пїњ

Ќовое направление прокурорского надзора

(√алузин ј.)

("«аконность", N 4, 1999)

“екст документа

Ќќ¬ќ≈ Ќјѕ–ј¬Ћ≈Ќ»≈ ѕ–ќ ”–ќ–— ќ√ќ Ќјƒ«ќ–ј

ј. √јЋ”«»Ќ

ј. √алузин, заместитель прокурора —амарской области, кандидат юридических наук.

‘едеральный закон от 8 €нвар€ 1998 г. "ќ наркотических средствах и психотропных веществах" (далее - «акон) впервые урегулировал отношени€ разрешенного государством оборота (культивирование, производство, хранение, перевозка, реализаци€, использование и т. д.) наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров в медицинских, научных и иных законных цел€х. Ќар€ду с этим правова€ база борьбы с правонарушени€ми в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ значительно расширена нормами пр€мого действи€ (например, допускаетс€ получение доказательств в ходе оперативно - розыскной де€тельности посредством проверочной закупки или контрольной поставки наркотических средств), обеспечивающими наиболее адекватное противодействие наркопреступности. ¬ этой св€зи особо значимы нормы, содержащие об€зательную "программу" изменени€ и дополнени€ действующего административного, трудового, уголовного, уголовно - процессуального и иного законодательства в обеспечение противодействи€ незаконному обороту.

ѕон€тие "противодействие незаконному обороту" - более широкое по содержанию, чем "борьба с преступностью". ѕо смыслу «акона, противодействовать - это организовывать и вести борьбу (вы€вл€ть, раскрывать, расследовать, устран€ть причины и услови€ совершени€ преступлени€) с преступностью, предупреждать и пресекать нарушени€ норм административного, трудового, гражданского и иного законодательства, а также - осуществл€ть предупреждение и профилактику наркомании, контроль законного оборота, антинаркотическую пропаганду и всеобуч, обеспечивать лечение больных наркоманией и т. д. в координации (разработка планов, программ, законопроектов, проведение согласованных меропри€тий и т. п.) с субъектами разрешенного оборота и противодействи€ незаконному обороту под началом специально уполномоченных органов исполнительной власти (ст. 6).

Ќезаконный оборот - это совершение преступлений и нарушений норм административного, трудового, гражданского, иного законодательства. ѕреступлени€ и преступность - лишь часть незаконного оборота.

ѕо существу, «акон установил правовые основы государственного, общественного противодействи€ наркотизму - многоаспектному, негативному, относительно самосто€тельному социальному €влению, св€занному с открытием и использованием легальных и нелегальных наркотических веществ, в таких его формах, как наркокультура и наркоидеологи€, незаконный оборот и наркобизнес, наркопреступность, наркомани€ и т. п. ѕро€влени€ наркотизма, а особенно наркомани€ - болезнь, сокращающа€ вдвое продолжительность жизни, влекуща€ инвалидность, смерть, уничтожение генофонда страны, стали сегодн€ угрозой национальной безопасности –оссии.

ѕротиводействовать наркотизму - значит решать поставленные «аконом задачи сокращени€ числа больных наркоманией, правонарушений, св€занных с незаконным оборотом наркотических средств, в том числе и строгим контролем законного оборота, в цел€х охраны жизни и здоровь€ граждан, обеспечени€ общественной и государственной безопасности (преамбула и ст. 4 «акона), использованием комплекса мер социального, медицинского, правового, экономического, политического характера, международного сотрудничества, предлагаемых теорией антинаркотизма. —истемным должно быть и использование правовых средств противодействи€ наркотизму.

«акон, св€занные с ним нормы административного, уголовного, уголовно - процессуального и иного законодательства, а также правовые нормативные акты ѕравительства –‘, субъектов ‘едерации составл€ют, согласно ст. 3 «акона, систему законодательства о наркотических средствах и психотропных веществах - "правовой массив", имеющий самосто€тельным предметом регулировани€ отношени€ противодействи€ наркотизму в защиту естественных прав человека и гражданина. “ака€ система может рассматриватьс€, на наш взгл€д, как развивающа€с€ комплексна€ отрасль законодательства и публичного права - "антинаркотическое право".

ѕоэтому «акон занимает особое место и в системе законодательства, составл€ющего правовые основы организации, пор€дка де€тельности органов прокуратуры (ст. 3 «акона о прокуратуре –‘), на которые возложен надзор за исполнением антинаркотического законодательства.

Ѕолее того, исключительно важной новеллой «акона в установлении круга субъектов его исполнени€ и их компетенции стало возложение на √енерального прокурора –‘ и подчиненных ему прокуроров об€занности осуществлени€ противодействи€ незаконному обороту (аналогична€ об€занность возложена и на федеральные органы исполнительной власти в области внутренних дел, безопасности, внешней разведки, а также на органы таможни, пограничной службы, здравоохранени€ и иные госорганы в соответствии с ч. 1 ст. 41 «акона), т. е. новой, дополнительной функции, котора€ может стать основой самосто€тельного, долговременного направлени€ де€тельности прокуратуры.

