пїњ

ћеждународное усыновление (удочерение) и принцип субсидиарности

(¬лаардингербройк ѕ.) ("—емейное и жилищное право", 2006, N 4) “екст документа

ћ≈∆ƒ”Ќј–ќƒЌќ≈ ”—џЌќ¬Ћ≈Ќ»≈ (”ƒќ„≈–≈Ќ»≈) » ѕ–»Ќ÷»ѕ —”Ѕ—»ƒ»ј–Ќќ—“» <1>

ѕ. ¬Ћјј–ƒ»Ќ√≈–Ѕ–ќ… 

¬лаардингербройк ѕол, президент ћеждународного общества семейного права, профессор семейного и ювенального права отделени€ частного права “ильбургского университета, заместитель судьи јпелл€ционного суда в ƒен Ѕоше и заместитель судьи районного суда г. –оттердама (Ќидерланды).

1. ¬ведение

Ќасто€ща€ стать€ посв€щена вопросу о том, следует ли развивать международное усыновление или, напротив, отказывать ему в поддержке? явл€етс€ ли право усыновл€ть и быть усыновленным одним из прав человека и следует ли практиковать его все в новых и новых странах?  аковы позитивные и негативные правовые и социальные последстви€ международного усыновлени€? —начала € затрону общие вопросы института усыновлени€, а затем покажу, почему международное усыновление стало €влением, распространенным во всем мире, и почему все страны должны стремитьс€ к тому, чтобы усыновление разрешалось только в случа€х, когда невозможно найти иные решени€, наилучшим образом отвечающие интересам ребенка.

2.  раткий экскурс в историю развити€ института усыновлени€ в ≈вропе

”сыновление в западной культуре прослеживаетс€ начина€ с римских источников ("adrogatio", "adoptio plena"). ¬ начале XIX в. ‘ранци€ включила возможность усыновлени€ в свой √ражданский кодекс, после чего усыновление получило распространение во всем западном мире. Ќидерланды стали одной из первых стран, предусмотревших дл€ себ€ этот институт, который, однако, имел небольшое практическое значение, принима€ во внимание незначительное число усыновлений. ћногие юристы считали в те времена, что усыновление "несовместимо с нашим национальным характером". ѕо этой причине усыновление не было включено в √  Ќидерландов 1838 г. ќно впервые стало регулироватьс€ законом лишь в 1956 г., что объ€сн€етс€ наличием в стране довольно хорошей системы охраны детства (welfare), а также тем, что многие в стране придерживались догматического принципа "мать и дит€ принадлежат друг другу" <2>. -------------------------------- <2> Marianne Meijdam-Slappendel. De adoptie in Nederland (ISBN: 90-9000069-7), 1996. P. 326.

ƒругие страны ввели усыновление в свое законодательство в XIX и XX вв., причем в большинстве стран усыновление рассматривалось как помощь именно ребенку и потому правовые св€зи между ребенком и семьей его происхождени€ сохран€лись, несмотр€ на усыновление (простое усыновление). —егодн€, однако, большинство стран благовол€т к полному усыновлению (adoption plena), т. е. к усыновлению, которое влечет не только полную интеграцию ребенка в новую семью, но и прерывает все правовые св€зи с семьей происхождени€ (биологической семьей) <3>. -------------------------------- <3> Guus E. Schmidt. Sterke en zwakke adopties. Een rechtsvergelijkend onderzoek, T. M.C. Asser-Insituut (ISBN: 90 6704 099 1). P. 247.

≈ще одна современна€ тенденци€ заключаетс€ в том, что постепенно усыновление превращаетс€ из способа охраны ребенка в последнюю возможность дл€ бездетных супругов получить своего "собственного" ребенка. Ёта тенденци€ подвергаетс€ серьезной критике, и все больше юристов выступают за новую (хот€ на самом деле старую) форму усыновлени€, при которой сохран€ютс€ правовые св€зи между ребенком и его биологическими родител€ми. ѕредлагаютс€ новые альтернативы. “ак, голландский юрист Ўмидт предлагает усыновление со следующими характеристиками: - ребенок остаетс€ членом семьи своего происхождени€, хот€ некоторые права и об€занности прекращаютс€: опека/попечительство, уплата алиментов, наследование и др.; - ребенок становитс€ членом новой семьи и в большинстве случаев приобретает те же права и об€занности, как если бы он родилс€ в этой семье; - возможно сохранение определенных прав между ребенком и членами семьи его происхождени€; возможно также сохранение ребенком его первоначального имени (фамилии) либо их последующее возвращение; - существенно расшир€ютс€ основани€ отмены усыновлени€ <4>. -------------------------------- <4> Schmidt. P. 249 - 250.

