пїњ

√осударственный контроль за законностью осуществлени€ предпринимательской де€тельности

(–учкина √. ‘.) ("√осударственна€ власть и местное самоуправление", 2005, N 7) “екст документа

√ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌџ…  ќЌ“–ќЋ№ «ј «ј ќЌЌќ—“№ё ќ—”ў≈—“¬Ћ≈Ќ»я ѕ–≈ƒѕ–»Ќ»ћј“≈Ћ№— ќ… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“»

√. ‘. –”„ »Ќј

–учкина √. ‘., доктор юридических наук.

1. —овременное развитие экономических отношений предполагает обеспечение эффективности хоз€йственного оборота и экономической безопасности общества. ѕублична€ власть, создава€ услови€ дл€ зан€ти€ предпринимательской де€тельностью, вправе рассчитывать на то, что субъекты будут осуществл€ть ее в рамках, очерченных законом, т. е. добросовестно исполн€ть налоговые об€занности, предоставл€ть достоверную информацию об учредител€х, месте нахождени€ и т. д. Ќе случайно в насто€щее врем€ все чаще делаетс€ акцент на необходимость осознани€ предпринимател€ми своей социальной ответственности. ¬зыва€ к "добросовестности", государство в то же врем€ использует свой публичный статус, осуществл€€ как нормативное правовое регулирование, так и контроль за участниками предпринимательской де€тельности. ѕричем ослабление воздействи€ на одном из этих направлений автоматически вли€ет на эффективность другого. —осто€ние предпринимательской де€тельности - важный фактор, характеризующий уровень развити€ рыночной экономики и перспективы ее динамики. ќднако эта де€тельность не может реализоватьс€, не будучи урегулированной правовыми нормами, адекватными сущности данного социально-экономического €влени€. “ем более что современный уровень качества законодательства, регулирующего предпринимательскую де€тельность, оставл€ет желать лучшего, так как не €вл€етс€ механизмом, обеспечивающим гармоничное сочетание интересов конкретного предпринимател€ с социально-экономическими интересами общества в целом. Ќесовершенство законодательства создает благопри€тную почву дл€ взращивани€ и прогрессировани€ различных негативных €влений, дискредитирующих стабильность экономического оборота. Ѕорьба с данными €влени€ми должна вестись по различным направлени€м, в том числе путем использовани€ инструментари€ предпринимательского, финансового, административного, уголовного и других отраслей права, с целью ликвидации причин и условий, их порождающих. 2. ѕризнание субъекта законным полноправным участником предпринимательских отношений осуществл€етс€ путем выполнени€ им требований, установленных законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, направленных на проведение государственного контрол€ за соблюдением хоз€йствующими субъектами запретов и ограничений, предусмотренных законом в общественных интересах. Ќесовершенство законодательства о государственной регистрации, доказанное практикой его реализации, содействовало по€влению механизмов, обеспечивающих незаконные способы смены собственников. ѕо€влению доходного незаконного бизнеса способствовало как отсутствие идентификации за€вител€ при подаче документов в регистрирующий орган, так и отсутствие действенных санкций за подачу ложной информации в регистрирующие органы. ¬месте с тем следует отметить и положительные тенденции в решении возникших проблем, направленные на совершенствование законодательства и усиление государственного контрол€ в данной сфере. ’от€ по-прежнему не подвергаетс€ контролю процесс создани€ новых юридических лиц, а также ликвидаци€ организаций. —уществующий же в насто€щее врем€ в –оссии пор€док государственной регистрации негативно вли€ет на собираемость налогов. “ак как вполне очевидно, что вопросы государственной регистрации юридических лиц и полноценна€ собираемость налогов наход€тс€ в пр€мой зависимости. ¬ письме ‘едеральной налоговой службы –‘ от 26 окт€бр€ 2004 г. N 09-0-10/4223 "  вопросу о внесении изменений в сведени€ о юридическом лице, содержащиес€ в ≈дином государственном реестре юридических лиц" <*> отмечаетс€, что в последнее врем€ участились случаи "захвата" фирм, при которых мен€ютс€ сведени€ об участниках, руководителе юридического лица, в результате чего недобросовестные субъекты начинают осуществл€ть непосредственное руководство юридическим лицом. ¬месте с тем возросло количество фирм-однодневок, в которых в качестве учредителей, руководител€ юридического лица указаны подставные лица <**>. ’арактерно широкое применение организаций-однодневок с целью снижени€ налоговых об€зательств. Ќаиболее распространенна€ схема уклонени€ от уплаты налогов с участием фирм-однодневок св€зана с искусственным занижением взаимосв€занных налогов. ќтличительной особенностью такой схемы €вл€етс€ заключение гражданско-правовых сделок между легально действующей организацией и организацией-однодневкой, оформление документов по таким сделкам носит формальный характер при отсутствии реального движени€ товара (выполнени€ работы, оказани€ услуги). —кладывающа€с€ не в пользу налоговых органов судебно-арбитражна€ практика основана на том, что отечественное законодательство не предусматривает об€занности сторон в гражданско-правовых сделках вы€сн€ть государственную регистрацию своих контрагентов по договорам, поэтому отсутствие такой регистрации (а равно отсутствие постановки на налоговый учет или неотражение на счетах контрагента результатов сделки) не может повлечь отрицательные последстви€ по налоговым правоотношени€м дл€ другого контрагента <***>. -------------------------------- <*> Ёкономика и жизнь. 2004. N 45. <**> ¬ цел€х борьбы с различными незаконными схемами "ухода" от налогов международной организацией по борьбе с отмыванием капитала (FATF) разработаны методические рекомендации по вы€влению схем ухода от налогообложени€ // –оссийска€ газета. 2004. 1 сент€бр€. <***> ѕо статистике правоохранительных органов –оссии, преступлени€, направленные на уклонение от взаимосв€занных налогов, составл€ют более 80% от общего числа зарегистрированных в стране преступлений в сфере налогообложени€.