ќсобенность «акона и в том, что обща€ координаци€ де€тельности всех субъектов его исполнени€, в том числе правоохранительных органов, возложена на специально создаваемые органы (федеральные и субъектов ‘едерации) дл€ организации исполнени€ антинаркотического законодательства, решени€ практических задач в области разрешенного и незаконного оборота (ст. 6, ч. 2 ст. 7, ч. 2 ст. 41 «акона). ѕоэтому координаци€ √енеральным прокурором –‘ и подчиненными ему прокурорами де€тельности правоохранительных органов по борьбе с наркопреступностью (ст. 8 «акона о прокуратуре –‘) приобретает характер специальной. ќба вида координации самосто€тельны, взаимосв€заны и должны взаимодополн€тьс€.

“аким образом, «акон определил основные направлени€, содержание де€тельности органов прокуратуры по исполнению и надзору за исполнением антинаркотического законодательства: во-первых, надзор за исполнением антинаркотического законодательства специально уполномоченными и иными органами исполнительной власти, законодательными органами субъектов ‘едерации, субъектами разрешенного оборота и противодействи€ незаконному обороту, а также негосударственными организаци€ми и объединени€ми, гражданами; во-вторых, противодействие незаконному обороту в пределах компетенции, определенной «аконом о прокуратуре –‘, практически всеми прокурорскими работниками независимо от порученных им направлений де€тельности; в-третьих, координаци€ - разработка и осуществление согласованных действий правоохранительных органов по вы€влению, раскрытию, предупреждению преступлений в сфере незаконного оборота.

Ќовое направление де€тельности прокуратуры и прокурорского надзора отличаетс€ большим количеством поднадзорных объектов и субъектов, поскольку антинаркотическое законодательство в разной степени регулирует спектр общественных отношений, субъектами которых €вл€етс€ большинство физических и юридических лиц независимо от их организационно - правовых форм. Ќапример, запрет потреблени€ наркотических средств или психотропных веществ без назначени€ врача (ст. 40 «акона) и об€занность образовательных учреждений в соответствии со ст. 51 ‘едерального закона "ќб образовании" создавать услови€, гарантирующие охрану здоровь€ обучающихс€, воспитанников, в том числе от заболевани€ наркоманией.

—итуаци€ надвигающейс€ в последние годы на многие регионы (—амарска€ область - не исключение) катастрофы - неудержимого роста незаконного оборота, наркопреступности, числа больных и умерших от наркомании не оставл€ет альтернативы безотлагательному применению комплекса, по сути "чрезвычайных", мер противодействи€ наркотизму, содержащихс€ в «аконе. ѕрежде всего - организационных: создание специальных ведомственных и межведомственных структур противодействи€ незаконному обороту, без чего невозможна (как показывает опыт, в том числе —амарской области) эффективна€ реализаци€ потенциала антинаркотического законодательства. ќбоснованность такого подхода подтверждают имеющиес€ пока только в системе ћ¬ƒ специальные органы - управлени€ по борьбе с незаконным оборотом (”ЅЌќЌ), которые сегодн€ наиболее инициативны и результативны в применении «акона. Ёто дает основани€ содействовать их укреплению. “ак, администраци€ и ƒума —амарской области предусмотрели в бюджете области увеличение числа сотрудников ”ЅЌќЌ в 1999 г. на 70 сотрудников.

≈сли учесть, что в ст. 41 «акона ("ќрганизаци€ противодействи€ незаконному обороту") первыми в р€ду органов противодействи€ незаконному обороту названы органы прокуратуры, то есть основани€ полагать, что на органы прокуратуры, уполномоченные на координацию борьбы с наркопреступностью и осуществление надзора за исполнением антинаркотического законодательства, возложена и задача организации исполнени€ всеми «акона, прежде всего на местах.

ќчевидно, что антинаркотическое законодательство обусловило не только по€вление нового, межотраслевого направлени€ де€тельности прокуратуры, но и необходимость его организации в рамках самосто€тельных управлений, отделов, рабочих групп, аналогичных специализированным подразделени€м по надзору за исполнением налогового законодательства, создаваемым во исполнение ѕриказа √енерального прокурора –‘ N 51 от 03.08.98 "ќ мерах по усилению прокурорского надзора за исполнением налогового законодательства".

ƒинамика роста наркопреступлений в —амарской области (по их удельному весу в массиве официально зарегистрированных: до 1993 г. - 1%, в 1993 г. - 2,2%, в 1994 - 3,7%, в 1995 - 5,3%, в 1996 - 7,1%, в 1997 г. - 19,5% от 48270 преступлений), характерна€ и дл€ других регионов, €вл€етс€ следствием увеличени€ объемов наркосбыта, заметного даже непрофессиональному взгл€ду роста числа сбытчиков и потребителей (в 1995 - 1997 гг. более чем в 6 раз увеличилось число состо€щих на учете и страдающих наркоманией) и, соответственно, активизации правоохранительных органов в пресечении незаконного сбыта (особенно с прин€тием нового ”  –‘). Ќаша область с населением в 3,3 млн. человек в 1997 - начале 1998 г., в сравнении с другими территори€ми, была в –оссии третьей по количеству наркопреступлений на 100 тыс. населени€ и п€той по числу вы€вленных наркопреступлений и количеству больных наркоманией.

