пїњ

√енезис принципа ло€льного сотрудничества в европейском праве

(Ѕарышников ћ. ё.) ("»стори€ государства и права", 2007, N 1) “екст документа

√≈Ќ≈«»— ѕ–»Ќ÷»ѕј ЋќяЋ№Ќќ√ќ —ќ“–”ƒЌ»„≈—“¬ј ¬ ≈¬–ќѕ≈…— ќћ ѕ–ј¬≈

ћ. ё. Ѕј–џЎЌ» ќ¬

¬ действующем договоре о ≈вропейском —ообществе 1957 года с изменени€ми и дополнени€ми принципу ло€льного сотрудничества отведена специальна€ стать€ 10 (бывша€ 5). ѕравда, следует иметь в виду, что сам термин "ло€льное сотрудничество" еще не упоминаетс€ в действующем договоре. —корее, можно именовать его принципом верности вз€тым на себ€ об€зательствам, верности цел€м и задачам, возложенным на государства данным договором. „асть 1 статьи 10 гласит, что "государства-члены предпринимают все надлежащие меры общего или частного характера, чтобы обеспечить выполнение об€зательств, вытекающих из насто€щего ƒоговора или из действий, предприн€тых институтами —ообщества. ќни содействуют выполнению задач —ообщества" <1>. »з данной нормы можно видеть, что сердцевиной принципа ло€льного сотрудничества €вл€етс€, как и в классическом международном праве, "выполнение об€зательств, вытекающих из насто€щего ƒоговора". Ёто означает, что в основе данного принципа лежит базовый принцип международного права - Pacta sunt servanda - договоры должны выполн€тьс€. Ёто основа основ международного права. Ќи один из участников интеграционных отношений не может устранитьс€ от исполнени€ возложенной на него об€занности под предлогом того, что кто-то из других участников также не исполн€ет своих об€занностей.  роме наиболее общей статьи 10 в ƒоговоре о ≈— и конкретизирующих его актах производного права, встречаютс€ нормы, которые нельз€ истолковать иначе как нормативное закрепление принципа ло€льности интеграционному содружеству. “аких норм очень много, и кажда€ из них требует ло€льности вз€тым юридическим об€зательствам. “ак, стать€ 12 (бывша€ 6) пр€мо запрещает "любую дискриминацию по соображени€м национальной принадлежности". Ѕолее того, —овету даетс€ право "принимать меры в цел€х запрещени€ такой дискриминации" <2>. —ледующа€ норма статьи 13 (бывша€ 6а) дает право —овету "предприн€ть соответствующие действи€ дл€ борьбы с дискриминацией, осуществл€емой по признакам пола, расового или этнического происхождени€, религии или убеждений, нетрудоспособности, возраста и сексуальной ориентации" <3>. -------------------------------- <1> —т. 10 (бывша€ 5) // ƒоговор о ≈вропейском —оюзе, консолидированна€ верси€. ћ.: »нтердиалект+, 2001. <2> —т. 12 (бывша€ 6) // “ам же. <3> —т. 13 (бывша€ 6а) // “ам же.

ѕринцип ло€льности европейскому единству (интеграции) означает, что: "государства-члены компетентны и ответственны за выполнение об€зательств, вытекающих из членства в ≈—, всеми доступными средствами, об€заны облегчить выполнение задач ≈— и воздерживатьс€ от всего, что могло бы поставить под угрозу осуществление целей ≈—, закрепленных ƒоговором" <4>. ¬ажно отметить, что принцип ло€льности ≈— означает не только об€занность воздерживатьс€ от определенных действий, но и об€занность осуществлени€ определенных позитивных действий. Ќапример, практика показывает, что из 25 государств-членов лишь 6 €вл€ютс€ донорами. ќстальные страны, а особенно новые вступившие в ≈— недавно восточноевропейские страны, наход€тс€ на дотационном обеспечении ≈— и государств-доноров. Ёто сильные в финансовом отношении государства: ‘–√, јнгли€, ‘ранци€, Ўвеци€, √олланди€, ƒани€ и др. -------------------------------- <4> Ipsen H. P. Europaeisches Gemeinschaftsrecht. Tuebingen, 1972. S. 208.

