пїњ

”нификаци€ наследственного права в —Ќ√

(Ѕлинков ќ. ≈.)

("ёрист", 2007, N 3)

“екст документа

”Ќ»‘» ј÷»я Ќј—Ћ≈ƒ—“¬≈ЌЌќ√ќ ѕ–ј¬ј ¬ —Ќ√

ќ. ≈. ЅЋ»Ќ ќ¬

Ѕлинков ќ. ≈., доцент кафедры гражданского права и процесса јкадемии ‘—»Ќ –оссии, кандидат юридических наук, доцент.

———– был великой и могучей страной, сплотившей по доброй воле или насильно на долгие годы многие народы, создавшей особую правовую систему - советское право.

¬ советский период наследственное законодательство союзных республик практически не отличалось друг от друга, поскольку принималось в соответствии с общесоюзными ќсновами гражданского законодательства. ¬ насто€щее врем€ наследственный закон стран —одружества Ќезависимых √осударств (далее - —Ќ√) нередко существенно отличаетс€ от российского наследственного правопор€дка, хот€ изначально при союзном "разводе" бывшие республики пытались при создании национального законодательства унифицировать правовые нормы, создав дл€ этого специальный межгосударственный орган - ћежпарламентскую јссамблею государств - участников —Ќ√.

ћежпарламентска€ јссамбле€ государств - участников —Ќ√ была образована 27 марта 1992 г. на основе јлма-јтинского соглашени€, подписанного главами парламентов –еспублики јрмени€, –еспублики Ѕеларусь, –еспублики  азахстан,  ыргызской –еспублики, –оссийской ‘едерации, –еспублики “аджикистан и –еспублики ”збекистан, как консультативный орган дл€ подготовки проектов законодательных документов, представл€ющих взаимный интерес. ¬ 1993 - 1995 гг. членами ћежпарламентской јссамблеи стали парламенты јзербайджанской –еспублики, √рузии, –еспублики ћолдова, а в 1999 г. к јлма-јтинскому соглашению присоединилась ¬ерховна€ –ада ”краины. √лавы государств —Ќ√ 26 ма€ 1995 г. подписали  онвенцию о ћежпарламентской јссамблее государств - участников —Ќ√, котора€ вступила в силу 16 €нвар€ 1996 г., в соответствии с которой ћежпарламентска€ јссамбле€ получила официальный статус межгосударственного органа и зан€ла ведущее место в системе органов —Ќ√. —ледует отметить, что ћежпарламентска€ јссамбле€ была учреждена как консультативный орган дл€ подготовки проектов законодательных документов, дл€ решени€ проблем, св€занных с гармонизацией и сближением законодательств государств —Ќ√, что получает свое воплощение в принимаемых ћежпарламентской јссамблеей модельных законодательных актах и рекомендаци€х, при создании которых учитываетс€ опыт парламентов стран —Ќ√ и международных парламентских организаций. «а годы де€тельности ћежпарламентской јссамблеей было прин€то более 200 документов, обеспечивающих реальное сближение национальных законодательств, в том числе три части ћодельного гражданского кодекса —Ќ√. ѕрин€тые на заседани€х ћежпарламентской јссамблеи модельные законодательные акты и рекомендации направл€ютс€ в национальные парламенты дл€ использовани€ их при подготовке новых законов и внесении изменений в действующее законодательство.

—огласно прин€тому ћежпарламентской јссамблеей государств - участников —Ќ√ 14 апрел€ 2005 г. ѕоложению о разработке модельных законодательных актов и рекомендаций ћежпарламентской јссамблеи государств - участников —Ќ√ предложени€ о разработке модельных законодательных актов и рекомендаций, их проекты, а также принимаемые ћежпарламентской јссамблеей модельные законодательные акты и рекомендации должны отвечать цел€м сближени€ (унификации) законодательства государств - участников —Ќ√. ћодельное законотворчество - де€тельность ћежпарламентской јссамблеи по разработке, прин€тию и опубликованию модельных законодательных актов, отвечающих цел€м сближени€ (унификации) законодательства государств - участников ћежпарламентской јссамблеи и задачам интеграционного развити€ —Ќ√. ћодельный законодательный акт —Ќ√ - законодательный акт рекомендательного характера, прин€тый ћежпарламентской јссамблеей в установленном пор€дке, в цел€х формировани€ и осуществлени€ согласованной законодательной де€тельности государств - участников ћежпарламентской јссамблеи по вопросам, представл€ющим общий интерес, приведени€ законодательства государств - участников —Ќ√ в соответствие с международными договорами, заключенными в рамках —Ќ√, и иными международными договорами, участие в которых государств - участников —Ќ√ €вл€етс€ весьма желательным дл€ достижени€ общих целей.   модельным законодательным актам —Ќ√ относ€тс€:

1) модельный кодекс —Ќ√ - систематизированный законодательный акт рекомендательного характера, прин€тый ћежпарламентской јссамблеей с целью сближени€ правового регулировани€ однородных сфер общественных отношений в государствах —Ќ√;

