пїњ

ќрганизаци€ незаконной миграции

(Ѕриллиантов ј. ¬.)

("–оссийский следователь", 2005, N 5)

“екст документа

ќ–√јЌ»«ј÷»я Ќ≈«ј ќЌЌќ… ћ»√–ј÷»»

ј. ¬. Ѕ–»ЋЋ»јЌ“ќ¬

Ѕриллиантов ј. ¬., доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист –‘.

‘едеральным законом от 28 декабр€ 2004 г. N 187-‘« ”  –‘ дополнен новой статьей 322.1, устанавливающей ответственность за организацию незаконной миграции.

ѕон€тие незаконной миграции в «аконе не раскрываетс€. ќднако данна€ дефиници€ содержитс€ в  онцепции сотрудничества государств - участников —одружества Ќезависимых √осударств в противодействии незаконной миграции, одобренной решением —овета глав государств —Ќ√ от 16 сент€бр€ 2004 г. »сход€ из положений этой  онцепции, незаконную миграцию можно определить как перемещение на территорию государства, пребывание, перемещение с его территории граждан иных государств или лиц без гражданства с нарушением законодательства данного государства. ќсновыва€сь на тех же положени€х, иностранным гражданином следует признать лицо, не имеющее доказательств принадлежности к гражданству государства, на территории которого оно пребывает посто€нно или временно, но имеющее доказательства принадлежности к гражданству (подданству) другого государства, а лицом без гражданства лицо, в отношении которого не имеетс€ доказательств принадлежности к гражданству (подданству) какого-либо государства.

  основным причинам миграции населени€ можно отнести экономические, политические, этнические, социально-психологические и экологические. «а последние годы миграци€ населени€ получила широкое распространение. Ќе обошел стороной этот процесс и –оссию. ќднако неурегулированна€ миграци€ населени€ объективно ведет к повышению нагрузки на экономические и социальные инфраструктуры государства, к конфликтным отношени€м между коренными жител€ми и мигрантами и, как следствие, - к осложнению криминогенной ситуации в местах концентрации мигрантов. ѕрактика показывает, что незаконна€ миграци€ на территории –оссии нередко используетс€ дл€ зан€ти€ законной или незаконной коммерческой де€тельностью, дл€ совершени€ незаконных действий с наркотиками, оружием, валютой, дл€ совершени€ иных преступных де€ний, дл€ поиска нелегальных каналов проникновени€ в другие страны.  роме того, незаконна€ миграци€ расшир€ет базу дл€ де€тельности организованных преступных группировок, международных террористических и экстремистских организаций, усиливает угрозу национальной безопасности государства пребывани€.

 оличество иностранных граждан и лиц без гражданства, незаконно прибывших на территорию –оссии, не поддаетс€ полному учету и контролю в св€зи с тем, что они избегают регистрации. Ќаибольшим вниманием незаконных мигрантов пользуютс€ крупные города, экономически развивающиес€ зоны и приграничные регионы.

¬ св€зи с изложенным установление уголовной ответственности за организацию незаконной миграции представл€етс€ вполне обоснованным.

—тать€ 322.1 помещена в главу 32 ”  –‘, объедин€ющую преступлени€, пос€гающие на пор€док управлени€. ≈ю предусмотрена ответственность за организацию незаконного въезда в –оссийскую ‘едерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывани€ в –оссийской ‘едерации или незаконного транзитного проезда через территорию –оссийской ‘едерации. ‘актически содержание диспозиции рассматриваемой статьи ”  отражает содержание пон€ти€ незаконной миграции. ќднако уголовна€ ответственность установлена именно за организацию незаконной миграции, т. е. за наиболее опасное де€ние, способствующее интенсификации незаконных миграционных процессов, повышению концентрации лиц, незаконно наход€щихс€ на территории страны.

ќбъектом рассматриваемого преступлени€ €вл€ютс€ общественные отношени€ в сфере соблюдени€ установленного пор€дка въезда на территорию –оссийской ‘едерации и выезда из нее, а также пребывани€ на ее территории иностранных граждан или лиц без гражданства.

