пїњ

‘инансова€ разведка как элемент системы обеспечени€ национальной безопасности

(Ќечипоренко ¬. √.) ("Ѕезопасность бизнеса", 2006, N 1) “екст документа

‘»ЌјЌ—ќ¬јя –ј«¬≈ƒ ј  ј  ЁЋ≈ћ≈Ќ“ —»—“≈ћџ ќЅ≈—ѕ≈„≈Ќ»я Ќј÷»ќЌјЋ№Ќќ… Ѕ≈«ќѕј—Ќќ—“»

¬. √. Ќ≈„»ѕќ–≈Ќ ќ

Ќечипоренко ¬. √., адъюнкт ћосковского пограничного института ‘—Ѕ –оссии.

—равнительно недавно по€вившийс€ федеральный орган исполнительной власти - ‘едеральна€ служба по финансовому мониторингу (–осфинмониторинг) - решает, несомненно, актуальные задачи обеспечени€ финансовой безопасности –оссийского государства. ѕроблема постановки надежного заслона на пути денежных потоков, направленных на финансирование терроризма, по€вилась не вчера. –абота в данном направлении осуществл€етс€ финансовыми разведками мира уже достаточно длительный период времени. —огласно п. 1 ѕоложени€ о ‘едеральной службе по финансовому мониторингу (утвержденному ѕостановлением ѕравительства –‘ от 23 июн€ 2004 г. N 307) <*> ‘едеральна€ служба по финансовому мониторингу €вл€етс€ федеральным органом исполнительной власти, осуществл€ющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирующим де€тельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. -------------------------------- <*> —« –‘. 2004. N 26. —т. 2676.

¬ качестве основных пон€тий рассматриваемой проблемы законодателем выделены: доходы, полученные преступным путем, - денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершени€ преступлени€; легализаци€ (отмывание) доходов, полученных преступным путем, - придание правомерного вида владению, пользованию или распор€жению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершени€ преступлени€, за исключением преступлений, предусмотренных ст. 193 ("Ќевозвращение из-за границы средств в иностранной валюте"), 194 ("”клонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица"), 198 ("”клонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица") и 199 ("”клонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации") ”головного кодекса –оссийской ‘едерации, ответственность по которым установлена указанными стать€ми; операции с денежными средствами или иным имуществом - действи€ физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществлени€, направленные на установление, изменение или прекращение св€занных с ними гражданских прав и об€занностей; уполномоченный орган - федеральный орган исполнительной власти, принимающий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в соответствии с насто€щим федеральным законом (в нашем случае им €вл€етс€ ‘едеральна€ служба по финансовому мониторингу); об€зательный контроль - совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операци€ми с денежными средствами или иным имуществом, осуществл€емому на основании информации, представл€емой ему организаци€ми, осуществл€ющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством –оссийской ‘едерации; внутренний контроль - де€тельность организаций, осуществл€ющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по вы€влению операций, подлежащих об€зательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, св€занных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма <*>. -------------------------------- <*> –ассматриваемые пон€ти€ вз€ты из ст. 3 ‘едерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-‘« "ќ противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" // —« –‘. 2001. N 33 (ч. I). —т. 3418.

¬  онцепции национальной безопасности –оссийской ‘едерации (утв. ”казом ѕрезидента –‘ от 17 декабр€ 1997 г. N 1300) (в ред. ”каза ѕрезидента –‘ от 10 €нвар€ 2000 г. N 24) отмечаетс€, в частности, следующее: "¬ цел€х предупреждени€ коррупции и устранени€ условий дл€ легализации капиталов, нажитых незаконным путем, необходимо создать действенную систему финансового контрол€, усовершенствовать меры административного, гражданского и уголовно-правового воздействи€, отработать механизм проверки имущественного положени€ и источников доходов должностных лиц и служащих организаций и учреждений независимо от формы собственности, а также соответстви€ их расходов этим доходам. Ѕорьба с терроризмом, наркобизнесом и контрабандой должна осуществл€тьс€ на основе общегосударственного комплекса контрмер по пресечению этих видов преступной де€тельности" <*>. -------------------------------- <*> ”каз ѕрезидента –‘ от 10 €нвар€ 2000 г. N 24 "ќ  онцепции национальной безопасности –оссийской ‘едерации" // –оссийска€ газета. 2000. 18 €нв.

”казание на общегосударственный комплекс мер в нашем случае можно трактовать как возможность создани€ особой системы контрол€ над денежными потоками на территории –оссийской ‘едерации с включением в него целого р€да взаимодействующих органов. ¬ насто€щее врем€ проводитс€ работа по прин€тию р€да нормативных правовых актов по взаимодействию в сфере противодействи€ легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.   таковым можно отнести, например, ”казание √енеральной прокуратуры –‘ от 28 феврал€ 2003 г. N 12/20 "ќ пор€дке взаимодействи€ органов прокуратуры с  омитетом –оссийской ‘едерации по финансовому мониторингу по вопросам противодействи€ финансированию экстремистской и террористической де€тельности" <*>, —оглашение о сотрудничестве ћинистерства –оссийской ‘едерации по налогам и сборам и  омитета –оссийской ‘едерации по финансовому мониторингу от 2 марта 2004 г. N Ѕ√-16-06/66/01-1-15/3 <**>.  роме того, подписаны соглашени€ с ‘едеральной службой по финансовым рынкам и ‘едеральной службой страхового надзора. ѕланируетс€ подписание соглашений с ѕробирной палатой и –оссв€зьнадзором. -------------------------------- <*> “екст приказа опубликован в —борнике основных организационно-распор€дительных документов √енеральной прокуратуры –‘. 2004. <**> “екст —оглашени€ размещен на сайте журнала "–оссийский налоговый курьер" в Internet (http://www. rnk. ru).

