пїњ

ќрганизационные основы противодействи€ коррупции в –оссийской ‘едерации в услови€х второго дес€тилети€ XXI в

( раснова  . ј.) ("–оссийский следователь", 2013, N 6) “екст документа

ќ–√јЌ»«ј÷»ќЌЌџ≈ ќ—Ќќ¬џ ѕ–ќ“»¬ќƒ≈…—“¬»я  ќ––”ѕ÷»» ¬ –ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»» ¬ ”—Ћќ¬»я’ ¬“ќ–ќ√ќ ƒ≈—я“»Ћ≈“»я XXI ¬. <*>

 . ј.  –ј—Ќќ¬ј

 раснова  ристина јлександровна, старший научный сотрудник ‘√ ” "¬Ќ»» ћ¬ƒ –оссии", кандидат юридических наук.

—тать€ посв€щена современному состо€нию борьбы с коррупцией. ÷елью статьи €вилось рассмотрение организационных основ противодействи€ коррупции, перспектив создани€ специализированного органа противодействи€ коррупции в –оссийской ‘едерации. јвтор рассматривает правовые предпосылки создани€ данного органа государственной власти, показывает возможности использовани€ зарубежного опыта функционировани€ антикоррупционного органа, критически оценивает предлагаемый в специальной литературе "круг" полномочий данного органа и приглашает к дальнейшей научной дискуссии по актуальной проблеме.

 лючевые слова: коррупци€, преступлени€ коррупционной направленности, принципы противодействи€ коррупции, орган противодействи€ коррупции.

The article concerns the contemporary state of fighting corruption. The purpose of the article is consideration of organizational fundamentals of fighting corruption, perspectives of creation of a specialized agency of fighting corruption in the Russian Federation. The author considers legal prerequisites of creation of the said agency of the state power, shows the possibilities of use of foreign experience of functioning of anti-corruptional agency, critically valuates the range of powers of said agency, proposed in the specialized literature, and invites to further scientific discussion of the topical problem.

Key words: corruption, crimes of corruptional character, principles of fighting corruption, agency of fighting corruption.

Ќа сегодн€шний день борьба с коррупцией и причинами, ее порождающими, по-прежнему остаетс€ важной задачей государства. ¬ услови€х продолжающегос€ финансового и экономического кризиса вполне прогнозируем рост коррупционных про€влений. ѕо мнению ¬. ». ѕопова, "он будет носить характер очередного коррупционного взрыва" <1>. Ётот процесс набирает силу.  оррупци€ относитс€ к "традиционным" проблемам, борьбу с которыми правоохранительные органы ведут годами. ¬ этой св€зи ѕрезидент –оссийской ‘едерации на заседании коллегии ћ¬ƒ –оссии 10 феврал€ 2012 г. напомнил органам правопор€дка о коррупции и необходимости действовать по всем случа€м вымогательства и вз€точничества без огл€дки на лица и статусы. "я требую от министерства действовать активнее, не суетитьс€, если возникают какие-то проблемы, - обратилс€ президент к сотрудникам ћ¬ƒ –оссии. - ≈сть у вас позици€ - действуйте, как считаете правильным, без огл€дки на политические структуры" <2>. -------------------------------- <1> ѕопов ¬. ». ѕреступность, угрожающа€ национальной безопасности –оссии. ћ.: »зд-во —√”, 2010. —. 170. <2> URL: http://www. rg. ru/2012/02/10/mvd-site. html.

Ќаиболее активно в –оссии коррупционные процессы про€вл€ютс€ в сферах осуществлени€ контрольно-надзорных функций, распределени€ бюджетных средств, использовани€ государственного имущества, налогового администрировани€ и образовани€. ¬ значительной степени криминализированы кредитно-финансова€ и внешнеэкономическа€ сферы, область реализации крупных государственных программ и инвестиционных проектов <3>.  ак справедливо пишет ¬. ». ѕопов, "там, где масштабные бюджетные потоки, коррупци€ всегда расцветает пышным цветом" <4>. -------------------------------- <3> —м.: ƒоклад генерального прокурора ёри€ „айки на пленарном заседании —овета ‘едерации ‘едерального —обрани€ –оссийской ‘едерации о состо€нии законности и правопор€дка в 2011 г. // URL: http://kprf. ru/crisis/edros/105523.php. <4> ѕопов ¬. ». ѕреступность, угрожающа€ национальной безопасности –оссии. ћ.: »зд-во —√”, 2010. —. 171.