— объективной стороны преступление состоит в организации: незаконного въезда в –оссийскую ‘едерацию, незаконного пребывани€ в –оссийской ‘едерации, незаконного транзитного проезда через территорию –оссийской ‘едерации иностранными гражданами или лицами без гражданства. ƒл€ того чтобы определить наличие признака незаконности указанных в норме ”  де€ний, следует обратитьс€ к содержанию иных законодательных актов.

ѕор€док въезда в –оссийскую ‘едерацию и выезда из –оссийской ‘едерации установлен ‘едеральным законом от 15 августа 1996 г. N 114-‘« "ќ пор€дке выезда из –оссийской ‘едерации и въезда в –оссийскую ‘едерацию" (в ред. ‘едеральных законов от 18 июл€ 1998 г. N 110-‘«, от 24 июн€ 1999 г. N 118-‘«, от 10 €нвар€ 2003 г. N 7-‘«, от 30 июн€ 2003 г. N 86-‘«, от 29 июн€ 2004 г. N 58-‘«, с изм., внесенными ѕостановлением  онституционного —уда –‘ от 15 €нвар€ 1998 г. N 2-ѕ). ¬ыезд из –оссийской ‘едерации и въезд в –оссийскую ‘едерацию (включа€ транзитный проезд через ее территорию) регулируютс€ также  онституцией –оссийской ‘едерации, международными договорами –оссийской ‘едерации, другими федеральными законами и прин€тыми на основании данных федеральных законов постановлени€ми ѕравительства –оссийской ‘едерации.

¬ случае если международным договором –оссийской ‘едерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены указанным выше федеральным законом, действуют правила международного договора.

Ќе рассматриваетс€ как выезд из –оссийской ‘едерации и как въезд в –оссийскую ‘едерацию пересечение гражданином –оссийской ‘едерации или иностранным гражданином в течение срока действи€ имеющейс€ у него визы √осударственной границы –оссийской ‘едерации при следовании с одной части территории –оссийской ‘едерации на другую часть ее территории через территорию иностранного государства в режиме транзитного проезда либо при следовании на российских судах через исключительную экономическую зону –оссийской ‘едерации или через открытое море без захода в иностранные порты.

»ностранные граждане или лица без гражданства могут въезжать в –оссийскую ‘едерацию и выезжать из –оссийской ‘едерации при наличии визы по действительным документам, удостовер€ющим их личность и признаваемым –оссийской ‘едерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами –оссийской ‘едерации.

»ностранные граждане, получившие вид на жительство в –оссийской ‘едерации, осуществл€ют въезд в –оссийскую ‘едерацию и выезд из –оссийской ‘едерации на основании действительных документов, удостовер€ющих их личность и признаваемых –оссийской ‘едерацией в этом качестве, и вида на жительство.

Ћица без гражданства, получившие вид на жительство в –оссийской ‘едерации, осуществл€ют въезд в –оссийскую ‘едерацию и выезд из –оссийской ‘едерации на основании вида на жительство.

»ностранные граждане и лица без гражданства, признанные в пор€дке, установленном федеральным законом, на территории –оссийской ‘едерации беженцами, могут выезжать из –оссийской ‘едерации и въезжать в –оссийскую ‘едерацию на основании проездного документа беженца.

“ранзитный проезд через территорию –оссийской ‘едерации осуществл€етс€, как правило, без права на остановку.

“ранзитный проезд через территорию –оссийской ‘едерации иностранных граждан и лиц без гражданства в государство назначени€ всеми видами транспорта разрешаетс€ по предъ€влении российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с –оссийской ‘едерацией по маршруту следовани€ государство либо визы государства назначени€ и действительных дл€ выезда из –оссийской ‘едерации проездных билетов или подтвержденной гарантии их приобретени€ в пункте пересадки на территории –оссийской ‘едерации.

“ранзитна€ виза иностранному гражданину не требуетс€ в случае транзитного проезда этого иностранного гражданина через территорию –оссийской ‘едерации в безостановочном режиме на участках транспортных магистралей в соответствии с перечнем и в пор€дке, которые установлены ѕравительством –оссийской ‘едерации.

“ранзитна€ виза с правом на остановку на территории –оссийской ‘едерации может быть выдана иностранным гражданам или лицам без гражданства по представлении ими мотивированной просьбы и документов, подтверждающих необходимость остановки, если иное не предусмотрено международным договором –оссийской ‘едерации.