3. ѕравовое регулирование усыновлени€ в Ќидерландах

3.1. ќбщие вопросы

 ак уже указывалось выше, первоначально усыновление по€вилось в законодательстве Ќидерландов в 1956 г. в качестве меры защиты прав и интересов ребенка. — тех пор, однако, усыновление все больше становитс€ правовой конструкцией, направленной на по€вление ребенка у бездетных родителей. ”сыновление может быть совершено, только если оно отвечает наилучшим интересам ребенка и если очевидно, что положение ребенка в биологической семье не улучшитс€. ”сыновление производитс€ решением районного суда, а не путем заключени€ договора с биологическими родител€ми и усыновител€ми (ст. 1:227).

3.2. ќсновные черты усыновлени€ в Ќидерландах

1 апрел€ 1996 г. было отменено устаревшее ограничение, предоставл€вшее право усыновл€ть лишь супружеским парам. Ќачина€ с этой даты усыновление одинаково доступно как совместно проживающим парам (состо€щим в браке либо наход€щимс€ в фактических брачных отношени€х), так и одиноким люд€м. — признанием в Ќидерландах однополых браков изменилось и законодательство об усыновлении (1 апрел€ 2001 г.). Ќачина€ с этой даты две женщины или двое мужчин могут усыновить ребенка <5>. Ёто правило касаетс€ лишь детей, посто€нно проживающих в Ќидерландах. -------------------------------- <5> Ќе €вл€етс€ ли новый јкт об усыновлении средством осуществлени€ родительства дл€ гомосексуальных пар? ѕравительство ответило на вопрос следующим образом: правоотношени€, вытекающие из происхождени€ ребенка, основаны на биологическом родстве, тогда как при усыновлении отношени€ между родителем(€ми) и ребенком основаны на заботе (опеке) о ребенке, чему закон предоставл€ет юридическое признание.

—егодн€ усыновител€ми ребенка из другой страны могут быть только разнополые супружеские пары. ќднако уже в 2006 г. это правило, возможно, будет изменено. —оциальные родители (например, опекуны, приемные родители и т. п. - ѕрим. пер.) могут усыновл€ть "своего" ребенка, которого они фактически воспитывают. Ёто дает возможность социальным родител€м превратитьс€ в родителей юридических. ѕричем в большинстве случаев усыновление производитс€ одним лицом, когда "социальный родитель" €вл€етс€ партнером биологического родител€ усыновл€емого ребенка (так называемое партнерское усыновление, которое раньше называлось "усыновление отчимом/мачехой"). ѕри партнерском усыновлении усыновл€ет новый партнер родител€ (фактический или юридический супруг. - ѕрим. пер.). ѕравоотношение между этим родителем и ребенком при этом не измен€етс€. “олько правоотношение с другим родителем (если этот родитель или эти правоотношени€ существуют) прекращаетс€. Ќа практике партнер, как правило, уже проживает одной семьей с родителем и ребенком/детьми. Ќеобходимый период совместного проживани€ и заботы о ребенке партнером (фактическим или юридическим супругом родител€) такой же, как при усыновлении двум€ лицами: совместное проживание с родителем ребенка - не менее трех лет, период осуществлени€ заботы о ребенке - не менее одного года. Ёто последнее требование (годичный срок) не об€зательно, если ребенок родилс€ в лесбийском союзе и женщина - партнерша матери хочет его усыновить. ѕоследн€€ может подать за€вление об усыновлении сразу же после рождени€ ребенка. Ёто правило примен€етс€ независимо от формы сожительства (брак, зарегистрированное партнерство, фактические брачные отношени€). ќднако две женщины также должны прожить друг с другом не менее трех лет. ƒопускаетс€ усыновление партнером (супругом) пасынка/падчерицы другого партнера (ст. 1:228, параграф 2). Ћицо, усыновившее ребенка, становитс€ его юридическим родителем, а правовые св€зи с биологическими родител€ми прерываютс€. Ёто радикальный шаг, который может иметь место лишь при соблюдении определенных условий, однако интересы ребенка наход€тс€ на первом месте. ≈сли ребенка хот€т усыновить двое, то они должны предоставить доказательства: (а) совместного проживани€ не менее трех лет и (б) заботы о ребенке не менее одного года. ”сыновл€ть могут: (а) лица, состо€щие в браке, (б) лица, состо€щие в зарегистрированном партнерстве, и (в) лица, наход€щиес€ в фактических брачных отношени€х. ќдинокий человек должен заботитьс€ о ребенке не менее трех лет (ст. 1-288, параграф 1, подпараграф "f"). Ќачин€€ с 12 лет ребенок обладает правом наложить вето на усыновление, а мнение ребенка младше этого возраста может быть выслушано в суде, если судь€ считает, что это соответствует его интересам. —о стороны биологических родителей важно, чтобы они не оспаривали усыновление и чтобы они не осуществл€ли опеку/попечительство над ребенком во врем€ усыновлени€. ѕри наличии определенных условий возражени€ родителей могут не приниматьс€ во внимание (ст. 1:228,2). ”сыновление обрывает св€зь ребенка с его прежними родител€ми и устанавливает правовую св€зь с социальными родител€ми. Ѕлагодар€ усыновлению между ребенком и усыновителем(€ми) возникает нова€ юридическа€ семейна€ св€зь, а семейные св€зи с семьей происхождени€ прерываютс€, что делает усыновление радикальной мерой. ќтправной момент усыновлени€: оно может состо€тьс€ только в том случае, если нет возможности поддерживать семейные св€зи по происхождению (об этом будет сказано ниже). ѕо этой причине усыновление может иметь место только при соблюдении установленных законом условий. ѕри этом основным требованием €вл€етс€ соответствие усыновлени€ интересам ребенка. ¬ этом не должно быть никакого сомнени€. —ледующее условие - это достоверное подтверждение того, что положение ребенка в семье его происхождени€ не улучшитс€. Ётот вопрос вы€сн€ет судь€. —удь€ также делает окончательные выводы о том, может ли конкретный биологический родитель выполн€ть родительские об€занности и что он представл€ет собой в глазах ребенка. ќтветы на эти вопросы могут быть отрицательными, несмотр€ на то что, например, контакты между родителем и ребенком существуют. «а€вление об усыновлении подаетс€ в суд, причем если усыновл€ют двое, то подаетс€ совместное за€вление. ѕомощь адвоката €вл€етс€ об€зательной. «аконом предусмотрены следующие правила усыновлени€, имеющие непосредственное отношение к самому ребенку: - он должен быть несовершеннолетним <6>; -------------------------------- <6> ќднако јпелл€ционный суд г. јмстердама вынес решение об удочерении девушки, которой на момент первичного обращени€ в суд было 20 лет (Hof Amsterdam 16 March 2000, NJ Kort 39).

