пїњ

ќрганизаци€ внутреннего контрол€ страховщика в контексте противодействи€ легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

( озлов ј. ¬.,  озлова ≈. ¬.) ("Ѕезопасность бизнеса", 2012, N 4) “екст документа

ќ–√јЌ»«ј÷»я ¬Ќ”“–≈ЌЌ≈√ќ  ќЌ“–ќЋя —“–ј’ќ¬ў» ј ¬  ќЌ“≈ —“≈ ѕ–ќ“»¬ќƒ≈…—“¬»я Ћ≈√јЋ»«ј÷»» (ќ“ћџ¬јЌ»ё) ƒќ’ќƒќ¬, ѕќЋ”„≈ЌЌџ’ ѕ–≈—“”ѕЌџћ ѕ”“≈ћ, » ‘»ЌјЌ—»–ќ¬јЌ»ё “≈––ќ–»«ћј <*>

ј. ¬.  ќ«Ћќ¬, ≈. ¬.  ќ«Ћќ¬ј

 озлов јлександр ¬ладимирович, доцент кафедры теории риска и страховани€ ’абаровской государственной академии экономики и права, кандидат экономических наук.

 озлова ≈лена ¬алентиновна, доцент кафедры теории риска и страховани€ ’абаровской государственной академии экономики и права, кандидат экономических наук.

Ћегализаци€ доходов, полученных преступных путем, а также финансирование преступлений экстремистского характера €вл€ютс€ острыми проблемами как в –оссии, так и в мире. —тать€ посв€щена организации внутреннего контрол€ страховщика в контексте противодействи€ данным €влени€м.

 лючевые слова: легализаци€ (отмывание) доходов, терроризм, страхование, внутренний контроль.

Legalization of criminal incomes and also financing of extremist crimes are the topical problems both in Russia and in the world. The article deals with organization of the internal control of insurer in the context of fight against these phenomena.

Key words: legalization (laundering) of incomes, terrorism, insurance, internal control.