¬ св€зи со сказанным достаточно актуальным €вл€етс€ вопрос о том, кто вправе быть за€вителем при внесении изменений в сведени€ о юридическом лице, содержащиес€ в ≈дином государственном реестре юридических лиц. ¬ соответствии с действующим законодательством лицами, имеющими право действовать от имени юридического лица без доверенности, €вл€ютс€: руководитель посто€нно действующего исполнительного органа; управл€ющий либо управл€юща€ компани€; полные товарищи в хоз€йственных обществах, иные лица (органы) в соответствии с учредительными документами юридического лица или иными документами, определ€ющими уполномоченных лиц юридического лица, имеющих право действовать от его имени без доверенности. —ведени€ о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности, внос€тс€ в государственный реестр, а изменение данных сведений осуществл€етс€ путем предоставлени€ в налоговый орган за€влени€ по форме N –-14001, утвержденной ѕостановлением ѕравительства –оссийской ‘едерации от 16 окт€бр€ 2003 г. N 630 <*>. -------------------------------- <*> –оссийска€ газета. 2003. 5 но€бр€.

ѕринима€ во внимание обозначенные выше проблемы, следует подчеркнуть, что при смене руководител€ юридического лица в регистрирующий орган должно предоставл€тьс€ за€вление по установленной форме, подписанное лицом, сведени€ о котором содержатс€ в государственном реестре (прежним руководителем). ѕри освидетельствовании подлинности подписи уполномоченного лица на за€влении о государственной регистрации юридического лица на нотариусов возлагаетс€ об€занность проверить, надлежащее ли лицо обратилось за совершением нотариального действи€. ¬ качестве документа, подтверждающего достоверность сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, нотариус может использовать выписку из государственного реестра. «а€вление, подписанное неуполномоченным лицом, сведени€ о котором не содержатс€ в ≈дином государственном реестре юридических лиц, и поданное в регистрирующий орган, не подлежит рассмотрению. ≈сли же смена руководител€ юридического лица состо€лась без предоставлени€ в регистрирующий орган за€влени€ по установленной форме, последний вправе привлечь должностное лицо к административной ответственности на основании п. 3 ст. 14.25  одекса –оссийской ‘едерации об административных правонарушени€х. —поры о руководителе юридического лица зачастую возникают и между лицами, имеющими право без доверенности действовать от имени юридического лица. ¬ данном случае регистрирующий орган не вправе вмешиватьс€ в хоз€йственную де€тельность юридического лица. —порна€ ситуаци€ может быть разрешена в судебном пор€дке. 3. ƒл€ целей обеспечени€ правильного применени€ и единообразного понимани€ законодательства, регулирующего предпринимательскую де€тельность, важное значение приобретает обобщение судебной практики по рассматриваемым вопросам. “ак, в ѕостановлении ѕленума ¬ерховного —уда –‘ от 18 но€бр€ 2004 г. N 23 "ќ судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем" <*> отмечаетс€, что под осуществлением предпринимательской де€тельности с нарушением правил регистрации следует понимать ведение такой де€тельности субъектом предпринимательства, которому заведомо было известно, что при регистрации были допущены нарушени€, дающие основани€ дл€ признани€ регистрации недействительной (например, не были представлены в полном объеме документы, а также данные или иные сведени€, необходимые дл€ регистрации, либо она была произведена вопреки имеющимс€ запретам). ”становленные в законодательстве запреты на осуществление предпринимательской де€тельности могут быть св€заны с профессиональной де€тельностью, с совершением правонарушени€, с признанием индивидуального предпринимател€ несосто€тельным (банкротом) и др. -------------------------------- <*> –оссийска€ газета. 2004. 7 декабр€.