“ранзитный проезд через территорию –оссийской ‘едерации без визы разрешаетс€ иностранному гражданину или лицу без гражданства в случа€х, если они:

1) совершают беспересадочный полет воздушным транспортом через территорию –оссийской ‘едерации;

2) следуют на самолете международной авиалинии с пересадкой в аэропорту на территории –оссийской ‘едерации и имеют надлежащим образом оформленные документы на право въезда в государство назначени€ и авиабилет с подтвержденной датой вылета из аэропорта пересадки на территории –оссийской ‘едерации в течение 24 часов с момента прибыти€, за исключением случаев вынужденной остановки;

3) проживают на территории государства, с которым –оссийска€ ‘едераци€ имеет соответствующий международный договор.

“аким образом, незаконность въезда или выезда, незаконность пребывани€ на территории –оссийской ‘едерации определ€ютс€ следующими моментами: отсутствие соответствующих документов, удостовер€ющих личность иностранного гражданина или лица без гражданства (недействительные документы, документы, выданные ненадлежащим органом, просроченные документы, поддельные документы и т. д.); отсутствие визы или других документов, предоставл€ющих право въезда в –‘ или выезда из нее, в том числе просроченна€ виза, поддельна€ виза и т. п. ѕризнак незаконности будет иметь место и в том случае, если виза или другие документы, предоставл€ющие соответствующие права, получены по поддельным документам, при отсутствии оснований, установленных законодательством. ¬ частности, ст. 25 ‘едерального закона "ќ пор€дке выезда из –оссийской ‘едерации и въезда в –оссийскую ‘едерацию" установлены следующие основани€ выдачи визы иностранному гражданину:

1) приглашение на въезд в –оссийскую ‘едерацию, оформленное в соответствии с федеральным законом в пор€дке, установленном ѕравительством –оссийской ‘едерации;

2) решение, прин€тое федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, дипломатическим представительством или консульским учреждением –оссийской ‘едерации либо представительством федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, наход€щимс€ в пределах приграничной территории, в том числе в пункте пропуска через √осударственную границу –оссийской ‘едерации, по ходатайству наход€щегос€ за пределами –оссийской ‘едерации иностранного гражданина, поданному в св€зи с необходимостью въезда в –оссийскую ‘едерацию дл€ экстренного лечени€ либо вследствие т€желой болезни или смерти близкого родственника;

3) решение федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, о выдаче иностранному гражданину визы, направленное в дипломатическое представительство или консульское учреждение –оссийской ‘едерации;

4) решение руководител€ дипломатического представительства или консульского учреждени€ –оссийской ‘едерации о выдаче иностранному гражданину визы, принимаемое в исключительных случа€х по за€влению в письменной форме иностранного гражданина;

5) решение территориального органа федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, о выдаче иностранному гражданину разрешени€ на временное проживание в –оссийской ‘едерации;

6) договор на оказание услуг по туристическому обслуживанию и подтверждение о приеме иностранного туриста организацией, осуществл€ющей туристическую де€тельность;

7) решение федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, или его территориального органа о признании иностранного гражданина или лица без гражданства беженцем по за€влению, поданному иностранным гражданином или лицом без гражданства в дипломатическое представительство или консульское учреждение –оссийской ‘едерации.

¬ зависимости от цели въезда иностранного гражданина в –оссийскую ‘едерацию и цели его пребывани€ в –оссийской ‘едерации иностранному гражданину выдаетс€ виза, котора€ может быть дипломатической, служебной, обыкновенной, транзитной и визой временно проживающего лица.

¬иза представл€ет собой выданное уполномоченным государственным органом разрешение на въезд в –оссийскую ‘едерацию и транзитный проезд через территорию –оссийской ‘едерации по действительному документу, удостовер€ющему личность иностранного гражданина или лица без гражданства и признаваемому –оссийской ‘едерацией в этом качестве.

¬иза содержит следующие сведени€: фамилию, им€ (написанные буквами русского и латинского алфавитов), дату рождени€, пол, гражданство (подданство), номер основного документа, удостовер€ющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства, дату выдачи визы, разрешенный срок пребывани€ в –оссийской ‘едерации, номер приглашени€ на въезд в –оссийскую ‘едерацию либо решени€ государственного органа, срок действи€ визы, цель поездки, данные о приглашающей организации (приглашающем физическом лице), кратность визы.

