пїњ

—осто€ние безопасности дорожного движени€ в –оссийской ‘едерации (проблемы и профилактика)

(Ќикитас ƒ. ј.) ("–оссийский следователь", 2005, N 9) “екст документа

—ќ—“ќяЌ»≈ Ѕ≈«ќѕј—Ќќ—“» ƒќ–ќ∆Ќќ√ќ ƒ¬»∆≈Ќ»я ¬ –ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»» (ѕ–ќЅЋ≈ћџ » ѕ–ќ‘»Ћј “» ј)

ƒ. ј. Ќ» »“ј—

Ќикитас ƒ. ј., аспирант кафедры криминологии, психологии и уголовно-исполнительного права ћосковской государственной юридической академии.

јварийность на автомобильном транспорте - одна из острейших социально-экономических проблем, сто€щих перед большинством стран.  аждый год в результате дорожно-транспортных происшествий (ƒ“ѕ) более 10 миллионов человек в мире погибают и получают ранени€. ƒ“ѕ нанос€т обществу большой социально-экономический ущерб. ѕо информации ¬семирного Ѕанка, глобальные экономические потери составл€ют около 500 миллиардов долларов в год [1]. –осси€ занимает первое место в мире по числу дорожно-транспортных происшествий в расчете на "автомобильную душу". — таким сенсационным за€влением выступила 28 феврал€ 2005 г. директор представительства ¬семирного Ѕанка в –оссии  ристалина √еоргиева на совместной конференции ¬семирного Ѕанка и ¬семирной организации здравоохранени€ (¬ќ«), на которой прошла презентаци€ "¬семирного доклада ¬ќ« о предупреждении дорожно-транспортного травматизма" [2]. ¬ –оссии на 10 тыс€ч машин в год приходитс€ 12 аварий, что соответствует самой высокой степени аварийности при не очень высоком уровне автомобилизации. «а –оссией следует  оре€, но с очень большим отрывом (в 50 процентов). ¬ прошлом году на дорогах нашей страны погибли 34506 человек и 251386 получили травмы [3]. ѕо оценкам специалистов ¬семирного Ѕанка, население –оссии, составл€ющее в насто€щее врем€ более 140 млн. человек, к 2050 году сократитс€ до 100 млн. ≈сли исходить из того, что в целом в мире население увеличиваетс€ на 50%, то становитс€ тревожной складывающа€с€ в –оссии демографическа€ ситуаци€. Ќеизменно увеличивающийс€ рост числа погибших в ƒ“ѕ €вл€етс€ одним из факторов, оказывающих вли€ние на такую тенденцию. ¬ 2004 г. в –оссии был отмечен самый большой за последние 12 лет рост количества ƒ“ѕ, числа погибших и раненых в них людей, всего за этот период численность погибших составила 385,2 тыс. человек. јнализ многолетних данных и динамики основных показателей аварийности свидетельствует о том, что уровень дорожно-транспортного травматизма в стране остаетс€ крайне высоким и имеет тенденцию к росту. »зменение аварийности за период 1993 - 2004 гг. можно разделить на два этапа. Ќа первом (1993 - 1997 гг.) происходило последовательное снижение всех основных показателей аварийности. ¬ среднем количество дорожно-транспортных происшествий ежегодно снижалось на 3,5% и в целом сократилось на 13,2%. Ќа втором этапе, начина€ с 1998 г., почти ежегодно регистрировалось их увеличение. Ќезначительное снижение (в 1999 и 2000 гг.) количества ƒ“ѕ и числа пострадавших в них практически не повли€ло на изменение сложившейс€ общей негативной тенденции, о чем свидетельствует увеличивающийс€ рост всех основных показателей аварийности в последние годы (табл. 1).

“аблица 1

ќсновные показатели аварийности (1997 - 2004 гг.)

