пїњ

»спользование результатов интеллектуальной де€тельности в ходе военно-технического сотрудничества

(Ћивадный ≈. ј.) ("«а права военнослужащих", 2007) “екст документа

»—ѕќЋ№«ќ¬јЌ»≈ –≈«”Ћ№“ј“ќ¬ »Ќ“≈ЋЋ≈ “”јЋ№Ќќ… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“» ¬ ’ќƒ≈ ¬ќ≈ЌЌќ-“≈’Ќ»„≈— ќ√ќ —ќ“–”ƒЌ»„≈—“¬ј

≈. ј. Ћ»¬јƒЌџ…

Ћивадный ≈. ј., кандидат технических наук, референт √руппы референтов јппарата генерального директора ‘√”ѕ "–особоронэкспорт".

“еоретико-правовые исследовани€ последних лет <1> показали необходимость изучени€ проблем военно-технического сотрудничества (¬“—) в рамках военно-правовой науки, где результаты их анализа образуют новое направление подотрасли "международное военное сотрудничество". -------------------------------- <1>  удашкин ¬. ¬. ѕравовое регулирование военно-технического сотрудничества –оссийской ‘едерации с иностранными государствами: ƒис. ... докт. юрид. наук. ћ., 2003. —. 42 - 45; „ерничкина √. Ќ. ѕравова€ охрана изобретений военного назначени€ в –оссийской ‘едерации: јвтореф. дис. ... канд. юрид. наук. ћ., 2005. —. 12.

  ¬“— в соответствии со ст. 1 ‘едерального закона "ќ военно-техническом сотрудничестве –оссийской ‘едерации с иностранными государствами" от 19 июл€ 1998 г. N 114-‘« (далее - «акон о ¬“—) относитс€ де€тельность в области международных отношений, св€занна€ с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначени€ (далее - ѕ¬Ќ), а также с разработкой и производством ѕ¬Ќ. «аконом о ¬“— определено, что "продукци€ военного назначени€ - вооружение, военна€ техника, работы, услуги, результаты интеллектуальной де€тельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальна€ собственность) и информаци€ в военно-технической области". ѕосле распада ———– и прекращени€ масштабной безвозмездной военной помощи иностранным государствам основу отношений военно-технического сотрудничества (¬“—) –оссийской ‘едерации с иностранными государствами составл€ют имущественные отношени€, которые в соответствии с п. 1 ст. 2 √  –‘ регулируютс€ гражданским законодательством. ѕоскольку сфера ¬“— св€зана с обеспечением обороны страны и безопасности государства, гражданские права в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 1 √  –‘ могут быть ограничены на основании федерального закона. ќдной из сфер, в которой наиболее содержательно и развернуто реализован данный подход гражданского законодательства, €вл€етс€ использование результатов интеллектуальной де€тельности в ходе военно-технического сотрудничества. ¬ российском гражданском законодательстве (ст. 138 √  –‘) под интеллектуальной собственностью понимаетс€ "исключительное право... на результаты интеллектуальной де€тельности и приравненные к ним средства индивидуализации". ѕоскольку исключительному праву автора результата интеллектуальной де€тельности (далее - –»ƒ) корреспондирует об€занность неопределенного круга лиц не нарушать данные права, в российской правовой доктрине исключительные права относ€т к категории абсолютных прав нар€ду с личными неимущественными правами и вещными правами. “ермин "результаты интеллектуальной де€тельности" используетс€ в праве интеллектуальной собственности в абстрагированном от конкретных материальных реализаций виде. ѕоэтому под –»ƒ, как правило, понимаютс€ идеальные объекты. ¬ объективной действительности идеальные объекты не существуют, это следует из самого их названи€, поскольку идеальное означает нечто существующее не в действительности, а только в сознании. ¬ силу своей принадлежности к идеальным объектам –»ƒ сами по себе не €вл€ютс€ объектами гражданского оборота. “акими объектами €вл€ютс€ исключительные права на использование идеальных –»ƒ. Ётот тезис согласуетс€ также с положени€ми ст. 2 ‘едерального закона "ќб основах государственного регулировани€ внешнеторговой де€тельности" от 8 декабр€ 2003 г. N 164-‘«, где внешн€€ торговл€ интеллектуальной собственностью определ€етс€ как "передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности", но не как передача собственно –»ƒ. — учетом изложенного можно сделать вывод, что в российском гражданском законодательстве к интеллектуальной собственности как к имущественному субъективному праву относ€тс€ исключительные права на –»ƒ, под которыми следует понимать абсолютные права на идеальные –»ƒ. »спользование –»ƒ в гражданском обороте не ограничиваетс€ объектами исключительных прав. Ѕольшинство результатов Ќ»ќ –, выполненных в –оссийской ‘едерации, в том числе в сфере создани€ ѕ¬Ќ, не имеет охраны патентными правами, особенно за рубежом, авторские права здесь также не играют заметной роли в охране интересов участников оборота. Ќапротив, все большое значение имеет охрана интересов авторов и инвесторов разработок в режиме коммерческой тайны (ноу-хау). ¬ российском законодательстве охрана закрытой информации (в терминологии российского права - информаци€, составл€юща€ коммерческую тайну, в том числе ноу-хау (секреты производства)), осуществл€етс€ в соответствии со ст. 151 ќснов гражданского законодательства ———– от 31 ма€ 1991 г., ст. 139 √  –‘, ‘едеральным законом "ќ коммерческой тайне" от 29 июл€ 2004 г. N 98-‘«. —тать€ 151 ќснов "ќхрана секретов производства" (примен€етс€ в части, не противоречащей √  –‘) сформулирована в 1991 г. в терминах теории исключительных прав. ¬ соответствии с ней "обладатель технической, организационной или коммерческой информации, составл€ющей секрет производства (ноу-хау), имеет право на защиту от незаконного использовани€ этой информации третьими лицами" при определенных услови€х, которые в основном тождественны услови€м отнесени€ информации к составл€ющей коммерческую тайну (в соответствии со ст. 139 √  –‘ и ст. 2 «акона о коммерческой тайне). ќсновыва€сь на этой статье «акона, р€д авторов предложили рассматривать ноу-хау в качестве объекта исключительных (квазиисключительных) прав. Ёта позици€ нашла отражение в некоторых нормативных правовых актах –оссийской ‘едерации, в частности в ст. 1027 √  –‘. ѕредложение о введении в отношении ноу-хау режима объекта исключительных прав содержитс€ в проекте части четвертой √  –‘ <2>. -------------------------------- <2> √ражданский кодекс –оссийской ‘едерации. „асть четверта€ (проект) // »—. ѕромышленна€ собственность. 2006. N 7. —. 28 - 30.