- он не может €вл€тьс€ юридическим внуком усыновителей (иными словами, усыновление внуков их бабушками/дедушками запрещено); - начина€ с 12 лет у ребенка есть абсолютное право вето на свое усыновление; - дети старше 12 лет должны лично выразить суду свое отношение к готов€щемус€ усыновлению. ѕри этом судь€ должен составить свое мнение о том, достаточно ли информирован ребенок о своем насто€щем статусе в приемной семье, котора€ намереваетс€ его усыновить. —мысл получени€ такого рода информации заключаетс€ в том, что ребенок может быть серьезно морально травмирован, если кто-либо из посторонних случайно расскажет ему о том, что он не €вл€етс€ биологическим ребенком в своей семье. —читаетс€, что дл€ него будет гораздо лучше, если об этом ему расскажут его родители. Ёта об€занность информировать ребенка сложилась в судебной практике и не отражена в актах законодательства <7>. -------------------------------- <7> See: Masha Antokolskaya, ibid. P. 796 - 799.

»ногда усыновление невозможно или нежелательно. — 1 €нвар€ 1998 г. один из родителей может раздел€ть ответственность за ребенка вместе со своим партнером (партнершей), который не €вл€етс€ родителем ребенка. Ёто, например, случаи, когда мать ребенка сформировала семью со своим партнером (партнершей) либо если отец сформировал семью со своей партнершей/партнером. —овместна€ ответственность предоставл€ет партнеру/партнерше те же права и те же об€занности, что и родителю. ќн/она, таким образом, несет полную ответственность за услови€ жизни и воспитание ребенка.

3.3. ѕоследстви€ усыновлени€

–ешение суда об усыновлении означает приобретение несовершеннолетним правового статуса ребенка усыновивших его лиц (ст. 1:229 √ражданского кодекса). –ебенок утрачивает все правовые св€зи со своей биологической семьей. «аконом, однако, предусмотрена возможность отмены усыновлени€. »нициировать отмену может лишь сам ребенок в течение непродолжительного периода - от двух до п€ти лет после достижени€ им совершеннолети€. ќтмена допускаетс€ лишь в интересах самого усыновленного (ст. 2:231 и 232). ќднако случаи отмены усыновлени€ крайне редки.

3.4. ”сыновление гомосексуальными парами

«акон от 1 апрел€ 2001 г. предусматривает усыновление также и гомосексуальными парами. ѕоэтому дети, воспитывающиес€ двум€ лицами, принадлежащими к одному полу, наход€тс€ под защитой закона вне зависимости от того, состо€т ли эти лица в браке или нет. ≈динственное требование: до подачи за€влени€ об усыновлении они должны проживать вместе не менее трех лет и не менее одного года совместно осуществл€ть воспитание ребенка.

