пїњ

“ранснациональные преступлени€ как угроза национальной безопасности –оссии (конвенционные механизмы противодействи€)

(¬асильева Ћ. Ќ.) ("∆урнал российского права", 2005, N 10) “екст документа

“–јЌ—Ќј÷»ќЌјЋ№Ќџ≈ ѕ–≈—“”ѕЋ≈Ќ»я  ј  ”√–ќ«ј Ќј÷»ќЌјЋ№Ќќ… Ѕ≈«ќѕј—Ќќ—“» –ќ——»» ( ќЌ¬≈Ќ÷»ќЌЌџ≈ ћ≈’јЌ»«ћџ ѕ–ќ“»¬ќƒ≈…—“¬»я)

Ћ. Ќ. ¬ј—»Ћ№≈¬ј

¬асильева Ћи€ Ќиколаевна - и. о. старшего научного сотрудника »«и—ѕ, кандидат юридических наук.

—егодн€, в начале XXI века, система взгл€дов на обеспечение в нашем государстве безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнеде€тельности, отраженна€ в  онцепции национальной безопасности –оссийской ‘едерации <*>, должна учитывать такие новые дл€ относительно молодого –оссийского государства угрозы, как рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма на территории –оссии. Ёти угрозы национальной безопасности –оссии, нар€ду с состо€нием отечественной экономики, несовершенством системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политической пол€ризацией российского общества и криминализацией общественных отношений, ростом коррупции, составили основные направлени€ разработки механизмов обеспечени€ национальной безопасности нашей –одины. -------------------------------- <*> —м.: —« –‘. 2000. N 2. —т. 170.

—реди транснациональных преступлений, уголовных преступлений международного характера, борьба с которыми объедин€ет усили€ большинства государств и мирового сообщества в целом, следует ныне отметить те, которые приобрели за последние 10 - 15 лет угрожающие –оссии размах и масштабы: международный терроризм, захват заложников, вербовка, финансирование и обучение наемников, незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, легализаци€ доходов, полученных преступным путем, а также контрабанда, незаконна€ эмиграци€, эксплуатаци€ проституции третьими лицами <*>. -------------------------------- <*> —м.: ѕанов ¬. ѕ. ћеждународное уголовное право. ћ., 1997. —. 71 - 72.

Ѕольшинство из названных преступлений €вл€ютс€ не только пос€гательством на жизнь и здоровье людей, но и подрывают национальную экономику разных государств, нанос€т ущерб р€ду отраслей промышленности, торговле и внешнеэкономическим св€з€м между государствами. Ќапример, по данным ƒепартамента общественной информации ќќЌ, только незаконный оборот наркотических средств приносит прибыли, объем которых ежегодно составл€ет около 500 миллиардов долларов —Ўј, что эквивалентно общей сумме валового национального продукта двух третей государств - членов ќќЌ <*>. -------------------------------- <*> —м.: ¬стреча на высшем уровне в интересах социального развити€. Ќью-…орк, 1994. —. 3.

Ќастораживает тот факт, что начина€ с 90-х гг. XX в. наркотики широкой лавиной "хлынули" в –оссию, подрыва€ ее демографический и интеллектуальный потенциал, итогом чего может стать деградаци€ ее молодого поколени€. ќб этом свидетельствуют следующие тревожные данные об употреблении наркотиков в –оссии: в 1995 г. было обнаружено и изъ€то 6457,3 кг наркотиков, 2 805 452 ампул и таблеток психотропных веществ, 75,2 тыс. кг химпродуктов, €вл€ющихс€ основным сырьем дл€ производства наркотиков <*>. ¬ сент€бре 2002 г. на заседании —овета Ѕезопасности –оссийской ‘едерации были представлены новые статистические данные, свидетельствующие о том, что в –оссии насчитываетс€ более двух миллионов наркоманов. «а последние п€ть лет количество лиц, потребл€ющих наркотики, увеличилось почти в 3,6 раза <**>. -------------------------------- <*> —м.: ‘леминг ¬.  окаин завоевывает –оссию // —егодн€. 1996. 2 июл€. <**> —м.:  урченко ¬. Ќ. ѕротиводействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов: уголовно-правовые и криминологические аспекты: јвтореф. дис... д-ра юрид. наук. ≈катеринбург, 2004. —. 1.

