пїњ

Ѕизнес без коррупции

(—ухаренко ј.)

("Ё∆-ёрист", 2014, N 18)

“екст документа

Ѕ»«Ќ≈— Ѕ≈«  ќ––”ѕ÷»»

ј. —”’ј–≈Ќ ќ

јлександр —ухаренко, юрист, г. ¬ладивосток.

—осто€ние коррупции в сфере частного бизнеса вызывает обеспокоенность руководства страны. —егодн€ треть бизнесменов регул€рно сталкиваютс€ с различными коррупционными про€влени€ми. ƒанное обсто€тельство снижает конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность отечественной экономики, сокраща€ тем самым доходную часть бюджета.

—осто€ние деловой коррупции

—огласно п. 37 —тратегии национальной безопасности –оссии до 2020 года, утвержденной ”казом ѕрезидента –‘ от 12.05.2009 N 537, основным источником угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности €вл€етс€ в том числе сохран€ющийс€ рост преступных пос€гательств, св€занных с коррупцией. јналогичное утверждение содержитс€ в п. 16  онцепции общественной безопасности в –оссийской ‘едерации, утвержденной ѕрезидентом –‘ в но€бре 2013 года.

Ќесмотр€ на это, правоохранительными органами вы€вл€етс€ крайне незначительное количество коррупционных преступлений, совершаемых от имени или в интересах юридических лиц, что обусловлено высокой степенью их латентности и сложностью документировани€.

“ак, в 2009 - 2011 годах за совершение таких преступлений было осуждено 816 человек. Ѕольшинство из них за дачу вз€тки (ст. 291 ”  –‘) - 52,4%, получение вз€тки (ст. 290 ”  –‘) - 16,4% или мошенничество, совершенное с использованием служебного положени€ (ч. ч. 3 и 4 ст. 159 ”  –‘), - 10,3%. ќбща€ сумма причиненного государству ущерба составила 387,8 млн. руб., из них возмещено всего 85,2 млн. (22%). ¬ цел€х защиты государственных интересов было подано лишь 5 исков.

¬ феврале 2013 года ¬семирный банк обнародовал российские результаты мониторинга деловой среды и де€тельности предпри€тий (в рамках V раунда проекта BEEPS ¬Ѕ и ≈Ѕ––). ¬ ходе исследовани€ было опрошено 4,2 тыс. компаний из 37 субъектов –‘. Ќаибольший интерес представл€ют данные о коррупционных взаимоотношени€х компаний и госструктур.  ак оказалось, с 2008 по 2011 год коррупционный налог снизилс€ с 1,7 до 0,9% выручки компаний, при этом размер вз€ток там, где их плат€т, вырос с 11,5 до 15% суммы госконтракта. ¬сего на необходимость неофициальных выплат госструктурам "за решение проблем" указали 26% респондентов - на п€ть процентов выше, чем в 2008 году. Ќеобходимость давать вз€тки таможне подтвердили 10% респондентов (2008 год - 6%), налоговой службе - 9% (8%), судам - 7% (3%).

¬ феврале 2014 года аудиторска€ компани€ PriceWaterhouseCoopers (PwC) обнародовала очередной "¬семирный обзор экономических преступлений", издаваемый с 1999 года. ¬ыводы аналитиков компании базируютс€ на основе опроса руководства компаний из разных стран мира, включа€ –оссию. ¬ последнем опросе прин€ло участие около 100 крупных российских компаний из разных отраслей экономики: промышленности, розничной торговли и финансовых услуг. Ѕолее половины из них €вл€ютс€ полностью частными и лишь 2% - государственными.

—огласно опросу PwC, за последние два года в –оссии с коррупцией столкнулись 58% респондентов против 40% в 2011 году (в мире - 27 и 24% соответственно). ѕо признанию 41% компаний, за указанный период им предлагалось дать вз€тку. Ётот результат существенно выше показателей по миру (18%) в целом и по ¬осточной ≈вропе (23%). ѕочти столько же (42%; в целом по миру - 22%) за€вили, что упустили коммерческую возможность, проиграв конкуренту, который, по их мнению, дал вз€тку. √овор€ о последстви€х коррупции, российские компании за€вили, что не считают ущерб деловой репутации самым серьезным последствием, в отличие от других стран (19%; в целом по миру - 36%, в ¬осточной ≈вропе - 34%). ƒл€ российского бизнес-сообщества самым значимым последствием €вл€ютс€ финансовые потери (28%).

ѕо данным –оссийского союза промышленников и предпринимателей (–—ѕѕ), коррупци€ относитс€ к числу наиболее острых проблем, преп€тствующих ведению предпринимательской де€тельности. ¬ 2013 году более трети опрошенных бизнесменов поддержали данное утверждение. ¬ свою очередь, избыточные административные барьеры мешают работе 29% компаний.