3.5. —овместна€ ответственность за воспитание ребенка вместо усыновлени€

»ногда усыновление бывает либо невозможно, либо нежелательно. — 1 €нвар€ 1998 г. родитель может раздел€ть на паритетных началах ответственность за воспитание ребенка со своим партнером, который не €вл€етс€ родителем ребенка. Ёто, например, случаи, когда мать ребенка сформировала семью со своим партнером/партнершей либо если отец сформировал семью со своей партнершей/партнером. —овместна€ ответственность предоставл€ет партнеру/партнерше те же права и те же об€занности, что и родителю. ќн/она, таким образом, несет ответственность за содержание и воспитание ребенка.

4. ћеждународное усыновление

¬ Ќидерландах в основном усыновл€ют детей из  ита€ и ёжной јмерики. Ёти усыновлени€ в большей степени регулируютс€ законоположени€ми о статусе иностранных граждан, а не частным правом. ”сыновители детей-иностранцев в основном имеют дело с циркул€рами об иностранцах и с јктом об устройстве иностранных детей дл€ усыновлени€, прин€тым в 1988 г. и введенным в действие 15 июл€ 1989 г. Ётот јкт содержит также правила о де€тельности граждан и организаций, выполн€ющих посреднические функции, в том числе правила о лицензировании такой де€тельности.

4.1. ѕоследние тенденции

„исло детей, приезжающих в √олландию дл€ последующего усыновлени€, продолжает расти (в основном за счет детей из  ита€). ¬ св€зи с этим ћинистерство юстиции исследует вопрос о том, как обеспечить наилучший баланс между приезжающими детьми и числом взрослых, готовых усыновл€ть этих детей. ≈жегодно ћинистерство рассматривает 1500 за€влений от лиц, желающих усыновить иностранных детей. Ќе следует ли увеличить эту цифру до 1800 в год? ќдновременно изучаютс€ еще два вопроса: (а) нужно ли проводить более глубокое обследование семей, готов€щихс€ к усыновлению, и (б) не следует ли преобразовать об€зательный дл€ будущих усыновителей общий информационный курс в зан€ти€ небольшими группами дл€ лучшей подготовки? —тоимость обследовани€ семей-усыновителей, подсчитанна€ √олландским правлением по защите детей (Dutch Child Protection Board), полностью покрываетс€ самими усыновител€ми, поскольку €вл€етс€ их личным свободным решением. ¬ насто€щее врем€ ћинистром юстиции внесено предложение в Ќижнюю палату ѕарламента о законодательном закреплении этого вопроса. ¬ 2005 г. ћинистр также за€вил о том, что планирует усилить действенность процедуры усыновлени€, увеличив с трех до четырех лет срок действи€ официального документа, удостовер€ющего принципиальное согласие потенциальных родителей на усыновление иностранного ребенка. ћинистр также намерен добиватьс€ разрешени€ дл€ усыновителей усыновл€ть одновременно двоих детей. ћинистерство также предлагает, чтобы ÷ентральный орган Ќидерландов выдавал декларацию согласи€ дл€ каждого усыновлени€, предварительно установив, подход€т ли друг другу усыновители и усыновл€емый. Ѕудет подготовлена анкета, на вопросы которой об€заны отвечать все будущие усыновители.   анкете будут прилагатьс€ все необходимые документы. ћаксимальна€ возрастна€ разница между усыновл€емым и усыновителем - 40 лет. ƒети, въезжающие в Ќидерланды, должны быть в возрасте шести лет или младше. Ёто означает, что усыновитель не должен быть старше 46 лет. ћинистерство не видит необходимости измен€ть это общее правило, однако при усыновлении второго ребенка максимальный возраст, возможно, повыс€т до 48 лет. ѕо действующему законодательству при усыновлении одиноким родителем ребенок должен находитьс€ под его опекой не менее трех лет. ћинистр юстиции считает, что это слишком долгий срок, и предлагает сократить его до одного года, как при усыновлении супружеской парой.

4.2. Ќекоторые цифры

—татистика усыновлений в Ќидерландах в 2004 г.: - ¬ 2004 г. голландские семьи усыновили 1368 иностранных детей, что почти на 20 процентов больше по сравнению с 2003 г. (в конкретном выражении количество усыновлений увеличилось более чем на 200 случаев в сравнении с 2003 г.). Ќаибольшее число детей, обретших семью в Ќидерландах, приходилось на  итай (60% от общего числа усыновленных иностранных детей, причем 87% из них - девочки). - »з общего числа 1368 усыновлений 1116 случаев приходилось на семьи, в которых оба родител€ не имели родственных отношений с ребенком, а в 252 случа€х речь шла об усыновлении отчимом или мачехой. -  ак правило, международные усыновлени€ относ€тс€ к категории неродственных. - “олько 7 процентов неродственных усыновлений приход€тс€ на долю голландских детей. - ѕоловина усыновлений отчимом или мачехой осуществл€етс€ в семь€х, состо€щих из однополых партнеров. - ¬ 2004 г. были усыновлены почти 300 голландских детей. ¬ 252 случа€х (каждом третьем из четырех) речь шла об усыновлени€х отчимом или мачехой. ¬ 130 случа€х в роли приемного родител€ выступала женщина - партнер матери ребенка.