ѕо данным √енеральной прокуратуры –оссийской ‘едерации, в 2011 г. прокурорами было вы€влено 106527 нарушений законодательства о противодействии коррупции (почти в 1,5 раза больше, чем в 2010 г., - 76887). ¬ частности, более 52,3 тыс. коррупционных правонарушений были св€заны с использованием государственного и муниципального имущества и размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг дл€ государственных и муниципальных нужд <5>. -------------------------------- <5> —м.: ƒоклад генерального прокурора ёри€ „айки.

¬месте с тем √енеральна€ прокуратура –оссийской ‘едерации отмечает снижение результативности работы следственных органов по делам коррупционной направленности. “ак, в 2011 г. в производстве следователей —ледственного комитета –оссийской ‘едерации находилось 16707 уголовных дел о преступлени€х коррупционной направленности (в 2010 г. - 18097). ¬ 2011 г., с учетом ранее возбужденных, в производстве следственных подразделений ћ¬ƒ –оссии находилось 8764 уголовных дела о преступлени€х коррупционной направленности. ќрганами ‘—Ѕ –оссии возбуждено 183 (в 2010 г. - 178) уголовных дела коррупционной направленности, из них 97,3% - по собственным оперативным материалам <6>. -------------------------------- <6> “ам же.

Ёти объективные показатели свидетельствуют о крайне низкой эффективности противодействи€ коррупции. ќни могут и должны быть другими, если прин€ть во внимание реальные масштабы того же вз€точничества и оргштатные возможности правоохранительных органов <7>. -------------------------------- <7> —м.: ѕопов ¬. ». ”каз. соч. —. 171.

ѕредупреждение коррупции, формирование и проведение активной антикоррупционной политики выступает в качестве самосто€тельной функции государства. ѕод антикоррупционной функцией государства понимаетс€ совокупность действий, направленных на устранение причин коррупции, нормализацию работы государственного аппарата, устроенного по максимально удобной и полезной дл€ всех членов общества технологии <8>. Ќе случайно целью Ќациональной стратегии противодействи€ коррупции €вл€етс€ искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе <9>. -------------------------------- <8> —м.: ћалько ј. ¬., ѕетров ћ. ѕ. јнтикоррупционна€ функци€ современного –оссийского государства: проблемы формировани€ // ѕраво и государство: теори€ и практика. 2005. N 7. —. 56 - 57. <9> —м.: ”каз ѕрезидента –‘ от 13.04.2010 N 460 "ќ Ќациональной стратегии противодействи€ коррупции и Ќациональном плане противодействи€ коррупции на 2010 - 2011 годы" (с изм. от 13.03.2012) // —обрание законодательства –‘. 2010. N 16. —т. 1875.

¬ узком смысле антикоррупционна€ функци€ государства представл€ет собой непосредственное вытеснение из общества €влений коррупции на всех уровн€х его организации с помощью специфических мер <10>. -------------------------------- <10> —м.: ћалько ј. ¬., ѕетров ћ. ѕ. јнтикоррупционна€ функци€ современного –оссийского государства: проблемы формировани€ // ѕраво и государство: теори€ и практика. 2005. N 7. —. 56 - 57.