√овор€ о надежном обеспечении противодействи€ легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, стоит подчеркнуть, что данный результат может быть достигнут только путем взаимодействи€ всех заинтересованных (уполномоченных на то законом) органов. Ќа международном уровне задачу противодействи€ легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма решает така€ организаци€, как ‘ј“‘ (ћеждународна€ группа по борьбе с финансовыми злоупотреблени€ми) <*>. "ћетодик борьбы с легализацией капиталов преступного происхождени€, разработанных этой организацией, сейчас придерживаютс€ все 32 индустриально развитые страны. ¬ июне 2000 г. FATF опубликовала первый обзор, в котором содержалс€ список стран, недостаточно сотрудничающих с ней в борьбе с отмыванием "гр€зных" денег. „ерный список включал 15 государств, в том числе и –оссию. –оссию исключили из списка в окт€бре 2002 года. ј в июне 2003 г. –осси€ стала полноправным членом FATF" <**>. -------------------------------- <*> ћеждународна€ организаци€ FATF (Financial Action Task Force on Money Laundering) была учреждена на саммите "Ѕольшой семерки" в ѕариже в 1989 г. <**> «ыкова “. ‘инразведка сдала силовикам дела на сумму 101 миллиард "гр€зных" денег // –оссийска€ газета. 2004. 20 февр.

Ќемало сделано законодателем и в рамках организации международного сотрудничества в деле пресечени€ отмывани€ преступных средств и финансировани€ терроризма. ¬ этом р€ду хотелось бы отметить следующие нормативные правовые акты. ѕостановление ѕравительства –‘ от 8 июл€ 1997 г. N 840 "ќ проекте “ипового соглашени€ между ѕравительством –оссийской ‘едерации и правительствами иностранных государств о сотрудничестве и взаимной помощи в области борьбы с незаконными финансовыми операци€ми, а также финансовыми операци€ми, св€занными с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем" (с изм. и доп. от 17 июл€ 2003 г., 24 окт€бр€ 2005 г.) <*>. ¬ соответствии с ним на насто€щий момент уже заключены аналогичные соглашени€ со следующими государствами: ”збекистан,  азахстан, Ќигери€, ’орвати€, Ѕолгари€, Ѕелорусси€, √рузи€ и др.  роме того, в окт€бре 2004 г. была создана и действует ≈вразийска€ группа по типу ‘ј“‘. ¬ нее вошли шесть государств - Ѕелорусси€,  азахстан,  итай, “аджикистан,  иргизи€ и –осси€. -------------------------------- <*> —« –‘. 1997. N 28. —т. 3471.

ѕрохождение денежных средств (расчетные операции) происходит в определенных законом формах. “ак, п. 1 ст. 861 √ражданского кодекса –оссийской ‘едерации (далее - √  –‘) <*> определ€ет возможность проведени€ расчетов с участием граждан, не св€занных с осуществлением ими предпринимательской де€тельности, наличными деньгами (ст. 140 √  –‘) без ограничени€ суммы или в безналичном пор€дке. ј часть втора€ той же статьи определ€ет производство расчетов между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, св€занные с осуществлением ими предпринимательской де€тельности, в безналичном пор€дке. ѕритом отмечено, что расчеты между этими лицами могут производитьс€ также наличными деньгами, если иное не установлено законом. -------------------------------- <*> —« –‘. 1995. N 5. —т. 410.

“аким образом, даже поставив под контроль всю массу денежных потоков, осуществл€емых в безналичном пор€дке (через банковские структуры), –осфинмониторинг вр€д ли сможет перекрыть поступление наличных денежных средств, предназначенных дл€ подготовки и проведени€ террористических актов. «десь, на наш взгл€д, необходима комплексна€ система по контролю за денежными потоками (как внутри –оссии, так и за рубежом) с участием всех структур, обеспечивающих национальную безопасность –оссии.   ним можно отнести, например, ‘едеральную службу безопасности, —лужбу внешней разведки –оссии, ‘едеральную таможенную службу, ћинистерство внутренних дел –оссии и другие органы. “олько согласованными действи€ми всех компетентных в сфере борьбы с незаконными финансовыми операци€ми, а также финансовыми операци€ми, св€занными с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем, органов можно поставить заслон такой серьезной проблеме современности. ¬ качестве одной из мер по реализации предлагаемой системы финансовой безопасности государства можно предложить создание ÷ентра по борьбе с финансированием терроризма (в рамках –осфинмониторинга), с включением в него представителей от всех "заинтересованных" министерств и ведомств. ƒанна€ мера, по нашему мнению, €вл€етс€ только одной из возможных дл€ обеспечени€ финансовой составл€ющей системы национальной безопасности –оссии.

Ќазвание документа пїњ