пїњ

 оррупци€ как угроза стабильному развитию общества

(«орькин ¬. ƒ.)

("∆урнал российского права", 2012, N 7)

“екст документа

 ќ––”ѕ÷»я  ј  ”√–ќ«ј —“јЅ»Ћ№Ќќћ” –ј«¬»“»ё ќЅў≈—“¬ј

¬. ƒ. «ќ–№ »Ќ

«орькин ¬алерий ƒмитриевич, ѕредседатель  онституционного —уда –оссийской ‘едерации, доктор юридических наук, профессор.

–ассматриваютс€ правовые проблемы противодействи€ коррупции и предлагаютс€ основные тенденции развити€ антикоррупционного законодательства –оссийской ‘едерации. ќсобое внимание удел€етс€ борьбе с организованной преступностью как социальной основой коррупции и совершенствованию правовых средств противодействи€ коррупции в публичной сфере, включа€ проблемные вопросы конфискации имущества, преодолени€ иммунитетов должностных лиц и т. д. јвтор подчеркивает, что главна€ цель и задача борьбы с коррупцией - это утверждать правовое пространство.

 лючевые слова: противодействие коррупции, совершенствование законодательства, конфликт интересов, конфискаци€ имущества, организованна€ преступность.

Corruption as a threat to the stable development of society

V. D. Zorkin

The present article examines the legal problems of combating corruption. Principal trends of the improvement of anti-corruption legislation of the Russian Federation are proposed. Particular attention is paid to the combating organized crime as a social basis of corruption and developing legal means of counteraction against corruption in the public sphere including the problematic aspects of confiscation of property, lifting immunities of public officials, etc. The author emphasizes that the main goal and objective of combating corruption is to provide rule of law environment.

Key words: combating corruption, improvement of legislation, conflict of interests, confiscation of property, organized crime.

»спользование метафоры зачастую помогает лучше у€снить действительность. “ак, правовую действительность можно сравнить с реальной жизнью. —уществуют нормы права, есть реализации этих норм в виде правоотношений, правоприменений, реализации в целом. ¬се это "перевариваетс€" через правосознание человека. ƒанный механизм €вл€етс€ живым организмом, по аналогии с живой землей, живым лесом, живым человеком и т. д.

 оррупци€ есть болезнь этого организма. Ётимологическое значение слова "коррупци€" - это "порча". »звестно, что у английских судей нет такой болезни вообще. ƒл€ них совершить коррупционный акт все равно что съесть кусок гнилого м€са.

¬опрос в том, какова мера поражени€ коррупцией. ≈сть страны, где поражены только некоторые элементы государства, права. —уществует и более серьезна€ возрастающа€ степень поражени€, и тогда можно говорить об элементах криминализации государства и права.  райн€€ же и сама€ опасна€ стади€ - криминальное государство. Ќа пути становлени€ развитой правовой системы и демократии в странах на постсоветском пространстве, странах новой демократии опасность возникновени€ этой стадии болезни очень высока.

¬ св€зи с этим методологические научные разработки, проводимые в нашей стране, в коллегиальных учреждени€х помогают наметить правильный путь и предотвратить падение в пропасть.

¬ –оссии в последнее врем€ на этом пути сделано многое. Ќеобходимо последовательное и планомерное продолжение работы. √лавна€ цель и задача борьбы с коррупцией - это утверждение правового пространства.

—уществуют различные методики лечени€, и, как известно, не только таблеточные, но и хирургические. ¬ —ингапуре, например, чиновников и судей за коррупционные преступлени€ казн€т. ќднако, как известно, применение только метода "кнута" не всегда эффективно.  ажда€ страна выбирает свои методы решени€ проблем. » через призму того, что сделано, необходимо обозначить первоочередные вопросы. » они уже решаютс€.

ѕервое. ѕолучение реальной картины коррупции и коррупционной преступности в целом. »меетс€ указание √енеральной прокуратуры –‘, ћ¬ƒ –‘ о перечне статей коррупционной направленности. ”читыва€ опыт других стран, в –оссии в 2008 г. был прин€т ‘едеральный закон "ќ противодействии коррупции", в котором, возможно, этот перечень следует закрепить.

¬торое. Ќаступление на организованную преступность как социальную основу коррупции. Ќеобходимо восстановить законность в регионах, где мафиозные структуры стрем€тс€ подмен€ть органы власти и имеет место коррупци€ в ее наиболее опасных системных формах. — этой точки зрени€ следует подумать о воссоздании на принципиально иной основе спецподразделени€ по борьбе с организованной преступностью или коррупцией. ¬ —ингапуре, к примеру, такое подразделение существует. ÷елесообразно, наверное, вернутьс€ к идее ‘едерального закона о противодействии организованной преступности; можно было бы говорить о нормативном регулировании специальных операций по борьбе с организованной преступностью. —обыти€ в  ущевской, √усь-’рустальном, Ёнгельсе показывают, что подобные преступные схемы и €влени€ вошли в нашу жизнь.