—реди средств и методов противодействи€ коррупции особо выдел€ютс€ организационные меры по предупреждению коррупции. ѕоэтому дл€ наиболее полного и глубокого анализа происход€щих в сфере противодействи€ коррупции процессов, понимани€ сущности планируемых и проводимых в этих цел€х меропри€тий прежде всего необходимо рассмотреть организационные основы противодействи€ коррупции. Ќадо отметить, что ключевое значение имеют правовые средства противодействи€ коррупции. ѕрин€тие ‘едерального закона "ќ противодействии коррупции" <11>, Ќациональной стратегии противодействи€ коррупции <12>, Ќационального плана противодействи€ коррупции <13> существенно усилило "организационно-правовой инструментарий дл€ дальнейшего повышени€ эффективности антикоррупционной работы правоохранительной и судебной систем государства, общественных институтов и защиты прав и законных интересов граждан от коррупционных правонарушений" <14>. -------------------------------- <11> —м.: ‘едеральный закон от 25.12.2008 N 273-‘« "ќ противодействии коррупции" (ред. от 21.11.2011) // —обрание законодательства –‘. 2008. N 52 (ч. 1). —т. 6228. <12> —м.: ”каз ѕрезидента –‘ от 13.04.2010 N 460 "ќ Ќациональной стратегии противодействи€ коррупции и Ќациональном плане противодействи€ коррупции на 2010 - 2011 годы" (ред. от 13.03.2012) // —обрание законодательства –‘. 2010. N 16. —т. 1875. <13> —м.: ”каз ѕрезидента –‘ от 13.03.2012 N 297 "ќ Ќациональном плане противодействи€ коррупции на 2012 - 2013 годы и внесении изменений в некоторые акты ѕрезидента –оссийской ‘едерации по вопросам противодействи€ коррупции" // —обрание законодательства –‘. 2012. N 12. —т. 1391. <14> —м.: ѕопов ¬. ». ѕреступность, угрожающа€ национальной безопасности –оссии. ћ.: »зд-во —√”, 2010. —. 172.

¬ частности, ст. 3 ‘едерального закона "ќ противодействии коррупции" установила основные принципы противодействи€ коррупции. ѕринцип - основа, начало общественного €влени€, в частности, отрасли права или вида человеческой де€тельности. ѕринципы противодействи€ коррупции - это внутренне присущие антикоррупционной де€тельности и определ€ющие ее содержание исходные (руковод€щие) идеи. ќни отражают политические, экономические и социальные закономерности развити€ современного российского общества, а равно нравственные и правовые представлени€ граждан –оссии относительно сущности, цели, задач и процедур противодействи€ современной коррупции. ѕринципы противодействи€ коррупции при реализации на практике приобретают значение императивных требований, определенных правил и об€зывают всех участников антикоррупционной де€тельности к соответствующему правомерному поведению или устанавливают определенные запреты <15>. -------------------------------- <15> —м.: Ўумилов ј. ё.  омментарий к ст. 2. ќсновные принципы противодействи€ терроризму // “ерроризм. ѕравовые аспекты противодействи€. »зд. 2-е, перераб. и доп. ћ., 2006.

ѕротиводействие коррупции в –оссийской ‘едерации основываетс€ на следующих основных принципах: 1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; 2) законность; 3) публичность и открытость де€тельности государственных органов и органов местного самоуправлени€; 4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; 5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; 6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; 7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организаци€ми и физическими лицами <16>. -------------------------------- <16> —м.: ст. 3 ‘едерального закона от 25.12.2008 N 273-‘« "ќ противодействии коррупции" (ред. от 21.11.2011) // —обрание законодательства –‘. 2008. N 52 (ч. 1). —т. 6228.

¬ Ќациональной стратегии противодействи€ коррупции –оссийской ‘едерации в качестве основных принципов противодействи€ коррупции закреплены следующие: а) признание коррупции одной из системных угроз безопасности –оссийской ‘едерации; б) использование в противодействии коррупции системы мер, включающей в себ€ меры по предупреждению коррупции, по уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступлени€, и по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных де€ний при ведущей роли на современном этапе мер по предупреждению коррупции; в) стабильность основных элементов системы мер по противодействию коррупции, закрепленных в ‘едеральном законе "ќ противодействии коррупции"; г) конкретизаци€ антикоррупционных положений федеральных законов, национальной стратегии противодействи€ коррупции, Ќационального плана противодействи€ коррупции на соответствующий период в правовых актах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов –оссийской ‘едерации и в муниципальных правовых актах <17>. -------------------------------- <17> —м.: ”каз ѕрезидента –‘ от 13.04.2010 N 460 "ќ Ќациональной стратегии противодействи€ коррупции и Ќациональном плане противодействи€ коррупции на 2010 - 2011 годы" (с изм. от 13.03.2012) // —обрание законодательства –‘. 2010. N 16. —т. 1875.

