пїњ

»нформационна€ безопасность в системе противодействи€ опасности

( озориз Ќ. Ћ.) ("»нформационное право", 2013, N 1) “екст документа

»Ќ‘ќ–ћј÷»ќЌЌјя Ѕ≈«ќѕј—Ќќ—“№ ¬ —»—“≈ћ≈ ѕ–ќ“»¬ќƒ≈…—“¬»я ќѕј—Ќќ—“»

Ќ. Ћ.  ќ«ќ–»«

 озориз Ќиколай Ћеонидович, доцент кафедры военной администрации, административного и финансового права ¬оенного университета ћќ –‘, кандидат философских наук, кандидат юридических наук, доцент.

–ецензент - Ћопатин ¬ладимир Ќиколаевич, главный редактор журнала "»нформационное право", доктор юридических наук, профессор.

¬ статье исследуетс€ содержание термина "информационна€ безопасность" в рамках теории угроз, теории безопасности. –ассматриваютс€ различные теоретические подходы, существующие по данному вопросу.

 лючевые слова: опасность, информационна€ безопасность, теори€ угроз, противодействие опасности.

Informational security in the system of counteraction of danger N. L. Kozoris

In article the contents of the term "information security" within the theory of threats, safety theories are investigated. The various theoretical approaches existing on the matter are considered.

Key words: danger, information security, theory of threats, danger counteraction.

¬ нормативных правовых актах –оссийской ‘едерации, юридической литературе, средствах массовой информации употребл€ютс€ различные формулировки видов безопасности: социальна€, экономическа€, экологическа€, военна€, финансова€, промышленна€, внутренн€€, общественна€, межнациональна€, технологическа€, информационна€, культурна€, продовольственна€ и др. Ёто виды безопасности, определ€ющие жизненные интересы, пос€гательство на которые (в том числе существенные изменени€) ведет к качественной трансформации государственного устройства, попаданию в какую-либо зависимость от иных государств, в конечном счете утрате суверенитета. Ќыне действующий ‘едеральный закон "ќ безопасности" не определ€ет пон€тие "безопасность" <1>, но раскрывает содержание де€тельности по обеспечению безопасности (объедин€€ смысловое содержание пон€тий "безопасность", "национальна€ безопасность"). Ёто: 1) прогнозирование, вы€вление, анализ и оценка угроз безопасности; 2) определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечени€ безопасности; 3) правовое регулирование в области обеспечени€ безопасности; 4) разработка и применение комплекса оперативных и долговременных мер по вы€влению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их про€влени€; 5) применение специальных экономических мер в цел€х обеспечени€ безопасности; 6) разработка, производство и внедрение современных видов вооружени€, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначени€ в цел€х обеспечени€ безопасности; 7) организаци€ научной де€тельности в области обеспечени€ безопасности; 8) координаци€ де€тельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов –оссийской ‘едерации, органов местного самоуправлени€ в области обеспечени€ безопасности; 9) финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств; 10) международное сотрудничество в цел€х обеспечени€ безопасности <2>. -------------------------------- <1> Ёто пон€тие закрепл€лось в «аконе –‘ "ќ безопасности" 1992 г. (утратил силу в св€зи с прин€тием ‘едерального закона N 390-‘« в 2010 г.). <2> —м.: стать€ 3 ‘едерального закона от 28 декабр€ 2010 г. N 390-‘« "ќ безопасности" // —« –‘. 03.01.2011. N 1. —т. 2.

 атегориальный аппарат пон€ти€ "безопасность" включает термины: "защита", "угроза", "опасность", "интересы", "существование", "развитие", а также "личность", "общество", "государство", которые нельз€ отнести лишь к области теоретических определений. Ќаполнение этих пон€тий конкретным содержанием определ€ет направленность де€тельности по обеспечению безопасности личности и государства, что в полной мере относитс€ к проблематике и информационной безопасности. »сход€ из того, что законодатель зафиксировал основные пон€ти€ в ‘едеральном законе от 27 июл€ 2006 г. N 149-‘« "ќб информации, информационных технологи€х и о защите информации" <3>, мы будем оперировать ими в таком определении. -------------------------------- <3> Ёто пон€ти€: информаци€; информационные технологии; информационна€ система; информационно-телекоммуникационна€ сеть; обладатель информации; доступ к информации; конфиденциальность информации; предоставление информации; распространение информации; электронное сообщение; документированна€ информаци€; оператор информационной системы. —м.: ‘едеральный закон от 27 июл€ 2006 г. N 149-‘« "ќб информации, информационных технологи€х и о защите информации" (ст. 2).