ѕриоритеты, задачи, меропри€ти€ борьбы с наркопреступностью, прокурорского надзора в эти годы определ€лись на координационных совещани€х правоохранительных органов, прокурором области на основе знаний о реальной наркоситуации - из информации наркологической службы, социологов, оперативных служб, обращений граждан, обобщений следственной, судебной практики и т. д.

“ак, с прин€тием «акона прокуратурой совместно с ”¬ƒ области были разработаны методики, прежде всего - проведени€ проверочных закупок, и внедрены в практику изобличени€ сбытчиков, организаторов и содержателей притонов дл€ потреблени€ наркотиков. ƒл€ оптимизации противодействи€ незаконному обороту путем освоени€ оперативными работниками прокуратуры и ћ¬ƒ международного и отечественного опыта борьбы с наркопреступностью, профилактики наркомании прокуратурой области проведены: семинары, в том числе на базе стационара областного наркологического диспансера и его реабилитационного центра, а также - ¬сероссийска€ научно - практическа€ конференци€ "ѕроблемы профилактики и реабилитации наркомании" с участием органов здравоохранени€, ученых и общественности —амары. »здан сборник докладов. ѕрошли районные научно - практические конференции. ¬месте с этим в разъ€снении «акона и антинаркотической пропаганде на телевидении, радио, в печати участвовали руководители и оперативные работники всех звеньев прокуратуры области, использу€ такие формы, как пресс - конференции, дискуссии, интервью, пр€мые теле - и радиоэфиры, репортажи с семинаров, конференций, координационных совещаний (82 выступлени€).  роме того, проведено 150 выступлений перед депутатами, работниками администраций, здравоохранени€, образовани€, в том числе в учебных заведени€х и по месту жительства перед педагогами, родител€ми в рамках антинаркотического просвещени€ (в области решаетс€ задача организации научно обоснованного антинаркотического всеобуча как средства противодействи€ наркомании).

¬ дополнение к наркологическим стационарам созданы 2 реабилитирующих центра на 70 человек и в 1999 г. откроютс€ 2 центра на 1000 больных наркоманией.

Ќар€ду с этим прокуратура области участвует в работе межведомственной комиссии администрации области по профилактике наркомании и борьбе с наркопреступностью, разработке областной целевой программы противодействи€ незаконному обороту и наркомании, дополнений и изменений «акона и св€занного с ним административного, уголовного, иного законодательства, в том числе областного. Ѕез них в насто€щее врем€ невозможна реализаци€ норм «акона, например ст. ст. 45, 46, устанавливающих ограничени€ на зан€тие отдельными видами профессиональной де€тельности дл€ больных наркоманией, запрет пропаганды, рекламы в сфере оборота наркотических средств; ст. 50 - об установлении наблюдени€ по решению суда за отбывшими лишение свободы за совершение т€жких и особо т€жких преступлений, св€занных с незаконным оборотом, и т. д.

Ѕезусловно, изложенным не исчерпываетс€ сделанное по исполнению «акона и надзору за исполнением антинаркотического законодательства в 1998 г. ѕройден начальный этап осмыслени€ и организации исполнени€ «акона, консолидации усилий прокурорских работников, придани€ их работе планомерного, наступательного, организующего характера на местах. ќпределенный его итог - создание атмосферы взаимопонимани€ и сотрудничества правоохранительных органов, наркологов, педагогов, социальных служб, общественных объединений, органов исполнительной, законодательной и судебной власти, средств массовой информации в противодействии наркотизму. ¬ 1998 г. удельный вес наркопреступлений в числе всех вы€вленных составил 15,3%, или 8139 преступлений. »з них 3311 вы€влены криминальной милицией, из которых 20% - дела о сбыте. Ќо изобличено вдвое больше профессиональных сбытчиков и в 6,5 раза больше организаторов и содержателей притонов потреблени€ наркотиков в сравнении с 1997 г. ¬ прошедшем году —амарска€ область была второй в –оссии после ≈врейской автономной области по количеству вы€вленных наркопреступлений на 100 тыс. населени€.

¬о многом активна€ позици€ органов прокуратуры в этих процессах, исполнении профессиональных об€занностей будет определ€тьс€ приказом прокурора области о создании рабочей группы по актуальному, самосто€тельному направлению де€тельности - исполнению и надзору за исполнением антинаркотического законодательства в составе работников управлений (следственного, по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам), отделов (по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов, судебных постановлений по гражданским делам, законов о несовершеннолетних, обеспечению участи€ прокуроров в арбитражном процессе, надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний). ѕредложенные группой меропри€ти€ включены в рабочие планы управлений, отделов и прокуратуры области на первое полугодие 1999 г. –уковод€щей, методической основой работы группы, прокуроров городов и районов области €вл€ютс€ ѕостановление координационного совещани€ руководителей правоохранительных органов –‘ от 27.07.98, –екомендации √енеральной прокуратуры –‘ "ѕрокурорский надзор за исполнением законодательства о борьбе с незаконным оборотом наркотиков".

Ќазвание документа

пїњ