¬ мире существует много стран, которые успешно побеждают коррупцию. яркий пример успешной борьбы продемонстрировали Ќорвеги€, √ермани€, »тали€, »спани€, —Ўј и —ингапур. —амый последний успешный пример - √рузи€. “ворец сингапурского чуда Ћи  ван ё, который сумел искоренить коррупцию и добитьс€ фантастических успехов в экономике, выдел€ет три главных принципа дл€ решени€ проблемы коррупции: чиста€ центральна€ власть, неотвратимость наказани€, хорошее вознаграждение за работу и стимулирование честной работы госслужащих <18>. -------------------------------- <18> —м.: »нтервью: Ћи  уан ё, создатель сингапурского чуда, министр-наставник —ингапура // ¬едомости. 26.10.2005.

ќдной из проблем, вы€вленных в процессе исследовани€, €вл€етс€ дискусси€ о перспективах создани€ в –оссии специального органа дл€ борьбы с коррупцией. ѕравовые предпосылки дл€ этого имеютс€ <19>. “ак, ст. 6  онвенции ќќЌ против коррупции содержит положение о том, что "каждое государство-участник обеспечивает, в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы, наличие органа или, в надлежащих случа€х, органов, осуществл€ющих предупреждение коррупции" <20>. ¬ свою очередь, ст. 20  онвенции —овета ≈вропы об уголовной ответственности за коррупцию об€зывает государства-участников учредить специальные органы дл€ борьбы с коррупцией, обладающие особым статусом и наделенные значительными полномочи€ми <21>. -------------------------------- <19>  онвенци€ ќќЌ против коррупции прин€та в г. Ќью-…орке 31.10.2003 –езолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии √енеральной јссамблеи ќќЌ. ќт имени –оссии  онвенци€ подписана в г. ћерида (ћексика) 09.12.2003 на основании распор€жени€ ѕрезидента –‘ от 06.12.2003 N 581-рп "ќ подписании  онвенции ќрганизации ќбъединенных Ќаций против коррупции". –атифицирована  онвенци€ ‘едеральным законом от 08.03.2006 N 40-‘« "ќ ратификации  онвенции ќрганизации ќбъединенных Ќаций против коррупции". –атификационна€ грамота депонирована генеральному секретарю ќќЌ от имени –оссии 09.09.2006. ¬ступила в силу дл€ –оссии  онвенци€ 08.06.2006  онвенци€ —овета ≈вропы об уголовной ответственности за коррупцию (ETS N 173) заключена в г. —трасбурге (‘ранци€) 27.01.1999. ќт имени –оссии  онвенци€ подписана тогда же на основании распор€жени€ ѕрезидента –‘ от 25.01.1999 N 18-рп "ќ подписании –оссийской ‘едерацией  онвенции об уголовной ответственности за коррупцию". –атифицирована  онвенци€ ‘едеральным законом от 25.07.2006 N 125-‘« "ќ ратификации  онвенции об уголовной ответственности за коррупцию" без каких-либо за€влений. ¬ступила в силу дл€ –оссии  онвенци€ 01.02.2007. ¬ г. —трасбурге 15.05.2003 подписан ƒополнительный протокол к  онвенции —овета ≈вропы об уголовной ответственности за коррупцию (ETS N 191), однако –осси€ в данном международном акте не участвует.  онвенци€ ќќЌ против коррупции и  онвенци€ —овета ≈вропы об уголовной ответственности за коррупцию (ETS N 173), €вл€€сь международными договорами –оссийской ‘едерации, возлагают на –оссию соответствующие международно-правовые об€зательства, в рамках исполнени€ которых нар€ду с прочим разработан и прин€т вошедший в "пакет антикоррупционных законов" ‘едеральный закон от 25.12.2008 N 280-‘« "ќ внесении изменений в отдельные законодательные акты –оссийской ‘едерации в св€зи с ратификацией  онвенции ќрганизации ќбъединенных Ќаций против коррупции от 31.10.2003 и  онвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27.01.1999 и прин€тием ‘едерального закона "ќ противодействии коррупции". <20>  онвенци€ ќрганизации ќбъединенных Ќаций против коррупции (прин€та в г. Ќью-…орке 31.10.2003 –езолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии √енеральной јссамблеи ќќЌ) // Ѕюллетень международных договоров. 2006. N 10. —. 7 - 54. <21> —м.:  онвенци€ об уголовной ответственности за коррупцию (ETS N 173) [рус., англ.] (заключена в г. —трасбурге 27.01.1999) // Ѕюллетень международных договоров. 2009. N 9. —. 15 - 29.