ќднако трактовка ноу-хау в качестве объекта исключительных прав представл€етс€ не вполне соответствующей сути регулируемых отношений. ѕо отношению к коммерческой тайне (ноу-хау) любое лицо не ограничено в праве самосто€тельного и добросовестного приобретени€ и последующего коммерческого использовани€ информации без договора с ее обладателем, в том числе с возможностью приобретени€ в установленных законом случа€х и исключительных прав (патента). ќднако на один и тот же объект не могут существовать два абсолютных и независимых друг от друга права. Ќе представл€етс€ возможным согласовать между собой и следующие положени€ ст. 151 ќснов (если под ноу-хау понимать идеальный объект): с одной стороны, "к этой информации нет свободного доступа на законном основании", с другой стороны, любое лицо имеет право получить такую информацию "самосто€тельно и добросовестно". Ќаконец, требование о том, что "лицо, самосто€тельно и добросовестно получившее такую информацию, вправе использовать ее без каких бы то ни было ограничений", в общем случае противоречит нормам ст. 10 ѕатентного закона –оссийской ‘едерации. Ќоу-хау не признаетс€ объектом исключительных прав и/или интеллектуальной собственности в законодательстве большинства иностранных государств, особенно с континентальной системой права. ¬  одексе интеллектуальной собственности ‘ранции содержитс€ пр€мое указание на то, что он не содержит норм, регулирующих использование секретов производства. ¬ √ермании,  Ќ–,  орее, японии и во многих других странах неправомерное использование коммерческих секретов регулируетс€ законодательством против недобросовестной конкуренции. »звестный германский специалист по законодательству о ноу-хау √. Ўтумпф в своей ставшей классической монографии подчеркивал, что "ноу-хау не €вл€етс€ какой-либо формой охраны промышленной собственности, так как оно не обладает признаками исключительного права" <3>. -------------------------------- <3> Ўтумпф √. ƒоговор о передаче ноу-хау / ѕер. с нем.; под ред. и со вступительной статьей ћ. ћ. Ѕогуславского. ћ., 1976. —. 33 - 34.

