пїњ

»зъ€тие документов субъектов предпринимательской де€тельности

(ћахров ». ≈., Ѕорисов ј. Ќ.) ("ѕраво и экономика", N 8, 2002) “екст документа

»«Џя“»≈ ƒќ ”ћ≈Ќ“ќ¬ —”ЅЏ≈ “ќ¬ ѕ–≈ƒѕ–»Ќ»ћј“≈Ћ№— ќ… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“»

». ≈. ћј’–ќ¬, ј. Ќ. Ѕќ–»—ќ¬

ћахров »горь ≈вгеньевич «аместитель начальника ”правлени€ ‘—Ќѕ –оссии по ќренбургской области, подполковник налоговой полиции.  андидат философских наук. –одилс€ 25 марта 1964 г. в г.  аменск - ”ральский —вердловской области. ¬ 1986 г. окончил ”ральский госуниверситет им. ј. ћ. √орького. — 1993 г. проходит службу в федеральных органах налоговой полиции. јвтор р€да публикаций по налоговому и административному праву.

Ѕорисов јлександр Ќиколаевич Ќачальник службы документальных проверок ”правлени€ ‘—Ќѕ –оссии по ќренбургской области, майор налоговой полиции. –одилс€ в 1972 г. в г. ћедногорске ќренбургской области. ¬ 1993 г. окончил ярославское высшее военное финансовое училище, в 2001 г. - ќренбургский институт (филиал) ћ√ёј. — 1993 г. проходит службу в федеральных органах налоговой полиции. ¬ насто€щее врем€ - аспирант јкадемии налоговой полиции ‘—Ќѕ –оссии. јвтор р€да публикаций по налоговому и административному праву.

–еальность осуществлени€ предпринимательской де€тельности не обходитс€ без того, что индивидуальным предпринимател€м и юридическим лицам приходитс€ сталкиватьс€ с изъ€тием их первичных документов должностными лицами органов государственной власти. ƒобросовестный предприниматель (имеетс€ в виду как индивидуальный, так и коллективный предприниматель), разумеетс€, стремитс€ к сохранению оправдательных документов, которыми оформлены проведенные им хоз€йственные операции. ¬месте с тем закон устанавливает случаи, когда субъект предпринимательской де€тельности может быть принудительно лишен возможности пользоватьс€ и распор€жатьс€ указанными документами, т. е. когда первичные документы могут быть изъ€ты.

ѕо общему правилу изъ€тие документов предусматриваетс€ в случа€х производства по различным видам правонарушений. ѕри этом не об€зательно, чтобы правонарушение совершил именно тот предприниматель, чьи документы изымаютс€. ѕо своей правовой природе изъ€тие документов €вл€етс€, прежде всего, мерой обеспечени€ производства по делам о правонарушени€х, т. е. имеет целью содействовать документированию признаков правонарушений и обеспечить своевременное и правильное рассмотрение дела о правонарушении. ”читыва€ принудительный характер изъ€ти€ документов, такое действие можно рассматривать также как и меру государственного воздействи€ на лицо, €вл€ющеес€ правонарушителем, или на лицо, имевшее хоз€йственные взаимоотношени€ с правонарушителем. –ассмотрим установленные законодательством основани€ и пор€док изъ€ти€ первичных учетных документов, что, несомненно, важно знать субъектам предпринимательской де€тельности. ѕрежде всего необходимо отметить, что согласно п. 8 ст. 9 ‘едерального закона от 21 но€бр€ 1996 г. N 129-‘« "ќ бухгалтерском учете" первичные учетные документы могут быть изъ€ты только органами дознани€, предварительного следстви€ и прокуратуры, судами, налоговыми инспекци€ми и налоговой полицией на основании их постановлений в соответствии с законодательством –‘. √лавный бухгалтер или другое должностное лицо организации вправе с разрешени€ и в присутствии представителей органов, провод€щих изъ€тие документов, сн€ть с них копии с указанием основани€ и даты изъ€ти€. Ёти же нормы воспроизведены и в п. 100 ѕоложени€ по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в –оссийской ‘едерации, утвержденного ѕриказом ћинфина –оссии от 29 июл€ 1998 г. N 34н <*>. ------------------------------- <*> –оссийска€ газета (¬едомственное приложение). 1998. 31 окт€бр€.