 роме того, иностранный гражданин или лицо без гражданства при въезде в –оссийскую ‘едерацию об€заны получить и заполнить миграционную карту. ћиграционна€ карта подлежит сдаче (возврату) в пункте пропуска через √осударственную границу –оссийской ‘едерации при выезде иностранного гражданина или лица без гражданства из –оссийской ‘едерации.

»ностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию –оссийской ‘едерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в –оссийской ‘едерации, либо утратившие такие документы и не обратившиес€ с соответствующим за€влением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, либо уклон€ющиес€ от выезда из –оссийской ‘едерации по истечении срока пребывани€ (проживани€) в –оссийской ‘едерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию –оссийской ‘едерации, €вл€ютс€ незаконно наход€щимис€ на территории –оссийской ‘едерации.

ќрганизаци€ незаконной миграции может быть осуществлена только путем действий. Ёти действи€ могут заключатьс€ в создании группы, занимающейс€ обеспечением незаконной миграции, разработке способов незаконного въезда в –оссийскую ‘едерацию, поиске лиц, желающих незаконно мигрировать, обеспечении их соответствующими документами, установлении незаконных контактов с лицами, осуществл€ющими контроль за пор€дком въезда на территорию страны и пребывани€ в ней, ведающими выдачей виз, и в совершении иных действий, направленных на обеспечение незаконного въезда в –оссийскую ‘едерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывани€ в –оссийской ‘едерации или незаконного транзитного проезда через ее территорию. —остав преступлени€ формальный. ƒе€ние будет €вл€тьс€ оконченным с момента совершени€ любого из перечисленных выше действий.

—убъективна€ сторона характеризуетс€ пр€мым умыслом, при котором лицо осознает, что совершает действи€ по организации незаконной миграции, и желает их совершить. ћотиваци€ поведени€ не вли€ет на наличие состава преступлени€. „аще всего рассматриваемое преступление совершаетс€ по корыстным мотивам.

—убъектом €вл€етс€ лицо, достигшее 16-летнего возраста.

„астью 2 ст. 322.1 ”  –‘ установлена более строга€ ответственность за совершение преступлени€ организованной группой или в цел€х совершени€ преступлени€ на территории –оссийской ‘едерации. ¬ соответствии со ст. 35 ”  –‘ преступление признаетс€ совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихс€ дл€ совершени€ одного или нескольких преступлений. —ледует отметить, что организаци€ незаконной миграции нередко осуществл€етс€ именно организованными группами, включающими в свой состав или имеющими св€зи с представител€ми государственных служб. ¬ подобных ситуаци€х не только упрощаетс€ организаци€ незаконной миграции и повышаетс€ степень безопасности лиц, занимающихс€ ею, но и увеличиваетс€ возможность систематического и более масштабного зан€ти€ этой де€тельностью, что, естественно, увеличивает доходность рассматриваемого вида преступной де€тельности.

÷ель совершени€ преступлений на территории –оссийской ‘едерации может заключатьс€ в намерении совершить одно или несколько преступлений на территории –оссии. ќднако наличие этой цели ставит одновременно вопрос о необходимости квалификации де€ни€ по совокупности преступлений. “ак, наличие рассматриваемого квалифицирующего признака означает, что лицо, организующее незаконный въезд или выезд, может потребовать и самосто€тельной квалификации. ¬ отличие от пособничества в незаконном пересечении √осударственной границы организаци€ незаконной миграции, думаетс€, представл€ет собой в большей мере де€ние, характеризующеес€ неоднократностью совершени€ действий, необходимых дл€ обеспечени€ незаконного въезда в –оссийскую ‘едерацию, пребывани€ на ее территории или проезда или выезда из –оссии, массовостью (в аспекте совершени€ действий в интересах нескольких лиц, хот€, конечно, возможно и иное), наличием, как правило, корыстной заинтересованности. Ёти и другие факторы необходимо учитывать при разграничении рассматриваемых преступлений.

Ќазвание документа

пїњ