пїњ

ќбеспечение безопасности дорожного движени€ как одна из гарантий конституционного права на жизнь

( олесников ƒ. ¬.) (" онституционное и муниципальное право", 2012, N 12) “екст документа

ќЅ≈—ѕ≈„≈Ќ»≈ Ѕ≈«ќѕј—Ќќ—“» ƒќ–ќ∆Ќќ√ќ ƒ¬»∆≈Ќ»я  ј  ќƒЌј »« √ј–јЌ“»…  ќЌ—“»“”÷»ќЌЌќ√ќ ѕ–ј¬ј Ќј ∆»«Ќ№ <*>

ƒ. ¬.  ќЋ≈—Ќ» ќ¬

 олесников ƒмитрий ¬€чеславович, инспектор службы, спецбатальон государственной инспекции безопасности дорожного движени€ ÷ентра специального назначени€ в области обеспечени€ безопасности дорожного движени€ ћ¬ƒ –‘.

¬ статье рассматриваетс€ конституционно-правовое регулирование обеспечени€ безопасности дорожного движени€ в контексте национальной безопасности –оссийской ‘едерации.  роме того, учитыва€, что задача повышени€ безопасности дорожного движени€ в –оссии €вл€етс€ одной из приоритетных, предлагаетс€ рассматривать пон€тие безопасности дорожного движени€ шире и с конституционно-правовой точки зрени€ как одну из гарантий конституционного права на жизнь.

 лючевые слова: обеспечение безопасности дорожного движени€; безопасность дорожного движени€; дорожное движение; национальна€ безопасность; обеспечение национальной безопасности; конституционно-правовой аспект.

The article examines the constitutional and legal regulation of road traffic safety in the context of national security of the Russian Federation. In addition, given that the task of improving the road traffic safety in Russia is one of the priority, it is offered to consider the concept of road safety wider and with the constitutional-legal point of view as one of the guarantees of the constitutional right to life.

Key words: ensuring of security of road traffic, security of road traffic, road traffic, national security, ensuring national security, constitutional-law aspect.

ќбеспечение безопасности дорожного движени€ признано одной из острых социально-экономических и демографических проблем <1>, представл€ющих угрозу национальной безопасности страны. ќсновным «аконом нашей страны определ€етс€, что в ведении –оссийской ‘едерации находитс€ безопасность, а в совместном ведении –‘ и ее субъектов - обеспечение общественной безопасности. ѕри этом ѕрезидент –оссийской ‘едерации €вл€етс€ гарантом по защите безопасности государства, а ѕравительство –оссийской ‘едерации должно осуществл€ть меры по обеспечению государственной безопасности –‘. -------------------------------- <1> ¬ойтенков ≈. ј. јктуальные проблемы в сфере безопасности дорожного движени€ и возможные организационно-правовые пути их решени€ // ёридический мир. 2010. N 8. —. 52 - 55.

ќтметим, что под национальной безопасностью понимаетс€ такое состо€ние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позвол€ет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие –оссийской ‘едерации, оборону и безопасность государства <2>. -------------------------------- <2> ”каз ѕрезидента –оссийской ‘едерации от 12 ма€ 2009 г. N 537 "ќ —тратегии национальной безопасности –оссийской ‘едерации до 2020 года" // –оссийска€ газета. N 88. 2009. 19 ма€.

¬ свою очередь, система обеспечени€ национальной безопасности –оссийской ‘едерации представл€ет собой совокупность субъектов, сил, органов и средств национальной безопасности, обеспечивающих на основе действующего законодательства и в рамках единой государственной политики –оссийской ‘едерации устойчивое развитие, реализацию и защиту национальных интересов <3>. -------------------------------- <3>  ардашова ». Ѕ. ћ¬ƒ –оссии в системе обеспечени€ национальной безопасности –оссийской ‘едерации: ƒис. ... д-ра юрид. наук. ћ.: ¬Ќ»» ћ¬ƒ –оссии, 2007.

—тоит подчеркнуть, что безопасность дорожного движени€ традиционно исследуетс€ учеными как разновидность общественной безопасности, специфическое состо€ние упор€доченных в результате нормотворчества и правореализации общественных отношений с целью исключени€ реальных и потенциальных угроз дл€ участников дорожного движени€, степень и качество их защищенности от дорожно-транспортных происшествий и их последствий при осуществлении общественно необходимого перемещени€ людей, предметов их труда <4>. -------------------------------- <4> ћайоров ¬. ».   вопросу о безопасности в сфере дорожного движени€ // “ранспортное право. 2009. N 4. —. 38 - 42.