–еальностью последних лет стала активизаци€ террористов, как "импортированных" в –оссию международными террористическими организаци€ми, так и "банальных" наемников, имеющих единственный источник к существованию - совершение актов террора против проживающих на территории –оссии лиц. ¬  онцепции национальной безопасности подчеркиваетс€, что международным терроризмом разв€зана открыта€ кампани€ в цел€х дестабилизации ситуации в –оссии. ”же давно признана взаимосв€зь между отмеченными формами организованной преступности транснационального характера: вербовкой и обучением наемников, террористов, контрабандой, незаконным оборотом наркотиков. Ќеобходимость легализации доходов, полученных от такого антигуманного "бизнеса", как незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, порождает другое преступление - их "отмывание", а скрытый характер этого де€ни€ - коррупцию. ¬се это наносит непоправимый ущерб социально-экономическим основам государства, разлагает общественную мораль, что в конечном счете создает реальные и ощутимые угрозы национальной безопасности любого государства. “ребует серьезного отдельного исследовани€ изучение коррупциогенности законодательства по р€ду направлений обеспечени€ национальной безопасности –оссии, что позволит на данном этапе развити€ российской государственности совершенствовать отечественную правовую систему. ¬ конечном счете финансовые средства, полученные от незаконного оборота наркотиков, контрабанды, торговли людьми (в том числе детьми), могут пойти и на финансирование террористической де€тельности в любом "неугодном" государстве мира. —тоит согласитьс€ с мнением о том, что в насто€щее врем€ объект терроризма мен€етс€. » им станов€тс€ уже не "конкретные международные отношени€, а также конкретные физические лица". Ќепосредственный объект терроризма сегодн€ - это также "политический режим, государственное устройство и территориальна€ целостность конкретных стран" <*>. -------------------------------- <*> јнтипенко ¬. ‘. ћеханизм международно-правового регулировани€ борьбы с терроризмом: јвтореф. дис... д-ра юрид. наук. ћ., 2004. —. 25.

ѕоэтому борьба с преступлени€ми международного характера и терроризмом должна быть комплексной, ориентированной на пресечение этих преступлений не только мерами уголовного воздействи€, но и посредством использовани€ механизмов противодействи€ легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию такой противоправной де€тельности, а также путем формировани€ в обществе устойчивого негативного отношени€ к таким де€ни€м. Ќапример, вполне очевидны пагубность наркомании и ее св€зь с преступностью, что про€вл€етс€ в самых разнообразных формах и направлени€х: это не только противоправные де€ни€, св€занные с производством, распространением, сбытом наркотиков, но и р€д других, осуществл€емых с целью завладени€ наркотическими средствами. Ёто и преступлени€, совершаемые лицами после употреблени€ наркотиков, под непосредственным их воздействием на психическое состо€ние наркомана. “ак, в 2002 г. в –оссии зарегистрировано 189 576 преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. ¬ 2003 г. только несовершеннолетними совершено 145 968 преступных де€ний, из них 8900 - в состо€нии наркотического опь€нени€. ”дельный вес наркопреступлений в структуре общей преступности составил в 2003 г. 6,6% <*>. ¬ последнее врем€ —ћ» все чаще сообщают о том, что именно в состо€нии наркотического опь€нени€ террористы совершают свои преступные де€ни€, поскольку под вли€нием наркотиков воспри€тие действительности искажаетс€ и субъект тер€ет свою человеческую сущность, сам станов€сь жертвой манипул€ций тех, дл€ кого причинение страданий простым люд€м стало "бизнесом". -------------------------------- <*> —м.:  урченко ¬. Ќ. ”каз. соч. —. 1.