√оды ƒ“ѕ ѕогибло –анено

 ол-во +/-% к „ел. +/-% к „ел. +/-% к јѕѕ√* јѕѕ√ јѕѕ√

1997 156515 -2,5 27665 -6,1 177924 -0,3

1998 160300 +2,4 29021 +4,9 183846 +3,3

1999 159823 -0,3 29718 +2,4 182123 -0,9

2000 157596 -1,4 29594 -0,4 179401 -1,5

2001 164403 +4,3 30916 +4,5 187790 +4,7

2002 184365 +12,1 33243 +7,5 215678 +14,9

2003 204267 +10,8 35602 +7,1 243919 +13,1

2004 208558 +2.1 34506 -3.1 251386 +3.1

ќб ухудшении обстановки свидетельствует также негативна€ тенденци€ изменени€ относительных показателей аварийности. ¬торой год подр€д наблюдаетс€ рост количества ƒ“ѕ в расчете на 10 тыс. единиц транспортных средств. ћаксимальное значение данного показател€ (66) отмечено в 1993 г., минимальное (50) - в 2000 г. ¬ минувшем году произошло его увеличение. ѕоследние два года отмечаетс€ также рост числа пострадавших в расчете на 100 тыс. жителей (табл. 2).

“аблица 2

ќтносительные показатели аварийности (1997 - 2004 гг.)

√од “€жесть „исло  ол-во ƒ“ѕ последствий ƒ“ѕ пострадавших на 10 тыс. на 100 тыс. единиц транспорта населени€