5. ћеры, направленные на облегчение усыновлени€ иностранных детей однополыми парами

ќпрос, проведенный по этой проблеме в 25 странах, показал, что однополое усыновление детей из этих стран вр€д ли возможно. ¬ насто€щее врем€ лишь некоторые государства (в их числе —Ўј) допускают международное усыновление как дл€ однополых пар, так и дл€ одинокого усыновител€ - гомосексуалиста, проживающего в другой стране. ќсенью 2005 г. ћинистр юстиции Ќидерландов ѕиент ’айн ƒоннер (Piet Hein Donner) представил в Ќижнюю палату ѕарламента законопроект, разрешающий усыновление однополыми парами детей из других стран, как следует из письма, направленного ћинистром в Ќижнюю палату по итогам совещаний с членами ѕарламента, которые состо€лись ранее и были посв€щены этому вопросу. ¬ ходе прошедших совещаний ћинистр юстиции за€вил, что распространит на однополые пары действие «акона о приеме иностранных детей, наход€щихс€ на воспитании. ѕредполагаемые меры включают уменьшение периода ухода, предшествующего усыновлению ребенка одним родителем, с трех лет до одного года. Ќа практике это означает, что процесс усыновлени€ ребенка, родившегос€ за границей, одним мужчиной или одной женщиной может завершитьс€ на два года ранее, чем это происходит сейчас. ƒействующим законодательством предусматриваетс€, что лицо, осуществл€ющее уход за ребенком, становитс€ его приемным родителем через три года. »зменение продолжительности периода ухода за ребенком благопри€тно также дл€ партнера приемного родител€, если таковой принимает решение об усыновлении (удочерении) ребенка из другой страны позднее. ¬ этом случае также примен€етс€ положение об одногодичном периоде ухода за ребенком, предшествующем моменту получени€ статуса приемного родител€, однако в результате предполагаемого изменени€ обща€ продолжительность процедуры дл€ обоих родителей может сократитьс€ с четырех до двух лет. ѕо инициативе ћинистра юстиции предполагаетс€ также отменить требование о совместном проживании в течение как минимум трех лет, действующее в отношении приемных родителей, желающих усыновить (удочерить) ребенка своего партнера. Ёта поправка сделает возможным завершить усыновление ребенка, родившегос€ в лесбийской семье, сразу же после его рождени€. ѕри этом начать процедуру необходимо будет еще до рождени€ малыша, что позволит усыновить или удочерить его при по€влении на свет. ¬ том случае, если партнерша матери примет решение об усыновлении после рождени€ ребенка, акту усыновлени€ возможно будет придать обратную силу с тем, чтобы его действие начиналось с момента рождени€ ребенка. “аким образом, правовой статус детей, родившихс€ в лесбийских семь€х, будет тождественен статусу детей, родившихс€ от брака между мужем и женой.