јнализ действующего законодательства, к которому отсылает п. 8 ст. 9 ‘едерального закона "ќ бухгалтерском учете", показывает, что дл€ изъ€ти€ документов установлен различный пор€док, завис€щий от вида контрольной или правоохранительной де€тельности, в рамках которой производитс€ изъ€тие. ћожно выделить следующие виды де€тельности: де€тельность по контролю за соблюдением законодательства; оперативно - розыскна€ де€тельность; уголовно - процессуальна€ де€тельность; производство по делам об административных правонарушени€х. –ассмотрим подробнее пор€док изъ€ти€ документов в рамках каждого из названных видов де€тельности.

1. »зъ€тие документов в рамках контрольной де€тельности

ƒействующим законодательством предусмотрено изъ€тие документов в рамках осуществлени€ таких видов контрол€, как налоговый, таможенный и финансовый.

1.1. Ќалоговый контроль

¬ рамках осуществлени€ налогового контрол€ изъ€тие документов производитс€ только при проведении налоговых проверок в форме выемки документов. ѕри этом Ќалоговый кодекс –‘ устанавливает два вида оснований производства выемки: документы свидетельствуют о совершении налоговых правонарушений, и есть достаточные основани€ полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены (ст. 89 Ќ  –‘); налогоплательщик, плательщик сбора или налоговый агент отказалс€ от представлени€ запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов (п. 2 ст. 93 Ќ  –‘). ѕраво изъ€ти€ документов предоставлено: налоговым органам (п. 3 ст. 31 Ќ  –‘, п. 7 ст. 7 «акона –‘ от 21 марта 1991 г. N 943-1 "ќ налоговых органах –оссийской ‘едерации"); таможенным органам - при проведении налоговых проверок в отношении налогов, подлежащих уплате в св€зи с перемещением товаров через таможенную границу –‘ (п. 1 ст. 34 и ст. 87.1 Ќ  –‘). ¬ыемка документов производитс€ по акту, в котором должна быть обоснована необходимость выемки и приведен перечень изымаемых документов. Ќалогоплательщик имеет право при выемке документов делать замечани€, которые по его требованию внос€тс€ в акт. »зъ€тые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). ¬ случае отказа налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) скрепить печатью или подписью изымаемые документы об этом делаетс€ специальна€ отметка.  опи€ акта о выемке документов передаетс€ налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора). ѕор€док производства выемки определен в ст. 94 Ќ  –‘ и »нструкции о пор€дке изъ€ти€ должностным лицом государственной налоговой инспекции документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов от налогообложени€, у предпри€тий, учреждений, организаций и граждан, утвержденной письмом ћинфина –—‘—– от 26 июл€ 1991 г. N 16/176 <*>. -------------------------------- <*> Ѕюллетень нормативных актов. 1992. N 1.

¬ыемка документов производитс€ на основании мотивированного постановлени€ должностного лица органа, осуществл€ющего выездную налоговую проверку. ”казанное постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) соответствующего органа. ¬ыемка документов производитс€ в присутствии пон€тых и лиц, у которых производитс€ выемка. ¬ необходимых случа€х дл€ участи€ в производстве выемки приглашаетс€ специалист. ƒо начала выемки должностное лицо налогового органа предъ€вл€ет постановление о производстве выемки и разъ€сн€ет присутствующим лицам их права и об€занности. ƒолжностное лицо налогового органа предлагает лицу, у которого производитс€ выемка, добровольно выдать документы, а в случае отказа производит выемку принудительно. ѕри отказе вскрыть помещени€ или иные места, где могут находитьс€ подлежащие выемке документы, должностное лицо налогового органа вправе сделать это самосто€тельно, избега€ причинени€ не вызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов. ќ производстве выемки, изъ€ти€ документов составл€етс€ протокол, в котором перечисл€ютс€ и описываютс€ изъ€тые документы.  опи€ протокола о выемке вручаетс€ под расписку или высылаетс€ лицу, у которого были изъ€ты документы. ¬се изымаемые документы предъ€вл€ютс€ пон€тым и другим лицам, участвующим в производстве выемки, и в случае необходимости упаковываютс€ на месте выемки. ≈сть ограничени€ по пор€дку производства выемки: во-первых, не допускаетс€ производство выемки в ночное врем€, и, во-вторых, не подлежат изъ€тию документы, не имеющие отношени€ к предмету налоговой проверки. ¬ тех случа€х, когда дл€ проведени€ контрольных меропри€тий недостаточно выемки копий документов налогоплательщиков и у налоговых органов есть достаточные основани€ полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъ€ть подлинные документы в изложенном выше пор€дке. ѕри изъ€тии таких документов с них изготавливают копии, которые завер€ютс€ должностным лицом налогового органа и передаютс€ лицу, у которого они изымаютс€. ѕри невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъ€тием документов налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъ€ты, в течение п€ти дней после изъ€ти€.