1997 13,5 138,9 52,3

1998 13,6 143,9 51,7

1999 14,0 144,8 50,8

2000 14,2 142,8 50,0

2001 14,1 150,6 52,0

2002 13,4 171,5 54,4

2003 12,7 195 59

2004 12,1 200 63

 райне высока€ дорожно-транспортна€ аварийность в –оссии отрицательно сказываетс€ на социально-экономической жизни страны. —оциальна€ острота проблемы обеспечени€ дорожного движени€ заключаетс€ в том, что в дорожно-транспортных происшестви€х погибают и получают увечь€ люди в возрасте 25 - 40 лет, т. е. абсолютное большинство активной, работоспособной части населени€ страны. Ёти потери слагаютс€ из затрат на выплату пособий и пенсий по оказанию медицинской помощи на лечение пострадавших и многие другие расходы. Ёкономические потери от дорожно-транспортных происшествий включают убытки от повреждени€ и уничтожени€ грузов, дорожных и иных сооружений, транспортных средств, от простоев транспорта в ремонте и перебоев в его движении и т. д. ѕо расчетам специалистов, величина социально-экономического ущерба от ƒ“ѕ в последние три года составл€ет 2,5% ¬¬ѕ страны, то есть около 320 млрд. руб. [4]. «а последние двадцать лет парк автомототранспортных средств в –оссии увеличилс€ более чем в два раза. Ќаиболее распространенными среди легковых автомобилей €вл€ютс€ автомобили –оссийской автомобильной промышленности (83% отечественного парка машин), которые все больше отстают по технической вооруженности от легковых автомобилей западных автопроизводителей. —егодн€ ни одна нова€ зарубежна€ модель не выпускаетс€ без подушек безопасности, даже на самых дешевых машинах уже в базовой комплектации часто есть антиблокировочна€ система тормозов (јЅ—), нормой станов€тс€ ремни с преднат€жител€ми, датчики контрол€ тормозов, системы коррекции фар, стабилизации движени€ [5]. –осту количества транспортных средств по-прежнему не соответствует структура улично-дорожной сети, ее прот€женность. ѕо расчетам специалистов, потребность страны в дорогах в 1,7 раза выше, чем имеюща€с€ сеть дорог. ѕри оформлении практически каждого четвертого (24,4%) происшестви€ в стране сотрудниками √осавтоинспекции были зафиксированы недостатки в состо€нии улично-дорожной сети. ¬сего в 2004 году было зарегистрировано 50,8 тыс. (+0,3% к јѕѕ√) таких происшествий, в них погибли 8,8 тыс. (-3,1% к јѕѕ√) и получили ранени€ 60,8 тыс. (+1,7% к јѕѕ√) человек. Ќаибольшее количество ƒ“ѕ по мес€цам совершаетс€ в летние мес€цы, а наименьшее - в весенне-зимние мес€цы. ≈жегодно максимальное количество ƒ“ѕ регистрируетс€ с июл€ по окт€брь. ¬ 2002 г. в этот период произошло около половины (43,3% или 79685 ƒ“ѕ) всех происшествий. —амый аварийный мес€ц в –оссии - август (21033 ƒ“ѕ), в два раза реже совершались ƒ“ѕ в €нваре-марте, самый безопасный - февраль. ¬о втором полугодии аварии обычно случаютс€ в 1,5 - 1,6 раза чаще, чем в первом, и среди них т€желых на 10 - 20% больше. Ёто об€зывает субъекта профилактики автотранспортных преступлений качественно улучшать предупредительную де€тельность именно в летние и осенние мес€цы. “радиционно максимум ƒ“ѕ происходит в субботу (16,2%) и п€тницу (15,6%). Ѕольше всего ƒ“ѕ случаетс€ в канун выходных, в сами выходные и сразу после них - в понедельник. ѕо времени суток чаще всего ƒ“ѕ происход€т в дневное врем€ (с 11 до 18 часов), а вот самые т€желые аварии фиксируютс€ с полуночи до 7 утра. ƒве трети всех аварий случаетс€ в €сную, солнечную погоду, а вот в тумане - всего 0,7% [6]. ѕоэтому контроль за безопасностью движени€ не должен ослабевать с 6 до 24 часов, а по дн€м недели - прежде всего в выходные дни и п€тницу. Ѕольша€ часть (71,3%) всех дорожно-транспортных происшествий совершаетс€ на улично-дорожной сети городов и населенных пунктов. ¬сего в этих местах зарегистрировано 148,7 тыс. ƒ“ѕ, т€жесть их последствий составл€ет 9 погибших на 100 пострадавших. “ак оценил российские реалии специальный представитель гендиректора ¬ќ« в –оссии ћикко ¬иенонен: "ƒвижение в ћоскве и в других городах –оссии - это большой бардак" [7]. ѕо-прежнему самый распространенный в стране вид ƒ“ѕ - наезд на пешеходов (43,5% от общего количества случаев), причем происходит это и на перекрестках (11%), и на пешеходных переходах (10%), и на автобусных остановках (6%), 29,3% - столкновени€ транспортных средств, 13,1% - опрокидывание транспортных средств, 6,5% - наезд на преп€тствие. Ќаибольша€ т€жесть последствий отмечалась при наездах на пешеходов (15) и опрокидывании транспортных средств (12). ѕочти половина (43%) наездов - результат нарушений водител€ми ѕƒƒ, но куда больше - около 60% - поведение самих пешеходов. ¬следствие нарушений правил дорожного движени€ пешеходами совершено каждое четвертое (25,1%) дорожно-транспортное происшествие. ѕри этом каждый шестой пешеход, виновный в происшествии, был пь€н. ¬сего в 2004 г. зарегистрировано 52,3 тыс. (-4,3% к јѕѕ√) происшествий, в которых погибли 8,8 тыс. (-1,7% к јѕѕ√) и получили ранени€ 45,9 тыс. (-4,6% к јѕѕ√) человек. ѕочти две трети (63,9%) таких происшествий зарегистрировано при переходе пешеходами проезжей части в неустановленном месте. Ќаиболее опасным нарушением правил дорожного движени€ со стороны водителей транспортных средств во всех странах считаетс€ превышение установленной скорости движени€, так как зачастую в данном случае страдают наименее защищенные участники дорожного движени€ - пешеходы. „ем выше скорость, тем т€желее последстви€ ƒ“ѕ с пешеходами. “ак, при скорости 30 км/ч веро€тность того, что пешеход погибнет в случае дорожно-транспортного происшестви€, не превышает 10%, при скорости 40 км/ч она составл€ет уже 25%, а при 50 км/ч - 80%. ≈сли транспортное средство в момент столкновени€ с пешеходом двигалось со скоростью, равной или превышающей 60 км/ч, шансов остатьс€ в живых у пешехода практически нет [8].  