ƒействующее российское законодательство предусматривает об€занность страховщиков осуществл€ть внутренний контроль в сфере противодействи€ легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ѕќƒ/‘“). “акое положение было введено вступившим в силу с 1 €нвар€ 2002 г. ‘едеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-‘« "ќ противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". ѕод легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, понимаетс€ придание правомерного вида владению, пользованию или распор€жению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате нарушени€ закона [1]. Ћегализаци€ (отмывание) доходов, полученных преступным путем, позвол€ет превращать противозаконную де€тельность в высокодоходный вид незаконного предпринимательства. ¬ ходе этого процесса происходит противоправна€ и опасна€ дл€ общества концентраци€ экономической, а вслед за ней и политической власти в руках представителей преступных группировок. ќтсутствие противодействи€ этому социальному €влению неизбежно влечет за собой уклонение от уплаты налогов, широкое распространение различных видов преступлений. ¬ –оссии необходимость прин€ти€ эффективных мер по пресечению легализации незаконных доходов обусловлена прежде всего возрастающей угрозой экономической безопасности государства и криминализацией хоз€йственной де€тельности. Ётому, в свою очередь, способствует ослабление системы государственного контрол€, расширение и распространение незаконного предпринимательства на внутреннем финансовом и потребительском рынках и во внешнеэкономической де€тельности. “ак как "отмывание" преступных доходов происходит в основном с привлечением финансовых организаций и в т. ч. страховщиков, в ‘едеральном законе установлены перечень операций, подлежащих об€зательному контролю, и требовани€ по информированию уполномоченного органа о проведении подозрительных финансовых операций с денежными средствами. ¬нутренний контроль страховщика представл€ет собой де€тельность, св€занную с осуществлением операций с денежными средствами или иным имуществом, по вы€влению операций, подлежащих об€зательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, св€занных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. ќдной из важнейших мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, €вл€етс€ система внутреннего контрол€ в страховой организации. ќрганизаци€ внутреннего контрол€ - это совокупность мер, включающих разработку правил внутреннего контрол€, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контрол€ [1]. ¬ цел€х организации внутреннего контрол€ страховщики об€заны: - разработать правила внутреннего контрол€; - идентифицировать клиентов, их представителей, выгодоприобретателей; - фиксировать сведени€ по клиентам и передавать их в уполномоченный орган; - хранить все документы и информацию, св€занную с идентификацией клиентов; - обучать кадры по вопросам противодействи€ легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. ¬ сфере страховани€ об€зательному контролю подлежат все операции по осуществлению страховых выплат физическому лицу страхового возмещени€ или получению от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страховани€ и пенсионного обеспечени€, если размер операции с денежными средствами превышает 600000 руб. или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600000 руб. ќднако в случае, если у работников страховой организации возникают подозрени€, что какие-либо операции осуществл€ютс€ в цел€х легализации (отмывани€) доходов, полученных преступным путем, или финансировани€ терроризма, они об€заны направить в уполномоченный орган сведени€ о данной операции не позднее трех рабочих дней, следующих за днем вы€влени€ подозрительной операции. ¬ соответствии с ѕостановлением ѕравительства –‘ от 30 июн€ 2012 г. N 667 "ќб утверждении “ребований к правилам внутреннего контрол€, разрабатываемым организаци€ми, осуществл€ющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций)" страховые организации должны разработать правила внутреннего контрол€, которые [2]: а) регламентируют организационные основы работы, направленной на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в организации; б) устанавливают об€занности и пор€док действий должностных лиц и работников в цел€х осуществлени€ внутреннего контрол€; в) определ€ют сроки выполнени€ об€занностей в цел€х осуществлени€ внутреннего контрол€, а также лиц, ответственных за их реализацию. ѕравила внутреннего контрол€ предусматривают включение нескольких программ: а) программы, определ€ющей организационные основы осуществлени€ внутреннего контрол€ (программа организации внутреннего контрол€); б) программы идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей (программа идентификации); в) программы оценки степени (уровн€) риска совершени€ клиентом операций, св€занных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (программа оценки риска); г) программы вы€влени€ операций (сделок), подлежащих об€зательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки св€зи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма (программа вы€влени€ операций); д) программы документального фиксировани€ информации; е) программы, регламентирующей пор€док работы по приостановлению операций в соответствии с ‘едеральным законом "ќ противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (программа по приостановлению операций (сделок)); ж) программы подготовки и обучени€ сотрудников организации в сфере противодействи€ легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; з) программы проверки осуществлени€ внутреннего контрол€; и) программы хранени€ информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществлени€ внутреннего контрол€ в цел€х противодействи€ легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (программа хранени€ информации). ¬ правилах внутреннего контрол€ устанавливаютс€ полномочи€, а также об€занности, возлагаемые на специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контрол€. ƒолжностное лицо должно соответствовать определенным требовани€м, установленным ѕостановлением ѕравительства –‘ от 5 декабр€ 2005 г. N 715 "ќ квалификационных требовани€х к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контрол€ и программ его осуществлени€, а также требовани€х к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в цел€х противодействи€ легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" [3]: а) наличие высшего профессионального образовани€ по специальност€м, относ€щимс€ к группе специальностей "Ёкономика и управление", либо по специальности "ёриспруденци€", относ€щейс€ к группе специальностей "√уманитарные и социальные науки", подтвержденного в установленном пор€дке, а при отсутствии указанного образовани€ - опыта работы не менее двух лет на должност€х, св€занных с исполнением об€занностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; б) прохождение обучени€ в цел€х противодействи€ легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. ¬о многих страховых организаци€х таким должностным лицом €вл€етс€ юрист компании либо предусматриваетс€ создание отдельного подразделени€. ѕравила внутреннего контрол€ утверждаютс€ руководителем организации. »дентификаци€ представл€ет собой совокупность меропри€тий по установлению определенных сведений о клиентах, их представител€х, выгодоприобретател€х, по подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий. ѕри проведении идентификации страхова€ организаци€ вправе требовать представлени€ клиентом, представителем клиента и получать от клиента, представител€ клиента документы, удостовер€ющие личность, учредительные документы, документы о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимател€). ѕри идентификации клиентов организации целесообразно предусматривать использование анкетировани€ - составлени€ документа, содержащего сведени€ о клиенте организации и его де€тельности, а также сведени€ о выгодоприобретателе. –екомендации по разработке формы анкеты утверждаютс€ –осфинмониторингом.  роме данных сведений, страхова€ организаци€ при идентификации использует сведени€, содержащиес€ в ≈дином государственном реестре юридических лиц, сводном государственном реестре аккредитованных на территории –оссийской ‘едерации представительств иностранных компаний, а также сведени€ об утер€нных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц и другие (дополнительные) источники информации. »дентификаци€ клиента, представител€ клиента и (или) выгодоприобретател€ включает в себ€ следующие меропри€ти€: - установление личных сведений в отношении клиента, представител€ клиента и выгодоприобретател€; - проверка наличи€/отсутстви€ в отношении клиента, представител€ клиента, выгодоприобретател€ сведений об их причастности к экстремистской де€тельности или терроризму; - определение принадлежности клиента, представител€ клиента, выгодоприобретател€ к иностранному публичному должностному лицу; - вы€вление юридических и физических лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождени€ в государстве (на территории), которое (котора€) не выполн€ет рекомендации √руппы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (‘ј“‘), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории); - оценка и присвоение клиенту степени (уровн€) риска; - обновление сведений, полученных в результате идентификации клиентов организации, установлени€ и идентификации выгодоприобретателей. ¬ рамках идентификации клиента, представител€ клиента и выгодоприобретател€, а также при проведении операций и сделок организаци€ оценивает и присваивает клиенту степень (уровень) риска. —трахова€ организаци€ оценивает степень (уровень) риска с учетом признаков операций, видов и условий де€тельности, имеющих повышенный риск совершени€ клиентами операций в цел€х легализации (отмывани€) доходов, полученных преступным путем, и финансировани€ терроризма, самосто€тельно включенных организацией в правила внутреннего контрол€ с учетом рекомендаций √руппы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (‘ј“‘). ¬ информационном письме –осфинмониторинга от 2 августа 2011 г. N 17 "ќ признаках операций, видов и условий де€тельности, имеющих повышенный риск совершени€ клиентами операций в цел€х легализации (отмывани€) доходов, полученных преступным путем, и финансировани€ терроризма" предусмотрены основные признаки операций, имеющих повышенный риск [4]: 1) де€тельность по организации и проведению азартных игр; 2) де€тельность, св€занна€ с реализацией, в т. ч. комиссионной, предметов искусства, антиквариата, мебели, легковых транспортных средств, предметов высокой роскоши; 3) де€тельность, св€занна€ со скупкой, куплей-продажей драгоценных металлов, драгоценных камней, а также ювелирных изделий, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, и лома таких изделий; 4) де€тельность, св€занна€ с совершением сделок с недвижимым имуществом и/или оказанием посреднических услуг при совершении сделок с недвижимым имуществом; 5) туроператорска€ и турагентска€ де€тельность, а также ина€ де€тельность по организации путешествий (туристска€ де€тельность); 6) люба€ де€тельность, св€занна€ с интенсивным оборотом наличности; 7) период де€тельности с даты государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимател€, получени€ статуса адвоката, нотариуса составл€ет менее 1 года; 8) период нахождени€ клиента на обслуживании в организации (срок, прошедший с даты прин€ти€ на обслуживание клиента) составл€ет менее 1 года; 9) отсутствие по адресу места нахождени€ юридического лица посто€нно действующих органов управлени€, иных органов или лиц, имеющих право действовать от имени такого юридического лица без доверенности; 10) клиент осуществл€ет взаимодействие с организацией, осуществл€ющей операции с денежными средствами или иным имуществом, исключительно через представител€, действующего по доверенности; 11) клиент и/или выгодоприобретатель или учредитель €вл€етс€ участником федеральных целевых программ или национальных проектов либо резидентом особой экономической зоны; 12) клиент и/или выгодоприобретатель или учредитель €вл€етс€ организацией, в уставном капитале которой присутствует дол€ государственной собственности; 13) клиент и/или выгодоприобретатель €вл€етс€ нерезидентом –оссийской ‘едерации; 14) клиент €вл€етс€ иностранным публичным должностным лицом либо действует в интересах (к выгоде) иностранного публичного должностного лица; 15) клиент €вл€етс€ супругом, близким родственником (родственником по пр€мой восход€щей и нисход€щей линии (родителем и ребенком, дедушкой, бабушкой и внуком), полнородным и неполнородным (имеющим общих отца или мать) братом и сестрой, усыновителем и усыновленным) иностранного публичного должностного лица; 16) совершение клиентом операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих об€зательному контролю в соответствии с п. 2 ст. 6 ‘едерального закона; 17) наличие в де€тельности клиента подозрительных операций, сведени€ по которым представл€лись в уполномоченный орган; 18) клиент осуществл€ет расчеты по операции (сделке) с использованием интернет-технологий, электронных платежных систем, альтернативных систем денежных переводов или иных систем удаленного доступа либо иным способом без непосредственного контакта (за исключением внесени€ разовых платежей через платежный терминал на сумму менее 15000 руб. либо эквивалента этой суммы в иностранной валюте); 19) клиент и/или его контрагент, представитель клиента, выгодоприобретатель или учредитель клиента €вл€етс€ фигурантом ѕеречн€ организаций и физических лиц, в отношении которых имеютс€ сведени€ об их участии в экстремистской де€тельности.  роме того, страхова€ организаци€ вправе самосто€тельно дополнить либо конкретизировать признаки повышенной степени риска с учетом особенностей ее де€тельности, клиентской базы, а также специфики совершаемых операций (сделок). —траховой организации следует обновл€ть сведени€, полученные в результате идентификации клиента, представител€ клиента и выгодоприобретател€, не реже одного раза в шесть мес€цев при повышенной степени (уровне) риска и не реже одного раза в год в иных случа€х, а также пересматривать степень (уровень) риска по мере изменени€ указанных сведений. —траховые организации документально фиксируют и представл€ют информацию, предусмотренную ‘едеральным законом N 115-‘«, не позднее трех рабочих дней со дн€ совершени€ операции, подлежащей об€зательному контролю, либо не позднее трех рабочих дней со дн€ вы€влени€ операции, в отношении которой возникли подозрени€, что она осуществл€етс€ в цел€х легализации (отмывани€) доходов, полученных преступным путем, или финансировани€ терроризма. ¬ажным этапом в организации внутреннего контрол€ в сфере противодействи€ легализации доходов, полученных преступным путем, €вл€етс€ регул€рное обучение и подготовка кадров. –уководитель страховой организации утверждает перечень сотрудников, которые должны проходить об€зательную подготовку и обучение в цел€х противодействи€ легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. ≈диновременное обучение в об€зательном пор€дке должны пройти: а) руководитель страховой организации; б) руководитель филиала страховой организации; в) заместитель руководител€ страховой организации (филиала), в соответствии с должностными об€занност€ми курирующий вопросы организации и осуществлени€ внутреннего контрол€ в цел€х противодействи€ легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; г) специальное должностное лицо страховой организации (филиала), ответственное за соблюдение правил внутреннего контрол€ в цел€х противодействи€ легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществлени€; д) главный бухгалтер (бухгалтер) страховой организации (филиала), при наличии должности в штате организации или филиала, либо сотрудник, осуществл€ющий функции по ведению бухгалтерского учета; е) руководитель юридического подразделени€ страховой организации (филиала) либо юрист организации (при наличии); ж) сотрудники службы внутреннего контрол€ страховой организации (филиала), при наличии; з) иные сотрудники страховой организации (филиала) по усмотрению руководител€ организации и с учетом особенностей де€тельности страховой организации (филиала) и ее клиентов. ќбучение проводитс€ в следующих формах: а) вводный инструктаж; б) дополнительный инструктаж; в) целевой инструктаж (получение работниками организаций базовых знаний, необходимых дл€ соблюдени€ ими законодательства –оссийской ‘едерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также формировани€ и совершенствовани€ системы внутреннего контрол€ организаций, программ ее осуществлени€ и иных организационно-распор€дительных документов, прин€тых в этих цел€х); г) повышение уровн€ знаний в сфере противодействи€ легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. ѕредусмотрено прохождение обучени€ раз в три года дл€ специального должностного лица страховой организации (филиала). ќстальные сотрудники после единовременного прохождени€ обучени€ в об€зательном пор€дке могут повышать свою квалификацию по усмотрению руководител€ страховой организации. “аким образом, с момента вступлени€ в силу ‘едерального закона N 115-‘« системе внутреннего контрол€ страховой организации удел€етс€ повышенное внимание, контроль за организацией которой возлагаетс€ на ‘едеральную службу по финансовым рынкам.

Ћитература

1. ‘едеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-‘« "ќ противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". 2. ѕостановление ѕравительства –‘ от 30.06.2012 N 667 "ќб утверждении “ребований к правилам внутреннего контрол€, разрабатываемым организаци€ми, осуществл€ющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций)". 3. ѕостановление ѕравительства –‘ от 5 декабр€ 2005 г. N 715 "ќ квалификационных требовани€х к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контрол€ и программ его осуществлени€, а также требовани€х к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в цел€х противодействи€ легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". 4. »нформационное письмо –осфинмониторинга от 02.08.2011 N 17 "ќ признаках операций, видов и условий де€тельности, имеющих повышенный риск совершени€ клиентами операций в цел€х легализации (отмывани€) доходов, полученных преступным путем, и финансировани€ терроризма".

Ќазвание документа пїњ