пїњ

¬воз (импорт) продукции военного значени€ на территорию –оссии

(Ѕел€ева Ќ. ј.)

("Ќалоги" (газета), 2006, N 27)

“екст документа

¬¬ќ« (»ћѕќ–“) ѕ–ќƒ” ÷»» ¬ќ≈ЌЌќ√ќ «Ќј„≈Ќ»я

Ќј “≈––»“ќ–»ё –ќ——»»

Ќ. ј. Ѕ≈Ћя≈¬ј

Ѕел€ева Ќ. ј., консультант по налогам «јќ "BKR-»нтерком-јудит".

ƒе€тельность в области международных отношений, св€занна€ с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или покупкой продукции военного назначени€, а также с разработкой и производством продукции военного назначени€, €вл€етс€ военно-техническим сотрудничеством (стать€ 1 ‘едерального закона от 19 июл€ 1998 года N 114-‘« "ќ военно-техническом сотрудничестве –оссийской ‘едерации с иностранными государствами" (далее - «акон N 114-‘«)).

¬ соответствии со статьей 1 «акона N 114-‘« ввоз продукции военного назначени€ - перемещение продукции военного назначени€ на территорию –оссийской ‘едерации.

¬воз на территорию –оссийской ‘едерации и вывоз с территории –оссийской ‘едерации продукции военного назначени€ при осуществлении военно-технического сотрудничества производ€тс€ в соответствии с решени€ми ѕрезидента –‘ и (или) ѕравительства –‘ либо в соответствии с решени€ми  омитета –‘ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами по лицензи€м, выдаваемым этим  омитетом.

ѕор€док лицензировани€ в –оссийской ‘едерации ввоза и вывоза продукции военного назначени€ утвержден ”казом ѕрезидента –‘ от 10 сент€бр€ 2005 года N 1062 "¬опросы военно-технического сотрудничества –оссийской ‘едерации с иностранными государствами" (вместе с ѕоложением о  омиссии по вопросам военно-технического сотрудничества –оссийской ‘едерации с иностранными государствами, ѕоложением о пор€дке осуществлени€ военно-технического сотрудничества –оссийской ‘едерации с иностранными государствами, ѕоложением о пор€дке предоставлени€ российским организаци€м права на осуществление внешнеторговой де€тельности в отношении продукции военного назначени€, ѕоложением о пор€дке рассмотрени€ обращений иностранных заказчиков и согласовани€ проектов решений ѕрезидента –оссийской ‘едерации, ѕравительства –оссийской ‘едерации и ‘едеральной службы по военно-техническому сотрудничеству о поставках продукции военного назначени€, ѕоложением о пор€дке лицензировани€ в –оссийской ‘едерации ввоза и вывоза продукции военного назначени€). ƒанный ”каз вступил в силу с 10 сент€бр€ 2005 года.

‘едеральна€ таможенна€ служба в письме от 1 декабр€ 2004 года N 07-56/9263 "ќб оформлении и выдаче лицензий на ввоз и вывоз продукции военного назначени€" разъ€сн€ет:

"¬ соответствии с ”казом ѕрезидента –оссийской ‘едерации от 16 августа 2004 года N 1083 "¬опросы ‘едеральной службы по военно-техническому сотрудничеству" на ‘—¬“— –оссии возложены полномочи€ по прин€тию решений о выдаче в установленном пор€дке субъектам военно-технического сотрудничества лицензий на ввоз в –оссийскую ‘едерацию и вывоз из нее продукции военного назначени€.

¬ св€зи с присвоением ‘—¬“— –оссии кода "13162" по ќбщероссийскому классификатору органов государственной власти и управлени€ (ќ ќ√”) номер лицензии будет формироватьс€ следующим образом:

1-€ - 3-€ цифры - цифры из кода ‘—¬“— –оссии по ќ ќ√” как органа, выдающего лицензии на ввоз (вывоз) продукции военного назначени€;

4-€ цифра - последн€€ цифра года выдачи лицензии;

с 5-й по 7-ю цифру - номер печати должностного лица ‘—¬“— –оссии, подписавшего лицензию;

с 8-й по 11-ю цифру - регистрационный номер лицензии по учету ‘—¬“— –оссии.