Ќовые действенные источники международного уголовного права, в том числе и наход€щиес€ еще на стадии разработки, соответствие внутреннего законодательства государства прин€тым международным об€зательствам формируют основу дл€ сотрудничества государств, международных организаций, мирового сообщества в целом в борьбе с транснациональными преступлени€ми. Ќо, кроме того, необходимы просветительские программы и семинары, адресованные подросткам и молодежи, превентивные и нагл€дно репрессивные меры в отношении наркоторговцев, наемников и террористов. » это в перспективе должно положительно сказатьс€ на упрочении безопасности –оссийской ‘едерации.  онцепци€ национальной безопасности справедливо исходит из того, что внешн€€ политика –оссийской ‘едерации должна быть направлена на развитие международного сотрудничества в области борьбы с транснациональной преступностью и терроризмом. ћеждународным уголовным правом выработаны механизмы и направлени€ борьбы с р€дом преступлений международного характера, ставшие объектом исследовани€ в данной статье.  ак правило, они зафиксированы в многосторонних международных договорах. ѕодчеркнем, что –оссийска€ ‘едераци€ как правопреемник ———– €вл€етс€ участником многих международных конвенций в области противодействи€ преступлени€м международного характера. ѕри этом в насто€щее врем€ –осси€ также становитс€ участником "глобальных" международных документов в области пресечени€ про€влений транснациональной преступности, демонстриру€ свою решимость боротьс€ с пос€гательствами на ее национальную безопасность и международный правопор€док. ‘едеральным законом от 26 апрел€ 2004 г. N 26-‘« <*> ратифицированы  онвенци€ ќќЌ против транснациональной организованной преступности от 15 но€бр€ 2000 г. с двум€ дополн€ющими ее ѕротоколами: ѕротоколом против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и ѕротоколом о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее <**>. »менно указанна€  онвенци€, вступивша€ в силу дл€ –оссии 25 июн€ 2004 г., ориентирована на организацию содействи€ сотрудничеству в деле более эффективного предупреждени€ транснациональной организованной преступности и борьбы с ней. -------------------------------- <*> —м.: –√. 2004. 29 апр. <**> —м.: —« –‘. 2004. N 40. —т. 3882.

 онвенци€ 2000 г. содержит следующие основные направлени€ противодействи€ транснациональной организованной преступности. ¬о-первых, прин€тие государством-участником мер законодательного характера по признанию уголовно наказуемыми перечисленных в  онвенции де€ний, совершенных умышленно. —реди них, к примеру, - отмывание доходов, полученных преступным путем, коррупци€. ¬о-вторых, отнесение к категории "серьезных преступлений" всех преступлений, совершенных в составе организованных преступных групп. ¬-третьих, в качестве механизма противодействи€ росту транснациональной преступности можно условно считать складывающуюс€ систему отчетности государства-участника перед √енеральным секретарем ќќЌ о развитии национального законодательства в отмеченной сфере регулировани€. ¬-четвертых, предусматриваетс€ организаци€ международного сотрудничества по вопросам конфискации доходов от преступлений, имущества, оборудовани€ или других средств совершени€ преступлений, выдача преступников, оказание взаимной правовой помощи, а также любого иного вида помощи, не противоречащего внутреннему законодательству запрашиваемого государства-участника.  роме того,  онвенци€ ориентирует на создание системы предупреждени€ злоупотреблений со стороны организованных преступных групп процедурами торгов, проводимых публичными органами, субсиди€ми и лицензи€ми, выдаваемыми публичными органами дл€ осуществлени€ коммерческой де€тельности, а также использованием дл€ предупреждени€ злоупотреблений юридических лиц. ¬ свете последнего предлагаетс€ создать публичный реестр юридических и физических лиц, участвующих в учреждении юридических лиц, управлении ими и их финансировании. ¬озможно также вести реестр лиц, осужденных за преступлени€, охватываемые отмеченной  онвенцией, и лишенных права занимать должности руководителей юридических лиц. “аким образом, ставша€ в 2004 г. частью отечественной правовой системы  онвенци€ ќќЌ против транснациональной организованной преступности 2000 г. предлагает широкий юридический инструментарий дл€ рецепции ее положений в законодательство –оссийской ‘едерации, в первую очередь, в сферах борьбы с "отмыванием" денежных средств <*> и противодействи€ коррупции. -------------------------------- <*> Ќапример, ст. 7  онвенции предусматривает меры по борьбе с отмыванием денежных средств: - установление государством всеобъемлющего внутреннего режима регулировани€ и надзора в отношении банков и небанковских финансовых учреждений, других органов, €вл€ющихс€ особо у€звимыми с точки зрени€ отмывани€ денежных средств; - обеспечение сотрудничества и обмена информацией на национальном и международном уровн€х административных, регулирующих, правоохранительных и других органов, ведущих борьбу с отмыванием денежных средств; - учреждение подразделени€ по финансовой оперативной информации, которое будет действовать в качестве национального центра дл€ сбора, анализа и распространени€ информации, касающейс€ возможных случаев отмывани€ денежных средств.