6. ћеждународное усыновление как последнее решение

¬сегда ли усыновление за границей отвечает наилучшим интересам ребенка и если да, то следует ли поощр€ть и стимулировать граждан к усыновлению детей? —начала посмотрим, как на этот вопрос отвечает  онвенци€ ќќЌ о правах ребенка. —огласно ст. 20  онвенции каждый ребенок, временно или посто€нно лишенный своего семейного окружени€, либо тот, кому не может быть разрешено оставатьс€ в семейном кругу, исход€ из наилучших интересов самого ребенка, имеет право на особую защиту и помощь со стороны государства. √осударства - участники  онвенции об€заны в соответствии с национальными законодательствами обеспечить такому ребенку альтернативный уход. “акой уход может включать среди прочего передачу ребенка на воспитание, учреждение режима "кафала", усыновление либо при необходимости помещение ребенка в специальное детское воспитательное учреждение. ѕри выборе различных вариантов следует учитывать желательность сохранени€ преемственности в воспитании ребенка, а также его этнические, религиозные, культурные и лингвистические корни. ћы называем это принципом субсидиарности.  аждый ребенок должен - насколько это возможно - расти в окружении своей собственной (нуклеарной) семьи, включающей обоих родителей, братьев и сестер. ≈сли же воспитание собственными родител€ми невозможно (по самым разным причинам), то прежде всего следует попытатьс€ поместить ребенка в семью родственников (к тете/д€де, бабушке и дедушке и т. д.) либо в семью друзей или знакомых. “олько в тех случа€х, когда дл€ этого нет возможностей (по причине отсутстви€ такой семьи либо из-за отсутстви€ у такой семьи желани€ или финансовых возможностей прин€ть на себ€ заботу о ребенке), мы должны искать другие решени€, в максимальной степени отвечающие интересам ребенка <8>. ѕо моему мнению, в этом случае следует попробовать найти другую семью, котора€ имеет возможности и желание вырастить ребенка и позаботитьс€ о нем. ≈сли найти приемную семью не удаетс€ (например, из-за отсутстви€ оплаты за воспитание чужого ребенка со стороны его родителей, государства или иных лиц), надлежит искать другие решени€. ћожно, например, передать ребенка на воспитание в детский дом (правда, детские дома, как правило, переполнены), либо отпустить его жить на улице (есть страны, где немало бездомных, уличных детей), либо... попытатьс€ найти дл€ ребенка приемных родителей у себ€ на родине или за рубежом. -------------------------------- <8> Ќевзира€ на пр€мое признание принципа субсидиарности, следует заметить, что могут быть ситуации, когда наилучшие интересы ребенка требуют его усыновлени€ (удочерени€) за границей, несмотр€ на наличие семьи в стране происхождени€ (в частности, в случае, когда ребенок имеет то или иное физическое или психическое отклонение и нуждаетс€ в особом уходе, который не может быть ему обеспечен родственниками). —м.: ѕарра-јрангурен √. ѕо€снительный отчет к √аагской конвенции 1993 г. об усыновлении (удочерении) детей в зарубежных странах. ѕубликации HCCH. 1994. ѕараграф 123 (G. Parra-Aranguren. Explanatory Report on the 1993 Hague Intercountry Adoption Convention. HCCH Publications. 1994. Par. 123).

ѕринцип субсидиарности означает, что воспитание должно осуществл€тьс€ при максимальном учете интересов ребенка, т. е. быть дл€ него наиболее благопри€тным. √енеральный секретарь √аагской конференции по международному частному праву ’анс ¬ан Ћун (Van Loon) отмечает: "¬о всем мире ширитс€ понимание того, что в процессе воспитани€ следует, исход€ из соображений преемственности, прежде, чем отдать предпочтение приемной семье за рубежом, внимательно рассмотреть альтернативные планы устройства ребенка в родной стране, учитыва€ трудности перемещени€ из одного общества в другое" <9>. »з вышесказанного следует, что можно составить своего рода шкалу, определ€ющую, что именно отвечает наилучшим интересам ребенка в процессе его воспитани€ и обучени€. –одители об€заны следить за своими несовершеннолетними детьми и заботитьс€ о них. ќни отвечают за психическое и физическое здоровье детей и за развитие их индивидуальностей. “о же самое относитс€ к опекуну или родителю, прин€вшему ребенка на воспитание. -------------------------------- <9> ƒж. ’.ј. ван Ћун. √аагска€ конференци€ по частному международному праву. —емнадцата€ сесси€. 10 - 29 ма€ 1993 г. “ом II: —отрудничество в области усыновлений (удочерений). ќтчет о международных усыновлени€х (удочерени€х). ѕредварительный документ N 1 от апрел€ 1990 г. —. 55 (J. H.A. van Loon. Hague Conference on private international law. Proceedings of the Seventeenth Session 10 to 29 may 1993. Tome II Adoption - cooperation. Report on intercountry adoption. Preliminary document N 1 of April 1990. P. 55).

–азработанна€ мною шкала предпочтительности дл€ ребенка различных вариантов воспитани€ выгл€дит следующим образом: 1 - собственна€ нуклеарна€ семь€; 2 - семь€ родственников; 3 - семь€ друзей или других знакомых; 4 - семь€, принимающа€ ребенка на воспитание; 5 - детский дом или интернат; 6 - усыновление в стране происхождени€; 7 - усыновление за рубежом. ѕринцип, в соответствии с которым усыновлению за границей подлежит "ребенок, которому не может быть найдена подход€ща€ семь€ в государстве происхождени€", направлен на то, чтобы ребенок всегда помещалс€ в первую очередь в семью, а не в какое-либо учреждение или в окружение, отличное от семейного <10>. Ётот принцип изложен в ст. 4 √аагской конвенции о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновлени€, котора€ определ€ет об€занности государства происхождени€ по проверке своими компетентными органами до выдачи разрешени€ на усыновление согласно  онвенции выполнени€ существенных требований, как-то: (a) возможности усыновлени€ (удочерени€) данного ребенка; (b) соблюдени€ принципа субсидиарности; (c) получени€ необходимого согласи€ других лиц, помимо ребенка, и (d) наличи€ пожеланий, мнений или согласи€ ребенка. -------------------------------- <10> ѕарра-јрангурен √. ѕо€снительный отчет к √аагской конвенции по вопросам международных усыновлений (удочерений). ѕубликации HCCH. 1994. —. 10 (G. Parra-Aranguren. Explanatory Report on the 1993 Hague Intercountry Adoption Convention. HCCH Publications. 1994. P. 10).