”читыва€ изменени€, св€занные с утверждением структуры федеральных органов исполнительной власти ”казом ѕрезидента от 9 марта 2004 года N 314 "ќ системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", не подлежат применению письма √“  –оссии от 23.02.2001 N 01-06/7138, от 04.04.2001 N 01-06/12357, от 13.06.2001 N 01-06/23134, от 28.01.2002 N 01-06/3357".

¬ соответствии с пунктом 6 ѕоложени€ о пор€дке лицензировани€ в –оссийской ‘едерации ввоза и вывоза продукции военного назначени€, утвержденного ”казом ѕрезидента –‘ от 10 сент€бр€ 2005 года N 1062 "¬опросы военно-технического сотрудничества –оссийской ‘едерации с иностранными государствами", дл€ получени€ лицензии на ввоз и вывоз продукции военного назначени€ организаци€-за€витель представл€ет в ‘едеральную службу по военно-техническому сотрудничеству следующие документы:

- за€вление на получение лицензии.

ѕриказом ћ¬Ё— –‘ от 11 июл€ 1997 года N 367 утверждены ћетодические указани€ о пор€дке приема за€влений, выдачи экспортных и импортных лицензий, ведени€ федерального банка лицензий;

- копию контракта или выписку из контракта с иностранным заказчиком (поставщиком);

- копию договора между организацией-за€вителем и организацией - разработчиком и производителем продукции военного назначени€ (при вывозе этой продукции) или между организацией-за€вителем и организацией - потребителем продукции военного назначени€ (при ввозе этой продукции);

- документы, которые подтверждают урегулирование с ћинистерством юстиции –оссийской ‘едерации вопросов правовой защиты интересов государства в процессе передачи иностранным заказчикам и использовани€ ими результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного назначени€, которые содержатс€ в предусмотренной дл€ передачи продукции военного назначени€ и права на которые принадлежат –оссийской ‘едерации;

- сертификат конечного пользовател€ - легализованный в установленном пор€дке документ, содержащий об€зательства уполномоченного органа иностранного государства использовать экспортируемую из –оссии продукцию военного назначени€ только в за€вленных цел€х и не допускать ее реэкспорта или передачи третьим странам без согласи€ –оссии.

—огласно пункту 2 ѕоложени€ о пор€дке предоставлени€ российским организаци€м права на осуществление внешнеторговой де€тельности в отношении продукции военного назначени€, утвержденного ”казом ѕрезидента –‘ от 10 сент€бр€ 2005 года N 1062 "¬опросы военно-технического сотрудничества –оссийской ‘едерации с иностранными государствами", внешнеторговую де€тельность в отношении продукции военного назначени€ имеют право осуществл€ть следующие организации –оссийской ‘едерации:

- государственный посредник - специализированное федеральное государственное унитарное предпри€тие, образованное по решению ѕрезидента –оссийской ‘едерации.

√осударственным посредником по экспорту (импорту) продукции военного назначени€ в соответствии с ”казом ѕрезидента –‘ от 4 но€бр€ 2000 года N 1834 €вл€етс€ федеральное государственное унитарное предпри€тие "–особоронэкспорт", основанное на праве хоз€йственного ведени€;

- организации - разработчики и производители продукции военного назначени€, отвечающие требовани€м, определенным «аконом N 114-‘«, и получившие право на осуществление такой де€тельности в отношении продукции военного назначени€ и в пор€дке, определенном ѕрезидентом –‘.

ѕунктом 6 ѕоложени€ о пор€дке предоставлени€ организаци€м –оссийской ‘едерации права на осуществление внешнеторговой де€тельности в отношении продукции военного назначени€, утвержденного ”казом ѕрезидента –‘ от 10 сент€бр€ 2005 года N 1062 "¬опросы военно-технического сотрудничества –оссийской ‘едерации с иностранными государствами", утвержден ѕеречень документов, представл€емых организацией-за€вителем в федеральное агентство, к сфере де€тельности которого она относитс€, дл€ подготовки к рассмотрению вопроса о предоставлении ей права на осуществление внешнеторговой де€тельности в отношении продукции военного назначени€:

"1. «а€вление российской организации, €вл€ющейс€ разработчиком и (или) производителем продукции военного назначени€ (далее - организаци€), о предоставлении ей права на осуществление внешнеторговой де€тельности в отношении продукции военного назначени€ (в произвольной форме) и проект соответствующего решени€ ѕрезидента –оссийской ‘едерации или ‘едеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, согласованный в установленном пор€дке.

