пїњ

”головно-процессуальный статус дознавател€ органа внутренних дел и роль дознани€ в борьбе с преступностью

( ольчурин ј.) ("”головное право", 2006, N 2) “екст документа

”√ќЋќ¬Ќќ-ѕ–ќ÷≈——”јЋ№Ќџ… —“ј“”— ƒќ«Ќј¬ј“≈Ћя ќ–√јЌј ¬Ќ”“–≈ЌЌ»’ ƒ≈Ћ » –ќЋ№ ƒќ«ЌјЌ»я ¬ Ѕќ–№Ѕ≈ — ѕ–≈—“”ѕЌќ—“№ё

ј.  ќЋ№„”–»Ќ

јндрей  ольчурин, заместитель начальника кафедры  раснодарской академии ћ¬ƒ –‘, кандидат юридических наук, полковник милиции.

¬ соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством дознание есть форма предварительного расследовани€, осуществл€емого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следстви€ необ€зательно (п. 8 ст. 5 ”ѕ  –‘). ƒознаватель, согласно п. 7 ст. 5 ”ѕ  –‘, €вл€етс€ должностным лицом органа дознани€, правомочным либо уполномоченным начальником данного органа осуществл€ть предварительное расследование в форме дознани€, а также выполн€ть иные полномочи€. ¬ св€зи с этим возникают вопросы: 1) что означают термины "правомочное" и "уполномоченное" применительно к субъектам производства дознани€? 2) кого следует считать, с одной стороны, правомочным, а с другой - уполномоченным осуществл€ть производство дознани€? 3) наделены ли иные сотрудники органа дознани€ (помимо дознавател€) какими-либо процессуальными правами?  ак считает —. ». √ирько, дознание должен осуществл€ть преимущественно штатный дознаватель - процессуальное лицо, обладающее необходимой юридической квалификацией и профессиональными навыками по расследованию дел данной категории <1>. -------------------------------- <1> √ирько —. ». —уждени€ об уголовно-процессуальной де€тельности милиции в режиме нового ”ѕ  –оссии // Ќовый уголовно-процессуальный закон: теори€ и практика применени€: ћатериалы межведомственного "круглого стола". ћ., 2003. —. 28.

Ѕолее широкую возможность участи€ иных сотрудников в производстве дознани€ высказывает ј. —. ≈сина, и нам представл€етс€, что с ее мнением можно согласитьс€: "ѕроцессуальный статус дознавател€ должностные лица органов внутренних дел могут приобрести в двух случа€х: 1) когда должностное лицо ќ¬ƒ правомочно в силу своего служебного положени€ осуществл€ть расследование преступлений в форме дознани€; 2) когда начальник органа дознани€ уполномочил кого-либо из должностных лиц ќ¬ƒ осуществл€ть уголовно-процессуальные полномочи€, иными словами - делегировал подчиненному сотруднику осуществление уголовно-процессуальных об€занностей, присущих дознавателю" <2>. -------------------------------- <2> ≈сина ј. —. ƒознание. ћ., 2005. —. 14.

