пїњ

ѕрокурорский надзор за исполнением законов о безопасности движени€

(јлексеева Ћ.)

("«аконность", 2005, N 12)

“екст документа

ѕ–ќ ”–ќ–— »… Ќјƒ«ќ– «ј »—ѕќЋЌ≈Ќ»≈ћ «ј ќЌќ¬

ќ Ѕ≈«ќѕј—Ќќ—“» ƒ¬»∆≈Ќ»я

Ћ. јЋ≈ —≈≈¬ј

Ћ. јлексеева, заместитель начальника отдела прокуратуры ’абаровского кра€.

–езультаты работы органов прокуратуры ’абаровского кра€ по надзору за исполнением законов о безопасности движени€ на железнодорожном, водном, воздушном транспорте свидетельствуют о повышении эффективности прокурорского надзора в этой сфере.

ћеры прокурорского реагировани€ реально улучшили состо€ние законности на транспорте. ѕоложение дел в сфере безопасности движени€ в ’абаровском крае на железнодорожном, водном, воздушном транспорте в первом полугодии 2005 г. стабильное: аварий, катастроф на транспорте не допущено, на воздушном транспорте наблюдаетс€ устойчива€ тенденци€ к снижению инцидентов, на железнодорожном транспорте не увеличиваютс€ сбои в работе.

Ќадзорные меропри€ти€ в сфере безопасности движени€ и эксплуатации транспорта провод€тс€ в комплексе меропри€тий, направленных на обеспечение общественной безопасности на объектах железнодорожного, водного, воздушного транспорта.

Ѕольша€ работа в этом направлении проведена в первом полугодии с. г. ѕроверками исполнени€ законодательства, направленного на защиту от актов терроризма и иных противоправных действий на объектах воздушного, водного, железнодорожного транспорта, охвачены практически все поднадзорные объекты транспорта. ѕроблемы решались средствами прокурорского надзора.

Ќа объектах транспорта органами прокуратуры кра€ устран€лись следующие нарушени€:

- на воздушном - нарушени€ правил использовани€ воздушного пространства; перевозка оружи€; непроведение предполетного досмотра воздушных судов; проникновение посторонних лиц в контролируемую зону аэропорта авиапредпри€тий; несоответствие предъ€вл€емым требовани€м действующей системы физической защиты авиапредпри€тий; отсутствие работников службы авиационной безопасности авиапредпри€тий при загрузке груза, бортпитани€, посадке пассажиров;

- на водном - осуществление плавани€ без необходимых судовых документов, подтверждающих годность судна к плаванию; нарушение судопроизводител€ми правил плавани€ и сто€нки судов; неработающие средства навигационного ограждени€; нарушение условий лицензии, выданной на осуществление перевозки грузов на внутреннем водном транспорте; наличие судов, выведенных из эксплуатации и брошенных в пределах р. јмур;

- на железнодорожном - нарушени€ требований к оборудованию и эксплуатации железнодорожных переездов, к полосе отвода железной дороги.

¬озросло количество вы€вленных в ходе прокурорских проверок нарушений законов о безопасности движени€ - 391 (в первом полугодии 2004 г. - 257).

¬ борьбе с правонарушени€ми используетс€ весь комплекс правовых мер как общенадзорного характера - внесение представлений об устранении нарушений, возбуждение дел об административных правонарушени€х, объ€вление предостережений о недопустимости нарушений закона, так и гражданско-правовых средств - обращени€ с за€влени€ми в суды.

¬ результате прин€тых мер прокурорского реагировани€ увеличилось количество лиц, привлеченных к ответственности. ѕо представлени€м прокуроров к дисциплинарной ответственности привлечено 52 человека (в первом полугодии 2004 г. - 40), в административном пор€дке наказан 41 человек (в первом полугодии 2004 г. - 33). ¬ суды предъ€влено 3 иска (в первом полугодии 2004 г. иски не предъ€вл€лись), объ€влено 49 предостережений (в первом полугодии 2004 г. - 40).

“ранспортные прокуроры кра€ совершенствуют формы и методы организации прокурорского надзора за исполнением законов о безопасности на транспорте, максимально примен€ют средства прокурорского реагировани€ в цел€х пресечени€ и предупреждени€ нарушений закона.

ѕоложительных результатов работы в сфере безопасности движени€ достигли: на водном транспорте - Ќиколаевска€,  омсомольска€-на-јмуре, ’абаровска€ транспортные прокуратуры; на воздушном транспорте -  омсомольска€-на-јмуре транспортна€ прокуратура; на железнодорожном транспорте - ’абаровска€ транспортна€ прокуратура.

Ќа водном транспорте Ќиколаевска€-на-јмуре прокуратура примен€ет новые подходы к надзору за исполнением законов о безопасности плавани€, добиваетс€ устранени€ нарушени€ закона, привлечени€ виновных лиц к ответственности.