—ущность пон€ти€ "опасность" можно определить следующим образом: опасность - пон€тие, фиксирующее нарастание в жизни человека или общества таких противоречий, дальнейшее развитие которых может привести к гибели как отдельного индивида, так и общества в целом <4>. -------------------------------- <4> ѕодробнее см.: Ќосков ё. √. ќпасность и безопасность с позиции де€тельностного подхода // Ѕезопасность. 1998. N 1 - 2. —. 170 - 179.

Ќекоторые авторы став€т в пр€мую зависимость обеспечение безопасности от уровн€ воздействи€ опасности. “ак, ј. ѕ. ƒмитриев делает вывод о том, что "безопасность" означает отсутствие, предотвращение или устранение опасности <5>. ». ј. Ћазарев отмечает, что под безопасностью прин€то понимать состо€ние отношений между субъектами (личност€ми, социальными группами, наци€ми, государствами), при которых их существованию, развитию и суверенитету не угрожает военна€, экономическа€, экологическа€ или друга€ опасность <6>. -------------------------------- <5> —м.: ƒмитриев ј. ѕ. —оотношение стабильности и безопасности государства как проблема политической теории и практики // —овременные проблемы национально-государственной и межгосударственной безопасности. ћ.: ¬оенна€ академи€ √енерального штаба ¬ооруженных —ил –‘, 1992. —. 38. <6> —м.: Ћазарев ». ј. “еори€ безопасности, ее состо€ние и перспективы развити€ // —овременные проблемы национально-государственной и межгосударственной безопасности. ћ.: ¬оенна€ академи€ √енерального штаба ¬ооруженных —ил –‘, 1992. —. 10.

— таким подходом к трактовке безопасности можно согласитьс€ как с общим, и вот почему. ¬о-первых, практически невозможно представить ситуацию отсутстви€ опасности дл€ какого-либо субъекта. ¬о-вторых, содержание пон€ти€ "опасность" св€зано с функционированием субъекта, его социальной ролью, а это означает, что при определении пон€ти€ "безопасность" через пон€тие "опасность" априори исключаютс€ отдельные €влени€ и процессы, необходимость отражени€ которых достаточно высока. ¬ св€зи с этим и возникает необходимость рассмотрени€ других подходов к данной проблеме. ¬ содержательном плане пон€тие "опасность" есть совокупность условий и факторов, вызывающих нарушени€ нормального функционировани€ и развити€ человека или общества, в более широком смысле - какой-либо среды вообще. ƒл€ того чтобы раскрыть содержание какой-либо опасности, необходимо определить и проанализировать конкретный перечень этих условий и факторов. ¬оздействие опасности на ту или иную систему есть процесс, который имеет определенную структуру. —труктура этого процесса совпадает по форме со структурой, которую имеет любое действие. ¬ св€зи с этим в процессе действи€ опасности могут быть выделены статический и динамический аспекты. —татический аспект включает в себ€: источник (субъект) опасности; объект, подвергающийс€ опасности; средства воздействи€ источника опасности на объект. ƒинамический аспект включает: цель, которую преследует источник опасности по отношению к объекту; процесс воздействи€ источника опасности на объект; результат этого воздействи€.  ратко опишем каждый из этих элементов. »сточником (субъектом) опасности могут быть: природные €влени€; элементы техногенной сферы; человек, группа людей, их сообщество. ќбъектом, подвергающимс€ опасности, могут быть только люди и их объединени€. ѕон€тие "объект опасности" применительно к чему-либо другому употребл€етс€ лишь тогда, когда этот объект каким-либо образом включен в жизнеде€тельность людей и играет в ней очень важную роль. ¬ качестве средств воздействи€ на объект могут выступать те или иные формы насили€ (военное, политическое, экономическое, духовное, информационное и т. д.), аварии в технологической сфере, катастрофические природные €влени€. ÷ель, которую преследует источник опасности по отношению к объекту, наличествует, только если в качестве источника опасности выступают человек, группа людей или их сообщество. ѕроцесс воздействи€ источника опасности на объект носит деструктивный характер и по отношению к объекту может воздействовать на него пр€мо или опосредованно. ”читыва€ активную ответную реакцию объекта, этот процесс всегда в той или иной степени инвариантен. –езультат воздействи€ источника опасности на объект может выражатьс€: в утрате объектом тех или иных своих элементов в определенном количестве; в нарушении св€зей между элементами объекта; в упрощении структуры объекта; в потере способности объекта к развитию; в полном разрушении объекта. ¬ы€вление и анализ этих элементов, образующих механизм действи€ опасности, дает возможность четче представить и легче решить две важные задачи. ¬о-первых, вы€вление этих элементов позвол€ет увидеть и проанализировать систему взаимосв€зей, существующих между элементами, что имеет очень важное методологическое и практическое значение при создании системы защиты тех или иных объектов от разного рода опасностей. ¬о-вторых, помогает создать более четкую систему классификации опасностей (оп€ть же - решение задачи обеспечени€ безопасности любой сферы). ¬месте с тем и официальна€ трактовка пон€ти€ безопасности отражает понимание безопасности лишь как определенной функции охраны, обороны <7>. ќднако безопасность выполн€ет еще и важнейшую активную функцию противодействи€ (и не в последнюю очередь - правового) с целью обеспечени€ жизнеспособности любого объекта, его выживани€ и функционировани€, что требует создани€ оптимальных политических, социально-экономических, правовых, духовных и иных условий дл€ сохранени€ и развити€ объекта. -------------------------------- <7> Ќапример, ¬. ‘. Ќицевич определ€ет эту социальную функцию как "охранительство". —м.: Ќицевич ¬. ‘. »нформационное обеспечение национальной безопасности –оссии: ƒис. ... канд. филос. наук. ћ.: ¬”, 1996. —. 16.