 ак показывает практика, чаще всего с коррупцией бизнесмены сталкиваютс€ при подключении к инфраструктуре, прохождении проверок, выделении земли, получении господдержки, сертификатов и лицензий, а также в сфере госзакупок. ѕоследн€€ сфера остаетс€ одной из самых вз€ткоемких. —огласно результатам Ќезависимого национального рейтинга прозрачности закупок (Ќ–ѕ«), в 2013 году потери государства от закупок, совершенных по неоправданно завышенным ценам, составили 265,5 млрд. руб., что всего на 3,6% меньше прошлогоднего показател€ (без учета уровн€ инфл€ции).

”ровень завышени€ цен по госсектору в целом составил 5,5%, что на 0,8% меньше значени€ 2012 года. Ќаибольший уровень завышени€ цен зафиксирован в федеральном сегменте - 8% (в регионах и муниципалитетах - 3,9 и 4,6% соответственно). ѕри этом уровень прозрачности закупок на рынке в целом оцениваетс€ как средний, а в коммерческом секторе как низкий. —ейчас около 39% госзакупок, а это 2,8 трлн. руб. ежегодно, осуществл€етс€ у единого поставщика, а значит, конкуренци€ отсутствует.

јнтикоррупционные меры

—тать€ 26  онвенции ќќЌ против коррупции (2003) предусматривает, что государство-участник принимает необходимые меры дл€ установлени€ ответственности юридических лиц за участие в коррупционных преступлени€х. ѕричем ответственность может носить уголовный, гражданский или административный характер при условии соблюдени€ правовых принципов государства-участника. ќднако в  онвенции не указываетс€ на то, какой вид ответственности дл€ юрлиц предпочтителен.

—огласно ст. 2  онвенции ќЁ—– по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок (1997) кажда€ —торона принимает необходимые меры, предусматривающие ответственность юрлиц за подкуп иностранного должностного лица. ¬ случае если в соответствии с правовой системой государства уголовна€ ответственность к юрлицам неприменима, государство должно обеспечить применение эффективного и соразмерного неуголовного наказани€, нос€щего сдерживающее воздействие, включа€ финансовые санкции (п. 2 ст. 3).

ѕравовые основы ответственности юрлиц за коррупционные правонарушени€ закреплены в ст. 14 ‘едерального закона от 25.12.2008 N 273-‘«. —огласно ей, в случае если от имени или в интересах юрлица осуществл€ютс€ организаци€, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих услови€ дл€ их совершени€, к такому лицу могут быть применены меры ответственности. ѕричем применение мер ответственности к юрлицу не освобождает от ответственности виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности юрлицо.

¬ соответствии с российским законодательством юрлица могут быть субъектами административной (ст. 2.6  ојѕ –‘) и гражданско-правовой ответственности (ст. 56 √  –‘).

јдминистративна€ ответственность юрлиц за коррупцию была введена в  ојѕ –‘ ‘едеральным законом от 25.12.2008 N 280-‘«. —тать€ 19.28  ојѕ –‘ предусматривает ответственность за незаконные передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юрлица должностному лицу либо лицу, выполн€ющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу или должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в его интересах действи€ (бездействи€), св€занного с занимаемым ими служебным положением.

‘едеральным законом от 04.05.2011 N 97-‘« объективна€ сторона данного правонарушени€ была расширена двум€ квалифицирующими признаками - крупный и особо крупный размеры совершенных действий. —егодн€ за передачу, предложение или обещание от имени юрлица или в его интересах незаконного вознаграждени€, эквивалентного сумме денежных средств до 1 млн. руб., предусмотрен штраф в размере до 3-кратной суммы незаконного вознаграждени€, но не менее 1 млн.; за те же действи€, совершенные в крупном размере (свыше 1 млн. руб.), - штраф в размере до 30-кратной суммы незаконного вознаграждени€, но не менее 20 млн. руб.; действи€, совершенные в особо крупном размере (свыше 20 млн. руб.), - штраф в размере до 100-кратной суммы незаконного вознаграждени€, но не менее 100 млн. руб. —анкци€ рассматриваемой статьи предусматривает об€зательную конфискацию денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.

ƒела об административных правонарушени€х, предусмотренных ст. 19.28  ојѕ –‘, возбуждаютс€ прокурором и рассматриваютс€ судь€ми (дела, производство по которым осуществл€етс€ в форме административного расследовани€, - судь€ми районных судов, а в остальных случа€х - мировыми судь€ми). —рок давности привлечени€ к административной ответственности за нарушение антикоррупционного законодательства составл€ет 6 лет со дн€ совершени€ правонарушени€.  ак показывает практика, вы€вление административных правонарушений по ст. 19.28  ојѕ –‘ возможно только при посто€нном мониторинге материалов уголовных дел, возбуждаемых по ст. ст. 204, 290 - 291.1 ”  –‘.

—огласно ѕостановлению ѕленума ¬— –‘ от 24.03.2005 N 5 при определении степени ответственности должностного лица за совершение административного правонарушени€, которое €вилось результатом выполнени€ решени€ коллегиального органа юрлица, необходимо вы€сн€ть, предпринимались ли им меры с целью обратить внимание коллегиального органа либо администрации на невозможность исполнени€ данного решени€, в св€зи с тем что это может привести к совершению правонарушени€.