2. —правка, выданна€ ‘едеральной службой государственной статистики, о включении организации в ≈диный государственный регистр предпри€тий и организаций всех форм собственности и хоз€йствовани€.

3. —правка, выданна€ российским банком, обслуживающим организацию, о наличии у нее рублевого и валютного счетов, которые будут использоватьс€ организацией при осуществлении военно-технического сотрудничества.

4. —правка организации о наличии у нее счетов в иностранных банках, в том числе в тех, услугами которых эта организаци€ будет пользоватьс€ при осуществлении военно-технического сотрудничества.

5.  опии годовой бухгалтерской отчетности организации за предыдущий год и на последнюю отчетную дату перед представлением документов.

6.  опии аудиторских заключений, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности, представленной организацией, в случа€х, когда в соответствии с законодательством –оссийской ‘едерации эта отчетность подлежит об€зательному аудиту.

7.  опии учредительных документов организации.

8.  опии документов, подтверждающих факт государственной регистрации организации и внесени€ записи в ≈диный государственный реестр юридических лиц (свидетельства о государственной регистрации юридического лица и выписки из ≈диного государственного реестра юридических лиц).

9.  опи€ лицензии на осуществление организацией де€тельности по разработке, производству, ремонту, техническому обслуживанию и утилизации вооружени€, военной техники и боеприпасов.

10.  опи€ лицензии на проведение организацией работ, св€занных с использованием сведений, составл€ющих государственную тайну.

11. —видетельство о постановке организации на учет в налоговые органы –оссийской ‘едерации.

12. —правка, выданна€ ‘едеральной налоговой службой, об отсутствии у организации задолженности перед бюджетами всех уровней или о наличии такой задолженности с декларированием суммы этой задолженности и указанием банковских реквизитов организации - недоимщика.

13. —правка, выданна€ ћинистерством юстиции –оссийской ‘едерации, о согласовании вопросов правовой защиты интересов государства в процессе передачи иностранным заказчикам и использовани€ ими результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного назначени€, которые содержатс€ в предлагаемой дл€ передачи продукции военного назначени€ и права на которые принадлежат –оссийской ‘едерации.

14. Ќоменклатура (перечень) продукции военного назначени€, €вл€ющейс€ предметом производственной де€тельности организации, согласованна€ с ћинистерством обороны –оссийской ‘едерации.

15. ѕеречень выполненных организацией за предыдущий год контрактов о поставках на экспорт продукции военного назначени€ по за€вл€емой номенклатуре (перечню) с указанием объемов осуществленных поставок.

16. ѕоложительные заключени€ ћинистерства иностранных дел –оссийской ‘едерации, ћинистерства обороны –оссийской ‘едерации, ‘едеральной таможенной службы, ‘едеральной антимонопольной службы, —лужбы внешней разведки –оссийской ‘едерации, ‘едеральной службы безопасности –оссийской ‘едерации, федерального агентства, к сфере де€тельности которого относитс€ организаци€-за€витель, о возможности предоставлени€ ей права на осуществление внешнеторговой де€тельности в отношении продукции военного назначени€.

17. “актико-технические характеристики продукции военного назначени€, основные параметры научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по ее созданию (модернизации), предусматриваемые к передаче иностранным заказчикам, утвержденные ћинистерством обороны –оссийской ‘едерации.

18. ƒокументы, подтверждающие наличие у организации:

а) служб, обеспечивающих ведение валютных операций и осуществл€ющих работу в области внешнеторгового ценообразовани€;

б) нормативных и методических документов, регламентирующих де€тельность в области военно-технического сотрудничества;

в) возможностей дл€ осуществлени€ контрол€ за состо€нием реализованной на экспорт продукции военного назначени€, ее технического обслуживани€ (ремонт, модернизаци€, обеспечение запасными част€ми), обучени€ военных кадров и технического персонала иностранного заказчика;

г) согласованного с ‘едеральной службой безопасности –оссийской ‘едерации и ‘едеральной службой по техническому и экспортному контролю плана меропри€тий по защите сведений, составл€ющих государственную тайну, при работе с иностранными делегаци€ми в период их пребывани€ в –оссийской ‘едерации, а также при работе представителей организации за рубежом;

д) согласованных с ћинистерством юстиции –оссийской ‘едерации и ћинистерством обороны –оссийской ‘едерации планов меропри€тий по обеспечению правовой защиты интересов государства в процессе передачи иностранным заказчикам и использовани€ ими результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного назначени€, которые содержатс€ в предлагаемой дл€ передачи продукции военного назначени€ и права на которые принадлежат –оссийской ‘едерации.

