пїњ

ќ соотношении пон€тий "оперативно-розыскна€ де€тельность" и "оперативно-разыскна€ де€тельность"

( расинский ¬. ¬.) ("—овременное право", 2012, N 8) “екст документа

ќ —ќќ“ЌќЎ≈Ќ»» ѕќЌя“»… "ќѕ≈–ј“»¬Ќќ-–ќ«џ— Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№" » "ќѕ≈–ј“»¬Ќќ-–ј«џ— Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№"

¬. ¬.  –ј—»Ќ— »…

 расинский ¬. ¬., доктор юридических наук, член общественного консультативного научно-методического совета при ÷»  –оссии.

јнализируютс€ терминологические аспекты оперативно-розыскной де€тельности в –оссийской ‘едерации.

 лючевые слова: терминологи€ права, оперативно-розыскна€ де€тельность, оперативно-розыскные меропри€ти€, правоохранительные органы, спецслужбы.

About a ratio of concepts "operational search activity" and "investigation and search operations" V. Krasinsky

The article examines the terminological aspects of investigatory activity.

Key words: the terminology of law, investigatory activity, investigatory measures, law enforcement agencies, special services.

¬ последние несколько лет все большие масштабы приобретает несогласованность в правовом регулировании и толковании терминологического аспекта оперативно-розыскной де€тельности, проводимой уполномоченными государственными органами –оссийской ‘едерации. јнализ правовых актов свидетельствует о наличии значительного числа нормативных документов, в которых упоминаютс€ "оперативно-розыскна€ де€тельность" и "оперативно-розыскные меропри€ти€", с одной стороны (‘едеральные законы от 03.04.1995 N 40-‘« "ќ ‘едеральной службе безопасности", от 15.07.1995 N 103-‘« "ќ содержании под стражей подозреваемых и обвин€емых в совершении преступлений", от 12.08.1995 N 144-‘« "ќб оперативно-розыскной де€тельности" (далее - «акон об ќ–ƒ), от 10.01.1996 N 5-‘« "ќ внешней разведке", от 27.05.1996 N 57-‘« "ќ государственной охране", от 27.05.1998 N 76-‘« "ќ статусе военнослужащих", от 25.07.1998 N 128-‘« "ќ государственной дактилоскопической регистрации в –оссийской ‘едерации", от 24.06.1999 N 120-‘« "ќб основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", от 31.05.2002 N 63-‘« "ќб адвокатской де€тельности и адвокатуре в –оссийской ‘едерации", от 07.07.2003 N 126-‘« "ќ св€зи", от 20.08.2004 N 119-‘« "ќ государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства", от 27.07.2006 N 152-‘« "ќ персональных данных", от 03.12.2008 N 242-‘« "ќ государственной геномной регистрации в –оссийской ‘едерации", от 27.11.2010 N 311-‘« "ќ таможенном регулировании в –оссийской ‘едерации"), и "оперативно-разыскна€ де€тельность" в сочетании с "оперативно-разыскными меропри€ти€ми" - с другой (‘едеральные законы от 25.12.2008 N 273-‘« "ќ противодействии коррупции", от 07.02.2011 N 3-‘« "ќ полиции", от 07.02.2011 N 7-‘« "ќ клиринге и клиринговой де€тельности", от 01.07.2011 N 170-‘« "ќ техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты –оссийской ‘едерации", от 21.11.2011 N 325-‘« "ќб организованных торгах", ”каз ѕрезидента –‘ от 30.11.1995 N 1203 "ќб утверждении ѕеречн€ сведений, отнесенных к государственной тайне", ѕостановление ѕравительства –‘ от 27.08.2005 N 538 "ќб утверждении ѕравил взаимодействи€ операторов св€зи с уполномоченными государственными органами, осуществл€ющими оперативно-разыскную де€тельность") <1>. ¬ органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органах внутренних дел, органах федеральной службы безопасности созданы оперативно-разыскной департамент, управление координации оперативно-разыскной де€тельности, управление оперативно-разыскной информации, управление организации оперативно-разыскной де€тельности, оперативно-разыскное управление, межрегиональные оперативно-разыскные отделы (отделени€), оперативно-разыскные части <2>. -------------------------------- <1> ѕредметом статьи не €вл€етс€ лингвистический анализ терминологии оперативно-розыскной де€тельности. <2> ¬ ‘едеральной таможенной службе действуют оперативно-розыскные отделы оперативных таможен и оперативно-розыскные отделени€ таможен.