  сожалению, единого четкого определени€ коррупции международным правом не выработано. ћеждународные правоохранительные организации оперируют пон€тием, сформулированным на ћежрегиональном семинаре по проблемам коррупции, проведенном в √аване в 1990 г., а также разработанным ћеждисциплинарной группой —овета ≈вропы по коррупции в 1995 г. ќднако рекомендательный характер выработанных пон€тий свидетельствует в пользу тезиса о том, что "международные законодатели должны прийти к единому, общепризнанному мнению о том, что считать коррупцией" <*>. ƒействительно, невозможно боротьс€ с таким разноплановым €влением, как коррупци€, если отсутствует единый подход к пониманию его сущности и про€влений. -------------------------------- <*> ’индикайнен Ќ. ¬.  оррупционна€ преступность в –оссийской ‘едерации: јвтореф. дис... канд. юрид. наук. –остов н/ƒ, 2004. —. 18.

ќбеспокоенность р€да государств серьезностью порождаемых коррупцией проблем и угроз дл€ стабильности и безопасности общества нашла свое отражение в  онвенции ќќЌ против коррупции от 31 окт€бр€ 2003 г., подписанной –оссийской ‘едерацией в декабре 2003 г. ќтметим основные направлени€ противодействи€ коррупции, предложенные данной  онвенцией: 1. ћониторинг правовых документов и административных мер с целью определени€ их адекватности предупреждени€ коррупции и борьбы с ней.  ачество такого мониторинга, полагаем, напр€мую зависит от создани€ в –оссийской ‘едерации специализированного экспертного научного подразделени€ по анализу нормативных правовых актов на их "коррупциогенный потенциал", тенденций в области коррупции, условий, в которых совершаютс€ коррупционные правонарушени€. 2. —оздание системы приема на работу, отвечающей следующим критери€м: прозрачность, ротаци€ кадров на у€звимых дл€ коррупции должност€х, выплата надлежащего вознаграждени€ и установление справедливых окладов. ќтчасти разрешить ситуацию может разработка кодексов или стандартов поведени€. Ќапример, на международном уровне разработан  одекс поведени€ должностного лица по поддержанию правопор€дка, прин€тый на 34-й сессии √енеральной јссамблеи ќќЌ в 1979 г. 3. ”силение прозрачности в публичной администрации. 4. ћеры по предупреждению отмывани€ денежных средств: регулирование и надзор в отношении банков и небанковских финансовых учреждений, учреждение национального центра дл€ сбора, анализа и распространени€ информации, касающейс€ возможных случаев отмывани€ денежных средств, наличие в рамках национальной правовой системы механизмов дл€ преодолени€ преп€тствий, которые могут возникнуть в результате применени€ законодательства о банковской тайне, мер по возвращению активов (в том числе имущества), а также усиление стандартов бухгалтерского учета и аудита в частном секторе. 