Ѕезопасность - это и свойство любой системы, объекта, и условие их существовани€ и развити€, это и процесс, и результат самой де€тельности, предполагающий ее осмысленность с точки зрени€ приемлемого риска.  роме этого, безопасность - это достаточно абстрактное пон€тие, которое при употреблении в определенном контексте требует конкретизации. «десь мы говорим, например, о том, что употребл€€ этот термин в отношении информации (информационна€ безопасность), мы вкладываем в него строго определенное содержание (свой смысл). ќписание безопасности как функции системы <8> предоставл€ет возможность раскрыть содержание безопасности как цели, способов и условий ее существовани€. “ака€ точка зрени€ способствует ценностно-целевой ориентации взгл€дов на теорию безопасности, отражает потребность любой системы в безопасном функционировании и в то же врем€ оставл€ет открытым вопрос о критери€х соответстви€ реальной ситуации требовани€м безопасности. -------------------------------- <8> —м.: Ћесков ћ. ј. √омеостатические процессы и теори€ безопасности // Ѕезопасность. »нформационный сборник. 1994. N 4. —. 66.

ѕо нашему мнению, безопасность представл€ет собой специфическую де€тельность государственных органов, котора€ направлена на достижение такого состо€ни€ защищенности личности, общества, государства и их интересов от внутренних и внешних угроз, при котором отражаютс€ (нейтрализуютс€) и устран€ютс€ опасности и угрозы, способные нанести ущерб личности, обществу и государству. ј информационна€ безопасность в насто€щее врем€ €вл€етс€ весьма существенной составл€ющей более общего пон€ти€ "национальна€ безопасность" <9> и элементом системы "безопасность - национальна€ безопасность - информационна€ безопасность". -------------------------------- <9> “ермин "национальна€ безопасность" по€вилс€ в политическом лексиконе в начале XX в. ≈го впервые употребил ѕрезидент —Ўј “. –узвельт в своем послании к  онгрессу в 1904 г. —егодн€ в —Ўј национальна€ безопасность определ€етс€ "как такое состо€ние общества, при котором —оединенные Ўтаты сохран€ютс€ в качестве свободной нации и соблюдаетс€ неприкосновенность ее основных институтов и ценностей". ѕодр. см.: јлексин ¬. ». —оветско-американское военное сотрудничество: контакты и осмысление их результатов // ¬оенна€ мысль. 1992. N 3. —. 63.