ак и раньше, уровень аварийности в стране определ€ют, прежде всего, водители - по их вине в 2004 году произошло более трех четвертей (78,8%) всех ƒ“ѕ. ѕричины все те же: несоответствие скорости конкретным услови€м движени€, управление автомобилем в нетрезвом состо€нии, выезд на полосу встречного движени€, превышение установленной скорости, отсутствие права на управление транспортным средством. ѕо данным √»Ѕƒƒ, основна€ часть аварий (41,3%) произошла по вине молодых водителей со стажем менее 5 лет, каждое третье ƒ“ѕ совершаетс€ водител€ми со стажем менее трех лет. »з них 40 процентов - водител€ми, стаж которых менее года. ѕо заказу √»Ѕƒƒ –‘, ÷ентр стратегических разработок (÷—–) предлагает ввести многоуровневую систему подготовки водителей, аналогичную той, что действует в западных странах. “о есть ввести р€д ограничений дл€ начинающего водител€.  акие именно - еще не определено. Ќо есть варианты. Ќапример, новозеландский: человек сдал экзамены и получил права. Ќо не простые, а ученические. — такими правами он не может управл€ть автомобилем с 22 до 5 часов утра. ќн не может перевозить пассажиров младше 20 лет. “акже он не может перевозить больше одного пассажира. “акие меры позволили снизить количество серьезных ƒ“ѕ среди начинающих водителей на 8 процентов. ≈сть и другие способы дифференциации. Ќапример, человек отъездил полгода без аварий - допускаетс€ к экзамену и получает права классом выше, еще полгода - следующий класс, еще полгода - и получает полноценное водительское удостоверение [9]. Ќемаловажными факторами, вли€ющими на аварийность, €вл€ютс€ свойства личности, отношение лица к нарушаемым им правилам движени€ и эксплуатации транспортных средств. ќпрос значительной группы осужденных за дорожно-транспортное преступление вы€вил следующие их нравственно-психологические свойства: беспечность, легкомыслие (64%); излишн€€ самоуверенность (90%); неумение правильно оценить ситуацию (43%); €вна€ неосторожность (44%) [10]. Ћица, желающие получить водительское удостоверение, об€заны пройти специальный курс подготовки, медицинское освидетельствование. Ќо далеко не все оказавшиес€ за рулем в момент совершени€ ƒ“ѕ имели водительские удостоверени€. √од от года растет число аварий, виновниками которых станов€тс€ женщины-водители. ќно уже составило 4,2% (ежегодно рост примерно 1 процент).  аждый год начало мотоциклетного сезона заставл€ет автоинспекторов говорить о необходимости кардинально решать "проблему мопедов". «а 2003 год подобных аварий в столице было зафиксировано 70, причем в 63 процентах случаев виноваты были именно водители скутеров. ¬ этих ƒ“ѕ пострадали 56 человек. ¬озраст граждан, управл€ющих мопедами: как правило, это школьники, которым 14 - 16 лет. »менно их неопытность зачастую приводит к авари€м, однако никаких санкций к ним мы применить не можем - они оказались как бы в правовом вакууме. ƒети, выезжающие на дорогу, должны знать элементарные вещи и ориентироватьс€ в дорожной ситуации [11]. ¬ 2004 г. увеличилось на 7,7% количество ƒ“ѕ с особо т€жкими последстви€ми (в каждом из которых погибли 5 человек и более или получили ранени€ 10 человек и более). ¬сего зарегистрировано 153 таких ƒ“ѕ, в которых 616 (+1,3% к јѕѕ√) человек погибли и 856 (+4,8% к јѕѕ√) получили ранени€. “€жесть последствий составила 42 погибших на 100 пострадавших. ћаксимальное количество происшествий с особо т€жкими последстви€ми было зарегистрировано в ћосковской области (13). јнализ причин и условий совершени€ дорожно-транспортных происшествий с т€жкими последстви€ми указывает на неудовлетворительное обеспечение безопасности при пассажирских перевозках. ¬ последнее врем€ участились аварии с участием маршрутных "√азелей". ¬ числе главных причин аварийности с участием "√азелей" называютс€ следующие: несанкционированна€ переделка машин перевозчиками, до предела упрощенный пор€док лицензировани€ пассажирских перевозок, крайне низкий уровень водительской подготовки, отсутствие действенного механизма контрол€ за соблюдением режимов труда и отдыха водителей [12]. ѕо заказу √»Ѕƒƒ –‘, ÷ентр стратегических разработок разработал и представил на суд представителей ƒепартамента ќЅƒƒ –‘, ћинистерства транспорта и экспертов в области безопасности дорожного движени€ программу мер, котора€, по мнению авторов, позволит вдвое снизить смертность на дорогах –оссии. јвторы проекта основную причину смертности в ƒ“ѕ вид€т в несвоевременно оказанной первой помощи. ѕо представленным данным, 3 процента пострадавших погибают в момент ƒ“ѕ, 42 процента - в лечебных учреждени€х и 55 процентов погибает после ƒ“ѕ и до прибыти€ в больницу. ѕо данным ¬семирной организации здравоохранени€, если помощь оказываетс€ в течение 9 минут после аварии, то жизнь пострадавшему можно спасти в 90 процентов случаев. ≈сли в течение 18 минут, то человек выживает лишь в 15 процентов случаев.   