19. ƒл€ организации, €вл€ющейс€ акционерным обществом:

а) выписка из реестра акционеров этого общества, содержаща€ сведени€, подтверждающие закрепление не менее 51 процента акций (долей) акционерного общества в федеральной собственности и размещение остальных акций (долей) среди российских физических и юридических лиц, а также отсутствие проданных и отчужденных иным способом акций (долей) или акций (долей), переданных в залог и доверительное управление иностранным государствам, международным организаци€м, иностранным юридическим и физическим лицам, а равно российским юридическим и физическим лицам, в отношении которых перечисленные субъекты €вл€ютс€ их аффилированными лицами;

б) документ федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг или иного регистрирующего органа, определенного федеральным законом, о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг с указанием в нем присвоенного индивидуального государственного регистрационного номера".

ќрганизаци€-за€витель об€зана представить необходимые документы в виде подлинников либо заверенных копий (пункт 6 ѕоложени€ о пор€дке предоставлени€ организаци€м –оссийской ‘едерации права на осуществление внешнеторговой де€тельности в отношении продукции военного назначени€, утвержденного ”казом ѕрезидента –‘ от 10 сент€бр€ 2005 года N 1062 "¬опросы военно-технического сотрудничества –оссийской ‘едерации с иностранными государствами").

–уководитель организации-за€вител€ несет полную ответственность за полноту и достоверность представл€емых документов и информации, а также за их согласование в необходимых случа€х с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

≈сли организации-за€вителю отказано в предоставлении права на осуществление внешнеторговой де€тельности в отношении продукции военного назначени€, то ‘едеральна€ служба по военно-техническому сотрудничеству об€зана дать ей мотивированный ответ с обоснованием отказа (пункт 8 ѕоложени€ о пор€дке предоставлени€ организаци€м –оссийской ‘едерации права на осуществление внешнеторговой де€тельности в отношении продукции военного назначени€, утвержденного ”казом ѕрезидента –‘ от 10 сент€бр€ 2005 года N 1062 "¬опросы военно-технического сотрудничества –оссийской ‘едерации с иностранными государствами").

ѕунктом 9 данного ѕоложени€ установлено, если организаци€ получила право на осуществление внешнеторговой де€тельности в отношении продукции военного назначени€, то она включаетс€ в реестр организаций, получивших право на осуществление внешнеторговой де€тельности в отношении продукции военного назначени€. ‘едеральна€ служба по военно-техническому сотрудничеству осуществл€ет ведение такого реестра.

¬ключенной в реестр организации выдаетс€ соответствующее свидетельство, которое должно быть подписано руководителем ‘едеральной службы по военно-техническому сотрудничеству и заверено гербовой печатью (пункт 9 ѕоложени€ о пор€дке предоставлени€ организаци€м –оссийской ‘едерации права на осуществление внешнеторговой де€тельности в отношении продукции военного назначени€, утвержденного ”казом ѕрезидента –‘ от 10 сент€бр€ 2005 года N 1062 "¬опросы военно-технического сотрудничества –оссийской ‘едерации с иностранными государствами").

—огласно пункту 19 ѕоложени€ о пор€дке предоставлени€ организаци€м –оссийской ‘едерации права на осуществление внешнеторговой де€тельности в отношении продукции военного назначени€, утвержденного ”казом ѕрезидента –‘ от 10 сент€бр€ 2005 года N 1062 "¬опросы военно-технического сотрудничества –оссийской ‘едерации с иностранными государствами":

"19. ѕо окончании действи€ срока, в течение которого организации предоставлено право на осуществление внешнеторговой де€тельности в отношении продукции военного назначени€, решением ѕрезидента –оссийской ‘едерации либо ‘едеральной службы по военно-техническому сотрудничеству организации может быть разрешено завершение выполнени€ контрактных об€зательств перед иностранным заказчиком на основании ее за€влени€ без представлени€ документов, указанных в приложении к насто€щему ѕоложению.