—тать€ 4 определ€ет услови€, которые должны выполн€тьс€ во всех случа€х независимо от требований применимого законодательства. ¬ рамках общей структуры  онвенции эта стать€ формулирует об€занности, которые возложены на государство происхождени€ ребенка. “ак, в соответствии с  онвенцией разрешение на усыновление как в стране происхождени€, так и в любой другой принимающей стране может быть предоставлено только после того, как компетентные органы страны происхождени€ убед€тс€ в выполнении особых условий, изложенных выше. Ёти услови€ представл€ют собой минимальные меры предосторожности, которые нельз€ игнорировать. –азумеетс€, государство, выступающее в качестве принимающей стороны, вправе ввести дополнительные требовани€ к выдаче разрешений на усыновление (удочерение), поскольку услови€, предусмотренные ст. 4, €вл€ютс€ не более чем минимальным набором защитных мер, признанных необходимыми дл€ того, чтобы "обеспечить соблюдение наилучших интересов ребенка и его фундаментальных прав при его усыновлении (удочерении) приемными родител€ми из другой страны" <11>. -------------------------------- <11> “ам же. —. 21.

ѕравило, сформулированное в ст. 4 √аагской конвенции о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновлени€, уточн€ет нормативные требовани€, содержащиес€ в ст. 21, подп. "а", ћеждународной конвенции о правах ребенка, котора€ возлагает на страны-участницы об€занность "обеспечить, чтобы усыновление ребенка было санкционировано исключительно компетентными органами, которые определ€ют в соответствии с действующим законодательством и процедурами на основании всей относ€щейс€ к делу достоверной информации, что усыновление может быть разрешено, исход€ из положени€ ребенка, определ€емого наличием или отсутствием родителей, родственников и опекунов по закону, и что, при необходимости, соответствующие заинтересованные лица предоставили свое обоснованное согласие на усыновление, получив при этом все необходимые разъ€снени€". ѕроверка соблюдени€ мер предосторожности, требуема€ ст. 4, не об€зательно должна проводитьс€ центральным органом, создание которого предусмотрено гл. III  онвенции о международном усыновлении. ≈е могут провести "компетентные органы" страны происхождени€. √осударство происхождени€ вправе самосто€тельно определ€ть, какие именно органы €вл€ютс€ "компетентными" - административные, судебные или тот же центральный орган. ¬ соответствии со ст. 17, подп. "с", принимающее государство также имеет право предоставить согласие или отказать в согласии на отправление процедуры усыновлени€ (удочерени€) и, таким образом, имеет возможность не то чтобы нав€зывать государству происхождени€ неприемлемые дл€ последнего действи€ по усыновлению, а, скорее, отказатьс€ от сотрудничества в таких случа€х, которые не соответствуют его собственным нормам (включа€ нормы частного международного права), либо обусловить сотрудничество соблюдением норм принимающего государства государством происхождени€. ¬ышесказанное, на мой взгл€д, означает, что усыновление детей за рубежом по-прежнему €вл€етс€ такой мерой защиты ребенка, котора€ может примен€тьс€ только в ситуации, когда невозможно найти другие (лучшие) решени€ и когда такое усыновление отвечает наилучшим интересам ребенка. ¬ тех случа€х, когда выбор сделан в пользу усыновлени€, следует обеспечить надлежащее соблюдение процедурных требований. ¬ соответствии со ст. 21 ћеждународной конвенции о правах ребенка государства-участники признают и (или) разрешают такую систему усыновлений, котора€ в первую очередь и превыше всего гарантирует соблюдение наилучших интересов ребенка, и должны: (а) обеспечить, чтобы усыновление ребенка санкционировалось только компетентными органами, которые определ€ют в соответствии с действующим законодательством и процедурами на основании всей относ€щейс€ к делу достоверной информации, что усыновление может быть разрешено исход€ из положени€ ребенка, определ€емого наличием или отсутствием родителей, родственников и опекунов по закону, и что при необходимости соответствующие заинтересованные лица предоставили свое обоснованное согласие на усыновление, получив при этом все необходимые разъ€снени€; (б) признавать, что усыновление детей за рубежом может рассматриватьс€ как альтернативный способ ухода за ребенком в том случае, если ребенок не может быть помещен в детское воспитательное учреждение или в приемную семью или не может быть обеспечен надлежащим уходом в стране своего происхождени€; (в) обеспечить, чтобы в отношении ребенка, усыновление которого происходит за рубежом, действовали те же гарантии защиты и стандарты, что и предусмотренные в случае усыновлени€ в стране происхождени€; (г) предпринимать все надлежащие меры дл€ того, чтобы в результате помещени€ ребенка в иностранную семью ни одна из сторон, участвующих в этом процессе, не получала неподобающей финансовой выгоды; (д) содействовать во всех случа€х, когда это уместно, достижению целей насто€щей статьи путем заключени€ двусторонних или многосторонних соглашений или договоров и предпринимать усили€ в рамках насто€щей  онвенции, направленные на то, чтобы помещение ребенка в семью в другой стране осуществл€лось компетентными инстанци€ми или органами.