1.2. “аможенный контроль

“аможенным органам предоставлено право изъ€ти€ документов помимо изложенных выше случаев (п. 1 ст. 34 и ст. 87.1 Ќ  –‘) также при проведении проверки финансово - хоз€йственной де€тельности. ¬ соответствии со ст. 186 “аможенного кодекса –‘ (далее - “  –‘) таможни и вышесто€щие таможенные органы вправе назначать либо проводить в пределах своей компетенции проверку финансово - хоз€йственной де€тельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу –‘, таможенных брокеров либо иных лиц, осуществл€ющих де€тельность, контроль за которой возложен на таможенные органы. ÷елью таких проверок €вл€етс€ обеспечение соблюдени€ законодательства –‘ и международных договоров –‘, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы. ќснованием проведени€ проверок €вл€етс€ предположение о том, что указанные законодательство и международные договоры не соблюдаютс€ либо соблюдаютс€ не в полной мере. “аким образом, проверки финансово - хоз€йственной де€тельности производ€тс€ в рамках осуществлени€ таможенного контрол€. ѕор€док изъ€ти€ документов при проведении таможенными органами проверок финансово - хоз€йственной де€тельности регламентирован довольно мало. “ак, в ст. 186 “  –‘ определено лишь то, что должностные лица таможенных органов –оссийской ‘едерации вправе изымать по акту, составл€емому по форме, устанавливаемой √“  –оссии, документы, если они будут провер€тьс€ в другом месте. »зъ€тые документы должны возвращатьс€ в максимально короткий срок. ¬ ћетодических рекомендаци€х по проведению таможенного контрол€ (в том числе проверок финансово - хоз€йственной де€тельности участников ¬Ёƒ) с использованием методов аудита, утвержденных распор€жением √“  –оссии от 1 но€бр€ 2001 г. N 1025-р <*>, об изъ€тии документов ничего не говоритс€. -------------------------------- <*> “аможенный вестник. 2001. N 23.

1.3. ‘инансовый контроль

ƒействующим законодательством предусмотрено изъ€тие документов, производимое инспекторами —четной палаты –‘ при проведении проверок и ревизий, т. е. в рамках осуществлени€ финансового контрол€. “акое право инспекторов закреплено в ст. 26 ‘едерального закона от 11 €нвар€ 1995 г. N 4-‘« "ќ —четной палате –оссийской ‘едерации" следующим образом: при обнаружении подделок, подлогов, хищений и злоупотреблений - изымать необходимые документы, оставл€€ в делах акт изъ€ти€ и копии или опись изъ€тых документов.

2. »зъ€тие документов в рамках осуществлени€ оперативно - розыскной де€тельности

”казанное изъ€тие производитс€ органами, осуществл€ющими оперативно - розыскную де€тельность, на основании п. 1 ст. 15 ‘едерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-‘« "ќб оперативно - розыскной де€тельности", предоставл€ющего право при проведении оперативно - розыскных меропри€тий производить изъ€тие предметов, материалов и сообщений. ѕеречень органов, осуществл€ющих оперативно - розыскную де€тельность, определен в ст. 13 названного «акона - оперативные подразделени€ органов внутренних дел, федеральных органов налоговой полиции, федеральных органов государственной охраны, органов пограничной службы, таможенных органов, —лужбы внешней разведки и ћинистерства юстиции –‘. ѕеречень оперативно - розыскных меропри€тий приведен в ст. 6 названного «акона и включает 14 позиций. Ќа практике изъ€тие документов производитс€, как правило, в ходе проведени€ такого оперативно - розыскного меропри€ти€, как обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (п. 8 ст. 6 «акона). ѕор€док проведени€ оперативно - розыскных меропри€тий регламентируетс€ также соответствующими ведомственными нормативными правовыми актами. Ќапример, применительно к проведению проверок налогоплательщиков федеральными органами налоговой полиции в рамках пп. 5 п. 2 ст. 36 Ќ  –‘ пор€док изъ€ти€ документов определен в п. 10.3 »нструкции о пор€дке назначени€ и проведени€ проверок налогоплательщиков федеральными органами налоговой полиции, утвержденной ѕриказом ‘—Ќѕ –оссии от 25 июн€ 2001 г. N 285 <*> (далее - »нструкци€). -------------------------------- <*> –оссийска€ газета. 2001. 20 окт€бр€.