примеру, по ћоскве среднее врем€, за которое прибывает скора€ помощь, - 20 минут [13]. Ќеобходимо обратить внимание на то, что 75% дорожно-транспортных происшествий случилось только из-за того, что водители нарушили ѕравила дорожного движени€. ќтсюда следует нерадостный вывод: существующа€ система государственного и общественного воздействи€ на сознание участников дорожного движени€, и, прежде всего водителей, стала неэффективной. ¬ заключение хотелось бы подчеркнуть, что аварийность на дорогах страны растет из года в год и конца этому не видно.  огда заходит речь о безопасности движени€, возникают дес€тки аспектов. » прав почти каждый, кто говорит о том или ином из них. “акое многообразие причин дорожно-транспортных происшествий и условий, им способствующих, определ€ет комплексность мер их предупреждени€. ќбщие предупредительные меры призваны решать социально-экономические, социально-правовые, организационно-технические, медицинские, психологические и другие проблемы. Ќа фоне увеличени€ численности автопарка в стране отмечаетс€ тенденци€ к его старению из-за продолжительных сроков эксплуатации автомобилей отечественного производства. ѕриток старых автомобилей из-за рубежа, которые быстро приход€т в негодность, определенным образом сказываетс€ в целом на обеспечении безопасности дорожного движени€ и эксплуатации автомобильного транспорта. ¬ысока€ стоимость услуг по техническому обслуживанию, ремонту, запчастей приводит многих водителей к нарушению ѕравил дорожного движени€, а именно к эксплуатации неисправного автомобил€, что влечет за собой угрозу причинени€ общественно опасных последствий. ќдной из причин сохран€ющейс€ высокой т€жести последствий дорожно-транспортных происшествий €вл€етс€ крайне низкий уровень активной, пассивной и послеаварийной безопасности производимых в стране транспортных средств. Ѕольшое предупредительное значение имеет де€тельность служб автомобильной инспекции и дорожного строительства по обеспечению дорог информативно-указательными знаками, соответствующими ограждени€ми и другими средствами, способствующими безопасному движению транспорта. ¬ажнейшее направление профилактики - высококачественна€ подготовка водителей, своевременное повышение их квалификации. —пециальные меры профилактики предусматривают, прежде всего, эффективный контроль за соблюдением правил безопасности дорожного движени€, своевременное и квалифицированное расследование преступлений и происшествий. ќсобую роль здесь играет √осударственна€ инспекци€ дорожного движени€. ћного страдает пешеходов. ќсновной причиной неправильного поведени€ пешеходов на улице многие специалисты считают их низкую культуру и недисциплинированность. ћногие ученые при изучении проблемы дорожно-транспортной безопасности задаютс€ вопросом: почему же водитель повел себ€ именно так, почему он, зна€ правила, превышает скорость, неправильно обгон€ет, садитс€ за руль в нетрезвом состо€нии? Ёто сложные глубинные €влени€. ¬ конечном итоге можно придти к выводу, что значительна€ часть водителей совершала нарушени€ вследствие низкой культуры, пренебрежительного отношени€ к установленному в нашей стране правопор€дку. ќни знают, что нельз€ выезжать на полосу встречного движени€, пересека€ две сплошные линии разметки, но пренебрежительно относ€тс€ к этому. ¬следствие происшедших в обществе коренных преобразований у населени€, особенно у молодежи, формируетс€ корыстолюбие, правовой и нравственный нигилизм, вседозволенность, бездушие, эгоизм, безответственность и другие негативные свойства личности, которые отражают психологию и нравственность "элиты" и настойчиво культивируютс€ в обществе. Ёти феномены бездуховности станов€тс€ основными социально-психологическими детерминантами автотранспортных преступлений, которые трансформируютс€ в гипертрофированный интерес к приобретению престижных марок автомобилей, прежде всего иномарок, престижным "гонкам", не только в приобретении все более "крутых" автомашин, но и гонкам в буквальном смысле, которые нередко устраивают представители "элиты", криминализированной части общества и вовлеченна€ в этот поток молодежь из так называемого "среднего класса", невзира€ на правила движени€, указани€ и запреты сотрудников √»Ѕƒƒ и складывающуюс€ аварийную ситуацию. ¬ера в свою "элитарность", неу€звимость, неподконтрольность побуждает таких осознанных нарушителей ѕƒƒ к объезду "пробок" на улицах по тротуару, превышению скорости, нарушению правил обгона или объезда и т. п., позвол€ет им, не задумыва€сь о последстви€х, садитьс€ за руль автомашины в нетрезвом состо€нии или наркотическом опь€нении. ¬ борьбе за безопасность движени€ немаловажна€ роль принадлежит административному и уголовному наказанию. Ќо одни эти меры пока не дают положительных результатов в деле снижени€ числа правонарушений, т. к. только усилением репрессии успеха добитьс€ невозможно. ѕредупреждение данных преступных де€ний должно проводитьс€ с учетом всех причин и условий, способствующих нарушению правил дорожного движени€ и эксплуатации транспортных средств.