5. ќсуществление сотрудничества: с правоохранительными органами, между национальными органами, между национальными органами и частным сектором, а также международного сотрудничества. ¬ рамках международных организаций регионального уровн€ также прин€ты конвенции, содержащие определенные направлени€ противодействи€ про€влени€м коррупции. ¬ р€де этих конвенций –оссийска€ ‘едераци€ не участвует. Ёто, к примеру,  онвенци€ —овета ≈вропы от 4 но€бр€ 1999 г. "ќ гражданско-правовой ответственности за коррупцию". ѕодписана в €нваре 1999 г., но до сих пор не ратифицирована  онвенци€ —овета ≈вропы "ќб уголовной ответственности за коррупцию". Ёта  онвенци€ предусматривает ответственность за подкуп национальных и иностранных государственных должностных лиц, членов национальных и иностранных государственных собраний, подкуп в частном секторе (активный и пассивный), должностных лиц международных организаций и международных судов, членов международных парламентских собраний, судей. ѕредусматриваетс€ ответственность за использование служебного положени€ в корыстных цел€х и отмывание доходов от преступлений, св€занных с коррупцией. ќбратим внимание, что в российском законодательстве подкуп в частном секторе вообще не рассматриваетс€ как преступление, св€занное с коррупцией. “аким образом, все рассмотренные выше  онвенции по противодействию коррупции дают богатый фактический материал дл€ трансформации их положений в уголовное право –оссийской ‘едерации, поскольку борьба с про€влени€ми коррупции должна вестись во всех сферах взаимодействи€ гражданина и власти, гражданина и бизнеса. ѕротиводействие государств про€влени€м транснациональной организованной преступности идет по разным направлени€м, среди которых и борьба с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (наркотиков). ¬ сфере противодействи€ незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ действуют в насто€щее врем€ такие международные договоры, как ≈дина€ конвенци€ о наркотических средствах 1961 г. с ѕротоколом о поправках 1972 г.,  онвенци€ о психотропных веществах 1971 г.,  онвенци€ ќќЌ по морскому праву 1982 г.,  онвенци€ ќќЌ о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., выражающие решимость мирового сообщества боротьс€ с наркотической угрозой во всем мире. –осси€ участвует в ≈диной конвенции 1961 г., ѕротоколе к ней 1972 г.,  онвенции 1971 г.,  онвенции 1988 г. ќдним из основных инструментов контрол€ мировым сообществом оборота наркотических средств €вл€етс€ предусмотренный  онвенцией 1961 г. механизм ежегодного представлени€ сторонами исчислений потребностей в наркотических средствах, статистических сведений об их производстве, использовании и потреблении, ввозе и вывозе, складских запасах, наличие специализированного государственного учреждени€ в случае культивировани€ опийного мака дл€ производства опи€. ≈сли же не удалось пресечь утечку наркотических средств в незаконный оборот, то ≈дина€ конвенци€ 1961 г. ориентирует государства-участники на применение мер уголовного воздействи€. "—тержень" ≈диной конвенции 1961 г. - стать€ 36. ƒанна€ стать€ содержит перечень и услови€ наказуемости де€ний, признаваемых преступными в св€зи с незаконным оборотом наркотиков <*>. Ѕолее того, "ничто не преп€тствует или считаетс€ преп€тствующим —торонам принимать более строгие или более суровые меры контрол€, чем те, которые предусматриваютс€ насто€щей  онвенцией" (ст. 39) дл€ охраны народного здоровь€ и благополучи€. -------------------------------- <*> ѕодробнее см.: ¬асильева Ћ. Ќ. Ќезаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ и международное право // ёридический мир. 2000. N 10.