ѕоскольку  ојѕ –‘ не предусматривает в указанном случае каких-либо ограничений при назначении административного наказани€, судь€ вправе применить к юридическому и должностному лицу любую меру наказани€ в пределах санкции соответствующей статьи, в том числе и максимальную, учитыва€ при этом см€гчающие, от€гчающие и иные обсто€тельства, вли€ющие на степень ответственности каждого из них.

Ќесмотр€ на определенные положительные тенденции, принимаемые на сегодн€шний день, меры нельз€ признать достаточно эффективными. “ак, в 2012 году судами было рассмотрено 108 дел об административных правонарушени€х по ст. 19.28  ојѕ –‘ (2011 год - 68). ќднако к ответственности было привлечено всего 60 юрлиц (2011 год - 27), что составл€ет 55,5% от рассмотренных судами (2011 год - 39,7%). Ќар€ду с этим заметно сократились суммы наложенных штрафов. “ак, если в 2011 году этот показатель составл€л 81,4 млн. руб., то в 2012 году - всего 69,3 млн. руб. ¬ 2011 году средн€€ сумма наложенного штрафа составл€ла около 3 млн. руб., то в 2012 году - немного более 1 млн. ¬зысканные же суммы вообще минимальны. ¬ 2011 году было взыскано всего 7,3% от общей суммы наложенных штрафов, а в 2012 году - 8,6%. ƒанна€ негативна€ тенденци€ €вно не способствует эффективной превенции коррупционного поведени€ юрлиц.

„то касаетс€ гражданско-правовой ответственности юрлиц за вред, причиненный в результате коррупционных правонарушений, то √  –‘ не выдел€ет специального основани€. √ражданско-правова€ ответственность юрлица за такие правонарушени€ подчин€етс€ общим правилам об ответственности (договорной, вследствие причинени€ вреда, вследствие неосновательного обогащени€). —ама сделка, основанна€ на коррупционном акте, может признаватьс€ недействительной на общих основани€х. Ќапример, если потерпевша€ сторона докажет ее несоответствие закону или иным правовым актам (ст. 168 √  –‘). ѕривлечение юрлица к гражданско-правовой ответственности за коррупционное правонарушение возможно на основании ст. 1068 √  –‘, предусматривающей ответственность за вред, причиненный его работником.

ѕрофилактика

¬ феврале 2012 года на съезде –—ѕѕ были утверждены основные принципы антикоррупционного поведени€ компаний-членов. Ётот документ стал основой јнтикоррупционной хартии российского бизнеса, которую 20 сент€бр€ на XI »нвестиционном форуме в —очи подписали руководители –—ѕѕ, “ѕѕ, "ƒеловой –оссии" и "ќѕќ–ј –оссии". —уть хартии состоит во внедрении компани€ми специальных антикоррупционных программ и практик, которые коснутс€ не только ситуации внутри компаний, но и отношений с партнерами по бизнесу и с государством. ƒокумент предусматривает отказ от преференций, закупки на основе открытых торгов, финансовый контроль, обучение и работу с персоналом, содействие правоохранительным органам и другие меры.

—огласно ƒорожной карте по реализации положений хартии должна быть разработана система подтверждени€ соответстви€ управлени€ в компании антикоррупционным требовани€м, включа€ внедрение комплаенс-процедур. ¬ насто€щее врем€ участниками хартии €вл€ютс€ 127 юридических лиц.

¬ цел€х подготовки предложений по предупреждению коррупции в соответствии с протоколом заседани€ рабочей группы по вопросам совместного участи€ в противодействии коррупции представителей бизнес-сообщества и госорганов при президиуме —овета при ѕрезиденте –‘ по противодействию коррупции от 24.05.2013 N 53-ќ‘ была создана экспертна€ группа под руководством “оргово-промышленной палаты –‘.

¬ соответствии со ст. 13.3 «акона N 273-‘« ћинистерством труда и социальной защиты –‘ изданы методические рекомендации по разработке и прин€тию организаци€ми мер по предупреждению и противодействию коррупции. ќсновной акцент сделан на необходимости проведени€ организаци€ми систематической оценки коррупционных рисков, создани€ процедуры вы€влени€ и урегулировани€ конфликтов интересов, внедрени€ стандартов поведени€, развити€ внутреннего контрол€ и организации работы специализированных подразделений по противодействию коррупции.

— 1 €нвар€ 2014 года вступил в силу ‘едеральный закон от 05.04.2013 N 44-‘«, который затрагивает 500 тыс. компаний-поставщиков и 200 тыс. госзаказчиков. ѕо замыслу разработчиков, «акон повысит прозрачность и конкуренцию в сфере госзакупок, уменьшив тем самым уровень коррупции.

Ќазвание документа

пїњ