»зъ€тие документов в рамках проверки налогоплательщика производитс€ с участием пон€тых и, как правило, в присутствии налогоплательщика (его законного представител€). »зъ€тию подлежат копии документов, которые подписываютс€ налогоплательщиком, у которого производитс€ изъ€тие (его законным представителем), и завер€ютс€ печатью налогоплательщика (в случае, если налогоплательщик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель). ќ производстве изъ€ти€ копий документов составл€етс€ акт, форма которого приведена в приложении 7 к »нструкции. »зъ€тые копии документов перечисл€ютс€, описываютс€ в акте изъ€ти€ либо в прилагаемых к нему опис€х с точным указанием наименовани€, количества и индивидуальных признаков документов. ¬се изымаемые копии документов предъ€вл€ютс€ пон€тым и налогоплательщику (его законному представителю), у которого произведено изъ€тие, о чем делаетс€ запись в акте. јкт подписываетс€ провер€ющими из числа должностных лиц федеральных органов налоговой полиции, допущенных к осуществлению оперативно - розыскной де€тельности, пон€тыми и налогоплательщиком (его законным представителем).  опи€ акта об изъ€тии вручаетс€ налогоплательщику (его законному представителю), у которого производитс€ изъ€тие, под расписку. ¬ тех случа€х, когда имеютс€ достаточные основани€ полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, может производитьс€ изъ€тие подлинных документов в том же пор€дке, который предусмотрен дл€ изъ€ти€ копий документов. ѕри изъ€тии подлинных документов с них изготавливаютс€ копии, передаваемые налогоплательщику (его законному представителю), у которого они изымаютс€. ¬ »нструкции также указано, что ответственность за утрату провер€ющими подлинников документов наступает в соответствии с действующим законодательством –‘. ѕри отказе налогоплательщика (его законного представител€) от подписи и (или) заверени€ печатью организации (индивидуального предпринимател€) копий изымаемых документов и (или) получени€ копии акта об изъ€тии и (или) копий изъ€тых документов и (или) подписани€ акта изъ€ти€ об этом производитс€ запись в акте изъ€ти€ или составл€етс€ отдельный акт, удостовер€емый подпис€ми провер€ющих из числа должностных лиц федеральных органов налоговой полиции, допущенных к осуществлению оперативно - розыскной де€тельности, и пон€тыми. Ќеобходимо отметить, что определение в »нструкции пор€дка изъ€ти€ документов в рамках проведени€ проверки налогоплательщика не означает того, что изъ€тие федеральными органами налоговой полиции документов не может производитьс€ вне рамок такой проверки. ‘едеральные органы налоговой полиции осуществл€ют свои меропри€ти€ не в рамках налогового контрол€, а в рамках оперативно - розыскной де€тельности, и вправе производить изъ€тие документов не только во врем€ проведени€ проверки налогоплательщика, но и до начала ее проведени€ и после ее завершени€. ќднако в таких случа€х пор€док изъ€ти€ документов определен в других ведомственных нормативных правовых актах.