“ак, в ходе проведени€ проверки соблюдени€ законов о безопасности плавани€ Ќиколаевским-на-јмуре транспортным прокурором установлено, что перевозка на внутреннем водном транспорте грузов предпринимателем ћ. осуществл€лась с нарушением условий лицензии, выданной на осуществление перевозки грузов на внутреннем водном транспорте (предприниматель не произвел прием используемого им причала, расположенного в п. ћаго Ќиколаевского района, в эксплуатацию и не представил его к освидетельствованию уполномоченным органам дл€ определени€ готовности причала к обеспечению безопасности плавани€ судов, не обеспечил необходимые габариты акваторий и подходы к причалу, не произвел траление у причала).

ѕо требованию Ќиколаевского-на-јмуре транспортного прокурора предприниматель привлечен арбитражным судом к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1  ојѕ (осуществление предпринимательской де€тельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)) и подвергнут штрафу в размере 30 минимальных размеров оплаты труда.

ѕоказателен другой пример работы Ќиколаевской-на-јмуре транспортной прокуратуры. ѕри проведении проверки соблюдени€ судовладельцами законодательства в области внутреннего водного транспорта –‘ транспортной прокуратурой установлено, что несамоходное судно "ѕлашкоут-3024" осуществл€ло плавание в навигацию 2004 г. в нарушение ст. 14  одекса внутреннего водного транспорта –‘ без необходимых судовых документов, подтверждающих годность судна к плаванию, что создавало непосредственную угрозу безопасности судоходства, экологической и пожарной безопасности.

ѕо результатам проверки Ќиколаевским-на-јмуре транспортным прокурором в районный суд предъ€влены исковые требовани€ о запрещении судовладельцу де€тельности по осуществлению судоходства судна "ѕлашкоут-3024" на основании ст. 1065 √ , ст. 80 ‘« от 10 €нвар€ 2002 г. "ќб охране окружающей среды" в св€зи с вы€вленными нарушени€ми законодательства в области охраны окружающей среды и опасностью причинени€ вреда в будущем. –ешением суда исковые требовани€ прокурора удовлетворены.

Ќа водном транспорте актуальной остаетс€ проблема очищени€ реки јмур от выведенных из эксплуатации и брошенных судовладельцами судов. “аких судов, по данным јмурского бассейнового управлени€ водных путей и судоходства, в пределах ’абаровского кра€ 51, у 43-х есть владельцы, владельцы 8 судов не установлены.

 омсомольска€-на-јмуре транспортна€ прокуратура разрешает эту проблему следующим образом. Ќапример, с 2001 г. на реке јмур в затопленном состо€нии находитс€ баржа "ћЅ-2520", принадлежаща€ ќјќ "јмур-порт". ѕри этом собственник судна в нарушение ст. 47  одекса внутреннего водного транспорта –‘ не осуществл€ет подъем затонувшего имущества, несмотр€ на то что судно создает угрозу безопасности судоходства. “ранспортный прокурор обратилс€ в районный суд с исковым за€влением в защиту неопределенного круга лиц об об€зании ќјќ "јмур-порт" подн€ть и удалить из реки јмур затонувшее имущество.

ѕрокуратурой кра€ перед руководством јмурского государственного бассейнового управлени€ водных путей и судоходства, јмурского бассейнового управлени€ государственного надзора на внутреннем водном транспорте поставлен вопрос об обращении с исками в суд в защиту публичных интересов в пор€дке ст. 53 јѕ  об об€зании собственников подн€ть затонувшее имущество.

¬ы€вл€емые ’абаровской транспортной прокуратурой нарушени€ на водном транспорте заслуживают прокурорского внимани€, поскольку сказываютс€ на положении дел с обеспечением безопасности судоходства.

“ак, при проведении проверки исполнени€ законов, направленных на обеспечение безопасности судоходства судоводител€ми речных судов, установлено, что сто€нка ќјќ "јмурское пароходство" и ќјќ "’абаровский речной торговый порт" в акватории порта ’абаровск в ночное врем€ осуществл€лась без сто€ночных огней, что вли€ет на безопасность судоходства в районе порта, так как по акватории порта в ночное врем€ осуществл€етс€ движение судов. Ќар€ду с этим проверкой вы€влены нарушени€ правил подачи сигналов при расхождении судов со стороны судоводител€ прогулочного теплохода "ћосква-80".

ѕо результатам проверки ’абаровским транспортным прокурором в отношении судоводителей возбуждено 3 дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 11.7  ојѕ (нарушение судоводителем на внутреннем водном транспорте правил плавани€ и сто€нки судов). –уководител€м ќјќ "јмурское пароходство", ќјќ "’абаровский речной торговый порт" внесены представлени€.

¬ районе ’абаровского железнодорожного моста прокуратурой вы€влены неработающие средства навигационного ограждени€. ’абаровска€ транспортна€ прокуратура отреагировала путем внесени€ представлени€ контролирующему органу, отвечающему за эти вопросы, - руководителю ’абаровского района водных путей и судоходства.