¬ тексте действующего договора ≈— еще нет наименовани€ "Ћо€льное сотрудничество". ќно по€вилось лишь в проекте европейской конституции. ¬ части 2 статьи 5 даетс€ юридическое определение европейского принципа верности или "ло€льной кооперации". ќн означает "полное взаимное уважение —оюза и государств-членов", которые должны "содействовать друг другу в осуществлении задач, вытекающих из  онституции". "√осударства-члены должны облегчать достижение задач —оюза и воздерживатьс€ от прин€ти€ каких-либо иных мер, которые могли бы угрожать достижению целей, изложенных в данной  онституции" <5>. -------------------------------- <5> Article 5 (2) Draft Treaty Establishing a Constitution for Europe.

¬ действующем договоре о ≈вросоюзе он трактуетс€ как чисто хоз€йственный принцип - принцип хоз€йственного взаимодействи€. ¬ проекте же ≈вроконституции ему придан более широкий характер, и он стал охватывать уже не только хоз€йственное взаимодействие, но и все сферы и все цели, которые определены  онституцией. “о есть в проекте ≈вроконституции отражен, по существу, уже принцип европейской идентичности. Ёто принцип трактуетс€ также и как принцип ло€льного сотрудничества - ло€льной кооперации. » в отличие от учредительных римских договоров он как таковой (под своим собственным именем) включен в недавно завершенный проект "ƒоговора, учреждающего  онституцию дл€ ≈вропы", представленный ≈вропейскому —овету 20 июн€ 2003 г. ¬ статье 5 ч. 2, в частности, сформулировано, что, "следу€ принципу ло€льной кооперации, —оюз и государства-члены будут, на полном взаимном уважении, содействовать друг другу в выполнении задач, которые вытекают из  онституции". ¬ абз. 2 той же нормы продолжено, что "государства-члены будут облегчать выполнение задач —оюза и воздерживатьс€ от каких бы то ни было действий, которые могли бы подвергнуть опасности достижение целей, установленных  онституцией". “аким образом, в текст будущего договора введен термин "ло€льное сотрудничество". Ћо€льное сотрудничество означает взаимную об€занность содействовать друг другу в достижении задач и целей, закрепленных ƒоговором, либо, как минимум, воздерживатьс€ от противоправных действий. ќб€занность воздерживатьс€ от поведени€, противоречащего установкам ≈—, может быть выражена, например, требованием ≈вросуда к государствам-членам "избирать такое средство, которое ограничивает свободу движени€ товаров как можно меньше" <6>. “ермин "воздержание" наиболее характеризует принцип ло€льного сотрудничества и чаще других употребл€етс€ в ƒоговоре и решени€х коммунитарного суда. »м, таким образом, дано пон€ть, что дл€ практической реализации принципа ло€льного сотрудничества необходимо и достаточно простого воздержани€ государств от негативных действий и их последствий в адрес европейской интеграции. Ёмоциональное отношение хоз€йствующих субъектов к  омиссии ≈— и ее действи€м может быть любое. ƒл€ нее единственно важно соблюдение договорных правил функционировани€ единого еврорынка. -------------------------------- <6> Das Umweltrecht der anderen und der eigenen Handlungsspielraum // Internationale Wirtschaft. Nr 46. 1992. Nov. 12. S. 23.

¬ юридизации и придании нормативного содержани€ принципу ло€льного сотрудничества прин€л участие и —уд ≈вросообществ. ѕринцип ло€льного сотрудничества ≈вросообщества установлен и в другом основополагающем заключении ≈вросуда 1978 г., которым определено, что "каждый национальный суд должен в случае его юрисдикции примен€ть право ≈— в его целостности и защищать права, которые оно наложило на индивидов, и должен, соответственно, оставить без применени€ нормы национального права, которые могут конфликтовать с уже действующим и более поздним правом ≈—" <7>. “о есть —уд ≈— распространил этот принцип не только на государства, но и на национальные правоприменительные органы (суды), об€зав их исполн€ть право ≈— как свое собственное. ”твержда€, таким образом, наднациональный принцип в де€тельности организации, —уд ≈— об€зывает государства, вход€щие в него, воздерживатьс€ (согласно ст. 10 ≈—) от действий в тех сферах, компетенции на регулирование которых переданы в ≈—. ∆. Ћ.  онстантинеско говорит в этом отношении о "моратории государств-членов" <8>. -------------------------------- <7> EuGH, Rs. 106/77 - Administratione delle Finanze dello Stato v. Simmenthal. SPA. 1978. S. 644. <8> Constantinesco J.-L. Das Recht der Europaeischen Gemeinschaften // Das institutionelle Recht. Baden-Baden, 1978. S. 242.

Ќазвание документа пїњ