— чем св€зана подобна€ двойственность? ¬ольное обращение с правовыми категори€ми и искажение формулировок федерального закона осуществл€лись в р€де случаев в угоду ведомственным интересам (подгонка наименований правовых актов под названи€ оперативных подразделений, субъективные требовани€ руководства некоторых правоохранительных органов к ведению делопроизводства, недостатки в работе правотворческих органов и органов юстиции при прин€тии и регистрации ведомственных нормативных правовых актов, регулирующих оперативно-розыскную де€тельность, и др.) <1>. ѕостепенно законы и ведомственные акты, регулирующие оперативно-розыскную де€тельность, приспособили под нужды конкретных чиновников в погонах. -------------------------------- <1> ¬ соответствии с ‘едеральным законом об ќ–ƒ перечень дел оперативного учета и пор€док их ведени€, а также организаци€ и тактика проведени€ оперативно-розыскных меропри€тий определ€ютс€ нормативными актами органов, осуществл€ющих оперативно-розыскную де€тельность. ƒанные правовые акты предусматривают механизм реализации указанного «акона.

 азалось бы, что страшного? –азница в одной букве. Ќо сложивша€с€ ситуаци€ не настолько проста. ƒанна€ проблема выходит за рамки юридической техники и герменевтики. ¬о-первых, дл€ обозначени€ одних и тех же пон€тий недопустимо использовать различные термины <1>. -------------------------------- <1> —м.: јлексеев —. —. ќбща€ теори€ права. ћ., 2008. —. 488.

¬о-вторых, недопустимо без веских оснований отказыватьс€ от ранее используемой терминологии <1>. -------------------------------- <1> —м.: ѕиголкин ј. —. ёридическа€ терминологи€ и пути ее совершенствовани€ // ”чен. зап. ¬Ќ»»—«. ћ., 1971. ¬ып. 24. —. 23 - 29.