ѕод представлением в орган, осуществл€ющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведени€, следует понимать представление документов, содержащих такую заведомо ложную либо искаженную информацию, котора€ повлекла за собой необоснованную регистрацию субъекта предпринимательской де€тельности. 4. Ќарушени€ требований о государственной регистрации либо ее отсутствие в случае осуществлени€ де€тельности, подпадающей под признаки предпринимательской, влечет наступление уголовной ответственности. —убъектом преступлени€, предусмотренного ст. 171 ”  –‘ "Ќезаконна€ предпринимательска€ де€тельность", может быть как лицо, имеющее статус индивидуального предпринимател€, так и лицо, осуществл€ющее предпринимательскую де€тельность без государственной регистрации в качестве такового. ѕри осуществлении организацией (независимо от формы собственности) незаконной предпринимательской де€тельности ответственности по ст. 171 ”  –‘ подлежит лицо, на которое в силу его служебного положени€ посто€нно, временно или по специальному полномочию были непосредственно возложены об€занности по руководству организацией (например, руководитель исполнительного органа юридического лица либо иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица), а также лицо, фактически выполн€ющее об€занности или функции руководител€ организации. ≈сли лицо (за исключением руководител€ организации или лица, на которое посто€нно, временно или по специальному полномочию непосредственно возложены об€занности по руководству организацией) находитс€ в трудовых отношени€х с организацией или индивидуальным предпринимателем, которые осуществл€ют свою де€тельность без регистрации, с нарушением правил регистрации, без специального разрешени€ (лицензии) либо с нарушением лицензионных требований и условий или с предоставлением заведомо подложных документов, то выполнение этим лицом об€занностей, вытекающих из трудового договора, не содержит состава преступлени€, предусмотренного ст. 171 ”  –‘. 5. Ќезаконна€ предпринимательска€ де€тельность лишает бюджеты значительной части доходов, "подпитывает" коррупцию в органах власти. —окрытые от налогов доходы идут на развитие криминального бизнеса, снижают приток иностранных инвестиций в российскую экономику, дестабилизируют общественные и экономические отношени€. ¬ то же врем€ не всегда удаетс€ провести четкую грань между незаконной предпринимательской и иной де€тельностью, направленной на извлечение дохода дл€ удовлетворени€ личных потребностей, не требующей государственной регистрации. “ем более дл€ стремительно развивающихс€ экономических отношений пон€тие предпринимательской де€тельности, закрепленное в ст. 2 √  –‘, не представл€етс€ безупречным. —тремление по возможности избежать соблюдени€ законодательства, регулирующего предпринимательскую де€тельность, низка€ эффективность государственной системы контрол€, наличие противоречий между цел€ми государства как общественного института и цел€ми отдельных субъектов предпринимательской де€тельности и их объединений, неутомимым желанием уйти от чрезмерной опеки государства порождают различные сегменты теневой экономики с многомиллиардным оборотом, не облагаемым налогом. ¬ св€зи с этим заинтересованность государства в выведении данного капитала из теневого оборота и установление контрол€ вполне пон€тны. ѕо данным ћинистерства сельского хоз€йства, дол€ контрафактного алкогол€ в столице составл€ет 65%, по оценкам экспертов "–осспиртпрома", объем нелегального спиртного занимает 70% столичного рынка и от 50 до 90% в целом по стране. ѕо официальной статистике, только в 2003 г. от отравлений некачественным (поддельным) алкоголем и суррогатами скончались 40 тыс€ч граждан. ѕотери государственного бюджета от де€тельности теневого рынка спиртного можно проиллюстрировать следующими цифрами: ежегодно с акцизов казна могла бы получать 150 - 170 миллиардов рублей.   примеру, в 2003 г. поступлени€ в казну от алкогольной отрасли составили лишь 61 миллиард рублей <*>. -------------------------------- <*> ¬ тени под градусом // –оссийска€ газета. 2005. N 54.