“ретье. —оздание четких процедур отвода и самоотвода соответствующих служащих в цел€х предотвращени€ или урегулировани€ конфликтов интересов. ¬ажно установить четкий механизм таких процедур, любое отступление от которого будет рассматриватьс€ как правонарушающее коррупционноемкое поведение. » тогда не будет произвола в отношении оценки соответствующих действий чиновников.

„етвертое. ѕреодоление иммунитетов различных категорий лиц при проведении расследовани€ по делам о коррупции. ѕрактика показала, что часто этот институт служит преградой против расследовани€ коррупционных поступков и поведений. Ќайти должную меру - это задача практики. ƒанна€ проблема довольно актуальна, и здесь, возможно, надо еще раз обратитьс€ к пределам и мерам института правового иммунитета.

ѕ€тое. ѕереход от декларировани€ доходов к декларированию расходов. Ќа эту тему было много споров. ѕрезидент –‘ подчеркивал важность этого вопроса. –осси€ присоединилась к  онвенции ќќЌ против коррупции, ст. 20 которой об€зывает ввести правовой институт незаконного обогащени€. ≈сли этот механизм заработает, тогда в большей степени, чем сейчас, будет обеспечена прозрачность, в том числе финансова€. ѕри этом возможно, что в какой-то части брем€ доказывани€ невиновности может лежать не на государстве, а на самом лице, действие которого подвергаетс€ сомнению (так как ему необходимо доказать, что у него легальные источники доходов).

Ўестое. ¬осстановление нормального правового института конфискации имущества. –ечь идет о конфискации в рамках ратифицированных конвенций ќќЌ. —огласно ”головному кодексу –‘ конфискаци€ на сегодн€ €вл€етс€ мерой воздействи€. —ледует отметить, что в случае совершени€ коррупционных преступлений конфискаци€ эффективно используетс€ в —ингапуре,  итае, »спании, —Ўј. Ќеобходим учет требований √–≈ ќ, которыми обозначены некоторые важнейшие к прин€тию меры. Ќапример, конфискаци€ имущества за все т€жкие преступлени€ против собственности и экономические преступлени€. ¬ ином случае увод€тс€ активы и сохран€етс€ легальна€ база дл€ коррупционных действий, а следовательно, дл€ организованной преступности.

ѕродолжаютс€ дискуссии об уголовной ответственности юридического лица. ¬ нашей стране примен€етс€ другой принцип построени€ уголовно-правовой ответственности. ќднако, во вс€ком случае, должна быть установлена финансова€ ответственность юридических лиц, если они задействованы в коррупционных схемах и €вл€ютс€ легальными источниками дл€ выполнени€ коррупционных действий организованной преступностью. ¬ этом случае юридические лица должны подвергатьс€ уголовно-правовым репресси€м в рамках не просто «акона, а правового «акона на основе принципов верховенства права с учетом современных стандартов.

—едьмое. ќбеспечение разумной достаточности в процессе гуманизации уголовного законодательства. «десь не должно быть перекосов в ту или иную сторону. ћудрец ƒэн —€опин еще на заре экономических реформ в  итае заметил, что м€гкой рукой социальные уродства не выведешь. ¬  итае примен€ютс€ одни меры борьбы, в –оссии - другие, в  азахстане - третьи. √лавное здесь - соблюдение меры с учетом того, что безнаказанность коррупции €вл€етс€ основным фактором, стимулирующим разрастание коррупции.

¬осьмое. «адействование потенциала всего общества в антикоррупционной работе. ≈сли есть коррупционеры, есть, наверное, и те, кто поощр€ет их? √енерал, обер-прокурор ѕ. ». ягужинский в эпоху ѕетра I на предложение государ€ императора вз€ть и казнить всех мздоимцев ответил: "√осударь, ¬ы тогда останетесь без подданных". “аким образом, только четкое правосознание, которое не приемлет такой тип поведени€, к которому призывал выдающийс€ русский правовед ». ј. »льин, застраховывает от превращени€ народа в чернь. ј чернь - это все, с низа и до самого высшего чиновника, которые "рвут" тело государства, встав на коррупционный путь.

» последнее. ≈сли человечество хочет оставить зеленый мир, планету под голубым небом своему будущему поколению, то конституционна€ об€занность, котора€ вытекает из всех конституций, включа€ российскую, состоит в том, что будущие поколени€ должны иметь возможность жить в нормальном правовом сообществе по праву, а не по коррупции. “ак что оставим мы этому будущему поколению? Ќаша задача - использовать все легальные правовые демократические средства дл€ того, чтобы выжить. Ёто главна€ стратегическа€ задача.

Ќазвание документа

пїњ