3. »зъ€тие документов в рамках уголовного процесса

¬ рамках производства по уголовному делу документы могут быть изъ€ты в ходе проведени€ таких следственных действий, как обыск, выемка и личный обыск. —ледственные действи€, в том числе и перечисленные, исход€ из положений ”головно - процессуального кодекса –‘ вправе производить следующие участники уголовного судопроизводства со стороны обвинени€: прокурор - в случае, если он участвует в производстве предварительного расследовани€ и лично производит отдельные следственные действи€ (п. 3 ч. 2 ст. 37). —огласно п. 31 ст. 5 под прокурором понимаютс€ √енеральный прокурор –‘ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и помощники, участвующие в уголовном судопроизводстве; следователь - при осуществлении предварительного следстви€ по уголовному делу (п. 3 ч. 2 ст. 38).  ак установлено ч. 2 ст. 151, предварительное следствие производитс€ следовател€ми (в соответствии с подследственностью) следующих органов: прокуратуры, органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и федеральных органов налоговой полиции; начальник следственного отдела - в случае, если он прин€л уголовное дело к своему производству и производит предварительное следствие (ч. 2 ст. 39). —огласно п. 18 ст. 5 под начальником следственного отдела понимаетс€ должностное лицо, возглавл€ющее соответствующее следственное подразделение названных выше органов, а также его заместитель; орган дознани€ - в случае выполнени€ неотложных следственных действий по уголовному делу, по которому производство предварительного следстви€ об€зательно (п. 2 ч. 2 ст. 40).  ак определено в ч. 1 ст. 40, к органам дознани€ относ€тс€: органы, наделенные полномочи€ми по осуществлению оперативно - розыскной де€тельности (см. приведенный выше перечень, определенный ст. 13 ‘едерального закона "ќб оперативно - розыскной де€тельности"), главные и старшие судебные приставы, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов.  роме того, ч. 3 ст. 40 устанавливает случаи, когда выполнение неотложных следственных действий возлагаетс€ также на следующих лиц: капитанов морских и речных судов, наход€щихс€ в дальнем плавании; руководителей геологоразведочных партий и зимовок; глав дипломатических представительств и консульских учреждений –‘; дознаватель - в случае, когда на него возложены полномочи€ по дознанию по уголовному делу, по которому производство предварительного следстви€ необ€зательно (п. 1 ч. 2 ст. 40 и ч. 1 ст. 41). —огласно п. 7 ст. 5 под дознавателем понимаетс€ должностное лицо органа дознани€, правомочное осуществл€ть предварительное расследование в форме дознани€. ѕор€док проведени€ обыска, выемки и личного обыска, а также изъ€ти€ документов при проведении этих следственных действий определен в уголовно - процессуальном законе следующим образом. ќбыск (ст. 182 ”ѕ  –‘). ѕроизводитс€ на основании постановлени€ следовател€ (в жилище - на основании судебного решени€) при наличии достаточных данных полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находитьс€ документы, которые могут иметь значение дл€ уголовного дела. ƒо начала обыска следователь предъ€вл€ет постановление о его производстве или судебное решение, разрешающее его производство, и предлагает добровольно выдать подлежащие изъ€тию документы. ≈сли они выданы добровольно и нет оснований опасатьс€ их сокрыти€, то следователь вправе не производить обыск. ѕри производстве обыска могут вскрыватьс€ любые помещени€, если владелец отказываетс€ добровольно их открыть. ѕри этом не должно допускатьс€ не вызываемое необходимостью повреждение имущества. —ледователь принимает меры к тому, чтобы не были оглашены вы€вленные в ходе обыска обсто€тельства частной жизни лица, в помещении которого был произведен обыск, его лична€ и (или) семейна€ тайна, а также обсто€тельства частной жизни других лиц. —ледователь вправе запретить лицам, присутствующим в месте, где производитс€ обыск, покидать его, а также общатьс€ друг с другом или иными лицами до окончани€ обыска. »зъ€тые документы предъ€вл€ютс€ пон€тым и другим лицам, присутствующим при обыске, и в случае необходимости упаковываютс€ и опечатываютс€ на месте обыска, что