“аким образом, функции дознавател€ могут быть делегированы как штатному дознавателю, так и любому иному сотруднику органа дознани€ (участковому уполномоченному, оперуполномоченному уголовного розыска, оперуполномоченному ќЅЁѕ и другим), за исключением случаев, если данное лицо проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные меропри€ти€ (ч. 2 ст. 41 ”ѕ  –‘). ¬ св€зи с тем, что большую часть преступлений, подследственных дознанию органов внутренних дел, расследуют сотрудники милиции общественной безопасности (ћќЅ), рассмотрим более подробно де€тельность сотрудников дознани€ в данной структуре. ƒе€тельность дознавател€ направл€ет и координирует начальник органа дознани€. —огласно п. 17 ст. 5 ”ѕ  –‘, начальник органа дознани€ €вл€етс€ должностным лицом органа дознани€. “аковым €вл€етс€ и заместитель начальника органа дознани€. Ёто означает, что кроме начальника ќ¬ƒ функци€ми начальника органа дознани€ наделен и начальник ћќЅ. –анее права и об€занности должностных лиц, процессуально контролирующих де€тельность дознавател€, были определены ѕримерным положением об отделе (отделении, группе) дознани€ милиции общественной безопасности (местной милиции) горрайоргана внутренних дел, которое было утверждено ѕриказом ћ¬ƒ –оссии от 12.08.1998 N 493-дсп. Ќа основании этого ѕоложени€ начальник отдела (отделени€) дознани€ €вл€лс€ одновременно заместителем начальника ћќЅ горрайоргана внутренних дел и контролировал процессуальную де€тельность сотрудников дознани€. ¬ насто€щее врем€ данное ѕоложение не действует, что, на наш взгл€д, существенно вли€ет на полноту и качество проведени€ дознани€, так как очевидно, что начальник ћќЅ при значительном объеме должностных об€занностей не в состо€нии надлежащим образом контролировать расследование преступлений, законность принимаемых дознавател€ми решений по соответствующим уголовным делам. ¬ св€зи с этим, на наш взгл€д, необходимо в органах внутренних дел восстановить штатную должность начальника отдела (отделени€) дознани€ с введением ее в ранг заместител€ начальника ћќЅ. ѕри этом процессуальное положение начальника специализированного отдела (отделени€) дознани€, как представл€етс€, не будет противоречить ”ѕ  –‘, так как он будет €вл€тьс€ заместителем начальника органа дознани€. ¬ соответствии с ч. 2 ст. 223 ”ѕ  –‘ дознание проводитс€ по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц. ќднако, как показывает практика, при совершении преступлени€, подследственного органу дознани€, если совершившее его лицо не установлено, первоначальное расследование зачастую все равно проводитс€ сотрудниками органа дознани€. Ќа совещании при начальнике √”¬ƒ  раснодарского кра€, в частности, отмечалось, что из 8000 уголовных дел, предварительное следствие по которым необ€зательно, более двух третей составл€ют уголовные дела о нераскрытых кражах. »зучение приостановленных уголовных дел показало, что на первоначальном этапе расследовани€ активна€ работа по установлению виновных не велась. ƒела поступали в органы предварительного следстви€ спуст€ 15 - 20 дней после их возбуждени€. —оответственно возникает вопрос о том, кто будет раскрывать неочевидное преступление, подследственное дознанию. ќчевидно, дознаватель, понима€ что рано или поздно такое дело все равно будет передано в следственное подразделение, не заинтересован в его раскрытии, а службы криминальной милиции (— ћ), как правило, нацелены на раскрытие более т€жких преступлений. ¬ данной ситуации, на наш взгл€д, в составе местной милиции (ћќЅ) было бы целесообразным создать подразделени€ по раскрытию преступлений, подследственных дознанию, которые занимались бы вопросами оперативного сопровождени€ таких преступлений. “акими функци€ми можно наделить и самих дознавателей, не занимающихс€ расследованием того или иного дела. ƒознание нельз€ признать завершенным и выполнившим свои задачи и функции, пока преступление не будет раскрыто и пока юридический факт раскрыти€ преступлени€ орган дознани€ не зафиксировал в надлежащей процессуальной форме. ѕо такому пути, в частности, идет законодательство ”краины. ѕри наличии признаков преступлени€, не €вл€ющегос€ т€жким, орган дознани€ возбуждает уголовное дело и производит следственные действи€ до установлени€ лица, его совершившего, а затем передает дело следователю <3>. -------------------------------- <3> ”головно-процессуальный кодекс ”краины (ч. 1 ст. 104). ’арьков, 2002.

Ћицу, в отношении которого производитс€ дознание, обвинение не предъ€вл€етс€. » только по окончании расследовани€ дознаватель составл€ет обвинительный акт, представл€ющий своеобразный симбиоз постановлени€ о привлечении в качестве обвин€емого и обвинительного заключени€. “олько после этого лицо, совершившее общественно опасное де€ние, становитс€ в рамках производимого дознани€ обвин€емым. ќднако такой обвин€емый по существу предъ€вленного обвинени€ до судебного разбирательства остаетс€ не допрошенным, что, на наш взгл€д, существенно ущемл€ет его права. ¬ св€зи с этим полагаем целесообразным предусмотреть в рамках расследовани€ уголовного дела по линии дознани€ допрос обвин€емого после ознакомлени€ его с обвинительным актом. ѕри этом обвин€емый в преступлении, подследственном дознанию, будет уравнен в правах с обвин€емым в более т€жком преступлении.  роме того, можно будет узнать его отношение к предъ€вленному обвинению и предопределить особенности предсто€щего судебного разбирательства.

Ќазвание документа пїњ