пїњ

«акон –оссийской ‘едерации "ќ √осударственной границе –оссийской ‘едерации": значение, современное состо€ние, проблемы

(ѕершин ≈. ј.) ("ћиграционное право", 2006, N 1) “екст документа

«ј ќЌ –ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»» "ќ √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќ… √–јЌ»÷≈ –ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»»": «Ќј„≈Ќ»≈, —ќ¬–≈ћ≈ЌЌќ≈ —ќ—“ќяЌ»≈, ѕ–ќЅЋ≈ћџ

≈. ј. ѕ≈–Ў»Ќ

ѕершин ≈. ј., кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры общеправовых дисциплин ћосковского пограничного института ‘—Ѕ –оссии.

¬ажным нормативным правовым актом, регулирующим правоотношени€ исключительно в пограничной сфере, €вл€етс€ «акон –оссийской ‘едерации "ќ √осударственной границе –оссийской ‘едерации". «акон отражает значение √осударственной границы как важнейшего конституционно-правового института, выражает принципиальную позицию государства в обеспечении его суверенитета, независимости, территориальной целостности. ќн регулирует правовые, экономические и организационные основы пограничной де€тельности, закрепл€ет полномочи€ органов государственной власти –оссийской ‘едерации и ее субъектов. ¬первые законодательно было определено, что "головным (координационным) федеральным органом исполнительной власти в сфере защиты √осударственной границы €вл€етс€ ‘едеральна€ погранична€ служба –оссийской ‘едерации". —ейчас назрел острый вопрос по разработке проекта и прин€тию нового ‘едерального закона "ќ статусе √осударственной границы –оссийской ‘едерации" <*>. ѕри этом необходимость переработки действующего в насто€щее врем€ «акона –оссийской ‘едерации "ќ √осударственной границе –оссийской ‘едерации" вызвана в первую очередь тем, что он был прин€т ¬ерховным —оветом –оссийской ‘едерации 1 апрел€ 1993 г., в период применени€  онституции (ќсновного закона) ———–, т. е. в отличных от ныне существующих правовых, политических и социально-экономических услови€х. –азработка новой редакции ‘едерального закона о статусе √осударственной границы –оссийской ‘едерации вызвана необходимостью: -------------------------------- <*> —м.: ч. 1 п. 4 ѕротокола заседани€ √осударственной пограничной комиссии от 28 €нвар€ 2005 г.