7. ¬ыводы. Ќовые вопросы

ѕо-прежнему сохран€етс€ вопрос о целесообразности права на усыновление, поскольку оно влечет далеко идущие последстви€ разрушени€ правовых св€зей. Ќе существует ли других, возможно, лучших решений дл€ приемных родителей? Ќа мой взгл€д, было бы лучше, если бы полное усыновление допускалось только в тех случа€х, когда у ребенка нет законных родителей или родственников (т. е. дл€ детей-подкидышей). —ледовало бы не разрушать правовые св€зи с (известными) биологическими и законными родител€ми ребенка, а предусмотреть (более) широкие права дл€ тех, кто занимаетс€ воспитанием и образованием ребенка или детей других родителей. Ёто было бы возможно осуществить путем введени€ (или возрождени€?) системы "adoption-minusplena". ¬ результате простого усыновлени€ по этой системе ребенок остаетс€ членом своей первоначальной семьи, хот€ при этом, как правило, прекращают действовать особые права и об€занности, касающиес€ опекунства, алиментов, наследовани€ и т. п. ѕри этом ребенок становитс€ членом новой семьи и в большинстве случаев получает те же права и об€занности, как если бы он родилс€ в этой семье. Ќовые приемные родители должны заниматьс€ воспитанием и образованием ребенка, который не может быть у них отн€т (иначе как в качестве меры защиты ребенка). –азумеетс€, люди, воспитывающие приемного ребенка, должны пользоватьс€ финансовой и социальной поддержкой властей, потому что воспитание ребенка от других родителей - это т€жкий труд.  роме того, конечна€ ответственность должна быть возложена на государство с тем, чтобы государственные органы, осуществл€ющие надзор и контроль за семь€ми с приемными детьми, про€вл€ли должное усердие и были независимы от давлени€ извне. “ака€ модель организации воспитани€, по моему мнению, наилучшим образом отвечает интересам ребенка: правовые св€зи с биологическими родител€ми (если они известны) сохран€ютс€, а приемные родители, занимающиес€ воспитанием и образованием ребенка, несут полную ответственность за то, чем они занимаютс€. ѕри этом биологический родитель не вправе забрать ребенка из его социальной семьи. ¬ тех случа€х, когда у детей нет ни родителей, ни семьи вообще (например, когда речь идет о дет€х-подкидышах), традиционное усыновление и уже упоминавша€с€ система "аль-кафала" по-прежнему €вл€ютс€ единственными правильными решени€ми, которые позвол€ют дать ребенку надежную семью, в которой он будет расти и получит воспитание. ≈сли такую семью нельз€ найти в стране происхождени€ ребенка, то следует применить процедуру усыновлени€ в иностранной семье постольку, поскольку на данный момент это €вл€етс€ единственным выходом, обеспечивающим бездомных детей продолжительным уходом в домашних услови€х.   счастью, по-прежнему есть семьи, которые готовы прин€ть ребенка от других родителей как своего собственного и сделать дл€ него все, что отвечает его наилучшим интересам. ѕравительства должны делать все от них завис€щее в направлении поиска наиболее оптимальных решений дл€ тех детей, чьи родители не могут о них хорошо позаботитьс€. Ќо до тех пор, пока у нас нет лучших решений дл€ детей, лишенных семьи и дома, не следует про€вл€ть излишний критицизм в отношении зарубежных усыновлений.  онечно же государственные органы об€заны устанавливать адекватные процедуры, тщательно следить за их выполнением и регул€рно контролировать как приемных родителей, так и агентства, выступающие посредниками между государствами происхождени€ детей и приемными родител€ми. ”сыновление (удочерение) должно отвечать наилучшим интересам ребенка. ≈сли это не так, органы власти должны искать другие решени€. “аков реальный принцип субсидиарности и такова основна€ задача в работе по устройству детей в приемные семьи.

Ќазвание документа пїњ