ѕомимо теневого рынка алкогольной продукции, существуют теневые рынки лекарственных препаратов, парфюмерных изделий, ювелирных украшений и т. д. ѕо данным ѕробирной палаты, например, в стране официально зарегистрировано 4 тыс. производителей ювелирных изделий. »з них 2,5 тыс. - индивидуальные предприниматели, причем 30% зарегистрированных юридических лиц - "сп€щие", т. е. не занимаютс€ производством, а используют регистрацию дл€ различного рода махинаций. ≈жегодно рынок пополн€етс€ 10 тоннами золотых и тонной серебр€ных ювелирных изделий, прибыль от которых составл€ет от 200 до 400%. —хема реализации ювелирных изделий в –оссии выгл€дит так: регистрируетс€ фирма-однодневка; получаетс€ в ѕробирной палате документ, дающий право на изготовление ювелирных изделий; привозитс€ в –оссию контрабандный товар из-за границы; отдаетс€ на клеймение в ѕробирную палату как отечественный товар и запускаетс€ в торговлю <*>. -------------------------------- <*> Ѕриллианты на вырост // –оссийска€ газета. 2004. N 274.

¬ цел€х создани€ эффективного механизма борьбы с контрафактными товарами и подделками, опасными дл€ жизни и здоровь€ людей, защитой прав потребителей, а также сокращени€ возможности формировани€ теневых капиталов необходимо обеспечение действенных мер при осуществлении внешнеторговой де€тельности <*>. ¬ качестве одного из эффективных средств борьбы государства против нелегального импорта в соответствии с ‘едеральным законом от 8 декабр€ 2003 г. N 164-‘« "ќб основах государственного регулировани€ внешнеторговой де€тельности" <**> р€дом министерств предложено введение в –оссии предотгрузочной инспекции импортируемых товаров, т. е. досмотра при их загрузке на экспортной территории специально уполномоченными российским ѕравительством инспектирующими органами. -------------------------------- <*> ѕо оценкам ћ¬‘, государственный бюджет –оссии недополучает 6 миллиардов долларов таможенных платежей ежегодно. <**> —« –‘. 2003. N 50. —т. 4850.