формировани€ качественно нового облика государственной границы, обеспечивающего адекватное реагирование на изменени€ в политической, экономической и социальной жизни страны и способствующего развитию международных св€зей; совершенствовани€ единой системы защиты долгосрочных национальных интересов –оссийской ‘едерации на √осударственной границе и в ее пограничном пространстве; формировани€ новой системы построени€ защиты и охраны √осударственной границы –оссийской ‘едерации; перехода преимущественно к оперативному, оперативно-войсковому способу охраны √осударственной границы; изменени€ в структуре и полномочи€х федеральных органов исполнительной власти в области пограничной безопасности. ќсновна€ иде€ нового ‘едерального закона заключаетс€ в приведении федерального законодательства в сфере защиты √осударственной границы –оссийской ‘едерации в соответствие с современными услови€ми, сложившимис€ в стране и на международной арене, требующими эффективно и адекватно реагировать на новые угрозы национальной безопасности –оссии в ее пограничной сфере. ќбъектом правового регулировани€ нового ‘едерального закона €вл€ютс€ общественные отношени€, возникающие в пограничной сфере. Ќовый ‘едеральный закон о статусе и защите √осударственной границы –оссийской ‘едерации должен быть направлен на реализацию положений, закрепленных в ст. 4, 27 (ч. 2), 55 (ч. 3), 71 (п. "а" - "г", "е", "к", "м" и "н"), 72 (п. "б" и "к" ч. 1), 76 (ч. 1 и 2)  онституции –оссийской ‘едерации. ƒействие «акона, по мнению автора, должно распростран€тьс€ на граждан –оссийской ‘едерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (в оговоренных «аконом случа€х), органы государственной власти, органы местного самоуправлени€, их должностных лиц, организации и общественные объединени€, вступающие в правоотношени€ в пограничной сфере. «аконопроект в определенных им случа€х призван регулировать также отношени€ с участием иностранных государств, их органов и должностных лиц. «акон будет иметь важное значение дл€ правовой системы –оссии, поскольку он призван обеспечить справедливый баланс частного и публичного интересов посредством установлени€ действенных механизмов реализации прав и законных интересов человека и гражданина в сфере правоотношений, св€занных с пересечением √осударственной границы, при условии обеспечени€ пограничной безопасности страны, ее полноценного сотрудничества с сопредельными государствами, реализации иных направлений пограничной политики –оссии. «акон будет входить в систему федерального законодательства и относитс€ к отрасли государственного права. –азработка положений данного ‘едерального закона в соответствии с п. "н" ст. 71  онституции –оссийской ‘едерации относитс€ исключительно к ведению –оссийской ‘едерации. ѕрин€тие «акона позволит сформировать качественно новую систему защиты √осударственной границы –оссийской ‘едерации, котора€ будет способствовать укреплению национальной безопасности –оссийской ‘едерации. ¬ частности, действующий «акон –оссийской ‘едерации "ќ √осударственной границе –оссийской ‘едерации" не предусматривает упрощенного пропуска через √осударственную границу российских промысловых судов дл€ осуществлени€ промысла в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе –оссийской ‘едерации без захода в иностранные порты. ѕоложени€ «акона –оссийской ‘едерации "ќ √осударственной границе –оссийской ‘едерации" ориентированы на защиту интересов государства на √осударственной границе преимущественно войсковыми формами и методами.  роме того, система пропуска через √осударственную границу –оссийской ‘едерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных не отвечает сложившейс€ мировой практике и создает значительные сложности дл€ развити€ экономических и торговых св€зей –оссии с другими государствами. Ѕудущий ‘едеральный закон о статусе √осударственной границы –оссийской ‘едерации должен раскрывать следующие основные положени€: определение статуса √осударственной границы –оссийской ‘едерации; формулировку основных пон€тий, определение содержани€ режима √осударственной границы на сухопутных и морских участках, пограничного режима, режима в пунктах пропуска и при необходимости других режимов; определение задачи пограничных органов, других субъектов отношений в пограничной сфере; определение перечн€ субъектов отношений в пограничной сфере, их правомочи€ и др. ѕрин€тие нового ‘едерального закона о статусе √осударственной границы –оссийской ‘едерации будет способствовать повышению уровн€ защиты национальных интересов на государственной границе и в пограничном пространстве –оссийской ‘едерации, созданию необходимых условий дл€ международного сотрудничества в цел€х социально-экономического развити€ приграничных субъектов –оссийской ‘едерации и освоени€ природных ресурсов исключительной экономической зоны и континентального шельфа –оссийской ‘едерации, позволит создать прочный заслон на пути трансграничной организованной преступности, терроризма и незаконной миграции. Ќа сегодн€шний день, по мнению автора, в действующем «аконе –оссийской ‘едерации "ќ √осударственной границе –оссийской ‘едерации" существует целый р€д пробелов и недостатков, требующих своего устранени€ или исправлени€. “ак, например, ст. 7 «акона определ€ет, что режим √осударственной границы включает правила ведени€ на √осударственной границе либо вблизи нее на территории –оссийской ‘едерации хоз€йственной, промысловой и иной де€тельности.  акие пределы включает законодатель в пон€тие "вблизи нее", «акон не определ€ет, не определено это пон€тие и в отношении территориального мор€ –‘. ¬ этом вопросе, по мнению автора, необходимо законодательно закрепить минимальное рассто€ние, позвол€ющее предотвратить или упредить нарушение режима √осударственной границы.  роме того, в ст. 9 «акона –оссийской ‘едерации "ќ √осударственной границе –оссийской ‘едерации" необходимо предусмотреть определение и уточнение правил пересечени€ √осударственной границы, за нарушение которых должна следовать административна€ ответственность, что поможет единообразно трактовать нормы законодательства в области защиты √осударственной границы –оссийской ‘едерации и разграничить привлечение к административной и уголовной ответственности. —тать€ 18.1  ојѕ –‘ предусматривает административную ответственность за нарушение правил пересечени€ √осударственной границы –оссийской ‘едерации, в то врем€ как ст. 322 ”головного кодекса –оссийской ‘едерации <*> (далее - ”  –‘) предусматривает уголовную ответственность за незаконное пересечение √осударственной границы без действительных документов на право въезда или выезда, что подразумевает нарушение правил пересечени€ √осударственной границы –оссийской ‘едерации на этапе предъ€влени€ документов. —ходство формулировок не позвол€ет четко и единообразно разграничить привлечение к уголовной и административной ответственности. -------------------------------- <*> ”головный кодекс –оссийской ‘едерации от 13 июн€ 1996 г. N 63-‘« (с изм. и доп. от 27 ма€, 25 июн€ 1998 г., 9 феврал€, 15, 18 марта, 9 июл€ 1999 г., 9, 20 марта, 19 июн€, 7 августа, 17 но€бр€, 29 декабр€ 2001 г., 4, 14 марта, 7 ма€, 25 июн€, 24, 25 июл€, 31 окт€бр€ 2002 г., 11 марта, 8 апрел€, 4, 7 июл€, 8 декабр€ 2003 г., 21, 26 июл€, 28 декабр€ 2004 г.) // —обрание законодательства –оссийской ‘едерации. 1996. N 25. —т. 2954.