ѕроблема обеспечени€ информационной безопасности в нашей стране не только не выдвигалась, но фактически полностью игнорировалась в свое врем€. ѕри этом считалось, что путем тотальной секретности, различными ограничени€ми в пользовании пишущими машинками и множительной техникой можно обеспечить информационную безопасность. »нформационна€ безопасность государства, ¬ооруженных —ил, военного управлени€ становитс€ все более значимой в обеспечении национальной безопасности государства по следующим основани€м. ¬о-первых, основна€ причина востребованности поддержани€ информационной безопасности на необходимом уровне заключаетс€ в прогрессирующей информатизации общества, в объективном росте социальной роли информатики. —тановитс€ все более очевидным, что и общественный прогресс, и развитие каждого человека сопровождаютс€ и даже определ€ютс€ развитием окружающей информационной среды, непременно нуждающейс€ в надежной защите, в том числе правовой. ¬о-вторых, в насто€щее врем€ информаци€ вполне обоснованно считаетс€ стратегическим национальным ресурсом, одним из основных богатств страны, объектом и продуктом труда более половины работающих людей. “ак, если мировой объем производства информационной техники и информационных продуктов в середине 90-х гг. XX в. составл€л 500 млрд. долл. в год <10>, то, согласно прогнозу Gartner <11>, общий объем »“-бюджетов в 2012 г. достигнет 3,7 трлн. долл. - это на 2,5% больше, чем в прошлом году, а более половины прироста »“-расходов среди развивающихс€ стран в 2012 г. придетс€ на Ѕ–»ћ  (Ѕразилию, –оссию, »ндию, ћексику и  итай). ¬ целом от »“-расходов в мире на эти п€ть стран в 2012 г. придетс€ 17%, что соответствует 658 млрд. долл. ¬ развитых странах это производство давно вышло на первые роли как по объемам, так и по числу зан€тых. Ќо одновременно повышаетс€ и уровень потенциальной у€звимости всех сфер жизни общества по отношению к информационным воздействи€м. Ќа смену опасности €дерной катастрофы может прийти угроза войны, котора€ примет новые формы - войны в области информатики, направленной против предпри€тий и стран, обладающих передовой техникой, с целью создани€ информационного хаоса и порождени€ экономической катастрофы <12>. «ападные специалисты единодушны в том, что в случае полного рассекречивани€ компьютерной информационной сети большинство компаний средних размеров будет разорено конкурентами за очень короткое врем€ - от нескольких часов до нескольких дней <13>. -------------------------------- <10> —м.: Ѕела€ книга российских спецслужб. ћ.: ќбозреватель, 1995. —. 192. <11> Gartner, Inc. - американска€ компани€, специализирующа€с€ на исследовани€х рынка информационных технологий // The Global Information Technology Report 2010 - 2011. <12> —м.: ћанилов ¬. Ћ. “еори€ и практика организации системы обеспечени€ национальной безопасности –оссии. ћ.: –ј√—, 1995. —. 16. <13> ќдним из первых указов в должности ѕрезидента —Ўј Ѕарак ќбама потребовал подготовить отчет о де€тельности органов государственного управлени€ в области информационной безопасности в —Ўј. ј одной из ключевых рекомендаций отчета была выработка комплексной американской стратегии кибербезопасности. —тратеги€ развити€ киберпространства была подписана Ѕараком ќбамой 17 ма€ 2011 г. ќпубликованный документ €вл€етс€ подтверждением того, что информационный потенциал воспринимаетс€ американским политическим руководством как стратегический ресурс. —м.: Ўариков ѕ. ј. —Ўј хот€т быть планетарным модератором // Ќ¬ќ. 2011. N 7.

¬-третьих, в политической сфере все большее значение приобретают не столько силовые, сколько информационные факторы. Ќапример, возможности эксплуатировать интеллектуальный потенциал других стран, распростран€ть и внедр€ть свои духовные, идейные ценности, свою культуру, €зык, возможности тормозить духовно-культурное развитие других стран, трансформировать и даже подрывать их духовно-нравственные устои. “ак, внешнеполитические успехи —Ўј определ€ютс€ не только их военной и экономической мощью, но и успехами в реализации "ѕрограммы демократии и публичной дипломатии", фактически подразумевающей контроль над основными информационными и культурными процессами в мире <14>. -------------------------------- <14> ¬ —енате —Ўј на уровне комитетов завершено согласование законопроекта "«ащища€ киберпространство как национальное досто€ние". ¬ случае прин€ти€ закон дает право правительству принуждать частные компании - »нтернет-провайдеров, телефонных операторов, фирмы по производству программного обеспечени€ - к выполнению указаний Ќационального центра по кибербезопасности и коммуникаци€м, который будет создан внутри ћинистерства внутренней безопасности —Ўј. ј следовательно, есть опасение, что спецслужбы —Ўј могут этим воспользоватьс€. —лишком заманчива возможность получить в распор€жение средство, позвол€ющее отключить »нтернет локально в каком-то регионе мира. —м.: ¬ерин ј. —Ўј закручивают гайки в »нтернете // Ќезависима€ газета. 29.09.2010.