—огласно ч. 5 ст. 5 ‘едерального закона "ќ противодействии коррупции" в цел€х обеспечени€ координации де€тельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов –оссийской ‘едерации и органов местного самоуправлени€ по реализации государственной политики в области противодействи€ коррупции по решению ѕрезидента –оссийской ‘едерации могут формироватьс€ органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов –оссийской ‘едерации и иных лиц (далее - органы по координации де€тельности в области противодействи€ коррупции), наделенные правом: 1) подготавливать проекты указов, распор€жений и поручений ѕрезидента –оссийской ‘едерации; 2) подготавливать проекты постановлений, распор€жений и поручений ѕравительства –оссийской ‘едерации; 3) издавать акты (совместные акты) федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов –оссийской ‘едерации; 4) передавать полученные данные о совершении коррупционных правонарушений в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решени€ в установленном законом пор€дке. ”поминаемые в ‘едеральном законе "ќ противодействии коррупции" органы по координации де€тельности в области противодействи€ коррупции вправе представл€ть на рассмотрение ѕрезидента –оссийской ‘едерации, ѕравительства –оссийской ‘едерации подготовленные ими проекты указов, распор€жений и поручений ѕрезидента –оссийской ‘едерации, постановлений, распор€жений и поручений ѕравительства –оссийской ‘едерации. ѕо мнению —. Ќ. Ўишкарева, данные коллегиальные органы не могут рассматриватьс€ в качестве субъектов антикоррупционной политики, обладающих всей полнотой полномочий дл€ осуществлени€ своих функций, что свидетельствует об отсутствии "основного механизма противодействи€ коррупции" <22>. -------------------------------- <22> Ўишкарев —. Ќ. –оссийское законодательство в сфере противодействи€ коррупции: перспективы дальнейшего развити€ // ќбщество и право. 2010. N 2 (29). —. 157.

’арактеризу€ организационные основы противодействи€ коррупции, надо отметить, что в 2008 г. был образован —овет при ѕрезиденте –оссийской ‘едерации по противодействию коррупции (далее - —овет) в цел€х создани€ системы противодействи€ коррупции в –оссийской ‘едерации и устранени€ причин, ее порождающих <23>. -------------------------------- <23> —м.: ”каз ѕрезидента –‘ от 19.05.2008 N 815 "ќ мерах по противодействию коррупции" (ред. от 28.02.2012) // —обрание законодательства –‘. 2008. N 21. —т. 2429.