Ќа воздушном транспорте благодар€ своевременному вмешательству  омсомольской-на-јмуре транспортной прокуратуры прекращаетс€ де€тельность субъектов, незаконно использующих воздушное пространство. Ёти вопросы наход€тс€ в центре внимани€ прокуратуры.

“ак, при проведении проверки вы€влено, что 12 июн€ с. г. в районе набережной реки јмур г.  омсомольска-на-јмуре негосударственным учреждением дополнительного образовани€  омсомольский-на-јмуре авиационный центр им. ћаресьева (Ќ”ƒќ  нјј÷) осуществл€лись полеты (подъем пассажиров в воздух) на воздушном судне авиации общего назначени€ - тепловом аэростате. ¬оздушное судно не имело свидетельства о годности к полетам, не прошло процедуру регистрации, полет осуществл€лс€ без разрешени€ территориальных органов по управлению воздушным движением. ѕроверкой установлено, что подобные факты допускались Ќ”ƒќ  нјј÷ неоднократно. ¬ы€влено, что учреждение эксплуатировало самолет я -18“, на который также не было необходимых документов.

ѕо результатам проверки  омсомольский-на-јмуре транспортный прокурор возбудил дела об административных правонарушени€х в отношении Ќ”ƒќ  нјј÷ и директора учреждени€ по ч. 2 ст. 11.4  ојѕ (нарушение правил использовани€ воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном пор€дке правом на осуществление де€тельности по использованию воздушного пространства), а в цел€х предупреждени€ вреда и недопущени€ возникновени€ транспортных происшествий - обратилс€ в районный суд с исковым за€влением о запрещении Ќ”ƒќ  нјј÷ де€тельности по осуществлению эксплуатации воздушных судов до оформлени€ документов, предусмотренных законодательством в области авиации.

Ќа железнодорожном транспорте актуальными остаютс€ вопросы, св€занные с обеспечением безопасности на железнодорожных переездах, а также на полосе отвода железной дороги.

Ќеобходимо отметить системный подход в работе ’абаровской транспортной прокуратуры при планировании и проведении проверок исполнени€ законов об обеспечении безопасности движени€ на железнодорожных переездах, пожарной безопасности на полосе отвода железной дороги.

”читыва€, что в г. ’абаровске, ’абаровском районе, районе им. Ћазо, ¬€земском районе, в г. Ѕикине и Ѕикинском районе более 70-ти состо€щих на балансе предпри€тий транспорта железнодорожных переездов, по которым происходит активное движение автотранспорта, принима€ во внимание расположение переездов (вблизи населенных пунктов), в цел€х обеспечени€ безопасной жизнеде€тельности, прокуратура планирует и проводит с привлечением специалистов проверки на переездах каждое полугодие.

¬ы€вл€ютс€ нарушени€ ‘« от 10 €нвар€ 2003 г. "ќ железнодорожном транспорте в –оссийской ‘едерации" в части соблюдени€ требований к оборудованию и эксплуатации железнодорожных переездов (отсутствие на переездах устройств, обеспечивающих безопасность движени€, а также надлежащих условий пропуска поездов и транспортных средств и т. д.).

ѕрин€тые меры улучшили состо€ние безопасности движени€: на переездах длительное врем€ нет случаев столкновений транспортных средств и железнодорожного подвижного состава.

—чита€ одним из приоритетных направлений работы надзор за исполнением законов о безопасной де€тельности транспорта, ’абаровска€ транспортна€ прокуратура, привлека€ специалистов, проводит посто€нную работу на таком значимом объекте железнодорожного транспорта, как полоса отвода железной дороги.

ѕроверками исполнени€ ‘« от 21 декабр€ 1994 г. "ќ пожарной безопасности", ‘« от 10 €нвар€ 2003 г. "ќ железнодорожном транспорте в –оссийской ‘едерации" на полосе отвода железной дороги вы€вл€ютс€ многочисленные нарушени€ закона в части требований к полосе отвода железной дороги (наличие на полосе отвода кустарников, травы, второгодних шпал, которые непосредственно вли€ют на безопасность движени€ и пожарную безопасность).

ѕроверки на железнодорожном транспорте результативны.

“ак, по результатам проведенных в первом полугодии 2005 г. проверок прокурор возбудил дела об административных правонарушени€х по ст. 11.16  ојѕ (нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте) в отношении 25-ти работников железнодорожного транспорта, по ст. 12.34  ојѕ (нарушение правил проведени€ ремонта и содержани€ дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений) - в отношении 4-х работников железнодорожных предпри€тий, отвечающих за надлежащее содержание железнодорожных переездов. ¬ адрес руководителей транспортных предпри€тий внесено 11 представлений, по результатам рассмотрени€ которых 45 работников транспорта привлечены к дисциплинарной ответственности, 40 - объ€влены предостережени€.

ќрганы прокуратуры кра€, использу€ накопленный положительный опыт работы в сфере безопасности движени€ на железнодорожном, водном, воздушном транспорте, продолжают развивать положительные тенденции при осуществлении надзорных функций.

Ќазвание документа

пїњ