ѕри отказе в продлении данного срока ‘едеральна€ служба по военно-техническому сотрудничеству принимает решение о передаче заключенных организацией контрактов на поставку продукции военного назначени€ государственному посреднику либо иному субъекту военно-технического сотрудничества дл€ выполнени€".

ѕор€док представлени€ информации и документов, необходимых дл€ регистрации контрактов, касающихс€ внешнеторговой де€тельности в отношении продукции военного назначени€, утвержден ѕриказом  ¬“— –‘ от 3 июл€ 2001 года N 52.

ќсобенности Ќƒ— при осуществлении операций по ввозу товаров

≈сли организаци€ ¬ѕ , имеюща€ право на внешнеторговую де€тельность в отношении продукции военного назначени€, приобретает продукцию за границей –оссийской ‘едерации, то при осуществлении ввоза такой продукции на таможне нужно будет уплатить Ќƒ—.

ќдной из особенностей налога на добавленную стоимость €вл€етс€ то, что данный налог взимаетс€ в качестве обычного налога и в качестве таможенного платежа. ¬ св€зи с этим все налогоплательщики налога на добавленную стоимость раздел€ютс€ фактически на две группы:

- плательщики налога;

- плательщики Ќƒ— на таможне.

ѕлательщиками Ќƒ— на таможне €вл€ютс€ лица, признаваемые налогоплательщиками в св€зи с перемещением товаров через таможенную границу –оссийской ‘едерации и определ€емые в соответствии с “аможенным кодексом –оссийской ‘едерации. “о есть при отнесении хоз€йствующих субъектов к данной категории необходимо руководствоватьс€ нормами таможенного права.

Ќалог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию –оссийской ‘едерации, согласно статье 318 “  –‘ €вл€етс€ одним из видов таможенных платежей.

—ледует иметь в виду, что поскольку плательщики Ќƒ— на таможне определ€ютс€ по нормам таможенного права, то статьи 144 Ќ  –‘ "ѕостановка на учет в качестве налогоплательщика" и 145 Ќ  –‘ "ќсвобождение от исполнени€ об€занностей налогоплательщика" в отношении плательщиков Ќƒ— на таможне не примен€ютс€.

Ќеобходимо отметить, что по некоторым видам товаров, ввозимых на территорию –оссийской ‘едерации, Ќƒ— на таможне не уплачиваетс€. —писок товаров, освобожденных от уплаты Ќƒ— на таможне, установлен статьей 150 Ќ  –‘:

"—тать€ 150. ¬воз товаров на территорию –оссийской ‘едерации, не подлежащий налогообложению (освобождаемый от налогообложени€)

Ќе подлежит налогообложению (освобождаетс€ от налогообложени€) ввоз на таможенную территорию –оссийской ‘едерации:

1) товаров (за исключением подакцизных товаров), ввозимых в качестве безвозмездной помощи (содействи€) –оссийской ‘едерации, в пор€дке, устанавливаемом ѕравительством –оссийской ‘едерации в соответствии с ‘едеральным законом "ќ безвозмездной помощи (содействии) –оссийской ‘едерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты –оссийской ‘едерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в св€зи с осуществлением безвозмездной помощи (содействи€) –оссийской ‘едерации";

2) товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 насто€щего  одекса, а также сырь€ и комплектующих изделий дл€ их производства;

3) материалов дл€ изготовлени€ медицинских иммунобиологических препаратов дл€ диагностики, профилактики и (или) лечени€ инфекционных заболеваний (по перечню, утверждаемому ѕравительством –оссийской ‘едерации);

4) художественных ценностей, передаваемых в качестве дара учреждени€м, отнесенным в соответствии с законодательством –оссийской ‘едерации к особо ценным объектам культурного и национального наследи€ народов –оссийской ‘едерации;

5) всех видов печатных изданий, получаемых государственными и муниципальными библиотеками и музе€ми по международному книгообмену, а также произведений кинематографии, ввозимых специализированными государственными организаци€ми в цел€х осуществлени€ международных некоммерческих обменов;