¬ числе основных задач —овета названа подготовка предложений ѕрезиденту –оссийской ‘едерации, касающихс€ выработки и реализации государственной политики в области противодействи€ коррупции. —овет также призван осуществл€ть координацию де€тельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов –‘ и органов местного самоуправлени€ муниципальных образований по реализации государственной политики в области противодействи€ коррупции, а также контроль за реализацией меропри€тий, предусмотренных Ќациональным планом противодействи€ коррупции. “ак, в ходе заседани€  омиссии по координации де€тельности федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов по осуществлению международных договоров –оссийской ‘едерации в области противодействи€ коррупции ѕрезидиума —овета, состо€вшегос€ 24 апрел€ 2012 г., его участники выработали меры по организации выполнени€ рекомендаций, высказанных международными экспертами в рамках антикоррупционных мониторинговых механизмов √руппой государств против коррупции (√–≈ ќ) и –абочей группой ќрганизации экономического сотрудничества и развити€ (ќЁ—–), рассмотрели дальнейшие перспективы взаимодействи€ с ≈вропейским союзом и заслушали совместный доклад ћинюста –оссии и ћ»ƒа –оссии о ходе подготовки к ратификации ƒополнительного протокола к  онвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27.01.1999. ѕо результатам обсуждени€  омиссией рекомендовано подготовить "дорожную карту" приведени€ законодательства –оссийской ‘едерации в соответствие с требовани€ми указанного ѕротокола <24>. -------------------------------- <24> URL: http://state. kremlin. ru/council/12/news/15169.

 роме того, в рамках проводимой антикоррупционной политики ѕрезидент –оссийской ‘едерации определил перечень органов государственной власти, ответственных за реализацию положений  онвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27.01.1999, касающихс€ международного сотрудничества: ћинистерство юстиции –оссийской ‘едерации - по гражданско-правовым вопросам, включа€ гражданско-правовые аспекты уголовных дел; √енеральна€ прокуратура –оссийской ‘едерации - по иным вопросам международного сотрудничества <25>. ѕрезидент –оссийской ‘едерации установил перечень органов государственной власти, ответственных за реализацию положений  онвенции ќрганизации ќбъединенных Ќаций против коррупции, касающихс€ взаимной правовой помощи.   ним относ€тс€: ћинистерство юстиции –оссийской ‘едерации - по гражданско-правовым вопросам, включа€ гражданско-правовые аспекты уголовных дел; √енеральна€ прокуратура –оссийской ‘едерации - по иным вопросам взаимной правовой помощи <26>. -------------------------------- <25> —м.: ”каз ѕрезидента –‘ от 18.12.2008 N 1800 "ќ центральных органах –оссийской ‘едерации, ответственных за реализацию положений  онвенции об уголовной ответственности за коррупцию, касающихс€ международного сотрудничества" // —обрание законодательства –‘. 2008. N 51. —т. 6141. <26> —м.: ”каз ѕрезидента –‘ от 18.12.2008 N 1799 "ќ центральных органах –оссийской ‘едерации, ответственных за реализацию положений  онвенции ќрганизации ќбъединенных Ќаций против коррупции, касающихс€ взаимной правовой помощи" // —обрание законодательства –‘. 2008. N 51. —т. 6140.

 ак видим, ѕрезидент –оссийской ‘едерации не только осуществл€ет координирующую функцию (он €вл€етс€ председателем —овета), но и в рамках нормотворческой де€тельности надел€ет отдельные органы государственной власти специальными полномочи€ми в сфере противодействи€ коррупции. ќднако здесь не идет речь о специализированном органе противодействи€ коррупции в буквальном толковании положений  онвенции ќќЌ против коррупции и  онвенции —овета ≈вропы об уголовной ответственности за коррупцию (ETS N 173), дл€ которого эта де€тельность была бы единственной, а не одним из направлений де€тельности (например, взаимна€ правова€ помощь). ¬ разрешении этого вопроса может быть полезен опыт р€да зарубежных стран. Ќапример, в  онгрессе —Ўј, парламентах ¬еликобритании,  анады, ‘ранции, »талии образованы посто€нно действующие комиссии, уполномоченные осуществл€ть контроль, расследование и проверку соответствующих данных о коррупции.   сожалению, аналогичные структуры в –оссии не созданы. ј таковыми могли быть независимые комиссии, независимый прокурор или независимый судь€. ¬ажно, чтобы была установлена особа€ процедура их назначени€ и сн€ти€, обеспечена надежна€ защита этих специалистов в течение срока их пребывани€ в должности и исключалась возможность их отстранени€ неправомочным органом. јвторы данного проекта имели в виду, что, работа€ в услови€х гласности, провод€ независимые расследовани€, они должны иметь доступ к документам и иной информации всех ветвей власти, включа€ јдминистрацию ѕрезидента и ѕравительство. ѕри этом предполагалось, что, будучи подлинно независимыми от государства, эти органы действуют строго законно, иначе сами могут стать репрессивными аппаратами <27>. -------------------------------- <27> —м.: ѕопов ¬. ». ѕротиводействие организованной преступности, коррупции, терроризму в –оссии и за рубежом. ћ., 2008. —. 150.