¬ сфере противодействи€ незаконному обороту наркотиков следует отметить и  онвенцию о психотропных веществах 1971 г. ≈е прин€тием под международный контроль были поставлены не только психотропные вещества, но и препараты, содержащие их, что позвол€ет пресечь их утечку в незаконный оборот. ¬о исполнение положений  онвенции на государства-участники налагаютс€ определенные об€занности: 1) ограничение изготовлени€, экспорта, импорта, распределени€ и складских запасов психотропных веществ, их использовани€, а также ограничение торговли и владени€ данными веществами с медицинскими и научными цел€ми; 2) создание и содержание специального управлени€ по контролю над психотропными веществами; 3) соблюдение особых правил международной торговли, св€занных с особым пор€дком выдачи разрешений на экспортно-импортные операции и жестким режимом контрол€, вплоть до запрещени€ и ограничени€ экспорта и импорта. √осударствами предпринимаютс€ меры как против злоупотреблени€ психотропными веществами, так и против их незаконного оборота, включающие: 1) внутригосударственные меры - превентивные и репрессивные; 2) помощь в проведении кампании по борьбе с незаконным оборотом психотропных веществ; 3) меры по обеспечению оперативного осуществлени€ международного сотрудничества между соответствующими органами; 4) определенную систему наказаний с соблюдением конституционных ограничений государства. —пециальные меры против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ предусмотрены  онвенцией ќќЌ о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. ѕомимо уголовных преступлений, перечисленных еще в ≈диной конвенции 1961 г., были впервые выделены такие составы, как перевод собственности, полученной в результате прибыли от незаконного оборота наркотических средств, сокрытие или утаивание подлинного характера и источника происхождени€ такой собственности, приобретение, владение или пользование ею, владение оборудованием, материалами, веществами, предназначенными дл€ незаконных операций с наркотиками.  онвенци€ 1988 г. ориентирует на применение таких санкций, как тюремное заключение, иные виды лишени€ свободы, конфискаци€ и - впервые - штрафные санкции, а также применение в отношении правонарушител€ таких мер, как перевоспитание или социальна€ реинтеграци€. ѕоследние используютс€ в случа€х малозначительности совершенных правонарушений - как меры, €вл€ющиес€ правом —торон  онвенции. «аслуживает особого упоминани€ и тот факт, что к числу от€гчающих ответственность обсто€тельств  онвенцией отнесено, в числе прочих, участие в организованной преступной группе либо в иных видах международной организованной преступной де€тельности. —тороны, согласно данной  онвенции, также об€зываютс€ принимать меры, которые могут потребоватьс€ дл€ конфискации как незаконно используемых наркотических средств и психотропных веществ, так и полученных в результате этого доходов (ст. 5). ќднако  онвенции 1961, 1971 и 1988 гг. "единых правил определени€ размеров количества наркотических средств и психотропных веществ не содержат", что существенно вли€ет на выработку общего подхода в рамках международного сотрудничества при определении степени т€жести совершенного правонарушени€ либо преступлени€ <*>. -------------------------------- <*> —м.:  урченко ¬. Ќ. ”каз. соч. —. 5 - 6.

¬ –оссии до сих пор €вл€етс€ дискуссионным вопрос об исключении конфискации имущества как вида наказани€, в том числе за наркопреступлени€, из ”головного кодекса –оссийской ‘едерации. ¬ этой св€зи справедливо подчеркиваетс€, что "конфискаци€ - эффективное средство дл€ борьбы с мафией, наша страна идет по другому пути" <*>. -------------------------------- <*>  урченко ¬. Ќ. ”каз. соч. —. 8.

 онвенци€ предусматривает р€д новых форм сотрудничества, например метод контролируемых поставок <*>. Ќадо подчеркнуть, что регламентирование в конвенци€х вопроса о предоставлении взаимной юридической помощи можно также считать одним из механизмов борьбы с преступлени€ми международного характера. -------------------------------- <*> ћетод, при котором допускаетс€ вывоз, провоз или ввоз на территорию одной или нескольких стран незаконных или вызывающих подозрение партий наркотических средств и психотропных веществ с ведома и под надзором их компетентных органов с целью вы€влени€ лиц, участвующих в незаконном обороте наркотиков.

–ешимость государства противосто€ть тем или иным про€влени€м организованной преступности, имеющей транснациональный характер, про€вл€етс€ и в тех механизмах, которые предусматриваютс€ в национальном законодательстве дл€ противодействи€ финансировани€ данной преступной де€тельности. ¬ этой св€зи в качестве ориентира дл€ отечественного законодател€ следует отметить ћеждународную конвенцию от 10 €нвар€ 2000 г. "ќ борьбе с финансированием терроризма", вступившую в силу дл€ –оссийской ‘едерации с 27 декабр€ 2002 г. <*> -------------------------------- <*> —м.: Ѕћƒ. 2003. N 5.