Ќапомним, что дорожное движение рассматриваетс€ как совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещени€ людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог <5>. ¬месте с тем безопасность дорожного движени€ определ€етс€ как состо€ние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий <6>. -------------------------------- <5> ѕостановление ѕравительства –оссийской ‘едерации от 23 окт€бр€ 1993 г. N 1090 (в ред. от 28.03.2012) "ќ ѕравилах дорожного движени€" (вместе с "ќсновными положени€ми по допуску транспортных средств к эксплуатации и об€занност€ми должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движени€") // —обрание актов ѕрезидента и ѕравительства –оссийской ‘едерации. 1993. N 47. —т. 4531. <6> ‘едеральный закон от 10 декабр€ 1995 г. N 196-‘« (в ред. от 19.07.2011) "ќ безопасности дорожного движени€" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012) // –оссийска€ газета. N 245. 1995. 26 декабр€.

 ак нам представл€етс€, в отношении участников дорожного движени€ пон€тие безопасности однозначно св€зано с защитой их конституционных прав на жизнь, охрану здоровь€ и безопасные услови€ труда. ¬ 2011 г. в –оссийской ‘едерации произошло обострение ситуации с дорожно-транспортным травматизмом. ѕри незначительном увеличении количества дорожно-транспортных происшествий и числа раненных в них людей количество погибших возросло на 5,2%, или на 1386 человек, при этом число погибших в результате нарушений правил дорожного движени€ водител€ми транспортных средств возросло на 5,6%, или на 1245 человек (89,8% прироста числа погибших) <7>. -------------------------------- <7> —ведени€ о состо€нии аварийности на дорогах –оссийской ‘едерации по итогам 2011 года √”ќЅƒƒ ћ¬ƒ –оссии [Ёлектронный ресурс]. ћ.: ќфициальный сайт √осавтоинспекции ћ¬ƒ –оссии, 2012 // URL: http://www. gibdd. ru/stat/2011.pdf.

¬ цел€х качественного улучшени€ ситуации в сфере безопасности дорожного движени€ в 2006 г. были прин€ты ‘едеральна€ целева€ программа "ѕовышение безопасности дорожного движени€ в 2006 - 2012 годах" <8>,  онцепци€ долгосрочного социально-экономического развити€ –оссийской ‘едерации на период до 2020 г. <9>, а также “ранспортна€ стратеги€ –оссии до 2030 г. <10>, которые, так или иначе, затрагивают вопросы безопасности дорожного движени€ <11>. -------------------------------- <8> ѕостановление ѕравительства –оссийской ‘едерации от 20 феврал€ 2006 г. N 100 (в ред. от 02.08.2011) "ќ ‘едеральной целевой программе "ѕовышение безопасности дорожного движени€ в 2006 - 2012 годах" // —обрание законодательства –‘. 2006. N 9. —т. 1020. <9> –аспор€жение ѕравительства –оссийской ‘едерации от 17 но€бр€ 2008 г. N 1662-р (в ред. от 08.08.2009) "ќ  онцепции долгосрочного социально-экономического развити€ –оссийской ‘едерации на период до 2020 года" (вместе с " онцепцией долгосрочного социально-экономического развити€ –оссийской ‘едерации на период до 2020 года") // —обрание законодательства –‘. 2008. N 47. —т. 5489. <10> –аспор€жение ѕравительства –оссийской ‘едерации от 22 но€бр€ 2008 г. N 1734-р "ќ “ранспортной стратегии –оссийской ‘едерации" // —обрание законодательства –‘. 2008. N 50. —т. 5977; 2008. N 52 (ч. 2) (поправка). <11> ¬ойтенков ≈. ј. јктуальные проблемы в сфере безопасности дорожного движени€ и возможные организационно-правовые пути их решени€ // ёридический мир. 2010. N 8. —. 52 - 55.

 онституции некоторых зарубежных стран регулируют сферу дорожного движени€, что составл€ет основы развити€ текущего законодательства и положительно сказываетс€ на безопасности дорожного движени€ и обеспечении права на жизнь <12>.   сожалению, в –оссии нет конституционных основ данного направлени€ государственной де€тельности. ¬озможно, следовало бы обратитьс€ к опыту конституционного правового регулировани€ сферы обеспечени€ безопасности дорожного движени€ в соответствующих странах. -------------------------------- <12>  он€ев —. ј.  онституционное регулирование сферы дорожного движени€ в зарубежных странах //  онституционное и муниципальное право. 2011. N 7. —. 62 - 64.

— учетом сказанного можно прийти к выводу о том, что пон€тие безопасности дорожного движени€ следует рассматривать шире, св€зыва€ его с конституционно-правовой точки зрени€ с гаранти€ми конституционного права на жизнь как одну из конституционных гарантий данного права.

Ќазвание документа пїњ