2) модельный закон —Ќ√ - законодательный акт рекомендательного характера, прин€тый ћежпарламентской јссамблеей с целью сближени€ правового регулировани€ конкретных видов (групп) общественных отношений в государствах —Ќ√ (в необходимых случа€х модельные законодательные акты могут иметь форму типовых положений, уставов, соглашений);

3) рекомендации ћежпарламентской јссамблеи —Ќ√ - предложени€, прин€тые ћежпарламентской јссамблеей в установленном пор€дке с целью сближени€ законодательства государств - участников —Ќ√ по вопросам общих интересов, приведени€ их законодательства в соответствие с положени€ми международных договоров, заключенными в рамках —Ќ√, и содействи€ синхронизации процедур их ратификации. ќсобенности юридической техники модельного законотворчества заключаютс€ в использовании совокупности общепризнанных приемов, примен€емых при разработке содержани€ и структуры модельных законодательных актов, что предполагает соблюдение следующих основных требований: один и тот же термин модельного законодательного акта употребл€етс€ однозначно, должен быть общепризнанным, сохран€ть свой особый смысл в каждом случае употреблени€, быть максимально пон€тным дл€ воспри€ти€, и иных стандартных требований законодательной техники.

ќднако не всегда модельное законотворчество достигает своих целей, поскольку модельные законодательные акты —Ќ√ нос€т рекомендательный характер. ѕодобное положение имеет место в случае регулировани€ наследственных отношений.

ѕри подготовке нового наследственного законодательства, регулирующего переход имущества в пор€дке универсального правопреемства, большое внимание отдельными бывшими республиками ———– было уделено изучению опыта регламентации аналогичных отношений в других странах, однако в целом постсоветское наследственное право государств - участников —Ќ√ сохранило заложенные в советское врем€ принципы наследственно-правового регулировани€. ∆ела€ сохранить единое экономическое пространство, бывшие союзные республики —оюза ——–, а теперь самосто€тельные государства в целом поддержали идею модельных законов, на основе которых разрабатывались бы национальные акты. ¬ качестве наиболее значимого стал √ражданский кодекс —Ќ√, который был положен в основу кодификации и наследственного права данных государств (јрмени€, Ѕеларусь, “аджикистан, ”збекистан и др.). Ќекоторые бывшие советские республики пошли по иному пути, самосто€тельно разработав проекты √ражданских кодексов (”краина, √рузи€), которые стали альтернативными ћодельному √  —Ќ√, а в свою очередь, и модельными дл€ других государств (√  √рузии - дл€ јзербайджана, “уркменистана и ћолдовы). Ќазванные государства кардинально изменили пор€док наследственного правопреемства, использу€ достижени€ главным образом романо-германской правовой системы, где наследственное право с момента своего возникновени€ существовало в услови€х непрерывности развити€ частноправовых традиций и достигло высокого юридико-технического уровн€, отвечающего потребност€м эффективного регулировани€ сложных и многообразных отношений, складывающихс€ при наследовании имущества физических лиц. ¬ известной мере о современных тенденци€х в современном наследственном праве стран —Ќ√ могут свидетельствовать имевшие место в последнее дес€тилетие XX в. и первое дес€тилетие XXI в. реформы действующего гражданского права, нашедшие свое отражение в по€влении новых актов, кодифицирующих гражданское право в данных странах.

—реди наиболее значительных €влений в этой области, которые могли бы считатьс€ вполне отражающими тенденции на современном этапе развити€ континентальной системы права, следует назвать √ражданский кодекс √рузии (прин€т 26 июн€ 1997 г.) и √ражданский кодекс ”краины (прин€т 16 €нвар€ 2003 г.). ¬ процессе подготовки каждого из вышеназванных обширных законодательных актов, зан€вшей менее или более одного дес€тилети€, преследовалась задача не только законодательно закрепить изменени€ в социально-экономических отношени€х данных государств и общества (и как следствие - в содержании правового регулировани€), которые по€вл€лись в результате многолетней правоприменительной практики, но и создать новые нормы, отвечающие потребност€м развити€ общества в современных услови€х.   числу наиболее общих тенденций, в соответствии с которыми формировались новые направлени€ развити€ наследственного права, отраженные в прин€тых  одексах стран —Ќ√, можно отнести увеличение круга наследников по закону, расширение завещательной свободы, введение дополнительных оснований призвани€ к наследованию - наследственного договора, качественное и количественное увеличение наследственной массы и т. д.

—ледует заметить, что процесс становлени€ институтов современного наследственного права в развитых правовых системах, в частности јнглии, ‘ранции, √ермании, —Ўј, зан€л не одно столетие. ¬ течение этого времени их содержание шлифовалось законодательством, отрабатывалось судебной практикой, подвергалось тщательному анализу в доктрине. ѕотребности жизни общества посто€нно приводили к отторжению или рождению многочисленных правовых механизмов регулировани€ наследственных отношений в ходе их естественной эволюции от одной общественно-экономической формации к другой. ѕодобный процесс не обойдет –оссию и иные государства —Ќ√, поэтому процесс модельного законотворчества в области наследственных отношений остаетс€ актуальным, поскольку правотворчество - это посто€нный процесс.

Ќазвание документа

пїњ