6) товаров, произведенных в результате хоз€йственной де€тельности российских организаций на земельных участках, €вл€ющихс€ территорией иностранного государства с правом землепользовани€ –оссийской ‘едерации на основании международного договора;

7) технологического оборудовани€, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций;

8) необработанных природных алмазов;

9) товаров, предназначенных дл€ официального пользовани€ иностранных дипломатических и приравненных к ним представительств, а также дл€ личного пользовани€ дипломатического и административно-технического персонала этих представительств, включа€ членов их семей, проживающих вместе с ними;

10) валюты –оссийской ‘едерации и иностранной валюты, банкнот, €вл€ющихс€ законными средствами платежа (за исключением предназначенных дл€ коллекционировани€), а также ценных бумаг - акций, облигаций, сертификатов, векселей;

11) продукции морского промысла, выловленной и (или) переработанной рыбопромышленными предпри€ти€ми (организаци€ми) –оссийской ‘едерации".

ѕоскольку в данном перечне продукци€ военного назначени€ не указана, то ввоз данной продукции на территорию –оссийской ‘едерации облагаетс€ Ќƒ— в общеустановленном пор€дке.

—огласно пункту 10 статьи 2 ‘едерального закона от 8 декабр€ 2003 года N 164-‘« "ќб основах государственного регулировани€ внешнеторговой де€тельности":

"импорт товара - ввоз товара на таможенную территорию –оссийской ‘едерации без об€зательства об обратном вывозе".

Ќормы главы 21 "Ќалог на добавленную стоимость" Ќ  –‘ в отношении операций по импорту содержат несколько моментов, на которые налогоплательщику Ќƒ— необходимо обратить внимание.

¬о-первых, при осуществлении операций по импорту товаров пор€док и сроки уплаты Ќƒ— несколько отличаютс€ от обычного пор€дка. “ак как при ввозе товаров из-за границы данный налог выступает в качестве таможенного платежа, плательщик Ќƒ— должен руководствоватьс€ нормами таможенного права и действовать в соответствии с »нструкцией, утвержденной ѕриказом √“  –‘ от 7 феврал€ 2001 года N 131 "ќб утверждении »нструкции о пор€дке применени€ таможенными органами –оссийской ‘едерации налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию –оссийской ‘едерации" (далее - »нструкци€ N 131).

—огласно пункту 24 »нструкции N 131 при ввозе товаров на территорию –оссийской ‘едерации налог на добавленную стоимость уплачиваетс€ до или одновременно с прин€тием таможенной декларации.

≈сли таможенна€ деклараци€ не была подана в срок, установленный “аможенным кодексом –оссийской ‘едерации, то сроки уплаты налога на добавленную стоимость исчисл€ютс€ со дн€ истечени€ установленного срока подачи таможенной декларации.

—татьей 129 “  –‘ установлено, что таможенна€ деклараци€ на товары, ввозимые на таможенную территорию –оссийской ‘едерации, подаетс€ не позднее 15 дней со дн€ предъ€влени€ товаров таможенным органам в месте их прибыти€ на таможенную территорию –оссийской ‘едерации или со дн€ завершени€ внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производитс€ не в месте их прибыти€. ¬ необходимых случа€х, по мотивированному письменному обращению декларанта, таможенные органы могут продлить срок подачи таможенной декларации. ≈сли окончание срока подачи таможенной декларации приходитс€ на нерабочий день таможенного органа, днем окончани€ этого срока считаетс€ следующий за ним рабочий день таможенного органа.

 роме того, если плательщик Ќƒ— на таможне не заплатил Ќƒ— в течение 15 дней с момента поступлени€ товара на таможню, таможенные органы вправе начислить пени. Ќачисление пени производитс€ в соответствии со статьей 349 “  –‘.

ѕо общему правилу пени начисл€ютс€ за каждый календарный день просрочки уплаты Ќƒ— на таможне, начина€ со дн€, следующего за днем истечени€ срока уплаты, по день исполнени€ об€занности по уплате либо по день прин€ти€ решени€ о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты включительно. ѕени начисл€ютс€ в процентах, соответствующих одной трехсотой ставки рефинансировани€ ÷Ѕ –‘, от суммы неуплаченного налога, при этом примен€етс€ ставка рефинансировани€, действующа€ в период просрочки.