¬-третьих, несоответствие юридической терминологии применительно к оперативно-розыскной де€тельности может привести к неправовому ограничению конституционных прав граждан и нарушению законности в де€тельности государственных органов. «ащита и создание условий дл€ реализации прав и свобод человека и гражданина - об€занность государства. ¬ статье 55  онституции –‘ отмечено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом. ¬ –оссийской ‘едерации действует «акон об ќ–ƒ, в котором закреплены задачи и принципы оперативно-розыскной де€тельности, перечень оперативно-розыскных меропри€тий, система гарантий законности при их проведении. ѕоэтому не предусмотренна€ федеральным законом де€тельность, котора€ ограничивает конституционные права и свободы человека и гражданина, порождает правовые последстви€, аналогичные незаконным действи€м государственных органов и их должностных лиц, нарушающим права и свободы граждан. –оссийское законодательство предусматривает проведение только оперативно-розыскной де€тельности и оперативно-розыскных меропри€тий. ѕравомерность оперативно-розыскной де€тельности и соответствующих меропри€тий подтверждена ќпределени€ми  онституционного —уда –‘ от 14.07.1998 N 86-ќ "ѕо делу о проверке конституционности отдельных положений ‘едерального закона "ќб оперативно-розыскной де€тельности" по жалобе гражданки ». √. „ерновой", от 20.10.2005 N 375-ќ "ќб отказе в прин€тии к рассмотрению жалобы гражданина ћакаренко ј. ћ. на нарушение его конституционных прав частью четвертой статьи 29 ”ѕ  –‘ и стать€ми 6 - 9 ‘едерального закона "ќб оперативно-розыскной де€тельности", от 24.01.2006 N 27-ќ "ќб отказе в прин€тии к рассмотрению жалобы гражданина  иштыкова ƒ.  . на нарушение его конституционных прав статьей 9 ‘едерального закона "ќб оперативно-розыскной де€тельности", от 08.02.2007 N 128-ќ-ѕ "ќб отказе в прин€тии к рассмотрению жалобы гражданина ћартирос€на ќ. Ѕ. на нарушение его конституционных прав статьей 9 ‘едерального закона "ќб оперативно-розыскной де€тельности", от 29.05.2007 N 417-ќ-ќ "ќб отказе в прин€тии к рассмотрению жалобы гражданина »ванова  . ¬. на нарушение его конституционных прав стать€ми 15 и 17 ‘едерального закона "ќб оперативно-розыскной де€тельности" и стать€ми 48 и 49 ‘едерального закона "ќ наркотических средствах и психотропных веществах", ѕостановлением  онституционного —уда –‘ от 09.06.2011 N 12-ѕ "ѕо делу о проверке конституционности положений пункта 7 статьи 16 «акона –оссийской ‘едерации "ќ статусе судей в –оссийской ‘едерации" и части первой статьи 9 ‘едерального закона "ќб оперативно-розыскной де€тельности" в св€зи с жалобой гражданина ». ¬. јносова". ќперативно-розыскные меропри€ти€ осуществл€ютс€ специально уполномоченными субъектами (в насто€щее врем€ - органами внутренних дел, органами федеральной службы безопасности, органами государственной охраны, органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенными органами, оперативными подразделени€ми —лужбы внешней разведки –‘, ‘едеральной службы исполнени€ наказаний, органа внешней разведки ћинистерства обороны –‘) с соблюдением установленного пор€дка и при наличии законных оснований дл€ их проведени€. ѕолученные таким образом результаты оперативно-розыскной де€тельности могут использоватьс€ дл€ возбуждени€ уголовных дел, представл€тьс€ в орган дознани€, следователю или в суд, а также использоватьс€ в доказывании по уголовным делам <1>. » наоборот, не предусмотренна€ «аконом об ќ–ƒ де€тельность не может служить основой дл€ формировани€ доказательной базы при осуществлении уголовного судопроизводства. ¬ соответствии с ч. 2 ст. 50  онституции –‘ при осуществлении правосуди€ не допускаетс€ использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона. “акие доказательства признаютс€ не имеющими юридической силы и не подлежат использованию при производстве дознани€ и предварительного следстви€, а также при разбирательстве уголовных дел в суде. -------------------------------- <1> —тать€ 89 ”ѕ  –‘; ќпределение  онституционного —уда –‘ от 11.07.2006 N 268-ќ "ѕо жалобе гражданина ”разова —. ¬. на нарушение его конституционных прав положени€ми статей 49, 91, 92, 227, 228, 229, 255 и 355 ”ѕ  –‘ и статей 6, 8 и 10 ‘едерального закона "ќб оперативно-розыскной де€тельности"; ѕриказ ћ¬ƒ –оссии, ‘—Ѕ –оссии, ‘—ќ –оссии, ‘“— –оссии, —¬– –оссии, ‘—»Ќ –оссии, ‘— Ќ –оссии и ћинобороны –оссии от 17.04.2007 N 368/185/164/481/32/184/97/147 "ќб утверждении »нструкции о пор€дке представлени€ результатов оперативно-розыскной де€тельности дознавателю, органу дознани€, следователю, прокурору или в суд".