¬ п. 4 ч. 2 ст. 30 «акона –оссийской ‘едерации "ќ √осударственной границе –оссийской ‘едерации" необходимо предусмотреть административное задержание лиц, в отношении которых ведетс€ производство по делу об административном правонарушении, пос€гающем на нарушени€ режима √осударственной границы –оссийской ‘едерации, пограничного режима об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне –оссийской ‘едерации на срок до 3 часов, в случае необходимости дл€ установлени€ личности или дл€ вы€снени€ обсто€тельств административного правонарушени€ и на срок до 48 часов, так как в насто€щее врем€ в данном пункте указано административное задержание на сроки до 3 часов, до 3 и до 10 суток, что противоречит ст. 27.5  ојѕ –‘. ¬ п. 5 ч. 2 ст. 30 «акона –оссийской ‘едерации "ќ √осударственной границе –оссийской ‘едерации" предусмотреть содержание иностранных граждан, подлежащих административному выдворению за пределы –оссийской ‘едерации, по решению суда в специально отведенных помещени€х органов внутренних дел или пограничной службы либо в специальных учреждени€х, создаваемых в пор€дке, установленном законом субъекта –оссийской ‘едерации, до исполнени€ решени€ об административном выдворении за пределы –оссийской ‘едерации. —уществующую ныне редакцию указанного пункта необходимо исключить как противоречащую ч. 5 ст. 34 ‘едерального закона от 25 июл€ 2002 г. N 115-‘« "ќ правовом положении иностранных граждан в –оссийской ‘едерации". ¬ законодательстве –оссии нет единого подхода к формулировке и определению пон€тий правонарушений на √осударственной границе. «акон –оссийской ‘едерации "ќ √осударственной границе –оссийской ‘едерации" (в ред. ‘едерального закона от 24 декабр€ 2002 г.) закрепил три разные наименовани€ пон€тий правонарушений на границе и их субъектов: а) ст. 3 - "противоправное изменение прохождени€ линии √осударственной границы", нарушение "режима √осударственной границы", "пограничного режима", "режима в пунктах пропуска через √осударственную границу"; б) ст. 14 - "нарушение режима √осударственной границы" и 11 - "нарушители √осударственной границы"; в) ст. 43 - "нарушение правил режима √осударственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через √осударственную границу" и "лица, виновные в нарушении правил режима √осударственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через √осударственную границу". Ќесмотр€ на то что в ст. 43 «акона –оссийской ‘едерации "ќ √осударственной границе –оссийской ‘едерации" предусмотрена уголовна€ ответственность лиц, виновных в том числе и в нарушении правил пограничного режима и режима в пунктах пропуска через √осударственную границу –оссийской ‘едерации, ”  –‘ от 13 июн€ 1996 г. ответственности за данные правонарушени€ на √осударственной границе не устанавливает. “аким образом, необходимо отказатьс€ от правового использовани€ в первую очередь в «аконе –оссийской ‘едерации "ќ √осударственной границе –оссийской ‘едерации" пон€тий "нарушитель √осударственной границы" и "нарушение √осударственной границы", а в основу оценки состо€ни€ правопор€дка на √осударственной границе –оссийской ‘едерации и результатов оперативно-служебной де€тельности ѕограничной службы положить пон€ти€ "нарушение (нарушитель) правил режима √осударственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через √осударственную границу" и внести соответствующие изменени€ в ст. 3, 14 «акона –‘ "ќ √осударственной границе –оссийской ‘едерации", в ст. 18.1 - 18.4  ојѕ –‘, ст. 322 ”  –‘.

Ќазвание документа пїњ