ѕример

ќрганизаци€ ќјќ "јрсенал" осуществл€ет ввоз ћѕ«, необходимых дл€ производства продукции военного назначени€. “овар поступил на таможенную территорию –оссийской ‘едерации 17 €нвар€. ќрганизаци€ не успела воврем€ подать таможенную декларацию и заплатить Ќƒ—. ¬ соответствии с “аможенным кодексом срок подачи декларации у организации истек 31 €нвар€, следовательно, начина€ с 1 феврал€, до того момента, когда организаци€ заплатит Ќƒ—, таможн€ насчитает пени за просрочку платежа.

¬о-вторых, при определении суммы налога необходимо руководствоватьс€ статьей 160 Ќ  –‘ и положени€ми »нструкции N 131.

"—тать€ 160. ѕор€док определени€ налоговой базы при ввозе товаров на таможенную территорию –оссийской ‘едерации

1. ѕри ввозе товаров (за исключением товаров, указанных в пунктах 3 и 5 насто€щей статьи, и с учетом статей 150 - 152 насто€щего  одекса) на таможенную территорию –оссийской ‘едерации налогова€ база определ€етс€ как сумма:

1) таможенной стоимости этих товаров;

2) подлежащей уплате таможенной пошлины;

3) подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам).

2. ѕри ввозе на таможенную территорию –оссийской ‘едерации продуктов переработки товаров, ранее вывезенных с нее дл€ переработки вне таможенной территории –оссийской ‘едерации в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории, налогова€ база определ€етс€ как стоимость такой переработки.

3. Ќалогова€ база определ€етс€ отдельно по каждой группе товаров одного наименовани€, вида и марки, ввозимой на таможенную территорию –оссийской ‘едерации.

≈сли в составе одной партии ввозимых на таможенную территорию –оссийской ‘едерации товаров присутствуют как подакцизные товары, так и неподакцизные товары, налогова€ база определ€етс€ отдельно в отношении каждой группы указанных товаров. Ќалогова€ база определ€етс€ в аналогичном пор€дке в случае, если в составе партии ввозимых на таможенную территорию –оссийской ‘едерации товаров присутствуют продукты переработки товаров, ранее вывезенных с таможенной территории –оссийской ‘едерации дл€ переработки вне таможенной территории –оссийской ‘едерации.

4. ¬ случае, если в соответствии с международным договором –оссийской ‘едерации отменены таможенный контроль и таможенное оформление ввозимых на территорию –оссийской ‘едерации товаров, налогова€ база определ€етс€ как сумма:

стоимости приобретенных товаров, включа€ затраты на доставку указанных товаров до границы –оссийской ‘едерации;

подлежащих уплате акцизов (дл€ подакцизных товаров).

5. Ќалогова€ база при ввозе российских товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, на остальную часть таможенной территории –оссийской ‘едерации либо при передаче их на территории особой экономической зоны лицам, не €вл€ющимс€ резидентами такой зоны, определ€етс€ в соответствии с пунктом 1 насто€щей статьи с учетом особенностей, предусмотренных таможенным законодательством –оссийской ‘едерации".

“аким образом, исход€ из положений налогового и таможенного законодательства, при расчете Ќƒ—, который нужно заплатить на таможне, в отношении товаров, облагаемых таможенными пошлинами и акцизами, можно использовать следующую формулу:

1. — = (— + ѕ + ј ) x Ќ,

Ќƒ— “ — —

где — - сумма налога на добавленную стоимость;

Ќƒ—

— - таможенна€ стоимость ввозимого товара;

ѕ - сумма ввозной таможенной пошлины;

ј - сумма акциза;

Ќ - ставка налога на добавленную стоимость в процентах.

¬ том случае, если из-за границы ввозитс€ товар, который освобожден от таможенных пошлин, но облагаетс€ акцизами, при расчете Ќƒ— будет использована формула:

2. — = (— + ј ) x Ќ.

Ќƒ— “ —

≈сли завозитс€ товар, который облагаетс€ таможенными пошлинами, но освобожден от акцизов, то

3. — = (— + ѕ ) x Ќ.

Ќƒ— “ “

≈сли товар освобожден от уплаты таможенных пошлин и акцизов, то примен€етс€ формула:

4. — = — x Ќ.