ќдной из важнейших гарантий, призванных защитить права и свободы граждан от произвольного и чрезмерного ограничени€ органами и должностными лицами, осуществл€ющими оперативно-розыскную де€тельность, служит предварительный судебный контроль за законностью и обоснованностью оперативно-розыскных меропри€тий. —тать€ 9 «акона об ќ–ƒ устанавливает основани€ и пор€док судебного рассмотрени€ материалов об ограничении конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сет€м электрической и почтовой св€зи, на неприкосновенность жилища при проведении оперативно-розыскных меропри€тий. √раждане и организации вправе обжаловать незаконную "оперативно-разыскную" де€тельность спецслужб и правоохранительных органов и потребовать взыскани€ необходимой компенсации нанесенного вреда за нарушени€ прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений. ¬иновные должностные лица могут быть привлечены к ответственности. ƒе€тельность, ограничивающа€ конституционные права и свободы человека и гражданина, не предусмотренна€ федеральным законом или нарушающа€ его, €вл€етс€ преступной в соответствии с ”  –‘, который содержит несколько составов преступлений, св€занных с незаконным сбором или распространением информации под предлогом вы€влени€, предупреждени€, пресечени€ и раскрыти€ преступлений, розыска лиц и сбора сведений об угрозах безопасности государства и общества.   числу подобных преступлений, совершаемых должностными лицами (сотрудниками правоохранительных органов, работниками почты, телеграфа и телефонных станций), отнесены: нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 137 ”  –‘); нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст. 138 ”  –‘); нарушение неприкосновенности жилища (ст. 139 ”  –‘). ќшибочное использование словосочетаний "оперативно-разыскна€ де€тельность" и "оперативно-разыскные меропри€ти€" влечет за собой целый р€д негативных последствий. ќсуществление правоохранительными органами и спецслужбами пресловутой "оперативно-разыскной" де€тельности может нанести ущерб законной оперативно-розыскной практике. Ћюбой квалифицированный защитник поставит под сомнение одновременное наличие в –оссийской ‘едерации правовых режимов оперативно-розыскной и "оперативно-разыскной" де€тельности, правомерность оснований и законность результатов оперативной де€тельности, не предусмотренной «аконом об ќ–ƒ, и обжалует подобную де€тельность государства в отношении своих подзащитных (подзащитного) в суде. ѕредметом проверки в судах общей юрисдикции могут стать соблюдение определенного указанным «аконом перечн€ оперативно-розыскных меропри€тий; законность и обоснованность проведени€ "оперативно-разыскных меропри€тий", в том числе тех, разрешени€ на проведение которых даны судом; наличие оснований, соблюдение установленных условий, пор€дка и сроков проведени€ "оперативно-разыскных меропри€тий". ¬ цел€х создани€ дополнительных гарантий законности при осуществлении оперативно-розыскной де€тельности нужно свести к минимуму ведомственную практику решени€ вопросов оперативно-розыскной де€тельности в частном пор€дке, признать допущенные ошибки и провести скорейшую работу по их исправлению. ¬ св€зи с этим предлагаетс€: - ‘едеральному —обранию –‘ провести анализ федеральных законов, регламентирующих оперативно-розыскную де€тельность уполномоченных субъектов, св€занных с ними законодательных актов и привести их в соответствие с «аконом об ќ–ƒ; - на основании ѕриказа √енпрокуратуры –‘ от 15.02.2011 N 33 "ќб организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной де€тельности" провести проверку правовой регламентации оперативно-розыскной де€тельности в части ведомственного правотворчества и правоприменени€ уполномоченных на ее проведение субъектов. ѕри реализации надзорных полномочий особое внимание обратить на соответствие "оперативно-разыскных меропри€тий" цел€м и задачам оперативно-розыскной де€тельности, соблюдение определенного «аконом об ќ–ƒ перечн€ оперативно-розыскных меропри€тий, соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществлени€ "оперативно-разыскной де€тельности"; - субъектам правотворчества, исказившим положени€ «акона об ќ–ƒ, привести содержание своих подзаконных актов в соответствие с требовани€ми данного ‘едерального закона. ѕредлагаетс€ проверить де€тельность уполномоченных подразделений и должностных лиц аппаратов правотворческих органов в части проведени€ лингвистической экспертизы проектов нормативных правовых актов и правового мониторинга качества ведомственного нормотворчества; - судам общей юрисдикции усилить судебный контроль за оперативно-розыскной де€тельностью субъектов, уполномоченных на ее проведение, в том числе за законностью и обоснованностью проведени€ "оперативно-разыскных меропри€тий", разрешени€ на проведение которых даютс€ судами; - структурные подразделени€ (оперативные аппараты), провод€щие "оперативно-разыскную де€тельность" и "оперативно-разыскные меропри€ти€", переименовать в соответствии с «аконом об ќ–ƒ. Ќаучный подход к основным категори€м сыска, дальнейшие теоретико-правовые исследовани€ законодательных и подзаконных актов, касающихс€ оперативно-розыскной де€тельности, будут способствовать совершенствованию правового регулировани€ оперативно-розыскной де€тельности, формированию профессионального правопонимани€ руководителей и оперативных сотрудников уполномоченных государственных органов, осуществл€ющих оперативно-розыскную де€тельность.

Ќазвание документа пїњ