¬месте с тем в специальной литературе не только обосновываетс€ необходимость создани€ специализированного органа противодействи€ коррупции, но и даетс€ его пон€тие, очерчиваетс€ "круг" его полномочий. “ак, —. Ќ. Ўишкарев под "органом противодействи€ коррупции" предлагает понимать "государственный специализированный орган, предметом де€тельности которого €вл€етс€ противодействие коррупции" <28>. ¬ компетенции органа должны входить: координаци€ противодействи€ коррупции, антикоррупционна€ экспертиза нормативных правовых актов, разработка законопроектов антикоррупционной направленности, антикоррупционна€ профилактика <29>. ќднако, как видно, автором оставлены без внимани€ вопросы привлечени€ к уголовной ответственности за преступлени€ коррупционной направленности. -------------------------------- <28> Ўишкарев —. Ќ. –оссийское законодательство в сфере противодействи€ коррупции: перспективы дальнейшего развити€ // ќбщество и право. 2010. N 2 (29). —. 158. <29> “ам же.

ƒругое предложение сформулировано ƒ. ѕ. ќбуховым, который обосновал создание в рамках реформы государственной правоохранительной сферы единого межведомственного органа - Ќационального антикоррупционного комитета –оссийской ‘едерации, отвечающего за борьбу с коррупцией и организованной преступностью <30>. ѕо мнению автора, данный шаг будет способствовать минимизации так называемых "ведомственных интересов" при проведении оперативно-розыскных меропри€тий, что приведет к снижению уровн€ "транзакционных издержек субъектов правоохранительной сферы" <31>.  ак полагает автор, структура Ќационального антикоррупционного комитета должна соответствовать поставленным перед ним задачам дл€ де€тельности как внутри государства, так и за его пределами. ¬ зависимости от характера среды, порождающей коррупционную угрозу, соответствующие структурные подразделени€ антикоррупционного комитета должны возглавл€ть представители тех или иных силовых ведомств - ‘едеральной службы безопасности –оссийской ‘едерации, ћинистерства внутренних дел –оссийской ‘едерации, —лужбы внешней разведки –оссийской ‘едерации, ‘едеральной службы по финансовому мониторингу –оссийской ‘едерации и других министерств и ведомств <32>. -------------------------------- <30> —м. подробнее: ќбухов ƒ. ѕ. ‘ормирование организационно-экономического механизма противодействи€ коррупции в социальной сфере: јвтореф. дис. ... к. э.н. —ѕб., 2012. —. 16 - 17. <31> ќбухов ƒ. ѕ. ‘ормирование организационно-экономического механизма противодействи€ коррупции в социальной сфере: јвтореф. дис. ... к. э.н. —ѕб., 2012. —. 16. <32> —м.: ќбухов ƒ. ѕ. ”каз. соч. —. 17.

ƒанные предложени€ интересны и представл€ютс€ своевременными, ведь именно отсутствие специализированного органа противодействи€ коррупции преп€тствует присоединению –оссийской ‘едерации к ƒополнительному протоколу к  онвенции —овета ≈вропы об уголовной ответственности за коррупцию (ETS N 191) и обогащению тем самым национальной правовой системы апробированными за рубежом правовыми и организационными механизмами противодействи€ коррупции. —читаем, что решение данного вопроса должна предвар€ть открыта€ научна€ дискусси€.

Ќазвание документа пїњ