—тать€ 139 √  –‘ и «акон о коммерческой тайне не содержат норм, позвол€ющих отнести ноу-хау и иную информацию, составл€ющую коммерческую тайну, к объектам исключительных прав. “ак, ч. 2 ст. 8 «акона содержит пр€мое указание на то, что его нормы не относ€тс€ к законодательству об интеллектуальной собственности, а следовательно, с учетом ст. 138 √  –‘, и к законодательству об исключительных правах. ћожно также отметить, что в правоприменительной практике контракты на передачу информации, составл€ющей коммерческую тайну, не рассматриваютс€ как сделки, предусматривающие передачу прав интеллектуальной собственности <4>. -------------------------------- <4> ѕостановление ‘едерального арбитражного суда ћосковского округа от 7 феврал€ 2003 г. N  ј-ј40/194-03.

–ассмотрим негативные практические следстви€ введени€ режима исключительных прав в отношении ноу-хау. ѕоложение обладател€ исключительных прав на ноу-хау оказываетс€ в определенном смысле более у€звимым, чем обладател€ информации, котора€ не €вл€етс€ объектом исключительных прав. »сключительное право на ноу-хау прекращаетс€ у всех правообладателей с момента утраты конфиденциальности соответствующих сведений. ≈сли исключительные права были предоставлены по лицензионному договору, соответствующие об€зательства лицензиата также прекращают свое действие. ћежду тем коммерческа€ ценность ноу-хау, составл€ющего технологию современного высокотехнологичного производства, мгновенно не тер€етс€. ƒл€ его освоени€ даже при наличии ноу-хау конкурентам потребуетс€ значительное врем€, за которое потребности рынка в данной продукции полностью или частично будут удовлетворены. Ёта особенность ноу-хау может использоватьс€ в цел€х недобросовестной конкуренции намеренно дл€ того, чтобы опорочить права лицензиара. “ак, значительна€ часть информации по конструкции р€да объектов российской продукции военного назначени€, переданной в страны ¬осточной ≈вропы бывшим ———–, рассекречена и в том или ином виде доступна. ќсновыва€сь на этих фактах, производители этих стран обосновывают свое право на производство продукции без разрешени€ лицензиара и выплаты ему соответствующего вознаграждени€. Ќапротив, если рассматривать ноу-хау как объект об€зательственных прав, в том числе договорных, такие возражени€ не могут быть прин€ты во внимание, поскольку стороны были свободны в выборе условий передачи информации и ее последующего использовани€, в том числе могли оговорить все вопросы производства и поставок продукции по лицензии в случае полной или частичной утраты конфиденциальности сведений, содержащихс€ в передаваемой документации. ќсобое внимание необходимо уделить использованию термина "исключительное право" в лицензионных договорах на передачу технологий и ноу-хау. “ак, признание в ст. 2 —оглашени€ между ѕравительством –оссийской ‘едерации и ѕравительством ¬енгерской –еспублики о пор€дке производства и ремонта в ¬енгерской –еспублике вооружени€, военной техники и запасных частей к ним по лицензи€м бывшего ———– от 16 феврал€ 2005 г. "исключительных прав –оссийской ‘едерации на результаты интеллектуальной де€тельности", переданных ¬енгерской Ќародной –еспублике по лицензионным ранее договорам с бывшим ———–, не €вл€етс€ правовым основанием дл€ признани€ прав –оссийской ‘едерации как на территории –оссийской ‘едерации, так и на территори€х других стран исключительными в смысле ст. 138 √  –‘ и международных конвенций о праве интеллектуальной собственности. —одержание исключительного права здесь имеет другое значение, оно не имеет абсолютного характера и представл€ет собой об€зательство владельца ноу-хау представл€ть в рамках данной территории и времени его исключительно лицензиату, не передавать его другим пользовател€м, а также не использовать эти опыт и знани€ самому. — учетом сказанного можно выделить три направлени€ ¬“—, в ходе которых происходит использование прав на –»ƒ: 1. ¬ процессе производства в –оссийской ‘едерации материальной ѕ¬Ќ дл€ последующей поставки на экспорт. Ќа данном этапе возможно использование исключительных прав из патентов как российских, так и выданных в государстве инозаказчика, а также авторских прав, в том числе на программы дл€ Ё¬ћ. ¬ отношении результатов Ќ»ќ –, которые не €вл€ютс€ объектом исключительных прав, заказчики Ќ»ќ –, их правопреемники могут использовать об€зательственные права по отношению к лицам, осуществл€ющим ввод –»ƒ в оборот.   