¬-четвертых, в содержании собственно военных действий в традиционном толковании повышаютс€ удельный вес и значимость информационно-технического и информационно-психологического противоборства. ќб этом свидетельствует опыт современных вооруженных конфликтов и локальных войн, в частности результаты войн в ѕерсидском заливе. ”силение роли информационной борьбы объективно ведет к снижению значимости существовавшего ранее барьера между войной и миром. ѕо мере развити€ средств массовой информации, информационной техники и технологии "холодные войны" на планете станов€тс€ более масштабными и политически результативными в достижении политических целей <15>. -------------------------------- <15> ѕо сообщению британской газеты The Guardian, в —Ўј в насто€щее врем€ реализуетс€ программа информационного воздействи€ на проблемные регионы с использованием социальных сетей Twitter и Facebook, центр управлени€ которой располагаетс€ на базе ¬¬— —Ўј "ћакдилл" в штате ‘лорида. ¬ нем работают 50 операторов, каждый из которых курирует до 10 "агентов вли€ни€", наход€щихс€ в различных странах мира и ведущих информационную войну по всем правилам политических технологий разрушени€ своих государств. —тоимость данной программы, по оценке британской газеты, оцениваетс€ в 2,76 млн. долл. ќна предусматривает дл€ каждого из таких "бойцов информационной войны" наличие убедительной легенды и мер по их защите от разоблачени€. ќбщение ведетс€ только на арабском, урду, пушту и фарси, то есть €зыках тех стран, которые представл€ют интерес дл€ ¬ашингтона с точки зрени€ воздействи€ на их общественную стабильность. —м.:  ар€кин ¬. Ќаступила эпоха следующего поколени€ войн - информационно-сетевых // Ќезависима€ газета. 22.04.2011.

¬-п€тых, измен€етс€ и характер вооруженного противосто€ни€ армий политических соперников, веро€тных противников. ѕентагон не снимает лозунга "информационна€ война никем не объ€вл€етс€, никогда не прекращаетс€, ведетс€ скрытно и не знает границ в пространстве и времени". ќбмен информационными ударами становитс€ все опаснее дл€ судеб мира, поскольку эффективность этих ударов быстро возрастает, вы€вл€ть их источники крайне трудно, а высшее политическое и военное руководство многих стран недооценивает опасность этих ударов, в результате чего государства терп€т политические поражени€ <16>. -------------------------------- <16> —м.: ”каз ѕрезидента –‘ от 12 ма€ 2009 г. N 537 "ќ —тратегии национальной безопасности –оссийской ‘едерации до 2020 г.".

»так, по мере усилени€ научно-технического прогресса усиливаетс€ роль информационной безопасности и личности, и общества, и государства. »нформаци€ и информационна€ инфраструктура дл€ развитых стран стали критическими компонентами, воздействие на которые способно вызвать крупномасштабные аварии, дезорганизовать государственное и военное управление, финансовую систему, научные центры, вызвать военные конфликты и поражени€ в них. ¬се это свидетельствует о необходимости и важности совершенствовани€ именно системы информационной безопасности, ибо информаци€ (информационные ресурсы) справедливо считаетс€ национальным досто€нием (стратегическим ресурсом) и в современных услови€х играет одну из ключевых ролей в развитии всех сфер жизни общества и обеспечении национальной безопасности государства. ѕоддержание необходимого уровн€ информационной безопасности как процесс и результат де€тельности человека находит свое выражение в определенных нормах и требовани€х, которые отражены в действующем законодательстве, традици€х и ценност€х, присущих обществу и про€вл€ющихс€ в культуре как индивида, так и общества в целом. Ёто та совокупность факторов, котора€ определ€ет уровень и степень защищенности информационных ресурсов и национальных интересов в этой сфере де€тельности. —ледует оговоритьс€, что их перечень и приоритет измен€ютс€ в процессе общественного развити€ и детерминируютс€ направленностью политики, проводимой государством.

Ќазвание документа пїњ