удостовер€етс€ подпис€ми указанных лиц. — разрешени€ следовател€ при обыске могут присутствовать защитник, а также адвокат того лица, в помещении которого производитс€ обыск. ѕри производстве обыска составл€етс€ протокол в соответствии со ст. ст. 166 и 167 ”ѕ  –‘. ¬ протоколе должно быть указано, в каком месте и при каких обсто€тельствах были обнаружены документы, выданы они добровольно или изъ€ты принудительно. ¬се изымаемые документы должны быть перечислены с точным указанием их количества и индивидуальных признаков. ≈сли в ходе обыска были предприн€ты попытки уничтожить или спр€тать подлежащие изъ€тию документы, то об этом в протоколе делаетс€ соответствующа€ запись и указываютс€ прин€тые меры.  опи€ протокола вручаетс€ лицу, в помещении которого был произведен обыск, либо совершеннолетнему члену его семьи. ≈сли обыск производилс€ в помещении организации, то копи€ протокола вручаетс€ под расписку представителю администрации соответствующей организации. ¬ыемка (ст. 183 ”ѕ  –‘). ѕроизводитс€ в случае изъ€ти€ определенных документов, имеющих значение дл€ уголовного дела, и если точно известно, где и у кого они наход€тс€. ¬ыемка производитс€ в пор€дке, установленном дл€ производства обыска, с отдельными исключени€ми. ¬ыемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охран€емую федеральным законом тайну, производитс€ следователем с санкции прокурора. ¬ыемка документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организаци€х, производитс€ на основании судебного решени€, принимаемого в пор€дке, установленном ст. 165 ”ѕ  –‘. ƒо начала выемки следователь предлагает выдать документы, подлежащие изъ€тию, а в случае отказа производит выемку принудительно. Ћичный обыск (ст. 184 ”ѕ  –‘). ѕроизводитс€ в отношении подозреваемого, обвин€емого на основании судебного решени€, принимаемого в пор€дке, установленном ст. 165 ”ѕ  –‘, при наличии достаточных данных полагать, что у какого-либо лица могут находитьс€ документы, которые могут иметь значение дл€ уголовного дела, в цел€х обнаружени€ и изъ€ти€ этих документов. Ћичный обыск может быть произведен без соответствующего постановлени€ при задержании лица или заключении его под стражу, а также при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, наход€щеес€ в помещении или ином месте, в котором производитс€ обыск, скрывает при себе документы, которые могут иметь значение дл€ уголовного дела. Ћичный обыск лица производитс€ только лицом одного с ним пола и в присутствии пон€тых и специалистов того же пола, если они участвуют в данном следственном действии. »зъ€тые документы приобщаютс€ к материалам уголовного дела либо в качестве вещественных доказательств, либо в качестве иных документов. ¬ещественными доказательствами (ст. 81 ”ѕ  –‘) документы могут быть признаны в случае, если они сохранили на себе следы преступлени€ либо они могут служить средствами дл€ обнаружени€ преступлени€ и установлени€ обсто€тельств уголовного дела. —огласно п. 5 ч. 3 ст. 81 ”ѕ  –‘ документы, €вл€ющиес€ вещественными доказательствами, остаютс€ при уголовном деле в течение всего срока хранени€ последнего либо передаютс€ заинтересованным лицам по их ходатайству. »ными документами (ст. 84 ”ѕ  –‘) изъ€тые документы €вл€ютс€ в случае, если изложенные в них сведени€ имеют значение дл€ установлени€ обсто€тельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. ƒокументы приобщаютс€ к материалам уголовного дела и хран€тс€ в течение всего срока его хранени€. ѕо ходатайству законного владельца изъ€тые и приобщенные к уголовному делу документы или их копии могут быть переданы ему. »сход€ из положений уголовно - процессуального закона копии документов, приобщенных к материалам уголовного дела, имеют право снимать (в том числе с помощью технических средств): обвин€емый - за свой счет (п. 13 ч. 4 ст. 47); потерпевший - по окончании предварительного расследовани€ (п. 12 ч. 2 ст. 42); защитник - по окончании предварительного расследовани€ за свой счет (п. 7 ч. 1 ст. 53); гражданский ответчик - по окончании предварительного расследовани€ (только из материалов уголовного дела, относ€щихс€ к предъ€вленному гражданскому иску) за свой счет (п. 9 ч. 2 ст. 54).