таким об€зательственным правам относ€тс€ права из договора заказа Ќ»ќ –, если ввод в оборот осуществл€ет исполнитель Ќ»ќ –, или права из договоров, которые заключает ‘√” "‘јѕ–»ƒ" в ходе урегулировани€ вопросов правовой защиты интересов государства в процессе передачи иностранным заказчикам и использовани€ ими результатов Ќ»ќ – военного назначени€. 2. ѕри передаче информации об уже созданных –»ƒ и/или соответствующих исключительных прав иностранному заказчику (в форме договора о передаче технической документации, договора о передаче лицензии на производство, оказани€ услуг по обучению, консультаций и т. п.). 3. ѕри проведении Ќ»ќ – дл€ иностранных заказчиков. «десь возможно использование предшествующей интеллектуальной собственности, например, при создании опытных образцов или при передаче прав на использование результатов Ќ»ќ – заказчику. ћожет также потребоватьс€ передача информации, составл€ющей коммерческую тайну другого лица. ѕри этом необходимо оговорить об€зательства инозаказчика по ее использованию. ѕередача информации без условий об использовании позволит заказчику использовать ее без ограничений и даже приобретать исключительные права на указанные результаты. ¬ насто€щее врем€ гражданско-правовой режим –»ƒ военного назначени€ и гражданско-правовой режим –»ƒ общегражданского назначени€ существенным образом различаютс€. ћежду тем в ходе ¬“— происходит использование как тех, так и других результатов и подобное разделение представл€етс€ искусственным. «ащита имущественных интересов государства в сфере ¬“— должна учитывать его права в отношении всех –»ƒ, используемых при производстве ѕ¬Ќ. –азличие должно осуществл€тьс€ в области публичного права, где задачи обороны и безопасности достаточно успешно решаютс€ законодательством о государственной тайне и известными ограничени€ми патентного законодательства –оссийской ‘едерации. –аспространение на информацию о –»ƒ режима государственной тайны не исключает использование этих –»ƒ дл€ производства и введени€ в оборот ѕ¬Ќ. »нформаци€, составл€юща€ государственную тайну, также может быть объектом гражданско-правовых сделок. ѕоскольку положени€ «акона о коммерческой тайне не распростран€ютс€ на сведени€, отнесенные в установленном пор€дке к государственной тайне, защита интересов создател€ ноу-хау, составл€ющего государственную тайну, от его несанкционированного использовани€ возможна только средствами договорного права. ќдной из особенностей правового регулировани€ использовани€ прав на –»ƒ в сфере ¬“— €вл€ютс€ международные двусторонние договоры (в форме межправительственных соглашений) об охране и использовании –»ƒ и/или прав интеллектуальной собственности в сфере ¬“—. ÷елесообразность заключени€ подобных договоров определ€етс€ следующими факторами: возможность несанкционированного использовани€ объектов интеллектуальной собственности в интересах национальной безопасности, предусмотренна€ законодательством большинства государств; сложность применени€ санкций в судебном пор€дке к третьим лицам, которым переданна€ информаци€ о –»ƒ стала известна в результате неосторожности либо умышленных действий лицензиата; законодательство иностранных государств может не рассматривать –оссийскую ‘едерацию в качестве субъекта права интеллектуальной собственности и/или права на информацию, составл€ющую коммерческую тайну. ѕредставл€етс€ целесообразным рекомендовать уполномоченным государственным органам –оссийской ‘едерации при подготовке соответствующих межправительственных соглашений добиватьс€ прин€ти€ об€зательств сторон принимать предусмотренные законодательством меры в цел€х недопущени€ не предусмотренного контрактами использовани€ результатов интеллектуальной де€тельности, права на которые принадлежат государству другой стороны и/или его организации, например, посредством отказа в выдаче лицензии на экспорт ѕ¬Ќ.

Ќазвание документа пїњ