¬ышеупом€нутым ѕостановлением от 18 но€бр€ 2004 г. N 23 дано разъ€снение в отношении одного из сегментов, именуемого "рынок сдачи жилых помещений в наем", относившегос€ ранее к теневому. ¬ частности, передача гражданином принадлежащих ему на праве собственности жилых помещений во временное пользование на возмездной основе другим лицам не может признаватьс€ предпринимательской де€тельностью, в св€зи с чем не требует регистрации в качестве индивидуального предпринимател€ и, соответственно, не влечет уголовной ответственности за осуществление незаконной предпринимательской де€тельности. «акономерно и то, что уклонение от уплаты налогов или сборов, в том числе полученных от данной де€тельности, влечет ответственность, предусмотренную ст. 198 ”головного кодекса –‘. 6. ќсобое внимание в насто€щее врем€ удел€етс€ совершенствованию законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также контролю за его соблюдением.   мерам, направленным на противодействие данных негативных €влений, относ€тс€ об€зательный контроль; внутренний контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействи€ легализации (отмыванию) доходов. ќб€зательному контролю подвергаютс€ организации, осуществл€ющие операции с денежными средствами или иным имуществом: кредитные организации; профессиональные участники рынка ценных бумаг; страховые и лизинговые компании; организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества и некоторые др. (ст. 5 ‘едерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-‘« "ќ противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма") <*>. ѕри этом сделка с недвижимым имуществом подлежит об€зательному контролю, если сумма, на которую она совершаетс€, равна или превышает 3 млн. рублей. ќпераци€ с денежными средствами или иным имуществом подлежит об€зательному контролю, если сумма, на которую она совершаетс€, равна или превышает 600 тыс€ч рублей. ”читываетс€ при этом и характер операции (п. 1 ст. 6 ‘едерального закона N 115-‘«). -------------------------------- <*> —« –‘. 2001. N 33(1). —т. 3418.

ќрганизации, осуществл€ющие операции с денежными средствами или иным имуществом, об€заны разрабатывать правила внутреннего контрол€ и программы его осуществлени€, назначать специальных должностных лиц, ответственных за их соблюдение и реализацию, а также предпринимать иные внутренние организационные меры. ѕравила внутреннего контрол€ должны включать пор€док документального фиксировани€ необходимой информации, пор€док обеспечени€ конфиденциальности информации, квалификационные требовани€ к подготовке и обучению кадров, а также критерии вы€влени€ и признаки необычных сделок с учетом особенностей де€тельности этой организации. ќсновани€ми об€зательного документального фиксировани€ информации €вл€ютс€: запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; несоответствие сделки цел€м де€тельности организации, установленным учредительными документами этой организации; вы€вление неоднократного совершени€ операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществлени€ €вл€етс€ уклонение от процедур об€зательного контрол€; иные обсто€тельства, дающие основани€ полагать, что сделки осуществл€ютс€ в цел€х легализации (отмывани€) доходов, полученных преступным путем, или финансировани€ терроризма. ѕравила внутреннего контрол€ дл€ кредитных организаций, например, разрабатываютс€ ÷ентральным банком –оссийской ‘едерации <*>. ќсновным принципом разработки правил внутреннего контрол€ €вл€етс€ обеспечение участи€ всех сотрудников кредитной организации, независимо от занимаемой должности, в рамках их компетенции в вы€влении в де€тельности физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, наход€щихс€ на обслуживании в кредитной организации, операций, подлежащих об€зательному контролю, и иных операций с денежными средствами или имуществом, св€занных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем или финансированием терроризма. -------------------------------- <*> ѕисьмо ÷Ѕ –оссии от 28 но€бр€ 2001 г. N 137-“ "ќ рекомендаци€х по разработке кредитными организаци€ми правил внутреннего контрол€ в цел€х противодействи€ легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" // ¬естник Ѕанка –оссии. 2001. N 74; ¬естник Ѕанка –оссии. 2003.

  должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контрол€ и программ его осуществлени€, предъ€вл€ютс€ квалификационные требовани€. Ќапример, Ѕанк –оссии устанавливает квалификационные требовани€ к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контрол€ и программ его осуществлени€ в кредитных организаци€х <*>. -------------------------------- <*> ”казание ÷Ѕ –‘ от 9 августа 2004 г. N 1486-” "ќ квалификационных требовани€х к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контрол€ в цел€х противодействи€ легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществлени€ в кредитных организаци€х" // ¬естник Ѕанка –оссии. 2004. N 54.