4. »зъ€тие документов в рамках производства по делам об административных правонарушени€х

»зъ€тие документов в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 27.1  одекса –‘ об административных правонарушени€х €вл€етс€ мерой обеспечени€ производства по делу об административном правонарушении. ѕредставл€етс€, что из всего перечн€ перечисленных в п. 4 ч. 1 ст. 27.1  ојѕ –‘ целей применени€ мер обеспечени€ изъ€тие документов производитс€ только в следующих цел€х: пресечени€ административного правонарушени€, обеспечени€ своевременного и правильного рассмотрени€ дела об административном правонарушении и исполнени€ прин€того по делу постановлени€. ѕор€док изъ€ти€ документов в рамках производства по делу об административном правонарушении определен в ст. 27.10  ојѕ –‘. »зъ€тию подлежат документы, имеющие значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженные: на месте совершени€ административного правонарушени€, при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, наход€щихс€ при физическом лице, досмотре транспортного средства, при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и наход€щихс€ у него товаров, транспортных средств и иного имущества, а также соответствующих документов. »зъ€тие документов осуществл€етс€ в присутствии двух пон€тых. »зъ€тие документов производитс€ должностными лицами, уполномоченными составл€ть протоколы об административных правонарушени€х. ѕеречень этих лиц приведен в ст. 28.3  ојѕ –‘: должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушени€х в соответствии с гл. 23  ојѕ –‘, в пределах компетенции соответствующего органа (ч. 1 ст. 28.3); должностные лица органов в соответствии с задачами и функци€ми, возложенными на эти органы федеральными законами либо нормативными правовыми актами ѕрезидента –‘ или ѕравительства –‘ (ч. 2 ст. 28.3). ѕеречень включает 81 позицию с указанием административных правонарушений, по которым должностные лица полномочны составл€ть протоколы; должностные лица отдельных органов в случа€х, определенных в ч. ч. 3 и 5 ст. 28.3. —ледует иметь в виду, что производить личный досмотр, досмотр вещей, наход€щихс€ при физическом лице, досмотр транспортного средства, а значит, и изымать документы, обнаруженные при производстве перечисленных действий, в соответствии с ч. 2 ст. 27.7 и ч. 2 ст. 27.9  ојѕ –‘ полномочны только лица, указанные в ст. 27.2 и 27.3  одекса. —тать€ 27.2  ојѕ –‘ перечисл€ет лиц, полномочных осуществл€ть доставление, и определ€ет случаи, когда может осуществл€тьс€ доставление. ƒоставление вправе осуществл€ть: должностные лица органов внутренних дел (милиции); военнослужащие внутренних войск ћ¬ƒ –оссии, должностные лица ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел; должностные лица органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользовани€ транспортом; должностные лица военной автомобильной инспекции; должностные лица органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением законодательства об охране окружающей среды, лесного фонда и лесов, не вход€щих в лесной фонд, животного мира и рыбных запасов, правил охоты и рыболовства; лица, исполн€ющие об€занности по охране √осударственной границы –‘; военнослужащие органов и войск пограничной службы; должностные лица федеральных органов налоговой полиции; должностные лица таможенных органов; военнослужащие и сотрудники органов уголовно - исполнительной системы. —тать€ 27.3  ојѕ –‘ перечисл€ет лиц, полномочных осуществл€ть административное задержание, и определ€ет случаи, когда оно может осуществл€тьс€. јдминистративное задержание вправе осуществл€ть: должностные лица органов внутренних дел (милиции); старшее в месте расположени€ охран€емого объекта должностное лицо ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военнослужащие внутренних войск ћ¬ƒ –оссии; должностные лица военной автомобильной инспекции; военнослужащие органов и войск пограничной службы; должностные лица федеральных органов налоговой полиции; должностные лица таможенных органов; военнослужащие и должностные лица органов уголовно - исполнительной системы. ¬ случае необходимости при изъ€тии документов примен€ютс€ фото - и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. ќб изъ€тии документов составл€етс€ протокол либо делаетс€ соответствующа€ запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. ¬ протоколе об изъ€тии документов указываютс€ сведени€ о виде и реквизитах изъ€тых документов. ¬ протоколе об изъ€тии документов делаетс€ запись о применении фото - и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации документов. ћатериалы, полученные при изъ€тии документов с применением фото - и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаютс€ к соответствующему протоколу. ѕротокол об изъ€тии документов подписываетс€ должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъ€ты документы, пон€тыми. ¬ случае отказа лица, у которого изъ€ты документы, от подписани€ протокола в нем делаетс€ соответствующа€ запись.  