕќ, 2005.

ќсновными маршрутами транспортировки наркотических средств из јфганистана €вл€ютс€: 1) "западный" - через »ран в “урцию и далее в «ападную ≈вропу и —Ўј; 2) "северный" (так называемый северный коридор) - через территорию “уркменистана, “аджикистана, ”збекистана и далее через  иргизию,  азахстан в –оссию, страны «ападной ≈вропы, —кандинавию, на ¬осточное побережье —Ўј и  анады. ¬ силу своего геополитического положени€ –осси€ одна из первых встречаетс€ с наркоугрозой, исход€щей с территории јфганистана. —огласно оценкам экспертов ќќЌ по северному маршруту из јфганистана вывозитс€ до 65% опи€ и 80% героина. ќсновной наркотрафик јфганского героина и пути доставки прекурсоров проход€т через российско-афганскую границу. ƒл€ закрыти€ этих маршрутов нужна реальна€ международна€ поддержка и помощь. ¬ то же врем€ в –оссии наблюдаетс€ тенденци€ к формированию и новых видов нелегальных рынков, требующих к себе пристального внимани€ со стороны правоохранительных органов.   ним прежде всего относ€тс€ нелегальный рынок торговли людьми и нелегальный рынок трансплантатов. ¬ насто€щее врем€ ни одна страна не в состо€нии в полной мере удовлетворить потребности в человеческих органах дл€ пересадки, и число людей, ожидающих операции по пересадке органов, растет быстрее, чем их предложение. “ак, например, в »рландии лишь 85% пациентов, проход€щих лечение с помощью диализа, делаетс€ операци€ по трансплантации в течение первого года, в то врем€ как в —оединенных Ўтатах јмерики число таких лиц составл€ет 25%, а в японии - менее дес€ти процентов.  ак указывает статистика, в одних только —оединенных Ўтатах јмерики 24 тыс. лиц ожидают операции по трансплантации. ¬ јвстралии число лиц, которые ожидают трансплантацию почек, в насто€щее врем€ составл€ет 2000 человек, причем каждый год совершаетс€ около 400 таких операций. —редний период ожидани€ такой операции составл€ет три года. “акое положение не могло не быть использовано преступными организаци€ми, поскольку при дефиците имеющихс€ дл€ пересадки органов преступна€ де€тельность в этой области может принести высокие доходы. Ѕольшое число бедных и бездомных лиц, в том числе детей, в городских районах, особенно в развивающихс€ странах, €вл€ютс€ главными поставщиками органов, предназначенных дл€ пересадки. ќдна из причин возникновени€ обстановки тревоги за судьбу похищенных людей объ€сн€етс€ подозрением на то, что их убивают в цел€х использовани€ органов. ’от€ сведений о том, что людей похищали именно с этой целью, очень мало, бесспорно одно: "черный" рынок органов человеческого тела существует и приносит прибыль. — рынком трансплантатов тесно взаимосв€зан нелегальный рынок торговли людьми. Ётот рынок включает в себ€ перевозку иммигрантов-нелегалов, женщин дл€ зан€ти€ проституцией, наемной силы дл€ работы в рабских услови€х, домашней прислуги из развивающихс€ стран, детей дл€ незаконного усыновлени€ за огромные суммы. ¬ доходный многомиллиардный бизнес превращаетс€, по свидетельству экспертов, международное усыновление <*>. -------------------------------- <*> ќрлова ≈. ј., Ўикунова ќ. √. ¬ли€ние теневой экономики на криминогенную ситуацию в –оссии // «аконодательство и экономика. 2002. N 10.

“аким образом, все вышеприведенное дает основани€ считать, что с развитием рынка в –оссии развиваетс€ и криминальный сегмент экономики. Ётому развитию способствует высока€ степень коррумпировани€ представителей органов власти и управлени€, вовлечение в коррумпированные отношени€ предпринимателей и организованной преступности.

Ќазвание документа пїњ