¬ обобщающем виде направлени€ противодействи€ финансированию терроризма и подготовке к совершению транснациональных преступлений в пределах территории государства заключаютс€ в следующем: 1) запрещение на территори€х государств незаконной де€тельности лиц или организаций, которые умышленно поощр€ют, подстрекают, организуют или совершают указанные преступлени€; 2) введение об€занности финансовых учреждений и других организаций, участвующих в совершении финансовых операций, принимать эффективные меры дл€ идентификации их клиентов - посто€нных или случайных, клиентов, в пользу которых открыты счета, а также обращать особое внимание на необычные или подозрительные операции и сообщать об операци€х, предположительно св€занных с преступной де€тельностью. —реди международных документов регионального уровн€ в области противодействи€ терроризму важное значение имеет ≈вропейска€  онвенци€ о пресечении терроризма от 27 €нвар€ 1977 г., вступивша€ в силу дл€ –оссии 5 феврал€ 2001 г. <*> ƒанна€  онвенци€ выражает стремление государств - членов —овета ≈вропы к прин€тию эффективных мер по обеспечению неотвратимости уголовного преследовани€ и наказани€ лиц, совершивших террористические акты. ”частники  онвенции убеждены в том, что особенно эффективным средством дл€ достижени€ этой цели €вл€етс€ выдача лиц, совершивших подобные акты. ѕоложени€  онвенции предоставл€ют дл€ этого достаточно широкий инструментарий. -------------------------------- <*> —м.: ‘едеральный закон от 7 августа 2000 г. N 121-‘«.

—ледует отметить также Ўанхайскую конвенцию "ќ борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом" от 15 июн€ 2001 г., вступившую в силу дл€ –оссии 29 марта 2003 г. <*> √осударства - участники данной  онвенции <**> подчеркнули, что терроризм, сепаратизм и экстремизм ни при каких обсто€тельствах не подлежат "оправданию по соображени€м исключительно политического, философского, идеологического, расового, этнического, религиозного или иного аналогичного характера". ќтметим, что сама  онвенци€ в основном предусматривает регламентацию сотрудничества по пресечению отмеченных де€ний, а также оказанию правовой помощи. ¬месте с тем одной из позитивных договоренностей можно считать решение о создании и обеспечении функционировани€ региональной антитеррористической структуры <***>. -------------------------------- <*> —м.: ‘едеральный закон от 10 €нвар€ 2003 г. N 3-‘«. <**> –еспублика  азахстан,  Ќ–,  ыргызска€ –еспублика, –оссийска€ ‘едераци€, –еспублика “аджикистан и –еспублика ”збекистан. <***> —оглашение между государствами - членами Ўанхайской организации сотрудничества о –егиональной антитеррористической структуре заключено 7 июн€ 2002 г.

  сожалению, сегодн€ "терроризм претерпевает интернационализацию и приобретает характеристики регул€тивного механизма в отношени€х между государствами, сужа€ сферу вли€ни€ международного права" <*>. ¬месте с тем механизм, включа€ основани€ привлечени€ к ответственности государства за подобную "политику" на международной арене, в международном праве достаточно не разработан <**>. ѕроведение разработок в данном направлении существенно обогатит международное уголовное право, международное публичное право в целом, поскольку предоставит новый инструментарий противодействи€ незаконным актам, придаст "вес" мнению международного сообщества в целом, повысив значение ќќЌ как универсальной международной организации. -------------------------------- <*> јнтипенко ¬. ‘. ”каз. соч. —. 18 <**> —м.: “ам же.

 онечно, предложенные на международном уровне методы и направлени€ борьбы с транснациональными преступлени€ми, среди которых - упрощенные процедуры выдачи, оказание взаимной судебной и правовой помощи, конфискаци€ средств и доходов, полученных преступным путем, адаптированные к современным услови€м методы контрол€ за финансовыми операци€ми, допущение раскрыти€ банковской тайны, станут эффективнее в случае реальной заинтересованности всех стран в борьбе с организованной преступностью, не знающей государственных границ. ѕока же территориальна€ целостность любого государства и безопасность отдельных граждан наход€тс€ под угрозой.

Ќазвание документа пїњ