—писок использованной литературы:

1. –оссийска€ газета. 2003. 11 сент€бр€. N 181 (3295). —. 2. 2. –оссийска€ газета. 2005. 1 марта. N 40 (3709). 3. http://gibdd. ru. 4. »меешь право. 2005. N 8. 5. ѕодробнее: Ёксперт. 2004. 18 окт€бр€. N 39 (439). 6. «а рулем. 2005. N 2. —. 190, 191. 7. –оссийска€ газета. 2005. 1 марта. N 40 (3709). 8. ќ мерах по ограничению скорости движени€ в населенных пунктах // ћатериалы зарубежного опыта. ћ.: Ќ»÷ √ј» ћ¬ƒ –оссии, 1994. —. 21. 9. –оссийска€ газета. 2005. 4 марта. 10. √ридчин ј. ј., —апронов ё. ¬. Ќекоторые проблемы борьбы с преступлени€ми, св€занными с нарушением правил дорожного движени€ и эксплуатации транспортных средств // јктуальные проблемы борьбы с преступностью в федеральных округах –оссийской ‘едерации: —борник научных статей, посв€щенный 15-летию ÷ентра N 4 ¬Ќ»» ћ¬ƒ –оссии. ћ.: ёрист, 2004. 11. –оссийска€ газета. 2004. 28 апрел€. 12. –оссийска€ газета. 2005. 2 апрел€. 13. –оссийска€ газета. 2005. 4 марта.

Ќазвание документа пїњ