“ребовани€ в отношении идентификации клиентов, организации внутреннего контрол€, фиксировани€ и хранени€ информации распростран€ютс€ на адвокатов, нотариусов <*> и лиц, осуществл€ющих предпринимательскую де€тельность в сфере оказани€ юридических и бухгалтерских услуг в случа€х, когда они готов€т или осуществл€ют от имени или по поручению своего клиента: сделки с недвижимым имуществом; управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента; управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг; привлечение денежных средств дл€ создани€ организаций, обеспечени€ их де€тельности или управлени€ ими; а также куплю-продажу организаций <**>. ѕор€док передачи в –осфинмониторинг информации данными субъектами утвержден ѕостановлением ѕравительства –‘ от 16 феврал€ 2005 г. N 82 <***>. -------------------------------- <*> »спользование нотариусом своих служебных полномочий дл€ удостоверени€ сделки, заведомо дл€ него направленной на легализацию денежных средств или иного имущества, квалифицируетс€ как пособничество по ч. 5 ст. 33 ”  –‘ и по ст. 174 ”  –‘. <**> Ќапример, в 2004 г. –осфинмониторинг получил 1 миллион 700 тыс€ч различных сообщений о подозрительных сделках на сумму 25,5 триллиона рублей. ѕроанализировано 25380 сомнительных организаций. ѕо 3260 материалам проведено расследование. ¬ правоохранительные органы направлено 1720 материалов на сумму 170 миллиардов рублей. <***> ѕостановление ѕравительства от 16 феврал€ 2005 г. N 82 "ќб утверждении ѕоложени€ о пор€дке передачи информации в ‘едеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществл€ющими предпринимательскую де€тельность в сфере оказани€ юридических и бухгалтерских услуг" // –оссийска€ газета. 2005. N 36.

7. ќсуществл€емый государством контроль за субъектами предпринимательской де€тельности зачастую не приносит ожидаемого результата, в св€зи с чем дискуссии относительно государственного регулировани€ предпринимательской де€тельности не прекращаютс€. ¬ то же врем€ политика, направленна€ на либерализацию предпринимательства, становитс€ доминирующей. ѕрактически во всех отрасл€х наблюдаетс€ избыточное присутствие государства. ѕри этом предпринимател€м больше всего мешает коррупци€ чиновников, санкционирующих или осуществл€ющих проверки и другие контрольные меропри€ти€ (ћ¬ƒ, пожарна€ инспекци€, лицензионные службы и др.). —ерьезные нарекани€ вызывает и де€тельность налоговой службы (например, правильность уплаты налогов за определенный период налоговые органы могут провер€ть несколько раз; продолжительность проведени€ проверки также не ограничиваетс€) <*>. ¬ то же врем€ де€тельность данных органов должна быть направлена на исполнение налогового и таможенного законодательства, а не на выполнение "планов" по сбору налогов и пошлин <**>. -------------------------------- <*> 70 исков и споров в 2004 г. закончилось в пользу налогоплательщиков. <**> »з текста выступлени€ ѕрезидента –‘ перед депутатами ‘едерального —обрани€ // –оссийска€ газета. 2005. N 86.

√осударственный контроль не должен быть всеобъемлющим и мешать осуществлению законной предпринимательской де€тельности. Ќеобходимость истребовани€ разрешени€ на все действи€ не согласуетс€ с конституционной нормой о свободе предпринимательской де€тельности. «апреты и ограничени€ способствуют развитию незаконной предпринимательской де€тельности. —н€тие неоправданных ограничений, саморегулирование организаций и совершенствование процедур внутреннего контрол€ как неотъемлемой части де€тельности субъектов предпринимательства; устранение пробелов и двусмысленности отдельных правовых норм, создающих благопри€тную среду дл€ незаконной предпринимательской де€тельности; четкое разграничение незаконной предпринимательской де€тельности и де€тельности, направленной на извлечение дохода дл€ удовлетворени€ личных потребностей, не требующей государственной регистрации - задачи, требующие незамедлительного решени€ в цел€х эффективного развити€ современного экономического оборота с участием субъектов предпринимательской де€тельности.

Ќазвание документа пїњ