Ќƒ— “

Ќалоговые ставки по ввозимым товарам устанавливаютс€ в таком же пор€дке, что и в главе 21 Ќ  –‘.

“ретье, на что следует обратить внимание, это то, что Ќƒ—, уплаченный российским налогоплательщиком, можно прин€ть к вычету. Ёто право налогоплательщика закреплено в статье 171 Ќ  –‘.

—огласно пункту 2 статьи 171 Ќ  –‘:

"2. ¬ычетам подлежат суммы налога, предъ€вленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории –оссийской ‘едерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию –оссийской ‘едерации в таможенных режимах выпуска дл€ внутреннего потреблени€, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу –оссийской ‘едерации без таможенного контрол€ и таможенного оформлени€, в отношении:

1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых дл€ осуществлени€ операций, признаваемых объектами налогообложени€ в соответствии с насто€щей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 насто€щего  одекса;

2) товаров (работ, услуг), приобретаемых дл€ перепродажи".

“аким образом, если выполн€ютс€ требовани€ налогового законодательства в отношении дальнейших операций, св€занных с продукцией военного назначени€, ввезенной на территорию –оссии, то "входной" Ќƒ—, уплаченный на таможне, можно возместить из бюджета.

ѕричем в данном случае документами, подтверждающими право налогоплательщика на вычет Ќƒ—, будут внешнеэкономический договор (контракт), инвойс (счет) иностранного контрагента и таможенна€ деклараци€, где записана сумма Ќƒ—, уплаченного импортером на таможне.

Ќеобходимо обратить внимание, что при осуществлении операций по импорту продукции военного назначени€, уплатив на таможне сумму Ќƒ—, налогоплательщик должен сделать запись в книге покупок. ќснованием дл€ регистрации в книге покупок счетов-фактур €вл€ютс€ таможенна€ деклараци€ на ввозимую продукцию и платежные документы, подтверждающие фактическую уплату налога на добавленную стоимость таможенному органу. Ёто требование закреплено в пункте 10 ѕравил ведени€ журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных ѕостановлением ѕравительства –оссийской ‘едерации от 2 декабр€ 2000 года N 914 "ќб утверждении ѕравил ведени€ журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость".

“аким образом, Ќƒ— можно прин€ть к вычету в том налоговом периоде, в котором товары, приобретенные по внешнеторговой сделке, были прин€ты к учету покупателем.

ћы уже неоднократно обращали внимание читател€ на то, что с 1 €нвар€ 2006 года факт оплаты сумм Ќƒ—, предъ€вленного к оплате поставщиками, дл€ покупател€ - налогоплательщика Ќƒ— роли не играет. ќднако этот пор€док не распростран€етс€ на операции по ввозу. «десь по-прежнему действует прежнее правило: к вычету налогоплательщиками Ќƒ— могут быть предъ€влены лишь суммы налога "фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию –оссийской ‘едерации, после прин€ти€ на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных насто€щей статьей и при наличии соответствующих первичных документов" (пункт 1 статьи 172 Ќ  –‘).

„етвертый момент, на который следует обратить внимание организаци€м, осуществл€ющим операции по импорту продукции военного назначени€, это то, что налоговое законодательство предусматривает случаи, когда Ќƒ—, уплаченный на таможне, не подлежит вычету, а включаетс€ в стоимость материальных ресурсов. Ќа это указывает пункт 2 статьи 170 Ќ  –‘:

"2. —уммы налога, предъ€вленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию –оссийской ‘едерации, учитываютс€ в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случа€х:

1) приобретени€ (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых дл€ операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию дл€ собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложени€);

2) приобретени€ (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых дл€ операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признаетс€ территори€ –оссийской ‘едерации;

3) приобретени€ (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, лицами, не €вл€ющимис€ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость либо освобожденными от исполнени€ об€занностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога;

4) приобретени€ (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, дл€ производства и (или) реализации (передачи) товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаютс€ реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с пунктом 2 статьи 146 насто€щего  одекса, если иное не установлено насто€щей главой".

“аким образом, если при операци€х по импорту товаров хоть одно из указанных положений имеет место, то в этом случае Ќƒ—, уплаченный на таможне, будет учтен в стоимости ввезенной продукции.

Ќазвание документа

пїњ