опи€ протокола вручаетс€ лицу, у которого изъ€ты вещи и документы, или его законному представителю. ¬ случае необходимости изъ€тые документы упаковываютс€ и опечатываютс€ на месте изъ€ти€. »зъ€тые документы до рассмотрени€ дела об административном правонарушении хран€тс€ в местах, определ€емых лицом, осуществившим их изъ€тие, в пор€дке, установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти. —огласно ч. 3 ст. 29.10  ојѕ –‘ вопрос об изъ€тых документах должен быть решен в постановлении по делу об административном правонарушении. ѕри этом документы, €вл€ющиес€ вещественными доказательствами, подлежат оставлению в деле в течение всего срока хранени€ данного дела либо в соответствии с законодательством –оссийской ‘едерации передаютс€ заинтересованным лицам. ѕодвод€ итог всему вышеизложенному, следует еще раз отметить, что основани€ и пор€док изъ€ти€ документов определены конкретными законодательными актами и завис€т от вида правоотношений, в рамках которых производитс€ изъ€тие. ¬ св€зи с этим обращают на себ€ внимание не вполне удачные формулировки положений п. 8 ст. 9 ‘едерального закона от 21 но€бр€ 1996 г. N 129-‘« "ќ бухгалтерском учете". ¬ частности, это касаетс€ следующего. 1. ѕеречисление органов, которые могут изымать документы: во-первых, действующим законодательством не предусмотрено изъ€тие документов непосредственно судами; во-вторых, из должностных лиц прокуратуры изымать документы имеют право либо следователь прокуратуры, либо непосредственно прокурор, но только в случае, если он лично производит отдельные следственные действи€. ј это означает, что в этих случа€х прокуратура выступает в качестве органа предварительного следстви€, и ее выделение в качестве самосто€тельного органа недостаточно обоснованно; в-третьих, федеральные органы налоговой полиции €вл€ютс€ и органами дознани€, и органами предварительного следстви€, в св€зи с чем они, так же как и прокуратура, недостаточно обоснованно выделены в качестве самосто€тельного органа; в-четвертых, не вполне пон€тно, почему помимо органов дознани€ и предварительного следстви€, прокуратуры и суда названы только налоговые инспекции? ¬едь вне рамок расследовани€ уголовных дел изъ€тие документов может быть произведено не только налоговыми, но и другими органами, например инспекторами —четной палаты –‘ в рамках осуществлени€ финансового контрол€ или органами √осторгинспекции в рамках производства по делу об административном правонарушении. 2. Ќе во всех установленных законодательством случа€х изъ€ти€ документов предусмотрено вынесение постановлений, о чем говорилось выше. Ќапример, не предусмотрено вынесение отдельного постановлени€ об изъ€тии документов, обнаруженных в ходе проведени€ оперативно - розыскных меропри€тий (в том числе при изъ€тии документов в рамках проверки федеральным органом налоговой полиции налогоплательщика). 3.  ак показано выше, установленный законодательством пор€док сн€ти€ копий изымаемых документов совершенно различен в зависимости от вида изъ€ти€ документов. “ак, если в ходе выездной налоговой проверки по общему правилу изъ€тию подлежат копии документов, то в ходе следственных действий по уголовному делу изымаютс€ только подлинники документов, а копии могут снимать только строго определенные ”ѕ  –‘ лица и только в строго определенных случа€х. ѕри этом ни первый, ни второй пример не соответствует п. 8 ст. 9 ‘едерального закона "ќ бухгалтерском учете" в части пор€дка сн€ти€ копий. ”читыва€ все вышеизложенное, представл€етс€ необходимым внесение изменений в п. 8 ст. 9 ‘едерального закона "ќ бухгалтерском учете". ‘ормулировку указанного пункта при определении пор€дка изъ€ти€ документов целесообразно ограничить общей отсылкой к пор€дку изъ€ти€ документов, установленному действующим законодательством –‘ дл€ различных видов контрольной или правоохранительной де€тельности государственных органов. јктуальность такого изменени€ предопределена также тем, что основанный на действующей редакции п. 8 ст. 9 ‘едерального закона "ќ бухгалтерском учете" отказ граждан и должностных лиц организаций от выдачи документов, подлежащих изъ€тию, или воспреп€тствование производству изъ€ти€ документов могут повлечь административную ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 19.4 "Ќеповиновение законному распор€жению должностного лица органа, осуществл€ющего государственный надзор (контроль)"  ојѕ –‘. —овершение указанного правонарушени€ влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 ћ–ќ“; на должностных лиц - от 10 до 20 ћ–ќ“. ”странение указанной правовой коллизии должно способствовать формированию единообразной правоприменительной практики, недопущению излишних споров и обжалований действий должностных лиц государственных органов и, в конечном счете, более полной реализации принципа законности.

Ќазвание документа пїњ